Как назывался денежный налог с населения в средневековой руси

Опубликовано: 18.05.2024

1 В Древней Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через городские заставы.

2 Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в Древней Руси.

3 Налог при Ярославе Мудром за совершение преступлений.

4 Как называется денежный налог с населения в средневековой Руси.

5 Назовите вид поселений в феодальной России в 12-16 вв., жители которых освобождались от налогов и повинностей.

6 Назовите основной налог на Руси после поражения в войне с монгольскими ханами. Налог с головы (мужской и скота). Этот налог русские князья должны были собирать сами, передавать великому князю, который отправлял все собранное в Орду. Отменен в 1480 при Иване III .

7 Как назывались в Русском государстве с 15 и до начала 18 вв. - денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей.

8 Чрезвычайный налог в России, введённый правительством царя Михаила Фёдоровича для восстановления хозяйства, разрушенного иностранной интервенцией начала 17 в.

9 Название единицы измерения налога до конца 17 в.

10. Какой бунт был в 1648г.?

11 Как назывался налог в России, который взимался в 16-18 вв. «с дыма», т. е. с крестьянского дома, хозяйства.

12 В России в области налогообложения особо отметился Петр I (1672 - 1725). Будучи реформатором во всем, он, конечно, не обошел вниманием и налоги. Царь учредил особую должность, обязанностью которых было "сидеть и чинить государю прибыли", то есть изобретать все новые и новые налоги. Как называлась эта должность?

13 В период правления русского царя Петра I взимались самые нелепые налоги: на бани, на дубовые гробы и на нее. На что?

14 Назовите натуральная подать, которой облагались нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом в 15-18 вв. в Поволжье, в 17 - начале 20 вв. в Сибири.

15 В XVII веке один русский финансист посоветовал отменить все налоги, кроме налога на соль, так как невозможно есть что-либо без соли. Российская царица (1762-1796) сделала наоборот. Она уменьшила налог на соль. В результате, в эти годы стало использоваться больше соли, особенно в рыбной промышленности. Как звали императрицу.

16 Как назывался в феодальной России даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала.

17 Назовите ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Продуктовый оброк отменен 19 февраля 1861, денежный — сохранялся до 1883.

18 - Торговля этим товаром всегда была прибыльной в России. В XIX веке налог на этот товар формировал 80-120 процентов от его стоимости. Благодаря этому 3,5 млн. рублей поступило в государственную казну. Как назывался этот налог.

19 Название установленного обязательного платёжа, взимаемого с граждан и юридических лиц.

20 Как называется орган, осуществляющий контроль за соблюдением налогового законодательства .

21.В СССР ввели этот налог, чтобы помочь многодетным матерям. Назовите этот налог.

22. В Швеции налог на них зависит от их роста, а в Норвегии - от длины. О ком идет речь?

23. А в Византии налог на него зависел от размера здания. На что?

24. В какой республике платят налог «на мир»?

25.В этой стране горнолыжники платят «гипсовый» налог.

26.В каком городе с 1993 года существует налог на тень?

27.Как назывался ярлык, который ставили на каждой колоде карт: «Пошлина уплачена. Продавать можно»?

28.Как звали Римского императора, который в 70-х годах нашей эры ввёл налог на общественные уборные?

29. Название единицы измерения налога до конца 17 в.

30. Название налога, который в Китае платили сборщики чая?

31. Впервые налог на это был введен в Англии при короле Генрихе VII. Но чаще всего его связывают с именем Петра 1. О чем идет речь?

32.Имя русского императора, который сказал своему народу: «Или плати, или не мойся».

33.«Мне в сладкой участи оспаривать налоги» (великий русский писатель).

34. Автор известного афоризма «Деньги не пахнут».

35.В жизнь несомненны две вещи: смерть и налоги (общественный и политический деятель США XVIII века)

36.«Наши налоговые проекты - это тот самый материал, из которого сделаны сны» ( американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1991 г.)

37.Налоги, по словам этого английского экономиста 16 в., являются ценой, которой покупается общественный мир.

38.Этот классик политической экономии 18 в., сказал: «Самым лучшим налогом является наименьший налог».

39. Автор «Трактата о налогах и сборах» (17 в.)

40.«Налогообложение-это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимум писка» (министр финансов Франции 17 в. при Людовике XIV)

41.. Какая велика русская императрица считала, что налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его.

42.. Российский государственный деятель, министр финансов России (1892—1903), укрепивший бюджет страны за счет использования акцизного налога.

43..Знаменитый древний философ, который однажды сказал «всё то, над чем мы стонем и ужасаемся, есть лишь налог на жизнь…»

44.. «Хороших налогов не бывает» (премьер – министр Великобритании середины 20 в.).

45.. «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им» (французский просветитель и философ 18 века)

46. В период правления Английского короля Генриха II (1154 - 1189) существовал этот налог.

47.Итальянский экономист 20 в., который сказал, что налоги не должны мешать развитию производства.

48. Министр финансов России (19 в.), автор высказывания «В установление новых налогов нужна очень большая осторожность».

49.Величина налога на единицу обложения.

50.Косвенный налог на товары и услуги, включаемый в цену товаров или тариф за услуги.

51.Постановление государственной власти, призванное регулировать порядок установления и применения налогов в стране

ОТВЕТЫ к викторине: «Налоги на Руси (от Ярослава Мудрого до современности)

Ответы: 1. МЫТ 2. ВИРА 3. ПРОДАЖА 4. ПОДАТЬ 5. СЛОБОДА

6. ВЫХОД 7. ТЯГЛО 8. ПЯТИНА 9. СОХА 10. СОЛЯНОЙ

11. ПОДЫМЩИНА 12. ПРИБЫЛЬЩИК 13. БОРОДА 14. ЯСАК

15. ЕКАТЕРИНА 16. БАРЩИНА 17. ОБРОК 18. ЧАЙ 19. НАЛОГ

20. ИНСПЕКЦИЯ 21. БЕЗДЕТНОСТЬ 22. СОБАКА 23. ВОЗДУХ

24. ГВИНЕЯ 25. АВСТРИЯ 26. ВЕНЕЦИЯ 27. БАНДЕРОЛЬ

28. ВЕСПАСИАН 29. СОХА 30. ЧАЕВЫЕ 31. БОРОДА 32. ПЁТР1

33. ПУШКИН 34. ВЕСПАСИАН 35. ФРАНКЛИН 36. КОУЗ 37. ГОББ

38. РИКАРДО 39. ПЕТТИ 40. КОЛЬБЕР 41. ЕКАТЕРИНА 2 42. ВИТ

42. СЕНЕКА 44. ЧЕРЧИЛЛЬ 45. МОНТЕСКЬЕ 46. ЩИТОВОЙ 47.НИТТИ

48. КАНКРИН 49. СТАВКА 50. АКЦИЗ 51. ЗАКОН

Наличие налоговой системы, как известно, является одним из основных признаков государство. Ни одно государство, даже древнее, не существовало без налогов.

Самым первым налогом была дань, которую собирали князья с подвластного населения. Для этого князь с дружиной ходил в полюдье . Так назывался ежегодный объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.

В полюдье князем выполнялись и другие функции: князь осуществлял суд, а также общался со своим населением - а где же еще люди могли увидеть своего князя? Надо сказать, что при первых князьях племенные союзы, хоть и были включены в состав государства, еще долго сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом и осуществлялась-то через полюдье. Помимо полюдья, практиковалась такая форма, как повоз - когда дань в установленное время привозилась в Киев.

Самым первым налогом в Древней Руси была дань.

Объезд земель совершался строго с осени до весны. Урожай был к тому времени собран, реки замерзали, а дороги покрывались снежком и были готовы к разъездам. "Уложиться" нужно было до весенней распутицы. Обычно княжеская дружина шла сначала на северо-запад к древлянам, затем - севернее в земли дреговичей , потом сворачивала к кривичам на восток, после кривичей - на юг к северянам и к концу марта дружина возвращалась в Киев. И дружина, и князь содержалась за счет местного населения.

Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, а также выполнения судебных и коммуникативных функций.

Повоз - привоз дани в установленное время в Киев.

Первым, кто стал взимать дань на территории Руси, был князь Олег (во всяком случае, первые летописные упоминания о сборе дани относятся к нему).

Первоначально дань князю Олегу отдавали ильменские словене , кривичи и финно-угорское племя меря. Совершив два похода, Олег обложил данью древлян и северян . Радимичи согласились отдавать Олегу дань добровольно, т.к. князь освободил их от хазарской дани . " Не давайте хазарам, но мне давайте" , - передает его слова ПВЛ. Уличи и тиверцы отказались от уплаты дани князю русов и отвоевали до поры до времени свою независимость.

Дань бралась мехами с дыма (т.е. с домохозяйства) или же по шлягу (по серебряной арабской монете) от рала (плуга, сохи). Рало, или соха - в то время имелось в виду именно сельскохозяйственное орудие; позже сохой стали называть единицу измерения земельной площади. Как мы видим, общая для всех единица налогообложения при первых князьях определена не была.

Размеры той первой дани тоже разнились - по территориям, по племенам. Так, древляне отдавали черную куницу с дыма, северяне - один шляг (арабская монета) с рала, "родные" новгородцы платили князю по 300 гривен, так сказать, "целевым назначением" - на содержание дружины для охраны северных границ.

Еще один момент. Историками давно замечено: то, что в "Повести временных лет" и других летописях называется данью , более походит на военную контрибуцию с побежденных (не забываем, что первые князья - варяжского происхождения).

Такая система не была прочна. Она "взорвалась" в 945 году, когда князь Игорь с дружиной в "одно лето" решил дважды взять дань. Чем это закончилось, известно - древляне взбунтовались и жестоко убили князя Игоря.

Почитаем, что пишет об этом событии летописец.

. Воевода Игоря Свенельд собрал дань с древлян и, как полагалось, часть дани была отдана ему и его дружине. Тогда дружина Игоря позавидовала свенельдовой дружине: " Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его. Но и этого ему показалось мало. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же решили: если повадился волк к овцам, то выкосит все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьешь его, то всех нас погубит. Убили Игоря и дружину его, так как их было мало ".

В 945 году князь Игорь с дружиной решил дважды взять дань с древлян. Результатом было восстание древлян и убийство князя Игоря.

Последовала ответная жестокая месть вдовы Игоря, княгини Ольги.

Но Ольга была мудрой правительницей. Она извлекла урок из происшедшего. В 946 году Ольга начала проведение реформ. Она установила уроки - твердые размеры дани, которую следовало платить в определенные сроки, а также уставы , где содержался порядок ее сбора. Дань собиралась один раз в год в натуральной форме: продукты, меха, изделия ремесла.

Княгиня Ольга реформировала сбор дани: ввела уроки - твердые размеры дани - и установила сроки ее выплаты. Новая система защищала население от повторного требования дани.

Еще одним нововведением Ольги стало учреждение погостов и становищ. Погосты являлись центрами княжеской власти на местах, там производился сбор дани (впоследствии погосты превратились в административные центры). Становища были местами стоянок князя с дружиной. Не сразу, но была введена новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Людям, которые приносили дань на погосты, давали княжескую печать, что-то вроде гарантии от повторного требования дани. В ходе введения нового порядка сбора дани племенные князья теряли свою власть, т.е. реформы Ольги имели значение в развитии государственности. Последнему немало способствовала новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Выражаясь современным языком, прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население, и исключалась возможность повторного требования налога с плательщика.

Прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население.

Дань можно назвать прямым налогом. Она существовала на Руси до первой половины XIII в. Помимо дани, были и косвенные налоги: торговые и судебные пошлины. К торговым пошлинам относились "перевоз" - плата за перевоз товаров через реку, "мыт" - за проезд через городскую заставу, "гостиная" - с купцов за право иметь в городе торговые склады (не забудем, что гость - это и есть купец).

После принятия христианства в 988 году на строительство церквей и храмов вводилась церковная десятина , т.е. 1/10-я часть дохода.

На Руси платился прямой налог (дань) и целый ряд косвенных налогов.

Ну, а потом монголо-татары пришли. Орде выплачивался ордынский выход, который собирали баскаки - ханские чиновники в русских городах; потом это право перешло к русским князьям. Ордынцы брали "выход" с каждой души мужского пола и с головы скота.

В Ордынский период был введен ряд новых косвенных налогов. Один из них - ям - являлся натуральным налогом. Население обязывалось доставлять в почтовые станции ( ямы ) подводы с ямщиками для перевозки чиновников, почты и грузов. В XVI веке тяжелый для населения ямской налог заменили ямские деньги , собираемые на содержание дорог.

. А еще я обратила внимание - как много картин русских художников посвящено сбору дани. Видно, тема была злободневная, болезненная.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

В помощь главному мытарю России Михаилу Мишустину, выступающему сегодня в Чили


В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо сугубо финансовой функции налоговой механизм напрямую влияет на экономику и производство, на динамику и структурное состояние научно-технического прогресса.

Предшественницей налогов на Руси была дань. Это - по сути дела сначала натуральный, а затем всё более систематический, прямой налог.

Князь Олег, как только утвердился в Киеве, начал собирать дань с подвластных племён. Как об этом пишет историк С.М.Соловьёв, некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилья, некоторые «по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» - то есть с плуга или сохи.

Тогда же появляются сведения о целевых налогах. Так население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен на содержание наёмной дружины для обороны северных границ.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, или полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Одна из таких поездок к древлянам закончилась печально для князя Игоря в 945 году. По свидетельству историка Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти и обременил древлян тягостным налогом. А, получив его, вернулся требовать нового. Древляне не стерпели «двойного налогообложения» и убили князя. Вот к чему ведёт отсутствие законов в налогообложении. Известно, что в Древней Руси существовало и поземельное налогообложение.

Косвенное налогообложение существовало в форме различных пошлин - «мытов».

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.

Каждый удельный князь собирал дань в своём уделе, сам и передавал её Великому князю для отправки в Орду. Но был и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося ханам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговой гнёт на русские княжества.

Помимо выхода и дани были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. К тем временам исходят истоки банального выражения - «Кто не кормит свою дружину, кормит вражескую рать!»

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 году, после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввёл сбор денег с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек и пищалей, сборы на городовое и засечное дела (строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства).

Кроме дани источником дохода казны Великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси в период татаро-монгольского ига образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний налог определялся не только количеством земли, но и её качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей. Для определения размера налогов служило сошное письмо.

Иван Грозный умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нём были обложены определённым количеством сельхозпродуктов и деньгами, что записывалось в особые книги.

Итак, во все времена до Ивана Грозного и при нём главным объектом обложения прямым налогом служила земля, а её расклад вёлся на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населённость. Время от времени писцовые книги обновлялись.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Кроме обычных прямых податей и оброка при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, упорядоченные при Грозном; судебные пошлины.

Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что служило серьёзным препятствием для развития торговли, особенно вследствие их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков (нынешние перекупщики - В.К.).

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, мёда и водки составляли исключительно привилегию государства. А сегодня?

Прямые налоги и пошлины приносили казне огромные богатства. Но, несмотря на это Фёдор Иванович по совету Бориса Годунова велел перелить в деньги множество золотых и серебряных сосудов, наследованных им от отца, чтобы сим мнимым знаком недостатка в монете оправдать тягость налогового бремени на народ. (История повторяется и сегодня, но только под другим соусом - у государства нет денег! - В.К.)

И хотя налоги всегда собирались регулярно, всё же, в общем финансовая система Руси оставалась чрезвычайно сложной и запутанной, пока не была несколько упорядочена уже в царствование династии Романовых. После Смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее больным местом.

Это место болит и сегодня. К каким только ухищрениям ни прибегают власти, чтобы ужесточить налоговой гнёт! Но это тема уже следующего очерка.

Р.S: В настоящее время в «демократической» России количество прямых и косвенных налогов во много раз (если не крат) превышает число налогов Древней Руси, даже в эпоху татарско-монгольского ига, и опять вся тяжесть их ложится на «тяглый люд» - богатый всегда откупится. Посчитайте сами: начните с подоходного (единый для всех 13% - и бедных, и богатых) и окончите НДС (5% был, а стал 20%). А в промежутке не счесть разных придумок: транспортные, квартирные и т.п. Вот пока налог с воздуха и воды ещё не берут, но уже поговаривают о водяном налоге.

Современным мытарям надо бы почаще вспоминать судьбу князя Игоря. А для себя взять за правило слова историка Карамзина о том, что умеренность является добродетелью власти!

Вадим Тимофеевич Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист

-Рубрики

  • НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ (39)
  • Резьба по камню (2)
  • Роспись (11)
  • Русские эмали (8)
  • Резьба по дереву. (6)
  • Хрустальный промысел. (5)
  • Резьба по кости (1)
  • РУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО. (31)
  • Русь.Храмы,монастыри. (18)
  • Мотивы русской архитектуры (13)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ.ПЕРВОИСТОЧНИКИ (3)
  • ИСТОРИЯ РУСИ. (38)
  • Язычество и христианство. (14)
  • Письменность Древней Руси. (6)
  • Загадки истории Руси. (6)
  • Скифы. (4)
  • К вопросу нормандской теории. (1)
  • Откуда есть и пошла земля русская. (1)
  • ХУДОЖНИКИ (24)
  • натюрморт (5)
  • мои УЧИТЕЛЯ (4)
  • пейзаж (2)
  • иллюстраторы (1)
  • портрет (1)
  • СКУЛЬПТОРЫ (5)
  • ОБРАБОТКА КОЖИ (16)
  • МАСТЕРА РОССИИ. (12)
  • Резчики по дереву. (5)
  • Куклы.Авторские работы. (4)
  • Декор бутылки (3)
  • ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ (3)
  • ЧУДЕСА НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ (10)
  • Антонио Гауди (4)
  • Знаменитые росписи древних пещер (3)
  • Библиотека Ватикана (3)
  • ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ. (2)
  • "Люблю тебя,Петра творенье. " (5)
  • РОДНЫЕ ГОРОДА (3)
  • ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (3)
  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МИРА. (30)
  • Кусудама (12)
  • Холодный фарфор (5)
  • Ирландские кружева.Схемы. (4)
  • Ирландские кружева. Изделия. (4)
  • Тестопластика (1)
  • Оригами (1)
  • Ришелье (1)
  • ИСТОРИЯ ДЕНЕГ. (6)
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ КАК ПРЕДМЕТ ВДОХНОВЕНИЯ. (5)
  • ФОТОШОП (23)
  • Уроки фотошоп (21)
  • Все для фотошопа (2)
  • КОМПЬЮТЕР (1)
  • ЕГИПЕТ. (5)
  • ШПАРГАЛКИ ДЛЯ ДНЕВНИКА (20)
  • ДОМОВОДСТВО (2)
  • прически для девочек (1)

-Цитатник

Mиниатюры из камня и драгоценных металлов (Цветы и Плоды) | Ювелирный Дом «Anna Nova».

Картины из кожи от Андрея Коробейникова. Да, один восторг. Какие же руки золотые у э.

Брошь из кожи «Пион»" Мастер-класс Замиры Расуловой Пион называют королём цветов за его изыскан.

Техника изготовления картин из кожи. Автор Андрей Коробейников. Андре.

Как сделать хризантему из кожи Решила собрать статьи, в которых описывала, как я делала цвет.

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
"Люблю тебя,Петра творенье. " 03:47 11.03.2017 Фотографий: 20

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

Первые деньги на Руси.

В денежном деле и денежном обращении все взаимосвязано. Изучение всеовых данных монет идет попутно с исследованием изображений и надписей на них, с анализом названий монет. Реконструкция древних монетных и денежных всеовых систем, выявление денежных реформ невозможны без разбора денежных кладов. Рассмотрим несколько моментов из истории денег и монет на Руси.

На Руси, как и повсюду, вначале деньгами при обмене служили скот или шкуры животных, например белки, соболя, куницы и другой «мягкой рухляди», как называли тогда меха. Русская пушнина — теплая, мягкая, красивая — привлекала на Русь купцов и с Востока, и с Запада во все времена.

Знакомы были Руси и раковины каури. Их завезли к нам заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. А потом уже сами новгородцы распространили каури по всей русской земле вплоть до Сибири. В Сибири раковины каури использовались в качестве денег до XIX века. Там каури называли «змеиной головкой».


Как и везде, с развитием торговли на Руси появились первые металлические деньги. Правда, сначала это были крупные серебряные арабские дирхемы. Их у нас называли кунами. Слово это нумизматы производят от латинского cunas, что значит кованый, сделанный из металла.

Когда ученые стали выяснять денежно-весовую систему Древней Руси, они столкнулись с трудностями, которые сначала казались непреодолимыми. Прежде всего, поражало воображение многообразие названий монет. Куна? Ну конечно, это куница, шкурка куницы, которая очень высоко ценилась, а особенно на Востоке.

А что такое ногата? Может, это часть шкурки, нога, лапка животного? Мелкая денежная единица - векша, или веверица, объявлялись шкуркой белки. Сопоставление куны с мехом куницы казалось очень удачным. В ряде славянских языков куна также означает куницу. Но некоторые ученые всё же считали, что куны и ногаты - это металлические деньги.

Куной же в древности называли не только дирхем, но и римский денарий, и денарии других европейских государств, и даже собственный русский сребреник. Значит, так называли деньги вообще. Тогда сребролюбие и кунолюбие обозначало одно и то же.

Ногата (от арабского «нагд» — хорошая, отборная), резана (часть разрезанной куны). 25 кун составляли гривну кун. А что такое гривна?

В древнеславянском языке так называли шею, загривок. Потом гривной назвали и шейное украшение — ожерелье. Когда появились монеты, ожерелье стали делать из них. На каждое и уходило по 25 кун. Отсюда и пошло: гривна кун, гривна серебра. Потом гривной стали называть серебряные слитки.

Собственные монеты на Руси.

Собственные монеты на Руси

Свои монеты на Руси стали чеканить с конца X века. Это были златники и сребреники. На них изображался великий князь Киевский и трезубец — родовой знак князей Рюриковичей, он же — герб Киевской Руси.

Об этих монетах нумизматы узнали, исследуя находки в кладах IX—XII веков. Это позволило восстановить картину денежного обращения в Древней Руси. А до этого полагали, что на Руси собственных денег не было. Другое дело, что златники и сребреники исчезли из оборота во время нашествия татаро-монголов. Потому что при этом заглохла сама торговля.

В это время пользовались для мелких расчетов раковинами каури, а для крупных — тяжелыми серебряными слитками — гривнами. В Киеве гривны были шестиугольные, в Новгороде — в форме брусков. Вес их был около 200 граммов. Новгородские гривны со временем стали называться рублями. Тогда же появились и полтины — половина рубля.

Как их изготовляли — рубли и полтины. Мастер расплавлял серебро в жаркой печи и потом разливал его в формочки. Разливал специальной ложкой — льячкой. Одна льячка серебра — одна отливка. Поэтому вес рублей и полтин выдерживался довольно точно. Постепенно новгородские рубли распространились по всем русским княжествам.

Серебряник

сребреник

Первая монета, отчеканенная на Руси, называлась серебряником. Еще до крещения Руси, во времена правления князя Владимира, она была отлита из серебра арабских дирхемов, в которых на Руси начал ощущаться острый дефицит. Причем существовало два дизайна серебряников. Вначале они копировали образ византийских монет солидов: на лицевой стороне был изображен князь, восседающий на престоле, а на оборотной – Пантократор, т.е. Иисус Христос. Вскоре серебряные деньги прошли редизайн: вместо лика Христа на монетах стал чеканиться родовой знак Рюриковичей – трезубец, а вокруг портрета князя помещалась легенда: «Владимир на столе, — а се его сребро» («Владимир на престоле, а это его деньги»).

Златник

zlatnik

Наряду с серебряником князь Владимир отчеканил и аналогичные монеты из золота – златники или золотники. Они тоже были изготовлены на манер византийских солидов и весили около четырех граммов. Несмотря на то, что по числу их было совсем немного – до сегодняшнего дня дошло чуть более десятка златников – их название прочно засело в народных поговорках и пословицах: мал золотник, да увесист. Мал золотник, да золото весят, велик верблюд, да воду возят. Недоля пудами, доля золотниками. Беда приходит пудами, а уходит золотниками.

Гривна

grivna-1

На рубеже IX – X веков на Руси появляется уже полностью отечественная денежная единица – гривна. Первые гривны были увесистыми слитками из серебра и золота, которые были скорее весовым эталоном, нежели деньгами – по ним можно было отмерять вес драгоценного металла. Киевские гривны весили около 160 граммов и по форме напоминали шестиугольный слиток, а новгородские гривны были длинным бруском весом около 200 граммов. Причем гривны были в ходу и у татар – на территории Поволжья была известна «татарская гривна», изготовленная в форме ладьи. Свое название гривна получила от женского украшения – золотого браслета или обруча, который носили на шее – загривке или гривке.

Векша

moneti

Эквивалентом современной копейки в древней Руси была векша. Иногда ее называли белкой или веверицей. Существует версия, что наряду с серебряной монетой в обращении находилась выделанная зимняя шкурка белки, которая была ее эквивалентом. До сих пор идут споры вокруг известной фразы летописца о том, что же хазары брали в качестве дани с полян, северян и вятичей: монету или белку «от дыма» (дома). Чтобы накопить на гривну, древнерусскому человеку понадобилось бы 150 векшей.

denarii

В русских землях ходил и восточный дирхем. Его, а еще и европейский денарий, тоже пользовавшийся популярностью, на Руси называли куной. Бытует версия, что первоначально куна была шкуркой куницы, белки или лисицы с княжеским клеймом. Но есть и другие версии, связанные с иноязычным происхождением названия куны. Например, у многих других народов, которые имели в обращении римский денарий, для монеты существует созвучное русской куне имя, – например, английское coin.

Резана

rezani2

Проблему точного расчета на Руси решали по-своему. Например, разрезали шкурку куницы или прочего пушного зверя, тем самым, подгоняя кусочек меха под ту или иную стоимость. Такие кусочки назывались резанами. А поскольку пушная шкурка и арабский дирхем были эквивалентными, то на части делили и монету. По сей день в древнерусских кладах находят половинки и даже четвертинки дирхемов, ведь арабская монета была слишком крупной для мелких торговых сделок.

Ногата

4-176

Еще одной небольшой монетой была ногата – она стоила примерно двадцатую часть гривны. Её название принято связывать с эстонским nahat — мех. По всей вероятности, ногата тоже первоначально была меховой шкуркой какого-либо зверя. Примечательно, что при наличии всевозможных мелких денег, каждую вещь старались связывать со своей деньгой. В «Слове о полку Игореве», например, говорится, что, если бы Всеволод был бы на престоле, то невольница была бы ценой «по ногате», а раб – «по резане».

Первые московские монеты.

Первые московские монеты стали чеканить при великом князе Дмитрии Донском. Так он стал называться после победы в Куликовской битве над ордынским ханом Мамаем. Однако на деньгах Дмитрия Донского вместе с его именем и изображением всадника с саблей и боевым топором чеканились имя и титул хана Тохтамыша, потому что Русь пока оставалась в зависимости от Орды. Серебряная монета Дмитрия Донского называлась денгой (без мягкого знака) . По-татарски это значит «звонкий». Денга чеканилась из серебряной проволоки, которая разрезалась на кусочки одинакового размера и веса, меньше одного грамма. Кусочки эти расплющивались, потом чеканщик ударял по заготовке чеканом и, пожалуйста, — монета готова со всеми нужными надписями и изображением.Такие монеты были похожи на крупную рыбью чешую. Постепенно всадник с саблей и топором на московских монетах уступил место всаднику с копьем. При царе Иване Грозном монеты стали называть по этому копью копейками.

Введению копеек предшествовала такая история. Дело в том, что вслед за Дмитрием Донским стали чеканить монеты почти все русские князья — как великие, так и удельные: тверские, рязанские, пронские, утлицкие, можайские. На этих монетах писали имена местных князей. А на монетах Ростова Великого писали имена сразу четырех князей — московского и трех местных. Свой характер был и у новгородских монет.

Такой разнобой и пестрота во внешнем виде да и весе монет затрудняли торговлю. Поэтому в начале XVI века, при пятилетнем Иване Грозном они были отменены. И на сцену вышла копейка — монета общегосударственная. Эти монеты чеканили на трех денежных дворах - в Москве, Пскове и Великом Новгороде.

Наверное, тогда же появилась поговорка «копейка рубль бережет», это отражало ее весомость. Ведь сто копеек Ивана Грозного составляли рубль, 50 — полтину, 10 — гривну, 3 — алтын. Такими русские монеты оставались до конца XVII века, до времени царя Петра I.

Рубрики: ИСТОРИЯ ДЕНЕГ.

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Читайте также: