Рост налоговых поступлений относится к фазе
Опубликовано: 19.09.2024
1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.
Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):
- 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
- 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- 5) формы и методы налогового контроля;
- 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.
В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:
1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.
2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.
3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).
В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:
- система налогов и сборов РФ;
- система налоговых правоотношений;
- система участников налоговых правоотношений;
- нормативно-правовая база сферы налогообложения.
Функции налогов
Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.
-
Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.
С помощью регулирующей функции осуществляется:
- 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
- 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
Принципы построения налоговой системы
Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.
Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:
- принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
- принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
- принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
- принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):
- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.
Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.
К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.
К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.
К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.
Классификация налогов и сборов
Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.
Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ
Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.
1. По уровню управления
Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.
Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.
К федеральным налогам относятся:
- 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
- 2) акцизы;
- 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- 4) налог на прибыль организаций;
- 5) водный налог;
- 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- 8) государственная пошлина.
Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:
- 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
- в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
- в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
- в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.
Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;
- 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).
Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).
К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:
- 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
- 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
- 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.
Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:
- 1) налог на имущество организаций;
- 2) транспортный налог;
- 3) налог на игорный бизнес.
Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.
Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.
К местным налогам относятся:
- 1) земельный налог;
- 2) налог на имущество физических лиц;
- 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
2. По способу взимания налога
Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).
Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.
3. Источники уплаты налога
К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».
К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.
На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.
К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.
На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.
4. В зависимости от применяемых ставок
Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).
Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).
Элементы налога
Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.
Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.
Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
- Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
- Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
- Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
- Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
- Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
- Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.
Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.
Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ
Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.
Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.
← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
Институт дополнительного профессионального образования
Уфа 2015
Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.
- предполагает изучение экономики в динамике;
- предполагает изучение экономики как непрерывно повторяющегося процесса;
- процесс производства, распределения, обмена и потребления;
- все ответы неверны.
Верно или неверно:
1. Для современной экономики характерен рост непроизводственной сферы - да
2. Общественное воспроизводство бывает только расширенным - нет
3. Макроэкономика изучает формы государственного регулирования экономики и процессы производства на уровне предприятия - нет
7. Структура российской экономики отличается от структуры стран с рыночной экономикой - да
Выбрать правильный ответ
- достигаются автоматически;
- всегда совпадают;
- неизмеримы количественно;
- часто противоречат друг другу.
Верно или неверно:
1. Достижение цели стабильных цен не противоречит возможности определенных темпов инфляции - да
2. Существование отрицательного сальдо внешнеторгового баланса является нежелательным для национальной экономики - да
3. Существование безработицы имеет только отрицательные последствия для национальной экономики - нет
Выбрать правильный ответ
Рост государственных трансфертов (пенсий, пособий и т.д.) приведет:
- к сдвигу вправо кривой совокупного спроса;
- сдвигу влево кривой совокупного спроса;
- сдвигу вправо краткосрочной кривой совокупного предложения;
- сдвигу влево краткосрочной кривой совокупного предложения.
Нарушение макроэкономического равновесия на промежуточном отрезке кривой совокупного предложение приведет:
- к изменению уровня цен без изменения объема производства;
- к изменению объема производства без изменения уровня цен;
- к изменению и объема производства и уровня цен;
- к неизменности и объема производства и уровня цен.
Более предпочтительным значением мультипликатора инвестиций для национальной экономики является:
- 4;
- 3;
- 0;
- 1;
- 0,5.
Для ликвидации рецессионного разрыва государство должно проводить политику, направленную:
- на стимулирование сбережений;
- на стимулирование потребительских расходов;
- на сокращение государственных расходов;
- на ограничение денежной массы.
В функции налогов не входит:
- перераспределение доходов в обществе;
- формирование доходов государственного бюджета;
- регулирование хозяйственной деятельности;
- перераспределение денежных средств между отраслями экономики
Какой из перечисленных налогов оплачивает потребитель?
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на прибыль предприятий;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на недвижимость.
Применяемый налог относится к прогрессивным, если величина налоговой ставки:
- не меняется при изменении дохода;
- повышается с ростом дохода;
- снижается с ростом дохода;
- не меняется при увеличении дохода.
Наибольшая доля расходов государственного бюджета приходится на:
- государственное управление;
- финансирование сельского хозяйства;
- финансирование промышленности, энергетики, строительства;
- обслуживание государственного долга.
Согласно современной концепции бюджетного регулирования:
- необходимо ежегодно обеспечивать сбалансированность бюджета;
- даже небольшой бюджетный дефицит является негативным явлением;
- приоритетной целью является достижение макроэкономической стабильности;
- сбалансированность бюджета достигается в течение экономического цикла.
К встроенным стабилизаторам недискреционной фискальной политики не относятся:
- прогрессивные налоги;
- социальные выплаты;
- программы по поддержанию малоимущих слоев населения;
- регрессивные налоги
К инструментам фискальной политики относится:
- увеличение нормы обязательных резервов;
- продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;
- распределение утвержденного объема государственных расходов по статьям бюджета;
- повышение размера минимальной заработной платы.
Сдерживающая фискальная политики предполагает:
- сокращение налогов и повышение государственных расходов; б)
- сокращение налогов и расходов бюджета; в)
- повышение налогов и расходов бюджета;
- сокращение государственных расходов и повышение налогов
1. Предположим, обменный курс определяется как количество иностранной валюты, приходящееся на единицу национальной валюты. Более высокий обменный курс
• ведет к сокращению чистого экспорта
2. В бюджет государства поступает доход от факторов производства, когда оно:
• является собственником хотя бы одного фактора производства
3. Прогрессивный налог — это:
• налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения доходов налогоплательщика
4. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет
• будет усиливать колебания в рамках экономического цикла
5. Аргументы в защиту плавающих обменных курсов сводятся к следующему
• позволяют использовать кредитно-денежную политику не только как средством поддержания обменных курсов
6. В феврале 2001 года размер внешнего долга России оценивался в пределах ____________________ млрд. долларов США.
• 150-160
7. "Полная занятость" — это:
• уровень безработицы, равный сумме уровней фрикционной и структурной безработицы при нулевом уровне циклической безработицы
8. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда
• сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений
9. Разница между стоимостью экспорта и импорта называется:
• сальдо торгового баланса
10. Государственные расходы увеличивают реальный национальный доход только в том случае, если они
• не вытесняют равновеликого объема реальных частных инвестиций
11. Когда международная ценность национальной валюты растет, тогда
• наблюдается тенденция к сокращению чистого экспорта
12. Наиболее важным показателем оценки государственного долга считается показатель
• по отношению суммы долга к ВВП
13. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:
• роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада
14. Если человек болен и не может работать, то он
• не учитывается в составе рабочей силы
15. Общий дефицит госбюджета делят на структурный и циклический для того, чтобы .
• выявить влияние фискальной политики на сбалансированность бюджета
16. Проблемы, связанные с растущим государственным долгом, имеют меньшее значение для экономики страны по сравнению с проблемами сокращения объема производства и роста безработицы. Это утверждение отражает точку зрения сторонников .
• функциональных финансов
17. Возвращение на родину лиц, находящихся в другой стране — это:
• репатриация
18. Располагаемый доход — это:
• личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые платежи
19. Из перечисленного, функции налогов заключаются в:
• перераспределение доходов
• увеличение средств, которыми распоряжается государство
• увеличение средств, направляемых на финансирование государственных расходов
20. Рубль будет стоить дороже, если .
• покупательная способность рубля увеличится
21. Основной тенденцией политики доходов и заработной платы в экономически развитых странах является:
• постепенное увеличение нормы заработной платы и повышение равномерности распределения доходов
22. Перечень облагаемых пошлинами товаров и ставок таможенных пошлин — это:
• таможенный тариф
23. Государственный бюджет — это:
• финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы
24. Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются:
• отношением суммы процентных выплат по долгу к объему ВНП
25. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой одного из следующих показателей
• уровня цен на товары и услуги
26. Когда члены парламента голосуют против дополнительных налогов, необходимых для увеличение ассигнований на нужды образования, общество отказывается от:
• улучшения системы бесплатного образования при использовании дополнительных ассигнований
27. Активный бюджетный дефицит — это дефицит, вызванный .
• увеличением государственных расходов при снижении налогов
28. Введение импортных пошлин окажется эффективным и приведет к росту чистого экспорта
• при системе фиксированных обменных курсов
29. Для стран с административно-командной системой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
• 5,0
30. Основной механизм социальной защиты работников в условиях рыночной экономики — это:
• социальное страхование
31. Тарифными считаются такие ограничения импорта, как:
• введение ввозных пошлин
32. Выпуск государственных облигаций
• уменьшает инфляцию
33. Погашение дефицита платежного баланса может быть проведено за счет
• иностранных займов и ввоза капитала
34. Какие налоги могут быть перенесены на конечного потребителя?
• налог на добавленную стоимость
35. Из перечисленного, значительный бюджетный дефицит позволяет:
• увеличить ставку процента, уменьшать объем чистого экспорта, повышать международную ценность национальной валюты
36. Рост государственных расходов имеет наибольший инфляционный потенциал, когда он финансируется за счет
• продажи облигаций Центральному Банку
37. Увеличение золотого содержания национальной валюты — это:
• ревальвация
38. Эгалитарный принцип социальной справедливости подразумевает, что .
• все члены общества получают равные блага
39. Деятельность бирж труда характеризуют направления (из перечисленных):
• выплата пособий по безработице
• профессиональная ориентация работников
• регистрация безработных
• регистрация вакантных мест
• трудоустройство ищущих работу
40. Уровень безработицы определяется:
• соотношением числа безработных к численному рабочей силы
41. Повышение платы за землю исключает такие последствия, как:
• уменьшение прибыли предприятий сельского хозяйства
42. Индексация доходов
• используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами
43. Непосредственно влияет на перераспределение доходов
• подоходный налог
44. Система государственной индексации доходов в промышленно развитых странах затрагивает:
• государственных служащих
45. Если номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%, то реальный доход
• снизился на 2%
46. Миграция капитала — это:
• перемещение капитала в ссудной и предпринимательской форме между странами
47. Негативный подоходный налог — это налог .
• выплачиваемый государством семьям, когда их доходы падают ниже определенного уровня
48. Объемы потенциального и фактического производства равны
• если уровень безработицы равен естественному
49. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных
• циклической формой безработицы
50. В связи с увеличением импортной пошлины на кофе, скорее всего:
• предложение кофе уменьшится
51. В систему контроля за распределением доходов включается:
• обязательное декларирование всех доходов всеми юридическими и физическими лицами
52. Прямая зависимость существует между
• увеличением государственных расходов и объемом денежной массы
53. К косвенному регулированию валютного курса относится:
• денежная эмиссия
54. Система обязательного социального страхования охватывает всех, кроме
• детей
55. Перераспределение доходов осуществляется:
• посредством регулирующей функции государства
56. Все, что перечислено ниже, может выступать в роли автоматического стабилизатора экономики, за исключением
• дискреционных изменений в налогообложении
57. В коротком периоде при повышении уровня цен занятость возрастет, если .
• рост номинальной зарплаты отстает от роста уровня цен
58. При осуществлении фискальной политики изменение уровня цен:
• уменьшает действенность осуществляемых мероприятий
59. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой — это:
• перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий
60. Разрешение на экспорт и импорт определенного товара в течение определенного срока, опубликованное в печати — это:
• открытая генеральная лицензия
61. Сторонники протекционизма утверждают, что повышение пошлин, квот и других торговых барьеров необходимо для:
• защиты национальных отраслей от иностранной конкуренции
62. К трансфертным платежам относятся расходы государства на:
• пенсионные и социальные выплаты
63. При прочих равных условиях крупный бюджетный дефицит в период полной занятости приводит к:
• росту реальной процентной ставки
64. Кривая Лаффера отражает связь между
• налоговыми ставками и налоговыми поступлениями
65. При покрытии бюджетного дефицита исключается использование:
• коммерческого кредита
66. Равная сумма налога для каждого налогоплательщика
• не может быть установлена из-за различий в уровне доходов и социальных условий
67. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменной размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру .
• антициклически
68. Эффект вытеснения предполагает, что .
• рост государственных расходов приводит к уменьшению частных инвестиций
69. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых, связанный с сохранением падения покупательной способности денег от понижения их валютного курса — это валютный .
• демпинг
70. Уровень бедности определяется на основе
• прожиточного минимума
71. Правительство в текущем году увеличило расходы на образование населения за счет сокращения затрат на содержание государственного аппарат. Вследствие этого
• возрос перманентный доход страны
72. Увеличение ставки налога на прибыль
• уменьшает совокупный инвестиционный спрос
73. Фрикционная безработица является желательной для общества, так как она
• позволяет эффективнее использовать способности индивида
74. Распределение доходов осуществляется:
• в соответствии с долей участия факторов производства
75. Выкуп государственного долга — это:
• сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения
76. Политика доходов в административно-командной экономике основывается на:
• нормативном распределении
77. Добровольно уволившийся работник во время поиска новой работы подвержен ____________________ форме безработицы.
• фрикционной
78. Индекс потребительских цен может быть использован для того, чтобы оценить:
• различия в рыночной стоимости "товарной корзины" двух разных временных периодов
79. Государственных долг — это:
• общая накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета
80. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям
• комбинированной политики
81. В случае заметного снижения курса доллара США по отношению к ЕВРО в США:
• экспорт возрастает, а импорт снизится
82. Наиболее рациональным решением проблемы дефицитного бюджета является:
• сокращение расходов бюджета
83. Одна из проблем государственного долга заключается в том, что .
• часть национального продукта уходит за пределы страны
84. Ограничение импорта в стране национального производства
• приведет к сохранению неэффективных отраслей производства
85. Бюджет с превышением доходов над расходами называется:
• профицитным
86. Личный доход — это:
• доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, включая сумму, которую составляют их налоги
87. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникшим в результате роста государственных расходов
• приводит к увеличению ставки процента
88. Место государственных закупок товаров и услуг в национальном производстве
• государственные расходы, включая расходы местных органов власти, на конечную продукцию предприятий и земельные ресурсы
89. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина
• приносит доходы в госбюджет
90. Для стран с переходной экономикой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
• 15,0
91. Неравенство доходов — это:
• неравномерное распределение национального дохода между населением страны
92. Коэффициент Джини вырос в России с 0,22 в 1991 г. до 0,35 в 1995 г. Это означает, что .
• дифференциация доходов усилилась
93. Кривая Лоренца показывает:
• степень неравномерности персонального распределения доходов
94. Объекты коммунальной собственности финансируются за счет
• местных финансов
95. Платежами, рассматриваемыми как государственная благотворительность, являются:
• пособия на детей
96. Чистый экспорт — это:
• отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП
97. Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего, свидетельствует о:
• снижении уровня жизни
98. Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции те
• кто стал должником, когда цены были ниже
99. Мультипликатор внешней торговли — термин, обозначающий, что .
• экспорт оказывает множительное воздействие на совокупный спрос
100. Минимальный размер заработной платы устанавливается:
• государственным законом
Сегодня я хочу поднять важную тему: зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговых ставок, которая известна как кривая Лаффера. Что отображает данная кривая, почему она именно такая, и каковы оптимальные налоговые ставки в государстве — обо всем этом поговорим далее. Думаю, что тема должна быть интересной.
- К чему приводит повышение налоговых ставок?
- Кривая Лаффера
- Каковы оптимальные налоговые ставки?
К чему приводит повышение налоговых ставок?
Как вы знаете, в последние годы в России ведется политика повышения налогов и сборов. Увеличиваются ставки по действующим налогам (например, НДС), вводятся новые (на проценты по вкладам, доходы по облигациям, налог на профессиональную деятельность для самозанятых, увеличение налога «для богатых» и т.д.). Таким образом государство стремится увеличить бюджетные поступления. Однако, эти поступления по многим видам налогов не растут, а падают, и в целом — тоже падают, о чем свидетельствуют данные налоговой службы:
Почему так происходит? Дело в том, что увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению объема налоговых платежей, а может привести и к обратному эффекту. В какой-то момент налоговые платежи становятся непосильными для представителей бизнеса и граждан, и они попросту закрывают свою деятельность, либо уходят в тень, чтобы не платить налоги.
Именно такой эффект мы и наблюдали в России в 2020 году: согласно официальной статистике прекратили свою деятельность около 20% бизнес-единиц, то есть, пятая часть! Это, соответственно, привело к снижению налоговых сборов не только с бизнеса, но и с граждан, пользующихся товарами и услугами.
Чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, во многих случаях следует не увеличивать, а наоборот, уменьшать налоговые ставки и количество налогов. Эта экономическая закономерность выявлена аналитическими исследованиями и получила известность в своем графическом отображении как кривая Лаффера.
Кривая Лаффера
Американский экономист Артур Лаффер вывел и доказал зависимость влияния уровня налоговых ставок на объем налоговых поступлений в бюджет государства. Хотя он же утверждал, что не является основоположником данной теории, истоки которой он находил и в экономической теории кейнсианства и даже у средневековых ученых. Лаффер знаменит тем, что наглядно отобразил данную зависимость на графике, получившем название «Кривая Лаффера». Вот так она выглядит:
Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок. При увеличении налоговой нагрузки объем налоговых поступлений в бюджет растет только до определенного уровня, далее — он начинает снижаться.
Точка А на графике — это идеальное соотношение между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями.
Например, если при совокупном объеме налоговых ставок 50% (в точке A) налоговые поступления в бюджет будут максимальными, то при объеме ставок 30% и 70% (в точках B и C) налоговые поступления будут ниже, причем, одинаковыми.
Из этой закономерности можно вывести важные следствия:
- Если после повышения налоговых ставок и начала снижения поступлений повышать ставки еще сильнее, то и поступления начнут снижаться еще сильнее.
- Если после повышения налоговых ставок объем поступлений снизился, для его увеличения ставки надо обратно понижать.
- Если ставки долгое время не менялись, и стоит задача повысить налоговые поступления в бюджет — возможно, для этого следует понизить, а не повысить ставки.
- Если снижать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к снижению налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к росту.
- Если повышать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к росту налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к снижению.
Каковы оптимальные налоговые ставки?
Теперь о главном: какими должны быть оптимальные налоговые ставки, как найти ту самую точку A на графике? На этот вопрос нет однозначного ответа: для каждой страны эта точка может быть разной. Если очень сильно усреднить, то считается, что уровень предельной налоговой нагрузки не должен превышать 40-50% от дохода, если ставки выше — интерес к заработку теряется. При этом оптимальной налоговой ставкой, устраивающей налогоплательщиков, считается ставка налога на доходы около 15%. Так или иначе, оптимальный уровень налоговых ставок в конкретной ситуации можно определить путем анализа, опытным путем.
Кривая Лаффера используется для оценки и анализа объема налоговых поступлений не только от представителей бизнеса, но и от населения. Тем более, что изначально объектом исследования был налог на доходы, применяемый как к физлицам, так и к представителям бизнеса.
В истории есть успешные примеры применения кривой Лаффера на практике, когда налоговые ставки снижали, в т.ч. и кардинально, и это приводило к росту налоговых поступлений в бюджет.
Например, еще в 1925 году в США кардинальным образом снизили налог на доходы физлиц — с 73% до 25%, примерно в 3 раза. За последующие 8 лет объем годовых налоговых поступлений в бюджет увеличился с 719 млн. до 1 млрд. долларов, то есть, на 39%.
Другой пример. В конце 90-х годов в Польше власти существенно повысили акцизы на алкогольные и табачные изделия. Это привело к резкому сокращению поступлений акцизного сбора, поскольку граждане страны перестали покупать легальные товары и начали пользоваться контрабандой. Как следствие падения объема продаж, упало и производство. Тогда власти страны вновь понизили ставку акцизного сбора с 29% до 18% и объемы налоговых сборов вновь увеличились.
Кривая Лаффера в реальных условиях не столь ровная и симметричная, как показана на графике, график является лишь упрощенным представлением этой зависимости. Но зависимость в любом случае есть.
Важно понимать, что если государство повышает налоги, а объемы налоговых платежей при этом падают, самое время вспомнить кривую Лаффера и действовать в обратном направлении. Тем более, если налоговая нагрузка в стране и так очень высока.
Однажды я подсчитывал, какие налоги в России платит человек, и получилось, что около 70% (!) своего заработка он отдает государству в виде прямых и косвенных налогов. Также я сравнивал налоги в России и в США, получилось, что в США налоговая нагрузка более чем в 3 раза ниже. При подобном и так очень высоком уровне налоговой нагрузки дальнейшее повышение налогов и сборов вряд ли приведет к увеличению наполняемости бюджета, а скорее, согласно кривой Лаффера, покажет обратный результат. Что мы уже начинаем наблюдать. Так что, в нынешней ситуации, с учетом и так нерадужного финансового положения страны и ее граждан, целесообразнее было бы снижать налоги, а не повышать их и вводить новые.
Теперь вы знаете, что отражает кривая Лаффера, и где она используется. На этом буду заканчивать. Как всегда рад услышать ваше мнение в комментариях. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности!
1. Укажите, какие меры можно отнести к дискреционной политике, а какие — к встроенным стабилизаторам:
а) законодательное снижение ставок налогообложения;
б) увеличение объема выплат по безработице в период спада производства;
в) рост объема налоговых поступлений в стадии подъема экономики в связи с ростом доходов);
г) прогрессивное налогообложение;
д) принятие решения о сокращение государственных расходов.
2. Укажите, какие мероприятия государственной политики осуществляются в стадии подъема, а какие — в стадии спада:
а) увеличение государственных расходов;
б) снижение налоговых ставок;
в) увеличение объема выплат пособий населению;
г) увеличение налоговых поступлений в бюджет в связи с ростом доходов населения;
д) сокращение расходов государства.
3. Заполните пропуски: «Налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится ВВП при . суммы налогов на один рубль». И наоборот: «На сколько . ВВП при . суммы налогов на один дополнительный рубль».
4. Какие из приведенных ниже мероприятий предлагают сторонники экономики предложения:
а) существенный рост налоговых ставок на высокие доходы;
б) снижение прогрессивного характера налогообложения;
в) увеличение налогов на заработную плату;
г) стимулирование совокупного спроса путем роста госрасходов;
д) снижение налогов на заработную плату, прибыль, дивиденды?
5. Дополните определение: кривая Лаффера описывает связь между . и . .
6. Расставьте в логической последовательности рассуждения сторонников теории Лаффера:
а) налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня (Дтах);
б) при ставке налога в 100% платежи в бюджет сокращаются до нуля, так как такая ставка носит фактически конфискационный характер и прекращает любую хозяйственную деятельность плательщиков налога;
в) по мере роста налоговой ставки (7) от нуля до 100%;
г) после некоторого значения налоговой ставки налоговые поступления начинают падать, так как более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов и налоговая база сокращается.
7. Укажите, что это за категория: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
8. Отметьте правильное утверждение:
а) внесение налога в бюджет всегда происходит в денежной форме;
б) возможна уплата налога имуществом.
9. Отметьте правильные утверждения:
а) государство, получая в бюджет налоги и налоговые платежи, официально принимает на себя встречные обязательства перед налогоплательщиком;
б) налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине налогов, уплачиваемых налогоплательщиком;
в) существенным признаком налога является безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью и безвозратностью налогов.
10. Отметьте правильные утверждения:
а) налоги — это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения;
б) большинство налогов носит целевой характер;
в) налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов;
г) имеются целевые платежи, но это не отменяет общего правила абстрактного характера налогов.
11. Укажите функции налогообложения:
в) распределительная (социальная);
12. Укажите, какие положения относятся к фискальной экспансии, а какие — к финансовой рестрикции:
а) фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни, например в период спада;
б) снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов, что позволяет снизить инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы;
в) фискальная политика, направленная на ограничение экономического бума или на борьбу с инфляцией, наступившей вследствие бума;
г) политика, предполагающая увеличение государственных расходов и (или) снижение налогов.
13. Укажите, какие из перечисленных налогов относятся к прямым, а какие — к косвенным:
Читайте также: