Сброс сточных вод налог

Опубликовано: 27.04.2024

На рассмотрение Ивановского УФАС России поступают обращения хозяйствующих субъектов на действия АО «Водоканал» по выставлению счетов на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также за сброс загрязняющихся веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Осуществив проверку по обстоятельствам обращений хозяйствующих субъектов, Ивановское УФАС России пришло к выводу, что действия АО «Водоканал» не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно, злоупотребления доминирующим положением.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ №644 от 29.07.2013.

22.05.2020 Постановлением Правительства Российской Федерации №728 с 03.06.2020 внесены существенные изменения в Правила №644, в том числе, введены новые единые требования и порядок расчета нормативов состава сточных вод для абонентов, сбрасывающих стоки в централизованную канализацию (п. 123 (4), 203 Правил №644)

До внесения указанных изменений в Правила №644 начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения зависело от факта осуществления абонентом определенных видов хозяйственной деятельности на объекте, с которого идут стоки. Новая редакция Правил №644 начисление указанной платы с конкретными видами деятельности абонента теперь не связывает. Абоненты, объекты которых соответствуют любому из условий, перечисленных в п. 123 (4) и в п. 203 Правил № 644 1 , обязаны производить оплату за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод. Расчет платы осуществляется по формулам, приведенным в данных пунктах, с применением постоянного коэффициента компенсации.

При условии, если хозяйствующий субъект подпадает по действие п. 123(4) и 203 Правил №644, исчисление платы производится расчетным способом без отбора проб сточных вод. При расчете указанной платы, Правила №644 не налагают на организацию водопроводно-канализационного хозяйства обязанности выяснить содержат ли в действительности стоки абонента, загрязняющие вещества, превышающие допустимые значения, в т.ч. путем отбора лабораторных проб.

На основании вышеизложенного и руководствуясь Законом №416-ФЗ, п. 123 (4), п. 203 Правил №644, абонент обязан производить оплату негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, а также за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае, если отсутствуют подтверждения фактического содержания в сточных водах загрязняющих веществ.

Пунктом 123 (4) Правил №6 44 предусмотрено, что для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (менее 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта);

с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.

В соответствии с п. 203 Правил №644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Прокурор разъясняет

  • 13 января 2021, 12:58

В прокуратуру республики поступают обращения предпринимателей о несогласии с начислением ГУП РК «Вода Крыма» платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в том числе для абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов которых менее 30 куб. метров в сутки.

В соответствии с п. 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила), абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Пунктом 118 Правил предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Правилами предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по установленным формулам (пункт 119).

Пунктом 123(4) Правил определена формула для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации даны разъяснения от 27.07.2020 № 28922-РС/04, в соответствии с которыми плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки, может взиматься без доказывания факта превышения установленных нормативов допустимых сбросов. При этом отмечено, что отбор сточных пробы у таких абонентов является экономически нецелесообразным, так как стоимость отбора проб сточных вод может превысить размер начисляемой платы за негативное воздействие.

Согласно абз. 1 п. 124 Правил абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки, вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.

В случае, если абонент укажет в декларации нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод, данные значения концентраций загрязняющих веществ и показателей свойств сточных вод исключаются из расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Таким образом, потребители имеют право подать в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию в отношении сточных вод, исходя из данных которой будет осуществляться начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в том числе при нулевых значениях фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.

Прокуратура
Республики Крым

Прокуратура Республики Крым

13 января 2021, 12:58

О порядке начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения

В прокуратуру республики поступают обращения предпринимателей о несогласии с начислением ГУП РК «Вода Крыма» платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в том числе для абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов которых менее 30 куб. метров в сутки.

В соответствии с п. 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила), абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Пунктом 118 Правил предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Правилами предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по установленным формулам (пункт 119).

Пунктом 123(4) Правил определена формула для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации даны разъяснения от 27.07.2020 № 28922-РС/04, в соответствии с которыми плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки, может взиматься без доказывания факта превышения установленных нормативов допустимых сбросов. При этом отмечено, что отбор сточных пробы у таких абонентов является экономически нецелесообразным, так как стоимость отбора проб сточных вод может превысить размер начисляемой платы за негативное воздействие.

Согласно абз. 1 п. 124 Правил абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки, вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.

В случае, если абонент укажет в декларации нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод, данные значения концентраций загрязняющих веществ и показателей свойств сточных вод исключаются из расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Таким образом, потребители имеют право подать в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию в отношении сточных вод, исходя из данных которой будет осуществляться начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в том числе при нулевых значениях фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.

ООО «ЭнергоПромРесурс» доводит до вашего сведения, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, (далее – Правила), согласно которого с 1 июля 2020 года для абонентов применяются два вида плат:

1) плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения :

- п. 123 и п. 120 Правил по фактическим результатам отбора проб сточных вод абонента ( при наличии расчета платы );

- п. 123 (4) Правил применяется коэффициент 0,5 (при отсутствии расчета платы см. выше) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

  • среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, – за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и менее суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта;
  • с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения ;
  • расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
  • для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

П = К x Т x Qпр1,

П – размер платы за негативное воздействие (в рублях);

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

2) плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод:

- п. 195 Правил по фактическим результатам отбора проб сточных вод абонента (при наличии расчета платы);

- п. 203 Правил применяется коэффициент 2 (при отсутствии расчета платы см. выше) для объектов абонентов ( при наличии любого из условий ):

  • среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, – за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и менее суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта , используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности:

- предприятий общественного питания,

- деятельности по складированию и хранению,

- деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун,

- деятельности сухопутного транспорта,

- розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах,

- предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты,

- производства пара и горячей воды (тепловой энергии),

- производства пищевых продуктов,

- производства стекла и изделий из стекла,

- производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий,

- производства огнеупорных керамических товаров,

- производства изделий из бетона, цемента и гипса,

- производства химических веществ и химических продуктов,

- производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий,

- производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла,

- производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях,

- производства резиновых и пластмассовых изделий,

- мойки транспортных средств,

- стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий,

- сбора, обработки или утилизации отходов,

- обработки вторичного сырья,

- предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

  • с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения , а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
  • расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения , оборудованного канализационным колодцем;
  • для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец , а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1

Пнорм. сост. – размер платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов (в рублях);

2 – коэффициент, применяемый при сбросе загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод;

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

Постановлением Администрации города Заречного от 30.06.2020г. № 999 утверждены нормативы состава сточных вод абонентам, осуществляющих сброс в систему хозяйственно-фекальной канализации города. Новые нормативы действуют с 1 июля 2020 года.


Г.П. Холодных,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ВОПРОС

Согласно п. 118 Правил N 644 плата за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения является компенсацией организации, осуществляющей водоотведение, расходов, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу центральной системы водоотведения, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в центральной системы водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.п. 113 и 114 Правил N 644. Оплачивая негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, платим ли мы за НВОС?

ОТВЕТ

Оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не является платой за НВОС. Это плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Расходы на приобретение услуг сторонней организации по приему и очистке сточных вод, в том числе с предельно превышающими концентрациями загрязняющих веществ, учитываются в составе материальных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации.

ОБОСНОВАНИЕ

Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ (ч. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).

В соответствии со ст. 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.

Таким образом, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод – это отдельный вид платежа, определенный федеральным законом. Размер такого платежа устанавливается договором, который организация заключает с организацией, осуществляющей водоотведение.

В соответствии с пп.7 п. 1 ст. 254 НК РФ в расходы принимаются затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).

При этом нужно учитывать, что:

  • если речь идет о сверхнормативных выбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, то плату за это нельзя учесть в расходах при исчислении налога на прибыль;
  • если речь идет о повышенной плате сторонней организации за превышение вами норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ или превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ, то ее можно учитывать в составе материальных расходов (Письма Минфина от 26.01.2006 N 03-03-04/4/18, от 25.09.2007 N 03-03-06/1/697, от 20.04.2012 N 03-03-06/1/203, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05 по делу N А07-27013/04-А-СЛА).

В деле N А07-27013/04-А-СЛА налоговики пытались исключить затраты компании на оплату услуг сторонних организаций по очистке сточных вод. Однако суд указал, что если прием сточных вод производится на основании договора, в котором предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, то данный платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Это просто плата за услуги, которые можно учесть в налоговых расходах.

Обратите внимание, услуги сторонних организаций по оценке фактического количества сбросов или выбросов, производимых плательщиком, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.


Г.П. Холодных,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Решение № 435 от 19 декабря 2007 г.

Приложение
к решению окружного Совета
депутатов города Калининграда
№ 435 от 19 декабря 2007 г.

ПОРЯДОК

приема загрязняющих веществ, находящихся в сточных водах и отводимых абонентами в систему канализации г. Калининграда

1. Общие положения

1.1. Настоящий "Порядок приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Калининграда" (в дальнейшем - Порядок приема) направлен на обеспечение охраны водоемов от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами, предотвращения нарушений в работе сетей и сооружений канализации города, повышения эффективности работы этих сооружений и безопасности их эксплуатации за счет правильной организации приема сточных вод в канализационную сеть города.

Под сточными водами подразумеваются все виды сточных вод, образованных в результате деятельности абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара), сбрасываемые в городскую хозяйственно-фекальную канализацию. Прием дренажных и поверхностных сточных вод с территорий абонентов не допускается.

Под загрязняющими веществами подразумеваются органические, неорганические и радиоактивные вещества, находящиеся в воде в растворенной, эмульгированой и нерастворимой форме, патогенные и санитарно-показательные микроорганизмы, присутствие которых в сточной воде в концентрациях выше нормируемых делает эту воду опасной для здоровья и жизни человека, непригодной для использования, наносит ущерб системе канализации и приводит к загрязнению окружающей среды.

Порядок приема составлен в соответствии с Законом "Об охране окружающей среды", "Правилами охраны поверхностных вод", "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167.

1.2. Порядок приема является обязательными для всех абонентов, сбрасывающих сточные воды в канализационную сеть города, независимо от их ведомственной принадлежности. Абонентами являются: все юридические и физические лица (владельцы объектов и территорий), занимающиеся хозяйственной деятельностью, осуществляющие сброс сточных вод в систему канализации города и заключившие договор на сброс сточных вод с муниципальным унитарным предприятием "Водоканал". Абоненты обязаны строго выполнять установленные в Порядке приема требования по сбросу сточных вод и загрязняющих веществ, искать пути сокращения количества отводимых сточных вод и загрязняющих веществ.

1.3. Порядок приема разработан на основании паспортизации водного хозяйства предприятий, водохозяйственного балансового расчета абонентов, сбрасывающих сточные воды в канализационную сеть города. Исходя из установленных в Порядке приема допустимых концентраций загрязняющих веществ муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" выдает прочим абонентам разрешения на сброс сточных вод и загрязняющих веществ и заключает с ними договор на отпуск воды и прием сточных вод в систему канализации города.

1.4. Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" осуществляет надзор за техническим состоянием системы канализации города при поступлении сточных вод и соблюдением абонентами требований Порядка приема.

2. Порядок приема сточных вод и загрязняющих веществ,

отводимых абонентами в систему канализации г. Калининграда

2.1. "Порядок приема. " устанавливает нормативы водоотведения по составу сточных вод абонентов с учетом сточных вод субабонентов (в дальнейшем - сточные воды абонентов), принимаемых в систему канализации г. Калининграда, находящиеся в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" г. Калининграда (в дальнейшем - МУП КХ "Водоканал" г. Калининграда).

2.2. Порядок приема устанавливает нормативы водоотведения сточных вод абонентов, принимаемых в систему канализации г. Калининграда, в целях:

- предупреждения загрязнения водных объектов;

- обеспечения безаварийной работы сетей и сооружений системы канализации (предупреждение заиливания, зажиривания, закупорки трубопроводов, агрессивного влияния на материал труб, колодцев, оборудования), а также защиты системы канализации от вредного воздействия загрязняющих веществ.

- обеспечения соблюдения нормативов сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты, утвержденные природоохранными органами для МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда.

2.3. МУП КХ "Водоканал" г. Калининграда руководствуется Порядком приема при утверждении абонентам допустимого сброса загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых в систему канализации Калининграда (по существующим и проектируемым выпускам в систему канализации), а также при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод абонентов.

2.4. Порядок приема определяет нормативы водоотведения сточных вод абонентов и содержит:

- нормативные показатели и общие свойства сточных вод, принимаемых в систему хозяйственно-фекальной канализации;

- перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации г. Калининграда;

- перечень веществ, запрещенных к сбросу в систему канализации г. Калининграда.

- предельные объемы (лимиты) сточных вод, принимаемых в систему канализации г. Калининграда.

2.5. В канализационную сеть города могут быть приняты сточные воды, которые не вызывают нарушения в работе канализационных сетей и сооружений, обеспечивают безопасность их эксплуатации, удовлетворяющие "Правилам охраны поверхностных вод", "Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167. Сточные воды абонентов, принимаемые в систему канализации города, должны соответствовать установленным нормативам водоотведения по объему (утвержденный лимит водоотведения) и составу сточных вод. Перед сбросом в систему канализации производственные сточные воды подлежат очистке до степени, позволяющей принять их в систему канализации.

Лимиты водопотребления и водоотведения организациям, финансируемым из федерального, областного и городского бюджетов, устанавливаются нормативными актами уполномоченных органов.

Лимиты абонентам, финансирование которых из бюджета не предусмотрено, устанавливаются в соответствии с "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999г. № 167, на основании договоров. Организацией, уполномоченной устанавливать лимиты для абонентов, финансирование которых из бюджета не предусмотрено, является МУП КХ «Водоканал» г. Калининграда.

2.6. Запрещается накопление сточных вод и организация вывозной системы канализации за исключением:

а) когда среднее количество образующихся стоков на объектах в неканализованных районах не превышает 1 м кубического в сутки;

б) организации временных туалетов для строительных рабочих на стройке;

в) организации типовых общественных туалетов.

Устройство выгребов допускается без вводов водопроводов в здание. Вывоз стоков должен осуществляться на канализационные очистные сооружения в соответствии с заключенным договором.

2.7. В систему канализации города запрещается сбрасывать сточные воды абонентов, содержащие:

- вещества, которые способны засорять трубы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках труб, колодцев, решеток (окалина, песок, известь, гипс, каныга, металлическая стружка и т.п.);

- вещества, оказывающие разрушающее действие на материал труб и элементы сооружений канализации;

- опасные бактериальные загрязнения;

- нерастворимые масла, а также смолы и мазут;

- биологически "жесткие" ПАВ;

- только минеральные вещества;

вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) в воде водных объектов рыбохозяйственного водопользования;

- кислоты, горючие примеси, токсические и растворенные газообразные вещества (в частности, растворители: бензин, диэтиловый эфир, дихлорметан, бензол и др.), способные образовывать в канализационных сетях и сооружениях токсичные газы (сероводород, окись углерода, цианистоводородная кислота, пары легколетучих ароматических углеводородов) и другие взрывоопасные смеси;

- сточные воды, расход и состав которых может привести к превышению допустимого установленным Порядком приема количества загрязняющих веществ, поступающих в водный объект;

- концентрированные маточные и кубовые растворы;

- сточные воды, не загрязненные в производственных процессах (нормативно - чистые);

- залповые сбросы сточных вод, характеризующихся превышением более чем в 100 раз ДК по любому виду загрязнений и высокой агрессивностью (2 > pН > 12);

- грунт, строительный и бытовой мусор, а также другие производственные и хозяйственные отходы;

- поверхностный сток с территории, площадки абонента, дождевые, талые, дренажные, поливомоечные и др. стоки после предварительной очистки подлежат повторному использованию в производстве.

2.8. Общие нормативные показатели сточных вод абонентов

С целью обеспечения режима безаварийной работы сетей и сооружений канализации устанавливаются нормативные показатели сточных вод абонентов, принимаемых в систему канализации г. Калининграда:

рН в пределах 6,5 - 9,0;

кратность разбавления сточных вод абонента, при которой исчезает окраска в столбике 10 см, устанавливается не более 1:11.

2.9. Перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации г. Калининграда

2.9.1. Нормирование состава сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации, базируется на следующих основополагающих принципах (далее - в порядке приоритетности):

- необходимости соблюдения на выпуске системы канализации Калининграда величин допустимых концентраций и общих свойств сточных вод, утвержденных в установленном порядке в составе ПДС для выпуска системы канализации Калининграда в водный объект - Приморскую бухту Калининградского залива;

- учета отсутствия канализационных очистных сооружений с полной биологической очисткой на выпуске в водоем;

- учета требований к защите сетей и сооружений системы канализации.

2.9.2. До строительства очистных сооружений с полной биологической очисткой допустимые концентрации загрязняющих веществ, находящихся в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации г. Калининграда (ДК), должны соответствовать следующим требованиям:

Единые нормативы допустимых концентраций (ДК) мг/л загрязняющих веществ, находящихся в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Калининграда

Читайте также: