Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к чему

Опубликовано: 17.05.2024

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. ?G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон. состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mрс), а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (mps). (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма mрс и mps равна единице:

mрс + mps = 1.

Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

multG = 1 / (1 – mрс).

Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Следует обратить внимание на два момента:

> во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

> во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При mрс, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.

Величина мультипликатора трансфертов равна:

multTr = mрс / (1 – mрс), или multTr = mрс / mps.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.

Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 12.1, в). Поэтому данные инструменты могут использоватьс я в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 12.1, б). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


Рис. 12.1. Воздействие фискальной политики на экономику:

I. На совокупный спрос – а) стимулирующая политика; б) сдерживающая политика; II. На совокупное предложение – в) стимулирующая политика

Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Библиографическая ссылка на статью:
Бондарев Н.С. К вопросу об оптимальном уровне налоговой нагрузки // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/56964 (дата обращения: 20.05.2021).

Савина Ольга Николаевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение»

“От снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей” [1]. Трудно не согласиться с высказыванием Адама Смита. Действительно, если государство установит оптимальный уровень налоговой нагрузки для всех хозяйствующих субъектов, то эти самые субъекты куда более охотно будут расставаться с частью заработанных денежных средств в виде налоговых изъятий в пользу государства. В соответствии с законами экономики, установление оптимального уровня налогообложения приводит к расширению налоговой базы, поскольку, снижая налоговые ставки по отдельным видам налогов, государство способствует росту экономической активности субъектов хозяйствования, что говорит о том, что инвестиционный климат в стране улучшается, осуществлять предпринимательскую деятельность становится эффективнее с точки зрения прибыльности. Как следствие, увеличиваются объемы производства, растет ВВП страны, уровень и качество жизни населения.

В качестве преимуществ, которые получает государство, установив оптимальную налоговую нагрузку, отметим:

Во-первых, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес способствует уменьшению доли теневого сектора экономики. Одной из причин ухода компаний в теневой сектор экономики является чрезмерное налоговое бремя, которое вынуждает ряд налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов. В соответствии с оценкой министра финансов РФ Силуанова А.Г., теневой сектор экономики за 2013 год в России составил 15-20% ВВП страны. Учитывая значение ВВП в 60 трлн. рублей, это означает, что государством не контролируются сектора экономики, общий объем аккумулированных средств которых составляет примерно 9-12 трлн. рублей. Совокупная налоговая нагрузка на экономику Российской Федерации
составила 35 %, следовательно, путем несложных вычислений получаем, что бюджеты недополучили сумму в 3-4 трлн. рублей (9

4), что составило по результатам 2013 года 12,5 – 14% консолидированного бюджета РФ. [2] Снизив налоговое бремя, часть средств экономических субъектов теоретически должна быть выведены ими из неофициального сектора экономики. При этом необходимо учитывать специфику налогового законодательства в разных странах, существующие “лазейки”, позволяющие уменьшить налоговые обязательства плательщиков. Немалую роль в добросовестности и желании платить налоги играет менталитет граждан. Так, российский менталитет основывается на том, что не платить налоги является почетным. Действенным механизмом собираемости налогов является проведение контрольной работы налоговыми органами, в процессе проведения камеральных и выездных проверок. Только в 2014 году по результатам данной работы было начислено 347,87 млрд. руб., включая налоговые санкции и пени [3].

Во-вторых, увеличение деловой активности: между величиной налогового бремени и деловой активностью субъектов экономики существует прямая зависимость. Так, уменьшение налогового бремени приведет к ускоренному возрастанию доходов налогоплательщиков и, как следствие, обеспечит рост налоговых доходов государства в средне- и долгосрочной перспективе. Осознавая, что налоговые платежи уменьшатся, население страны охотнее будет стараться реализовать свой потенциал посредством раскрытия предпринимательских способностей. Кроме всего прочего, действующий бизнес в меньшей степени будет искать лазейки в налогово-бюджетном законодательстве, а также законодательстве о бухгалтерском учете, поскольку отдача от оптимизации не будет столь существенной по сравнению с Россией. Неслучайно одним из критериев при принятии на работу бухгалтеров в российские компании
является их умение оптимизировать налоги. Зачастую, наряду с “белыми” схемами налоговой оптимизации используются и “черные”, например, путем искусственного занижения прибыли, увеличивая расходы или занижая доходы и пр. Так, в российском налоговом законодательстве существует целый ряд льгот и преференций, которые стимулируют экономические субъекты к ведению активной деятельности. При этом бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации недополучают значительные средства. К примеру, по результатам 2014 года сумма недопоступления только по налогу на прибыль организаций в связи с предоставлением льгот и преференций для прибыльных организаций составила 179,46 млрд. руб. [4]. Следует отметить, что цели расходования средств, сэкономленных в результате пользования льготами и преференциями, налоговыми органами не отслеживаются, а Налоговый кодекс не содержит положений о проведении оценки их эффективности и составлении отчетности направлений их использования.

В-третьих, экономия на сборе налогов. Если речь идет о снижении налогового бремени, то это должно привести к большей собираемости налогов, выходе части неплательщиков из теневого сектора экономики и сокращению расходов на мероприятия по обнаружению неплательщиков, а также взыскиванию с них долгов в виде неуплаченных налогов, сборов, штрафов и пеней.

Наконец, самый главный вопрос – какая налоговая нагрузка является оптимальной? С одной стороны, низкие налоговые ставки, установление льгот, вычетов, сокращение налоговых платежей способствуют увеличению деловой активности хозяйствующих субъектов, развитию промышленности и производства, что в современных экономических условиях является приоритетным направлением налоговой политики, направленной на развитие импортозамещаемой продукции. С другой стороны, уровень налоговой нагрузки не должен быть минимальным, поскольку зачисляемые в бюджеты налоговые доходы должны способствовать нормальному финансовому обеспечению функционирования государства, выполнению всеми публично-правовыми образованиями своих расходных обязательств, ведь доля налоговых доходов в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет РФ равна 72% по результатам 2014 года. [5] Соответственно, существенное снижение собираемости посредством снижения налогового бремени может поставить под угрозу функционирование общественного хозяйства, ухудшить социальную поддержку населения, а налоги, в свою очередь, перестанут выполнять функцию экономического регулятора.

Установление максимальных налогов также ведет к краху экономики. Это уже наблюдалось в нашей стране в 90-е гг. в период проведения политики максимальных налогов.

К вопросу о том, какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка в России, следует рассмотреть структуру налоговой нагрузки в России и сравнить ее с зарубежными странами.

Таблица 1 – Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР по видам налоговых доходов в 2013 году (% к ВВП) [6]



Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах-членах ОЭСР в 2013 году составил 34,97% к ВВП, что на 0,86% выше значения в России – 34,11% к ВВП. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2013 году составил– 23,45% к ВВП, что на 11,5% ниже среднего значения по ОЭСР. Таким образом, доходы от налогов и пошлин, связанные с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют на данный момент чуть более трети от общей величины уровня налоговых изъятий в ВВП страны.

При анализе налоговой нагрузки на экономику России и стран ОЭСР в 2013 году по видам налоговых доходов необходимо отметить, что только по «остальным» налогам и таможенным пошлинам уровень нагрузки в России выше аналогичных показателей в среднем по ОЭСР. Согласно данным ОЭСР, в целом налоговая нагрузка в России была признана экспертами ниже, чем в европейских странах [7]. Как видно из таблицы, налогообложение прибыли, страховые взносы, имущественные налоги, косвенные налоги существенно ниже, чем в странах ОЭСР.

Для оценки этого самого оптимума необходимо проводить всестороннее исследование изменения деловой активности, показателей в каждой из отраслей экономики, применяя те или иные процентные ставки. Важным остается понимание того, что наиболее эффективно устанавливать оптимальную налоговую нагрузку нужно исходя из ряда факторов, таких как особенности законодательства, специфика региона размещения, отрасль, размеры предприятия и т.д.

В случае необходимости пополнения бюджетов дополнительными средствами, перед тем как вводить новые налоги, что явно вызовет социальное негодование в обществе, необходимо решать проблемы иными способами, а именно: распределение поступления доходов от налогов в бюджеты бюджетной системы разных уровней. Заинтересованность местных властей способно повысить собираемость налогов и сборов.

Важным остается решение вопроса оптимизации неэффективных налоговых льгот. Необходим их постоянный мониторинг с целью выявления их неэффективности в каждой из отрасли, законодательное предоставление на ограниченный период времени, определение критериев эффективности и т.д. [8] Введение новых льгот должно сопровождаться целью, экономическим обоснованием, контингентом использования льгот, периодом действия, расчетом недополучения средств в бюджеты и иных показателей.

Таким образом, повышение налоговой нагрузки выше оптимума приводит к снижению деловой активности субъектов экономики, уменьшает собираемость. В российских нынешних условиях, ввиду введения санкций, оттоку капитала, падения курса национальной валюты введение новых налогов отрицательно скажется на темпы экономического роста. Тем не менее, органы государственной власти ввели торговый сбор, увеличили НДФЛ на дивиденды и налог на прибыль организаций на дивиденды с 1 января 2015 года. Падение мировых цен на нефть привело к проседанию торгового баланса, было принято решение секвестировать федеральный бюджет на 10% по всем статьям, кроме защищенных. Следовательно, данные действия органов государственной власти свидетельствуют о нехватке средств, перераспределяемых государством. В такого рода экономических сложностях резкое увеличение налоговой нагрузки может привести к еще большему уменьшению собираемости. Необходимо оптимизировать и модернизировать уже существующие механизмы собираемости налогов и сборов, о которых упоминалось выше.

Библиографический список

Класс

Контроль темы№8 «Экономика и государство»

Словарная работа.

Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.

№ п/п Понятие Буквен. обозн. Определение понятия
Дефицит А цена денежной ссуды, определяющаяся соотношением суммы денег, которые платятся в единицу времени как плата за ссуду, к величине ссуды
Норма обязательных резервов Б процесс реализации экономических функций государства путем разнообразных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей
Процентная ставка В действия государства, контролирующие денежную массу в экономике (метод стабилизации)
Учетная процентная ставка Г издержки и выгоды для третьих лиц, связанные с производством или потреблением благ, в которых эти лица не принимают личного участия
Государственный бюджет Д функция государства в рыночной экономике, направленная на нейтрализацию внешних влияний
Монетарная политика Е деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета
Инфляция Ж это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах
Монетаризм З сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам (делится на внутренний и внешний)
Фискальная политика И макроэкономическая теория, основанная на идее необходимости государственного регулирования экономики
Внешние эффекты К один из рычагов побочной регуляции денежного и кредитного обращения центральным банком, фиксирует в процентах размер той части депозитов (пассивов) коммерческих банков, которые они обязаны зарезервировать в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить выплаты со своих счетов
Компенсация внешних эффектов Л норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам
Кейнсианство М экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, в соответствии с которой определяющую роль в экономических процессах, в ведении хозяйства играет количество денег в обращении и связь между денежной массой и товарной
Экономическая политика Н переполнение каналов денежного обращения избыточной массой бумажных денег, вызывающее их обесценивание, рост цен на предметы первой необходимости, снижение валютного курса, падение реальной заработной платы
Государственный долг О негативный экономический показатель, когда рост расходов превышает рост доходов
Общественные блага П сводный план доходов и расходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов

Тест.

Российское правительство оказало материальную помощь людям, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюстрирует данный факт?

1) Сферу распределения;

2. Сводный план сбора дохода государства и использования полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

1) финансовым планом;

2) бухгалтерским отчетом;

3) государственным бюджетом;

4) экономическим расчетом.

3. Разработка мер антимонопольной политики характеризует выполнение государством экономической функции:

1) регулирования рыночных отношений;

2) обеспечения занятости населения;

3) производства общественных благ;

4) регулирования денежного обращения.

Верны ли суждения?

Дополните схему


Какое слово пропущено?

Дорогие кредиты приводят к уменьшению количества денег в обращении и помогают снизить ____________________.

7. Исключите лишнее.

Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

Норма обязательных резервов, налоги, учетная ставка процента, инфляция.

Найдите соответствия.

ХАРАКТЕРИСТИКИ: 1) формирование социально ориентированной экономики; 2) решение проблем государственного долга; 3) устранение чрезмерной дифференциации доходов населения; 4) борьба с бедностью; 5) повышение благосостояния; 6) снижение налогов на бизнес. ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: А. перспективные. Б. текущие.

Вставьте пропуски.

Прочитайте приведенный далее текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым пропуском букву, соответствующую выбранному вами слову.

(1)……………. направлена на достижение количественного равенства доходов и расходов государства. Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к (2) ………. В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать (3) ………, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает (4) ………. Государство может решить эту проблему дополнительной (5) …….. Но выпуск новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к (6) ……. Большинство правительств в подобных условиях предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется (7) ………………

А. государственный долг.

В. бюджетная политика.

Г. экономический рост.

Д. дефицит бюджета.

10. Заполните таблицу «Государственное регулирование рыночной экономикой»:

Прямое регулирование Косвенное регулирование

– принятие антимонопольного законодательства;

– ограничение деятельности предприятий;

– повышение ставки налога;

– налоговые льготы для малого бизнеса;

– создание фонда поддержки малых предприятий;

– повышение или понижение учетной ставки процента;

– формирование государственного бюджета;

– деятельность арбитражного суда;

– проверки налоговой инспекции.

Класс(экземпляр учителя)

Дополните схему

2) научно-техническая, внешнеэкономическая и т. д.

Исключите лишнее.

2) денежно-кредитная политика (монетарная политика).

8. Найдите соответствие:

1) 2) 3) 4) 5) 6)
А Б Б Б А Б

9. Вставьте пропуски:

В Д Е Г Б Ж А

Заполните таблицу:

Прямое регулирование Косвенное регулирование
– принятие антимонопольного законодательства; – ограничение деятельности предприятий; – введение налогов; – лицензирование; – деятельность арбитражного суда; – проверки налоговой инспекции – повышение ставки налога; – деноминация; – налоговые льготы для малого бизнеса; – создание фонда поддержки малых предприятий; – эмиссия; – повышение или понижение учетной ставки процента; – формирование государственного бюджета

Класс

Контроль темы№8 «Экономика и государство»

Словарная работа.

Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Государство в ближайшие годы будет вынуждено искать дополнительные источники доходов бюджета на фоне стагнирующей экономики, констатировали экономисты ведущих университетов в отзывах на проект федерального бюджета на 2021-й и плановый период 2022–2023 годов. Бюджет был принят в первом чтении Госдумой 28 октября.

Годы экономии

После «беспрецедентной просадки финансовых результатов» в 2020 году «правительство приступает к повышению налогов, а стимулирование потребительской и инвестиционной активности сведено к минимуму», отмечает экономический факультет МГУ.

Государство планирует экономить и откладывать инвестиционные расходы на будущее. Расходы в 2021 году снизятся более чем на 2 трлн руб. по сравнению с кризисным 2020-м. Под нож попадут даже национальные проекты, которые призваны играть центральную роль для достижения социальных целей, говорится в отзыве экспертов МГУ. В среднем расходы на все нацпроекты сократятся на 7,7% за три года.

Одновременно снизятся инвестиционные (в том числе инфраструктурные) расходы бюджета, что вызовет «цепную реакцию сокращения частных вложений», предупредили экономисты.

Рост бюджетных инвестиций в основной капитал замедлится: если в 2021 году их объем вырастет на 9,7% по сравнению с 2020 годом, то в 2022-м — только на 3,9%, а в 2023 году — на 1,4%. Всего за 2021–2023 годы объем инвестиций из бюджета составит менее 700 млрд руб.

Вместе с тем, по оценке президентской академии РАНХиГС, так называемые производительные расходы (те, которые работают на рост ВВП) вырастут на 1 трлн руб. к 2023 году относительно 2019 года, увеличится и доля таких расходов в общем объеме расходов федерального бюджета — с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023 году. В процентах от ВВП объем производительных расходов, наоборот, сократится с 3,6% в 2020 году до 3,1% ВВП через три года. К производительным расходам в РАНХиГС отнесли ассигнования на развитие национальной экономики (транспорт, дороги, телекоммуникации и информатика и т.д.), здравоохранение и образование, НИОКР.

Алексей Кудрин

Бюджет в ближайшие три года будет дефицитным. Закрывать дефицит государство по-прежнему будет в основном за счет заимствований. Из Фонда национального благосостояния на эти цели направят немного средств, да и то лишь в 2021 году. Однако никто из экономистов, написавших свои отзывы на бюджет, не считает целесообразным отказаться от заимствований в пользу более широкого использования средств ФНБ. К вопросу увеличения расходов из ФНБ нужно подходить аккуратно, эта тема лежит в плоскости изучения правительством и Центробанком, прокомментировал 29 октября президент Владимир Путин.

Госдолг России вырастет с 19,1% ВВП в 2020 году (по итогам прошлого года он составлял 12,3% ВВП) до 21,4% ВВП к концу 2023 года, или до 28,4 трлн руб. Около 80% госдолга составят внутренние заимствования.

Объем ФНБ достигнет 13,5 трлн руб. (10,1% ВВП) к 2023 году против 12,4 трлн руб. (11,6% ВВП) в конце 2020 года. «Мы считаем, что те резервы, которые есть в ФНБ, будут сохраняться [в ближайшие три года]», — сказал 29 октября министр финансов Антон Силуанов в интервью телеканалу РБК.

В ФНБ учитываются не только ликвидные средства — то, что можно незамедлительно использовать, — но и различные активы, продажа которых или невозможна, или займет время. МГУ предложил отказаться от учета в ФНБ неликвидных активов, чтобы «не искажать статистику», и наметить план продажи таких активов, чтобы пополнить выручкой ликвидную часть. В настоящее время ликвидные ресурсы составляют около 68% всего объема ФНБ, остальное вложено в акции (в том числе Сбербанка), привилегированные акции госбанков, ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов, следует из данных Минфина.

Последствия роста налогов

Следующий год ознаменуется ростом налоговой нагрузки для пополнения бюджета. Так, планируется изменить параметры налога на дополнительный доход (НДД) и отменить неэффективные налоговые льготы в нефтяной отрасли, что суммарно должно принести около 300 млрд руб. дополнительных доходов. По оценке РАНХиГС, больше всего от этого пострадают ЛУКОЙЛ, «Татнефть» и «Газпром нефть». Такую же оценку наиболее пострадавших давал вице-премьер Юрий Борисов. «Роснефть» как крупнейшая государственная нефтедобывающая компания получила возможность ежемесячного налогового вычета при добыче обезвоженной, обессоленной нефти, указала РАНХиГС.

Фото:Артем Геодакян / ТАСС

В целом экономисты академии одобрили изменения налогообложения нефтяников, но указали на риски заморозки добычи на убыточных месторождениях в случае неправильной настройки параметров налоговой системы.

Нефтегазовые доходы составят 32–34% всех поступлений в бюджет в 2021–2023 годах. Рост доходов будут обеспечивать в основном ненефтегазовые доходы. За счет ужесточения налогов Минфин рассчитывает увеличить доходы на 240–260 млрд руб. ежегодно.

Минфин также предложил поднять в 3,5 раза выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче металлов и сырья для удобрений, что позволит собрать около 56 млрд руб. дополнительных налогов в 2021 году. При рассмотрении законопроекта в Госдуме бизнесу удалось добиться пятилетней отсрочки на применение повышающего коэффициента для новых проектов, по которым заключены соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), специальные инвестконтракты (СПИК) и новые проекты, которые позволяют увеличить добычу на 10% и более, отметил в заключении на бюджет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), представляющий интересы крупного бизнеса.

Возврат к докризисным налогам

РСПП также предупредил о «крайне негативных последствиях» отмены с 2021 года льготной ставки НДС 10% вместо 20% на внутренние перелеты. За счет отмены льготы правительство рассчитывает дополнительно собрать 43,9 млрд руб. Рост налоговой нагрузки на авиакомпании, и так пострадавшие из-за закрытия границ, может спровоцировать банкротства и сокращения персонала, снижение доступности билетов для граждан, предупредил РСПП и предложил продлить льготу по НДС до 2025 года.

Экономисты МГУ и РАНХиГС указали на противоречия при повышении налогов для граждан. На фоне роста нагрузки на средний класс государство, по сути, вводит налоговую льготу для лиц со сверхвысокими доходами, отмечает РАНХиГС. Речь о том, что владельцы зарубежных активов (в низконалоговых странах и офшорах) вместо налога в 13% смогут платить фиксированный платеж в 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности за все контролируемые иностранные компании (КИК). Остальные россияне с доходами выше 5 млн руб. в год (больше 416 тыс. в месяц) будут обязаны платить НДФЛ по ставке 15% вместо 13%; также появится налог на доходы с банковских вкладов выше 1 млн руб.

По мнению экономистов, нужно расширить применение налоговых вычетов по НДФЛ (в том числе для наиболее бедных) и вернуться к идее изменить правила налогового резидентства физлиц.

Утрата налогового резидентства России — одна из стратегий состоятельных бизнесменов по снижению налогов. Сейчас налоги в стране обязаны платить лица, находящиеся на ее территории 183 дня в год и более.

Минфин предлагал сократить этот лимит вдвое, до 90 дней, и ввести критерий «центра жизненных интересов»: даже если гражданин находился в России меньший срок, но у него остались недвижимость, бизнес и личные связи, он все равно будет признан российским налоговым резидентом. Позже Минфин отказался от этой идеи.

Экономисты РАНХиГС сочли нереалистичными ожидания Минфина по росту доходов от повышения налогов на дивиденды и процентные доходы на Кипр, Мальту и Люксембург. Минфин рассчитывает дополнительно собрать 130–150 млрд руб. в год только от повышения налогов на выплаты на Кипр. «Прирост налоговых поступлений может быть существенно ниже», — считают в РАНХиГС. По мнению экономистов, повышение налогов может не возыметь заявленного эффекта без ужесточения критериев налогового резидентства физлиц и полной прозрачности офшорных структур.

Неравенство территорий

Финансовый университет при правительстве предложил реформировать механизм распределения средств между бюджетами. Высокая централизация налоговых полномочий и доходов и перекладывание расходных обязательств на регионы усиливает территориальное неравенство.

Расходные обязательства регионов с 2004 года выросли более чем вдвое, число переложенных на них федеральных полномочий практически утроилось. При этом число региональных налогов сократилось с семи до трех, а местных — с пяти до трех с 2005 года, указали экономисты.

Собственные доходы регионов в среднем лишь на 70% покрывают расходы. Без дотаций около четверти регионов не смогут финансировать даже зарплаты бюджетникам и социальные выплаты, оценил Финансовый университет.

После радикального роста в 2020-м (предварительно на 45%) трансферты регионам резко сократятся в 2021 году. По мнению Финансового университета, помощь из центра снижает стимулы регионов увеличивать собственную налоговую базу, вызывая бюджетное иждивенчество.

Необходимость софинансировать расходы на нацпроекты и госпрограммы привела к росту расходов регионов на 15–20%, привел Финансовый университет экспертную оценку Минфина. Чтобы выполнить обязательства, регионы будут вынуждены наращивать заимствования, причем преимущественно у коммерческих банков. Госдолг регионов вырос на 1,8% к 1 сентября и превысил 2,1 трлн руб. Аналогичная ситуация наблюдалась после кризисов 2009–2010 и 2014–2015 годов.

Финансовый университет предложил отказаться от единых нормативов распределения доходов между бюджетами и разделить регионы на группы (по объему валового регионального продукта (ВРП) или расходов бюджета, объему товарооборота на душу населения и т.д.). Дополнительно, по мнению экономистов, нужно уточнить инструменты обеспечения сбалансированности региональных бюджетов: регионам с низкой долговой устойчивостью предоставлять целевую финансовую помощь, другим — долгосрочные бюджетные кредиты сроком до десяти лет.

Контроль темы№8 « Экономика и государство »

1. Словарная работа.

Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.

Дефицит

цена денежной ссуды, определяющаяся соотношением суммы денег, которые платятся в единицу времени как плата за ссуду, к величине ссуды

Норма обязательных

резервов

процесс реализации экономических функций государства путем разнообразных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей

Процентная ставка

действия государства, контролирующие денежную массу в экономике (метод стабилизации)

Учетная процентная ставка

издержки и выгоды для третьих лиц, связанные с производством или потреблением благ, в которых эти лица не принимают личного участия

Государственный бюджет

функция государства в рыночной экономике, направленная на нейтрализацию внешних влияний

Монетарная политика

деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета

Инфляция

это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах

Монетаризм

сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам (делится на внутренний и внешний)

Фискальная политика

макроэкономическая теория, основанная на идее необходимости государственного регулирования экономики

Внешние эффекты

один из рычагов побочной регуляции денежного и кредитного обращения центральным банком, фиксирует в процентах размер той части депозитов (пассивов) коммерческих банков, которые они обязаны зарезервировать в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить выплаты со своих счетов

Компенсация внешних эффектов

норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам

Кейнсианство

экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, в соответствии с которой определяющую роль в экономических процессах, в ведении хозяйства играет количество денег в обращении и связь между денежной массой и товарной

Экономическая политика

переполнение каналов денежного обращения избыточной массой бумажных денег, вызывающее их обесценивание, рост цен на предметы первой необходимости, снижение валютного курса, падение реальной заработной платы

Государственный долг

негативный экономический показатель, когда рост расходов превышает рост доходов

Общественные блага

сводный план доходов и расходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов

1. Российское правительство оказало материальную помощь людям, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюстрирует данный факт?

1) Сферу распределения;

2. Сводный план сбора дохода государства и использования полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

1) финансовым планом;

2) бухгалтерским отчетом;

3) государственным бюджетом;

4) экономическим расчетом.

3. Разработка мер антимонопольной политики характеризует выполнение государством экономической функции:

1) регулирования рыночных отношений;

2) обеспечения занятости населения;

3) производства общественных благ;

4) регулирования денежного обращения.

4. Доходы государственного бюджета России в 1996 г. составили 536 трлн рублей, а расходы – 729 трлн рублей. Какое явление в экономике страны отражают эти данные?

1) п овышение роли государства в экономике;

2) наличие бюджетного дефицита;

3) снижение потребительского спроса;

4) усиление монополизации экономики.

5. Организация бесплатной медицинской помощи гражданам является примером выполнения государством экономической функции, какой?

1) Функция обеспечения стабильного развития экономики;

2) производства общественных благ;

3) регулирования рыночных отношений;

4) обеспечения роста доходов населения.

6. Какую из названных функций в рыночной экономике должно выполнять государство?

1) р егулирование обмена;

2) определение объема денежной массы;

3) обеспечение связи производителей и потребителей;

7. Государство регулирует рыночную экономику:

1) устанавливая цены на товары;

2) изменяя систему налогов;

3) определяя объемы производства;

4) распределяя сырье и материалы между предприятиями.

8. Государственный бюджет фиксирует:

1) прибыль и издержки общественного производства;

2) доходы и расходы государства;

3) размеры потребления на душу населения;

4) средства пенсионного фонда.

9. Одним из источников дохода государственного бюджета является:

1) акционерный капитал;

2) сборы от приватизации;

3) процент по банковским вкладам;

4) средства пенсионного фонда.

10. Правительство, снижая налоги, ставит задачу:

1) устранить дефицит бюджета;

2) способствовать подъему производства;

3) уменьшить потребление;

4) уменьшить внутренний долг.

3. Верны ли суждения?

1. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

А. Государство использует механизм налогообложения для повышения благосостояния групп населения с низкими доходами.

Б. Повышение налогов всегда ведет к снижению производительности труда.

1) в ерно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

А. Государственный бюджет носит характер рекомендательный для всех хозяйственных субъектов страны.

Б. Главным источником российского государственного бюджета, как правило, является деятельность финансово-промышленных групп.

1) в ерно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ.

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства.

1) в ерно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Какие ответы правильные?

1. Функции государства в рыночной экономике:

1) стабилизация экономики;

2) закрытие убыточных предприятий;

3) планирование производства;

4) защита прав собственности;

5) регулирование денежного обращения;

6) определение ценовой политики;

7) перераспределение доходов через налогообложение;

8) производство общественных благ.

2. Найдите в приведенном ниже списке способы воздействия на экономику, которые использует государство в условиях рыночной экономики:

2) правовое регулирование;

3) централизованное установление цен;

4) кредитование предприятий;

5) определение объемов производства.

5. Дополните схему

hello_html_m6f4915ff.jpg

6. Какое слово пропущено?

Дорогие кредиты приводят к уменьшению количества денег в обращении и помогают снизить ____________________.

7. Исключите лишнее.

Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

Норма обязательных резервов, налоги, учетная ставка процента, инфляция.

8. Найдите соответствия.

1) формирование социально ориентированной экономики;

2) решение проблем государственного долга;

3) устранение чрезмерной дифференциации доходов населения;

4) борьба с бедностью;

5) повышение благосостояния;

6) снижение налогов на бизнес.

ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА:

А. п ерспективные.

9. Вставьте пропуски.

Прочитайте приведенный далее текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым пропуском букву, соответствующую выбранному вами слову.

(1) ……………. направлена на достижение количественного равенства доходов и расходов государства. Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к (2) ………. В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать (3) ……… , которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает (4) ………. Государство может решить эту проблему дополнительной (5) ……. . Но выпуск новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к (6) ……. Большинство правительств в подобных условиях предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется (7) ………………

А. г осударственный долг.

В. б юджетная политика.

Г. э кономический рост.

Д. д ефицит бюджета.

10. Заполните таблицу «Государственное регулирование рыночной экономикой»:

– принятие антимонопольного законодательства;

– ограничение деятельности предприятий;

– повышение ставки налога;

– налоговые льготы для малого бизнеса;

– создание фонда поддержки малых предприятий;

– повышение или понижение учетной ставки процента;

– формирование государственного бюджета;

– деятельность арбитражного суда;

– проверки налоговой инспекции.

11. Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.

Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000–2006 гг. увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

12. Перечислите последствия налоговой политики государства на развитие экономики.

11 класс(экземпляр учителя)

Контроль темы№8 « Экономика и государство»

Читайте также: