Решением арбитражного суда по заявлению налогового органа ооо чарка

Опубликовано: 14.05.2024

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Неправомерное исключение организации налоговой службой из ЕГРЮЛ — явление нередкое. Если ваша компания ведет хозяйственную деятельность, но вы узнали, что ей присвоен статус недействующей, вы можете отменить решение ФНС через суд. Рассмотрим пример такого дела.

19.09.2019 Арбитражный суд Сахалинской области рассмотрел дело по обращению директора ООО «Старатель» к ФНС Сахалинской области. Истец просил признать незаконным следующее:

  • Запись в ЕГРЮЛ от 20.06.2018 о недостоверности данных о местонахождении ООО «Старатель»;
  • Решение налоговой службы об исключении неактивной организации ООО «Старатель» из ЕГРЮЛ;
  • Запись в ЕГРЮЛ об исключении ООО «Старатель» в связи с имеющимися недостоверными данными.
По словам представителя юр. лица, инспекция неправомерно внесла в ЕГРЮЛ запись о неверности данных о местонахождении компании и незаконно приняла решение об исключении ЮЛ на этом основании. Решение было принято после получения письма от администрации Южно-Сахалинска, в котором сказано об отсутствии ЮЛ на месте. При этом истец указывает, что организация располагается в здании, которое принадлежит ему на праве собственности.

Как доказать хозяйственную деятельность юр. лица

Позиция налоговой

Налоговая инспекция поддержала свое решение в судебном заседании. Представитель ФНС уточнил, что письма от администрации города с указанием того, что юр. лицо отсутствует по указанному в ЕГРЮЛ адресу, достаточно для того, чтобы принять решение об исключении из госреестра. Так как документ поступил от органа муниципальной власти, ФНС не сочло представленные сведения недостоверными.

В соответствии с законом, налоговая служба не обязана перепроверять данные о месте нахождения юр. лица, проводить осмотры объектов недвижимости.

Согласно п. 6 ст. 11 № 129-ФЗ, ФНС не получила опровержение недостоверности сведений о месте нахождения юр. лица. Ст. 21.1 129-ФЗ позволяет службе начинать процедуру исключения ЮЛ из реестра. Так как опровергающие факт недостоверности документы от заинтересованных лиц не поступили и сведения о предстоящем исключении были доступны в ЕГРЮЛ, инспекция законно исключила ООО «Старатель» из единого госреестра юр. лиц.

История спора

В соответствии с ЕГРЮЛ, ООО «Старатель» зарегистрировано 15.10.1997 администрацией города. Основной вид деятельности общества — продажа пиломатериалов, сантехнического оборудования, стройматериалов. Юридический адрес компании: г. Южно-Сахалинск, ул. Октября, 18.

18 апреля 2018 г. специалисты администрации выехали по адресу общества в связи с задолженностями компании и не обнаружили ее по юридическому адресу.

После получения письма от администрации ФНС направила в адрес ООО «Старатель», директора, учредителей письменный запрос о необходимости предоставить достоверную информацию об адресе компании. Инспекция дала для ответа 30-дневный срок. Так как сведения вовремя не поступили, 28.06.2018 ФНС внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности данных о месте нахождения юр. лица.

Сроки подачи заявлений

По закону, ненормативные документы могут быть признаны недействительными. Для этого, согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ, необходимо обратиться в арбитражный суд в течение 3 месяцев. Срок исчисляется с даты, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его прав. Если срок подачи пропущен по объективным основаниям, суд обязан принять заявление. Для этого устанавливается дата, когда заявитель фактически узнал о нарушении его прав. Чтобы восстановить 3-месячный срок, лицу необходимо ходатайствовать об этом в суде. Главное условие для удовлетворения заявления — признание причин пропуска уважительными.

Так как в данном случае юр. лицо не обязано было постоянно мониторить сведения в ЕГРЮЛ, суд принял решение восстановить сроки подачи иска о неправомерности исключения юр. лица из ЕГРЮЛ.

Чтобы признать акт госоргана, другой ненормативный документ недействительным, необходимы 2 условия:

  • Противоречие документа положениям законодательства;
  • Нарушение прав граждан или юр. лиц.
В соответствии с АПК РФ, правомерность ненормативных документов оценивается на день принятия такого документа.

Проверка достоверности

Создание юр. лица, изменения в его структуре и учредительных документах регулирует 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Любые изменения подтверждаются актами налоговой службы, и запись вносится в ЕГРЮЛ.

Согласно п. 4 ст. 6 129-ФЗ, ЕГРЮЛ — государственная информационная база, сведения из которой доступны для всех. Как сказано в п. 9 ст. 14 149-ФЗ, достоверность данных системы обеспечивается госорганами, в данном случае — налоговой службой России.

Так как ЕГРЮЛ является официальным источником информации об организациях и ИП, все сведения в нем должны быть достоверными, в том числе о месте нахождения лиц. По п. 4.2 129-ФЗ, данные о ЮЛ проверяются ФНС тогда, когда ставится под сомнение их достоверность, например, в случае получения информации об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ месту нахождения.

Достоверность сведений ЕГРЮЛ проверяется в соответствии с п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ. Процедура осуществляется в течение одного месяца с даты получения заявления. Если недостоверность подтверждается, налоговая направляет юр. лицу запрос о необходимости представить достоверную информацию. Для предоставления информации дается 30 дней. Если ФНС не получает по истечении указанного срока ответа, то вносит в ЕГРЮЛ информацию о недостоверности сведений о юр. лице.

Исключение из ЕГРЮЛ

Как отменить решение налоговой

Закон позволяет отменить решение об исключении юр. лица из реестра налоговой в течение 1 года с даты, когда заинтересованные узнали об этом факте. В данном случае ФНС стало известно об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ адресу после получения письма от администрации города. Этого достаточно, чтобы исключить ЮЛ из реестра.

Однако в соответствии со ст. 9 и 11 129-ФЗ, ФНС должна была провести мероприятия по подтверждению сведений, поступавших от местного органа власти.

Как сказано в п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ, необходимо было выполнить осмотр объекта недвижимости в присутствии 2 понятых либо с видеофиксацией. Другие требования для подтверждения несоответствия:

  • Оформление протокола осмотра объекта;
  • Оформление результатов и подписание уполномоченными сотрудниками территориального органа ФНС;
  • Оформление акта осмотра с отметкой о видеофиксации.
Кроме того, ст. 9 129-ФЗ позволяет привлекать независимых экспертов, обладающих специальными познаниями. Также можно получить объяснения любого гражданина, которому известны дополнительные значимые сведения.

В данном случае выезд специалистами администрации и ФНС не был оформлен никаким документом. Ни акта осмотра, ни протокола о выезде составлено не было. Также не представлены заключения экспертов и объяснения третьих лиц о месте нахождении юр. лица.

Так как письмо администрации было основанием для появления сомнения о достоверности адреса ООО «Старатель», ФНС должна была подтвердить или опровергнуть информацию проверкой. Более того, налоговая не предоставила суду никаких доказательств проведения мероприятий о выезде по адресу организации. Следовательно, вывод о недостоверности адреса в реестре является неправильным.

То обстоятельство, что в 30-дневный срок в ФНС не поступили документы, опровергающие сведения об адресе, суд посчитал неправомерными, так как налоговая не предоставила доказательства уведомления директора и учредителей юр. лица по почте.

Вывод суда — налоговая не соблюла предусмотренные законом процедуры и внесла неправильную запись. Кроме того, решение ФНС об исключении из реестра было незаконным: в соответствии со ст. 21.1, из ЕГРЮЛ исключаются только те организации, которые прекратили деятельность.

В данном случае ООО «Старатель» не прекращало деятельность, что подтверждается следующими документами:

  • Расчеты по страховым взносам, которые были направлены в ФНС;
  • Выписка из перечня финансовых операций за 2017 — 2019 годы;
  • Договор с ПФР о получении и направлении корреспонденций по СЭД;
  • Договор аренды земельного участка со сроком действия до 28.03.2038;
  • Договор об электроснабжении, водоснабжении, водоотведении в зданиях;
  • Выписка из ЕГРН о праве собственности на здание по адресу: ул. Октября, д. 18.
Данные документы свидетельствуют об осуществлении хозяйственной деятельности в период с 2018 по 2019 год. Кроме того, налоговая привлекала ООО «Старатель» к административной ответственности и выставляла требования об уплате налога на имущество после исключения юр. лица из ЕГРЮЛ. Данный факт говорит о противоречивости действий ФНС в отношении ООО.

Таким образом, юр. лицо является действующей организацией и не прекращало деятельность. На основании такого вывода суд отменил решение налоговой об исключении юр. лица из ЕГРЮЛ.

Формы типовых документов

Вопрос-ответ

Ответ: Открытие и закрытие любого юридического лица происходит через налоговую службу. Так как в постановлении указана именно причина, которая озвучена в вопросе, то открыть фирму снова не составит труда. Нужно заново собрать пакет документов, приплюсовав те документы, которые были не достоверными и отправится в налоговую инспекцию. На исправление недостоверной информации ФНС дает 10 дней, с момента направления уведомления на юр. адрес фирмы. Если за 10 дней юр.лицо не устраняет недостатки, то начинается процесс ликвидации принудительно.

В соответствии со статьей Гражданского кодекса РФ 606, арендодатель обязуется предоставить арендатору своё имущество (в данном случае речь идет про недвижимость), которое находится у него в собственности за определенную плату и на определенный срок. Так как договор остался на стадии обсуждения, то есть не состоялась фактическая передача недвижимости, и он не был подписан сторонами, то такой договор юридической силы не имеет. Если арендодатель по-прежнему желает заключить с Вашей будущей фирмой договор аренды, то регистрируйте юр.лицо и заключайте новый договор. Обращаю Ваше внимание, что в соответствии со статьей ГК РФ 609 п.2, долгосрочный договор аренды подлежит государственной регистрации.

В течение 90 дней от даты публикации в печатном информационном издании «Вестник государственной регистрации» решения об исключении субъект предпринимательской деятельности подает в регистрирующий государственный орган возражение по предусмотренной форме Р14001, прилагая необходимые подтверждающие документы. Далее по прошествии 5 рабочих дней налоговый орган вносит запись в ЕГРЮЛ, указывая факт подачи представителем компании или иным заинтересованным лицом жалобы о нарушении законных прав. Вышестоящее территориальное управление Федеральной налоговой службы проверяет, была ли правомерной причина для исключения действующего ЮЛ из единого реестра.

Если решение оставлено без изменений, тогда для урегулирования такого вопроса в срок до 1 года следует направлять обжалование в судебном порядке. Юридическая практика показывает, что налогоплательщик, который указал при регистрации ЮЛ недостоверные сведения в части адреса своего местонахождения, может быть исключен из ЕГРЮЛ по односторонней инициативе налогового органа (ст. 21 гл. VIII ФЗ от 08.08.2001 г. №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В течение 90 дней от даты публикации в печатном информационном издании «Вестник государственной регистрации» решения об исключении субъект предпринимательской деятельности подает в регистрирующий государственный орган возражение по предусмотренной форме Р14001, прилагая необходимые подтверждающие документы. Далее по прошествии 5 рабочих дней налоговый орган вносит запись в ЕГРЮЛ, указывая факт подачи представителем компании или иным заинтересованным лицом жалобы о нарушении законных прав. Вышестоящее территориальное управление Федеральной налоговой службы проверяет, была ли правомерной причина для исключения действующего ЮЛ из единого реестра.

Если решение оставлено без изменений, тогда для урегулирования такого вопроса в срок до 1 года следует направлять обжалование в судебном порядке.

Ответ: ФНС в своём письме от 25.06.2014 г. № СА-4-14/12088 (оно актуально и на сегодняшний день) даёт единую практику применения при выявлении налоговыми органами недостоверности сведений об адресе. Письмо можно найти в общем доступе. Кстати, судебная практика показала, что есть случаи, когда обжалование постановления ФНС приносило свои плоды.

Вы указали, что заполнили форму Р 14001 для внесения изменений, но, к сожалению, не указали, что Вы приложили помимо этой формы, чтобы доказать, что адрес Вашего юридического лица на этот раз верный. В качестве доказательства могут быть приложены документы на аренду или иное право на объект недвижимости, в котором Ваша фирма располагается, фото вывески и другой атрибутики, которая показывает, что это Ваша организация.

Если таких подтверждений нет и кроме того, ФНС провела дополнительную проверку по Вашему адресу (новому или подтверждение старого) и не было обнаружено новых доказательств, то налоговая инспекция имеет право отказать в изменении сведений. Помимо этого, в соответствии со статьей 14.25 п.4 КоАП РФ, на Вас составляется административный протокол и назначается штраф.

В Вашей ситуации есть два пути. Первый, если у Вас есть документальные доказательство того, что адрес юридического лица верный и Вы на самом деле осуществляете по нему свою деятельность, можете обжаловать отказ ФНС. Но если Вы знаете, что налоговая служба права, то смысла в обжаловании нет.

Ответ: Один из альтернативных способов ликвидации ООО – по решению ФНС. Не будем углубляться в подробности данной процедуры, но исход её очевиден: если решение ФНС вступило в силу, организация ликвидируется в принудительном порядке и исключается из ЕГРЮЛ. При этом законодательством предусмотрена возможность отмены такого вердикта.

В описываемой ситуации решение об исключении из ЕГРЮЛ было обжаловано, а жалоба – удовлетворена. Следовательно, решение ФНС больше не действует. Значит, честное имя организации восстановлено, и она продолжает действовать так, как и до вынесения незаконного решения. Образования нового предприятия в этом случае не произошло.

Не согласны с привлечением к налоговой ответственности – подайте жалобу в вышестоящий налоговый орган. С 17 марта можно будет попросить приостановить ее рассмотрение, если нужно представить дополнительные документы. При этом расширится перечень случаев, когда жалобу оставят без рассмотрения

Что делать в случае несогласия с актом налоговой проверки?

После проведения проверки налогоплательщик получает акт, на основе которого затем налоговый орган вынесет решение. Только после подготовки такого решения налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности.

Возражения на акт налоговой проверки можно подать в течение месяца начиная с момента получения акта. Причем реальной считается дата, когда налогоплательщик подписал документ. Поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена дата его вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если документы направляются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок. К возражениям нужно приложить копии подтверждающих документов. В перечне приложений лучше указать каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику должны сообщить, где и когда будут рассматриваться возражения. Он может присутствовать при их рассмотрении, дать пояснения и представить подтверждающие документы инспектору.

После рассмотрения возражений может быть принято решение об отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности, о привлечении его к ответственности или проведении дополнительного контроля.

Если налоговый орган не отклонил претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, его решение можно обжаловать.

Куда жаловаться на решение налогового органа?

Предприниматель может обжаловать решение налогового органа, если считает, что оно нарушает его права (ст. 137 НК РФ). Порядок его обжалования в вышестоящем налоговом органе или суде предусмотрен ст. 138 НК РФ.

Но имейте в виду: сразу обратиться в суд будет нельзя. Документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа, прежде нужно обжаловать в вышестоящем налоговом органе; а документы, подписанные другими сотрудниками, инспектором или начальником отдела, – в том же налоговом органе, что вынес налоговый акт. И только в случае отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд.

Как обжаловать решение инспекции?

Если решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения еще не вступило в силу, можно подать апелляционную жалобу. Она направляется в тот же налоговый орган, который вынес решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней. Пока жалоба рассматривается, начисленные платежи не взыскиваются.

При этом нельзя обжаловать в апелляционном порядке решения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области налогов и сборов. Такие решения обжалуются только в судебном порядке.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента его вынесения. Жалоба подается через тот орган, решение которого обжалуется.

Если срок подачи жалобы был пропущен по уважительной причине, его можно восстановить. Для этого следует подать ходатайство в налоговый орган. Только нужно учитывать, что налоговый орган сам решит, принимать ли во внимание ваши уважительные причины.

Подать жалобу можно в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем налогоплательщика. Если жалоба подается уполномоченным представителем, к ней нужно приложить доверенность. Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель).

Форма и содержание жалобы, в том числе апелляционной, определены в ст. 139.2 НК РФ. В ней должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением инспекции, и изложено ваше требование – о полной или частичной отмене решения, его изменении или проведении дополнительной проверки. Допустимо указание в жалобе обстоятельств, которые могут смягчить или исключить налоговую ответственность. Также в жалобе могут быть прописаны дополнительные сведения, необходимые для ее своевременного рассмотрения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

На принятие решения по жалобе дается месяц. Этот срок может быть продлен на 15 дней, если так решит руководитель налогового органа или его заместитель. О принятом решении вам сообщат в течение 3 рабочих дней. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Почему налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения?

В ст. 139 НК РФ установлены основания для оставления жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков без рассмотрения: если жалоба по тем же основаниям подана ранее, если после ее рассмотрения спор о том же предмете и по тем же основаниям разрешен в порядке взаимосогласительной процедуры. Поясним: взаимосогласительная процедура представляет собой рассмотрение доводов налогоплательщика и налогового органа специалистами вышестоящего налогового органа, которые впоследствии принимают решение о том, чья позиция соответствует требованиям действующего законодательства.

Федеральным законом от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ. Расширен перечень случаев, когда вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения жалобу налогоплательщика полностью или в части:

  • до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;
  • жалоба не подписана подавшим ее лицом или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • до принятия решения по жалобе организация, подавшая ее, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физлица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.

Кроме того, поправками установлено, что рассмотрение жалобы, в том числе апелляционной, может быть приостановлено в случае подачи ходатайства об этом лицом, подавшим жалобу, в целях предоставления дополнительных документов или информации (приостановление допускается не более чем на 6 месяцев). Также вышестоящий налоговый орган может приостановить рассмотрение жалобы – до разрешения дела судом или до рассмотрения заявления о проведении взаимосогласительной процедуры.

Еще одно нововведение – рассматривать жалобы (апелляционные жалобы) теперь смогут с использованием видео-конференц-связи в порядке, который утвердит ФНС.

Перечисленные новшества станут применяться к жалобам, которые будут подаваться после 17 марта 2021 г.

Если вы не согласны с решением вышестоящего налогового органа или если он не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно обратиться в суд.

Как обжаловать решение инспекции в суде?

Прежде всего нужно подготовить исковое заявление. В нем необходимо указать:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций – наименование истца, местонахождение; для ИП – место госрегистрации, номер телефона и адрес электронной почты;
  • наименование органа или лица, принявшего оспариваемый акт, и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дату принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц – незаконными.

К иску нужно приложить:

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые вы ссылаетесь;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка, документы о направлении заявления в налоговые органы (ранее направленные жалобы/апелляционные жалобы в вышестоящие налоговые органы, принятые по ним решения);
  • доверенность представителя;
  • подтверждение уплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявления – 3 месяца. Но он может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

Индивидуальные предприниматели и организации обжалуют решения налоговых органов в арбитражном суде по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если суд отказался удовлетворить ваши требования, его решение можно обжаловать в суде апелляционной, а затем кассационной инстанции.

Каждое предприятие и индивидуальный предприниматель, являются зарегистрированными лицами в установленном законом порядке. Информацию о предприятии или индивидуальном предпринимателе можно посмотреть на сайте налоговой, сформировав выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Наступают периоды, когда необходимо предприятие ликвидировать (читайте правила ликвидации организации по ссылке). Ликвидация бывает принудительной и добровольной (например, учредители приняли решение о закрытии компании, в случае отсутствия долгов перед другими лицами).

Содержание статьи:

Налоговая может приостановить ликвидацию должника, если кредиторы заявили возражения о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ. Кредиторы, могут подавать возражения в налоговую, в случае, если у предприятия должника имеются долги.

Налоговая также может приостановить ликвидацию, если выяснится, что документы, предоставленные компанией, содержат недостоверные сведения. При ликвидации предприятия налоговая может прийти в организацию с проверкой, и если выявит ряд нарушений, то может ликвидацию приостановить. Налоговая может приостановить ликвидацию в случае выявления неправильно приложенных документов к заявлению либо помарок в заявлении о ликвидации.

ПОЛЕЗНО: смотрите советы адвоката по вопросам ликвидации организаций и пишите свой вопрос в комментариях ролика, наш адвокат по ликвидации юридического лица поможет разъяснить, как помешать ликвидации ООО: профессионально и с нашим участием. Звоните!

Заявление в налоговую о приостановлении ликвидации

  1. кредиторы, у которых имеются доказательства, что у ликвидируемого предприятия имеются долги;
  2. заявитель, который подал заявление о ликвидации предприятия, он может приостановить ликвидацию, указав веские причины, почему он передумал ликвидировать предприятие;

В случае выявления кредиторами сведений о том, что происходит процесс ликвидации, они подают заявление. К заявлению в качестве доказательств они могут приложить акт сверки взаиморасчётов между лицами, как признание, что компания должник имеет задолженность перед ними.

В заявлении в налоговую необходимо указать обоснованные требования, почему ликвидацию компании следует приостановить.

Решение арбитражного суда о приостановлении ликвидации

В момент ликвидации предприятия, кредиторы могут обратиться в арбитражный суд о её приостановлении. Например, кредиторы могут обратиться в суд с иском к налоговой инспекции, которая вынесла решение о ликвидации должника, о признании данного решения недействительным. Кредиторы также могут подать заявление о применении обеспечительных мер (например, запрет налоговым органам вносить сведения в ЕГРЮЛ, наложить арест на денежные средства) в отношении должника, заявление об отмене решения об исключении из ЕГРЮЛ. Арбитражный суд, рассматривая дело может принять решение о приостановлении ликвидации.

Арбитражный суд может приостановить ликвидацию в случае выявления недобросовестности должника (например, предоставление недостоверного ликвидационного баланса, неправомерные действия, связанные со сменой наименования юридического лица и юридического адреса, которые повлекли цель «скрыться» от кредиторов). Также арбитражные суды выносят решение о приостановлении ликвидации в случае не уведомления кредиторов о её начале, в случае недостаточности денежных средств для уведомления кредиторов, то тут ликвидационная комиссия обязана перейти к стадии банкротства. В этом случае кредиторы обращаются с заявлением о включении их в реестр требований кредиторов.

Действия кредитора при ликвидации должника

Когда компания находится в стадии ликвидации не по своей воле, на это может быть определенное количество причин. Одна из причин, большие долги перед другими компаниями, которые организация не может удовлетворить, в этом случае недобросовестный должник, пытается ликвидировать предприятие с целью не погашения долга перед кредиторами. Кредиторы, ждут возвращения своих денежных средств.

ВНИМАНИЕ: чтобы не столкнуться с контрагентом, который вместо исполнения обязательств начнет ликвидацию, закажите помощь в проверке контрагентов в нашем адвокатском образовании

При ликвидации должника, всем кредиторам, в обязательном законе порядке высылается уведомление о том, что предприятие находится в процессе ликвидации. Ликвидационная комиссия (которая собирается при ликвидации предприятия) размещает информацию в журнале вестник и устанавливает срок для предъявления требований к компании кредиторами. Срок, установленный комиссией не может быть менее двух месяцев.

В случае ликвидации компании-должника, кредитор вправе:

  1. Обратиться в арбитражный суд с иском о признании ликвидации должника недействительной;
  2. Обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании убытков с ликвидатора.

Первый случай в сложившейся судебной практике характерен для недобросовестных организаций, которые пытаются скрыть долги. Кредитор, подавая иск о признании ликвидации недействительной, должен указать обстоятельства и предоставить доказательства почему ликвидация должна быть признана недействительной (например, должник предоставил ликвидационный баланс, который не отражает действительного положения должника).

Во втором случае, кредитор уже подаёт иск касательно ликвидатора, ведь с момента собрания ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Кредитор может обратится к ликвидатору с иском о возмещении убытков, например, когда кредитор не был уведомлен о том, что компания находится в стадии ликвидации, чем понес соответствующие убытки.

Возражение об исключении из ЕГРЮЛ

Бывают моменты, когда исполнительное производство не помогает взыскать долг кредитору, отсутствует имущество, денежных средств на расчетном счете нет, движения никакого нет. Кредитор, отслеживая информацию о своём должнике может увидеть, что предприятие находится на стадии исключения из ЕГРЮЛ, в этом случае он может подать возражения в налоговую. Возражения пишутся на установленном бланке, который имеется на сайте налоговой инспекции по специальной форме, утвержденной органом исполнительной власти. Форма возражений заполняется от руки печатными буквами либо в электронном формате.

В возражениях об изменении внесения сведений в ЕГРЮЛ указывается следующее:

  • Чего касается возражение, с чем оно связано, в отношении кого представлено возражение (в отношении одного или нескольких лиц);
  • Реквизиты компании, которой предъявляются возражения, её наименование;
  • Адрес местонахождения организации, которой предъявляются возражения;
  • Обстоятельства, на которых основано возражение юридического лица;
  • Сведения о лице, который предоставил возражения (указываются сведения об организации либо о физическом лице);

Следует отметить, что лицо, действуя от имени организации, должно иметь нотариально заверенную доверенность, доверенность, заверенная организацией не подойдёт. Предоставленные в налоговую возражения, заверяются в конце подписью лица в присутствии должностного лица налогового органа.

Возражения об внесении изменении сведений в ЕГРЮЛ (исключении компании) можно подать разными способами:

  1. Интернет (должна присутствовать электронная подпись);
  2. Почтовое отправление (подлинность подписи лица, должна быть нотариально засвидетельствована);
  3. Лично в налоговую (лицо должно при себе быть доверенность и паспорт);

Обжалование решения об исключении из ЕГРЮЛ

Приостановление ликвидации юридического лица

Когда в налоговую инспекцию предоставлены возражения относительно исключения предприятия из ЕГРЮЛ, то налоговая принимает решение принять данные возражения либо отказать в их принятии. В случае, если налоговая отказала в принятии возражений и вы считаете это действие неправомерным и противоречащим законодательству, то на решение можно подать жалобу.

Жалоба подаётся в вышестоящий регистрирующий орган через канцелярию. Подать жалобу можно в течение трёх месяцев, с момента получения решения об отказе. Жалобу можно предоставить также 3 способами: Интернет, почтовое отправление и лично.

Жалоба составляется в письменной форме заинтересованным лицом, которое хочет обжаловать решение налоговой. В жалобе указывается следующее:

  • Ф.И.О., место жительства (если физическое лицо) или наименование, адрес местонахождения (если лицо юридическое), также указываются контактные данные, номера телефонов, адреса электронной почты;
  • Сведения об решении, которое подлежит обжалованию (например, когда было вынесено, номер решения);
  • Наименование налогового органа, чье решение подлежит обжалованию;
  • Основания, по которым заявитель считает, что решение принято с нарушением закона, несправедливо и недобросовестно;
  • Требования лица, подающего жалобу;

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие доводы заявителя, в случае их не предоставления, органы сами могут запросить у вас интересующие их документы.


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"



Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству - для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).

В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов. Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля. Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.4 НК РФ)

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.

Варианты обжалования решений

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)

При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ). По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.

Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.

Процедура обжалования

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ). Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения. В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Итоги апелляционного обжалования

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд. Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом. Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

О таком порядке соотношения норм и исчислении сроков, установленных налоговым и арбитражно-процессуальным законодательством, компании были сориентированы Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу № А41-К2-19605/06, выводы которого были дополнены Определением ВАС от 30.01.2009 № ВАС-15592/08 по делу № А27-3697/2008-2. При этом суд отметил, что нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров, которые являются предпочтительными в налоговых правоотношениях с точки зрения оперативности защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.

С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд[3], то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют[4]. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.

Обжалование вступивших в силу решений

Вступившее в силу решение может быть обжаловано в течение года с момента его вынесения путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2, п.2 ст. 139 НК РФ).

В случае обжалования вступившего в силу решения процедура взыскания автоматически приостанавливаться не будет, но положения п. 4 ст. 101.2 НК РФ предусматривают право вышестоящего налогового органа удовлетворить ходатайство компании о приостановлении обжалуемого решения. В настоящее время отсутствует практика обращения компаний с подобными ходатайствами, не налажено взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, повышающее вероятность положительного для компании разрешения вопроса, в связи с чем риск принудительного списания спорных средств с банковских счетов налогоплательщика является высоким.

Исчисление срока для обращения в суд

В случае распространения логики исчисления сроков на судебное обращение, примененной в случае апелляционного обжалования, на случай обжалования решения в общем порядке, получалось бы, что трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи жалобы, которая в свою очередь может быть подана в течение одного года с даты вынесения обжалуемого решения.

Однако, данный приём противоречит положениям Налогового кодекса РФ. В связи с чем компании необходимо внимательно отнестись к правилам исчисления сроков для обращения в суд при обжаловании решения в общем порядке, чтобы, в случае необходимости, не лишиться права на судебную защиту.

Как было отмечено выше, процессуальный срок на обращение в суд применяется с учетом положений налогового законодательства, а именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающих, что в случае обжалования решений в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий орган, то оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, для сохранения права на судебную защиту и одновременного соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения, установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ, компании следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган не позднее полутора месяцев со дня вступления решения в силу.

Таким образом, если налогоплательщик ожидает отрицательного результата по рассмотрению жалобы и планирует защищать свои права в суде, то реальный срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган существенно сокращается.

Представляется, что противоречие между установленным в законе годичным сроком на административное обжалование (п.2 ст. 139 НК РФ) и его существенным сокращением с целью сохранения права на судебную защиту до полутора месяцев (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) является «технической» недоработкой законодателя.

Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.

Обозначенные в настоящей статье спорные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ[5] в настоящее время стали дискуссионными, в связи с чем, можно полагать, в ближайшее время они найдут свое разрешение в виде разъяснений компетентных органов.

Куда подавать жалобу

Согласно п. 1 ст.139 НК РФ жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.

Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС РФ (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).

Если решение принято управлением ФНС РФ по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС РФ.

Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС РФ (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС РФ (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Что может предпринять инспекция в связи с решением, не вступившим в законную силу

До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа. Если совокупная стоимость имущества компании по данным бухгалтерского учета меньше доначисленных согласно решению сумм, то на сумму разницы инспекция вправе также арестовать банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 101 НК РФ).

При аресте счета деньги не списываются с него, как при взыскании, а лишь «замораживаются», то есть компания не может ими распоряжаться.

Решение об аресте счета, как и о запрете распоряжаться имуществом, можно сразу же оспорить в суде. У налоговиков есть право на такие обеспечительные меры только при достаточных основаниях полагать, что без них будет трудно или вообще невозможно исполнить обжалуемое решение, принятое по результатам проверки, и (или) взыскать указанные в нем недоимку, пени и штрафы. Налоговики обычно игнорируют эту оговорку и не могут доказать, что у них были основания для подобных предположений. В таких случаях суды отменяют обеспечительные меры (определение ВАС РФ от 26.09.08 № 12266/08, Постановление ФАС ВСО от 20.05.08 № А33-13063/07-Ф02-1987/08, Постановление ДО от 20.01.09 Ф03-6280/2008)

В чем смысл обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности?

Формулировка «об отказе в привлечении к ответственности» означает лишь то, что инспекция не нашла оснований для штрафа за совершение налогового правонарушения. Таким решением инспекция тоже может доначислить компании налоги и пени.

В какой форме составляется жалоба в вышестоящий налоговый орган?

Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. В связи с чем она может быть составлена в произвольной форме.

При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган надо уплачивать госпошлину?

Нет, плата за административное обжалование решений налогового органа не взимается.

[1] Статья 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) неперечислению налогов» Налогового кодекса РФ.

[2] Заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Обязательность обжалования решений налоговых органов в административном порядке как условие возможности обращения за судебной защитой установлена в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Указанной нормой права прямо предусмотрено, что в случае обжалования решений налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

[3] Трехмесячный срок на подачу искового заявления начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи апелляционной жалобы. При превышении указанного срока срок на подачу заявления в суд будет считаться пропущенным.

[4] См. Решение АС г. Москвы от 12.05.2008 по делу №А40-16101/08-118-65, оставленному без изменения Постановлением 9ААС от 21.07.2008 N 09АП-8048/2008-АК, Постановление ФАС МО от 08.07.2008 № КА-А40/5853-08, Постановление ФАС ЗСО от 24.09.2004 № А56-8471/04.

[5] Статья В. Стрельникова «Досудебный беспорядок», ЭЖ-Юрист № 14, 2009.

За все время своей работы налоговики исключили из ЕГРЮЛ более 3,5 млн компаний. Пока они борются таким способом с однодневками, страдают другие организации. Распространенной стала ситуация, когда за контрагентом числится долг, у него даже есть какое-то имущество, а потом вдруг выясняется, что должника исключили из реестра. Без процедуры ликвидации или банкротства. Ситуация для кредитора непростая, но не безнадежная.

Налоговики вправе исключить компанию из ЕГРЮЛ, если она последние 12 месяцев не подавала налоговую отчетность и не осуществляла операции хотя бы по одному банковскому счету. В этом случае общество признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим. Никакие решения от учредителей или их согласие не нужны. Налоговый орган сам исключает компанию из реестра. Правда, этим летом вступили в силу поправки, принятые еще в конце прошлого года Федеральным законом от 28.12.2016 No 488-ФЗ . Эти изменения появились в том числе для защиты кредиторов, которые столкнулись с исключением задолжавшего контрагента из ЕГРЮЛ.

Налоговики исключают компанию из ЕГРЮЛ

Порядок исключения компаний из ЕГРЮЛ таков: налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении. В течение трех дней он должен опубликовать его в «Вестнике государственной регистрации». Решения размещают еще в электронном виде на сайте ФНС РФ (сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»). Кредиторы вправе возразить против исключения должника в течение трех месяцев. Такое же право предусмотрено и для самой исключаемой компании, а также других лиц, например ее участников ( ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 No 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей », далее — Закон No 129-ФЗ).

Если кредитор не успеет заявить возражения, он вправе обжаловать решение налоговиков об исключении. На это у него есть один год со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав ( ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ ). На самом деле важно все-таки подать возражения в срок, это может повлиять на решение суда. Одни суды отказывают в иске, полагая, что раз кредитор не воспользовался своим правом возразить, то исключение законно. Другие же встают на сторону кредиторов. Они указывают, что сведения о рассмотрении судебного дела или об исполнительном производстве находятся в общем доступе в интернете, значит, налоговики не могли не знать, что компания все-таки действует (см. таблицу).

Анализ судебной практики по оспариванию решений налогового органа

Положительная судебная практика

Отрицательная судебная практика

Новые основания для исключения из ЕГРЮЛ

  • Если ликвидация компании невозможна из-за того, что у нее нет денег на расходы для ее ликвидации, и их нельзя возложить на учредителей.
  • Если в отношении юрлица в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности (например, при массовом адресе) и эта запись находится в реестре более 6 месяцев ( п. 5 ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ ).

Как пострадали кредиторы

Встречались еще более абсурдные ситуации. К примеру, кредитор мог подать на банкротство должника, но затем выяснялось, что должника исключили из реестра. Суд прекращал дело о банкротстве юридического лица.

Аналогичную ситуацию рассмотрел КС РФ в постановлении от 18.05.2015 No 10-П . По заявлению кредитора суд возбудил дело о банкротстве должника. Дело дошло до конкурсного производства, но налоговый орган исключил должника из ЕГРЮЛ в административном порядке. Арбитражный суд прекратил конкурсное производство в связи с исключением компании из ЕГРЮЛ. Кредитор возмутился и попытался оспорить решение налоговиков в суде. Но попытки оказались безуспешными — все по закону. И только КС РФ указал, что ситуация получилась несправедливой. Он признал незаконными нормы по поводу исключения компаний как недействующих, в отношении которых суд по заявлению кредитора ввел процедуру банкротства.

Интерфакс предоставляет сведения регистрационному органу

  • о введении каждой из стадий банкротства (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, признания корпорация налоговиков в суде. Но попытки оказались безуспешными — все по закону. И только КС РФ указал, что ситуация получилась несправедливой. Он признал незаконными нормы по поводу исключения компаний как недействующих, в отношении которых суд по заявлению кредитора ввел процедуру банкротства. должника банкротом и открытия конкурсного производства);
  • дате введения соответствующей процедуры;
  • прекращении производства по делу о банкротстве;
  • об утвержденных внешнем или конкурсном управляющем (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, его ИНН) и об изменении таких сведений.

Поправки защитили кредиторов

Именно из-за позиции КС РФ в некоторые законы внесли поправки, направленные на защиту кредиторов исключенных компаний. Вот основные.

  • В ЕГРЮЛ вносят отметки о банкротстве. Арбитражный суд как только вынесет определение о принятии заявления о признании должника банкротом, сразу направит его в регорган в электронном виде. Регорган обязан сделать отметку в ЕГРЮЛ о том, что компания банкротится ( п. 4 ст. 5 Закона No 129-ФЗ ).
  • Сведения о банкротстве в регорган должен направлять оператор ЕФРСФДЮЛ. Сейчас это «Интерфакс». Предоставлять такую информацию он обязан в виде электронных документов не позднее трех дней со дня ее внесения в данный реестр (см. вынос на полях).
  • Нельзя исключить банкротящуюся компанию. Если у регоргана имеются сведения о проводимых в отношении него процедурах банкротства (то есть если эти сведения попали в ЕГРЮЛ), то он не вправе принимать решение о предстоящем исключении ( подп. и.2 п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ ).

В постановлении КС РФ сказал только о запрете исключать компанию, в отношении которой введена процедура банкротства по заявлению кредитора. А в новом законе такого ограничения нет. То есть независимо от того, кто инициировал дело о банкротстве, исключить из ЕГРЮЛ такое общество с признаками недействующего нельзя.

Недобросовестных контролирующих компанию лиц можно привлечь по долгам исключенного общества. Для этого понадобится доказать, что они действовали недобросовестно или неразумно ( п. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 года No 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ).

203 тыс. юрлиц налоговики исключили из ЕГРЮЛ в качестве недействующих за первые пять месяцев 2017 года

Доля исключенной компании в другом ООО

Бывают случаи, когда у исключенной компании была доля в другом ООО. Может ли ее участник переоформить долю на себя? В некоторых случаях это возможно. В деле No А45-6522/2015 суд рассматривал такую ситуацию: ООО «Экодат» было одним из участников ООО «ТЕМП» (доля 84,27%). ООО «Экодат» исключили из ЕГРЮЛ. Тогда единственный участник ООО «Экодат» потребовал признать за ним долю в ООО «Темп».

На первом круге суды отказали в иске, а на втором — удовлетворили. Суды решили, что участников исключенного юрлица нельзя лишить предусмотренных законом гарантий. В законодательстве и уставе нет ограничений перехода прав на долю прекратившего свою деятельность общества к его участнику в виде необходимости получения согласия других участников. Это позволило признать истца — единственного участника ООО «Экодат» — универсальным правопреемником ООО «Экодат» на долю в ООО «Темп».

В другом деле была аналогичная ситуация ( постановление АС Московского округа от 18.04.2016 по делу No А41-879/2014 ), но суды отказались признать за участником исключенной компании долю в «дочке» этой компании. Причем кассация даже указала, что в этом случае истец вправе был инициировать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ (о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юрлица).

Что делать если контрагента исключили из ЕГРЮЛ

Проверьте, не исключен ли контрагент из ЕГРЮЛ как недействующая компания:

  • на www.nalog.ru, сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», раздел «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении »;
  • в журнале «Вестник государственной регистрации» (налоговики обязаны опубликовать в нем решение о предстоящем исключении);
  • в выписке из ЕГРЮЛ (в том числе на www.nalog.ru) — в разделе «Сведения о прекращении» будет ссылка на п. 2 ст. 21.1 Закона No 129-ФЗ .
  • Если в отношении контрагента вынесено решение о предстоящем исключении, направьте возражения — срок 3 месяца со дня опубликования решения — налоговики не исключат контрагента.
  • Если контрагента уже исключили из ЕГРЮЛ, обжалуйте — срок 1 год со дня, когда кредитор узнал или должен были узнать о нарушении прав. Докажите, что налоговики знали о наличии кредитора (ведение дела в суде, исполнительное производство) — суд признает недействительной запись об исключении.
  • Если обжаловать не получилось, иск о взыскании убытков с контролирующих должника лиц ( п. 3.1 ст. 3 Закона No 14-ФЗ ).
  • Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

    Читайте также: