Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями

Опубликовано: 16.04.2024

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля разрабатывает и реализует политику Банка России в области противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ), а также в сфере валютного контроля.

Основными направлениями деятельности департамента являются информационно-аналитическое, нормативное, методическое и организационное обеспечение деятельности Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного контроля и государственного оборонного заказа, а также организация и осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (поднадзорные организации) по вопросам соблюдения требований законодательства в указанных сферах.

Важнейшая задача департамента — осуществление мероприятий, направленных на снижение риска вовлеченности поднадзорных организаций в проведение сомнительных операций.

В рамках проактивного, риск-ориентированного и консультативного надзора департаментом организована работа по методологической поддержке поднадзорных организаций, которая включает в себя максимально оперативное информирование о возможных рисках в операциях их клиентов и оказание качественной консультативной помощи для корректировки собственных противолегализационных процедур. Практика проактивного риск-ориентированного надзора нацелена на предупреждение рисков в поднадзорных организациях и недопущение высокой вовлеченности в проведение сомнительных операций.

В целях обеспечения соблюдения поднадзорными организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного контроля и государственного оборонного заказа департамент реализует на постоянной основе комплекс различных контрольно-надзорных мероприятий, в том числе исходя из возникающих на финансовом рынке и в деятельности отдельных его участников рисков отмывания доходов и финансирования терроризма.

За выявленные в деятельности поднадзорных организаций нарушения департамент в рамках компетенции от имени Банка России применяет к поднадзорным организациям меры надзорного реагирования, а также осуществляет последующий контроль за исполнением мер.

В целях соблюдения единообразных подходов при реализации надзорных мероприятий департамент организует, координирует и контролирует деятельность функционально подчиненных ему подразделений финансового мониторинга и валютного контроля в территориальных учреждениях Банка России.

Департамент организует и осуществляет в отношении поднадзорных организаций мероприятия дистанционного надзора, в том числе с применением разработанных департаментом методик и инструментов дистанционного надзора в сфере ПОД/ФТ, а также участвует в инспекционной деятельности при проверках поднадзорных организаций.

Департамент участвует в разработке законопроектов, готовит проекты нормативных и иных актов Банка России по вопросам своей компетенции (в частности, устанавливает требования к правилам внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ для поднадзорных организаций, к порядку представления поднадзорными организациями информации в Росфинмониторинг, к квалификации специальных должностных лиц, которые отвечают за внутренний контроль в сфере ПОД/ФТ, и иные требования); выпускает информационные письма с обобщением практики применения законодательства Российской Федерации и требований международных организаций, обеспечивает информационную поддержку поднадзорных организаций.

Для получения информации, необходимой для осуществления контрольных полномочий в отношении участников финансового рынка, департаментом осуществляется методологическое сопровождение отчетности по операциям поднадзорных организаций и их клиентов, а также обрабатывается поступающая в Банк России отчетность и формируются сводные статистические данные.

На внутригосударственном направлении департамент обеспечивает информационное взаимодействие Банка России с Минфином России, Минэкономразвития России, Минобороны России, Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, другими органами государственной власти по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ, валютного контроля и государственного оборонного заказа.

Представители департамента участвуют в деятельности профильных международных органов и организаций, включая Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ) и Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

С целью обеспечения соответствия российского законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ международным стандартам и лучшим мировым практикам департамент на регулярной основе изучает и анализирует международный опыт и практику применения иностранного законодательства.

Департамент принимает участие в мероприятиях по оценке российской системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, осуществляемых международными органами и организациями в этой сфере (Международный валютный фонд, Всемирный банк, ФАТФ), взаимодействует с зарубежными партнерами — органами надзора иностранных государств по актуальным вопросам двусторонних отношений.

Задача сотрудников ОБЭП — собрать доказательства экономического преступления, а затем передать их в следственный комитет. В этой статье разбираемся, что считается экономическим преступлением, когда и к кому ОБЭП может прийти с проверкой и какие могут быть последствия.

ОБЭП — отдел по борьбе с экономическими преступлениями — еще в 2011 году переименовали в ОЭБиПК — отдел экономической безопасности и противодействия коррупции. Но в статье мы будем использовать старое название, чтобы получить побольше трафика из поиска.

Андрей Кандауров

Николай Полянский

Какие преступления считаются экономическими

Экономические преступления — это обман покупателей, государства или других компаний с целью получить прибыль. Такими преступлениями считаются продажа поддельных кроссовок, взятки, контрабанда и подделка бухгалтерских отчетов для уменьшения налогов.

Все виды экономических преступлений описывает восьмой раздел уголовного кодекса, в нем 58 статей. Вот несколько преступлений в сфере экономики, которые могут стать основанием для проверки ОБЭП.

Преступление
Пример

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности

Угрожать владельцу магазина ограблением и требовать платить за безопасность

Продавать варежки в инстаграме без регистрации ИП

Незаконная розничная продажа алкогольной продукции

Продавать коньяк и водку без регистрации ООО и лицензии

Незаконное использование средств индивидуализации товаров

Шить и продавать поддельные кроссовки с логотипом «Nike»

Контрабанда табачных изделий

Провезти через таможню три ящика сигарет или табака без оформления

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Дать взятку отделу закупок, чтобы победить в тендере

Легализация денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Открыть салон красоты, чтобы отмывать деньги от продажи наркотиков и оружия

Основания для проверки ОБЭП

Экономическими преступлениями занимается специальный отдел — ОБЭП. Задача отдела — выявить признаки преступлений, найти и собрать доказательства, чтобы затем передать их в органы предварительного следствия. Для этого и проводят проверки.

Еще ОБЭП может прийти с проверкой из-за коррупционных преступлений — это дача и требование взятки, подкупы должностных лиц.

Для проверки ОБЭП нужны основания:

  • сообщение о преступлении. Обычно такие сообщения получают от оперативного дежурного из полиции;
  • письменное поручение следователя или дознавателя;
  • заявление от любого человека.

Бывали случаи, когда проверки начинались по заявлениям от анонимных информаторов.

Когда ОБЭП получает сообщение, поручение или заявление, он разрабатывает план оперативного мероприятия. Это может быть поездка в офис с осмотром помещения или изъятием документов, которые как-то подтверждают преступление. Еще могут получить санкцию суда на прослушку телефонов компании или слежку.

Полномочия сотрудников ОБЭП при проверке

Сотрудники ОБЭП могут проверять организации, ИП и физлиц. Все проверки ОБЭП — внеплановые и без предупреждения.

Во время проверки сотрудники могут:

  • осматривать помещения. Например, магазин предпринимателя, в котором продают и хранят нелегальный алкоголя;
  • проводить выемки. Выемка — это когда сотрудники ОБЭП приезжают в помещение компании за определенными предметами или документами. Ее проводят по поручению следователя или дознавателя рамках уголовного дела;
  • назначать экспертизы — брать образцы почерка директора компании, а потом проводить сравнительный анализ;
  • опрашивать владельца компании и сотрудников.

Еще могут прослушивать телефоны, следить за владельцем компании, проводить контрольные закупки и внедрять агентов под прикрытием.

ОБЭП пришел с проверкой. Что говорить

Как только сотрудник ОБЭП пришел в офис или магазин, он должен показать свое удостоверение.

В настоящем удостоверении сверху будет полное наименование органа: «Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции», печать и фотография. В поддельных удостоверениях часто изменяют одно-два слова в наименовании органа.

Если есть подозрения, что удостоверение — подделка, нужно позвонить в ОБЭП своего района и узнать, проводится ли проверка. Еще можно позвонить в дежурную часть УВД или ГУВД и спросить, есть ли такой сотрудник у них в штате.

Обычно сотрудники ОБЭП объясняют, что проверка проводится по заявлению, и просят позвать директора компании или начальника. Затем осматривают помещения и опрашивают директора и сотрудников.

В идеальном мире к опросам ОБЭП готовятся заранее с юристом, а в реальном нужно запомнить главное: отвечать коротко и только на тот вопрос, что задают.

Вопрос ОБЭП
Опасный ответ
Коротко и по существу

Вы торгуете поддельным алкоголем?

Лично я — нет, в магазине какой-то алкоголь продают, но кажется, что он настоящий

Ваш работодатель занимается отмыванием денег?

Отмывание — это что? Не знаю, какие-то люди иногда приносят деньги, но это не мои работодатели

Мне не ясна суть вопроса

Кем и как давно вы здесь работаете? Что входит в ваши обязанности?

Я продавец, здесь работаю год, продаю товары, иногда подписываю договоры на поставки товаров и налоговые декларации

С января 2018 года, продавец, отпускаю товары покупателям, пробиваю кассовые чеки, рассчитываю покупателей, слежу за сроком годности товаров

Все ответы ОБЭП записывает на бумаге, а потом сотрудники компании ставят подпись: «С моих слов записано верно, мною прочитано». Расскажите сотрудникам, что записано должно быть слово в слово, а если где-то неверно — нужно исправлять на верный вариант. Эти ответы могут использовать против компании, и для возбуждения уголовного дела тоже.

Еще у сотрудников есть право отказаться от опроса на основании 51-й статьи, чтобы не свидетельствовать против себя.

Если ОБЭП посчитает нужным, может изъять документы, компьютеры, жесткие диски или товары, если компанию проверяют из-за торговли нелегальным алкоголем, подделками.

Лучше не мешать сотрудникам ОБЭП проводить проверку, иначе это могут посчитать воспрепятствованием предварительному расследованию, а значит, появится основание для уголовного дела по статье 294.

Стандартный срок проверки — 30 дней, но если руководитель ОБЭП или прокуратура решат, что нужно собрать больше материалов, проверка будет идти дольше.

Результаты и последствия проверки ОБЭП

Допустим, сотрудники ОБЭП пришли осмотреть помещение или забрать документы. Значит, они должны составить протокол осмотра помещения или выемки документов, в котором предприниматель может написать замечание, к примеру:

  • мне не было предоставлено постановление о проведении конкретного оперативно-розыскного мероприятия;
  • я против изъятия всех документов, потому что они не относятся к материалам проверки.

Если сотрудники ОБЭП изъяли у компании документы и технику, они должны дать предпринимателю возможность сделать их копии на бумаге или флешке, диске сразу или в течение пяти дней. Это нужно, чтобы компания могла продолжать работу.

Итогом проверки ОБЭП может быть два результата:

  • ничего не нашли. Если прошло 30 дней — это стандартный срок проверки ОБЭП, — но никаких признаков преступления не нашли, компании должны вернуть документы, технику и всё, что изъяли. А затем вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • нашли признаки экономического преступления. Например, на складе обнаружили поддельный алкоголь или в офисе компании нашли фальшивые деньги, тогда материалы передают следователю или дознавателю, и уже он решает, нужно ли возбуждать уголовное дело.

Если ОБЭП изъял часть документов и не нашел признаков преступления, теоретически с проверкой могут прийти еще раз. Но приходить каждый день не получится: слишком частые проверки можно обжаловать через руководителя ОБЭП, прокуратуру или федеральный суд.


Подписан Указ Президента от 23.05.2018 г. № УП-5446 «О мерах по коренному повышению эффективности использования бюджетных средств и совершенствованию механизмов борьбы с экономическими преступлениями».

В 2001 году на базе Главного оперативного управления по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере ГНК создали Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями при Генеральной прокуратуре. Спустя 5 лет его преобразовали в Департамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре. Тогда, в 2006 году, в его структуре создали управление по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.

Департамент осуществлял дознание по ст.ст. 177 , 179 , 183 , ч. 1 и 2 ст. 184 (кроме преступлений, связанных с нарушением таможенного законодательства), ст. 184 1 , ч. 1 ст. 186 и ст.ст. 189 - 192 УК, а с недавних пор также и доследственную проверку по делам о нарушениях налогового и валютного законодательства.

Принятый акт предусматривает очередное преобразование. Теперь это Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре. В нем созданы:

  • Управление по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией – на базе Отдела по борьбе с налоговыми правонарушениями, Отдела по борьбе с валютными правонарушениями, Отдела по защите потребительского рынка, Отдела по защите прав субъектов предпринимательства и борьбе с коррупцией;
  • Информационно-аналитический отдел и Организационно-контрольный отдел – на базе Сводного информационно-аналитического управления.

Департамент осуществляет оперативно-розыскную деятельность, доследственную проверку и дознание по экономическим и коррупционным преступлениям, фактам легализации преступных доходов, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. Изменится ли перечень преступлений, отнесенных к его компетенции, станет понятно после внесения соответствующих поправок в УПК.

Одновременно за ним сохраняется функция специально уполномоченного госоргана по вопросам противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Подразумеваются контрольно-надзорные функции в отношении отдельных субъектов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (см. здесь ).

В частности, Управление по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма вправе направлять предписания о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30-ти рабочих дней.

С 1 июля Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов при НАПУ начнет систематически сообщать Департаменту о выявленных в ходе работы подозрительных операциях. Кроме того, Департаменту разрешено запрашивать и получать от Центрального банка и Министерства финансов сведения, связанные с движением государственных денежных средств по банковским счетам и единому казначейскому счету.

Отдельное внимание будет уделяться расходованию средств бюджетов бюджетной системы и государственных целевых фондов, иностранных грантов, полученных по договорам, заключенным Президентом и Правительством нашей страны, и иностранных кредитов, привлекаемых под государственную гарантию. По результатам оперативно-розыскной деятельности в этом направлении Департамент будет инициировать проверки госорганизаций и предприятий с госдолей, а также других хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности.

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 24.05.2018 г.

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе « Законодательство Республики Узбекистан ».

Олег Заманов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»


Защита бизнеса.

В европейских странах, да и странах всего мира, много внимания уделяется развитию малого бизнеса.

Статистика ассоциации европейского бизнеса показывает, что малый бизнес в странах ЕС развивается очень быстро. Малый бизнес за рубежом находится на более высоком уровне, чем в России. Он – одна из составляющих развития экономики. Малый бизнес в Европе по статистике составляет от 70% до 90% всех предприятий. Более половины населения страна Евросоюза работает в этой сфере.

Наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса согласно официальной статистике созданы в Новой Зеландии, Сингапуре, Дании, Гонконге, Грузия на 6-м месте, Россия на 31-м.

Статистика бизнеса в России за последние 10 лет демонстрирует закрытие большего количества предприятий малого бизнеса, чем было открыто. В нашей стране лишь 4% малых предприятий существует более 3 лет, остальные ликвидируются значительно раньше.

Это происходит по ряду причин: рискованая налоговая политика, нестабильность курса национальной валюты, коррупция в стране, давление контролирующих органов.

В таких условиях, необходима защит бизнеса как на государственном уровне, так и на личном - в интересах конкретного малого предприятия.

С учетом часто меняющегося законодательства в стране, думается, что для успешной защиты бизнеса необходимо привлечение узких специалистов в этой области - адвокатов и юристов ведущих практику по защите прав именно юридических лиц.

В своей ежедневной хозяйственной деятельности коммерческие и некоммерческие организации часто сталкиваются с правоохранительными структурами, одной из которых является УЭБиПК (ОБЭП). Именно эти органы в системе правоохранительных органов имеют своими задачами борьбу с преступлениями в экономической сфере и в сфере коррупции. Оперативные сотрудники указанных подразделений имеют достаточный опыт оперативной работы и отличаются своим повышенным статусом.

Способы давления на бизнес.

В одних случаях, появление УЭБиПК (ОБЭП) спровоцировано вниманием конкурентов или так называемых «рейдеров», в других случаях это результат действий нечистоплотных на руку правоохранителей, желающих «наживиться» на чужом бизнесе.

В нашей практике встречались оба случая. В обоих случаях действия правоохранителей из УЭБиПК (ОБЭП) были достаточно активными и в большинстве случаев выходили за пределы законности, нередко возбуждались уголовные дела на руководителей или учредителей Обществ.

Своими проверками они порой затрудняли или блокировали повседневную деятельность обществ, что и являлось основной целью проверок. Далее, появлялись конкуренты либо «рейдеры» и предлагали «решение вопроса», либо никаких предложений не следовало, а попросту «отжимался» бизнес.

Известны и другие «изощренные» способы давления на представителей бизнеса через возбуждение уголовного преследования по мошенничеству (ст. 159 УК РФ) до обвинения в педофилии (ст.134 УК РФ). Но об этих случаях в других темах.

Полномочия правоохранителей при проверках.

Законом РФ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентируется деятельность оперативных подразделений по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Порядок осуществления оперативными сотрудниками сопровождения уголовных дел регламентирован УПК РФ.

Во-первых, надо понимать какие основания имеются у правоохранителей для проведения полицейских проверок, обысков, досмотров, изъятия документов, опросов. Во-вторых, как себя вести при полицейских поверках, на стадиях до и после возбуждения уголовного дела, как реагировать на требования правоохранителей.

Основаниями для проведения ОРМ сотрудниками ОБЭП являются в соответствии со ст. 7 Закона «Об ОРД»: наличие возбужденного уголовного дела; сведения о подготавливаемом или совершаемом преступлении; в целях розыска лиц.

Это означает, что без предусмотренных Законом основании, правоохранители не могут проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении субъектов предпринимательства.

В рамках ст. 6 Закона, органы ОРД производят гласные (наведение справок; наблюдение; контроль почтовых отправлении?, телеграфных и иных сообщении?; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; получение компьютернои? информации) и негласные мероприятия (запросы; опросы; обследование помещений; изъятие и выемка).

Согласно п.4 ч.1 ст.13 Закона «О полиции»,полиция вправе в связи с проверкои? зарегистрированных в установленном порядке заявлении? и сообщении? о преступлениях. запрашивать и получать. по мотивированному запросу. документы.

Это означит, что должно быть основание для запроса - заявление о преступлении, а запрос должен быть мотивированным, разъяснять какие документы и для каких целей необходимо представить.

Для проведения опроса или обследование помещений сотрудники ОБЭП должны получить согласие опрашиваемого и обследуемого.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 No 3-ФЗ «О Полиции»: ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организации? допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

Поскольку законом не предусмотрена возможность применения каких-либо ограничении? в ходе обследования или опроса, то и принудительное их проведение (без согласия лица в отношении которого они направлены) невозможно.

На проведение обследований помещений, выемки, у сотрудников УБЭПиПК должны иметься мотивированные постановления, распоряжения руководителей оперативных отделов.

Подведомственные УЭБиПК (ОБЭП) преступления.

Правоохранителей из УЭБиПК (ОБЭП) могут заинтересовать следующие категории преступлений:

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Статья 159. Мошенничество

Статья 160. Присвоение или растрата

Статья 171. Незаконное предпринимательство

Статья 172. Незаконная банковская деятельность

Статья 174. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Статья 174.1. Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Статья 176. Незаконное получение кредита

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности

Статья 180. Незаконное использование товарного знака

Статья 188. Контрабанда

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве

Статья 196. Преднамеренное банкротство

Статья 197. Фиктивное банкротство

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

Статья 204. Коммерческий подкуп

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов?

Указанный выше перечень преступлений экономической сферы которые могут заинтересовать ОБЭП не является исчерпывающим, но интересны для оперативных работников, поскольку связаны с оборотом значительных материальных средств.

Приведенные преступления являются достаточно серьезными и качестве санкций за их совершение применяются наказания в виде лишения свободы. Именно поэтому правоохранительные органы имеют возможность психологического давления перед представителями бизнеса при сборе доказательств и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Стадии проверок и зачем нужна защита.

Существуют две стадии уголовного дела. Стадия проверки Организации до возбуждения уголовного дела и стадия предварительного следствия (после возбуждения уголовного дела).

Именно на стадии до возбуждения уголовного дела у сотрудников УЭБиПК возникает возможность проведения оперативных мероприятий (ОРМ) в отношении Организаций. Могут производиться такие мероприятия как:

• Выемка документов и серверов

• Опросы и допросы в различных статусах.

Многие руководители считают что проблемы еще нет и поэтому пускают все на самотек, или, что хуже, стараются решить проблему самостоятельно. При этом, руководители Обществ могут своими действиями «нажить» себе другие статьи, такие как дача взятки или мошенничество.

По нашим наблюдениям, в большинстве случаев, когда руководители Обществ прибегают к профессиональной юридической помощи юристов или адвокатов, степень риска возбуждения уголовного дела или наступления негативных последствий снижается. Такая «экономия» на юристов и адвокатов не оправдана, поскольку на кону стоит бизнес в целом и любая ошибка или неверное действие может привести к полной ее потере.

Так, пример из практики нашей Коллегии. Руководители одного Общества занимались крупным бизнесом и имели в аренде объект промышленного назначения. После значительных вложений в объект, собственник объекта решил более не сдавать его арендатору, а самостоятельно вести раскрученный бизнес. Было отказано в продлении арендных отношений и с помощью УЭБиПК Общество было насильно выселено из объекта, а в дальнейшем преследовалось по уголовному делу. На самых ранних стадиях возникновения спора, руководство Общества не стало обращаться за услугами юристов, а решило сэкономить, что привело к потере части бизнеса.

В другом случае из практики Коллегии, на территории ресторана принадлежащего одному Обществу, третьими лицами было совершено тяжкое преступление, было возбуждено уголовное дело. Сотрудники Общества и руководство было опрошено по обстоятельствам дела. В дальнейшем, по представлению прокурора была инициирована внеплановая проверка с участием ОБЭП, Трудовой инспекции, Роспотребнадзора и Санитарного надзора.

Руководство Общества приняло решение о привлечении адвоката на ранней стадии проведения проверки, в результате чего при даче объяснений, осмотрах, составлений протоколов и др. проверочных мероприятиях принимал участие квалифицированный адвокат. По истечении 3-х месяцев проверки, были установлены незначительные нарушения в сфере потребительских услуг, после устранения которых, проверка завершилась, без потрясений для бизнеса.

Таким образом, привлекая специалиста - адвоката или юриста при проверках бизнеса УЭБиПК (ОБЭП), Общество защищает свой бизнес от рисков и обеспечивает себе спокойную защищенную деятельность.

Задача адвоката при защите от полицейских проверок, на стадии проверки до возбуждения уголовного дела, не дать правоохранителям злоупотребить правом и нанести ущерб интересам Организации, не дать заблокировать ее деятельность, что приводит к потерям в бизнесе.

Как защитить себя, рекомендации.

Для начала нужно знать свои права, обязанности и иметь точный алгоритм поведения при появлении на фирме сотрудников правоохранительных органов.

Мы советуем обучать своих работников правилам поведения и общения с представителями контролирующих органов при их появлении. Знать и понимать положения ст. 51 Конституции РФ.

Разработать регламент и правила хранения документов в офисе, на фирме.

Понимать значение коммерческой тайны. Согласно ч.3 ст.183 УПК РФ, ст. 183 УК РФ,,выемка предметов и документов, содержащих охраняемую законом таи?ну производится на основании судебного решения. Предусмотрена уголовная ответственность за собирание сведении?, составляющих коммерческую таи?ну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

Далее, мы советуем всегда иметь под рукой контакты проверенного специалиста по вопросами защиты бизнеса - юриста или адвоката, потому как, самолечение может привести с пагубным и непоправимым последствиям.

Помните ! При проведении любой проверки, на любой стадии вы имеете право пользоваться услугами адвоката и проверяющие обязаны Вам предоставить такое право.

Проверки ИФНС, блокировки счетов Банками.

Проверки Вашего бизнеса могут проводиться так же и в налоговой сфере для выявления незаконных схем, используемых в целях уклонения от уплаты налогов в бюджет; выявления сомнительных операций и иных мошеннических схем.

Проверки так же проводятся на стадии регистрации юридического лица для выявления использования фирм-«однодневок» и фирм-«прокладок», ужесточаются требования банков по открытию счетов, блокируются счета по 115 ФЗ.

По результатам проверок, проводимых ИФНС, материалы могут быть переданы в правоохранительные органы - СК РФ для возбуждения уголовных дел по преступлениям предусмотренным ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента), ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств).

В таких случаях представители или руководители Обществ могут привлекаться к уголовной ответственности и без участия адвоката уже не обойтись.

Поэтому мы советуем на ранних стадиях обнаружения проблемы: при назначении проверки, получении запроса на предоставление документов, вызов руководителя для дачи объяснений, предъявления постановления о производстве осмотра или выемки, блокировке счета Банком или ИФНС; незамедлительно вооружиться грамотным специалистом и участвовать в общениях с контролирующими органами только при их участии.

И помните, что все решения и действия контролирующих органов и Банков можно оспорить в суде.

Из практики действующих судебных юристов и адвокатов, при обжаловании вс уд решений налоговых органов, решений о наложении штрафов и пеней, в 70 % случаев суд принимает сторону жалобщика. Такая тенденция сложилась за последние 10 лет существования Арбитражной практики.

Учитывая особую сложность и постоянно обновляемое налоговое законодательство РФ, лучше не полагаться на собственные силы, а незамедлительно обращаться к специалисту по налоговым спорам и решать возникающие проблемы в самом начале их возникновения.

Таким образом, ведение бизнеса в РФ при часто меняющемся законодательстве РФ, наличии фактора коррумпированности в контролирующих и правоохранительных органах, становится затруднительным без должной правовой поддержки.

Поэтому для профилактики возможных рисков для бизнеса и решения возникающих проблем на стадии ее зарождения, представители малого бизнеса страны не должны экономить на правовой защите своего бизнеса и как минимум иметь рядом адвокатское бюро к которому можно обратиться на ранних стадиях возникновения проблем.

адвокат Шериев А.Н.
Председатель Коллегии адвокатов г. Москвы «ШиП»
слушатель курсов повышения квалификации МГЮА им. Кутафина
по программе «Защита бизнеса от проверок».


Министерство юстиции и Налоговое управление США (IRS) начали расследование в отношении одной из крупнейших криптовалютных бирж Binance. О расследовании в отношении площадки для торговли криптовалютами сообщил Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с его деталями.

По словам собеседников агентства, расследование ведут чиновники ведомств, занимающиеся расследованием отмывания денег и налоговых преступлений. Они запросили информацию у лиц, имеющих представление о бизнесе Binance. Обвинения в конкретных правонарушениях в отношении биржевой площадки пока не выдвигались, но в расследование задействованы прокуроры из Отдела по вопросам банковской честности Министерства юстиции (они расследует сложные дела против компаний финансового сектора), и следователи из прокуратуры США в Сиэтле. Один из собеседников агентства сообщил, что проверка со стороны агентов IRS ведется уже несколько месяцев, а их вопросы направлены на изучения действий как клиентов Binance, так и его сотрудников. Специализирующаяся на исследованиях теневых блокчейн-операций компания Chainalysis (ее клиенты - правительственные структуры США) в 2020 году подсчитала, что среди транзакций, которые она изучала, через Binance прошло больше средств, связанных с криминальной деятельностью, чем через любую другую криптобиржу.

«Мы очень серьезно относимся к нашим юридическим обязательствам и сотрудничаем с регуляторами и правоохранительными органами», — прокомментировала пресс-секретарь Binance Джессика Юнг запрос агентства по электронной почте. По ее словам, в компании создана «надежная комплаенс-программа, которая включает в себя принципы борьбы с отмыванием денег и инструменты, используемые финансовыми институтами для выявления и устранения подозрительной деятельности». Представители Министерства юстиции и Налоговой службы отказались от комментариев. В марте криптобиржа Binance стала фигурантом расследования Комиссии по срочной биржевой торговле (CFTC). Регулятор изучал работу компании на предмет допуска резидентов США к торговле криптодеривативами, не имея на то лицензии.

Binance — одна из первых криптовалютных бирж. Площадка была основана в 2017 году и зарегистрирована на Каймановых островах. Binance является крупнейшей криптобиржей в мире по объемам торгов, в секунду на площадке совершается более 1,4 млн транзакций. Компания имеет офис в Сингапуре, но говорит, что у нее нет единой корпоративной штаб-квартиры. Сооснователь биржи Чанпэн Чжао сказал, что Binance строго следует американским правилам, блокирует подозрительные действия на своем веб-сайте и использует передовые технологии для анализа транзакций на наличие признаков отмывания денег и другой незаконной деятельности.

В прошлом году компания предупредила, что резидентам США заморозят свои счета, если обнаружат, что они занимаются нелегальными сделками с использованием токенов. торгуют, сообщают издания crypto trade. Расспросы следуют по цепочке. отчет о преступных сделках с цифровыми токенами. Chainalysis отслеживала операции с биткоином на сумму $2,8 млрд на торговые платформах в 2019 году. Она определила, что около 27%, или $756 млн, пришлись на Binance. Binance ответила, что она придерживается всех правил борьбы с отмыванием денег в юрисдикциях, в которых она работает. Биржа заявила, что работает с такими партнерами, как Chainalysis, для улучшения своих систем.

Пресс-секретарь Binance Джессика Юнг заявила, что биржа никогда не поощряла жителей США использовать VPN для обхода правил своей страны. Это, по ее словам «всегда противоречило принципам нашей компании». Системы безопасности Binance блокируют американцев, даже если они пытаются подключиться через одну из VPN-сетей, отмечал Чжао в Twitter в январе 2021 года. «Мы внедрили строгий контроль доступа, который был протестирован с помощью внешнего аудита и находится под постоянным контролем и оценкой Binance, чтобы гарантировать, что соответствующие ограничения существуют и являются эффективными», — сказала Юнг.

Американские регуляторы обеспокоены тем, что криптовалюты используются для сокрытия незаконных операций, включая кибервзломы и сделки с наркотиками. Американцы, которые сделали ставки на стремительный рост рынка криптовалют, уклоняются от уплаты налогов, считают представители госорганов. Ранее в четверг Bloomberg сообщил со ссылкой на источники, что Colonial, которая остановила трубопровод, снабжающий топливом юго-восток США из-за кибератаки, заплатила восточноевропейским хакерам около $5 млн выкупа в не отслеживаемой криптовалюте в течение нескольких часов после взлома. Власти США, пишет агентство, преследуют биржи за нарушение законов, направленных на предотвращение финансовых преступлений, а официальные лица ссылаются на платформы, используемые террористами и хакерами. В таких нарушениях, к примеру, власти обвиняют биржу в Сан-Франциско Kraken и основателей зарегистрированной на Сейшельских островах BitMEX.

Читайте также: