России нужно совершенствовать налоговый механизм который

Опубликовано: 15.05.2024

В реалиях настоящего времени на пути развития налоговой системы имеется большое количество проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними факторами: двоякое трактование положений статей Налогового кодекса Российской Федерации, противоречивая практика разбирательств идентичных дел в судах субъектов Российской Федерации, несовершенство налогового администрирования и т.п. Именно поэтому, в настоящее время существует проблема обеспечения стабильного развития налоговой системы, среди которой одно из самых важных значений имеет совершенствование налогового контроля. Налоговый контроль в Российской Федерации осуществляется с помощью разнообразных методов, приемов и способов, путем обобщения теоретических положений в области бухгалтерского и налогового законодательства, оценки практической деятельности налоговых и других контролирующих органов, анализа динамики правонарушений в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.

В современных условиях круг полномочий в отношении обеспечения экономической безопасности не достаточно четко распределен между органами налогового контроля и другими контролирующими органами, которые имеют общие задачи по защите экономических интересов и противодействию экономических преступлений в налоговой сферы. При этом особого внимания требует совершенствование правоохранительных механизмов противодействия налоговой и экономической преступности, криминализации налоговой сферы, разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций при организации налоговых проверок.

Исходя из этого, актуальным становится изучение проблемы организации налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности РФ на основе оценки форм и методов налогового контроля. В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым контролем понимают деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

В рамках налогового контроля Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1. Камеральные налоговые проверки;

2. Выездные налоговые проверки;

3. Повторные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, создает условия для эффективного функционирования налоговой системы, содействуя тем самым реализации налоговой политики государства путем своевременного и полного формирования его финансовой базы.

Именно поэтому необходимо постоянно совершенствовать деятельность налоговых органов в рамках проводимых мероприятий, связанных с осуществлением налогового контроля.

Для целей совершенствования взаимодействия налоговых органов с другими государственными структурами по вопросам, касающимся налогового контроля, необходимо:

1. Интегрировать взаимодействие налоговых органов с органами, осуществляющими регистрационные действия с налогоплательщиками-физическими лицами в частях, касающихся сбора данных об объектах налогообложения по таким налогам, как земельный налог и налог на имущество физических лиц, в связи с непрекращающимися случаями представления в налоговые органы ошибочных данных об объектах налогообложения, которые приводит к увеличению количества перерасчетов и направлению повторных налоговых уведомлений.

2. Проводить более либеральную налоговую политику в части, касающейся штрафных санкций, т.к. фискальная направленность нынешней налоговой системы неизбежно приведет к уклонению от налогообложения.

Практика показывает, что чем строже карательные меры, тем больше стремление налогоплательщиков скрыть свои доходы. Поэтому штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести правонарушения и наличия умысла. Необходимо более четкое и подробное классификации налоговых правонарушений.

3. Совершенствовать методологию налоговых проверок с целью совершенствования работы налоговых органов и исключения двоякого трактования положений и статей Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Для функционирования в полном объеме фискальной функции налогов необходимо совершенствовать работу судебной системы, бороться с коррупцией в налоговых органах, повышать их техническую оснащенность и квалификацию работников, охранять от посягательств криминализированного бизнеса.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности РФ, необходимо совершенствование организации контрольной работы налоговых органов, повышение ее эффективности, улучшение методики их работы. В целях совершенствования налогового законодательства Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» была разработана дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Дорожная карта нацелена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

В качестве основных целей в дорожной карты указаны следующие направления деятельности, требующие совершенствования:

• Сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;

• Улучшение взаимоотношений между налогоплательщиками в лице предпринимательского сообщества и налоговыми органами с учетом лучших международных практик;

• Сближение правил налогового и бухгалтерского учета;

• Повышение эффективности механизмов администрирования НДС;

• Стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот;

• Совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.

Также в дорожной карте указаны результаты к которым необходимо стремиться по окончании реализации вышеуказанных направлений деятельности:

- Сокращение времени взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов;

- Упрощение правил ведения учета и повышению прозрачности правоприменения;

- Достижение ключевых показателей эффективности, разработанных в дорожной карте.

1. Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asi.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 20.12.2014).

2. Аристархова, М.К. Совершенствование управления реализацией налоговых проверок/ М.К. Аристархова, А.Н. Воронина // Экономика региона. - 2011. - № 3 (27). - С.147-155: табл. - Библиогр. с. 154.

3. Безверхова, И.А. Основные аспекты системы налогового контроля и направления ее совершенствования/ И.А. Безверхова //Управленческий учет. - 2011. - № 7. - С. 56 - 60: схемы. - Библиогр.: с. 60.

4. Горлов, В.В. Налоговый контроль в Российской Федерации: формы и направления совершенствования/ В. В. Горлов // Все о налогах. - 2011. - № 4. - С. 3 – 8.

5. Дуброва, М. Особенности функционирования налогового контроля в системе государственного финансового контроля/ М. Дуброва // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 1, Ч. 2. - С. 559 - 562: рис. - Библиогр.: с. 562.

Налоговая система – это структура урегулирования общественных отношений посредством правовых норм касательно установления и взимания сборов и налогов.

Система налогообложения возникла довольно давно. Государственная власть долгое время принадлежала знатным родам. Они проводили политику и жили за счет налогов, которые собирали со своих подданных. Постепенно система сбора налогов усложнялась, появлялись новые формы обязательных платежей, но заложенный изначально принцип сохранился и по сегодняшний день.

Основная цель существования налоговой системы – обеспечение функционирования государственного аппарата управления и осуществление социально-экономической политики.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 470 руб.
  • Реферат Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 250 руб.
  • Контрольная работа Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 190 руб.

Базой налоговой системы являются сборы и налоги. Она помогает государству проводить регулирование экономикой, а также распределять финансы. Законом, согласно которому осуществляются налоговые отношения между субъектами хозяйствования и государством, является Налоговый Кодекс РФ.

Кодекс устанавливает нормы, которые определяют последовательность взимания налогов, перечень плательщиков, объекты, подвергаемые налогообложению. Так же он конкретизирует налоговую базу.

Налоговая система выполняет следующие функции:

  • Фискальная функция направлена на установление отношений между государством и плательщиками в части организации поступления обязательных платежей в государственный бюджет.
  • Распределительная функция позволяет перенаправлять средства между субъектами, отраслями, территориями.
  • Регулирующая функция выражается в механизмах, с помощью которых государство может воздействовать на экономику страны.
  • Контрольная функция помогает отслеживать полноту, своевременность уплаты налогов, а также выполнение участниками отношений, своих обязательств.

Налоговая система является обязательной. Она строится на принципе справедливости, все процессы внутри нее должны быть определены, удобны и понятны. Сборы налогов должны быть экономически целесообразными, справедливыми и оптимальными.

Особенности налоговой системы РФ

Российская система налогообложения состоит из элементов структуры, которые устанавливаются законодательством страны. В России государственное устройство определяет систему сбора налогов. Чтобы выполнять свои задачи перед обществом, государством в Росси была создана трехуровневая система.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает иерархию сборов. В его структуру входят законодательные акты федерального, регионального и местного уровня.

Единая схема налоговой системы РФ включает в себя следующие уровни обязательных платежей:

  1. Федеральный уровень. Поступающие платежи перечисляют все субъекты РФ, установленные в соответствующих актах.
  2. Региональный уровень. Часть полномочий по регулированию сборов отданы региональным властям.
  3. Местный уровень. Перечисления проводятся согласно Налоговому Кодексу, но их регулирование отдано органам местной власти.

Налоги федерального уровня включают в себя различные сборы за пользование природными ресурсами, а также налоги на прибыль предприятий, доходы домашних хозяйств. Сюда же относят пошлины за оказание государственных услуг и акцизы, налог на добавленную стоимость. На региональном уровне регулируются и собираются налоги на имущество, транспорт и игорный бизнес. Муниципалитеты отвечают за сбор налогов на имущество домашних хозяйств, на землю и торговлю.

Основная проблема налоговой системы РФ – пересечение налогов. Иногда субъекты испытывают двойное или даже тройное налогообложение, что негативным образом сказывается на их функционировании. Государство занимается реформирование, но иерархия платежей остается неизменной. Это связно с устройством государства.

Пути совершенствования налоговой системы РФ

Современный Налоговый Кодекс РФ был создан еще в начале девяностых. Он до сих пор мало адаптирован к рыночным условиям, поэтому носит больше фискальный характер. Растет налоговая нагрузка на инвесторов, особенно в крупный бизнес и отрасли, приносящие существенные доходы, достаточно высока. Это сдерживает рост инвестиций, в том числе зарубежных. Отрасли не добирают капитала и факторов производства, что негативным образом сказывается на их развитии.

Высокие налоги заставляют многие компании вести часть бухгалтерии в теневом секторе экономики, скрывая часть доходов. Налоговая нагрузка слишком высока, и не варьируется в зависимости от величины бизнеса.

Действующая налоговая система должна быть простой, понятной и доступной для всех субъектов. Негибкость и низкая адаптивность так же негативным образом сказываются на ее функциональности.

Из наиболее значимых изменений в налоговой системе РФ можно отметить:

  1. Введение единой налоговой ставки на доходы физических лиц в размере 13%.
  2. Снижение ставки налога на прибыль с 35% до 20%.
  3. Отмена многочисленных льгот по налогу на прибыль.
  4. Введение налога на добычу полезных ископаемых.
  5. Преференциальные системы налогообложения в отдельных экономических зонах.

Задача преобразований налоговой системы заключается в том, чтобы вывести часть бизнеса из теневого сектора. Так же гибкость и адаптивность системы позволит повысить конкурентоспособность российской экономики, изменить ее инвестиционную привлекательность. Политика государства учитывает необходимость соответствовать глобальным изменениям мировой экономики. Многие страны постепенно выводят прибыль из-под налогообложения, а также размывают налоговую базу.

Введение налога на недвижимость позволит сократить количество существующих поимущественных налогов, а также установить единые подходы к оценке рыночной стоимости. Государственная власть стремится к выработке долгосрочного плана реформирования налоговой системы. Это необходимо для проведения постепенных преобразований, а также обеспечения экономического роста за счет стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Тест по теме «Обособленные обстоятельства»

1. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.
1) Выполняли они свою работу спустя рукава.
2) Он постоял несколько минут молча.
3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь.
4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.


2. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.


3. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

1) Прощаясь молодые люди раскланивались.
2) Отец не оборачиваясь кивнул головой.
3) Смотрел на бабушку прищурясь.
4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.


4. Укажи предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).
1) С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей.
2) Увалы холмы долины уходили вдаль.
3) Смышлёные звери бобры зимуют разумно.
4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.

5. Отметь предложение, в котором НЕТ пунктуационных ошибок.
1) Снег сошёл, оставшись кое-где грязными клочками в лощинах.
2) Воробьи обсыпав придорожные ветлы, кричали громко.
3) Я долго сидел у открытого окна, не зажигая огня и задумчиво глядел в тёмное пространство, перебирая в памяти прошедшие годы.
4) Оглянувшись по сторонам, и, никого не обнаружив он осторожно стал пробираться к дому.


6. В каком предложении нет грамматической ошибки (верно построено предложение с деепричастным оборотом)?
1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.
2) Подъезжая к городу, нашу машину остановили.
3) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
4) Находясь в открытом море, пароход попал в жестокий шторм.

7. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку.(3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)

8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)


9. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень. (В.Короленко)
10. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)


Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте грамматические основы, прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Ш_гах в шести от него пр_слонясь сп_ной к тумбочке с_дел м_лодой парень в синей пестрядинной рубахе в таких же шт_нах в л_птях и в оборва(н, нн)ом рыжем к_ртузе. Около него лежала маленькая к_томка и коса без черенка обёрнутая в жгут из соломы а(к, кк)уратно перекруче(н, нн)ый верёвочкой. Пар_нь был (широко)плеч кор_наст с заг_релым и обветре(н, нн)ым лиц м и с большими г_лубыми глазами см_тревшими на Челкаша доверч_во и добр_душно.

Челкаш оскал_л зубы высунул язык и сделав страшную рожу устав_лся на него вытараще(н, нн)ыми глазами.
Парень сн_чала (не, ни)доумевая смигнул но (по)том вдруг ра(с,сс)хохотался крикнул скво_ь смех: «Ах, чудак!» Почти (не, ни)вст_вая с земли (не, ни)уклюже пе-рев_лился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою к_томку по пыли и постук_вая пяткой косы о камни.
(М. Горький)

Тест по теме «Обособленные обстоятельства»


1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (О.Селянкин)

2. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.
(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома. (Ю.Сотник)


3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут. (Р.Фраерман)


4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пожизненный найм (1) не обязывая владельцев предприятий заботиться о каждом сотруднике (2) ставил рабочих в крайне зависимое положение (3) и (4) прочно укрепившись в японском обществе (5) обрёл силу юридического закона.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5


5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Внешторгбанк размещает валютные резервы государства за рубежом, а в итоге (1) завоевав доверие (2) сможет выступать и как представитель по операциям с драгоценными металлами.
Стоявшие у истоков нового бизнеса специалисты возглавили различные биржи, а (3) развернув деятельность (4) и добившись успеха (5) встали во главе других организаций: акционерных обществ, банков, и т.д.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 5 4) 3, 4, 5


6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Коммерческие банки вынуждены анализировать ситуацию (1) вникая во все детали (2) и (3) найдя выход (4) преодолевать (5) и политические трудности
1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4


7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вступая в спор (1) и отстаивая свою позицию (2) мы начинаем горячиться (3) и (4) сами того не замечая (5) допускаем досадную грубость.
1) 1, 2, 3 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4, 5


8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Успех и положительные результаты обязательно будут, если работать (1) засучив рукава.
Судя по всему (2) экономические реформы идут медленно.
Сегодня (3) несмотря на новизну этого термина (4) никто уже не сомневается в необходимости изучения маркетинга.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4


9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

России нужно совершенствовать налоговый механизм, который (1) превратившись в инструмент воздействия на экономику (2) станет частью бюджетной стратегии.
Начав с создания флота (3) Петр I проводил все дальнейшие преобразования с учетом общегосударственных интересов.
Не следует забывать народную мудрость: спеши (4) не торопясь (5) и медли без лени.
1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 5 4) 1, 3, 4


10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Студенты учатся, знакомятся с новейшими достижениями науки и (1) закончив университет (2) хотят применить знания на практике.
Самыми работоспособными и организованными оказываются коллективы (3) создавая которые (4) психологи учитывали совместимость персонала.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3


Спишите тексты, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте грамматические основы, прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

1) В реку гл_делся лениво щурясь сп_койный лес и вместе с бабами смялся берег заро ший белым лопушником смялся игриво заразительно как бойкий (бело)бры(с _ сс)ый м_льчуган с т_рчащими во всю силу в_храми.

Его точно д_ржал кто(то) снизу а он (по)прежнему х_тел подня(тся, ться) и посм_треть вдаль но (не, ни)мог и смеясь боролся с кем(то) у_кими как руки песча(н, нн)ыми косами. И задыхающийся от смеха и борьбы берег вырывался и к_тился дальше пока (не, ни)пропадал за пов_ротом.

(За)тем пок_зался на дороге медле(н, нн)ый воз и он тоже смялся. Вспых_вающие улыбки ползали по рубахам шагавших мужиков по жёлтой соломе по чалой гриве лошади и бл_стевшим ободьям. (С.Сергеев-Ценский)

2) Стояла ранняя весна.
Пр_мчавшись откуда(то) с (не, ни)ведомых морей и гор в пр_зрачном воздухе к_лыхалась она л_кующая радос_ная. И та_л на улицах снег. Он оседал рыхлел и бежали (из)под него весёлые гов_рливы _ руч(?)и св_бодные св_ркающие, как оплотневшие на земле лучи солнца.
Стали в_здушней огромные дома улицы властно вросшие в небо и землю и в мон_стырском саду нач нали просыхать а(л, лл)еи и набухать почки на дерев(?)ях. (С.Сергеев-Ценский)

Налоговая система – это структура урегулирования общественных отношений посредством правовых норм касательно установления и взимания сборов и налогов.

Система налогообложения возникла довольно давно. Государственная власть долгое время принадлежала знатным родам. Они проводили политику и жили за счет налогов, которые собирали со своих подданных. Постепенно система сбора налогов усложнялась, появлялись новые формы обязательных платежей, но заложенный изначально принцип сохранился и по сегодняшний день.

Основная цель существования налоговой системы – обеспечение функционирования государственного аппарата управления и осуществление социально-экономической политики.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 470 руб.
  • Реферат Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 280 руб.
  • Контрольная работа Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 200 руб.

Базой налоговой системы являются сборы и налоги. Она помогает государству проводить регулирование экономикой, а также распределять финансы. Законом, согласно которому осуществляются налоговые отношения между субъектами хозяйствования и государством, является Налоговый Кодекс РФ.

Кодекс устанавливает нормы, которые определяют последовательность взимания налогов, перечень плательщиков, объекты, подвергаемые налогообложению. Так же он конкретизирует налоговую базу.

Налоговая система выполняет следующие функции:

  • Фискальная функция направлена на установление отношений между государством и плательщиками в части организации поступления обязательных платежей в государственный бюджет.
  • Распределительная функция позволяет перенаправлять средства между субъектами, отраслями, территориями.
  • Регулирующая функция выражается в механизмах, с помощью которых государство может воздействовать на экономику страны.
  • Контрольная функция помогает отслеживать полноту, своевременность уплаты налогов, а также выполнение участниками отношений, своих обязательств.

Налоговая система является обязательной. Она строится на принципе справедливости, все процессы внутри нее должны быть определены, удобны и понятны. Сборы налогов должны быть экономически целесообразными, справедливыми и оптимальными.

Особенности налоговой системы РФ

Российская система налогообложения состоит из элементов структуры, которые устанавливаются законодательством страны. В России государственное устройство определяет систему сбора налогов. Чтобы выполнять свои задачи перед обществом, государством в Росси была создана трехуровневая система.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает иерархию сборов. В его структуру входят законодательные акты федерального, регионального и местного уровня.

Единая схема налоговой системы РФ включает в себя следующие уровни обязательных платежей:

  1. Федеральный уровень. Поступающие платежи перечисляют все субъекты РФ, установленные в соответствующих актах.
  2. Региональный уровень. Часть полномочий по регулированию сборов отданы региональным властям.
  3. Местный уровень. Перечисления проводятся согласно Налоговому Кодексу, но их регулирование отдано органам местной власти.

Налоги федерального уровня включают в себя различные сборы за пользование природными ресурсами, а также налоги на прибыль предприятий, доходы домашних хозяйств. Сюда же относят пошлины за оказание государственных услуг и акцизы, налог на добавленную стоимость. На региональном уровне регулируются и собираются налоги на имущество, транспорт и игорный бизнес. Муниципалитеты отвечают за сбор налогов на имущество домашних хозяйств, на землю и торговлю.

Основная проблема налоговой системы РФ – пересечение налогов. Иногда субъекты испытывают двойное или даже тройное налогообложение, что негативным образом сказывается на их функционировании. Государство занимается реформирование, но иерархия платежей остается неизменной. Это связно с устройством государства.

Пути совершенствования налоговой системы РФ

Современный Налоговый Кодекс РФ был создан еще в начале девяностых. Он до сих пор мало адаптирован к рыночным условиям, поэтому носит больше фискальный характер. Растет налоговая нагрузка на инвесторов, особенно в крупный бизнес и отрасли, приносящие существенные доходы, достаточно высока. Это сдерживает рост инвестиций, в том числе зарубежных. Отрасли не добирают капитала и факторов производства, что негативным образом сказывается на их развитии.

Высокие налоги заставляют многие компании вести часть бухгалтерии в теневом секторе экономики, скрывая часть доходов. Налоговая нагрузка слишком высока, и не варьируется в зависимости от величины бизнеса.

Действующая налоговая система должна быть простой, понятной и доступной для всех субъектов. Негибкость и низкая адаптивность так же негативным образом сказываются на ее функциональности.

Из наиболее значимых изменений в налоговой системе РФ можно отметить:

  1. Введение единой налоговой ставки на доходы физических лиц в размере 13%.
  2. Снижение ставки налога на прибыль с 35% до 20%.
  3. Отмена многочисленных льгот по налогу на прибыль.
  4. Введение налога на добычу полезных ископаемых.
  5. Преференциальные системы налогообложения в отдельных экономических зонах.

Задача преобразований налоговой системы заключается в том, чтобы вывести часть бизнеса из теневого сектора. Так же гибкость и адаптивность системы позволит повысить конкурентоспособность российской экономики, изменить ее инвестиционную привлекательность. Политика государства учитывает необходимость соответствовать глобальным изменениям мировой экономики. Многие страны постепенно выводят прибыль из-под налогообложения, а также размывают налоговую базу.

Введение налога на недвижимость позволит сократить количество существующих поимущественных налогов, а также установить единые подходы к оценке рыночной стоимости. Государственная власть стремится к выработке долгосрочного плана реформирования налоговой системы. Это необходимо для проведения постепенных преобразований, а также обеспечения экономического роста за счет стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.10.2014 2014-10-18

Статья просмотрена: 3065 раз

Библиографическое описание:

Толкачев, О. А. Модернизация налоговых органов в рамках совершенствования налогового администрирования / О. А. Толкачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13083/ (дата обращения: 20.05.2021).

Современная налоговая политика ориентирована на существенное снижение налоговой нагрузки на экономику страны. Такое снижение не должно сопровождаться значительным уменьшением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, в связи с этим необходимо существенно повысить эффективность налогового администрирования. Любое государство функционирует по большому счету за счет налоговых поступлений в бюджет и соответственно важнейшей задачей является, эффективная организация работы налоговых органов государства их совершенствование и модернизация.

Термин «модернизация» появился в западной науке в 60–70-е годы ХХ века и означает изменение в соответствии с требованиями современности. Вокруг данного понятия ведутся многочисленные споры. Одни под модернизацией понимают реформы и глубинные преобразования, другие считают, что модернизация — это синоним слову «развитие», когда общество переносится из одного качественного состояния в другое, с новыми качествами и новыми смыслами.

Следует согласиться со сторонниками первого подхода, поскольку модернизация предполагает не саморазвитие, а какие-либо изменения в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами.

В связи с этим под модернизацией государственного налогового администрирования следует понимать комплекс мероприятий, направленных на проведение как структурных, так и функциональных преобразований деятельности налоговых органов, изменение принципов работы их должностных лиц. Осуществление данных преобразований возможно только при широком применении современных информационных технологий, позволяющих автоматизировать весь процесс проведения налогового администрирования.

Суть процесса модернизации заключается в изменении принципов налогового администрирования, в сторону увеличения собираемости налогов. Прежде всего — за счет изменения существующих принципов взаимоотношений, между налоговыми органами и налогоплательщиками. Проводимая налоговая реформа должна обеспечить большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшить качество налогового администрирования, а также сузить круг возможностей для уклонения от уплаты налогов.

За прошедшее десятилетия с начала модернизации и реформ удалось решить ряд проблемных вопросов, существовавших многие годы между налогоплательщиками и налоговыми органами, чему во многом способствовало применение новых информационных платформ, а также современных систем ведения технологических процессов. Так в частности произошло укрупнение Инспекций, сокращение дублирующих функций различными подразделениями, разделение налогоплательщиков на группы и значительное сокращение объема трудоемких ручных операций, выполняемых работниками налоговых органов.

Несмотря на все положительные тенденции, произошедшие в процессе модернизации налоговых органов, требуется дальнейшее решение задач, связанных с обеспечением разумного баланса прав налогоплательщиков и полномочий органов налогового контроля, а также со снижением возможности для уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов.

В современных условиях совершенствования налогового администрирования предполагает переход налоговой службы от фискального органа, главной задачей которого является обеспечение максимальных поступлений налоговых платежей в бюджет, к становлению ее как сервисного ведомства, от имени государства осуществляющей формирование цивилизованных отношений с налогоплательщиками в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.

Становление налоговых органов как сервисной компании невозможно без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация, под которой следует понимать организационный, социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей налоговых органов, в получении необходимых им сведений, на базе информационных систем и сетей.

Для решения проблем, имеющихся в сфере информатизации и модернизации налоговых органов, нужны не только значительные капитальные вложения, но и дальнейшие научные теоретические и практические разработки.

При этом на первый план выходят не традиционные количественные параметры информатизации, такие, как число компьютеров, серверов, а направления создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования, на основе информационного сервиса, обеспечивающего принципиально новый стиль организации труда налогового инспектора.

Реалии сегодняшнего дня требуют совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования. В то же время, для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков нужно, развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

Перевод в электронный вид максимального количества процедур взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизация системы информационного обслуживания, которая включает развитие системы интернет-сайтов ФНС России и создание единого контакт-центра, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

В настоящее время для обработки и хранения значительных объемов информации строятся огромные серверные центры. Будет создано единое централизованное хранилище данных, с которым станут работать пользователи всех уровней в режиме терминального доступа. Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью и резервированием

Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в региональных центрах обработки данных Центре обработки данных (ЦОД). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет. В ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяющейся нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг.

Кроме того, проведено разделение информационной системы на два блока функций: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей. Функции налогового автомата будут реализованы в ЦОД и должны включать формирование начислений и платежей, расчет пеней и подготовку документов для направления налогоплательщику. Кроме того, в ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников. В итоге в территориальных инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная работа.

В результате комплексной модернизации ФНС России, должен быть получен четко работающий, прозрачный механизм, основанный на максимальной автоматизации, что позволит вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень.

Также планируется создание централизованной системы ведения единого государственного реестра налогоплательщика и единого государственного реестра юридических лиц, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках. На базе этой системы, должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в электронном виде.

В целях обеспечения эффективной работы налоговых органов требуется совершенствовать способы их взаимодействия с другими государственными органами. В этой ситуации становится очевидным создания единой системы информационного обмена налоговых органов с другими государственными органами. Необходимо также разработка единого программного обеспечения, установление единого формата представления данных, что позволит значительно сократить количество ошибок, возникающих при поступлении в налоговые органы информации из других источников, вследствие разности их информационных баз и систем. Это приведет к уменьшению материальных и трудовых затрат налоговой службы и взаимодействующих с ней органов.

ФНС России предполагает существенно расширить электронный документооборот с юридическими лицами, в рамках технологии, применяемой для сдачи налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи, — это сверка расчетов с бюджетом, выписка из ЕГРЮЛ, требования об уплате налогов, любые другие неформализованные запросы.

Также ФНС России непрерывно совершенствует онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов и активно внедряет практику электронного взаимодействия с налогоплательщиками. С целью снижения объема бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами, в последние годы активно внедряется в практику сдача отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Это наиболее современный и надежный способ общения налогоплательщиков с налоговыми органами, представляющий обеим сторонам ряд существенных преимуществ.

Указанные обстоятельства возможны при введении единой системы электронного документооборота, которая должна стать одной из систем, обеспечивающих доступ государственных служащих к информации, систематизированной надлежащим образом в нужный момент.

Также необходима модернизация инфраструктуры ФНС России. Необходимо ослабить строго функциональную систему управления, что потребует более широкой инициативы персонала. Основными принципами управления необходимо сделать коллективное и децентрализованное принятие оперативных решений, основанных на взаимном обмене проблемно-ориентированной информацией через базы данных общего пользования.

В ближайшее время намечается существенное изменение практики работы налоговых органов, перераспределение полномочий между структурами налоговой службы, развитие взаимодействия как с прочими государственными органами и ведомствами, так и с налогоплательщиками. Реализация данных мероприятий невозможна без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация.

Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения деятельности налоговых органов сводятся к разработке новой автоматизированной информационной системы (АИС «Налог 3»), создание Центра обработки данных, в котором бумажные документы преобразуются в электронные носители информации. В результате перераспределения функций, работники налоговых органов будут освобождены от выполнения рутинных операций по обработке документов, что, в свою очередь, будет способствовать созданию наилучших условий для их содержательной деятельности.

Следовательно, в настоящее время главная задача совершенствования налогового администрирования дать налогоплательщику возможность в режиме он-лайн видеть всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом, и осуществлять в электронном виде все виды взаимодействия с налоговыми органами.

Реализация данных мероприятий невозможна без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация.

1. Дорофеева Н. А., Брилон А. В., Брилон Н. В. Налоговое администрирование. Учебник. Дашков и К. 2014. 296 с.

2. Алиева Б. Х., Мусаевой Х. М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика». М.: Юнити-Дана, 2014. 439 с.

3. Артеменко Д. А. Механизм налогового администрирования. Теория. Методология. Направления трансформации. Содействие — XXI век. 2010. 352 с.

4. Майбурова И. А. Налоги и налогообложение: учебник. М.: Юнити-Дана. 2012. 591 с.

5. Мишустин М. В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России: монография. М.: Юнити-Дана. 2005. 252 с.

6. Пономарев А. И., Никулина С. В., Гойгереев К. К. Актуальные проблемы налогового администрирования. Гриф УМО МО РФ. М.: Мини-Тайп. 2011. 304 с.

Читайте также: