Анализ отчетности налоговой отчетности

Опубликовано: 22.04.2024

Существует два вида отчетности: бухгалтерская и налоговая. К первой относится баланс и приложения к нему, а также отчеты о финансовых результатах, об изменении капитала и движении денежных средств. Налоговая отчетность включает в себя различные декларации, расчеты и справки.

Нормативное регулирование налоговой отчетности организации

Основной документ, регламентирующий состав и сроки отчетности, — Налоговый кодекс. На основании отчетности организации платят положенные налоги, сборы и взносы.

Можно выделить две отчитывающиеся категории: налогоплательщики и налоговые агенты. Юридические и физические лица, которые согласно НК РФ обязаны уплачивать налоги, называются налогоплательщиками. Лица, которым вменена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет, признаются налоговыми агентами.

Помимо Налогового кодекса к нормативным документам относятся:

  • приказы ФНС об утверждении отчетных форм и инструкции по их заполнению;
  • официальные разъяснения ФНС по применению законодательства;
  • внутренние документы компании (учетная политика).

Состав налоговой отчетности организации

Состав отчетности по налогам зависит от системы налогообложения и вида деятельности.

Больше всего отчетов сдают компании на ОСНО. Организации, применяющие спецрежимы, тратят на заполнение деклараций чуть меньше времени.

Условно можно поделить налоговую отчетность на категории:

  • Декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением спецрежима.
  • Декларации по имущественным налогам (транспорт, земля, имущество).
  • Отчетность по НДФЛ.
  • Отчетность по страховым взносам.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым на общем режиме.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым за пользование ресурсами (например, водный налог).

На спецрежимах сдают декларацию по ЕНВД, декларацию по налогу, уплачиваемому в связи применением УСН или декларацию по ЕСХН.

На ОСНО основные налоговые отчеты — декларации по НДС и налогу на прибыль.

Обратите внимание, что сроки для одной и той же отчетности могут быть разными для ИП и ООО. Например, декларацию по УСН предприниматели сдают до 30 апреля, а компании должны отчитаться на месяц раньше.

Общая налоговая отчетность

Есть отчеты, которые сдаются независимо от режима налогообложения. Это касается отчетов по НДФЛ и страховым взносом. Все компании должны сдавать в ФНС формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам.

Если компания владеет имуществом, по нему сдаются отдельные декларации.

Существует отчет, в котором нет данных ни о доходах, ни о налогах. Ежегодно организации подают в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников. Срок отчетности до 20 января включительно. При открытии новой фирмы нужно заполнить и сдать сведения о численности до 20-го числа месяца, наступающего за месяцем регистрации.

Налоговая отчетность ООО

Рассмотрим два популярных режима и особенности формирования отчетности на каждом из них.

ООО на ОСНО

Декларация по налогу на прибыль в общем случае сдается каждые три месяца нарастающим итогом. Сроки: 28 марта (годовая декларация), 28 апреля, 28 июля и 28 октября. Некоторые компании исчисляют налог на прибыль ежемесячно, поэтому раз в месяц должны сдавать налоговую декларацию и отправлять в бюджет авансовый платеж.

При выплате доходов физическим лицам ООО сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам нужно сдавать в ФНС соответствующий расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Перечисленные отчеты — неотъемлемая часть работы на ОСНО. Если у компании есть транспорт или земля, она должна уплачивать налоги. А вот декларации по этим налогам с 2020 года сдавать не нужно.

Если у ООО на ОСНО есть недвижимое имущество, придется сдать декларацию по налогу на имуществу по итогам года до 30 марта.

ООО на УСН

Упрощенный налог заменяет налог на прибыль, поэтому декларация на прибыль упрощенцами не сдается.

Компании должны сдавать декларацию по УСН. Срок отчетности — 31 марта. При этом состав декларации зависит от выбранного объекта налогообложения. Если компания работает на УСН с объектом «доходы минус расходы», в декларацию следует включить титульный лист, разделы 1.2, 2.2 и раздел 3 (при целевом финансировании). Организации с объектом «доходы» заполняют все разделы декларации, кроме 1.2, 2.1.2, 2.2. Раздел 3 заполняется при наличии соответствующих данных.

При выплате доходов физическим лицам ООО на УСН сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам упрощенцы, как и все компании, сдают расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Декларацию по налогу на имущество нужно сдать при наличии недвижимости.

Представление налоговой отчетности на бумажном носителе

Все больше компаний и ИП переходят на электронную отчетность. Во-первых, это удобно. Во-вторых, немногие налогоплательщики имеют право сдавать отчеты на бумаге.

Дата представления отчетности равна дате отправки письма или дате вручения ее инспектору при личном визите.

Представление налоговой отчетности в электронном виде

Плюсы представления налоговой отчетности по ТКС:

Налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме при наличии одного из факторов (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • среднесписочная численность работников превышает 100 человек;
  • обязанность отчитываться электронно предусмотрена для конкретного налога.

Только в электронном формате принимается декларация по НДС. Численность роли не играет.

Способ сдачи отчетов по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ зависит от численности. Компании, в которых доходы получили 10 и менее человек, имеют право отчитаться по налогу на бумаге. Остальные организации сдают эту отчетность в электронном виде (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Хранение налоговой отчетности

Налоговую отчетность нужно хранить в течение нескольких лет. Сроки хранения документов налогового учета установлены в п. 1 ст. 23 и п. 3 ст. 24 НК РФ. Сроки хранения налоговой отчетности зафиксированы в Приказе Росархива от 20.12.2019 № 236.

Налоговые декларации и расчеты необходимо хранить пять лет. Для ИП есть оговорка: все декларации за 2002 год и ранее нужно хранить 75 лет. Расчет по страховым взносам хранится 50 лет с момента его составления.

Чтобы не тратить время на визиты в ИФНС, не стоять в очередях на почте — отправляйте отчетность через интернет. Система Контур.Экстерн поможет сдать любую налоговую отчетность в электронном виде. Заходя в систему, у вас всегда будут только актуальные формы, соответствующие законодательству. Вам останется выбрать нужную декларацию и заполнить ее. Система проверит соблюдение контрольных соотношений и подскажет, какие строки отчета нужно заполнить обязательно. Вы увидите весь цикл движения отчетности: от отправки до принятия налоговым органом. Если декларация по каким-то причинам не пройдет, в Контур. Экстерне появится уведомление, а также понятное разъяснение причин отказа и рекомендации по исправлению ошибки. Также можно создать и заполнить отчетность в учетной программе и выгрузить в Экстерн уже готовую форму.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара «Годовой отчет: рекомендации практика» (лектор – М.В. Медведева), который был проведен издательством «Главная книга».

Однако в мае 2007 года ФНС утвердила перечень критериев самостоятельной оценки налоговых рисков, с которым теперь может ознакомиться любой желающий. А в октябре прошлого года эти критерии несколько модернизировали, кроме того, появились и пояснения, как их правильно применять. Помимо прочего, среди этих критериев присутствует и такое "подозрительное" явление, как отклонение рентабельности организации от среднеотраслевого уровня более чем на 10%. При этом во внимание принимаются два показателя: рентабельность активов и рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг).
О том, как рассчитать рентабельность активов, мы только что говорили. Что же касается рентабельности проданной продукции, то этот показатель определяется как отношение прибыли от продаж к себестоимости продукции.

1

При финансовом анализе отчетности этот показатель практически не используется. Но, как видите, налоговикам он показался интересным. А значит, и бухгалтеру лучше рассчитать этот показатель и сравнить его значение со средним по виду деятельности. Среднеотраслевые значения показателей рентабельности на 2006 и 2007 годы приведены в приложении N 4 к тому же Приказу ФНС от 30.05.2007, которым утверждены критерии оценки налоговых рисков. Средних показателей за 2008 год пока еще нет, но, судя по всему, вряд ли они будут больше прошлогодних.
Кроме рентабельности, в перечень налоговых рисков вошли, например, такие критерии, как отклонение от среднего по виду деятельности уровня налоговой нагрузки, значительная величина вычетов НДС по сравнению с суммой к уплате, превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов, низкий уровень зарплаты. Однако многое из того, что в реальной жизни кажется налоговикам подозрительным, осталось за рамками общедоступного перечня.

И сейчас мне хотелось бы рассказать о некоторых способах оценки налоговых рисков, которые официально не утверждены, но на практике достаточно часто применяются налоговиками. Причем речь пойдет именно о тех критериях, которые определяются на основе данных отчетности. Итак, какую же информацию ищут в нашей отчетности налоговики? На что они обращают внимание?
Подозрительным считается, например, несоответствие данных о выручке из формы N 2 аналогичным данным, приведенным в декларациях по налогу на прибыль и НДС. Но согласитесь, ведь эти данные не всегда будут одинаковыми. Например, если налог на прибыль рассчитывается по кассовому методу, то "налоговая" выручка от реализации, конечно же, отличается от бухгалтерской, которая определена по методу начисления. Расхождения с данными декларации по НДС тоже вполне возможны. Ведь не все операции, облагаемые НДС, приводят к возникновению выручки в бухучете. Например, если организация продает свои основные средства, то доход от этой операции будет отнесен в состав прочих доходов. И в итоге величина выручки в бухгалтерской отчетности будет меньше, чем в декларации по НДС.
Понятно, что какое-то рациональное зерно в рассуждениях налоговиков есть. Ведь в большинстве случаев выручка по декларациям и выручка по отчету о прибылях и убытках будут примерно одинаковы. Но применять этот критерий ко всем организациям нельзя.

Поэтому, если вам придется столкнуться с такими претензиями со стороны налоговых органов, нужно постараться объяснить им причины расхождений. При этом не обязательно дожидаться окончания камеральной проверки и приглашения в инспекцию. Можно сразу приложить к отчетности пояснительную записку, особенно если эти расхождения существенны.
Таким же образом можно поступить и тогда, когда возражения инспекторов связаны с другими распространенными признаками недобросовестности, потому что большинство из них не выдерживает никакой критики. И если организация сумеет доступно объяснить, почему эти критерии нельзя признать объективными по отношению к ее отчетности, возможно, что ей и не придется в ближайшее время проходить выездную проверку.
К примеру, налоговики практикуют такой способ. По данным бухгалтерского баланса определяется разница между стоимостью готовой продукции, товаров для перепродажи и товаров отгруженных на начало и конец года. Полученная величина умножается на ставку НДС и сравнивается с разницей между суммой налога, начисленной при реализации товаров, и налоговыми вычетами, то есть с суммой НДС к уплате. Если величина, определенная по данным декларации, меньше величины, определенной по данным баланса, значит, считают налоговики, организация завышает вычеты по НДС.

В основе этого способа лежит абсолютно справедливое утверждение о том, что разница между стоимостью остатков товаров на начало и конец года должна быть равна разнице между стоимостью товаров, проданных и приобретенных в течение года. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, также определяется как разница между налогом, начисленным при реализации товаров, и налогом, предъявленным поставщиками при их приобретении. При этом стоимость продажи товара в нормальных условиях всегда больше стоимости его приобретения. Именно с этой разницы, то есть с добавленной стоимости, и уплачивается НДС. Учитывая все это, можно предположить, что величина НДС, приходящаяся на разницу между стоимостью остатков товаров, которая определяется исходя из цен их приобретения, всегда должна быть меньше суммы НДС к уплате.
Но это предположение совершенно неверно. Налоговики забывают о том, что в декларации указываются вычеты НДС, предъявленного при приобретении не только товаров, но и работ, услуг и основных средств. При этом приводится только общая сумма вычетов. Поэтому данные декларации по НДС и бухгалтерской отчетности таким образом сопоставить невозможно.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пример. Сопоставление данных бухгалтерской отчетности и декларации по НДС
Вариант 1. Организация ведет торговую деятельность. Необходимые данные о стоимости товаров, начисленном и принятом к вычету в 2008 г. НДС приведены в таблице.

2

3

Величина НДС, приходящаяся на разницу между стоимостью остатков товаров для перепродажи на начало и конец года, составит 180 000 руб. ((2 000 000 руб. - 1 000 000 руб.) х 18%). Поскольку эта сумма не превышает общую сумму НДС к уплате за год, то в результате такого сопоставления налоговых рисков выявлено не будет.

Вариант 2. Основные исходные данные остаются теми же. Но дополнительно организация приобретает в 2008 г. объект недвижимости стоимостью 40 710 000 руб., в том числе НДС 6 210 000 руб., который принимает к вычету.
Общая сумма налоговых вычетов за год составит 16 110 000 руб. (9 900 000 руб. + 6 210 000), а общая сумма НДС к уплате - 90 000 руб. (16 200 000 руб. - 16 110 000 руб.). Поскольку эта сумма уже меньше величины НДС, приходящейся на разницу стоимости остатков товаров на начало и конец года, отчетность организации свидетельствует о наличии налоговых рисков.
-------------------------------------------------------------------------

Нередко выручку от реализации по данным декларации по НДС сравнивают также с приростом дебиторской задолженности по данным бухучета, то есть с дебетовым оборотом по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При этом не учитывается то, что реализация товаров может и не облагаться НДС. И в этом случае прирост дебиторской задолженности покупателей будет больше налогооблагаемой выручки.
В то же время постоянный рост кредиторской задолженности перед поставщиками тоже кажется инспекторам подозрительным. Если кредиторка растет и при этом организация систематически применяет вычеты по НДС, это, по мнению налоговиков, свидетельствует о фиктивных закупках, произведенных исключительно для завышения суммы вычетов.
О завышении вычетов, с их точки зрения, свидетельствует и то, что оборотные активы растут медленнее, чем внеоборотные. Как считают налоговики, это может означать, что основные средства приобретаются исключительно для того, чтобы принять к вычету НДС. Конечно, в обычных условиях прирост запасов, как правило, выше прироста основных средств. Но ведь вполне возможно, что организация проводит модернизацию производства, закупает новое оборудование.

Или еще один пример "несоответствия" данных бухгалтерской и налоговой отчетности. По данным баланса остаточная стоимость основных средств на начало и конец года практически не изменяется или даже возрастает. А в декларации по налогу на прибыль показана выручка от реализации амортизируемого имущества. Чем это можно объяснить? Ну, конечно же, тем, что в течение года организация могла не только продавать основные средства, но и покупать новые. Поэтому их общая стоимость не уменьшается. Это вполне обычная ситуация, но и она может стать основанием для проверки, если вы своевременно не объясните причины ее возникновения.
Подозрительным могут признать также значительное увеличение коммерческих и управленческих расходов без одновременного роста продаж. То есть налоговики считают, что, если такие расходы выросли, значит, обязательно в ближайшее время должна увеличиться выручка и прибыль организации. А если нет, значит, никаких расходов на самом деле не было и организация фальсифицирует отчетность для занижения налога на прибыль. Но представьте себе, что организация только начинает вести деятельности. Понятно, что на этом этапе доля управленческих и коммерческих расходов очень велика. Одна реклама чего стоит! В то же время выручка и прибыль вовсе не обязательно начнут сразу же и неуклонно расти. Ситуация вполне понятная. Но, опять же, чтобы избежать выездной проверки, ее придется объяснять налоговикам.
Далее. Есть несколько обстоятельств, которые свидетельствуют о фиктивности деятельности организации в целом. То есть не о том, что она пытается завысить вычеты по НДС или занизить налогооблагаемые доходы. А о том, что она в принципе создана для участия в какой-либо налоговой схеме и не ведет нормальной предпринимательской деятельности. Например, темпы роста заемного капитала значительно превышают темпы роста собственного капитала. То есть организация практически не получает прибыли или вообще работает в убыток, однако привлекает большие суммы займов. Другой признак - на балансе организации слишком мало основных средств или их нет вообще. При этом не принимается во внимание, что организация может заниматься, например, посреднической деятельностью, для которой основные средства практически не нужны. Или же может арендовать все необходимое оборудование.

Ну и, наверное, еще один, последний критерий, на который нельзя не обратить внимание. Я уже говорила, что низкий уровень зарплат включен в перечень критериев оценки налоговых рисков, утвержденный ФНС. Но на практике налоговики обращают внимание не только на средний уровень зарплаты в организации, но и на соотношение зарплат различных работников. К примеру, в Москве подозрительной считается высокая доля зарплат директора и главного бухгалтера в общей сумме выплат. Данные о зарплате конкретных работников налоговики могут найти в формах 2-НДФЛ. При этом они предполагают, что директор и главбух, желая обеспечить себе достойную пенсию, показывают в отчетности свою реальную зарплату полностью. А все остальные работники тоже получают немаленькую зарплату, но "в конвертах", поэтому ее уровень по бумагам оказывается намного ниже.
Думаю, вы согласитесь с тем, что выявить все эти подозрительные моменты в отчетности самостоятельно не составит особого труда для бухгалтера. И при этом он будет знать, насколько велики шансы его организации на проведение выездной проверки. А значит, сможет своевременно к ней подготовиться и дать внятное объяснение всем "подозрительным" фактам.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2009, № 03

Анализ налоговой отчетности – оценка достоверности и полноты сведений, содержащихся в налоговых отчетах, степень их пригодности в удовлетворении информативности пользователей.

Посредством анализа налоговых отчетов производится оценка текущего финансового состояния организации и сравнение данных с прошлыми периодами деятельности с точки зрения способности предприятия осуществлять свои обязанности по покрытию бюджетных обязательств. Анализ налоговой отчетности дает возможность оценить влияние налогов на деятельность организации и выявить существующие ресурсы повышения эффективности ее работы.

Цель анализа – выявление резервов поддержания и повышения эффективности в деятельности по поводу формирования и погашения налоговых обязательств.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ налоговой отчетности 410 руб.
  • Реферат Анализ налоговой отчетности 250 руб.
  • Контрольная работа Анализ налоговой отчетности 190 руб.

Анализ налоговой отчетности связан с необходимостью решения следующих задач:

  • Определение размера налоговых издержек;
  • Выявление структурной взаимозависимости налоговых расходов и размеров деятельности организации;
  • Измерение степени влияния налоговых обязательств на деятельность объекта анализа;
  • Прогнозирование изменений в размерах и характере влияния налоговых расходов на текущую деятельность;
  • Определение приемлемого для плательщика уровня налоговых затрат;
  • Разработка плана мероприятий в поддержании налоговой процедуры на должном уровне.

Обязательные этапы анализа отчетности

Последовательность определения размера налоговых обязательств:

  • Определение состава налоговых расходов – подготовка налогового перечня расходов, подлежащих погашению в бюджет, определение налоговой базы и выявление различий между объектом и базой налогообложения;
  • Характеристика структуры налоговых издержек – определение объема налоговых обязательств за определенный период времени, установка доли в объеме расходов каждого налога;
  • Прогнозирование и анализ динамики налоговых затрат проводится по данным уже зафиксированных налоговых деклараций – определяется изменение структуры и состава налоговых обязательств в абсолютной и относительной форме.

Выявление структурной взаимозависимости налоговых расходов и размеров деятельности организации проводится методами факторного анализа в отношении всей налоговой системы предприятия и по каждому налогу в отдельности.

Модель анализа налога на прибыль

$Нпр = П – 0,24 \cdot (Д – Дно – Р + Роб)$

где Д - доходы; Дно – не подлежащие налогообложению доходы; Р - расходы; Роб – уменьшающие базу налога расходы.

Факторный анализ в сочетании с использованием методов экономико-математического моделирования характеризуется высокой результативностью.

Измерение степени влияния налоговых обязательств на деятельность объекта анализа проводится посредством методов коэффициентного анализа с помощью налоговой нагрузки и налогового бремени.

Налоговая нагрузка отражает взаимодействие суммы налоговых расходов и показателей деятельности предприятия.

Налоговое бремя — это часть налоговой нагрузки, при наличии которой деятельность организации становится не эффективной.

Общую эффективность налоговых затрат можно определить с помощью коэффициентов:

  1. Платежеспособности – отношение денежных средств к налоговым обязательствам;
  2. Оборачиваемости налоговых затрат – отношение доходов предприятия к налоговым издержкам;
  3. Налоговой рентабельности – отношение прибыли к сумме налоговых затрат;
  4. Эффективности льготирования – отношение налоговой экономии к сумме дохода предприятия;
  5. Совокупной налоговой нагрузки – отношение суммы начисленных налогов к совокупному доходу организации.


Перед отправкой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна произвести проверку полноты и правильности ее заполнения. Именно на этом завершающем этапе проверки еще есть возможность выявить возможные нестыковки и своевременно устранить обнаруженные ошибки. Порядок тестирования отчетности может быть установлен организацией самостоятельно.

1. Соответствие общим требованиям к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленным ст. 13 Закона № 402-ФЗ и ПБУ 4/99.

2. Полнота информации в отчетности.

Проверяется наличие всех форм бухгалтерской отчетности, установленных законодательно.

Особое внимание требуется уделить тем строкам в отчетности, в которых автоматизированным способом были проставлены прочерки. В этом случае следует убедиться, что организация действительно не осуществляла операций, в результате которых появились такие «перечеркнутые» показатели.

3. Достоверность отчетности.

Недостоверные сведения в отчетности могут привести к самым печальным последствиям. Между тем понятие достоверности законодательством не определено. С точки зрения аудита под этим понятием понимается такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователям делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать основанные на этих выводах решения.

К числу задач проверки на достоверность можно отнести:

– проверку правильности оформления бухгалтерской отчетности (заполнение всех необходимых реквизитов, наличие подписи руководителя организации либо иного лица, которому такие полномочия переданы на основании доверенности);

– проверку сопоставимости показателей предыдущих отчетных периодов, отражаемых в графах «На 31.12.2014», «На 31.12.2013», с данными отчетности прошлых лет. Различия будут означать, что организация либо исправляла ошибки прошлых лет, либо изменила учетную политику. Но в этом случае разница должна быть отражена в разделе 2 «Отчета о движении капитала»;

– проверку соответствия показателей всех форм бухгалтерской отчетности;

– проверку соответствия показателей в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности

В ряде случаев правильность формирования данных бухгалтерской отчетности можно проверить путем их соотнесения с показателями налоговых деклараций.

К примеру, декларацию по налогу на прибыль можно сверить не только с отчетом о финансовых результатах и отчетом о движении денежных средств, но и с балансом.

Такой способ проверки позволит своевременно выявить расхождения между отдельными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, внести необходимые исправления (в случае признания данных расхождений ошибочными), что в дальнейшем избавит от объяснений с налоговой инспекцией и необходимости представления уточненных деклараций.

Сверку показателей отчетности проводят и налоговые органы.

Для этого существуют специальные контрольные соотношения, которые до недавнего времени являлись закрытой служебной информацией. В настоящее время гриф «ДСП» снят и соотношениями могут воспользоваться все налогоплательщики. Обновленные контрольные соотношения ФНС России направляет открытыми письмами и размещает их на своем официальном сайте (письмо ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).

В случае выявления расхождений между отдельными показателями налоговых деклараций и данными отчетных форм налоговый орган может потребовать представить пояснения причин таких расхождений (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом в некоторых случаях такие расхождения могут стать основанием для проведения углубленной камеральной проверки или для включения организации в список претендентов на выездную проверку (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@).

Для того чтобы пользователи системы ГАРАНТ смогли методично и последовательно провести проверку отчетности перед отправкой, экспертами компании «Гарант» подготовлены таблицы взаимоувязки показателей – хорошее подспорье на завершающем этапе проверки.

Таблицы взаимоувязки вы найдете в следующих материалах «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность»:

• взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о движении денежных средств;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета об изменениях капитала;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Пояснений к балансу и Отчету о финансовых результатах;

• взаимоувязка показателей Отчета о финансовых результатах и Отчета об изменениях капитала.

Чтобы найти эти материалы в системе ГАРАНТ, введите в строку Базового поиска: взаимоувязка показателей.

336-основа.jpg

Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают налоги и страховые взносы в зависимости от выбранной системы налогообложения и отчитываются перед Федеральной налоговой службой и другими контролирующими органами по утвержденным формам. В текущем году вступили в действие несколько новых форм отчетности.

Налог на прибыль

Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль. У нее появилось, в том числе приложение № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного вычета». Изменения и в самом листе 02. Признак плательщика теперь отражается двумя цифрами. А также введены новые коды: 07 — для участников региональных инвестиционных проектов, 09 — для образовательных организаций, 10 — для медицинских организаций и другие.

Кроме того, определен порядок отражения реквизитов субъектов РФ, которым установлены пониженные ставки (строка 171). И еще введены строки 268 и 269, где проставляются суммы, на которые уменьшаются авансовые платежи или налог в связи с применением инвестиционного вычета. А в приложении № 1 к листу 02 новые строки 200-220 служат для выделения налоговой базы по доходам от участия в инвестиционном товариществе. Обновлены также листы 01, 03, 08. По новой форме организации начали отчитываться за 2019 год.

Налог на имущество

Начиная с 2020 года, налогоплательщики не обязаны представлять расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Это нововведение нашло отражение в новой форме налоговой декларации, утвержденной приказом от 14.08.2019 № СА-7-21/405@. Кроме того, в ней появились новые коды налоговых льгот для некоторых организаций — владельцев недвижимости, например, для объектов высокой энергетической эффективности и других. Новая форма начала действовать с отчетности за 2019 год.

Страховые взносы

Из новой формы расчета по страховым взносам исключен лист о сведениях физических лиц, не относящихся к предпринимателям. В обязательном порядке нужно заполнять титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 приложение 1 к разделу 1, приложение 2 к разделу 1 и разделу 3. Остальную информацию следует вносить по необходимости.

Новый отчет СЗВ-ТД

С начала этого года в Пенсионный фонд подается еще один ежемесячный отчет — СЗВ-ТД. В нем работодатель сообщает о кадровых изменениях у своих сотрудников. Форма СЗВ-ТД введена в связи с переходом на электронные трудовые книжки.

Отчетность организаций

Отчетные формы, которые обязаны сдавать в контролирующие органы организации, можно условно разделить на:

— налоговую отчетность в соответствии с выбранным режимом;

— отчетность за сотрудников;

— бухгалтерскую отчетность;

— налоговую отчетность по прочим налогам;

— статистическую отчетность (в Росстат).

Кроме того, пользователи контрольно-кассовой техники должны вести учет кассовых операций. Организации на «упрощенке» обязаны учитывать доходы и расходы в КУДиР.

Основные формы налоговой отчетности

— КНД-1151006 – Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;

— КНД-1151082 – Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции;

— КНД-1151038 – Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации;

— КНД-1152026 – Налоговая декларация по налогу на имущество организаций;

— КНД-1152028 – Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций;

— КНД-1151001 – Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость;

— КНД-1151074 – Налоговая декларация по акцизам на табачные изделия;

— КНД-1151039 – Налоговая декларация по акцизам на нефтепродукты;

— КНД-1151090 – Налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию;

— КНД-1151089 – Налоговая декларация по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо и т. д.;

— КНД-1151040 – Налоговая декларация по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ);

— КНД-1151088 – Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов таможенного союза;

— КНД-1151054 – Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых;

— КНД-1152011 – Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес;

— КНД-1152004 – Налоговая декларация по транспортному налогу;

— КНД-1152027 – Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу;

— КНД-1153005 – Налоговая декларация по земельному налогу;

— КНД-1153003 – Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу;

— КНД-1151072 – Налоговая декларация по водному налогу;

— КНД-1152017 – Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому по упрощенной системе налогообложения;

— КНД-1151059 – Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу;

— КНД-1151085 – Единая (упрощенная) налоговая декларация;

— 6-НДФЛ – Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом;

— 4-НДФЛ – Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (КНД-1151021);

— КНД-1151046 – Налоговая декларация по единому социальному налогу;

— КНД-1151063 – Налоговая декларация по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой;

— КНД-1110018 – Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

— КНД-1151065 – Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

— КНД-1151058 – Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

— КНД-1151026 – Расчет регулярных платежей за пользование недрами;

— КНД-1151024 – Налоговая декларация о доходах, полученных российской организацией от источников за ее пределами.

Читайте также: