С 17 марта 2021 налоговая 13 процентов

Опубликовано: 13.05.2024

В 2021 году платежные поручения на перечисление налогов и взносов нужно заполнять по-новому. Так, изменение порядка заполнения полей 15 и 17 связано с переходом в 2021 году на новое казначейское обслуживание и систему казначейских платежей. Есть и другие новшества. Изменения вводятся в несколько этапов - не пропустите начало каждого. Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Поля 15 и 17

С 1 января 2021 года при заполнении реквизитов получателя нужно учесть изменения в двух полях. Новшества связаны с переходом на новое казначейское обслуживание и систему казначейских платежей.

  1. Поле 17: меняется номер счета территориального органа Федерального казначейства (ТОФК);
  2. Поле 15: начиная с января 2021 года, в нем нужно указывать номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета (ЕКС)). В 2020 году и ранее при уплате налогов и взносов это поле не заполняли.

Для каждого региона указаны БИК и наименование банка-получателя (поля 14 и 13). Для каждого банка-получателя - соответствующий ему новый и устаревший (закрываемый) счет ТОФК (поле 17), а также номер счета банка получателя средств (поле 15).

В январе, феврале, марте и апреле 2021 года в поле 17 платежки допустимо поставить как новый, так и устаревший счет ТОФК. Начиная с 1 мая - только новый.

Воспользуемся предложенной таблицей и выберем из нее (в качестве примера) необходимые данные для заполнения платежного получения по налоговой инспекции, имеющей счет, относящийся к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области.

Поле 13 – Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Астраханской области г. Астрахань

Поле 14 – БИК: 011203901

Поле 15 – Счет № (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета): 40102810445370000017

Поле 17 - номер нового счета получателя (номер казначейского счета): 03100643000000012500, номер прежнего (закрываемого) счета ТОФК: 40101810400000010009.

Выбирайте данные, которые нужны вам для заполнения этих полей в платежных поручениях.

Адрес плательщика-физлица

С 1 января 2021 года предусмотрено изменение для плательщиков-физлиц, не являющихся ИП. Приказом Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н обновлены правила, утвержденные приказом Минфина от 12 ноября 2013 № 107н.

Ранее, чтобы проверяющие могли определить, от кого пришел платеж, физлицо должно было указать свой ИНН. Вместо ИНН можно было заполнить поле 108 «Номер документа, который является основанием платежа», или в поле 22 «Код» внести УИН (при отсутствии УИН допускалось указание адреса проживания или пребывания).

Теперь при отсутствии ИНН и УИН можно указать серию и номер паспорта или СНИЛС.

Новые КБК для НДФЛ-15%

С 1 января 2021 года для НДФЛ, рассчитываемого по прогрессивной шкале, введены новые КБК.

Приказом от 12 октября 2020 № 236н Минфин добавил в перечень КБК новые коды для перечисления НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн. руб. в год:

  • для налога: 182 1 01 02080 01 1000 110
  • для пеней: 182 1 01 02080 01 2100 110
  • для штрафов: 182 1 01 02080 01 3000 110.

Удержания из зарплаты работника

С 17 июля 2021 года начнет действовать правило заполнения платежного поручения, когда работодатель вычитает из зарплаты работника деньги в счет погашения задолженности перед бюджетом и переводит удержанную сумму в бюджет.

В платежном получении в поле «ИНН плательщика» нужно указывать не ИНН компании, а ИНН работника. Это изменение тоже предусмотрено приказом Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н.

Погашение задолженности по прошлым периодам – поля 106, 108, 109

С 1 октября 2021 года вводятся изменения в порядок указания информации при погашении задолженности по истекшим периодам (тоже приказ Минфина от 14 сентября 2020 г. № 199н).

До 1 октября 2021 года в поле 106 «Основание платежа» платежного поручения можно указывать одно из следующих значений:

  • «ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов);
  • «ПР» - погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
  • «АП» - погашение задолженности по акту проверки;
  • «АР» - погашение задолженности по исполнительному документу;
  • «ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов).

Согласно изменениям, значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР» в поле 106 больше указывать не нужно. Остается единое для всех перечисленных случаев значение, которое нужно проставлять в поле 106 - «ЗД».

А коды «ТР», «ПР», «АП» и «АР» переходят в поле 108 «Номер документа».

Например, если деньги перечисляются на основании требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов), в поле 108 пишут сначала ТР и далее без пробела номер требования на 13 знакомест. Если это исполнительный документ (исполнительное производство), то в поле 108 в аналогичном порядке пишут АР и номер документа и т. д.

В поле 109 «Дата документа основания платежа» нужно будет указывать даты документов, на основании которых перечисляются деньги (требование, решение и т. д.).

Статус плательщика - физлица

С 1 октября 2021 года также вводятся новшества при заполнении платежных получений для физлиц, которые уплачивают налоги, сборы, страховые и иные платежи, администрируемые налоговыми органами. Это поле 101 – статус плательщика.

До 1 октября 2021 года при заполнении поля 101 физлицами допускаются такие значения:

  • «09» - ИП;
  • «10» - нотариус, занимающийся частной практикой;
  • «11» - адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
  • «12» - глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • «13» - «обычное» физическое лицо.

Начиная с октября 2021 года, остается только значение «13», единое для всех физлиц. Это также предусмотрено приказом Минфина № 199н.



Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

  1. Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»
  2. ФНС начала контроль расходов граждан
  3. Как подтвердить свои расходы перед налоговой?
  4. Минусы контроля за расходами граждан

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru . Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Сервис

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам. Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных. Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

ФНС начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов. Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход. Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам. Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно. Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний. Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии. И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок. В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%). Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии. Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их. Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

15-procentov

В предыдущей статье по этой теме ( https://sergeynaumov.com/ndfl-2021-1/ ) уже рассматривались некоторые изменения по НДФЛ, которые вступили в силу с 2021 года. Это обновленный расчет налога с процентов по банковским вкладам и удержание НДФЛ с процентов по всем облигациям.

Посмотрим, какие еще нововведения появились с 2021 года.

1. Ставка НДФЛ 15%

С 1 января 2021 года для налоговых резидентов РФ при расчете НДФЛ вводится 9 отдельных налоговых баз (п. 2.1 ст. 210 НК РФ):

1) По доходам от долевого участия (дивиденды)

2) По доходам в виде выигрышей в азартные игры и лотереи

3) По доходам от операций с ценными бумагами и ПФИ

4) По операциям РЕПО с ценными бумагами

5) По операциям займа с ценными бумагами

6) По доходам участников инвестиционного товарищества

7) По доходам от операций с ценными бумагами и ПФИ на ИИС

8) По доходам в виде прибыли КИК

9) Налоговая база по иным доходам, к которым применятся ставка НДФЛ 13%. В Налоговом кодексе она называется «основная налоговая база» (сюда, например, попадает заработная плата)

Стоит отметить, что по одним доходам налоговой базой является фактически вся сумма полученного дохода (например, по дивидендам). По другим – сумма дохода за минусом налоговых вычетов (заработная плата). По третьим – сумма полученной прибыли, которая подпадает по налогообложение (например, как по доходам от операций с ценными бумагами – полученный доход за минусом понесенных расходов и налоговых вычетов).

Если сумма этих 9 налоговых баз по итогам года меньше или равна 5 млн. руб., то НДФЛ с них составит 13%. Если же сумма 9 налоговых баз по итогам года больше 5 млн. руб., то НДФЛ составит 13% с суммы в 5 млн. руб. (= 650 000 руб.) плюс 15% с суммы, превышающей 5 млн. руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Другими словами, к сумме налоговых баз (полученных дивидендов, прибыли по операциям с ценными бумагами и др.), превышающей по итогам года 5 млн. руб., будет доначислено 2% налога.

Суммирование налоговых баз и доначисление налога будет делать сама налоговая инспекция на основании данных от налоговых агентов (работодателя, российских брокеров, банков и др.) и декларации налогоплательщика (например, по счету у зарубежного брокера).

Доплачивать 2% НДФЛ нужно будет по уведомлению, которое поступит из налоговой инспекции. Сделать это нужно будет до 1 декабря года, следующего за годом получения дохода. Таким образом за 2021 год нужно будет уплатить «дополнительный» НДФЛ, если он возникнет, до 1 декабря 2022 года.

При этом есть некоторые доходы, которые не участвуют в суммировании налоговых баз, и НДФЛ с которых в любом случае будет 13%. К ним относятся (п. 1.1 ст. 224 НК РФ):

— доходы от продажи имущества (в т.ч. недвижимости) и/или долей в нем (кроме ценных бумаг);

— доходы в виде стоимости имущества, полученного в порядке дарения (за исключением ценных бумаг);

— доходы в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению.

Соответственно, наличие таких доходов в любом случае не приведет к необходимости доплачивать НДФЛ по более высокой ставке, т.к. эти доходы учитываются отдельно от всего остального и на них распространяется ставка НДФЛ строго в размере 13%.

В результате, на мой взгляд, нельзя сказать, что введение более высокой ставки НДФЛ серьезно осложнило жизнь всем налогоплательщикам. Возможно, это не очень приятно. С другой стороны, более высокая ставка затронет далеко не всех. Расчет НДФЛ по новой ставке берет на себя сама налоговая инспекция, поэтому от налогоплательщика не потребуется никаких дополнительных действий. Кроме того, как заверяют, эти дополнительные 2% НДФЛ пойдут на лечение детей с тяжелыми заболеваниями.

В свою очередь, изменение правил применения налоговых вычетов с 2021 года оказалось гораздо более «массовым», поскольку коснулось всех налогоплательщиков и инвесторов.

2. Как поменялись правила применения налоговых вычетов с 2021 года

С 1 января 2021 года изменились возможности использования для некоторых налоговых вычетов по НДФЛ. Напомню, что все налоговые вычеты по НДФЛ, по сути, можно поделить на две категории.

Первая – это вычеты, которые применяется для конкретных доходов в конкретных ситуациях. Например, есть инвестиционные налоговые вычеты, которые применяются только при получении доходов от операций с ценными бумагами (трехлетний инвестиционный вычет по сроку владения, индивидуальный инвестиционный счет с типом Б, перенос убытков прошлых лет). Соответственно, эти налоговые вычеты нельзя применить, допустим, при продаже недвижимости.

В свою очередь, при продаже недвижимости можно применить отдельный, имущественный вычет при продаже (уменьшить сумму полученного от продажи имущества дохода на сумму понесенных расходов или, например, на 1 млн. руб. при продаже жилой недвижимости).

При этом была и вторая категория вычетов, которые до 2021 года распространялись на все виды дохода, ставка НДФЛ по которым составляла 13%. Единственным исключением здесь были дивиденды, к которым никакие налоговые вычеты в принципе не применяются. Однако ко всем прочим доходам (заработная плата, прибыль по операциям с ценными бумагами, продажа имущества и др.) можно было применить стандартные вычеты, социальные вычеты (на лечение, обучение и др.), имущественный вычет при покупке/строительстве жилья, вычет на взносы по ИИС (ИИС с типом А) и уменьшить НДФЛ по всем этим доходам.

Однако с 1 января 2021 года правила применения данных налоговых вычетов поменялись.

К примеру, теперь за счет налогового вычета на взносы по ИИС можно вернуть или уменьшить НДФЛ только по «основной» налоговой базе, к которой, в первую очередь, относится заработная плата и, возможно, проценты по банковским вкладам (точного понимания с этим пока нет). При этом с 2021 года за счет вычета на взносы по ИИС, например, нельзя будет вернуть или уменьшить НДФЛ с прибыли от операций с ценным бумагами на обычных брокерских счетах (подробнее про это я писал здесь: https://sergeynaumov.com/iis-2021/ ). Или же за счет ИИС с типом А нельзя будет уменьшить НДФЛ при продаже недвижимости и другого имущества.

Кроме того, стандартные вычеты, социальные вычеты, имущественный вычет при покупке/строительстве жилья с 2021 года также перестали применяться к прибыли от операций с ценными бумагами. За счет этих вычетов в первую очередь можно уменьшить или вернуть НДФЛ, опять-таки, по основной налоговой базе.

Правда, если после такого уменьшения какая-то сумма от этих трех вычетов по итогам года останется неиспользованной, тогда за счет оставшейся суммы можно будет уменьшить НДФЛ от продажи имущества, дарения и дохода в виде страховых выплат и выплат по пенсионному обеспечению. Другими словами, эти вычеты можно будет применить к тем доходам, которые не входят в суммирование 9 налоговых баз для расчета НДФЛ по ставке 15% (но только после того, как они были применены к основной налоговой базе).

В результате к операциям с ценными бумагами с 2021 года можно будет применить только те налоговые вычеты, которые распространяются конкретно на ценные бумаги (трехлетний инвестиционный вычет по сроку владения, индивидуальный инвестиционный счет с типом Б, перенос убытков прошлых лет).

И именно инвесторы без регулярного дохода, с которого удерживается НДФЛ по ставке 13%, выглядят основной пострадавшей стороной от всех этих нововведений. Если раньше они потенциально могли уменьшить возникший НДФЛ за счет использования всех налоговых вычетов, то теперь такой возможности нет.

3. Прочие изменения – социальный вычет, продажа жилья в новостройках, новая форма декларации

1) Новый перечень услуг в рамках социального вычета на лечение и возможные нововведения в отношении вычетов

С 1 января 2021 г. действуют новые перечни медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения, расходы на которые учитываются при определении суммы социального налогового вычета за медицинские услуги. Глобальных изменений там не произошло, но были добавлены некоторые пункты, на расходы по которым теперь также можно оформлять налоговые вычеты. К примеру, в перечень дополнительно вошли услуги по медицинской эвакуации.

При этом в течение 2021 года могут произойти более серьезные изменения в отношении социальных вычетов. Возможно, появится социальный налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги.

Кроме того, представители ФНС несколько раз заявляли о скором возможном упрощении процедуры получения налоговых вычетов (имущественного вычета при приобретении жилья, инвестиционного налогового вычета на сумму взносов на ИИС (тип А), социальных налоговых вычетов). Планируется, что их можно будет получать без декларации, а просто через заявление в личном кабинете налогоплательщика. При этом должен серьезно уменьшится срок получения денежных средств на банковский счет в рамках возврата НДФЛ по налоговым вычетам. Однако пока это только планы, не имеющие четких сроков реализации.

2) Улучшение условий при продаже жилья в новостройках

Строго говоря, данное изменение вступило в силу еще в конце 2020 года.

Теперь в случае продажи жилья, приобретенного по договору участия в долевом строительстве или по договору об участии в жилищно-строительном кооперативе, минимальный предельный срок владения таким жильем считается с даты полной оплаты стоимости жилья в соответствии с договором.

Ранее срок владения подобным жильем отсчитывался с даты регистрации права собственности. Однако могло пройти несколько лет между полной оплатой стоимости жилья и получением на него документов о праве собственности.

Теперь же весь этот срок будет учитываться в расчете минимального срока владения для того, чтобы не платить НДФЛ и не подавать декларацию при продаже недвижимости.

Напомню, что для недвижимости такой минимальный срок владения составляет 3 года или 5 лет в зависимости от даты приобретения этой недвижимости, способа получения права собственности и того, является ли эта недвижимость единственной или нет. Если владеть недвижимостью больше минимального срока, тогда при ее продаже не нужно будет беспокоиться о подаче декларации и расчете и уплате НДФЛ.

При этом вступившие изменения распространяются на все сделки по продаже недвижимости, начиная с 2019 года. Поэтому, если кто-то за последние два года продавал жилье в новостройках и платил при этом НДФЛ, его можно попытаться вернуть, если срок владения проданной недвижимостью подходит под применение данной нормы (п.2 ст. 217.1 НК РФ).

3) Ежегодная корректировка формы налоговой декларации

Каждый год в форму налоговой декларации 3-НДФЛ вносятся какие-либо точечные изменения. В этот раз форма декларации, которую нужно будет подготовить по итогам 2020 года, была дополнена приложением для заполнения заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога. Раньше для этого приходилось заполнять отдельный документ – заявление на возврат НДФЛ. Теперь же все это делается сразу в рамках декларации и там же, например, можно указать свои банковские реквизиты, на которые налоговая инспекция вернет излишне удержанный НДФЛ.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал «Про ETF и пассивные инвестиции» — в нем можно найти статьи, которых нет на сайте

Новая редакция Налогового кодекса РФ вступает в силу 17.03.2021. Законодатели увеличили срок хранения налоговых документов, усилили контроль за ценами во внешнеторговых сделках и уточнили порядок обжалования актов и действий специалистов ФНС России. Налоговикам дали доступ к банковской тайне.

Редакцию Налогового кодекса РФ с 17.03.2021 изменил Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ, некоторые положения которого вступили в силу спустя один месяц после официального опубликования. Его нормами увеличен срок обязательного хранения документов в целях налогового учета с 4 до 5 лет, уточнен контроль за ценами и изменен порядок обжалования актов и действий (бездействия) налоговых органов. Установлен доступ органов ФНС России к банковской тайне.

Банковская тайна

Статья 86 НК РФ в новой редакции «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля» предписывает банкам выдавать налоговым органам имеющиеся в их распоряжении:

  • копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
  • копии доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете;
  • копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент-банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);
  • копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
  • информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях и представителях клиента.

Копии документов (информация), указанные в абзаце первом настоящего пункта, могут быть запрошены налоговыми органами:

  • в отношении организации или ИП — в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога, вынесения решения о приостановлении операций по счетам и переводов его электронных денежных средств;
  • в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, но только с разрешения руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС России;
  • в отношении любого лица (гражданина, ИП или юрлица) — по запросу уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Новой редакции статьи 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» предусмотрено право должностного лица органа ФНС, проводящего налоговую проверку, истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг.

В статью добавлен новый абзац следующего содержания:

Налоговыми органами могут быть запрошены документы (информация), связанные с ведением реестра владельцев ценных бумаг, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение этого реестра, в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Как не пропустить важные изменения

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!


Срок хранения налоговых документов

Статья 23 НК РФ в новой редакции предписывает налогоплательщикам обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в течение 5 лет (было 4 года). Аналогичная обязанность установлена статьей 24 НК РФ в новой редакции для налоговых агентов.

Нормами статьи 105.17 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что налогоплательщик, обратившийся в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, обязан обеспечивать сохранность указанных документов в течение 6 лет.

Налогоплательщик, обратившийся в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, обязан обеспечивать сохранность документов в течение 10 лет.

Уведомление об участии в иностранных организациях

В статью 25.14 НК РФ «Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами» добавлен новый абзац следующего содержания:

Для целей предоставления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой, при этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.

Контроль за ценами

Новой редакцией статьи 105.7 НК РФ «Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица» предусмотрено, что, в том числе, при рассмотрении заявлений о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения налоговые органы применяют следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

При необходимости применяется совокупность этих методов. Установлено, что при рассмотрении органом ФНС заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в отношении внешнеторговой сделки, где хотя бы одна сторона является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием налогового органа этого иностранного государства применение вышеуказанных методов осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством иностранного государства для аналогов указанных методов. Применять иностранные методы разрешается при условии сопоставимости результатов, полученных при применении в соответствующей сделке методов с результатами, полученными при применении иностранных методов. Результаты признаются сопоставимыми, если различия между ними отсутствуют либо не оказывают существенного влияния на налоговую базу и суммы налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 НК РФ.

В новой редакции статьи 105.14 НК РФ скорректированы условия признания сделок контролируемыми (в том числе сделок в области внешней торговли, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта, а также сделок между взаимозависимыми лицами с участием комиссионера (агента)). Теперь ими признаются, в том числе, сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных пунктом 5 статьи 105.14 НК РФ. Частью 3 статьи предусмотрено, что:

Сделки, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Нормами статьи 105.17 НК РФ в новой редакции установлено, что налоговый орган не вправе принять решение о проведении проверки в отношении совершенной налогоплательщиком в календарном году контролируемой сделки, по которой налогоплательщик обратился в ИФНС с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения за тот же календарный год в порядке, предусмотренном главой 14.6 НК РФ, в случае, если налоговым органом не принято ни одно из решений, предусмотренных пп 1 и 2 пункта 5 статьи 105.22 НК РФ.

В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий 3 календарных лет (а в случае, предусмотренном абз. 3 пункта 2 статьи 105.17 НК РФ, — в период, не превышающий 5 календарных лет), предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Нормами статьи 105.20 НК РФ определено, что:

Соглашение о ценообразовании основывается на взаимном соглашении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и уполномоченного органа исполнительной власти иностранного государства, достигнутом по результатам проведенной с учетом положений главы 20.3 НК РФ взаимосогласительной процедуры, предусмотренной международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В новой редакции статьи 105.22 НК РФ обновлены требования к документам и срокам их предоставления для заключения соглашения о ценообразовании. Определено, что при принятии ИФНС решения о доработке доработанный проект соглашения о ценообразовании и документы предоставляются налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней со дня получения налогоплательщиком такого решения. Расширен перечень оснований для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании.

Обжалование актов ФНС

Нормами новой редакции статьи 11.2 НК РФ предусмотрено, что личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных федеральными законами.

В статье 139 НК РФ скорректирован порядок обжалования актов налоговых органов ненормативного характера и действия или бездействия их должностных лиц, а также порядок рассмотрения таких жалоб. Установлено, что вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения, если:

  • ранее подана жалоба по тем же основаниям, за исключением случая, если после ее рассмотрения разрешен спор о том же предмете и по тем же основаниям в порядке, предусмотренном главой 20.3 НК РФ;
  • до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;
  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не предоставлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя;
  • до принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физического лица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение 5 дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы.

Новой редакцией статьи 140 НК РФ «Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)» определено, что лицо поддавшее жалобу, вправе ходатайствовать о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части в целях предоставления дополнительных документов (информации), но не более чем на шесть месяцев. Такое ходатайство разрешено подавать до начала рассмотрения жалобы. По итогам рассмотрения ходатайства орган ФНС принимает одно из решений:

  • о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;
  • об отказе в приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

О принятом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу). Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) возможно с использованием видеоконференцсвязи.

С 17 марта вступили в действие поправки в Налоговый кодекс, согласно которым ФНС получила расширенный доступ к банковской тайне россиян. По заверениям чиновников, изменения не затронут добросовестных налогоплательщиков. Действительно ли законопослушным гражданам нечего опасаться или даже за ними начнётся тотальная слежка — в материале NEWS.ru.

С сегодняшнего дня банки обязаны в течение трёх дней предоставлять по запросу налоговиков копии паспортов клиентов, договоры на открытие счёта и заявления на его закрытие, доверенности на распоряжение деньгами, а также копии карточек с образцами подписей и оттиска печатей. По мнению доктора экономических наук Сергея Смирнова, интерес для налоговых органов представляют лишь «подозрительные сделки» в крупных размерах. Поэтому небольшие расхождения накоплений в банке с налогооблагаемыми доходами вряд ли привлекут внимание ФНС.

Я не думаю, что они будут проверять каждую декларацию. Скорее, это коснётся тех, у кого очень длинная и несистематическая история неуплаты налогов. Либо же, если речь идёт о таких суммах, на которые можно купить виллы.


Сергей Смирнов

доктор экономических наук (НИУ ВШЭ)

Как считает эксперт, изменения в Налоговом кодексе не затронут даже тот сектор экономики, в котором большую часть финансовых операций осуществляют наличными: уличные лавки, небольшие торговые точки. Сюда же можно отнести категорию граждан, получающих зарплату «в конверте».

Иной точки зрения придерживается депутат Госдумы Виталий Милонов. По его мнению, ФНС ужесточит контроль налоговой дисциплины в малом бизнесе.

Огромный объём средств, полученных через частные операции, остаётся недосягаем для бюджета. Многие, особенно приезжие граждане, не понимают, что налоги платить надо и торговые операции нужно оформлять как торговые операции, а не как банковские переводы.


Виталий Милонов

депутат Государственной думы

Схожий прогноз даёт и директор Научно-образовательного центра финансов и инвестиций ИФУР РАНХиГС Наталья Бондарчук. По её словам, ФНС в любом случае будет бороться с незарегистрированной торговой деятельностью.


Сергей Булкин/NEWS.ru

Между тем поправки касаются всего населения РФ, а не только тех, кто занимается бизнесом. Опрошенные NEWS.ru эксперты не рассматривают изменения в Налоговом кодексе как очередной инструмент тотальной слежки за россиянами: при необходимости ФНС всё равно получит необходимые данные через запросы. По мнению спикеров, опасаться стоит не дополнительного контроля со стороны государства, а утечки персональных данных и их дальнейшего использования мошенниками.

Больше беспокоит ситуация, при которой через ФНС будут сливаться сведения о клиентах. Безусловно, в большинстве своём ведомство состоит из хороших людей, но есть и те, кто может злоупотребить полномочиями, — добавил Милонов.

Смирнов также допускает риск «просачивания» персональных данных, которые потом будут использоваться мошенниками. Однако Бондарчук исключает подобный сценарий.

На самом деле этого быть не может, потому что существует не только понятие банковской тайны, но и налоговой тайны. При предоставлении каких-либо сведений предусмотрена достаточно серьёзная совокупность процедур, за которой внимательно следит налоговая.


Натальи Бондарчук

директор научно-образовательного центра финансов и инвестиций ИФУР РАНХиГС

В том, что ФНС примет дополнительные меры по защите запрашиваемых персональных данных клиентов банков, уверен и Милонов, однако, как отметил депутат, «нет той информации, которую нельзя украсть».

Yandex Zen

Самое интересное - в нашем канале Яндекс.Дзен

Читайте также: