Сведения о действующих налогах и сборах публикует

Опубликовано: 30.04.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу

Общее описание

Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, зарегистрированные в Санкт-Петербурге, могут получить информацию об исполнении обязанности по уплате налогов, а также о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

Справки предоставляются непосредственно в отношении лица, обращающегося за предоставлением услуги, т.е. информация в отношении другого лица не предоставляется.

Запрос оформляется по месту налогового учета.


Полное наименование:

Принцип предоставления

Результат предоставления

Бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Срок предоставления

  1. Индивидуальное информирование на основании запросов в письменной форме — в течение 30 календарных дней со дня регистрации соответствующего письменного запроса. При необходимости срок рассмотрения письменного запроса может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 30 календарных дней, с обязательным информированием заявителя о продлении срока рассмотрения такого запроса с указанием причин продления срока, которое осуществляется не позднее срока его исполнения.
  2. Индивидуальное информирование о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на основании запросов в письменной форме — в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего письменного запроса.
  3. Индивидуальное информирование об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании запросов в письменной форме — в течение 10 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего письменного запроса.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты.

II. Заявители, обращающиеся за государственной услугой:

  1. Лица, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители лиц, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ).
  2. Подает запрос о предоставлении сведений об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов и необходимые документы.
  3. Получает расписку о приеме заявления из Межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт‑Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (МАИС ЭГУ) с регистрационным номером.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги — содержащиеся в запросах:

  • просьбы о предоставлении сведений, не подлежащих разглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая сведения, составляющие государственную, налоговую или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера;
  • просьбы о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах;
  • просьбы о проведении экспертиз договоров, учредительных или иных документов;
  • просьбы о представлении в ходе личных приемов в налоговых органах информации, носящей конфиденциальный характер, в устной форме или в письменной форме без представления документов, удостоверяющих личность заявителей (подтверждающих в установленном порядке полномочия уполномоченных представителей заявителей);
  • нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц налоговых органов и (или) членов их семей;
  • исправления и (или) повреждения, влекущие невозможность однозначного прочтения запросов;
  • вопросы, по которым с заявителями в порядке, установленном п. 5 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Федеральный закон №59‑ФЗ), прекращена переписка;
  • вопросы, на которые заявителю многократно (два раза и более) давались ответы в связи с ранее представленными запросами, и при этом в запросе не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • подпись руководителя организации или индивидуального предпринимателя, снятого с учета в налоговом органе на основании сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния;
  • подпись представителя организации, исключенной из Единого государственного реестра юридических лиц после подачи документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Порядок действий уполномоченной организации

Должностное лицо подразделения МФЦ:

  1. Осуществляет прием и регистрацию заявления.
  2. Осуществляет передачу заявления в Федеральную налоговую службу России по месту налогового учета в соответствии со справочником межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу.
  3. Выдает расписку о приеме заявления из МАИС ЭГУ с регистрационным номером.

Документы

Документы, представляемые заявителем

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя).
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя.
  3. Запрос о предоставлении сведений об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  • для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — отсутствие подписи физического лица (в запросе, представленном на бумажном носителе), указания фамилии, имени, отчества (при наличии) физического лица, направившего запрос, и почтового адреса (адреса электронной почты), по которому должен быть направлен ответ;
  • для организации (индивидуального предпринимателя) — отсутствие в запросе:
    • указания полного наименования организации (фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя);
    • указания ИНН заявителя;
    • указания почтового адреса (адреса электронной почты) заявителя;
    • подписи (в запросе, представленном на бумажном носителе) и указания фамилии и инициалов физического лица — представителя организации, подписавшего запрос;
    • непредставление уполномоченным представителем заявителя документов, подтверждающих его полномочия на представление соответствующего запроса;
    • отсутствие у лица, подписавшего запрос, полномочий обращаться в налоговый орган для получения информации о заявителе;
    • представление запроса, текст которого не поддается прочтению;
    • представление запроса, текст которого не позволяет определить суть предложения (вопроса).

Документы, выдаваемые заявителю

  • Расписка (запрос) о приеме документов.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Обжалование решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц при предоставлении государственной услуги, рассмотрение соответствующих жалоб и принятие решений по ним осуществляются в порядке, установленном административным регламентом в соответствии с разделом VII Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявитель имеет право обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке решения и действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц, принятые и (или) осуществляемые ими при предоставлении государственной услуги, если, по его мнению, такие решения, действия или бездействие нарушают его права (жалоба).

Предметом жалобы являются решение и действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц при предоставлении государственной услуги в соответствии с административным регламентом, которые, по мнению заявителя, нарушают его права.

Решения и действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган.

Решения и действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

При получении жалобы налоговый орган, решение и действия (бездействие) которого и должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав заявителя, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения прав заявителя, подавшего жалобу, налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству заявителя, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается заявителем, ее подавшим, или его представителем.

Жалоба может быть направлена в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе указываются:

  • фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • обжалуемые решения и действия (бездействие) налогового органа и его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, решение и действия (бездействие) которого и должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым заявитель, подающий жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем заявителя, обжалующего решение и действия (бездействие) налогового органа и его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя, подающего жалобу.

Повторное обращение с жалобой производится в сроки, установленные административным регламентом для подачи жалобы.

Заявитель, подавший жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий жалобу.

Отзыв жалобы лишает заявителя, подавшего соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям.

Вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения полностью или в части, если установит, что:

  • жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 196 административного регламента, или в жалобе не указаны решение, и действия (бездействие) налогового органа его должностных лиц, которые привели к нарушению прав заявителя, подавшего жалобу;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного административным регламентом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы
  • до принятия решения по жалобе от заявителя, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям;
  • до принятия решения по жалобе налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав заявителя, подавшего жалобу.

Вышестоящий налоговый орган принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части, за исключением случая, предусмотренного пп. 5 п. 204 административного регламента.

В случае, предусмотренном пп. 5 п. 204 административного регламента, вышестоящий налоговый орган принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении нарушения прав заявителя, подавшего жалобу.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется заявителю, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению заявителя с жалобой в сроки, установленные административным регламентом для подачи жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 3 и 4 п. 204 административного регламента.

В ходе рассмотрения жалобы заявитель, подавший эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы заявителя, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, а также материалы, представленные налоговым органом, решения и действия (бездействие) которого и должностных лиц которого обжалуются, без участия заявителя, подавшего жалобу.

Решение по жалобе принимается вышестоящим налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении заявителем, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется заявителю, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

По итогам рассмотрения жалобы в соответствии с п. 3 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации вышестоящий налоговый орган:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется заявителю, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

Решения вышестоящего налогового органа, принятые по итогам рассмотрения жалоб, обжалуются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или в судебном порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае, если решение по жалобе не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 210 административного регламента, решения и действия (бездействие) налогового органа и его должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

В случае обжалования в судебном порядке решений и действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе, установленного п. 210 административного регламента.

Заявитель вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы, предусмотренные административным регламентом.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на официальном сайте ФНС России, Едином портале, посредством публикации в СМИ, а также в помещениях территориальных налоговых органов с использованием информационных стендов.

С начала 2013 г. у представителей бизнес - сообщества появилась обязанность вносить в иной, отличный от ЕГРЮЛ, специальный реестр сведения о юридически значимых событиях, происходящих в деятельности юридических лиц.

Тогда в законе о государственной регистрации юридических лиц и ИП появилась статья 7.1, которая именует этот реестр как «единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности». Иначе его называют «единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц» (ЕФРСДЮЛ) или Федресурс — по названию сайта в сети Интернет (https://www.fedresurs.ru).

Обязанность внесения сведений в ЕФРСДЮЛ предусмотрена как самим законом о государственной регистрации юридических лиц и ИП, так и иными нормативно-правовыми актами.

Представляется, что законодатель созданием упомянутого информационного ресурса решил два вопроса. Во-первых, деятельность юридических лиц стала более открытой и прозрачной. Во-вторых, данная информационная площадка позволяет в режиме реального времени получить сведения о контрагентах для оценки кредитных и прочих рисков без дополнительных издержек.


Сведения из ЕГРЮЛ налоговая служба размещает самостоятельно

Налоговая служба как регистрирующий орган самостоятельно вносит юридически значимые факты деятельности организаций в информационный реестр не позднее чем в течение 5 рабочих дней после внесения этих фактов в ЕГРЮЛ.

К таким фактам относятся записи: о создании юридического лица (в том числе путем реорганизации), о начале процесса реорганизации и ликвидации, об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или его ликвидации, об уменьшении или увеличении уставного капитала, о принятии решения об изменении адреса организацией и о таком изменении, о смене руководителя, о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Также регистраторы обязаны отразить в ЕФРСДЮЛ сведения о своем намерении исключить организацию из ЕГРЮЛ и о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.

Сведения, которые в соответствии с законом о госрегистрации юр. лиц мы должны размещать самостоятельно

Организации и ИП обязаны размещать следующие сведения, предусмотренные ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»:

Во-первых, необходимо опубликовать сведения о стоимости чистых активов акционерного общества. Стоимость чистых активов ООО публикуется в случаях, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Во-вторых, сообщения в реестре размещаются в ситуации, связанной с потенциальным банкротством компании. В частности, при возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о банкротстве. Если же банкротство уже стартовало введением процедуры наблюдения, то сведения об этом также подлежат размещению.

В-третьих, если законом установлена обязанность по раскрытию финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в СМИ.

В-четвертых, компания обязана разместить в электронном реестре сообщение о передаче движимого имущества в залог.

В-пятых, события, связанные с получением лицензии, приостановлением, возобновлением действия лицензии, переоформлением лицензии, ее аннулированием или прекращением.

В-шестых, сообщения о выдаче независимой гарантии с указанием регистрационных данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;

В-седьмых, сообщения о заключении договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или ИП.

Обязанность по размещению, предусмотренная специальными законами

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, на которых обязанность по размещению сведений в «федресурсе» возложена иными законами, опубликовывают такие сведения в течение 3 рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.

Перечень фактов, обязанность по размещению которых установлена особыми законами, носит исключительный характер.

  • Так, статьей 94 Закона об исполнительном производстве предусмотрена обязанность должника по исполнительному производству уведомить своих кредиторов об обращении судебным приставом взыскания на определенное недвижимое имущество, имущественные права и прочее имущество. В сообщении на «федресурсе» должны быть указаны размер требований и очередность обращения взыскания на имущество.
  • В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки имущества, имущественных прав в случаях проведения оценки, предусмотренных рядом законов (например, Законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственных кооперативах и другие), заказчик оценки обязан включить отчетную информацию об оценке в течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об оценке. Такую обязанность вменяет Закон об оценочной деятельности в РФ (ст.8.1 закона).
  • После проведения обязательного аудита на предприятии, в ЕФРСДЮЛ нужно разместить основные и регистрационные данные как самой компании, так и лиц, проводивших аудит, и данные о самом аудите. Дополнительно нужно приложить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой провели аудит. Данные мероприятия регламентируются ч. 6 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.
  • На основании ч. 5 ст. 5 Закона о саморегулируемых организациях при вступлении в члены саморегулируемой организации или при прекращении такого членства в реестре юридически значимых фактов необходимо опубликовать сообщение об этом. Это касается и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, и граждан.
  • Как гласит статья 10 Закона о финансовой аренде (лизинге), в случае приобретения юридическим лицом или гражданином имущества по договору финансовой аренды (лизинга), такое лицо в обязательном порядке вносит в ЕФРСДЮЛ сведения о заключении указанного договора с упоминанием всех обязательных условий договора и индивидуализирующих имущество признаков.

Раскрытие информации при банкротстве

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России №178 от 05.04.2013г. у ЕФРСДЮЛ имеется составная часть – единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), учитывающий и включающий в себя вопросы банкротной специфики.

Сообщения подлежат публикации в реестре и саморегулируемыми организациями, и арбитражными управляющими, и операторами электронных торговых площадок, и организаторами торгов, и Агентством по страхованию вкладов, и ФНС, и ФССП, и Банком России.

Упомянутый ресурс позволяет третьим лицам, участникам банкротства (должникам, кредиторам), самому арбитражному управляющему полностью отслеживать судьбу предприятия-банкрота или гражданина; - отсутствии документов бухгалтерского учета и отчетности, искажении или отсутствии в них установленных законом данных.

Здесь размещается многочисленное количество публикаций (о собраниях и комитетах кредиторов, о составе, стоимости и реализации имущества банкрота, о признаках фиктивного и преднамеренного банкротства, об оспаривании сделок арбитражным управляющим, о привлечении лиц к субсидиарной ответственности). Отдельно публикуются итоговые и промежуточные отчеты по конкретным процедурам банкротства, информация для участников строительства и сведения о банкротстве финансовых и кредитных организаций.

Дополнительно существует возможность ознакомления с каталогом арбитражных управляющих с подробной информацией о них, с перечнем саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, торговых площадок и организаторов торгов.

Пределы ответственности за отказ от размещения сведений в ЕФРСДЮЛ

При нарушении обязанности по размещению сведений о юридически значимых фактах в ЕФРСДЮЛ рублем ответит руководитель компании. Так, за игнорирование требований закона предусмотрен штраф в размере от 5 000 до 10 000 тысяч рублей. Аналогичная ответственность на руководителя компании возлагается при размещении недостоверных сведений (ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ).

За повторное совершение данного правонарушения должностное лицо отделается штрафом в размере от 10 000 до 50 000 рублей. По усмотрению административного органа возможно применение дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

В случае нарушения сроков размещения сообщения в специальном реестре, ответственность значительно мягче. Для должностного лица предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей либо предупреждение.

Сведений о юридически значимых событиях, которые подлежат публикации в Федресурсе, все больше. Сроки, порядок публикаций и ответственность детально регламентированы законом. Хотя активности в вопросе привлечения к административной ответственности не наблюдается, настоятельно рекомендуем определить для своей фирмы или ИП перечень фактов, которые необходимо раскрывать перед третьими лицами.

Постарайтесь подготовиться заранее. Рано или поздно начнут привлекать и за это.

Письмом ФНС России от 17.11.2016г. № ГД-4-8/21768 «О предоставлении сведений» сообщает, что не позднее 01.07.2017 на официальном сайте на nalog.ru в формате открытых данных будут размещены сведения об организациях, указанные в п.п. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, а именно – сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам) и мерах ответственности за эти нарушения.

Уже сейчас в силу п. 1.1 ст. 102 НК РФ установлено, что указанные сведения:

-размещаются в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, кроме составляющих государственную тайну;

-по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Но порядок и срок размещения сведений не определен. Поэтому пробел Налогового кодекса РФ ФНС России легко решает своим письмом, не забыв предупредить при этом, что письмо носит информационный характер.

Вот сведения о компаниях, которые будут публиковаться на официальном сайте ФНС:

Сведения Публикация
Компания: наименование, ИНН 25.07.17, далее ежемесячно 25-го числа
Спецрежимы, которые применяла компания на 1-е число прошлого месяца
Информация об участии в консолидированной группе
Недоимка: суммы отдельно по каждому налогу, сбору, взносам, пеням, штрафам и общая задолженность. Данные по состоянию на 1-е число прошлого месяца
Нарушения: статья НК РФ, период нарушения, дата вступления в силу решения, ответственность, размер штрафа.
Среднесписочная численность компании за прошлый год 25.07.17, далее ежегодно 25 июля
Доходы и расходы по бухгалтерской отчетности за прошлый год
Налоги, сборы, взносы, которые компания заплатила в прошлом году: суммы по каждому платежу без учета агентских налогов и платежей при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС Данные по налогам — 25.07.17, по взносам — 25.02.18. Далее ежегодно 25 февраля

Сначала ФНС выложит данные за период 02.06.16–30.06.17, далее база будет дополняться сведениями за каждый прошедший месяц.

Так налоговики надеются доказывать, что организация сознательно сотрудничала с нарушителями и не могла не знать о допущенных нарушениях. В результате инспекторы ФНС России смогут обоснованно доначислить налог и отстоять свою позицию в случае возникновения судебного спора.

До настоящего времени при оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды применяется Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

В данном Постановлении Пленумом ВАС РФ было закреплено, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, – достоверны.

Несмотря на это, налоговики каждый раз пытаются привлечь налогоплательщика к ответственности за неправомерные действия контрагента (в том числе, доначислить НДС за неверное указание ставки в счете-фактуре: 18% вместо 0%), что недопустимо, ведь согласно п.10 Постановления, факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

По мнению налоговиков, доступная информация на сайте ФНС практически лишит налогоплательщика возможности сослаться на незнание (или нежелание знать) о налоговых нарушениях контрагента.

Между тем, не понятно, что сейчас мешает инспекторам ФНС России доказывать обоснованность своих действий.

Ведь достаточно часто суды признают недоказанным инспекцией факт отсутствия реальных хозяйственных операций с контрагентом, соответственно, ошибочными выводы налоговиков о формальности соответствующего документооборота.

К примеру, в арбитражном деле № Ф06-13869/2016 суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС № 10 по Волгоградской области от 30.09.2015 № 15-08/22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Постановление Арбитражного суда ПО от 02.11.2016). И таких дел множество по всем регионам РФ.

А по какой причине организация должна отказываться от сделки с контрагентом, у которого, по мнению налогового органа, имеется задолженность или налоговое правонарушение, что часто спорно? Не понятно.

К сожалению, зачастую письмами (например, письмо от 18.09.2014 № 03-07-09/46708 «О применении счетов-фактур») налоговики формируют свою позицию и даже новую норму права.

А усилить эффект своих доказательств пытаются ссылками на судебную практику.

Так, волной прокатилось Определение Верховного суда от 26 января 2016 года № 304-КГ15-18260, в котором судом дана оценка абсолютно конкретной ситуации и сделан вывод о неправомерном применении ставки 18 % по НДС в отношении услуг по подаче вагонов под погрузку для осуществления международных перевозок.

И стали налоговики применять это разъяснение к абсолютно всем услугам, связанным с организацией международных перевозок и транспортировкой товаров, вне зависимости от существенных особенностей этих услуг.

Письмо Федеральной налоговой службы от 17 ноября 2016 г. № ГД-4-8/21768 О предоставлении сведений о задолженности, уплаченных налогах, доходах и расходах потенциального контрагента покупателю и обязанности предоставления вышеуказанной информации покупателю, в случае ее отсутствия на сайте ФНС России

В связи с вышеизложенным просим разъяснить:

1) Вправе ли покупатель в целях проверки потенциального поставщика запросить в инспекции сведения о задолженности, уплаченных налогах, доходах и расходах потенциального контрагента?

2) Обязана ли инспекция предоставить данные сведения, если такая информация должна быть открытой, но ее нет на сайте ФНС?

Ответ: Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу предоставления сведений о задолженности, уплаченных налогах, доходах и расходах потенциального контрагента покупателю и обязанности предоставления вышеуказанной информации покупателю, в случае ее отсутствия на сайте ФНС сообщает следующее.

В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 102 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика. Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения.

Согласно пункту 1.1 статьи 102 НК РФ сведения об организации, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение), размещаются в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Однако положениями статьи 102 НК РФ, изложенной с учетом положений Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», не предусмотрен порядок и срок размещения сведений, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ.

Вместе с тем сообщаю, что сведения, указанные в подпункте 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ, будут размещены на официальном сайте Федеральной налоговой службы в формате открытых данных не позднее 01.07.2017 за 2016 год.

Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер.

Действительный
государственный советник РФ 3-го класса
Д.Ю. Григоренко

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Фото: Эмин Джафаров / «Коммерсантъ»

Федеральная налоговая служба (ФНС) впервые опубликовала данные о налоговой и бухгалтерской отчетности российских компаний. Они размещены в формате открытых данных на сайте ведомства (наборы под номерами 74–76).

Сведения о крупнейших налогоплательщиках, а также о стратегических предприятиях — оборонных и госкомпаниях — пока раскрываться не будут, сообщил РБК представитель службы. Причиной такого решения, по словам собеседников РБК, послужило введение в начале апреля новых антироссийских санкций Минфином США.

Без грифа тайны

Первые данные, появившиеся на сайте ФНС, содержат информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии в консолидированной группе налогоплательщиков и о среднесписочной численности работников организаций. Дальнейшая информация будет раскрываться поэтапно, писал РБК.

Второй этап публикаций согласно плану наступит 1 октября — в этот день в наборе открытых данных должна появиться информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности, а также сумме уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Еще через два месяца, то есть 1 декабря, ФНС обнародует суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам организаций, налоговые правонарушения и меры ответственности за них с указанием штрафов.

Данные появились в виде наборов электронных записей, с которыми неспециалисту работать невозможно, считает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Налогоплательщики ожидали увидеть сведения в виде удобного и доступного электронного сервиса, например, в виде давно известных «Сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или иных аналогичных сервисов, представленных на сайте ФНС», — отметил Овеснов.

С ним согласен руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. По его словам, публикация в формате простого набора открытых данных, а не в виде базы данных с удобным поиском, затрудняет пользование этими сведениями.

Давние планы

Приказ о размещении данных о компаниях, включая те, с которых гриф налоговой тайны был снят в июне 2016 года (среднесписочная численность работников организации, уплаченные суммы налогов и сборов и объемы доходов и расходов), ФНС впервые утвердила в декабре 2016 года. Как следовало из приложения к документу, налоговая служба должна была разместить эту информацию на своем сайте 25 июля прошлого года. Затем ведомство дважды переносило этот срок — на 1 июня 2018 года (соответствующий приказ опубликован на сайте ФНС), а затем на 1 августа.

Первичная цель раскрытия таких данных о компаниях — «предоставление налогоплательщикам полной и достоверной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности контрагентов», объясняла ФНС. В августе 2017 года была введена ст. 54.1 Налогового кодекса, ужесточающая ответственность за налоговые нарушения контрагентов, напоминает Зарипов. Но ощутить эффект и сделать полноценные выводы о контрагенте компании смогут лишь после второго этапа публикации, считает эксперт.​​ На конец июня 2018 года в России ведут деятельность более 4,2 млн юрлиц.

Раскроют не всех

Среди компаний, с которых снимут режим налоговой тайны, не будет стратегических (оборонных предприятий и госкомпаний) минимум до 2020 года, говорили ранее РБК два собеседника, знакомые с ходом подготовки приказа. В ФНС подтвердили, что к публикации пока не готовятся данные о компаниях, входящих «в перечень стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, а также отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам».

С апреля 2018 года к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня ФНС относит организации, чей общий объем полученных доходов за отчетный год превышает 35 млрд руб. (до апреля этот показатель составлял 20 млрд руб.). В свою очередь, к крупнейшим налогоплательщикам на региональном уровне теперь относятся компании, чьи доходы находятся в диапазоне от 2 млрд до 35 млрд руб. При этом в полномочия ФНС входит право самостоятельно отнести налогоплательщика к категории крупнейших независимо от соблюдения названных критериев.

Что касается стратегических предприятий, то они вписаны в соответствующий перечень, утвержденный президентом. Всего в него входит около 70 компаний. Среди них, например, «Роснефтегаз», «РусГидро», РЖД, «Роснефть», «Газпром», «Аэрофлот», банк ВТБ и другие компании.

Публикация сведений о доходах госкомпаний, числе работающих в компании сотрудников и суммах уплаченных налогов на фоне очередной волны санкций могла бы стать основанием для их расширения, говорил замдиректора департамента законотворческой деятельности ТПП Александр Селиванов. «Для компаний, попавших под санкции, публикация финансовой информации лишь поможет стороне, наложившей санкции, контролировать их эффективность», — считает руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. По мнению партнера KPMG Михаила Орлова, санкции вряд ли являются основным мотивом такой политики. «Скорее это повод», — считает он.

Читайте также: