С каким этапом развития общества связывают возникновение налоговой системы рк

Опубликовано: 16.05.2024

1.1 СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.

Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:

· Упрощение, устранение противоречий;

· Превращение его в единое целое на всей территории республики Казахстан.

Предполагалось сократить количество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов. По заданию Правительства республики, Минфина и других государственных структур было разработано несколько альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.

Налоговые отношения укрепились практикой. С 1 июля 1995 г. В Казахстане действует новый Налоговый Кодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью. Государственная налоговая служба Казахстана была еще создана в 1991 г. по Назарбаева в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства. 1995 год стал самым революционным в первом пятилетии - год больших экспериментов радикального реформирования налоговой системы республики Казахстан.

Итак, с 1995 г. - “года перелома” в налоговой политике - началась меняться налоговая система, хотя до совершенства еще нужно много и много изменять. Изменения

налогообложения вызваны реальным состоянием экономики, которое и в 1996 году сложное. Только за январь недоимка в целом по всем налогам и платежам возросла на 4,8 млрд. тенге, но с 1 июля 1995 года появилась возможность расширить налоговую базу (новые поступления в бюджет), уточнить стратегию и оптимизировать тактику работы во всех подразделениях налоговых служб. Активизировать сотрудничество с

правоохранительными и другими экономическими ведомствами. Механизм реализации Налогового кодекса начал действовать. Тем не менее, его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым, любое положение должно вводится постепенно. Поэтому налоговая служба вначале 1996 года подготовила 4 проекта указов Президента, 18 проектов постановлений Правительства, 10 инструкций, направленных на подержание и развитие налоговой реформы. Основные ее идеи: формирование доходов в бюджет, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Скажем, введена единая ставка подоходного налога для физических и юридических лиц (ранее взимался налог на прибыль), что соответствует общемировой практике.

Появилось понятие совокупного годового дохода, из которого вычисляются все расходы, связанные с его получением. Значительно упростили порядок амортизационных отчислений основных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии получили возможность для более стабильной деятельности: разрешен перенос убытков от предпринимательства на срок до пяти лет. Короче говоря, внесены существенные изменения во все части налогового законодательства. На очереди переход к оздоровлению экономики и социального положения в стране. Важная роль здесь у налоговых организаций изменение режима налогообложения направлено на стимулирование инвестиций в специально экономические зоны, их создание и расширение.

1.2 ВИДЫ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ (ВВОДЯТСЯ В ДЕЙСТВИЕ С 01.01.2014 ГОДА)

Налоги

1. Корпоративный подоходный налог

2. Индивидуальный подоходный налог

3. Налог на добавленную стоимость

5. Налоги и специальные платежи недропользователей

6. Социальный налог

7. Земельный налог

8. Налог на транспортные средства

9. Налог на имущества

Сборы

1. Сбор за государственную регистрацию юридических лиц

2. Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

3. Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и

4. Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и принцип

5. Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов

6. Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов

7. Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств

8. Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан

9. Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей

10. Сбор с аукционов

11. Гербовый сбор

12. Лицензионный сбор

13. Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным радиовещательным организациям

Платы

1. Плата за пользование земельными участками

2. Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников

3. Плата за загрязнение окружающей среды

4. Плата за пользование животным миром

5. Плата за лесные пользования

6. Плата за использование особо охраняемых природных территорий

7. Плата за использование радиочастотного спектра

8. Плата за пользование судоходными водными путями

9. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы

Дата добавления: 2014-12-06 ; просмотров: 859 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Экономическое содержание понятия «налоговая система».Налоговая система-это целостность или комплекс, состоящий из совокупности налогов находящихся во взаимодействии друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства.

В состав:-закон.инормативн.базы, -методы построения и взимания налогов и других обяз-х платежей в бюджет;-виды и формы проведения налогового контроля;-организации, в функции которых входит взимание налогов, в частности, налоговые органы, фин.полиция(Агентство по борьбе с экономич-ой и коррупционной преступностью)Налоговая система-составная часть рыночных отношений, от того как она функц-ет во много зависит успех экономич-х рефрм в стране.

Этапы становления и реформирования налоговой системы РК.

В процессе становления и развития налоговой системы Казахстана можно выделить следующие этапы:1-й этап (91-94гг.):созданиенац. налоговой системы путем использования инструментов : виды налогов и их элементы, для пополнения ГБ и предотвращения инфляции. Основные статьи Закона «О налогах» от 25 декабря 1991 года - направлены на упорядочивание налогов, снижение инфляции и достижение макроэк.стабилизации. При этом высокий динамизм и непредсказуемость изменений внутренних и внешних условий, были ориентированы на приоритетность решений преимущественно краткосрочных целей.2-й этап (95-98гг.): достижением макроэк.стабильности, созданием благоприятных условий для активной финансово - хозяйственной деятельности субъектов экономики, устойчивость налогооблагаемой базы и увеличению возможности решения социальных проблем. 3-й этап (99-2001гг.):началоэк.роста,увеличением ВНП, ВВП, НД. процесс расширения налогообл. базы,увеличению поступлений в ГБ, необходимость перехода на новые принципы налогового регулирования и ГБ. 4-й этап: (2002-2008гг.):подготовит.проект (изданного 12 июня 2001 года) нового НК:- ясное и непротиворечивое экономическое определение, юридическое оформление социально-экономических проблем и налоговых инструментов для их решения;- четкое представление источников бюджетных средств и их использование;- определение направления и оценка эффективности финансирования социально-экономических программ;- организация рационального использования имеющихся в распоряжении налоговых служб инструментов;- растущий профессионализм представителей законодательной и исполнительной власти.5-й этап (2008г.): Посланием народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» в феврале 2008 года. Президент Назарбаев Н.А. сказал: «Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана.должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».С 1 января 2009 года вступил в действие новый Налоговый кодекс:- реализацию принципа закона прямого действия;- снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики;- создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики;- улучшение условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощения налоговых процедур.

Распределение налогов по звеньям бюджетной системы.Налоговые поступления в республиканский бюджет:1)КПН.2)НДС.3)Акцизы на товары.4)Акцизы на сырую нефть, газовый конденсат.5)Налог на игорный бизнес.6)Налог на сверхприбыль.7)Платеж по возмещению историческиз затрат.8)Бонусы, за исключением поступлений от орг-ий нефтяного сектора.9)Налог на добычу полезных ископаемых.

10)Рентный налог на экспорт.11)Доп-ый платеж недропользователя.Налоговые поступления в областной бюджет:1)ИПН.2)Соц налог по нормативам распр-ия доходов.3)Плата за эмиссию в окр-ую среду.4)Плата за размещение наружной(визуальной) рекламы.5)Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников.6)Плата за лесные пользования.7)Плата за исп-ие особо охраняемых природных терр-ий местного значения.Налоговые поступления в бюджеты города республиканского значения, столицы:1)ИПН.2)Соц. Налог.3)Налог на имущество физ-х и юр-х лиц, ИП.4)Земельный налог.5)Единый земельный налог.6)Налог на транспортные средства.7)Фиксированный налог.8)Акцизы.Налоговые поступления в бюджет района(города областного значения): 1)ИПН по нормативам распр-ия доходов, установленным областным маслихатом.2)Соц налог по нормативам распр-ия доходов, установленным обласным маслихатом.3)Налог на имущество физ-х и юр-х лиц, ИП.4)Земельный налог.5)Единый земельный налог.6)Налог на транспортные средства.7)Фиксированный налог.8)Акцизы.9)Плата за пользование зем-ми ресурсами.10)Сбор за госуд-ую регистрацию ИП.11)Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деят-и.Поступления в Нац-ый фонд РК:1)прямых налогов от орг-ий нефтяного сектора, к которым относятся-КПН.-Налог на сверхприбыль.-Налог на добычу полезных ископаемых.-Бонусы, доля по разделу продукции.-Рентный налог на экспорт.-Доп-ый платеж недропользователя, осущ-годеят-ть по контракту о разделе продукции.

В РК «Казахстан 2030» отмечено, что главной задачей развития экономики Республики Казахстан является повышение эффективности экономики и рост благосостояния страны и населения. Национальный доход, государственный бюджет – это денежные средства, которые идут на развитие экономики, повышение материального и культурного уровня населения и другие цели [1].

Национальный доход и государственный бюджет пополняются, в основном, за счет налогов, за счет налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач.

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

В современных условиях через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения, в то время как накануне Второй Мировой войны этот процент составлял 12–20%. Удельный вес налогов в валовом национальном продукте вырос, в среднем, с 18% до 30-70%%. Из них наибольший удельный вес имеют НДС и подоходный налог с юридических лиц. НДС и акцизы имеют большое значение в формировании госбюджета не только в РК, но и странах Европейского сообщества, Австрии, Норвегии и др. На их долю приходится 30–50% всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов [3].

Налогообложение, как элемент, присуще всем государственным системам и прошло многолетний путь развития. На рисунке 1 представлена история форм и методов взимания налогов. В то же время, следует признать, что человечество до сих пор не придумало идеальной налоговой системы.

Налоговые системы стран формируются за счет различных налогов, которые на практике предстают в виде разнообразных форм со множеством национальных особенностей.

По набору налогов, их структуре, ставкам, способам взимания, льготам, налоговой базе, фискальным полномочиям различных уровней власти налоговые системы существенно отличаются друг от друга и на первый взгляд кажутся несравнимыми. Однако при более внимательном анализе выявляются их общие черты, которые могут быть сведены к следующему.

Во-первых, это постоянный поиск путей оптимизации фискальной характеристики налогов, т.е. увеличения налоговых доходов; во-вторых, применение общепринятых принципов построения налоговой системы: равенства, справедливости, эффективности налогообложения.

Оптимизация фискальных возможностей налогов, в основном, осуществляется в рамках налоговых реформ через введение новых налогов, расширение налогооблагаемой базы, применение прогрессивной шкалы налогообложения, перераспределение налогового бремени и т.д.

Принципы налогообложения, применяемые при построении налоговых систем, в целом, не однозначны и зависят от приверженности правительства той или иной экономической теории.

Однако, несмотря на это, они носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Эти условия не всегда оптимальны, поэтому ученые-экономисты, социологи вынуждены вести постоянный поиск правил и принципов построения оптимальной налоговой системы.

К наиболее важным принципам налогообложения можно отнести следующие:

- принцип справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным и соразмерным получаемым доходам или благам (вертикальное и горизонтальное равенство);

- принцип экономической нейтральности - налоги не должны оказывать влияние на принятие субъектами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным;

- принцип соответствия экономической политике - налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;

- принцип простоты - налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и не должна допускать произвольного толкования налогового законодательства;

- принцип экономичности - административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Рассматриваемые принципы используются при оценке качества налоговой системы практически во всех государствах мира.

Для налоговых систем развитых стран характерны следующие тенденции.

- Относительная зависимость экономики отдельных стран от налогов на доходы не одинакова и подвержена определенным колебаниям.

- В большинстве стран ОЭСР до 1975 г. наблюдалась тенденция роста удельного веса подоходного налога и взносов в фонды социального страхования при неизменной доле налогов на потребление. Со второй половины 70-х годов появилась тенденция к росту доли налогов на потребление, особенно в Дании, Финляндии и Великобритании.

- Доля налогов с оборота и продаж и доля акцизов во многих странах была приблизительно одинаковой. Однако в 70-80-е годы роль первых постоянно увеличивалась, а акцизов - снижалась.

Классификация налогов на прямые и косвенные подразумевает обложение, с одной стороны, доходов, а с другой - расходов. На самом деле граница между ними весьма условна и зависит от возможностей переложения налогов. Условно только деление налогов на прямые и косвенные, а не сама система прямого и косвенного обложения доходов.

В последние 20 лет соотношение прямых и косвенных налогов в промышленно-развитых странах мира выглядело следующим образом:

- в Голландии, Дании, Люксембурге, Канаде, Новой Зеландии, Швейцарии, Австрии, США, Японии преобладают прямые налоги, а во Франции, Австралии, Ирландии, Италии, Испании и Греции - косвенные налоги;

- более или менее уравновешенную структуру в настоящее время имеют Норвегия, Финляндия и Швеция;

- в целом, по странам ОЭСР происходит сдвиг в сторону прямых налогов. Проблема оптимального соотношения прямых и косвенных налогов является актуальной в любой экономике. При их введении возможны последствия, которые зависят от способов взимания налогов, структуры ставок, налоговой базы и сферы действия налогов. В свою очередь, реакция экономики на налоговую систему зависит от структуры рынков, условий спроса и предложения [4].

Исследование становления налоговых систем развитых стран мира свидетельствует о том, что при слабой экономике в структуре налоговых доходов превалируют косвенные налоги, а при сильной - акцент перемещается на прямые налоги.

Требования для создания оптимальной налоговой системы:

1) распределение налогового бремени должно быть равным, или, иными словами, каждый должен вносить свою справедливую долю в государственные доходы;

2) по возможности, налоги не должны оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений, или такое влияние должно быть минимальным (принцип нейтральности налогообложения);

3) при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;

4) налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;

5) налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования и быть понятным налогоплательщикам;

6) административные издержки по управлению налогами и соблюдение налогового законодательства должны быть минимальными.

Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом, и в тех случаях, когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса. Так, принцип равенства требует усложнения административной системы и ведет к нарушению принципа нейтральности, а регулирующая функция налогов может нарушить принцип равенства и справедливости.

Не менее сложную проблему при построении налоговых систем представляет учет перераспределения последствий от применения различных налогов. Эти последствия зависят от способа взимания налога, структуры налоговых ставок, определения налоговой базы и сферы действия налога. Реакция экономики страны на налоговую систему в свою очередь зависит от условий спроса и предложения, структуры рынков и периода адаптации к новым налоговым условиям [3].

Налоговые изменения приводят к изменениям в ценах, что оказывает влияние на доходы и расходы налогоплательщиков, распределение налогового бремени. Конечный результат перераспределения зависит от взаимодействия всех указанных факторов.

Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является также учет административных издержек и затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Как правило, административные издержки составляют небольшую долю в налоговых расходах государства, а затраты налогоплательщиков значительно превышают административные издержки.

В Республике Казахстан развиваются новые сегменты финансового рынка: депозитный рынок, страховой рынок, накопительные пенсионные фонды, фондовый рынок, это говорит о новом этапе развития налогов и налогообложения, о необходимости реформировании действующего налогового законодательства.

Поскольку при переходе к рыночной экономике на первое место выходит проблема пополнения национального дохода и госбюджета, то исследование вопросов, связанных с организацией налогов и налогообложения в РК приобретают особое значение. С помощью госбюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и от 10 до 15% валового общественного продукта [3].

На сегодняшний день государство сталкивается с проблемой недостаточности поступлений в бюджет. Эту проблему можно решить: введением новых налогов, платежей, сборов; повышением ставок и тарифов по действующим обязательствам; постоянно менять налоговые льготы и др.

Но все эти меры могут дать сиюминутный результат. В последствии же налогоплательщики уйдут в теневой бизнес, не будет доверия государству. [4]

Налоговая система Республики Казахстан включает в себя органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения, и совокупность обязательных платежей в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин.

В целом налоговая система сложилась под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, основными из которых являются:

1) социально-экономическое развитие республики и регионов;

2) развитие финансовой системы в республике;

3) использование новых финансовых инструментов для регулирования экономики.

История и практика развития налоговой системы позволяет выделить пять желательных характеристик любой налоговой системы - это:

1) Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.

2) Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.

3) Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия.

4) Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.

5) Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в подходе к различным индивидуумам.

Современная налоговая система РК характеризуется следующими признаками:

- базируется на основе закона, а не подзаконных актах,

- построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый налоговый контроль со стороны Налогового Комитета Министерства Финансов;

- предъявляет налогоплательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия исполнения налоговых отчислений с доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, а также невмешательство в процесс использования средств, остающихся после уплаты налогов;

- обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, усиливает правовую защиту их интересов;

- предусматривается четкая последовательность уплаты налогов и налоговый календарь.

Необходимо отметить позитивные стороны современной налоговой системы:

- отвечает требованиям рыночных отношений;

- максимально приближена к мировым стандартам;

- использует единые правила налогообложения.

В то же время, следует отметить недостатки существующей налоговой системы:

- фискальный подход к налогообложению;

- нестабильность налогового законодательства;

- высокий уровень налогообложения юридических лиц;

- параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета (рисунок 1).


Рисунок 1 – Характеристика современной налоговой системы РК

Современная налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития. Одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа, в настоящее время находится на 4 этапе.

Первый этап развития налоговой реформы (с 1991 года по июнь 1995 г.)

В Республике функционировали более 40 видов налогов:

1) общегосударственные налоги;

2) общеобязательные местные налоги;

3) местные налоги.

Второй этап развития налоговой реформы (с июля 1995 года по 2000 г.)

Сокращение налогов до 11. Подразделены на общегосударственные и местные. С 1996 года внесено более 30 изменений и дополнений в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап развития налоговой реформы (с 2000 года по 2002 год)

Разработка и принятие Налогового Кодекса.

Четвертый этап развития налоговой реформы (с 2002 года) - необходимость регламентации отдельных положений и исключения возможности двойственного толкования отдельных норм заставляет ежегодно вносить изменения в налоговое законодательство.

С момента последней налоговой реформы в январе 2002 года в экономике страны произошло много изменений. Стимулирование экономического роста реального сектора экономики осуществляется через упрощение порядка налогообложения, а также снижения налоговой нагрузки. Поиск оптимального размера налоговых ставок должен обеспечить баланс интересов государства и налогоплательщика. Это достаточно сложный вопрос, поскольку связан с формированием доходной части бюджета. Принятие решения по снижению ставок требует предварительного тщательного анализа влияния последствий, комплексного подхода и учета опыта аналогичных процессов, происходящих в других государствах. Состояние финансово-хозяйственной системы страны позволило снизить ставку налога на добавленную стоимость с 16% до 15%, с 1.01.2007 г. -14%, в 2008 году - 13%; в 2009 году - 12% [2].

Переход с 1.01.2007 года по индивидуальному подоходному налогу на единую фиксированную ставку 10% упрощает порядок исчисления данного налога. Как и в любом другом налоге, самым спорным вопросом является размер ставок. До 1.01.2007 года применялась прогрессивная шкала от 5 до 20%. Весь смысл заключался в том, что, чем больше доход у физического лица, тем по более высоким ставкам он уплачивает налог [2].

Существовавшая шкала ставок по индивидуальному подоходному налогу, применяемая с 1.07.1995 года до 1.01.2007 г., являлась сложно прогрессивной.

Налоговым Кодексом Республики Казахстан предусмотрены определенные прогрессивные меры, направленные на совершенствование системы налогового регулирования деятельности малого бизнеса. Наиболее важными из них является введение особого льготного режима налогообложения, в зависимости от размера полученного дохода. Так, специальные налоговые режимы существенно снижают налоговую нагрузку и упрощают систему налогообложения, в том числе, в отношении субъектов малого бизнеса, крестьянских фермерских хозяйств, юридических лиц - производителей сельхозпродукции. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса определяется на основе разовых талонов, патента и упрощенной декларации.

В течение 2002 - 2007 годов в Налоговый кодекс Республики Казахстан были внесены изменения и дополнения, связанные с дальнейшим снижением налогового бремени для субъектов малого бизнеса. С 1.01.2007 г. исчисление налогов на основе упрощенной декларации будет производиться субъектами малого бизнеса (индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом) с применением к доходу за отчетный квартал единой ставки - 3%. В 2006 году ставки дифференцировались для индивидуальных предпринимателей от 3% до 5%, для юридических лиц от 3 до 7%, в зависимости от размера полученного дохода [1].

Развитие экономики страны в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке в решающей степени зависит от развития инновационной деятельности. Одной из важных стимулирующих мер по созданию новых производств, обновлению парка оборудования и машин является проводимая государством амортизационная политика, дающая возможность обновления основных фондов предприятия.

За последние 3 года созданы определенные льготные условия в налогообложении лиц, реализующих инновационные проекты и создающие новые инновационные производства.

В Казахстане инновационная деятельность провозглашена в качестве одного из приоритетных направлений государственной экономической политики. Основной задачей на сегодняшний день является предоставление льготы по налогообложению для предприятий, налаживающих производство инновационной продукции.

Кроме возможности получения налоговых преференций налогоплательщику, заключившему концессионный договор с Правительством РК на реализацию инфраструктурного проекта в период строительства новых объектов, с 1.01.2007 года предоставляется возможность облагать налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке оборот по реализации товаров собственного производства. В настоящее время налоговая система ориентирована на усиление стимулирующей роли налогового законодательства в повышении деловой активности и развитии производства.

Новое налоговое законодательство РК является исключительно важным, так как должно обеспечить поступательное развитие экономики. Его целью является сохранение баланса интересов, с одной стороны, должные поступления в доход государственного бюджета и, с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности.

1. Программа «Казахстан -2030». - Алматы: ЮРИСТ, 2005. – 100 с.

2. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (с изменениями и дополнениями). - Алматы: «ЮРИСТ», 2007. – 300 с.

3. Радостовец В.К. Налоговый учет на предприятии.//Библиотека бухгалтера и предпринимателя.- 2007. - № 3-6.

4. Нурсеитов Э. Изменение в налоговом учете фиксированных активов в 2007 году: различия в бухгалтерском и налоговом учете основных средств.// Бюллетень Бухгалтера. - № 2. - 2007.

1.1. Основные этапы развития налогообложения

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:

IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят нерегулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

Конец XVIII – конец XIX в.: происходит процесс юридизации налога, формируются принципы налогообложения, и предпринимается попытка сформулировать определения налогового платежа, происходят споры о месте налогов в системе государства. К середине XIX в. Число налогов увеличено, и большое значение придается соблюдению юридической формы при введении и взимании налогов. Разрабатываются теоретические основы налогообложения. Налоги стали устанавливаться исходя из принципа всеобщности.

С начала XX в. – становление конструкций современных налоговых систем, основанных на научных принципах налогообложения. Ведущее место занимает прямое налогообложение. Данный этап характеризуется непрекращаемыми налоговыми реформами, направленными на поиски оптимальной налоговой системы.

Необходимо отметить, что политические и экономические изменения неизбежно приводили и к изменению систем налогообложения. Процесс эволюции налогообложения условно можно разделить на 2 этапа:

1) акты о налогообложении, обеспечивающие защиту и признание прав только государства, основные принципы налогообложения – общеобязательность и безусловность, нормативные акты фиксируют право государства на изъятие определенной части собственности своих подданных по случаю возникшей необходимости;

2) акты о налогообложении начинают защищать права и интересы не только государства, но и обязанных лиц. На смену принципу безусловности приходят принципы законности, соблюдение прав налогоплательщика, соразмерности налогового бремени, справедливости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

34. Основные принципы и этапы развития европейской валютной системы

34. Основные принципы и этапы развития европейской валютной системы В 1949 г. был создан Совет Европы. В это же время возникли такие международные организации, как Организация европейского экономического сотрудничества (1948 г.), Организация североатлантического договора

1. Основные этапы становления и развития налогообложения

1. Основные этапы становления и развития налогообложения История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий. Однако следует отметить, что на первых этапах своего развития налог выступал как экономическая категория и только сравнительно недавно стал правовой

Тема 3. Кредитная система (КС), основные звенья, функции и этапы развития в России

Тема 3. Кредитная система (КС), основные звенья, функции и этапы развития в России КС России играет исключительную роль в развитии хозяйственных отношений. Через КС происходит реализация сущности функций кредита со всеми его формами и методами кредитования. КС – это

Тема 4. Этапы развития кредитной системы в РФ

Тема 4. Этапы развития кредитной системы в РФ До 1-ой мировой войны и революции РФ имела развитую кредитную систему. Стержнем служил Государственный банк (организованный в 1860), также была развита сеть коммерческих банков. В 1917 Государственный банк был переименован в

30. Основные этапы развития кредитных отношений

30. Основные этапы развития кредитных отношений 1. зарождение кредитных отношений. Стали возникать при переходе от натурального к товарному хозяйству. С появлением денег появляется продажа товаров с отсрочкой платежа. Значительная роль ростовщичества в развитии кредита.

2. Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства

2. Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства В развитии современной мировой экономики и вовлеченности в нее национальных хозяйств выделяются несколько периодов.Первый период – 20–30-е годы XX в., которые характеризовались кризисными явлениями в развитии

Вопрос 2 Этапы развития мирового хозяйства

Вопрос 2 Этапы развития мирового хозяйства Ответ Первым этапом развития мировой экономики можно считать время расцвета Римской империи. Рим включал в качестве провинций западную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину. Между

Лекция 1 Тема: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Лекция 1 Тема: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В первой лекции рассматриваются этапы становления и развития экономической науки. Содержание экономических школ, теорий и концепций анализируется в свете трактовки ими предмета экономической теории. Особое

3. Этапы развития предпринимательства

3. Этапы развития предпринимательства С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.Рассмотрим основные этапы зарождения

3. Этапы развития предпринимательства

3. Этапы развития предпринимательства Основные этапы зарождения предпринимательства в России.I этап – появление предпринимательства в сфере ремесла и торговли (до XV в.).II этап (XV в. – начало XIX в.) – образование сообщества предпринимателей, состоящего из ремесленников,

§ 2. Основные черты и этапы развития феодальной экономики стран Западной Европы

§ 2. Основные черты и этапы развития феодальной экономики стран Западной Европы Характерной чертой формирующихся западноевропейских государств было то, что их экономика в той или иной мере основывалась на феодальных отношениях. Преобладающей формой хозяйствования

23. Основные этапы развития страхования в России

23. Основные этапы развития страхования в России В эпоху Средневековья некоммерческий тип страхования существовал и на Руси. В своде законов «Русская правда» были зафиксированы правовые основы страховых отношений в Киевской Руси.В России страхование развивалось в

3.1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья

3.1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья Экономика средневековья связана с развитием феодализма. Последний представляет универсальную стадию, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях. К примеру, если

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Вот какие шаги необходимо сделать для разработки стратегии обучения и развития (Harrison, 2005):1. Согласовать состав команды, принимающей стратегию.2. Прояснить миссию организации.3. Исследовать базовые ценности.4. Идентифицировать стратегические проблемы, с

Этапы развития рынка

Этапы развития рынка Практически для каждой товарной категории можно выделить местные (или национальные), региональные (в рамках торговых блоков) и международные рынки и бренды. Обычно эта классификация соответствует продвижению местной компании на несколько

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение и развитие неразрывно связано с возникновением и становлением государственности. Первые элементы государственного устройства начали возникать в период перехода человечества от кочевой к оседлой жизни и связанного с этим процесса разделения труда, что, в свою очередь, явилось основой для возникновения института частной собственности. В результате функции государства были значительно расширены. Появилась необходимость в защите прав собственности одних членов общества от посягательства других. С этой целью были образованы специальные государственные органы. Так как они не участвовали в материальном производстве, общество вынуждено было изыскивать денежные средства для их содержания. На разных этапах развития государства существовали различные источники формирования указанных средств, которые зависели от уровня развития общества, происходящих в нём процессов и т.д. В древнейшие времена финансирование государственных структур осуществлялось в основном в результате военных действий: награбленное имущество, эксплуатация рабов и т. д. Зачастую эти источники принимали организованные формы в виде установленной победителем дани, уплачиваемой побеждённым народом правителю на постоянной основе и в определенные сроки. Дань, таким образом, можно в определённой мере назвать прообразом налогообложения. Основы налогообложения формировались также в виде жертвоприношений храмам, которые выполняли определённые функции в организации общественной жизни. Естественно, в современном понимании данной экономической категории их нельзя назвать налогами, но поскольку они носили систематический характер, то фактически превращались в определённую «выплату», «взнос». По мере развития государственности наряду с платежами в пользу духовенства формировалась система регулярных платежей в пользу правящей верхушки. История Древнего мира содержит упоминание о существовании, например, в Древней Греции в VII - VI вв. до н. э. налогов, устанавливаемых пропорционально доходу их субъектов. Вместе с тем уплата указанных платежей возлагалась на жителей побеждённых территорий и иноземцев, а также других «неграждан». В Римской империи, например, жители провинций, являясь подданными империи, но не гражданами, должны были платить налоги. Свободные граждане налогов не платили, поскольку наличие подобной обязанности считалось проявлением зависимости. Однако не возбранялось и даже поощрялось добровольное внесение свободными гражданами денежных средств на нужды государства
Таким образом, можно выделить следующие две основные предпосылки возникновения налогообложения. Во-первых, это расслоение общества на имущих (собственников) и неимущих в результате процесса разделения труда. Во-вторых, объединение собственников и создание первых государственных образований в целях защиты их интересов, в том числе для усиления власти над неимущими слоями населения.
Становление и развитие государственности и, соответственно, системы налогообложения происходило в разных частях планеты по-разному. Отличался также и характер важнейших источников существования органов государственной власти. В европейской части планеты, где широкое распространение получили рабовладение и частная собственность на землю, основные доходы приносили взимание налогов и в большей мере эксплуатация рабского труда. На Востоке становление государственности осуществлялось путём узурпирования власти верховным правителем. Рабовладение в этой части планеты не получило широкого развития, поэтому основным доходом были поступления, носящие налоговый характер.
В зависимости от уровня развития товарно-денежных отношений, вида политического устройства государства и степени правовой урегули- рованности общественных процессов применялись различные формы уплаты налогов. Взимание налоговых платежей в денежном эквиваленте наиболее часто применялось в период со II в. до н. э. по III в. н. э. в тех государствах, в которых широкое распространение получило денежное обращение. В других странах платежи осуществлялись в основном в натуральной форме. Так, в Древнем Египте одна часть собранного урожая поступала храмам, другая - в государственную казну. В Древней Индии во II в. до н. э. в обязанность крестьян вменялось поставлять воду из колодцев и прудов для орошения полей верховного правителя. Нередко исполнение налоговых обязательств осуществлялось в форме различного рода трудовых и иных повинностей. В VIII в. до н. э. население Ассирийской империи платило не только подоходно-поземельный и храмовый налоги, но и выполняло строительные, ирригационные и другие повинности.
Таким образом, можно сделать вывод, что первые признаки налогообложения появились ещё в Древние века. Вместе с тем налоги не играли существенной роли в источниках покрытия общественных расходов. И вызвано это было определёнными причинами: общественные расходы были невелики; использовались иные, неналоговые источники доходов.
С распадом рабовладельческого строя и развитием феодализма налоги стали играть более заметную роль в источниках финансирования государственной казны. В эпоху раннего феодализма товарно-денежные отношения не получили широкого развития в связи с господством в феодальной экономике натурального хозяйства, потому и налоговые платежи носили натуральный характер и выплачивались, главным образом, крестьянами в виде части собранного урожая государству, феодалу и церкви. Рост разделения труда, расширение торговли, развитие товарно-денежных отношений способствовали переходу к товарному, капиталистическому производству. В результате из всей массы товаров выделился один, ставший всеобщим эквивалентом, - золото. Это привело к замене натуральной формы отношений денежной. Вследствие этого и налоги стали уплачиваться в денежном выражении.
Развитие общественных отношений привело к существенному расширению функций государства, что потребовало увеличения денежных средств в его распоряжение. Это заставило государство изыскивать пути дополнительного привлечения финансовых ресурсов. В конце XVII - начале XVIII вв. налоги становятся основным источником государственных доходов. При этом существенно увеличился и круг плательщиков налогов: ими становятся и наёмные рабочие и капиталисты.
В большинстве стран вплоть до XVII в. налоги не представляли собой единой, целостной системы, так как существовала так называемая система откупов. Налоги собирались откупщиками, которые не полностью передавали их в казну, а частично, нередко менее половины. Необходима была стройная, рациональная и обоснованная система налогообложения.
В конце XVII - начале XVIII вв. в Европе начался процесс демократизации общества. Решения по многим общегосударственным вопросам стали приниматься выборными органами власти. Теперь нужно было не просто объяснять, но и доказывать установление соответствующих налогов и их существование. Именно в этих исторических условиях начался активный процесс теоретического осмысления природы налогов, который материализовался в первые теории налогообложения. Основоположниками данных теорий явились А. Смит и Д. Рикардо, которые практически одинаково обосновали необходимость налогообложения как добровольного подаяния во благо развития нации. В основе их теории лежит определение налогов как цены за оказанные государством услуги населению. Эта идея стала исходным положением для появления и развития других теорий налогообложения.
В XVII - XVIII вв. Ш. Монтескье, Ф. Вольтером, В.Р. Мирабо и другими экономистами была разработана теория «общественного договора». Согласно данной теории налог представляет собой договорную плату граждан государству - за обеспечение их личной и имущественной безопасности. В частности, в такой интерпретации определял смысл и назначение налога Монтескье. Мирабо в основу своей теории положил определение налога как предварительную плату за предоставление защиты общественного порядка. Суть теории общественного договора, по мнению
Вольтера, состоит в том, что уплата части имущества в виде налога обеспечивает сохранение гражданину остального имущества.
Позднее (XVIII - XIX вв.) на базе аналогичных представлений о сущности налогов появилась «теория обмена», в соответствии с которой посредством налогов граждане покупают государственные услуги по военной и правовой защите. В начале XIX в. экономист Ж. Сисмонди разработал «теорию наслаждения». Согласно этой теории налог представляет собой аванс части состояния граждан для пользования услугами государства в перспективе.
А. Тьера и Дж. Р. Мак-Куллоха полагали, что налог по своей сути - это страховой платёж граждан государству.
По мнению Н.И. Тургенева - основоположника теоретических представлений сущности налогов в России, налоги представляют собой добровольные взносы граждан для государственных целей. С.Ю. Витте, Ю.А. Гегемейстер, Е.Г. Осокин, В.А. Лебедев и другие российские экономисты рассматривали налоги преимущественно как средство обеспечения расходов государства.
Таким образом, несмотря на наличие в XVII - начале XIX вв. различных теоретических представлений о сущности и необходимости налогов, основной смысл практически всех их сводился к тому, что налоги платятся государству добровольно, на принципах эквивалентности как плата за оказываемые населению услуги.
Представление о налоге как о юридической обязанности граждан перед государством окончательно сформировалось только в XIX в. При этом теория налогообложения в этот период рассматривала налоги не только как источник пополнения государственной казны, но и анализировала их роль и место в экономике. Другое дело, что представители различных теоретических школ по-своему оценивали степень воздействия налогов на экономические процессы в обществе. Одни теоретики (представители так называемой маржиналистской школы) рассматривали налоги как средство уравнивания доходов. Они выступали за установление принципа прогрессивности в налогообложении, считая, что с ростом доходов должна расти и ставка налогообложения, и обосновывали необходимость установления необлагаемого налогами минимального уровня доходов. В конце XIX - начале XX вв. появились экономические теории, обосновывающие необходимость использования налогов для стимулирования экономической деятельности. А. Маршалл считал, что налоги являются регуляторами экономических процессов, а Дж. Кейнс определял их как встроенные стабилизаторы рыночной экономики. В своих работах Кейнс подчёркивал особую роль налогов в регулировании пропорций общественного воспроизводства. Последователи Кейнса развили его учение в направлении, получившем название «неокейнсианское». Они полагали, что налоги призваны обеспечивать устойчивый рост экономики, способствовать устранению диспропорций в ней. Противники этого учения выступали против использования налогов в качестве инструмента управления экономикой. Автор теории монетаризма Д. Фридмен рассматривал налоги только как регулятор денежного обращения, считая, что экономика может развиваться и регулироваться самостоятельно без активного вмешательства государства, государство должно снижать налоги и сокращать свои расходы. Снижение налоговой нагрузки с соответствующим увеличением средств у предпринимателей будет способствовать, по его мнению, повышению деловой активности, росту инвестиций и укреплению экономики. Наиболее полное представление об эволюции теории налогов и налогообложения даёт рис. 1.1.
Таким образом, на протяжении столетий многие видные учёные-экономисты, авторы теорий налогообложения, ставили на одно из первых мест определение понятия «налог».

Рис. 1.1. Эволюция теории налогов и налогообложения

Рис. 1.1. Эволюция теории налогов и налогообложения

Читайте также: