С 1924 г крестьяне вносили налог только

Опубликовано: 15.05.2024

8 марта 2011 года исполняется 90 лет со дня начала Десятого съезда РКП, на котором было принято решение о переходе к НЭПу.

Новая экономическая политика (НЭП) – проводившаяся в период с 1921 по 1924 гг. в Советской России экономическая политика, пришедшая на смену политике "военного коммунизма".

Кризис большевистской политики "военного коммунизма" проявился острее всего в экономике. На нужды гражданской войны шла большая часть продовольствия, запасов металла и топлива. Промышленность тоже работала военные нужды, в результате сельскому хозяйству поставлялось в 2‑3 раза меньше машин и орудий, чем требовалось. Недостаток рабочих рук, сельскохозяйственного инвентаря и семенного фонда привел к сокращению посевных площадей, валовой сбор сельскохозяйственной продукции уменьшился на 45 %. Все это стало причиной возникновения в 1921 г. голода, в результате которого погибло почти 5 млн. человек.

Ухудшение экономического положения, сохранение экстренных коммунистических мер (продразверстка) привели к возникновению в 1921 г. острого политического и экономического кризиса в стране. Результатом стали антибольшевистские выступления крестьян, рабочих и военных с требованиями политического равенства всех граждан, свободы слова, установления рабочего контроля над производством, поощрения частного предпринимательства и др.

Для нормализации экономики, разрушенной Гражданской войной, интервенцией и мероприятиями "военного коммунизма", и стабилизации социально‑политической сферы Советское правительство решилось пойти на временное отступление от своих принципов. Политика временного перехода к капиталистической экономике с целью подъема хозяйства и урегулирования социальных и политических проблем получила название НЭП (новой экономической политики).

Переход от "военного коммунизма" к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии 8‑16 марта 1921 г.

В сельскохозяйственной сфере продразверстка была заменена более низким продналогом. В 1923‑1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Кулаки и середняки, разделяя хозяйства, пытались избавиться от высоких налогов.

Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий. Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости ("Химуголь", "Государственный трест машиностроительных заводов" и др.). На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно‑энергетический комплекс, частично транспорт. Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно‑промысловая.

Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. "Пайковая" система заменена денежной формой зарплаты. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Восстановились крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открывались торговые биржи.

В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты ‑ обесценивавшихся советских знаков, вскоре вытесненных червонцем. В 1924 г. вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет "военного коммунизма".

Однако уже на раннем этапе НЭПа признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к "неизбежному злу", опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма.

Охваченные боязнью НЭПа, партийно‑государственные верхи принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ "нэпмана" как эксплуататора, классового врага. С середины 1920‑х гг. меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание.

Отходу от НЭПа способствовали такие факторы, как слабость отечественного частного предпринимательства, ставшая следствием его длительного запрещения и излишнего государственного вмешательства. Неблагоприятный мировой экономический фон (экономический кризис на Западе в 1929 г.) трактовался как "загнивание" капитализма. Экономический подъем советской промышленности к середине 1920‑х гг. затруднялся отсутствием новых реформ, необходимых для поддержания темпов роста (например, создания новых промышленных отраслей, ослабления государственного контроля, пересмотра налогов).

В конце 1920‑х гг. резервы иссякли, страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений в сельское хозяйство и промышленность для реконструкции и модернизации предприятий. Из‑за нехватки средств на развитие промышленности город не мог удовлетворить сельский спрос в городских товарах. Ситуацию пытались спасти повышением цен на промтовары ("товарный голод" 1924 г.), что повлекло утрату интереса крестьянства к продаже продовольствия государству или невыгодному обмену его на промтовары. Снизились объемы производства, в 1927‑1929 гг. обострился кризис хлебозаготовок. Печатание новых денег, удорожание сельскохозяйственной и промышленной продукции привели к обесцениванию червонца. Летом 1926 г. советская валюта перестала быть конвертируемой (операции с ней за границей были прекращены после отказа от золотого стандарта).

Столкнувшись с нехваткой государственных финансовых средств на развитие промышленности, с середины 1920‑х гг. все нэповские мероприятия были свернуты с целью большей централизации имевшихся в стране финансовых и материальных ресурсов, а к концу 1920‑х гг. страна пошла по пути планово‑директивного развития индустриализации и коллективизации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Как продолжение традиций дореволюционной России в налоговой системе нэпа разграничивалось налогообложение деревни и города. С весны 1921 г. вплоть до 1923 г. крестьянство облагалось продналогом, включавшим натуральные поставки 18 видов продукции (зерновые, мясо, картофель, сено, гужевой налог и др.). Однако проведение денежной реформы, активизация торговли побуждали крестьянство производить наиболее выгодные виды продукции и продавать их за устойчивые деньги. В результате с 1 января 1924 г. все натуральные и трудовые повинности были отменены, а продналог стал взиматься только в денежной форме. Тем самым еще раз были продемонстрированы возможности и эффективность саморегулирования рыночного хозяйства. [c.103]


Налогообложение сельских хозяев заменяется системой продразверстки (продовольственной разверстки), представлявшей собой способ заготовки сельскохозяйственных продуктов, применявшийся в Советской России до введения продналога, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянскими хозяйствами государству всех излишков (сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В период Гражданской войны 1918—1920 гг. продразверстка официально определялась как чрезвычайная мера, вызванная исключительно тяжелым военным и экономическим положением страны. [c.201]

Завершение эпохи военного коммунизма и переход к новой экономической политике были ознаменованы заменой продразверстки продналогом (продовольственным налогом). Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств, был введен Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Введение продналога представляло собой важный шаг в переходе к товарно-денежному обмену. Экономический интерес крестьян обеспечивался тем, что после уплаты государству установленного продналога вся остальная часть произведенного хлеба и других сельскохозяйственных продуктов оставалась в их полном распоряжении. Свободный обмен излишков сельскохозяйственной продукции на продукты промышленности содействовал развитию и подъему крестьянского хозяйства. [c.203]


Продналог был значительно меньше продразверстки и устанавливался с таким расчетом, чтобы удовлетворить минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Мобилизация государством сельскохозяйственной продукции сверх продналога производилась путем обмена на необходимые крестьянам промышленные товары, т.е. на основе товарного обмена между городом и деревней, сельским хозяйством и промышленностью. С восстановлением промышленности и транспорта и расширением на этой основе товарооборота задания по продналогу должны были снижаться. [c.203]

Введение продналога осуществлялось с одновременным установлением платности услуг для населения. В годы военного коммунизма существовала повсеместная практика бесплатных хозяйственных услуг для населения транспорт (в том числе и городской), жилище, почтовые отправления, газеты и т.д. предоставлялись бесплатно. [c.203]

Продналог 1921 г. фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов (в 1921/22 г. взимались налоги на хлебные продукты — хлеб, зернофураж, масличные семена, картофель сено молочные продукты мясо яйца птицу мед шерсть льняное волокно пеньку кожевенное сырье пушнину мелкое животное сырье табак и продукты огородничества и бахчеводства), взимавшихся с разных отраслей сельского хозяйства. Это обстоятельство чрезмерно усложнило систему обложения. [c.205]

Декрет ВЦИК от 17 марта 1922 г. установил на 1922/23 г. единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства (разновидность продналога), который исчислялся в единой весовой мере — пуде ржи, а в районах распространения пшеницы — пуде пшеницы, и вносился налогоплательщиками основными сельскохозяйственными продуктами зерновыми (продовольственно-фуражными) хлебами, масличными семенами, картофелем, сеном, маслом и мясом. [c.205]

Новая экономическая политика (нэп) была разработана В.И. Лениным и начала осуществляться в 1921 г. по решению X съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКП(б). В число основных мероприятий нэпа входили замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства перевод государственной промышленности на хозрасчет, замена натуральной заработной платы денежной по количеству и качеству труда. Новая экономическая политика обеспечила быстрое восстановление народного хозяйства. С конца 20-х гг. проведение этой политики было прекращено. [c.207]


В сфере сельского хозяйства основным видом налогообложения в начале нэпа выступает продналог. Параллельно осуществляется взимание денежного подворного налога — прямого реального налога, установленного Декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным губернских исполнительных комитетов. При обложении отдельных хозяйств учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы, не подлежавшие обложению промысловым налогом. Взимание денежного подворного налога прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога. [c.210]

В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая. [c.213]

С 1921 г. начинается новая полоса экономической политики в русской деревне. Переход от разверстки к продналогу создает повышенные стимулы к расширению площади крестьянских запашек. Потребность в рабочих руках возрастает, а демобилизация армии наряду с нарастающими процессами расслоения деревни поставляет все более широкие кадры наемной рабочей силы для удовлетворения этой возрастающей потребности путем дополнительного найма чужого труда во всех тех хозяйствах, где своего уже не хватает. [c.283]

При распределении прибыли предполагалось полнее использовать принцип продналога, т. е. строить платежи в бюджет не на основе прибыли, а из прибыли платить за ресурсы. [c.459]

В. И. Ленин, просмотрев два экземпляра доклада В. Г. Яковенко, на одном из них сделал пометку в папку о продналоге , на другом Яковенко член ВЦИК, Канского уезда . [c.59]

Во время работы X съезда партии В. И. Ленин получил от И. М. Шера — делегата съезда, руководящего партийного работника Красноярска, сведения о В. Г. Яковенко После решения съезда о замене продразверстки продналогом Владимир Ильич обратил внимание на то, что для успешного проведения в жизнь принятых съездом [c.59]

Важной чертой Н. п. в деревне на первом этапе переходного периода была замена продразверстки продналогом (см.). Серьезной задачей Н. п. являлся переход от натуральных налогов к денежным. В соответствии с постановлением XII съезда партии в 1923 г. был принят декрет о едином с.-х. налоге (натурой и деньгами), в 1924 г. налог стал полностью исчисляться и взиматься деньгами. Бедняцкие [c.82]

ПРОДНАЛОГ (продовольственный налог) — натуральный налог с крестьянского х-ва, введенный декретами Советского правительства в марте—апр. 1921 г. Был установлен на хлеб, картофель, маслосемена, яйца и молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак и т. п. Заменил собой продовольственную разверстку (см. Продразверстка). Явился результатом провозглашения новой экономической политики и изменения государственной продовольственной политики. [c.244]

Финансы в восстановительный период нэпа. Победа над объединенными силами интервентов и внутренней контрреволюции открыла возможность перейти к мирной работе по восстановлению и дальнейшему развитию народного х-ва. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе к новой экономической политике. Необходимо было восстановить и последовательно проводить принцип материальной заинтересованности, овладеть новыми приемами и [c.536]

X. з., выпущенный на основании постановления ВЦИК от 20 мая 1922 г. на 10 млн. пудов ржи (в переводе на деньги — 3,8 млн. руб.), был первым займом Советского гос-ва. Облигации выпускались на предъявителя достоинством от 1 до 100 пудов ржи. Погашение производилось с 1 дек. 1922 г. по 15 марта 1923 г. X. з., гарантировавший помещенные в него средства от обесценения совзнаков, был успешно реализован. Он был особенно выгоден для крестьянства, к-рое, уплачивая продналог облигациями, не несло расходов на доставку и сдачу своей продукции гос-ву, освобождалось от обязательства сдавать по налогу [c.573]

После окончания гражданской войны и перехода к нэпу товарно-денежные отношения стали быстро развиваться, чему в значительной мере способствовала замена продразверстки продналогом. Перед партией и правительством встала неотложная задача — осуществить стабилизацию рубля. Одним из первых шагов в этом направлении были две деноминации, проведенные в 1921 —1922 гг., в результате к-рых 1 млн. прежних денежных знаков был приравнен к 1 руб. новых денежных знаков. Однако для полной стабилизации рубля [c.358]

Замена продразверстки продналогом означала, что каждый крестьянин заранее знал свои налоговые обязательства перед государством и, выполнив их, остальную часть сельскохозяйственной продукции мог свободно реализовать за деньги по ценам, складывающимся на рынке под воздействием цен государственной торговли. [c.53]

Приобретенные крестьянами за деньги облигации этого займа принимались в уплату продналога, который таким образом пре- [c.60]

Отметив, что переход от продразверстки к продналогу принес значительное облегчение крестьянству и вполне оправдал себя как экономически, так и политически , XII съезд партии (апрель 1923 г.) характеризовал его как первый шаг, который могла сделать Коммунистическая партия по пути к облегчению положения крестьянства и улучшению всей хозяйственной жизни разоренной войной и контрреволюцией страны . Начавшееся общее оздоровление хозяйства, выражающееся, в частности, в оживлении товарооборота, позволяло сделать следующий шаг — освободить крестьянина от обязанности вносить свои платежи государству в натуральном виде и дать ему возможность вносить часть этих платежей в денежной форме . Как указал далее XII съезд партии, это мероприятие облегчает положение крестьянства и дает выгоду крестьянскому хозяйству не только сокращением издержек но взносу налога, но и тем, что предоставляет крестьянину возможность свободно приноравливаться к рынку, избрать наиболее выгодные культуры, направлять свои силы в промысловые занятия и т. д. Вместе с тем эта мера улучшит и общее хозяйственное положение страны, ибо поведет к дальнейшему расширению товарного оборота, послужит путем к ликвидации финансовой разрухи в обеспечит устойчивость денежного обращения 8. [c.75]

Степень реализации принципа демократического централизма на разных этапах развития социалистического общества в силу объективных и субъективных обстоятельств была неодинаковой. В период военного коммунизма в СССР возобладало централизованное руководство, а демократические начала в хозяйственной жизни вследствие чрезвычайной обстановки гражданской войны оказались ограничен ными. Переход от продразверстки к продналогу, осуществление новой экономической политики резко усилили демократизм в хозяйственном управлении. Расширилась самостоятельность трестов и промышленных предприятий, повысилась роль местных органов в хозяйстве. При этом централизация управления приняла новый облик — был образован Госплан СССР, стали разрабатываться и осуществляться годовые планы, предусматривающие в первую очередь экономические методы [c.537]

В. И. Ленин указывает, что в России тогда были налицо политические условия перехода к социализму — диктатура пролетариата, но не было материально-производственных условий— крупного, базирующегося на новейшей технике машинного производства и его планомерной государственной организации. Страна была разорена войной, в экономике преобладало мелкое крестьянское производство. Замена продразверстки продналогом и связанное с этим допущение частной торговли заинтересовывали крестьян в подъеме сельского хозяйства, что способствовало восстановлению промышленности. Одновременно укреплялся союз рабочего класса с крестьянством — основа диктатуры пролетариата. [c.293]

Декретами советской власти в марте — апреле 1921 г. продналог устанавливался на хлеб, картофель, маслосемена, яйца, молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак. Размер налога и сроки сдачи сельскохозяйственной продукции доводились до хозяйств весной до начала полевых работ. Продналог взимался в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов при этом учитывались урожайность, фактическое наличие скота, число едоков. Обложение основывалось на класовых принципах и было прогрессивным наиболее высокие ставки устанавливались для кулацких хозяйств , пониженные — для середняцких беднейшие крестьяне освобождались от некоторых, а в ряде случаев и от всех видов натурального обложения. Предоставлялись льготы крестьянам, увеличивавшим площади посевов, производительность хозяйства. Однако множественность натуральных налогов осложняла их взимание, сдерживала рост товарности хозяйства, не позволяла полностью учесть и использовать все благоприятные для развития хозяйства особенности отдельных районов. [c.204]

В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом. Единый натуральный налог представлял собой вид обложения сельского населе- [c.210]

При переходе к нэпу вместо продразверстки был введен продналог (см.), посредством к-рого у крестьян изымалась только часть излишков продовольствия и с.-х. продукции, а остальной частью они могли распоряжаться самостоятельно. По мере восстановления народного х-ва и укрепления денежного обращения в стране возникла необходимость и возможность перехода от натуральной к денежной форме взимания налогов. Однако форма Н. н. сохранялась еще в первый период взимания единого с.-х. налога, к-рый исчислялся в пудах ржи, пшеницы или мяса и взимался в ряде мест (в основном в р-нах производящей полосы) частично натурой (по желанию плательщиков). Прием взносов натурой в уплату единого с.-х. налога был полностью прекращен с 1 янв. 1924 г. В настоящее время натурой взимаются в Венгрии поземельный налог, а в КНР — с.-х. налог. [c.93]

В годы становления Советской власти и гражданской войны (1917—1920) они осуществлялись в виде продуктообмена и продразверстки, при переходе к мирному строительству— продналога (1921 —1922) и рыночных закупок (1923—1927) в период коллективизации (1928—1932) — контрактации объемов производства и продажи государству по договору части валовой продукции после завершения социалистической перестройки села с 1933 г. — обя-зательских поставок и натуральной платы за работы МТС начиная с 1958 г. —в форме контрактации. [c.38]

Вместо трудовой и гужевой повинности периода гражданской воины в ноябре 1921 г. был установлен трудгужналог, что должно было устранить причины, мешающие проявлению и должному развитию у сельского населения хозяйственной предприимчивости, требующей оставления в, полном и свободном распоряжении сельского населения всего его времени и гужевых средств после того, как им выполнены точно установленные обязательства в пользу государства . Основное назначение этого налога заключалось в обеспечении проведения лесозаготовок и перевозки поступающих по продналогу продуктов рабочей силой и транспортными средствами. [c.73]

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств, связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог — органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог — наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог — местными органами власти. [c.121]

За счет налогов с населения формировалась незначительная часть доходов государственного бюджета СССР. На первом этапе были введены подоходно-поимущественный налог с высокопрогрессивными ставками, чрезвычайные революционные налоги, продразверстка (впоследствии замененная продналогом). К 1985 г. поступления налогов с населения играли второстепенную роль, а платежи по всем видам налогов с населения не превышали 9% доходов государственного бюджета. [c.275]

Смотреть страницы где упоминается термин Продналог

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) -- [ c.244 ]

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:51, тест

Краткое описание

Работа в виде теста с правильными ответами по предмету "История Казахстана".

Файлы: 1 файл

ист каз-ОТВЕТЫ.doc

В)* развитие сырьевых отраслей

С) развитие электроники

D) развитие машиностроения

Е) развитие тракторостроения.

Какие регионы соединил Турксиб?

А) Восточную Сибирь с Заполярьем

В) Центральные районы России с Казахстаном

С) Сибирь с Украиной

D)* Сибирь со Cредней Азией

Е) Караганду с Москвой.

Город, ставший столицей Казахской АССР в 1925 году:

К началу 1926 г. промышленность Казахстана по отношению к 1913 г. составляла:

Повседеневная средняя заработная плата подростков 12-14 лет в Казахстане в годы первой мировой войны составляли:

Кто выступал против массового переселения рабочих в Казахстан из других районов страны?

A) Ф. Голощекин
B)* С. Садвакасов
C) Н. Ежов
D) И. Сталин
E) В. Молотов.

Назовите первый объект индустриализации в Казахстане:

A) Балхашский комбинат;

B) Шымкентский свинцовый завод

D) Зырьяновский комбинат

E) Ачисайские рудники.

На сколько увеличилась железнодорожная сеть республики в период с 1928 по 1040 гг.?

A)* на 50 %
B) на 70 %
C) на 120 %
D) на 20 %
E) на 35 %

Основную помощь в индустриализации республики оказали:

A)* Россия и Украина
B) Киргизия и Молдова
C) Белоруссия и Грузия
D) Армения и Литва
E) Узбекистан и Туркмения.

Когда продукция промышленности стала преобладать над продукцией сельского хозяйства?

A) конец 20-х гг.
B) начало 30-х гг.
C) середина 40-х гг.
D) конец 40-х гг.
E)* середина 30-х гг.

Производство электроэнергии в Казахстане выросло к концу 30-х годов по сравнению с 1913 г. в:

A) 120 раз
B)* 486 раз
C) 275 раз
D) 315 раз
E) 648 раз.

Основная масса машин и оборудования в период 30-х годов поступала в Казахстан из:

A) Киргизии
B) Китая
C) Ирана
D) Турции
E)* России.

В 1926 г. количество рабочих в республике составляло:

A)* 152000
B) 147000
C) 365000
D) 840000
E) 75000.

Какие предприятия Казахстана к концу 30-х годов стали крупнейшими не только в республике, но и в СССР?

A) машиностроительные
B) автомобилестроительные
C) химические
D)* цветной металлургии
E) черной.

Какой из ниже перечисленных процессов был характерен для периода индустриализации в Казахстане?

A) рост сельского населения

B) возвращение к кочевой жизни

C) увеличение количества аулов

D) опустение городов

В период с 1914 года по 1922 год поголовье всех видов скота уменьшилось в Казахстане на:

A)* 10,8 млн. голов
B) 7,2 млн. голов
C) 14,6 млн. голов
D) 21,2 млн. голов
E) 20 млн. голов.

Во время 1921-1922 гг. в Казахстане голодало более:

A) 1,2 млн. чел.
B) 6 млн. чел.
C) 4 млн. чел.
D) 2,9 млн. чел.
E)* 2,3 млн. чел.

Решение о замене продразверстки продналогом было принято в марте 1921 г. на:

A) XII съезде РКП(б)
B)* X съезде РКП(б)
C) XIV съезде ВКП(б)
D) XV съезде ВКП(б)
E) XX съезде КПСС.

Какое количество ярмарок действовало на территории Казахстана в 1926 г.?

С 1924 г. крестьяне вносили налог только:

B) скотом и деньгами

C) деньгам и зерном

Окончательно “нэповская линия” развития была заблокирована:

A)* на рубеже 20-30-х гг.
B) на рубеже 30-40-х гг.
C) на рубеже 25-го-26-го гг.
D) на рубеже 24-го-25-го гг.
E) на рубеже 40-х-50-х гг.

Количество приговоренных к расстрелу “тройками” ОГПУ в Казахстане в период с 1929 по 1933 гг. составило:

A) 1755 человек
B) 2848 человек
C) 6321 человек
D) 4217 человек
E)* 3386 человек.

Удельный вес Казахстана в общесоюзном производстве зерна в 1928-1932 гг. уменьшился:

A) с 4 % до 9 %
B) с 12 % до 5 %
C)* с 9 % до 3 %
D) с 20 % до 8 %
E) с 20 % до 8 %.

Лидерами эволюционного “нэповского пути” развития сельского хозяйства были:

A)* Н. Бухарин, Н. Рыков, М. Томский
B) С. Ордженикидзе, Л. Берия
C) Ф. Голощекин, Н. Ежов
D) И. Сталин, С. Маленков
E) Л. Берия, Н. Ежов, В. Молотов.

Валовой сбор зерна в Казахстане в период с 1928 по 1940 годы сократился:

A) на 20 %
B)* в 1,5 раза
C) в 2 раза
D) в 3 раза
E) в 4 раза.

Основными направлениями откочевки казахов в годы коллективизации стали:

A) Россия, Пакистан
B) Индия, Турция
C) Китай, Россия
D) Турция. Монголия
E)* Китай, Иран, Афганистан.

В результате коллективизации фактически перестала существовать традиционная для Казахстана отрасль;

A) коневодство
B) свиноводство
C) овцеводство
D)* верблюдоводство
E) охота.

Сколько двадцатипятитысячников прибыло в Казахстан для проведения коллективизации?

A)* 1204
B) 2742
C) 815
D) 1673
E) 986.

В 1929-1931 гг. в Казахстане за участие в восстаниях и волнениях было осуждено:

А)* более 5,5 тыс. человек

В) более 10 тыс. человек

С) около 4-х тысяч человек

D) около 3-х тысяч человек

Е) 20 тыс. человек.

Казахский народ в результате коллективизации, от голода и связанных с ним эпидемий и роста смертности потерял:

А) более 5,5 тыс. человек

В) более 10 тыс. человек

С)* oколо 1,75 млн. человек

D) около 3-х тысяч человек

Е) 20 тыс. человек.

Курс на коллективизацию сельского хозяйства провозгласил:

A) XII съезд партии

B)* XV съезд партии

С) XIV съезд партии

D) XIII съезд партии

E) XI съезд партии.

Сколько восстаний произошло в Казахстане в 1929-1931 гг.?

Сколько человек участвовало в восстаниях 1929-31 гг.?

А) около 120 000 человек

В)* около 80 тыс. человек

С) около 60 тыс. человек

D) около 100 тыс. человек

Е) около 40 тыс. человек.

Сколько лет понадобилось казахскому народу для того, чтобы восстановить свою численность, бывшую накануне начала коллективизации?

На сколько снизилось поголовье крупного рогатого скота в Казахстане с 1928-1932 гг.?

А)* с 6,5 млн. до 965 тыс.

В) с 4,3 млн до 3,5 млн.

С) с 10 млн. до 4 млн.

D) с 5,2 млн. до 1,7 млн.

Е) с 10 млн. до 3 млн.

На сколько снизилось общее поголовье скота в Казахстане с 1928 по 1932 гг.?

А) с 6,5 млн. до 965 тыс.

В)* с 40,5 млн. до 4,5 млн.

С) с 10 млн. до 4 млн.

D) с 5,2 млн. до 1,7 млн.

Е) с 10 млн. до 3 млн.

Сколько человек мигрировало из Казахстана спасаясь от голода, вызванного коллективизацией?

А) с 6,5 млн. до 965 тыс.

В) с 40,5 млн. до 4,5 млн.

С)* свыше 1 млн. человек

D) с 5,2 млн. до 1,7 млн.

Е) с 10 млн. до 3 млн.

Самое крупное восстание периода коллективизации произошло в районном центре:

В каком году был выдвинут курс на коллективизацию сельского хозяйства?

Сколько всего погибло казахстанцев в годы коллективизации?

А) около 2,5 млн. чел.

В) около 3 х. млн. человек

С) около 1,2 млн. человек

D)* около 2,1 млн. человек

Е) около 3-х млн. человек.

Если в 1928 г. в Казахстане было коллективизировано 2% всех хозяйств, то к октябрю 1931 г. было коллективизировано:

В каком году должна была завершиться сплошная колективизация в Казахстане?

А) к зиме 1934 г.

В)* к весне 1932 г.

С) к лету 1930 г.

D) к началу 1941 г.

Е) к началу 1935 г.

В 1932 г. в животноводческих районах Казахстана было предложено создавать товарищества по совместной обработке земли как переходную ступень:

А) к сельхозартелям

В) к кооперативам

Кому принадлежит девиз в годы коллективизации:”Перегибов не допускать-парнокопытных не оставлять!”?

А) Семипалатинским перегибщикам

В) Уральским перегибщикам

С) Семиреченским перегибщикам

D) Карагандинским перегибщикам

Е)* Тургайским перегибщикам.

Какое количество крестьян было привлечено к ответственности в годы коллективизации?

А) более 30 тыс. человек

В)* более 100 тыс. человек

С) более 70 тыс. человек

D) более 80 тыс. человек

Е) более 100 тыс. человек.

Кому было адресовано “Письмо пяти”, которое написала группа деятелей Республики в июле 1932 г.?

1. Налоговая политика в деревне. Заготовки сельскохозяйственных продуктов

По решению X съезда РКП(б), состоявшегося в марте 1921 г., продразверстка была заменена продовольственным налогом. Это было началом перехода к новой экономической политике, к новым отношениям рабочего класса с крестьянством.

Продналог был установлен намного ниже продразверстки: на хлеб на 43,3%, масличные семена — в 2 раза, мясо — на 74,5%, масло — на 36,1%, льноволокно — в 15 раз и т.д. В крестьянских хозяйствах оставалась значительная часть произведенного продукта, которым крестьяне могли распоряжаться по своему усмотрению, использовать для улучшения своего хозяйства, повышения личного потребления и обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Декретом правительства от 24 мая 1921 г. разрешался «свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства» 91 .

Были, таким образом, определены два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства: натуральный налог и товарообменные операции. В порядке продналога намечалось заготовить 240 млн. пуд. хлеба и фуража (в дальнейшем, в связи с неурожаем, размер продналога был снижен до 162 млн. пуд.), путем товарообмена — 160 млн. пуд. Однако план товарообмена не был выполнен.

Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов применялся три года. В 1921/22 г. налог определялся по каждому продукту отдельно. Всего было установлено 18 продуктовых налогов (на хлеб, мясо и т.д.). В 1922/23 г. был введен единый натуральный налог, который исчислялся в хлебных единицах (рожь, пшеница), но крестьяне могли платить его другими продуктами по установленному переводному коэффициенту. В 1923/24 г. было разрешено вносить налог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами. В 1924/25 г. был осуществлен переход к денежному обложению крестьян. Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов государством перестал существовать.

Переход к денежному обложению крестьян потребовал установления обоснованных ставок обложения и обоснованных цен. Необходимо было также вытеснить с рынка (или значительно ограничить) частника, чтобы товары покупались и продавались с соблюдением устанавливаемых государственных цен. Для овладения рынком необходимо было сосредоточить в руках государства большие товарные массы. Эти предпосылки ко времени перехода к денежному налогу были созданы. В 1924/25 г. в оптовом товарообороте страны обобществленный сектор (государственная и кооперативная торговля) занимал 91,5%, частный — 8,5%, в розничном товарообороте — 51,5 и 48,5% 92 .

Крестьяне как товаропроизводители были заинтересованы в переходе к денежному налогу; они получали большую свободу в развитии отдельных отраслей своего хозяйства, продавали то, что им было выгодно, это усиливало специализацию сельского хозяйства.

Денежное налоговое обложение способствовало расширению сферы товарного обращения и укрепляло советскую денежную систему.

Продналог был первой формой экономической реализации общенародной земельной собственности, получения ренты государством. Маркс указывал, что при отсутствии частной собственности на землю «рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты» 93 . В. И. Ленин писал, что «национализация есть передача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей» 94 . При общенародной земельной собственности и единоличном крестьянском землепользовании производимый сельскохозяйственный продукт разделяется на продукт, собственником которого является государство (рента), и продукт, собственником которого являются землепользователи-крестьяне; государство, если желает этот продукт приобрести, должно его купить. Следовательно, два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства, которые определялись законом о продналоге, выражали собой объективные производственные отношения в сельском хозяйстве, сложившиеся в результате установления общенародной собственности на землю и крестьянского единоличного землепользования. Кроме того, (крестьяне через налоговую систему привлекались к участию в покрытии части общегосударственных расходов (содержание учебных заведений, здравоохранение и т.д.).

Земельная рента образуется в результате большей производительности труда на более плодородных почвах, в крупных хозяйствах, ведущих более интенсивное производство, когда одноименные продукты имеют различную стоимость, но продаются по одной цене. Поэтому налог должен быть дифференцирован в зависимости от урожайности и размера обрабатываемой земли в хозяйстве. Этому требованию отвечали ставки налогового обложения. По зерновым культурам в 1921/22 г. налог составлял с 1 дес. пашни при 1,6—2 дес. пашни на едока и урожайности до 25 пуд. — 2 пуда (8% к урожаю), при урожае 45—50 пуд. — 4,5 пуд. (9%) и при урожае 70 пуд. и выше — 7 пуд. (10%). При урожайности 50 пуд. с десятины, если в хозяйстве приходилось на едока 0,5 и менее дес. пашни, налог составлял 1,25 пуд. с десятины, при наличии 1,6—2,0 дес. пашни на едока налог поднимался до 4,5 пуд. и при 4 и более дес. пашни налог составлял 9 пуд. с десятины 95 .

Бедняцкие хозяйства получали различные льготы или освобождались от уплаты налога, а крупные многоземельные хозяйства облагались более высоким налогом. Эта классовая градация налогового обложения была усилена в последующие годы. «Наше законодательство (в первую очередь налоговое), — указывалось в решениях XII съезда партии, — должно учитывать классовые деления в деревне, соответственно возлагая главные экономические тяготы на наиболее зажиточные хозяйства» 96 . Классовый подход к обложению отдельных социально-экономических групп крестьянства продналогом в 1922/23 г. характеризуется данными табл. 1 97

Приходилось земли на едока, дес. Налог с хозяйства в % к годовому доходу по РСФСР на Украине До 0,25 5,0 2,9 0,25—0,5 8,1 6,4 0,5—1,5 10,6-12,5 8,9-9,8 1,5-3,0 12,5—16,5 12,4—16,8 Свыше 3 17,1 24,2

Таким образом, чем крупнее хозяйство, тем больше был налог. Особенно сильно облагалась верхушка деревни — кулацкие хозяйства. Беднякам и маломощным середнякам предоставлялись налоговые льготы. Были полностью освобождены от уплаты налога хозяйства, имевшие менее 1,5 дес. облагаемой пашни, а также хозяйства, не имевшие трудоспособных мужчин, если облагаемая площадь у них не превышала 2,5 дес. Освобождались от уплаты налога хозяйства, пострадавшие от интервентов и белогвардейцев. Значительные льготы получали семьи военнослужащих.

В 1923/24 г. от уплаты продналога по СССР (без Туркестана и Закавказья) полностью или частично были освобождены 5,9 млн. хозяйств. По маломощности были полностью освобождены от уплаты налога 2,9 млн. бедняцких крестьянских хозяйств 98 .

В последние два года восстановительного периода основная тяжесть налога ложилась на капиталистические кулацкие хозяйства. В 1925/26 г. были освобождены от налога 5,4 млн. бедняцких и маломощных хозяйств, что составляло более 23% общего числа крестьянских хозяйств 99 , получили различную скидку 4,4 млн. хозяйств. Кулацкие хозяйства уплачивали государству в виде сельхозналога (и других налогов) в 1925/26 г. свыше 10% своих доходов 100 .

Все это показывает, что советская налоговая политика строилась по классовому принципу. По своему типу сельскохозяйственный налог приближался к подоходному налогу. Такая политика помогала беднякам поднимать хозяйство, а усиленное обложение налогом кулацких хозяйств ограничивало их рост.

Буржуазные экономисты и оппортунисты из Наркомзема заявляли, что «прогрессия ставок сельскохозяйственных налогов в 1922—1923 гг. и особенно в 1923/24 г. была чрезвычайно велика. Высшая ставка превышала низшую в 10 раз. Такая прогрессия в корне противоречит основным соотношениям экономики крестьянского хозяйства» 101 . Вопреки научной теории и практике защитники кулачества выдвигали тезис о нерентабельности крупных хозяйств в сельском хозяйстве. Коммунистическая партия разоблачила кулацкую суть этих установок и последовательно проводила ленинскую политику налогового обложения.

В первые годы нэпа налоговые поступления из деревни играли значительную роль в формировании государственного бюджета. В 1922—1923 гг. сельское хозяйство обеспечивало около ? доходов государства, в том числе за счет прямых налогов — около 17% 102 . XII съезд партии призвал крестьянство, несмотря на трудности, выполнить свои обязательства перед государством. «…Общие интересы всех трудящихся, общие интересы охраны завоеваний рабоче-крестьянской революции требуют этого напряжения сил от рабочих и от крестьян, требуют этих жертв» 103 . В последующие годы удельный вес сельскохозяйственного налога в доходах государства систематически уменьшался.

Вся система обложения налогом крестьянских хозяйств строилась таким образом, чтобы после выполнения крестьянами налоговых обязательств перед государством постоянно увеличивался избыточный продукт, получаемый от дополнительных затрат труда на расширение посевных площадей, повышение урожайности, увеличение поголовья скота и повышение его продуктивности.

С переходом к нэпу перед Советским государством встала задача организации заготовок сельскохозяйственной продукции. В 1922 г. для осуществления коммерческих заготовок хлеба было создано акционерное общество «Хлебопродукт», заготовок кожевенного сырья — «Кожсырье», льна — «Заготлен». Заготовки хлопка осуществлялись Главным хлопковым комитетом и его органами на местах. Важную роль в заготовках продуктов сельского хозяйства играла кооперация.

Получил доступ к заготовкам сельскохозяйственных продуктов и частный скупщик. В ряде мест частные скупщики создавали свои объединения («Торгпромбюро», «Продсоюз») и выступали крупными оптовыми заготовителями.

С переходом в 1924 г. к денежному налогу заготовки сельскохозяйственных продуктов коммерческим путем стали единственной формой сосредоточения продуктов крестьянского хозяйства в руках государства. Это потребовало усиления деятельности на рынке государственных и кооперативных организаций. На заготовительный рынок было допущено большое число новых государственных организаций.

Мелкие заготовительные организации, не имея средств для создания собственной материальной базы и аппарата, сосредоточили свою деятельность главным образом в районах, находящихся вблизи железных дорог и судоходных рек. Это приводило к борьбе между ними за продаваемую крестьянами продукцию, что сказалось на росте заготовительных цен. В то же время глубинные районы не были охвачены государственными и кооперативными заготовителями, в них продолжали орудовать частные скупщики, которые снижали цены на скупаемые продукты, перевозили их к городам, пристаням и железнодорожным станциям и, перепродавая государственным и кооперативным заготовителям, получали высокие прибыли.

Государство провело реорганизацию заготовительного аппарата: были ликвидированы мелкие заготовители, усилена роль в заготовках сельскохозяйственной и потребительской кооперации. Была прекращена выдача частным заготовителям банковского кредита и повышены тарифы по перевозкам их грузов, ограничено получение подвижного состава для перевозки заготовленной продукции. Государственным и кооперативным заготовителям было запрещено заключать торговые сделки с частниками, использовать их в качестве своих агентов. Эти меры способствовали усилению роли государства и кооперации на заготовительном рынке.

Восстановление сельскохозяйственного производства и упорядочение заготовительного дела способствовали увеличению поступления хлеба государству. В 1921/22 г. государство получило 233 млн. пуд., в 1922/23 г. — 429,6 млн. пуд., в 1923/24 г. — 397,2 млн. пуд., а в 1925/26 г. — 496 млн. пуд. 104 Возросли заготовки и других сельскохозяйственных продуктов. Так, заготовки маслосемян увеличились за 1921/22—1925/26 гг. в 4,2 раза, масла животного — в 3,1 раза, яиц — в 6 раз 105 . Заготовки хлопка-сырца увеличились за эти годы в 28,5 раза, кож крупных — в 1,9 раза, кож мелких — в 2 раза; увеличились также заготовки льноволокна, пеньки и другого сырья для промышленности. Это было вкладом крестьянства в восстановление промышленности, всего народного хозяйства.

Налоговая политика стимулировала развитие социалистических предприятий в сельском хозяйстве. Коллективным хозяйствам предоставлялась скидка с налога в размере 25%, а кооперативным обществам — в размере 10%. Существенное значение имело освобождение от налога коллективных запашек, а также премирование коллективных хозяйств и земельных обществ за применение улучшенных способов ведения хозяйства.

Налоговая политика Советской власти, рассчитанная на укрепление союза рабочего класса с крестьянством, была одним из важных рычагов экономического регулирования сельскохозяйственного производства.

• Налоговая система

• Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на продажу

Финансовая и налоговая политика

Финансовая и налоговая политика К концу III в. назрела необходимость реформ в сфере денежного обращения. Проведенная Диоклетианом в 286 г. денежная реформа в основном повторяла попытки проведения таковой во времена Аврелиана. Целью ее было повышение курса денег и

§ 3. Финансовая система и налоговая политика

§ 3. Финансовая система и налоговая политика Опустошение страны, упадок земледелия, резкое сокращение численности крестьян, стихийное перераспределение податного населения серьезно сказались на состоянии государственного хозяйства. 1Пустая казна и расстроенные

Рис. 1. Фактические заготовки зерна в 1916—1918гг., млн. пудов

Рис. 1. Фактические заготовки зерна в 1916—1918гг., млн. пудов Источник: Свидерский А. Четыре года продовольственной работы. Статьи и отчетные материалы. М.: Государственное изд-во, 1922.

6. От заготовки к разверстке

6. От заготовки к разверстке До августа 1918 года без изменения оставались твердые цены на хлеб, назначенные еще Временным правительством. Между тем к осени 1918 произошел очередной резкий скачек «вольных» цен — в ряде губерний рост составил 13 037 %[898]. 18 августа твердые цены

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их В то время, когда мы с Веретельником покидали Таганрог, я получил сведение, что через Таганрог проследовали эшелоны, в которых отступали члены сельскохозяйственных коммун, организованных в Гуляйпольском

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их В то время, когда мы с Веретельником покидали Таганрог, я получил сведение, что через Таганрог проследовали эшелоны, в которых отступали члены сельскохозяйственных коммун, организованных в Гуляйпольском

Заготовки мяса в живом виде

Заготовки мяса в живом виде Печальное зрелище представляло Переделкино в послевоенные годы: «…Городок не благоустроен, отсутствует водопровод, дорога находится в очень плохом состоянии, требует серьезного ремонта мост через пруд, многие дачи не огорожены заборами, а

Ограниченность времени сельскохозяйственных работ

Ограниченность времени сельскохозяйственных работ В ходе фотосинтеза растения запасают полученную ими солнечную энергию в органических веществах, построенных из получаемого из воздуха углерода и содержащихся в почве минералов. Для благотворного протекания

Налоговая реформа

Налоговая реформа Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние

Глава вторая. Заготовки

Глава вторая. Заготовки Против порчи продуктов Забота человека о добывании пищи долго господствовала над всеми другими. Однако перед нашими далекими предками встала и другая задача — как сохранить добытую пищу.На протяжении многих веков люди не знали, что порчу

Способы заготовки продуктов на Руси

Способы заготовки продуктов на Руси На Руси знали много способов заготовки продуктов впрок. Естественно, широко использовали холод для сохранения скоропортящихся продуктов. В записках Айрмана о Прибалтике и Московии 1666–1670 гг. говорится: «Выловленную в начале зимы рыбу

4. Налоговая политика и спекуляции.

4. Налоговая политика и спекуляции. Война стоит дорого, но она не является единственной причиной роста государственного долга и постоянного финансового дефицита. К войне добавляются необходимость содержания пышного и великолепного королевского двора, королевские

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов Выше мы имели уже случай заметить (гл. I, § I), что сельскохозяйственные писатели, разделяя системы сельского хозяйства по главному рыночному продукту, относят к особому типу заводскую или техническую систему

Помещики об отхожих сельскохозяйственных рабочих

Помещики об отхожих сельскохозяйственных рабочих Газета черносотенных помещиков «Новое Время» приводит интересные споры помещиков в Польше и вообще в пограничных местах России по поводу отхода сельскохозяйственных рабочих на заработки в Германию и другие

Заготовки на случай вторжения Иностранные дела и внешняя разведка

Заготовки на случай вторжения Иностранные дела и внешняя разведка Западные политики уверяют: нынешняя власть Сирии не поддаётся уговорам и должна быть устранена международными усилиями.7-го февраля министр иностранных дел России Сергей ЛаврОв и директор Службы внешней

8 марта 2011 года исполняется 90 лет со дня начала Десятого съезда РКП, на котором было принято решение о переходе к НЭПу.

Новая экономическая политика (НЭП) – проводившаяся в период с 1921 по 1924 гг. в Советской России экономическая политика, пришедшая на смену политике "военного коммунизма".

Кризис большевистской политики "военного коммунизма" проявился острее всего в экономике. На нужды гражданской войны шла большая часть продовольствия, запасов металла и топлива. Промышленность тоже работала военные нужды, в результате сельскому хозяйству поставлялось в 2‑3 раза меньше машин и орудий, чем требовалось. Недостаток рабочих рук, сельскохозяйственного инвентаря и семенного фонда привел к сокращению посевных площадей, валовой сбор сельскохозяйственной продукции уменьшился на 45 %. Все это стало причиной возникновения в 1921 г. голода, в результате которого погибло почти 5 млн. человек.

Ухудшение экономического положения, сохранение экстренных коммунистических мер (продразверстка) привели к возникновению в 1921 г. острого политического и экономического кризиса в стране. Результатом стали антибольшевистские выступления крестьян, рабочих и военных с требованиями политического равенства всех граждан, свободы слова, установления рабочего контроля над производством, поощрения частного предпринимательства и др.

Для нормализации экономики, разрушенной Гражданской войной, интервенцией и мероприятиями "военного коммунизма", и стабилизации социально‑политической сферы Советское правительство решилось пойти на временное отступление от своих принципов. Политика временного перехода к капиталистической экономике с целью подъема хозяйства и урегулирования социальных и политических проблем получила название НЭП (новой экономической политики).

Переход от "военного коммунизма" к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии 8‑16 марта 1921 г.

В сельскохозяйственной сфере продразверстка была заменена более низким продналогом. В 1923‑1924 гг. было разрешено вносить продналог продуктами и деньгами. Была разрешена частная торговля излишками. Легализация рыночных отношений влекла за собой перестройку всего хозяйственного механизма. Был облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли. Однако налоговая политика (чем больше хозяйство, тем выше налог) приводило к дроблению хозяйств. Кулаки и середняки, разделяя хозяйства, пытались избавиться от высоких налогов.

Была проведена денационализация мелкой и средней промышленности (передача предприятий из государственной собственности в частную аренду). Допускалась ограниченная свобода частного капитала в промышленности, торговле. Разрешалось использовать наемный труд, появилась возможность создания частных предприятий. Наиболее крупные и технически развитые фабрики и заводы объединились в государственные тресты, работавшие на хозрасчете и самоокупаемости ("Химуголь", "Государственный трест машиностроительных заводов" и др.). На государственном снабжении первоначально остались металлургия, топливно‑энергетический комплекс, частично транспорт. Развивалась кооперация: потребительская сельскохозяйственная, культурно‑промысловая.

Уравнительная оплата труда, характерная для времен Гражданской войны, заменялась новой поощрительной тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. Была отменена карточная система распределения продовольствия и товаров. "Пайковая" система заменена денежной формой зарплаты. Отменена всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Восстановились крупные ярмарки: Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др. Открывались торговые биржи.

В 1921‑1924 гг. была проведена финансовая реформа. Создана банковская система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, Торгово‑промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков я др. Введены прямые и косвенные налоги (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), а также плата за услуги (транспорт, связь, коммунальное хозяйство и др.).

В 1921 г. началась денежная реформа. В конце 1922 г. в обращение была выпущена устойчивая валюта – советский червонец, применявшийся для краткосрочного кредитования в промышленности и торговле. Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям, а на мировом рынке он стоил около 6 долларов. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты ‑ обесценивавшихся советских знаков, вскоре вытесненных червонцем. В 1924 г. вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит.

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет "военного коммунизма".

Однако уже на раннем этапе НЭПа признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к "неизбежному злу", опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма.

Охваченные боязнью НЭПа, партийно‑государственные верхи принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ "нэпмана" как эксплуататора, классового врага. С середины 1920‑х гг. меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание.

Отходу от НЭПа способствовали такие факторы, как слабость отечественного частного предпринимательства, ставшая следствием его длительного запрещения и излишнего государственного вмешательства. Неблагоприятный мировой экономический фон (экономический кризис на Западе в 1929 г.) трактовался как "загнивание" капитализма. Экономический подъем советской промышленности к середине 1920‑х гг. затруднялся отсутствием новых реформ, необходимых для поддержания темпов роста (например, создания новых промышленных отраслей, ослабления государственного контроля, пересмотра налогов).

В конце 1920‑х гг. резервы иссякли, страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений в сельское хозяйство и промышленность для реконструкции и модернизации предприятий. Из‑за нехватки средств на развитие промышленности город не мог удовлетворить сельский спрос в городских товарах. Ситуацию пытались спасти повышением цен на промтовары ("товарный голод" 1924 г.), что повлекло утрату интереса крестьянства к продаже продовольствия государству или невыгодному обмену его на промтовары. Снизились объемы производства, в 1927‑1929 гг. обострился кризис хлебозаготовок. Печатание новых денег, удорожание сельскохозяйственной и промышленной продукции привели к обесцениванию червонца. Летом 1926 г. советская валюта перестала быть конвертируемой (операции с ней за границей были прекращены после отказа от золотого стандарта).

Столкнувшись с нехваткой государственных финансовых средств на развитие промышленности, с середины 1920‑х гг. все нэповские мероприятия были свернуты с целью большей централизации имевшихся в стране финансовых и материальных ресурсов, а к концу 1920‑х гг. страна пошла по пути планово‑директивного развития индустриализации и коллективизации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Читайте также: