Роль налогов в государственном бюджете россии и ведущих зарубежных стран

Опубликовано: 26.04.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

Ответ: на рисунке 5.


Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

1. Во Франции подоходный налог с физических лиц взимается ежегодно с дохода, декларируемого до конца __________________ по итогам предыдущего финансового года.
• февраля

2. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПC) между Россией и ЕС вступило в силу
• 1 декабря 1997 г

3. Камеральная проверка, которая осуществляется налоговыми инспекторами на стадии приемки от предприятий бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, чаще всего проводится:
• ежеквартально

4. Во Франции от налога на жилье освобождены физические лица в возрасте старше
• 75 лет

5. Финансовый год в Швеции начинается:
• с 1 июля

6. Шкалы налога с наследства и дарений во всех странах имеют __________________ характер.
• прогрессивный

7. Церковный налог в Германии регулируется законодательством
• земель

8. Как правило, граждане подают в налоговые органы налоговую декларацию
• если в течение финансового года они получали доходы не из одного, а из нескольких источников

9. Корпорационный налог — налог на прибыль юридических лиц взимается с __________________ предприятия.
• годовой чистой прибыли

10. В федеративных государствах налоговая система имеет __________________ уровня(-ень).
• три

11. В середине 90-х годов ХХ в. в Германии доля общин в совокупных налоговых поступлениях составляла:
• 11,6

12. В Великобритании наказание за уголовное преступление в сфере налогообложения предусматривает заключение на срок от 6 месяцев до .
• 7 лет

13. В большинстве стран в отношении косвенных налогов применяются меры:
• дискреционной налоговой политики

14. Из перечисленного, в 1894 г. в налоговую систему США были окончательно введены:
• налог на имущество
• налог на наследство
• подоходный налог

15. Начисление подоходного налога с физических лиц, уплачиваемого по налоговой декларации, осуществляется в Германии по истечении
• календарного года

16. В Великобритании стандартная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) составляет:
• 17,5%

17. Из перечисленного, к деловым издержкам в США, вычитаемым из суммы валового дохода при расчете подоходного налога с физических лиц, относятся:
• затраты, связанные с индивидуальной предпринимательской деятельностью
• расходы на приобретение и содержание капитальных активов (земельных участков, зданий, оборудования)
• текущие производственные расходы

18. Из перечисленных функций, к основным функциям налоговой системы относятся:
• международная (интегрирующая)
• социальная
• фискальная
• экологическая
• экономическая (регулирующая)

19. Доля налога на хозяйственную деятельность и муниципального налога в общих доходах местных органов власти в Великобритании составляет около:
• 75%

20. Налог на прибыль корпораций (корпорационный налог) возник в США в начале ХХ в. и первоначально взимался по ставке
• 1%

21. Ставки гербовых сборов, взимаемых в Швейцарии при передаче (покупке или продаже) иностранных ценных бумаг, составляют:
• 0,30%

22. На Мальте офшорная компания теряет свой статус, если она опоздала с уплатой годового сбора на:
• один месяц

23. По законодательству Великобритании, если лицо находится в стране более __________________ дней в течение одного налогового года, оно считается резидентом.
• 183

24. В Италии правонарушения налогового характера считаются особо тяжелыми в случае незаполнения налоговых деклараций при доходах более __________________ млн. лир.
• 50

25. Поступления по налогу на доход от капитала в Германии распределяются между федерацией и землями в пропорции
• 50:50

26. В США расходы на медицинские цели вычитаются из налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц, которые составляют до __________________ скорректированного валового дохода.
• 7,5%

27. Во Франции кадастровый доход, служащий базой налога на незастроенные участки, установлен равным __________________ кадастровой арендной стоимости участка.
• 80%

28. Из перечисленного, к косвенным налогам относятся:
• акцизы
• налог на добавленную стоимость
• налог с оборота

29. Во Франции подоходный налог с супругов взимается:
• только как с супружеской пары

30. В настоящее время действует около __________________ соглашений России с различными странами об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.
• 50

31. За 30 лет — с 1965 г. по 1996 г. отношение общих налоговых поступлений к ВВП стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в среднем увеличилось с 27 до .
• 45%

32. В Японии переоценка имущества для целей налогообложения производится один раз в:
• три года

33. Политика, которая предусматривает решение задач конкретного краткосрочного периода развития путем внесения оперативных изменений и дополнений в налоговую систему и налоговый механизм, — это:
• налоговая тактика

34. В Италии местный подоходный налог на физических и юридических лиц взимается по единой фиксированной ставке:
• 16,2%

35. Из перечисленных товаров, стандартная ставка налога на добавленную стоимость в Швеции применяется:
• пиво
• питьевая вода
• спиртные напитки
• табак

36. Во Франции в общей структуре налоговых поступлений в местные бюджеты на долю прямых налогов приходится около:
• 60%

37. В Германии контроль за уплатой налогов осуществляют в основном финансовые органы:
• земель

38. В Германии основной необлагаемый минимум по подоходному налогу с физических лиц для одинокого налогоплательщика составлял в середине 90-х годов ХХ в. __________________ марок в год.
• 12095

39. В ходе налоговой реформы 80-х годов в США вместо 14-разрядной шкалы подоходного налога с физических лиц было установлено __________________ разряда(-ов).
• 4

40. В США за последние 20 лет расходы штатов и органов местного самоуправления возросли в:
• 6 раз

41. Проценты по банковским счетам в Италии облагаются налогом по ставке
• 25%

42. В ходе налоговой реформы 80-х годов в США максимальная ставка на прибыль корпораций была снижена с 46 до .
• 39%

43. Во Франции обязательным условием применения сниженной ставки регистрационного налога при продаже жилого дома или его части, включая землю в пределах 2,5 тыс. кв. м, является следующее: приобретенная собственность не может быть продана в течение
• трех месяцев

44. Доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений в США составляет:
• 84%

45. Снижение налоговых обязательств путем использования коллизий и недоработок законодательных налоговых актов — это:
• избежание налогов

46. Впервые налог на добавленную стоимость был введен во Франции в:
• 1954 г

47. Государственная фискальная монополия может быть:
• полной или частичной

48. Ставки налога на переход собственности составляют в большинстве кантонов Швейцарии __________________ цены покупки.
• от 1% до 4%

49. Первым объектом налоговой гармонизации в рамках ЕС стал:
• налог на добавленную стоимость

50. Если налогоплательщик США недоплатил сумму налога более чем на 25% валового дохода, сообщенного в декларации, Служба внутренних доходов США продлевает срок разбирательства до __________________ лет с даты заполнения декларации.
• шести

51. Максимальная ставка налога на прибыль компаний в Швейцарии не может превышать __________________ суммарной прибыли.
• 9,8%

52. Доля налоговых поступлений в совокупном ВВП стран — членов ЕС составляет в среднем по ЕС
• 42,4%

53. Неограниченной налоговой ответственностью в Германии обладают физические лица, имеющие местожительство или пребывающие в стране более __________________ дней в году.
• 183

54. Из перечисленного, в Швеции применяется сниженная ставка налога на добавленную стоимость в 12%:
• пищевые добавки
• продукты питания
• услуги гостиниц
• услуги кемпингов

55. Ставка налога на прибыль компаний в Швеции составляет:
• 28%

56. По имеющимся оценкам, удельный вес дополнительно начисленных в ходе документальных проверок сумм налогов и штрафов составляет около __________________ сумм, доначисленных в результате всей контрольной работы налоговых органов.
• 70%

57. Совокупность мер, направленных на избежание двойного налогообложения, сближение и унификацию налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при осуществлении внешнеэкономических и внешнеторговых операций — это:
• внешняя налоговая политика

58. Разработанная в 1977 г. Организацией экономического сотрудничества и развития типовая конвенция об избежании двойного налогообложения доходов и собственности, действует в редакции
• 1996 года

59. В США дополнительные скидки с валового дохода при взимании подоходного налога с одиноких лиц старше 65 лет и инвалидов составляет __________________ долл.
• 750

60. На конец 1999 г. стандартная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в Италии равнялась:
• 20%

61. Конгресс США принял «Билль о правах налогоплательщика» в:
• 1988 году

62. Политика, которая определяет долговременный курс государства в области налогообложения и предусматривает решение крупномасштабных задач, — это:
• налоговая стратегия

63. Максимальная ставка подоходного налога с физических лиц в Швейцарии составляет:
• 11,5%

64. Слова: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов» — произнес
• Б. Франклин

65. В настоящее время максимальная ставка корпорационного налога в США составляет:
• 35%

66. Единая валюта Европейского союза — евро была введена в безналичный оборот с:
• 1 января 1999 г

67. Во Франции малые и средние предприятия с оборотом от 500 тыс. до 5500 тыс. франков (если предприятие занимается торговыми операциями) и от 175 тыс. до 1500 тыс. франков (если предприятие оказывает услуги или не является некоммерческим), имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают подоходный налог по ставке
• 19%

68. В Великобритании наказание за уголовное преступление в сфере налогообложения предусматривает __________________ возмещение налога.
• трехкратное

69. Максимальная ставка подоходного налога с физических лиц в среднем по 17 западноевропейским странам в конце 90-х годов ХХ в. составляла:
• 51,1%

70. В США в конце ХХ века насчитывалось __________________ графства.
• 1034

71. Из перечисленного, крупнейшие корпорации США обязаны вносить налоговые платежи, включая оценочные, на депозит в:
• банк — член Федеральной резервной системы
• в специально оговоренный коммерческий банк

72. Необлагаемый минимум по подоходному налогу для всех физических лиц в Швеции составляет __________________ тыс. крон в год.
• 11

73. В Швеции в состав налогооблагаемой базы по корпорационному налогу не включаются дивиденды, полученные от компаний, в которых налогоплательщику принадлежит __________________ и более акций.
• 25%

74. Граждане Древнего Рима один раз в __________________ подавали избранным чиновникам — цензорам заявление о своем имущественном и семейном положении, на основании которого определялась сумма налога (так называемый ценз).
• пять лет

75. Из перечисленного, в Швеции применяется сверхнизкая (6%) ставка НДС:
• газеты
• культурные и спортивные мероприятия
• услуги пассажирского транспорта

76. Сверхнизкая ставка налога на добавленную стоимость, которая в Италии может применяться только к государственным предприятиям, составляет:
• 3%

77. В Италии ставка налога с наследства и дарений при общей стоимости имущества в 120-200 млн лир составляет:
• 3%

78. Из перечисленного, в Австрии основными долевыми налогами являются:
• налог на добавленную стоимость
• налог с нефтепродуктов
• подоходный налог

79. В Великобритании налоговая реформа началась в:
• 1979 году

80. Из перечисленного, к числу центральных налогов в Великобритании относятся:
• корпорационный налог
• налог на добавленную стоимость
• налог на доходы от нефти
• налог с наследства и дарений
• налог с физических лиц

81. В Швеции за задержку представления налоговой декларации штрафы с физических лиц составляют от 500 до __________________ крон.
• 2500

82. Служба внутренних доходов США имеет право начать разбирательство в отношении взимания налога в течение __________________ с даты заполнения декларации.
• трех лет

83. В настоящее время в рамках ЕС действует __________________ налоговых соглашения между странами — членами ЕС.
• 102

84. Для инвестиционных трастов в Швейцарии необлагаемый минимум по налогу на прибыль составляет __________________ тыс. швейцарских франков.
• 50

85. По имеющимся расчетам, каждый процентный пункт инфляции сопровождается ростом поступлений подоходного налога с физических лиц на:
• 1,6%

86. Из перечисленного, при расчете корпорационного налога в США из чистой прибыли вычитаются:
• 70-80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций
• взносы в благотворительные фонды
• дивиденды от находящихся в собственности корпораций дочерних компаний
• штатные и местные налоги на прибыль

87. Хартия Вольностей — документ, запрещавший в Англии произвол в управлении, в том числе в области сбора налогов, был принят в:
• 1215 г

88. Документ «Основы мирового налогового кодекса» был подготовлен в рамках Организации Объединенных наций и опубликован в:
• 1993 году

89. В Швеции действует национальная система PUMA (Periodical selection system), которая позволяет аккумулировать информацию и осуществлять контроль за уплатой:
• налога на добавленную стоимость

90. Доля косвенных налогов в доходах центрального бюджета Франции составляет около:
• 60%

91. В формировании доходной части федерального бюджета США ведущую роль играет:
• подоходный налог с физических лиц

92. Из перечисленных уровней, к уровням федеральной налоговой системы относятся:
• местный (муниципальный)
• региональный (штатов, земель, провинций, территорий, штатов и т.д.)
• федеральный

93. Нынешняя налоговая система Германии окончательно сформировалась в ходе финансовой реформы
• 1969 года

94. Сниженная ставка налога на добавленную стоимость (НДС) в Германии составляет:
• 7%

95. В Швеции любые виды доходов от капитала облагаются налогом по ставке:
• 30%

96. Из перечисленного, налоговые обязательства на основе оценочных платежей в США погашаются равными взносами на 12-й день:
• апрель
• декабрь
• июнь

97. Во Франции доходы по срочным банковским вкладам и по облигационным займам облагаются по ставке
• 19,4%

98. Проведение почти во всех ведущих странах Запада широкомасштабных налоговых реформ относится к началу
• 80-х годов ХХ в

99. В Германии взносы по пенсионному страхованию уплачивают:
• работодатели и наемные работники поровну

100. Во Франции при взимании налога с наследства и дарений необлагаемая налогом сумма для супругов, потомков по прямой линии и родителей составляет __________________ тыс. франков.
• 275

101. Из перечисленных стран, в конце ХХ в. наиболее низкими в Западной Европе были ставки корпорационного налога в:
• Норвегии
• Финляндия
• Швеция

102. Закон о федеральном прямом налоге в Швейцарии вступил в действие с:
• 1 января 1995 г

103. Ставки местного налога на пользование автострадами в США зависят:
• от веса автомобиля

104. Из перечисленного, введенный в Средние века в Англии подомовый налог исчислялся в зависимости от:
• длина фасада
• число окон
• число очагов

105. Поступления по корпорационному налогу в Германии распределяются между федерацией и землями в пропорции
• 50:50

106. В Великобритании в ходе налоговых реформ 80-х годов максимальная ставка корпорационного налога снижена с 52 до .
• 35%

107. Английская корпорация, имеющая годовую прибыль более 1500 тыс. ф. ст., облагается корпорационным налогом по ставке
• 30%

108. Для равномерного пополнения бюджета предприятия в течение года уплачивают авансовые платежи, размер которых определяется по результатам работы предприятия за:
• прошлый год

109. Из перечисленных директив, в рамках ЕС приняты и действуют:
• о единой системе налогообложения в случае слияний, разделений, поглощений и приобретений доли участия в капитале компаний стран — партнеров по ЕС
• о единой системе налогообложения материнских и дочерних компаний

110. В случаях, когда прибыль хозяйствующего субъекта значительно превышает среднеотраслевую, с американских корпораций может взиматься налог на сверхприбыль, специальная ставка которого может достигать:
• 90%

Налог - это обязательный, безвозмездный платёж, взимаемый индивидуально с хозяйствующих единиц различных форм собственности в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также государственных и муниципальных органов власти.

На сегодняшний день налоги выступают в качестве важнейшей экономической категории, которая непосредственно связана с возникновением, существованием и функционированием государства.

Стоит отметить, что метод, характер и масштабы мобилизации финансовых ресурсов и их расходования, в значительной мере зависят от этапа развития общества, который выступает в качестве базы развития государства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги и их роль в формировании бюджетов 400 руб.
  • Реферат Налоги и их роль в формировании бюджетов 230 руб.
  • Контрольная работа Налоги и их роль в формировании бюджетов 210 руб.

Налог в настоящее время представляет собой одно из наиболее важных понятий в финансах, в связи с чем его необходимо изучать как экономическое, социальное и политическое явление. Особенностью налогов является тот факт, что они возникают на высоком уровне развития общества.

Экономическая сущность налоговых платежей заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение финансовых ресурсов через государственные и муниципальные бюджеты в отношении ВНП.

На сегодняшний день в России функционирует трехуровневая налоговая система, которая является достаточно гибкой, т.е. легко поддается изменениям, в связи с чем за с начала ХХI претерпела значительные изменения. Реализованные изменения в большей части были вызваны необходимостью формированию современной налоговой системы, которая бы в наибольшей мере соответствовала новым условиям рыночной экономики и могла бы способствовать возникновению возможности каждому уровню власти на самостоятельной основе формировать доходную часть соответствующего бюджета государства, которая регулируется величиной налогов и неналоговых доходов. Конечно, функционирующую в настоящее время систему нельзя назвать идеальной, но все же ее развитие происходит посредством эволюции, обеспечивая преемственность и совершенствование налоговой системы государства.

Четкое распределение налогов по уровням государственного управления выступает в качестве одного из важнейших аспектов не только отдельных экономических субъектов, но налоговой системы в целом. Совершенствование налоговой системы на сегодняшний день должно быть реализовано по направлению распределения налогов.

Роль налогов в функционировании государства

На сегодняшний день налоговые платежи, поступающие в бюджет государства, выступают в качестве одного из государственных экономических рычагов, с помощью которого могут быть решены следующие достаточно сложные и неоднозначные задачи:

  • обеспечение поступления финансовых ресурсов в достаточном объеме в бюджеты муниципального и федерального уровня;
  • стимулирование объемов производства и реализации товаров и услуг;
  • прямое воздействие на процесс совершенствования и реального сектора национальной экономики;
  • оказание социальной помощи отдельным категории граждан, например, тем, чьи возможности адаптации к новым условиям являются ограниченными.

Налоги выступают в качестве одного из наиболее эффективных инструментов регулирования экономических отношений. Эффективно функционирующая налоговая система в обязательном порядке должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, муниципальных интересов и интересов граждан страны, содействовать развитию реальных секторов национальной экономики, предпринимательства и развития инвестиционной деятельности. Налоговые платежи и сборы, выступающие в качестве обязательных эквивалентов хозяйствующих единиц и частных лиц, которые взимаются для обеспечения эффективности производства и реализации, обязаны сглаживать последствия экономических кризисов и формировать достаточные стимулы для увеличения уровня эффективности производства.

Эффективно функционирующая налоговая система, отражающая сформированные в данной области как общие закономерности, так и особенности отдельных государств, положительно влияет на развитие национальной экономики, расширяет область деловой активности частных лиц.

Разделение существующих налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными структурами отражается в налоговом федерализме, от организации которого в значительной мере зависит регулирование налоговых доходов между государственным центром и отдельными региональными центрами и формирование доходной части бюджетов любых уровней.

Как было отмечено ранее, в условиях переходной и рыночной типов экономики все виды налоговых платежей и сборов на всех уровнях образуют значительную часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает реализацию государством регулирующей функции, позволяя ему оказывать непосредственное на социальные и экономические процессы на как федеральном, так муниципальных уровнях.

Таким образом, налоговые платежи представляют собой одну из составляющих валового внутреннего продукта, изымаемую государством в форме различных принудительных платежей с хозяйствующих единиц и частных лиц в установленном на законодательном уровне размере и в строго определенные сроки в целях реализации общественных интересов.

На сегодняшний день государство, экономика которого базируется на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых невозможно в полной мере отрегулировать так называемой «незримой рукой рынка» или в случае, если такие интересы находятся вне рамок рыночных отношений.

Среди таких интересов можно выделить следующие:

  • существующая необходимость удовлетворения потребностей общества, граждан государства, среди которых можно выделить управление, обеспечение общественного правопорядка, безопасность, реализацию социальной политики;
  • существующая необходимость регулирования экономической деятельности хозяйствующих единиц и экономических субъектов в части нанесения вреда окружающей среде, и т.д.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей — налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 г. Введенные в 80-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. существенно не изменили систему платежей, она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.

В условиях перехода на рыночные механизмы основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, поступающий в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций (предприятий) и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сущность налогов и сборов проявляется в их функциях — фискальной и регулирующей. Фискальная функция была присуща налогам и сборам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов и сборов недостаточно развита. В ведущих зарубежных странах она получила развитие после Второй мировой войны.

Налоговая политика должна оказывать влияние на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения, сглаживание экономического цикла, т. е. регулирующая функция налогов и сборов связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства через налоги и сборы.

Основные элементы налога: налогоплательщики и плательщики сборов, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, льготы по налогам и сборам.

Налогоплательщики и плательщики сборов — предприятия и физические лица, на которых по закону возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Объекты налогообложения — имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство связывает возникновение обязанностей по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Например, налогооблагаемый доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. Соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. Для пропорциональных налогов применяется одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.

Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода. Например, при доходе до 1000 руб. в месяц налогоплательщик вносит 1% своего дохода; при доходе от 1001 руб. до 2000 руб. — 2% дохода и т. д. Если налогоплательщик имеет 1000 руб., то он платит 10 руб. налога, а если он получил 1001 руб., то должен заплатить 2%, или 20 руб. На практике простая прогрессия не применяется. При сложной прогрессии доход налогоплательщика разбивается на части, и для каждой из них применяется соответствующая ставка налога. При сложной прогрессии обложение суммы в 1001 руб. производится так: 1000 руб. облагаются по ставке 1% и только 1 руб. облагается по ставке 2% (налогоплательщик заплатит не 20 руб., а 10 руб. 2 коп.), т. е. повышенная ставка применяется только для той части, на которую произошло увеличение дохода.

Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени. Применительно к отдельным налогам по окончании этого периода определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества в виде возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Поскольку налоговая система Российской Федерации построена по опыту налоговых систем развитых зарубежных стран, дадим им краткую характеристику.

Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зависит от государственного устройства. В так называемых унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги; местные налоги.

В федеративных государствах налоговая система состоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации (штатов — в США, провинций — в Канаде, кантонов — в Швейцарии); местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрессивным ставкам, построенным по принципу сложной прогрессии. Известны две системы обложения подоходным налогом:

• шедулярная, или английская, применявшаяся в течение длительного времени в Великобритании (с 1842 по 1973 г.) и ряде других стран. При этой системе обложение источника дохода производится не по совокупному доходу налогоплательщика, а по частям дохода;

• глобальная — обложение подоходным налогом осуществляется по совокупному доходу налогоплательщика. В настоящее время в западных странах в основном используется глобальная система обложения подоходным налогом.

При обложении подоходным налогом применяется необлагаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика, не подлежащая обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен в ХХ столетии (в США — в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г.). Вначале широкие слои населения не являлись плательщиками этого налога, поскольку был установлен высокий необлагаемый минимум.

В первый период после Второй мировой войны по подоходному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х гг. максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла 91%, в 1965-1980 гг. — 70, в 1981-1986 гг. — 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая реформа, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от 11 до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28%.

Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого налогообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих западных стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых доходов федерального бюджета, в 1955 г. — 30%, в 1969 г. — 20, в 1975 г. — 15, в 1980 г. — 13, в 1995 г. — 11,6%.

Такие же процессы наблюдаются во всех других экономически развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного расширения налоговых льгот и снижения налоговых ставок. Основные льготы, предоставляемые корпорациям, состоят в политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные отчисления и не фигурируют в качестве облагаемой налогом прибыли. Применяется также помещение средств в не подлежащие обложению благотворительные фонды. Кроме того, прибыль, направляемая на научно-исследовательские цели, на капитальные вложения, также исключается из обложения.

Во всех западных странах в 1980-е гг. проводились налоговые реформы, в результате которых были значительно снижены налоговые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986—1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпораций снизилась с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому налогу сократилась с 52 до 35%.

Среди косвенных налогов наибольшее значение в зарубежных развитых странах имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин). Налог на добавленную стоимость действует во всех странах Европейского союза (ЕС), а также в Норвегии, Израиле и многих других. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта вывозимые товары освобождаются от НДС.

Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) [46] , подписанного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспошлинной торговли в Европейском союзе, Европейской ассоциации свободной торговли и др. Таможенные пошлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-е гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться. В экономически развитых странах среднеарифметический уровень пошлин на продукцию обрабатывающей промышленности оценивается в 6%. Снижение таможенных пошлин привело к тому, что в среднем в ведущих зарубежных странах на этот вид дохода приходится около 4% общей суммы доходов государственных бюджетов. Следует иметь в виду, что в экономически развитых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Применяются только таможенные пошлины на импортируемые товары. Наряду с таможенными пошлинами все большее значение приобретают ежегодное контингентирование импорта и применение других нетарифных барьеров.

При государственных фискальных монополиях, или фискальных монопольных налогах, государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое одновременно) товара массового потребления (водка, табак, ликеро-водочные изделия) и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги. Фискальные монопольные налоги применяются во Франции, Италии, Германии, Японии. Их нет в Великобритании. Все эти налоги поступают в государственный бюджет.

За местными бюджетами закреплены второстепенные, недостаточно эффективные с фискальной точки зрения налоги. Основным налогом, поступающим в местные бюджеты, является поимущественный налог, которым облагаются в основном домовладельцы. В федеративных государствах вопрос о доходах бюджетов членов федерации решается по-разному. Так, в США бюджеты штатов базируются на поступлениях косвенных налогов, среди которых главное значение имеет налог с продаж. В Германии поступления по подоходному налогу с населения и налогу на прибыль корпораций в определенных процентах делятся между федеральным бюджетом и бюджетами земель. Во многих странах практикуются надбавки к государственным налогам, направляемые в местные бюджеты.

Однако местным органам власти не хватает налогов для осуществления своих функций. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают на их покрытие средства из государственного бюджета в порядке дотаций, субвенций, кредитов. Кроме того, крупные местные административные единицы имеют право эмиссии местных займов, гарантированных центральным правительством.








6.2. Роль налогов в государственном бюджете ведущих зарубежных стран

Ведущую роль в мобилизации средств в государственный бюджет играют налоги. В основном за их счет создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач.

Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы; это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее, установленных законом размерах и в определенные сроки.

Плательщиками налогов выступают рабочие, фермеры, служащие, мелкие собственники, предприниматели, корпорации (акционерные общества, страховые компании, банковские монополии и т. д.). Монополии, благодаря коммерческой тайне и различным льготам, предоставляемым им налоговым законодательством, уклоняются от уплаты части налогов. Кроме того, при определенных условиях даже те суммы, которые монополии вносят в государственную казну в виде налогов, они могут частично переложить на население через механизм цен и другими методами.

Гонка вооружений, развернувшаяся в ведущих капиталистических странах во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов, усиление вмешательства государства в процесс воспроизводства вызвали огромный рост расходов. В целях усиления мобилизации средств налоговые системы западных стран подверглись многочисленным перестройкам. В результате изменились структура налогов в государственных бюджетах, соотношение отдельных видов налогов. Перестройке налоговых систем содействовали также интеграционные процессы, что было вызвано созданием в Западной Европе региональных таможенных группировок — ЕЭС (ныне ЕС), ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) и др.

На современном этапе через налоги изымается до 40% доходов широких слоев населения, тогда как накануне Второй мировой войны — 12—20%. Повысился удельный вес налогов в ВНП и национальном доходе (в среднем с 1-8 до 30—50%).

Современная налоговая система, представляющая собой совокупность налогов, действующих на территории страны, характеризуется множественностью налогов. Помимо подоходного и многочисленных косвенных налогов трудящиеся вносят взносы на социальное страхование, уплачивают местные налоги, лицензионный сбор за пользование телевизором и др.

Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции — фискальную и регулирующую. ^ Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных странах получила развитие в годы после Второй мировой войны.

Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, т. е. регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства через налоги в процесс воспроизводства.

^ Основные элементы налога.

1. Субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога.

2. Объект налога — предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество и т.д.).

3. Источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты).

4. Единица обложения — единица измерения объекта (например, гектар земли по поземельному налогу).

5. Налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные.

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные.

При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.

При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода.

Пример. При доходе до 1000 долл. в месяц налогоплательщик вносит 1% своего дохода; при доходе от 1001 долл. до 3000 долл. — 2% своего дохода; при доходе от 3001 до 7000 долл. — 3% своего дохода и т.д. Если налогоплательщик имеет 1000 долл., то он платит 10 долл. налога, а если он получил 1001 долл., то должен заплатить 2%, или 20 долл. Простая прогрессия на практике не применяется, а используется сложная прогрессия, при которой доход налогоплательщика разбивается на части, и для каждой части дохода применяется соответствующая ставка налога. При сложной прогрессии обложение суммы в 1001 долл. производится так: 1000 долл. облагаются по ставке 1% и только 1 долл. облагается по ставке 2% (налогоплательщик заплатит не 20 долл., а 10 долл. и 2 цента), т. е. повышенная ставка применяется только для той части, на которую произошло увеличение дохода.

6. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.

7. Налогооблагаемая база — доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется он путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.

8. Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

9. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

^ Виды налогов и налоговые системы. Все налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других.

Косвенные — это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зависит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги, местные налоги. В федеративных государствах налоговая система состоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ); местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относятся:


  • подоходный налог с населения;

  • налог на прибыль корпораций;

  • налог на добавленную стоимость (НДС);

  • акцизы, таможенные пошлины.

1. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрессивным ставка, построенным по принципу сложной прогрессии. Известны две системы обложения подоходным налогом:

1) шедулярная, или английская, применявшаяся в течение длительного времени в Великобритании (1842—1973) и ряде других стран. Обложение производится у источника дохода не по совокупному. доходу налогоплательщика, а по частям дохода;

2) глобальная — обложение подоходным налогом осуществляется по совокупному доходу налогоплательщика, являющаяся в западных странах основной.

При обложении подоходным налогом применяется необлагаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика не подлежит обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен в XX в. (в США — в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г.), и вначале широкие слои населения не платили этот налог, поскольку был установлен высокий необлагаемый минимум. В годы Второй мировой войны, когда были резко понижен необлагаемый минимум и уменьшены налоговые льготы по семейному положению, подоходный налог превратился в массовый. В настоящее время подоходный налог обрушивается на трудящихся. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, т. е. почти все самодеятельное население, тогда как в 1940 г. — 8 млн. человек. Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог произошли и в других_экономически развитых странах.

В первый период после Второй мировой войны по подоходному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х годов максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла 91%, в 1965— 1980 гг. - 70%, в 1981-1986 гг. - 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая реформа, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от 11 до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28% 1 .

2. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого налогообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих западных стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета: в 1955г. - 30%, в 1969г. - 20%, в 1975г. - 15%, в 1980г. — 13%, в 1998 г. -12%.

Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного расширения налоговых льгот и снижения налоговых ставок. Основные льготы, предоставляемые корпорациям, состоят в политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные отчисления и не фигурируют в качестве облагаемой налогом прибыли. Применяется также помещение средств в не подлежащие обложению благотворительные фонды. Кроме того, прибыль, направляемая на научно-исследовательские цели, на капитальные вложения, также исключается из обложения. Вследствие этого в США почти 1/2 валового дохода не облагается налогом на прибыль. В Великобритании 2/3 валового дохода исключается из обложения.

Во всех западных странах в 1980-е гг. проведены налоговые реформы, в результате которых значительно снижены налоговые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986— 1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпораций уменьшена с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому налогу сокращена с 52 до 33% (с 1991 г.).

3. Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин). НДС действует во всех странах ЕС, а также в Норвегии, Израиле и многих других. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.

4. Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) 1 , подписанного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспошлинной торговли в странах ЕС, ЕАСТ и др. Таможенные пошлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться. В экономически развитых странах среднеарифметический уровень пошлин на продукцию обрабатывающей промышленности в начале 1990-х годов оценивался в 6%.

К началу 1998 г. средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых западных стран снизилась до 3%. Снижение таможенных пошлин привело к тому, что в среднем на этот вид дохода приходится от 1 до 4% общей суммы доходов государственного бюджета. Следует иметь в виду, что в экономически развитых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Применяются только таможенные пошлины на импортируемые товары. Наряду с таможенными пошлинами все большее значение приобретают ежегодное контингентирование импорта и применение других нетарифных барьеров.

При государственных фискальных монополиях, или фискальных монопольных налогах государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое одновременно) какого-то товара массового потребления (водка, табак, ликеро-водочные изделия) и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги. Фискальные монопольные налоги, поступающие в государственный бюджет, применяются во Франции, Италии, ФРГ, Японии. Нет их в Великобритании.

За местными бюджетами закреплены второстепенные, недостаточно эффективные с фискальной точки зрения налоги. Основным налогом, поступающим в местные бюджеты, является поимущественный налог, которым облагаются в основном домовладельцы.

В федеративных государствах вопрос о доходах бюджетов членов федерации в отдельных странах решается по-разному. Так, в США бюджеты штатов базируются на поступлениях косвенных налогов, среди которых главное значение имеет налог с продаж. В ФРГ поступления по подоходному налогу с населения и налогу на прибыль корпораций в определенных процентах делятся между федеральным бюджетом и бюджетами земель. Во многих странах практикуются надбавки к государственным налогам, направляемые в местные бюджеты.

Однако местным органам власти не хватает налогов для осуществления своих функций. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают на их покрытие средства из государственного бюджета в порядке дотаций, субвенций, кредитов. Кроме того, крупные местные административные единицы имеют право эмиссии местных займов, гарантированных центральным правительством.

6.3. Структура доходов государственного бюджета США

Структуру доходов государственного бюджета рассмотрим на примере федерального бюджета США:

Читайте также: