Рост налоговых поступлений относится к фазе

Опубликовано: 19.09.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

    1. предполагает изучение экономики в динамике;
    2. предполагает изучение экономики как непрерывно повторяющегося процесса;
    3. процесс производства, распределения, обмена и потребления;
    4. все ответы неверны.

    Верно или неверно:

    1. Для современной экономики характерен рост непроизводственной сферы - да

    2. Общественное воспроизводство бывает только расширенным - нет

    3. Макроэкономика изучает формы государственного регулирования экономики и процессы производства на уровне предприятия - нет

    7. Структура российской экономики отличается от структуры стран с рыночной экономикой - да

    Выбрать правильный ответ

    1. достигаются автоматически;
    2. всегда совпадают;
    3. неизмеримы количественно;
    4. часто противоречат друг другу.

    Верно или неверно:

    1. Достижение цели стабильных цен не противоречит возможности определенных темпов инфляции - да

    2. Существование отрицательного сальдо внешнеторгового баланса является нежелательным для национальной экономики - да

    3. Существование безработицы имеет только отрицательные последствия для национальной экономики - нет

    Выбрать правильный ответ

    Рост государственных трансфертов (пенсий, пособий и т.д.) приведет:

    1. к сдвигу вправо кривой совокупного спроса;
    2. сдвигу влево кривой совокупного спроса;
    3. сдвигу вправо краткосрочной кривой совокупного предложения;
    4. сдвигу влево краткосрочной кривой совокупного предложения.

    Нарушение макроэкономического равновесия на промежуточном отрезке кривой совокупного предложение приведет:

    1. к изменению уровня цен без изменения объема производства;
    2. к изменению объема производства без изменения уровня цен;
    3. к изменению и объема производства и уровня цен;
    4. к неизменности и объема производства и уровня цен.

    Более предпочтительным значением мультипликатора инвестиций для национальной экономики является:

    1. 4;
    2. 3;
    3. 0;
    4. 1;
    5. 0,5.

    Для ликвидации рецессионного разрыва государство должно проводить политику, направленную:

    1. на стимулирование сбережений;
    2. на стимулирование потребительских расходов;
    3. на сокращение государственных расходов;
    4. на ограничение денежной массы.

    В функции налогов не входит:

    1. перераспределение доходов в обществе;
    2. формирование доходов государственного бюджета;
    3. регулирование хозяйственной деятельности;
    4. перераспределение денежных средств между отраслями экономики

    Какой из перечисленных налогов оплачивает потребитель?

    1. подоходный налог с физических лиц;
    2. налог на прибыль предприятий;
    3. налог на добавленную стоимость;
    4. налог на недвижимость.

    Применяемый налог относится к прогрессивным, если величина налоговой ставки:

    1. не меняется при изменении дохода;
    2. повышается с ростом дохода;
    3. снижается с ростом дохода;
    4. не меняется при увеличении дохода.

    Наибольшая доля расходов государственного бюджета приходится на:

    1. государственное управление;
    2. финансирование сельского хозяйства;
    3. финансирование промышленности, энергетики, строительства;
    4. обслуживание государственного долга.

    Согласно современной концепции бюджетного регулирования:

    1. необходимо ежегодно обеспечивать сбалансированность бюджета;
    2. даже небольшой бюджетный дефицит является негативным явлением;
    3. приоритетной целью является достижение макроэкономической стабильности;
    4. сбалансированность бюджета достигается в течение экономического цикла.

    К встроенным стабилизаторам недискреционной фискальной политики не относятся:

    1. прогрессивные налоги;
    2. социальные выплаты;
    3. программы по поддержанию малоимущих слоев населения;
    4. регрессивные налоги

    К инструментам фискальной политики относится:

    1. увеличение нормы обязательных резервов;
    2. продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;
    3. распределение утвержденного объема государственных расходов по статьям бюджета;
    4. повышение размера минимальной заработной платы.

    Сдерживающая фискальная политики предполагает:

    1. сокращение налогов и повышение государственных расходов; б)
    2. сокращение налогов и расходов бюджета; в)
    3. повышение налогов и расходов бюджета;
    4. сокращение государственных расходов и повышение налогов

    1. Предположим, обменный курс определяется как количество иностранной валюты, приходящееся на единицу национальной валюты. Более высокий обменный курс
    • ведет к сокращению чистого экспорта

    2. В бюджет государства поступает доход от факторов производства, когда оно:
    • является собственником хотя бы одного фактора производства

    3. Прогрессивный налог — это:
    • налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения доходов налогоплательщика

    4. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет
    • будет усиливать колебания в рамках экономического цикла

    5. Аргументы в защиту плавающих обменных курсов сводятся к следующему
    • позволяют использовать кредитно-денежную политику не только как средством поддержания обменных курсов

    6. В феврале 2001 года размер внешнего долга России оценивался в пределах ____________________ млрд. долларов США.
    • 150-160

    7. "Полная занятость" — это:
    • уровень безработицы, равный сумме уровней фрикционной и структурной безработицы при нулевом уровне циклической безработицы

    8. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда
    • сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений

    9. Разница между стоимостью экспорта и импорта называется:
    • сальдо торгового баланса

    10. Государственные расходы увеличивают реальный национальный доход только в том случае, если они
    • не вытесняют равновеликого объема реальных частных инвестиций

    11. Когда международная ценность национальной валюты растет, тогда
    • наблюдается тенденция к сокращению чистого экспорта

    12. Наиболее важным показателем оценки государственного долга считается показатель
    • по отношению суммы долга к ВВП

    13. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:
    • роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада

    14. Если человек болен и не может работать, то он
    • не учитывается в составе рабочей силы

    15. Общий дефицит госбюджета делят на структурный и циклический для того, чтобы .
    • выявить влияние фискальной политики на сбалансированность бюджета

    16. Проблемы, связанные с растущим государственным долгом, имеют меньшее значение для экономики страны по сравнению с проблемами сокращения объема производства и роста безработицы. Это утверждение отражает точку зрения сторонников .
    • функциональных финансов

    17. Возвращение на родину лиц, находящихся в другой стране — это:
    • репатриация

    18. Располагаемый доход — это:
    • личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые платежи

    19. Из перечисленного, функции налогов заключаются в:
    • перераспределение доходов
    • увеличение средств, которыми распоряжается государство
    • увеличение средств, направляемых на финансирование государственных расходов

    20. Рубль будет стоить дороже, если .
    • покупательная способность рубля увеличится

    21. Основной тенденцией политики доходов и заработной платы в экономически развитых странах является:
    • постепенное увеличение нормы заработной платы и повышение равномерности распределения доходов

    22. Перечень облагаемых пошлинами товаров и ставок таможенных пошлин — это:
    • таможенный тариф

    23. Государственный бюджет — это:
    • финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы

    24. Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются:
    • отношением суммы процентных выплат по долгу к объему ВНП

    25. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой одного из следующих показателей
    • уровня цен на товары и услуги

    26. Когда члены парламента голосуют против дополнительных налогов, необходимых для увеличение ассигнований на нужды образования, общество отказывается от:
    • улучшения системы бесплатного образования при использовании дополнительных ассигнований

    27. Активный бюджетный дефицит — это дефицит, вызванный .
    • увеличением государственных расходов при снижении налогов

    28. Введение импортных пошлин окажется эффективным и приведет к росту чистого экспорта
    • при системе фиксированных обменных курсов

    29. Для стран с административно-командной системой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
    • 5,0

    30. Основной механизм социальной защиты работников в условиях рыночной экономики — это:
    • социальное страхование

    31. Тарифными считаются такие ограничения импорта, как:
    • введение ввозных пошлин

    32. Выпуск государственных облигаций
    • уменьшает инфляцию

    33. Погашение дефицита платежного баланса может быть проведено за счет
    • иностранных займов и ввоза капитала

    34. Какие налоги могут быть перенесены на конечного потребителя?
    • налог на добавленную стоимость

    35. Из перечисленного, значительный бюджетный дефицит позволяет:
    • увеличить ставку процента, уменьшать объем чистого экспорта, повышать международную ценность национальной валюты

    36. Рост государственных расходов имеет наибольший инфляционный потенциал, когда он финансируется за счет
    • продажи облигаций Центральному Банку

    37. Увеличение золотого содержания национальной валюты — это:
    • ревальвация

    38. Эгалитарный принцип социальной справедливости подразумевает, что .
    • все члены общества получают равные блага

    39. Деятельность бирж труда характеризуют направления (из перечисленных):
    • выплата пособий по безработице
    • профессиональная ориентация работников
    • регистрация безработных
    • регистрация вакантных мест
    • трудоустройство ищущих работу

    40. Уровень безработицы определяется:
    • соотношением числа безработных к численному рабочей силы

    41. Повышение платы за землю исключает такие последствия, как:
    • уменьшение прибыли предприятий сельского хозяйства

    42. Индексация доходов
    • используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами

    43. Непосредственно влияет на перераспределение доходов
    • подоходный налог

    44. Система государственной индексации доходов в промышленно развитых странах затрагивает:
    • государственных служащих

    45. Если номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%, то реальный доход
    • снизился на 2%

    46. Миграция капитала — это:
    • перемещение капитала в ссудной и предпринимательской форме между странами

    47. Негативный подоходный налог — это налог .
    • выплачиваемый государством семьям, когда их доходы падают ниже определенного уровня

    48. Объемы потенциального и фактического производства равны
    • если уровень безработицы равен естественному

    49. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных
    • циклической формой безработицы

    50. В связи с увеличением импортной пошлины на кофе, скорее всего:
    • предложение кофе уменьшится

    51. В систему контроля за распределением доходов включается:
    • обязательное декларирование всех доходов всеми юридическими и физическими лицами

    52. Прямая зависимость существует между
    • увеличением государственных расходов и объемом денежной массы

    53. К косвенному регулированию валютного курса относится:
    • денежная эмиссия

    54. Система обязательного социального страхования охватывает всех, кроме
    • детей

    55. Перераспределение доходов осуществляется:
    • посредством регулирующей функции государства

    56. Все, что перечислено ниже, может выступать в роли автоматического стабилизатора экономики, за исключением
    • дискреционных изменений в налогообложении

    57. В коротком периоде при повышении уровня цен занятость возрастет, если .
    • рост номинальной зарплаты отстает от роста уровня цен

    58. При осуществлении фискальной политики изменение уровня цен:
    • уменьшает действенность осуществляемых мероприятий

    59. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой — это:
    • перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий

    60. Разрешение на экспорт и импорт определенного товара в течение определенного срока, опубликованное в печати — это:
    • открытая генеральная лицензия

    61. Сторонники протекционизма утверждают, что повышение пошлин, квот и других торговых барьеров необходимо для:
    • защиты национальных отраслей от иностранной конкуренции

    62. К трансфертным платежам относятся расходы государства на:
    • пенсионные и социальные выплаты

    63. При прочих равных условиях крупный бюджетный дефицит в период полной занятости приводит к:
    • росту реальной процентной ставки

    64. Кривая Лаффера отражает связь между
    • налоговыми ставками и налоговыми поступлениями

    65. При покрытии бюджетного дефицита исключается использование:
    • коммерческого кредита

    66. Равная сумма налога для каждого налогоплательщика
    • не может быть установлена из-за различий в уровне доходов и социальных условий

    67. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменной размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру .
    • антициклически

    68. Эффект вытеснения предполагает, что .
    • рост государственных расходов приводит к уменьшению частных инвестиций

    69. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых, связанный с сохранением падения покупательной способности денег от понижения их валютного курса — это валютный .
    • демпинг

    70. Уровень бедности определяется на основе
    • прожиточного минимума

    71. Правительство в текущем году увеличило расходы на образование населения за счет сокращения затрат на содержание государственного аппарат. Вследствие этого
    • возрос перманентный доход страны

    72. Увеличение ставки налога на прибыль
    • уменьшает совокупный инвестиционный спрос

    73. Фрикционная безработица является желательной для общества, так как она
    • позволяет эффективнее использовать способности индивида

    74. Распределение доходов осуществляется:
    • в соответствии с долей участия факторов производства

    75. Выкуп государственного долга — это:
    • сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения

    76. Политика доходов в административно-командной экономике основывается на:
    • нормативном распределении

    77. Добровольно уволившийся работник во время поиска новой работы подвержен ____________________ форме безработицы.
    • фрикционной

    78. Индекс потребительских цен может быть использован для того, чтобы оценить:
    • различия в рыночной стоимости "товарной корзины" двух разных временных периодов

    79. Государственных долг — это:
    • общая накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета

    80. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям
    • комбинированной политики

    81. В случае заметного снижения курса доллара США по отношению к ЕВРО в США:
    • экспорт возрастает, а импорт снизится

    82. Наиболее рациональным решением проблемы дефицитного бюджета является:
    • сокращение расходов бюджета

    83. Одна из проблем государственного долга заключается в том, что .
    • часть национального продукта уходит за пределы страны

    84. Ограничение импорта в стране национального производства
    • приведет к сохранению неэффективных отраслей производства

    85. Бюджет с превышением доходов над расходами называется:
    • профицитным

    86. Личный доход — это:
    • доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, включая сумму, которую составляют их налоги

    87. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникшим в результате роста государственных расходов
    • приводит к увеличению ставки процента

    88. Место государственных закупок товаров и услуг в национальном производстве
    • государственные расходы, включая расходы местных органов власти, на конечную продукцию предприятий и земельные ресурсы

    89. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина
    • приносит доходы в госбюджет

    90. Для стран с переходной экономикой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
    • 15,0

    91. Неравенство доходов — это:
    • неравномерное распределение национального дохода между населением страны

    92. Коэффициент Джини вырос в России с 0,22 в 1991 г. до 0,35 в 1995 г. Это означает, что .
    • дифференциация доходов усилилась

    93. Кривая Лоренца показывает:
    • степень неравномерности персонального распределения доходов

    94. Объекты коммунальной собственности финансируются за счет
    • местных финансов

    95. Платежами, рассматриваемыми как государственная благотворительность, являются:
    • пособия на детей

    96. Чистый экспорт — это:
    • отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП

    97. Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего, свидетельствует о:
    • снижении уровня жизни

    98. Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции те
    • кто стал должником, когда цены были ниже

    99. Мультипликатор внешней торговли — термин, обозначающий, что .
    • экспорт оказывает множительное воздействие на совокупный спрос

    100. Минимальный размер заработной платы устанавливается:
    • государственным законом

    Кривая Лаффера: оптимальные налоговые ставки

    Сегодня я хочу поднять важную тему: зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговых ставок, которая известна как кривая Лаффера. Что отображает данная кривая, почему она именно такая, и каковы оптимальные налоговые ставки в государстве — обо всем этом поговорим далее. Думаю, что тема должна быть интересной.

    1. К чему приводит повышение налоговых ставок?
    2. Кривая Лаффера
    3. Каковы оптимальные налоговые ставки?

    К чему приводит повышение налоговых ставок?

    Как вы знаете, в последние годы в России ведется политика повышения налогов и сборов. Увеличиваются ставки по действующим налогам (например, НДС), вводятся новые (на проценты по вкладам, доходы по облигациям, налог на профессиональную деятельность для самозанятых, увеличение налога «для богатых» и т.д.). Таким образом государство стремится увеличить бюджетные поступления. Однако, эти поступления по многим видам налогов не растут, а падают, и в целом — тоже падают, о чем свидетельствуют данные налоговой службы:

    Почему так происходит? Дело в том, что увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению объема налоговых платежей, а может привести и к обратному эффекту. В какой-то момент налоговые платежи становятся непосильными для представителей бизнеса и граждан, и они попросту закрывают свою деятельность, либо уходят в тень, чтобы не платить налоги.

    Именно такой эффект мы и наблюдали в России в 2020 году: согласно официальной статистике прекратили свою деятельность около 20% бизнес-единиц, то есть, пятая часть! Это, соответственно, привело к снижению налоговых сборов не только с бизнеса, но и с граждан, пользующихся товарами и услугами.

    Чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, во многих случаях следует не увеличивать, а наоборот, уменьшать налоговые ставки и количество налогов. Эта экономическая закономерность выявлена аналитическими исследованиями и получила известность в своем графическом отображении как кривая Лаффера.

    Кривая Лаффера

    Американский экономист Артур Лаффер вывел и доказал зависимость влияния уровня налоговых ставок на объем налоговых поступлений в бюджет государства. Хотя он же утверждал, что не является основоположником данной теории, истоки которой он находил и в экономической теории кейнсианства и даже у средневековых ученых. Лаффер знаменит тем, что наглядно отобразил данную зависимость на графике, получившем название «Кривая Лаффера». Вот так она выглядит:

    Кривая Лаффера

    Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок. При увеличении налоговой нагрузки объем налоговых поступлений в бюджет растет только до определенного уровня, далее — он начинает снижаться.

    Точка А на графике — это идеальное соотношение между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями.

    Например, если при совокупном объеме налоговых ставок 50% (в точке A) налоговые поступления в бюджет будут максимальными, то при объеме ставок 30% и 70% (в точках B и C) налоговые поступления будут ниже, причем, одинаковыми.

    Из этой закономерности можно вывести важные следствия:

    1. Если после повышения налоговых ставок и начала снижения поступлений повышать ставки еще сильнее, то и поступления начнут снижаться еще сильнее.
    2. Если после повышения налоговых ставок объем поступлений снизился, для его увеличения ставки надо обратно понижать.
    3. Если ставки долгое время не менялись, и стоит задача повысить налоговые поступления в бюджет — возможно, для этого следует понизить, а не повысить ставки.
    4. Если снижать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к снижению налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к росту.
    5. Если повышать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к росту налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к снижению.

    Каковы оптимальные налоговые ставки?

    Теперь о главном: какими должны быть оптимальные налоговые ставки, как найти ту самую точку A на графике? На этот вопрос нет однозначного ответа: для каждой страны эта точка может быть разной. Если очень сильно усреднить, то считается, что уровень предельной налоговой нагрузки не должен превышать 40-50% от дохода, если ставки выше — интерес к заработку теряется. При этом оптимальной налоговой ставкой, устраивающей налогоплательщиков, считается ставка налога на доходы около 15%. Так или иначе, оптимальный уровень налоговых ставок в конкретной ситуации можно определить путем анализа, опытным путем.

    Кривая Лаффера используется для оценки и анализа объема налоговых поступлений не только от представителей бизнеса, но и от населения. Тем более, что изначально объектом исследования был налог на доходы, применяемый как к физлицам, так и к представителям бизнеса.

    В истории есть успешные примеры применения кривой Лаффера на практике, когда налоговые ставки снижали, в т.ч. и кардинально, и это приводило к росту налоговых поступлений в бюджет.

    Например, еще в 1925 году в США кардинальным образом снизили налог на доходы физлиц — с 73% до 25%, примерно в 3 раза. За последующие 8 лет объем годовых налоговых поступлений в бюджет увеличился с 719 млн. до 1 млрд. долларов, то есть, на 39%.

    Другой пример. В конце 90-х годов в Польше власти существенно повысили акцизы на алкогольные и табачные изделия. Это привело к резкому сокращению поступлений акцизного сбора, поскольку граждане страны перестали покупать легальные товары и начали пользоваться контрабандой. Как следствие падения объема продаж, упало и производство. Тогда власти страны вновь понизили ставку акцизного сбора с 29% до 18% и объемы налоговых сборов вновь увеличились.

    Кривая Лаффера в реальных условиях не столь ровная и симметричная, как показана на графике, график является лишь упрощенным представлением этой зависимости. Но зависимость в любом случае есть.

    Важно понимать, что если государство повышает налоги, а объемы налоговых платежей при этом падают, самое время вспомнить кривую Лаффера и действовать в обратном направлении. Тем более, если налоговая нагрузка в стране и так очень высока.

    Однажды я подсчитывал, какие налоги в России платит человек, и получилось, что около 70% (!) своего заработка он отдает государству в виде прямых и косвенных налогов. Также я сравнивал налоги в России и в США, получилось, что в США налоговая нагрузка более чем в 3 раза ниже. При подобном и так очень высоком уровне налоговой нагрузки дальнейшее повышение налогов и сборов вряд ли приведет к увеличению наполняемости бюджета, а скорее, согласно кривой Лаффера, покажет обратный результат. Что мы уже начинаем наблюдать. Так что, в нынешней ситуации, с учетом и так нерадужного финансового положения страны и ее граждан, целесообразнее было бы снижать налоги, а не повышать их и вводить новые.

    Теперь вы знаете, что отражает кривая Лаффера, и где она используется. На этом буду заканчивать. Как всегда рад услышать ваше мнение в комментариях. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности!

    1. Укажите, какие меры можно отнести к дискреционной политике, а какие — к встроенным стабилизаторам:

    а) законодательное снижение ставок налогообложения;

    б) увеличение объема выплат по безработице в период спада производства;

    в) рост объема налоговых поступлений в стадии подъема экономики в связи с ростом доходов);

    г) прогрессивное налогообложение;

    д) принятие решения о сокращение государственных расходов.

    2. Укажите, какие мероприятия государственной политики осуществляются в стадии подъема, а какие — в стадии спада:

    а) увеличение государственных расходов;

    б) снижение налоговых ставок;

    в) увеличение объема выплат пособий населению;

    г) увеличение налоговых поступлений в бюджет в связи с ростом доходов населения;

    д) сокращение расходов государства.

    3. Заполните пропуски: «Налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится ВВП при . суммы налогов на один рубль». И наоборот: «На сколько . ВВП при . суммы налогов на один дополнительный рубль».

    4. Какие из приведенных ниже мероприятий предлагают сторонники экономики предложения:

    а) существенный рост налоговых ставок на высокие доходы;

    б) снижение прогрессивного характера налогообложения;

    в) увеличение налогов на заработную плату;

    г) стимулирование совокупного спроса путем роста госрасходов;

    д) снижение налогов на заработную плату, прибыль, дивиденды?

    5. Дополните определение: кривая Лаффера описывает связь между . и . .

    6. Расставьте в логической последовательности рассуждения сторонников теории Лаффера:

    а) налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дтах);

    б) при ставке налога в 100% платежи в бюджет сокращаются до нуля, так как такая ставка носит фактически конфискационный характер и прекращает любую хозяйственную деятельность плательщиков налога;

    в) по мере роста налоговой ставки (7) от нуля до 100%;

    г) после некоторого значения налоговой ставки налоговые поступления начинают падать, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов и налоговая база сокращается.

    7. Укажите, что это за категория: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    8. Отметьте правильное утверждение:

    а) внесение налога в бюджет всегда происходит в денежной форме;

    б) возможна уплата налога имуществом.

    9. Отметьте правильные утверждения:

    а) государство, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, официально принимает на себя встречные обязательства перед налогоплательщиком;

    б) налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплачиваемых налогоплательщиком;

    в) существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью и безвозратностью налогов.

    10. Отметьте правильные утверждения:

    а) налоги — это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения;

    б) большинство налогов носит целевой характер;

    в) налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов;

    г) имеются целевые платежи, но это не отменяет общего правила абстрактного характера налогов.

    11. Укажите функции налогообложения:

    в) распределительная (социальная);

    12. Укажите, какие положения относятся к фискальной экспансии, а какие — к финансовой рестрикции:

    а) фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни, например в период спада;

    б) снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов, что позволяет снизить инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы;

    в) фискальная политика, направленная на ограничение экономического бума или на борьбу с инфляцией, наступившей вследствие бума;

    г) политика, предполагающая увеличение государственных расходов и (или) снижение налогов.

    13. Укажите, какие из перечисленных налогов относятся к прямым, а какие — к косвенным:

    Читайте также: