Налог за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году

Опубликовано: 13.05.2024

Кочерова Л. М.

эксперт-практик в области охраны труда и производственной безопасности, аудитор систем управления охраной труда, начальник лаборатории в ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Расскажем об изменении ставок на 2021 год и КБК для перечисления платы за НВОС

Какой документ устанавливает правила

Основные положения, регулирующие расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2020 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ внесли изменения.

Основные моменты — без изменений:

  • авансовые платежи вносят лица, которые обязаны вносить плату. Исключение — субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме
    IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • плату за НВОС, которая исчисляется по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов
IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Какие изменения

Постановление Правительства от 11.09.2020 № 1393

  • 1,08 — коэффициент индексации тарифов платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2021 год.
  • Это уровень 2020 года. Его планировали повысить до 1,12, но оставили прежним.

Коэффициент применяют к базовым ставкам, которые установлены на 2018 год Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Что учесть, если компания работает на объекте, который находится под особой охраной

Герасименко Наталья

Комментирует Наталья Герасименко, юрист, руководитель направления Охраны труда Контур.Школы:

«Если организация ведет деятельность на объекте или территории, которая находится под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставке платы применяют еще один дополнительный коэффициент — 2 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913)».

Каков порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Организации и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, вносят:

  • квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за I, II и III кварталом отчетного периода: 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • итоговый платеж — не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Субъекты малого и среднего предпринимательства не уплачивают авансы. Они перечисляют в бюджет всю сумму за год единовременно не позднее 1 марта следующего года (Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

  • Декларацию все организации подают не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
  • Отчетный период в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду — календарный год (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Таблица: что и когда сдавать при отчетах по НВОС

Поможет не пропустить срок отчетности в 2021 году

Что сдавать Когда сдавать Кто сдает (категория)
Внесение платы за НВОС До 01.03.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года До 20.04.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года До 20.07.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года До 20.10.2021 1, 2, 3 и без категории

Как применять ставки НВОС в 2021 году: расчет платежа

Чтобы рассчитать платеж за НВОС, нужно обратиться к ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ:

  • регулирует Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В качестве руководства по расчету платы за НВОС используйте Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». Там найдете необходимые формулы и правила исчисления платы за НВОС.

Алгоритм расчета платы за НВОС

1. Определите, какое именно воздействие на окружающую среду оказывает организация. Например, осуществляет:

  • выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов.

2. Посмотрите Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Найдите ставки к определенному виду негативного воздействия. Выберите соответствующий раздел.

3. Определите:

  • ставки платы для конкретного загрязняющего вещества;
  • коэффициенты, применяемые по каждому загрязняющему веществу (включая коэффициент, применяемый дополнительно в 2020 и 2021 году, — 1,08).

Данные по количеству, объемах и массе загрязняющих веществ в тоннах, выброшенных в окружающую среду, можно получить на основании данных экологического контроля предприятия.

4. Чтобы рассчитать платеж, все вышеуказанные показатели умножьте друг на друга. Используйте формулы, выбранные из соответствующего раздела Правил, утв. Постановлением Правительства России от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Что еще учесть: КБК

КБК для организаций, перечисляющих в бюджет РФ платежи за вред экологии, устанавливает Минфин России.

Коды бюджетной классификации на 2021 год утверждены Приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н.

  • 048 1 12 01010 01 6000 120 — загрязнение атмосферы стационарными объектами;
  • 048 1 12 01030 01 6000 120 — за вредные выбросы в водные объекты;
  • 048 1 12 01041 01 6000 120 — за размещение отходов производства и потребления;
  • 048 1 12 01070 01 6000 120 — сжигание попутного газа на специализированных установках.

Помните, что КБК требуют актуальной конкретизации, которую приводит в регулярно публикуемых ведомственных правовых актах Росприроднадзор.

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды оформляют в соответствии с Положением Банка России от 19.06.2012 №383-П и приложениями 1 и 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н.

Точные реквизиты для заполнения платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора по месту оказания негативного воздействия.

Будьте внимательны: несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пени (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Принципы платности природопользования заложены в основном экологическом законе РФ – Законе «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 г. Основная статья, посвященная экоплатежам и внесению платы – статья 16 данного закона. Относительно предприятий и организаций это выражается в ежегодном внесении ими платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Декларацию по негативному воздействию можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться услугами специализированной компании. Во втором случае стоимость составит от 4900 рублей, а сроки займут от 1 дня.

Согласно вышеуказанному закону платежи осуществляют за:

  1. Сформировавшиеся на предприятии отходы.
  2. Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы.
  3. Сбросы, осуществляемые в водные объекты.

Вышеперечисленные пункты иначе называют «платежной базой». При этом плата взимается за платежную базу, включающую сбросы, выбросы, количество отходов, образующиеся на предприятиях как в пределах установленных нормативов, так и сверх них.

Особенности проведения расчетных работ

Необходимо вносить плату, если предприятие оказывает на окружающий воздух негативные воздействия следующих видов:

  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов на полигоне;
  • выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

При определении размера платы Природопользователь должен использовать платежную базу. Это общее понятие, поэтому не всегда Природопользователи понимают, что имеет в виду законодатель под этим термином. Платежная база составляется из сведений об объеме или массе выбросов, загрязняющих веществ, а также данных о том, сколько было размещено отходов производства и потребления за отчетный период. То есть даже если до платежа остается целых 12 месяцев, нужно уже начинать проводить некоторые работы, чтобы впоследствии можно было без проблем рассчитать размер платы.

Каждое предприятие и ИП самостоятельно ведет работы по составлению платежной базы, необходимой для определения размера платы. Нужно проводить лабораторные исследования, осуществлять производственный экологический контроль и другие работы на каждом объекте и вести документооборот отдельно по каждому источнику выброса или загрязнения окружающей среды.

Ставки платы за негативное воздействие устанавливаются в отношении каждого загрязняющего вещества по классу его опасности. Так как государство поставило задачу по стимулированию предприятий и ИП к активному проведению мероприятий и работ по снижению НВОС, то с 1 января 2021 года для определения размера платы будут применяться коэффициенты 0, 1, 25, 100. Из суммы платы можно вычитать те расходы, которые понесло предприятие (или ИП) при реализации мероприятий по снижению НВОС. Если они фактически проведены лицами, обязанными вносить плату, и имеются подтверждающие документы, то в этом случае сумма платы может быть меньше.

Не стоит рассчитывать на то, что при определении размера плат можно внести данные, не соответствующие действительности или исказить информацию по плате. В установленном порядке указано, что если с 1 января 2021 года не подтвердится снижение объема или массы выбросов, возникающих в процессе деятельности объекта, мероприятия, проводимые с целью повышения экологической эффективности, не приведут к уменьшению сбросов загрязняющих веществ, то в этом случае будет осуществлен пересчет размеров плат с применением коэффициента 100. Сегодня государство достаточно жестко ведет себя в отношении нарушителей, осуществляется строгий контроль предприятий и ИП, чья деятельность приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

При расчете экологической платы необходимо учитывать целый ряд параметров, то есть нет фиксированной и единой платы для всех организаций. Предприятие выполняет расчет и представляет в Росприроднадзор соответствующие документы, на основании которых проводились экологические расчеты. Стоит учитывать, что размер платы должен быть обоснован: за недовнесение экоплатежей предусмотрены штрафные санкции, поэтому так важно, чтобы расчет экологического платежа был осуществлен точно. Если экологические платежи вносятся позже установленных сроков, за каждый календарный день просрочки начисляются пени.

Стоит учитывать, что расчет платы зависит не только от категории объекта, но и от объема или массы выбросов, сбросов отходов. Вообще есть несколько нюансов, которые следует иметь в виду, определяя размер плат. Несмотря на то, что объекты делятся на категории, все равно каждый источник выбросов уникален, и нужно индивидуально рассматривать его особенности.

Ответственность, штрафы, санкции

В первой части декларации указываются реквизиты предприятия, сведения о руководителе, главном бухгалтере и исполнителе, заполняющем данные. На этих лиц ложится ответственность за достоверность передаваемой информации и правильность рассчитанной суммы экологического взноса.

Поэтому главная статья административного кодекса, которая применяется для определения сумм штрафов за неправильные цифры в декларации НВОС — 8.5, определяющей ответственность за недостоверную экологическую информацию. Пределы штрафов:

  • Для должностных лиц — до 6000 рублей.
  • Для организации: юридического лица или индивидуального предпринимателя, неверная информация может повлечь назначение штрафа до 80 тысяч рублей.

Штраф за несвоевременную оплату или неуплату суммы взноса, рассчитанного по декларации НВОС также может применяться. Срок внесения окончательного платежа оговорен в федеральном законе 7-ФЗ. Согласно Статье 16.3, он должен быть внесен не позднее 1 марта следующего за отчетным года. Т.е. за 2021 год заплатить его нужно до 1 марта 2021. Крупные предприятия в течении года уплачивают авансовые платежи. Они рассчитываются, как одна четверть от суммы, начисленной за прошлый год, и вносятся ежеквартально. Индивидуальные предприниматели платят единоразово. В случае просрочки платежа могут начисляться пени.

Предоставление недостоверных данных может вызвать у контролирующих органов подозрения. При наличии других сигналов и обращений нередко назначаются внеплановые проверки. Для организации возникают риски репутационного характера в случае, если информация о нарушениях попадает в средства массовой информации.

От чего зависит размер платы за негативное воздействие на окружающую среду

Расчет платы за НВОС во всех случаях проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ “Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду” от 03 марта 2017 года.

Сумма экоплатежа зависит от объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов.При согласовании проектов контролирующими структурами устанавливаются лимиты на размещение отходов, нормативы образования отходов, нормативы выбросов и сбросов на которые необходимо ориентироваться при проведении расчетов. Если ЮЛ или ИП несвоевременно предоставляют технический отчет о неизменности производственного процесса или отчет по ПЭК , осуществляется захоронение отходов, которые не указаны в документе об утверждении лимита на захоронение, превышает разрешенные объемы выбросов, сбросов или размещения отходов в этом случае при расчете экоплатежа применяются повышающие коэффициенты ( 25-ти или 100-кратный).

Форма декларации НВОС.

Начиная с 2021 года, документ предоставляется только в электронном виде. Передача в контролирующие организации в бумажном варианте возможна лишь в тех случаях, когда:

  • сведения предоставляются о платежах за 2021 год;
  • у плательщиков отсутствует технической возможность для подключения к сети Интернет;
  • общий размер экоплатежа составляет менее 25 тысяч рублей.

Декларация, представленная в электронном виде, в обязательном порядке должна быть заверена электронной подписью плательщика в соответствии с требованиями, изложенными в Законе №63-ФЗ от 6.04.2011 г.

Порядок работ по расчету экоплатежей

При проведении расчетных работ осуществляется анализ различной экологической нормативной документации. Это необходимо для получения достоверных данных по объему образуемых в процессе производства или потребления отходов, количеству сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и выбросов в атмосферу. Для проведения работ по расчету экоплатежа необходимы:

  • разрешение на проект НДС,
  • разрешение на проект ПДВ,
  • ДВОС,
  • ПЭК и отчет по ПЭК,
  • лимиты на проект ПНООЛР и другая документация.

Проанализировав данные документы, можно определить срок проведения расчета экоплатежа и стоимость услуги.

Как сдать «экологическую» декларацию через интернет

Сдать отчетность через интернет можно одним из двух способов:

Для первого способа понадобится сертификат электронной подписи, приобрести который можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Владелец сертификата должен сформировать и подписать декларацию, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Те, кто выберет сдачу через оператора ЭДО, получат два преимущества:

Заполнить и сдать экологическую отчетность через оператора ЭДО Подать заявку

Документы, необходимые для расчета экоплатежей

Перечень документов, необходимых для расчета экологических платежей:

  • реквизиты ИП или ЮЛ (телефон, адрес, ФИО генерального директора и главного бухгалтера, электронная почта и др.);
  • копии учредительных документов: ИНН, ОГРН, Устава, КПП, справки из Госкомстата;
  • копии расчетов платы за выбросы за предыдущий год (при наличии);
  • копии расчетов платы за сбросы за предыдущий год (при наличии);
  • лимит на размещение отходов;
  • разрешение на выбросы;
  • данные о ТС, находящихся на балансе предприятия;
  • договор передачи отходов лицензированным организациям, специализирующихся на сборе и утилизации отходов;
  • акты передачи отходов, справки за текущий и предыдущий годы;
  • копии платежных документов, подтверждающих внесение платы за НВОС за текущий и предыдущий годы;
  • Отчет по ПЭК.

Как избежать штрафов

Единственный способ избежать санкций — корректное указание данных и соблюдение сроков сдачи отчетности, постоянно меняющихся вслед за законодательством. Выполнить это поможет заключения договора на экологическое сопровождение с компанией ЭкоПромЦентр. Преимущества работы с нами:

  • Слежение за изменением законодательства, касающегося вида деятельности организации. Консультанты сообщат вам о новых положениях, изменившихся сроках сдачи отчетности.
  • Рекомендации по оптимизации экологической работы на предприятии. Часто удается найти способ уменьшить суммы платы за негативное воздействие на внешнюю среду, установить способы снижения объема выбросов. Например, сумма затрат на мероприятия по снижению негативного воздействия из нее могут вычитаться, согласно Пункту 11 Статьи 16.3 федерального закона 7-ФЗ.
  • Помощь в заполнении отчетности. Консультант поможет собрать цифры, обнаружит типовые ошибки раньше контролирующего органа, в который они будут направлены.

Также может потребоваться восстановление расчетным путем недостающих данных с использованием специального программного обеспечения. Работа проводится по отдельному договору опытными экологами,

ЭкоПромЦентр может дать консультацию по заполнению декларации НВОС. Мы также готовы заключить договор на экологическое сопровождение. Это позволит разгрузить штатных экологов предприятия, избежать штрафов и других санкций за несвоевременную сдачу отчетности в контролирующие органы.

Расчет авансовых платежей

ЮЛ и ИП должны совершать авансовый экоплатеж ежеквартально – за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Плата должна быть внесена не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Важно, что не требуется представление расчетов в каком-либо виде (бумажном или электронном). Последняя часть экоплатежа вносится 1 марта года, следующего за отчетным.

Согласно Закона № 450-ФЗ плательщики могут выбрать один из трех способов расчета размера авансовых платежей:

  1. В размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пп. 10−12.1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ) за предыдущий год;
  2. В размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), временно разрешенных выбросов (ВРВ), временно разрешенных сбросов (ВРС), лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  3. В размере, определенном путем умножения платежной базы, которая рассчитана на основе данных производственного экологического контроля (ПЭК) об объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ.

Кто должен вносить плату за НВОС?

Осуществлять экологические платежи требуется тем организациям, которые осуществляют свое функционирование в пределах территории РФ, при условии, что последствием их хозяйственной деятельности выступает нанесение вреда экологии.

Исключением в данном вопросе составляют только предприятия, отнесенные к 4 категории опасности и осуществляющие свою деятельность только в пределах установленной категории.

Также стоит учесть, что за твердые коммунальные отходы платежи осуществляют региональные операторы, осуществляющие обращение с ними, в том числе и их размещение.

ПЛАТА ЗА НВОС: ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В 2021 ГОДУ

Источник:https://www.ecoindustry.ru/news

Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

За два дня до конца отчётной кампании за 2019 год была изменена форма декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

Переименованы столбы в соответствии с актуализацией требований к объектам НВОС, относящимся к различным категориям. Теперь нормы зависят от категории объектов.

Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами размещения твёрдых коммунальных отходов. Изменилось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.

В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО.

Выбор способа расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, уведомив при этом РПН о выбранном способе.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Для этого введут дополнительный лист (проект приказа на рассмотрении).

3 варианта расчета авансовых платежей

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ).

Новые коэффициенты

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ № 255 и действуют в новой редакции — .

Правила выступают в качестве руководства по расчету платы за НВОС, направляя природопользователя к той или иной формуле в зависимости от условий расчета.

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта та же, но есть одно изменение.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — абоненты ЦВС, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, при превышении лимита, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент 25.

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100.

Когда абоненты ЦСВ реализуют программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

  • лица, которые эксплуатируют объекты III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые эксплуатируют объекты I и II категории, до 1 января 2019 года получившие разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые эксплуатируют объекты I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Исключением служат абоненты ЦСВ, реализующие программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новые коэффициенты к ставкам платы

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

Общественная приемная
  • График приема граждан и общественных объединений
  • Порядок приема и рассмотрения обращений граждан
  • Опросы
  • Обзор обращений
  • Нормативно-правовая база
  • Часто задаваемые вопросы

Подготовить и сдать отчет природопользователя

Получить лицензию или разрешение

Рассчитать категорию риска объекта ОНВ

Поставить объект ОНВ на учёт

Получить паспорт отхода

Ваш регион - г. Москва?

Сообщить о коррупции 8 925 400-22-61

С 15 января 2021 года вступил в силу актуализированный порядок представления в территориальный орган Росприроднадзора декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Февраль 9, 2021

С 15 января 2021 года вступил в силу актуализированный порядок представления в территориальный орган Росприроднадзора декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

С 15.01.2021 вступил в силу приказ Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, которым утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма.

Согласно данному приказу плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2020, N 24, ст. 3755), сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет природопользователя").

При представлении декларации о плате в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, представление ее на бумажном носителе не требуется.

При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии, сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет природопользователя").

Плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Декларация подается не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным, и к ней прилагаются следующие документы:

- документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате (в случае, если декларация о плате подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату);

- перечень документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) (в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа);

- копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.

Более подробная информация размещена в разделе "Природопользователям" - "Администрирование".

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, влечет административную ответственность по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 тысяч до 6 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 20 тысяч до 80 тысяч рублей.

Кто отчитывается и платит за НВОС

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

Система правовых форм платы за природопользование

На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:

  • налоговых сборов;
  • оплаты за пользование природными ресурсами.

К налоговым платежам причисляются:

  • формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
  • местные налоги. Например, земельный налог.

Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ. Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы. Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.

Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2021 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2021 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта

До 1 января 2021 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.
С 1 января 2021 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Платежи за НВОС перечисляют те предприятия или лица, в результате деятельности которых это воздействие образовалось. Они должны совершать этот платеж самостоятельно ежеквартально.

Расчетным периодом по данному сбору, является год, но порядок уплаты предусматривает авансовые платежи, совершаемые раз в квартал не позже 20 числа первого месяца следующего квартала. Годовой отчет по сбору составляется не позже марта следующего года.

ИСКЛЮЧЕНИЕ! Предприниматели Ростовской области отчитываются перед Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу РФ.

Для осуществления оплаты предприниматели должны задекларировать свою деятельность в территориальном органе Росприроднадзора по месту нахождения объекта, осуществляющего НВОС. Декларацию нужно предоставлять один раз в год (до 10 марта наступившего за отчетным года). Туда же перечисляется оплата. Расчет, сдаваемый в Росприроднадзор, должен быть прошит, листы пронумерованы, а подпись скреплена печатью.

Если источников загрязнения несколько, по каждому нужна отдельная декларация.

Нерадивые бизнесмены, не осуществившие данный платеж или рассчитавшие его неправильно, просрочившие выплату или подачу отчетности заплатят внушительный штраф и пеню за просрочку в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России.

Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2021 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение. Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

БылоСтало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2021 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

БылоСтало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

БылоСтало
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 2 — у всех коэффициент 5Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25
Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

БылоСтало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.

Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

  • лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2021 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.
БылоСтало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2021 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2021 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.


Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:


Новшество 7. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Читайте также: