Росфинмониторинг и налоговая взаимодействие

Опубликовано: 05.05.2024

scire leges non hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem .

(знание законов - не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл. лат.)

Корпоративные юристы СМЫСЛОВЫ

и Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга (МУКПЦФМ):

юридические услуги в области корпоративного права, организации внутреннего контроля по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля, целевой инструктаж и обучение по ПОД/ФТ по всей России

тел.: +7 (903) 686 3187; +7 (964) 705-83-10

Ко мпания основана в 1996 году

О сдача информации в Росфинмониторинг по беспроцентным займам от учредителей:

"Закон? Письма Росфинмониторинга? Нет, не слышали о них. Яжепроверяющий! Оштрафовать!"

(опубликовано на www.smyslovy.ru 26.02.2019, автор - юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

Смыслов Павел

Подобная история может случиться с каждым. И не обязательно она будет аналогична по своему содержанию с той, о которой написано ниже. В очередной раз отдельные представители надзора доказали, что нормы Федерального закона №115 для них «что дышло, куда повернешь, туда и вышло».

В Москве привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей организация, не подавшая в Росфинмониторинг отчет, который и не нужно было подавать.

Как развивались события.

В конце 2018 года ведущий контролер ГИПН по городу Москве и Московской области по фамилии С. составил протоколы об административном правонарушении сразу в отношении двух ювелирных организаций: Д. и А. Обе эти организации регулярно получали беспроцентные займы от своих учредителей по договорам беспроцентных займов, суммы которых превышали пороговое значение в 600 000 рублей, однако не сообщали об этом в Росфинмониторинг.

Инспектор С., заглянув в статью 6 Федерального закона №115, увидел, что обязательному контролю среди прочего подлежит следующая операция «предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа», и поскольку организации Д. и А. не направляли сведения в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов, посчитал это явным нарушением 115 закона.


По указанным фактам мгновенно были возбуждены административные дела, которые были переданы в районные суды по подсудности. В феврале 2019 г. по одному из дел состоялось заседание суда, которое прошло обыденно и быстро и по которому было вынесено решение, в котором суд признал организацию виновной в несдаче информации в Росфинмониторинг и назначил ей штраф в размере 200 000 рублей (часть 2 статьи 15.27 КоАП).

Между тем, суд создал крайне опасный прецедент, т.к. привлеченная к ответственности организация не обязана была сдавать отчет в Росфинмониторинг о получении беспроцентного займа от учредителя. И вот почему.

Исследуем нормы права.

Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа – это действительно операция, подлежащая обязательному контролю, установленная статьей 6 Федерального закона №115. Но в данном случае, необходимо принимать во внимание иные положения 115-ФЗ и позицию Росфинмониторинга в отношении операций, подлежащих обязательному контролю.

В частности, пп.4 п.1 ст.7 115-ФЗ установлена обязанность субъектов документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым ИХ КЛИЕНТАМИ.


Согласно положениям статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ клиент - физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

При определении принадлежности лица к категории «клиент» законодатель исходит из наличия признака оказания услуг. Данная позиция нашла свое отражение в Информационном письме Росфинмониторинга № 50, при определении лиц (сторон), ответственных за предоставление сведений в Росфинмониторинг по агентским договорам, договорам купли-продажи/поставки/подряда/комиссии, где обоснование предоставление сведений комиссионером, агентом, поставщиком, подрядчиком обусловлено признаком оказания ими определенных услуг. Комиссионер оказывает услуги комитенту, агент - принципалу, поставщик/продавец - покупателю, подрядчик -заказчику (вопросы №6, 15, 17, 18).

Таким образом, операция по предоставлению организации беспроцентного займа учредителем не подлежит обязательному контролю, в виду того, что учредитель не является в данном случае клиентом организации, т.к. учредитель оказывает услугу организации - предоставляет займ.

А вот с случае, если организация будет предоставлять беспроцентный займ кому-то на сумму равную или превышающую 600 000 рублей - это будет являться операцией, подлежащая обязательному контролю, по которой нужно подать сведения в Росфинмониторинг, т.к. организация оказывает услугу клиенту, предоставляя займ.

О получении организации беспроцентного займа сообщает в Росфинмониторинг обслуживающая ее кредитная организация, для которой эта организация является клиентом.

Вышеуказанное нормативное обоснование было представлено организацией, получившей штраф, в суд. Однако суд, как мы уже знаем, оно не убедило.

Официальная позиция Росфинмониторинга в отношении отчетов по беспроцентным займам.

Указанные выше доводы о том, что организации не обязаны сдавать отчет в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов от учредителей, нашли свое полное подтверждение в письме Росфинмониторинга «О применении отдельных норм законодательства о ПОД/ФТ» от 26.12.2018 г. №01-04-05/27213, в письме Росфинмониторинга от 15.02.2019 г. №04-02-01/3276 (вопрос №31), в которых ведомство отметило, что организации не обязаны подавать сведения о получении беспроцентных займов от учредителей на суммы равные и более 600 000 рублей.

Напомним, что Росфинмониторинг – это уполномоченный орган в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, который среди прочего осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации. Росфинмониторингу как никому другому хорошо известно, что обязаны сдавать ему организации и предприниматели, а что нет.

Однако, на практике вновь сложилась ситуация, когда надзорные и судебные органы не захотели считаться ни с мнением Росфинмониторинга, ни с совокупностью норм Федерального закона №115-ФЗ.

Протокол, составленный инспектором ГИПН, был передан в Росфинмониторинг для информации. Ведомство изучило обстоятельства дела и пообещало принять их к сведению в дальнейшей работе.

Ну и что дальше ?

Некоторые могут посчитать, что если бы организация направляла информацию в Росфинмониторинг о получении беспроцентных займов, то ничего бы и не произошло, был бы задействован принцип «больше не меньше». Однако, спешим таких читателей расстроить, что направление избыточных сведений в Росфинмониторинг также может привести к штрафу в размере 200 000 рублей: нам известны случаи привлечения к ответственности лиц, сдавших отчеты в Росфинмониторинг в тех случаях, когда отчеты сдавать было не нужно (основание для привлечения к ответственности – сдача недостоверных сведений). О штрафах за чрезмерное усердие в выполнения норм 115-ФЗ нами запланирована отдельная статья.

Со своей стороны, мы порекомендовали бы нашим читателям вообще не работать с беспроцентными займами: без них как-то спокойнее.


А в настоящее время организация, привлеченная к ответственности, подала жалобу в Московский городской суд, который, как мы надеемся, углубится в нормы 115-ФЗ, а не вынесет поверхностное и формально решение, как сделали его коллеги из нижестоящих инстанций. Если решение суда "устоит", то будет создан опасный прецедент, руководствуясь которым у некоторых проверяющих может возникнуть соблазн вообще не обращать никакого внимание ни на официальные разъяснения государственных ведомств, ни на информационные письма, ни даже на нормы закона. Хотя, справедливости ради отметим, что таких лиц среди представителей надзорных органов в последнее время стало все же значительно меньше.

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ "Вестник финансового мониторинга", канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!


Ознакомьтесь с нашими многочисленными стать ями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:





- любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

- обучение и инструктаж по финмониторингу;

- аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

- электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

- помощь на проверках;

- и многое другое.

Подробнее ТУТ.

Подпишитесь на "Вестник финансового мониторинга" - первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:


Мы в социальных сетях:


Вы можете связаться с нами по телефонам: 8 (903) 686 3187; 8 (964) 705 8310

Все права защищены © Смыслов П.А. 2006-2020

Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения Смыслова П.А. или соответствующего правообладателя

image_pdf
image_print

О ведении черных списков

В бизнес-среде ходит информация о существовании черных списков лиц, которые замешаны в сомнительных операциях. Ведет ли такие списки Росфинмониторинг?

На этот вопрос в РФМ ответили так: ведется лишь список лиц, которые причастны к терроризму и экстремистской деятельности. Лица включаются в этот список на основании пунктов 2.1 и 2.2 статьи 6 закона 115-ФЗ от 07.08.2001. Никаких иных списков, в том числе лиц, участвующих в сомнительных операциях, Росфинмониторинг не ведет.

О блокировке счетов

Вправе ли РФМ обязать банк отказать клиенту в обслуживании. А именно, заблокировать его счет или отказать в открытии нового счета, запретить обслуживание через интернет-банк, ограничить работу с банковскими картами?

Ответ РФМ краток: нет, подобных полномочий служба не имеет, поскольку действующее законодательство такого не предусматривает.

О причинах блокировки операций банками

Нередко банки отказывают клиентам в обслуживании путем блокировки операций. Почему они это делают?

Есть случаи, когда банки должны поступать таким образом. Соответствующие положения определены в статье 7 закона 115-ФЗ. Если конкретно, то кредитная организация должна замораживать денежные средства и приостанавливать операции с ними в случае, если хотя бы одной из сторон является:

  • организация (или ее представитель), находящаяся в собственности или под контролем лица, относительно которого применяются меры блокировки денежных средств в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 6 закона 115-ФЗ;
  • физлицо, которое осуществляет операции в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Также приостанавливаются операции, если такое решение вынесет суд по заявлению контролирующего органа. Приостановке подлежат операции по банковским счетам и иные операции с денежными средствами, а также прочим имуществом, которые принадлежат лицам (физическим и юридическим, их владельцам и представителям), причастным к терроризму и экстремизму.

О приостановке сделок

Может ли Росфинмониторинг приостановить операцию?

Да, может. Служба уполномочена на это статьей 8 закона 115-ФЗ. Порядок таков:

  1. Банк блокирует операцию по указанным выше основаниям на 5 суток и передает сведения в РФМ.
  2. Служба проводит предварительную проверку, и если основания блокировки подтверждаются, постановляет приостановить операции на срок до 30 суток.
  3. Если срок, на который банк заблокировал операцию, подходит к концу, а постановления РФМ о приостановке нет, то операция проводится.

Об основаниях для отказа в обслуживании

Каковы основания для расторжения договора банковского счета или отказа в проведении операции?

Право кредитных организаций отказывать клиентам в обслуживании закреплено в пункте 5.2 статьи 7 закона 115-ФЗ. В частности, банки вправе:

  1. Отказаться от заключения договора при наличии подозрений о том, что целью операции является отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.
  2. Расторгнуть договор, если в течение календарного года 2 и более раза принималось решение об отказе в выполнении распоряжения клиента на основании пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Что же касается последнего пункта, то банки вправе отказать клиенту выполнить его распоряжение, если по операции не представлены документы, необходимые для внутреннего контроля. А также если у работника банка возникают подозрения, что операция может быть связана с экстремизмом или терроризмом.

Порядок отказа клиентам в осуществлении операции или принятия решения о расторжении счета закрепляется во внутренних документах банка. Обо всех таких случаях банк обязан сообщать в Росфинмониторинг.

Об информационном взаимодействии между банками

Клиенту отказали в одном банке, и он обратился в другой. Как в этой кредитной организации узнают, что ранее клиента отказался обслуживать первый банк?

Схема передачи такой информации следующая:

  • банки сообщают об «отказных» клиентах в Росфинмониторинг;
  • РФМ передает сведения в Центробанк (пункт 13.2. статьи 7 закона № 115-ФЗ);
  • ЦБ РФ доводит полученную информацию до всех кредитных и некредитных финансовых организаций в порядке, утвержденном своим положением 30.03.2018 № 639-П (пункт 13.3. статьи 7 закона № 115-ФЗ).

Об обжаловании решения

Клиенту отказали в обслуживании, ссылаясь на положения закона 115-ФЗ. Как ему обжаловать это решение?

Клиент, которому отказали в обслуживании, может представить в банк документы или сведения, подтверждающие отсутствие оснований для отказа. В течение 10 рабочих дней банк эти документы должен рассмотреть. В итоге клиенту сообщат:

  • что основание для отказа в обслуживании устранено;
  • что его невозможно устранить на основе предоставленных документов и данных.

Если приведенный выше шаг не помог, у клиента есть право обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. При этом он должен представить документы в соответствии с Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У. Комиссия будет рассматривать эти документы, а также мотивированное обоснование банка об отказе в обслуживании. В итоге будет принято решение:

  • об отсутствии оснований, в соответствии с которым банк принял решение об отказе в обслуживании (решение в пользу клиента);
  • об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого банком (решение в пользу банка).

Вынесенное решение сообщается сторонам в течение 3 рабочих дней со дня принятия. Оно является обязательным для исполнения банком.

Если межведомственная комиссия приняла решение в пользу клиента, то при его последующем обращении банк не сможет ему отказать в открытии счета или проведении операции.

Кроме того, у клиента всегда есть право обратиться в суд.

Об информировании о причинах отказа

Может ли Росфинмониторинг сообщить клиенту о том, почему банк отказал ему в обслуживании?

Нет, подобными полномочиями РФМ не наделен. Закон 115-ФЗ закрепляет обязанность информировать клиента за банками. Они должны сообщать о расторжении счета, об отказе выполнить распоряжение или заключить договор счета (вклада), а также о причинах, которыми это вызвано (статья 4 закона). Порядок предоставления сведений клиентам регулируется внутренними документами банка.

За неисполнение предписания Росфинмониторинга организации назначат штраф до 1 млн руб. А за легализацию имущества, приобретенного другими лицами преступным путем, предпринимателю грозит до 7 лет лишения свободы. Для минимизации рисков следует ознакомиться с нормативными документами, где определены порядок проведения проверок бизнеса и критерии оценки «необычных» сделок

Проверки Росфинмониторинга

Мораторий – не для всех

В основе регулирования государственной и муниципальной проверочной деятельности лежит Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Этим актом на Правительство РФ возложена обязанность не только по руководству подчиненными федеральными исполнительными органами, но и по подготовке единого реестра проверок. В связи с этим Правительством РФ разработаны и приняты Правила подготовки ежегодных планов проведения проверок, а также был установлен временный мораторий на проверки малого бизнеса.

Вместе с тем при определении предмета регулирования вышеуказанного федерального закона законодатель исключил из него контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 15 ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Это свидетельствует о том, что установленный Правительством РФ мораторий не касается деятельности Росфинмониторинга.

Индикаторы проверки

Росфинмониторинг выработал множество критериев, при наличии которых предпринимателю следует насторожиться. Например, существенное отклонение условий сделки от рыночных аналогов, сложные схемы расчетов или расчеты наличными, взаимосвязи с «молодыми» контрагентами, сделки с предметами искусства – малая толика тех маячков, на которые обратят внимание проверяющие.

Помимо общих критериев Росфинмониторинг выработал индикаторы для отдельных областей экономической деятельности. Так, при совершении сделок с недвижимостью проверяющие посмотрят в том числе на такие моменты: попытка совершения сделки с имуществом с обременением, отличная в два раза от рыночной цена, покупка и продажа физическим лицом недвижимости более трех раз, совершение сделок с нерезидентом.

Особое внимание Росфинмониторинга привлекают лизинговые компании, операторы по приему платежей, организации-посредники при купле-продаже недвижимости, а также компании, заключающие договоры факторинга в качестве финансовых агентов.

Как проверяют?

Основание проверки – приказ руководителя (его заместителя). В ходе проведения проверки обратят внимание:

  • на организацию системы внутреннего контроля (например, разработка правил внутреннего контроля, определение ответственных должностных лиц);
  • на осуществление внутреннего контроля (например, идентификация клиентов, выявление подозрительных операций, заморозка (блокировка) денежных средств).

Проверки проводятся выездные и камеральные. При выездной проверке проверяющие требуют предоставить конкретную информацию, получают устные и письменные объяснения. В дальнейшем полученные документы и сведения анализируются на предмет исполнения требований специального законодательства. По результатам проверки составляется акт.

При выявлении подозрительных операций работе аналитика предшествует применение роботизированных систем фильтрации операций.

Кроме того, на Росфинмониторинг возложены полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Например, в случае неисполнения его предписания организации грозит штраф до 1 млн руб. – ощутимый удар по бизнесу. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, Росфинмониторинг направляет информацию в правоохранительные органы, которые решают вопрос о возбуждении уголовного дела. Максимальное наказание за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, составляет 7 лет лишения свободы.

Рекомендации бизнесу

Предпринимателю следует внимательно ознакомиться с нормативными документами Росфинмониторинга, где определены критерии оценки необычных сделок, обязанности поднадзорных субъектов и процедуры осуществления проверок бизнеса. К таким актам относятся, в частности:

  • Приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. № 191;
  • Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103;
  • Приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмониторинга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г.;
  • Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу.

В общем виде указанные акты содержат матрицу проверочной деятельности – от объектов изучения до применяемых процессуальных маневров. Детальное знание нормативной базы – залог эффективной предупредительной деятельности предпринимателя.

Так, если в ваших сделках присутствуют признаки «необычности», например запутанный характер, то вам следует подготовить пакет доказательственной информации, свидетельствующей о том, что в предусмотренной сфере бизнес-активности это единственно возможный и необходимый порядок ведения дел. При работе с бюджетными деньгами нужно обязательно иметь документацию, подтверждающую целевое расходование средств.

Кроме того, организациям рекомендуется: тщательно проверять контрагентов и клиентов, хранить информацию о контрагентах и операциях (сделках), проводить обучение сотрудников, осуществлять деятельность по предусмотренным в ЕГРЮЛ видам деятельности, внимательно отслеживать назначение платежа и принимать иные меры, направленные на минимизацию рисков.

Почему можно не бояться банковской проверки кассы

Как заявление на получение кредита поможет налоговикам

Что банк сообщит в ФНС транзитом через Росфинмониторинг

  • Защита активов
  • Выявление налоговых схем

Б анки – коммерческие организации, их уставной целью является отнюдь не работа на государство и осуществление проверок, а извлечение прибыли. Поэтому неправильно было бы ставить их на один уровень с налоговиками, следственными органами или Росфинмониторингом.

Тем более что на законодательном уровне как такового термина «банковская проверка» вообще не существует. Присущая кредитным учреждениям функция информатора вытекает из отдельных норм Налогового кодекса, Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – закон о противодействии отмыванию доходов), Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – закон о банках), а также из некоторых иных актов. Разберем подробнее, как этот контроль организован на практике.

Часть обязанностей по контролю с 2012 года банки передали налоговикам

Ранее, до вступления в силу Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 12.10.11 № 373-П, банки вели целое направление, связанное с соблюдением клиентами кассовой дисциплины. В рамках этой работы проверялась правильность ведения кассовой книги, отчетов кассира, лимита остатка кассы, авансовых отчетов. С 1 января 2012 года указанная обязанность с банков снята и переложена на плечи налоговых органов. Все банковское сообщество после этого вздохнуло с облегчением.

В настоящее время банки интересуются кассовой дисциплиной своих клиентов, пожалуй, только в одном случае – при снятии наличных денежных средств со счета свыше 100 тыс. рублей. Это обусловлено действующим Указанием ЦБ РФ от 20.06.07 № 1843У. Именно этим документом установлен лимит расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями наличными деньгами в рамках одного договора, а также предельный размер расходования наличных денег, поступивших в кассу этих лиц. В соответствии с внутренними приказами многие банки требуют у клиентов документальное подтверждение целевого расходования наличных средств согласно пункту 2 Указания № 1843-У.

Однако сообщать о выявленном нарушении в налоговую инспекцию банк не обязан. С 19 февраля 2012 года действует Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н). Какого-либо взаимодействия между налоговыми органами и банками указанный регламент не предусматривает, поэтому дальнейшие дискуссии по поводу проверок банками кассовой дисциплины уже не актуальны.

Минусом такой «передачи» полномочий для компаний видится то, что теперь проверять их будет не дружественно (во многих случаях) настроенный банк, а налоговая инспекция. И со стороны последней поблажек уже не будет. Напомним, что ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций установлена в размере 4–5 тыс. рублей для должностных лиц и 40–50 тыс. рублей для юридических лиц (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Хочется обратить внимание на то, что, несмотря на подведомственность, нарушение порядка работы с наличностью не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности может составить лишь два месяца со дня совершения правонарушения. Если с момента нарушения прошло больше времени, к ответственности не привлекут (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Банки обязаны делиться информацией о счетах клиентов

Многие компании задаются следующими вопросами: имеется ли связь между проверками, которые как будто бы внезапно организуют налоговые органы, и недавно совершенными и проведенными через банк сделками или представленными по требованию банка документами по операциям? Существует ли какой-то порядок, при котором банки и налоговики проводят совместные проверки? Независимо от ответа на эти вопросы возникает еще один: может ли компания отказать банку в предоставлении информации и при этом не нести риски, связанные с возможными последствиями такого отказа? В том числе в виде налоговых проверок. Для ответа на все эти вопросы необходимо установить, когда и о чем банк обязан информировать налоговиков.

Исходя из статьи 26 закона о банках и пункта 2 статьи 86 НК РФ, банки по запросу налогового органа в течение трех дней обязаны выдавать справки о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, о переводах и об остатках электронных денежных средств. Важно, что запрос таких справок налоговиками возможен только в ограниченных случаях:

  • при проведении мероприятий налогового контроля у организации или индивидуального предпринимателя;
  • при принятии решения о приостановлении или отмене приостановления операций по их счетам;
  • после вынесения решения о взыскании налога.

На банки возложена обязанность сообщать налоговикам об открытии и закрытии организациями и индивидуальными предпринимателями счетов, а также об изменении реквизитов этих счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ). Помимо этого, недавние поправки в НК РФ обязывают кредитные организации информировать также о предоставлении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Срок таких сообщений во всех указанных случаях сократился до трех дней.

Как правило, кредитное учреждение владеет всей полнотой информации о заемщике

Кредитные организации не являются исключением и при применении налоговыми органами статьи 93.1 НК РФ. В соответствии с ее нормами налоговые органы вправе истребовать информацию и документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Источником названы контрагенты или иные лица, располагающие такими документами и сведениями.

Естественно, что наиболее полной такая информация будет в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей, к которым банки сами испытывают повышенный интерес. Самые тщательные проверки осуществляются банками в отношении своих клиентов – потенциальных заемщиков. При рассмотрении их заявлений оцениваются в первую очередь платежеспособность и рентабельность.

Банк с целью проверки финансовой состоятельности запрашивает у клиента целый блок финансовых и аналитических документов. В частности, это бухгалтерская отчетность за последние три года. На ее основании оценивается финансовая устойчивость и динамика роста основных финансовых показателей. Помимо этого клиент обязан представить справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам. Банком обязательно осуществляется проверка реальности хозяйственной деятельности, анализируется дебиторская и кредиторская задолженность. Кроме этого проводится юридическая экспертиза представленных документов, проверяются полномочия руководителей, ответственных за принятие решений, подписание документов, а также наличие корпоративных согласований и одобрений по предстоящей кредитной сделке.

И что самое главное – по итогам такой финансовой проверки составляется профессиональное экономическое суждение в письменном виде. Только после этого вопрос о возможности кредитования, с письменными заключениями всех служб банка, выносится на рассмотрение кредитного комитета. Таким образом, по заемщикам у банков собирается достаточно обширное досье, которое может заинтересовать налоговые органы.

Конечно, внутренние банковские заключения и суждения о клиентах вряд ли смогут попасть к налоговикам. Однако любые иные документы, которые налоговая инспекция может идентифицировать в своем требовании, в том числе договорные, банк обязан будет представить.

Банки пытаются вовлечь в процесс контроля более плотно

Успокаивает только то, что запрос информации по статье 93.1 НК РФ возможен лишь в случае проведения налоговой проверки. Но такое ограничение налоговики пытаются обойти, в частности, внеся поправки в первую часть НК РФ. Вся информация, которая сейчас запрашивается у банков на основании названной статьи, будет предоставляться ими в электронном виде в рамках исполнения обязанностей, установленных законами о налогах и сборах. На основе этой информации предполагается создание налоговыми органами программно-информационных комплексов. Указанный массив сведений сможет обеспечить целенаправленный поиск налоговых нарушений у организаций и предпринимателей.

Представляется, что реализация этого проекта, как и использование такой базы в случае ее создания, сомнительны. Причина тому – объемы совершаемых в банках операций и ограничения, установленные на количество возможных проверок. Однако списывать указанные риски было бы преждевременным.

А пока что новый виток прений и ажиотажа вокруг взаимоотношений между банками и налоговыми органами был ознаменован письмом ЦБ РФ от 28.06.12 № 90-Т. В нем ЦБ РФ информирует о том, что ФНС России на своем официальном сайте (www.nalog.ru) размещает сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (местонахождению), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Банкам рекомендовано отказывать таким налогоплательщикам в заключении договора банковского счета. При наличии договора банковского счета – отказать компании в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания и принимать расчетные документы только на бумажном носителе.

Операциям такого клиента, по мнению ЦБ РФ, надлежит уделять повышенное внимание. А сведения о них направлять в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или нет они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Банки в большинстве своем в настоящее время не спешат расторгать договоры на расчетно-кассовое обслуживание, а организуют работу, которую в упрощенной форме можно представить следующим образом. Банк через сайт ФНС России проверяет местонахождение каждого клиента. В случае отсутствия компании по адресу ее государственной регистрации в адрес клиента направляется письмо, в котором содержится просьба уточнить информацию о фактическом местонахождении. Также указывается, что если соответствующая информация не будет подтверждена, то банк вынужденно прекратит дистанционное банковское обслуживание в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 закона о противодействии отмыванию доходов.

Налоговики узнают о сомнительных сделках от Росфинмониторинга

Для налогоплательщиков закон о противодействии отмыванию доходов опасен не только в случае расхождения между юридическим и фактическим адресами. При осуществлении предписанного этим нормативным актом внутреннего контроля банки опосредованно могут являться информаторами налоговой службы через Росфинмониторинг.

Для исполнения закона банки утверждают правила внутреннего контроля. Их цель – выявление клиентских операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с данным законом, а также выявление прочих операций, которые могут быть связаны с легализацией или отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Операции клиентов, подлежащие обязательному контролю, определяются на основании статьи 6 закона о противодействии отмыванию доходов. Для целей выявления иных операций банки используют критерии выявления и признаки необычных сделок. В ходе этого банк может обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции. Может запросить и иные документы по сделкам, в том числе подтверждающие уплату налогов. Кроме того, всем сделкам такого клиента гарантировано повышенное внимание.

Не позднее трех рабочих дней со дня совершения сомнительной операции или операции, подлежащей контролю, банки представляют в Росфинмониторинг соответствующие сведения (подп. 4 п. 1 ст. 7 закона о противодействии отмыванию доходов). А из Росфинмониторинга эта информация попадает к налоговикам.

Дело в том, что между Росфинмониторингом и ФНС России подписано Соглашение от 27.12.06 № 01-1-13/6 и № САЭ-25-06/8 «О сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы». В ходе такого сотрудничества службы осуществляют обмен информацией, в том числе и об однодневках.

Обязанности Росфинмониторинга предоставлять налоговикам сведения, полученные от банков, Соглашение прямо не предусматривает. Но эти данные можно представить как «справочные», а их передачу – как «иные мероприятия» (п. 10 и 12 Соглашения). В итоге налоговая служба исправно получает информацию, передаваемую в Росфинмониторинг банками. А после получения этих сведений налоговики могут назначить налоговую проверку. Поэтому любая компания должна знать, что налоговая проверка может начаться с безобидной, на первый взгляд, операции в обслуживающем банке.

Игнорировать просьбы банка для компании опасно

Конечно, компания вправе отказаться от предоставления запрашиваемой банком информации. Но это может быть сопряжено с рисками приостановки проведения операции и повышенного интереса банка ко всем последующим проходящим через него сделкам.

Банк – инструмент денежной системы, которая функционирует по определенным установленным правилам. Для того чтобы оставаться на плаву, банкам необходимо соблюдать установленные нормативы и выполнять публично-правовые функции информаторов и контролеров, которые на них возложило государство. Но не стоит воспринимать банк в качестве контролирующего органа или структуры, которая будет препятствовать компании вести сделки и операции. Ведь в первую очередь обслуживающий банк – контрагент, который заинтересован в длительном взаимовыгодном сотрудничестве.

Вопросы, финмониторинг – что это, как он работает, для чего нужен и к каким последствиям приводит, интересуют многих. Дело в том, что о строгом надзоре за финансовой деятельностью слышал практически каждый, а о его реальных целях и задачах не знает почти никто. Неприкосновенность же личных денежных средств заботит практически каждого. Это и порождает многочисленные необоснованные опасения.

  1. Финмониторинг и его виды
  2. Цели финмониторинга
  3. Важность ФМ
  4. Как и кем проводится
  5. Внутренний ФМ
  6. Отделы (департаменты) финмониторинга
  7. Обязательный ФМ
  8. Какие операции подлежат мониторингу
  9. Что означает финмониторинг операций для клиента
  10. Что потребуется для проведения приостановленной операции

Финмониторинг и его виды

Финансовый мониторинг (финмониторинг) доступными словами означает наблюдение, сбор и обработку сведений о денежных операциях граждан (физических лиц) и предприятий и организаций (юридических лиц). Вести такую деятельность имеют возможность только те субъекты, которые имеют непосредственное отношение к финансовым потокам.

Весь денежный оборот завязан на финансовые организации – банки, страховые компании, пенсионные и другие фонды, биржи и т.д. Именно им проще всего осуществлять контроль операций с деньгами. Соответственно, логика подсказывает, что именно финансовые организации становятся субъектами финмониторинга, т.е. теми, кто его осуществляет.

Деятельность каждого отдельного субъекта сама по себе смысла не имеет. Необходима координация из работы, централизованный сбор, хранение и обработка информации. Эти задачи должны выполнятся в масштабах целого государства и, как правило, их реализация возлагается на государственные органы. В России таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг или ФСФМ, официальный сайт). Служба является одним из действующих в России федеральных органов исполнительной власти и находится в подчинении у Президента РФ.


Таким образом, финансовый мониторинг в стране осуществляется на двух уровнях. Им соответствуют два вида финмониторинга:

Полномочия участников, правовой базис их деятельности, признаки операций, подлежащих обязательному финмониторингу, устанавливаются законодательно Основной регулирующий эти положения в Российской Федерации документ — закон № 115-ФЗ от 07.08.2001г.

Аналогичные законы и органы действуют практически во всех странах. К примеру, соответствующая украинская служба носит название Государственной службы финансового мониторинга, контролируется правительством (Кабинетом Министров) и руководствуется ЗУ про противодействие отмыванию средств и финансированию преступной деятельности.

Цели финмониторинга

Закон о финансовом мониторинге уже в названии точно определяет цели, с которыми ведется эта деятельность. Его основные задачи – не допустить:

  • Легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств;
  • Финансирования преступной деятельности, прежде всего, терроризма.

Отмывание денег — термин, появившийся в США еще в первой половине прошлого века. Тогда на полученные преступными группировками деньги была создана сеть прачечных. Поступавшие от них средства показывались как доходы от оказания услуг, прежде всего, стирки, становясь легальными («отмытыми»).


Суть процесса не поменялась и сегодня – незаконные доходы (прибыли от продажи наркотиков и оружия, рэкета и пр.) различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях. После этого, полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений. В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование преступной деятельности, нередко используются в интересах террористических организаций.

Выявить такие схемы и пресечь работающие в их рамках финансовые потоки и должен финансовый мониторинг. Поскольку в операциях задействуются как счета физических лиц, так и корпоративные финансы, внимание уделяется всем операциям.

Важность ФМ

Сказанное выше отражает важность контроля денежных потоков. Но и в государственных органах, и на местах (в субъектах мониторинга) одновременно выполняются и другие важные действия:

  • Производится проверка на соблюдение клиентами требований законодательства и соответствие операций установленным нормам, в частности, ФЗ №115.
  • Формируется (на местах) и анализируется регулярная отчетность.
  • Осуществляется регистрация финансовых операций.
  • Ведется проверка законности операций и происхождения (источников получения) денежных средств, зачастую требующая документального подтверждения.
  • Проверяются персональные данные клиентов на предмет возможного участия в криминальных или террористических организациях, идентифицируются отправители и получатели средств, участники финансовых сделок.
  • Составляются списки клиентов — потенциальных участников незаконных операций.

Этими мерами достигается не только решение главных задач мониторинга. Выполнение таких действий помогает предотвратить планирующиеся преступления и существенно укрепляет безопасность работы финансовой организации.

Как и кем проводится

Двухуровневая система финансового мониторинга, работающая в стране, отличается высокой эффективностью, но, вместе с тем, не создает неудобств для клиентов финансовых учреждений при проведении операций.

Работает она следующим образом.

Внутренний ФМ

В деятельность по контролю вовлечены все сотрудники (кассиры, операционисты в банках, работники страховых компаний, отделов и департаментов других учреждений), непосредственно обслуживающие операции клиента в финансовой организации. На них возлагается проведение первичных операций мониторинга — идентификация личности человека, совершающего транзакцию и, в некоторых случаях, проверка ее соответствия оговоренным законом условиям.


В основном их задача ограничивается сбором необходимой персональной информации клиента и поверхностной проверкой ее подлинности (например, правильности заполнения паспортных данных и соответствия сведений о доходах данным, приведенным в справках).

Отделы (департаменты) финмониторинга

Более детально финансовые операции анализируют сотрудник департаментов (отделов) финансового мониторинга банков и других организаций. Они имеют доступ к деталям операции и персональным данным ее контрагентов.

  • Кому подчиняются такие отделы и департаменты? Для качественного выполнения возложенных на них задач и недопущения злоупотреблений во внутрибанковской деятельности или работе других учреждений, подотчетны исключительно главным органам управления соответствующих структур – совету директоров или правлению банка, ТОП менеджменту компании и т.д. Кроме того, полномочий сотрудников таких отделов достаточно и для того, чтобы контролировать деятельность высших должностных лиц учреждения.
  • Какую работу они проводят? Сотрудник проверяет каждую (если на этапе первичного мониторинга не производился отбор) операцию и принимает решение о том, подлежит ли она внутреннему или обязательному финансовому мониторингу. Каждая такая операция получает соответствующий код.
  • Что дальше? В установленные сроки сведения об операциях, подпадающих под действие закона, собираются в файлы отчетности в соответствии с присвоенными кодами (они же определяют периодичность этих действий) и отправляются в электронном виде в уполномоченные государственные органы (Росфинмониторинг), ведущие обязательный мониторинг.

Обязательный ФМ

Сотрудники ФедСФМ, получая отчетность финансовых организаций, контролируют соответствие попавших в нее операций требованиям законов о мониторинге. Поскольку в их распоряжении находится объединенная база данных, возможности для детального изучения всех деталей и принятия взвешенного решения у них значительно шире.

В случае возникновения подозрений о том, что какая-либо из банковских операция направлена на финансирование преступной деятельности, отмывание денег или производится из средств, полученных преступным путем, Федеральная служба имеет право заблокировать движение по счёту до получения дополнительной информации:

  • данных документов клиента или хранящихся в банке копий;
  • документов, подтверждающих персональные данные и происхождение средств от самого клиента;
  • информации о других финансовых операциях физического лица или организации.

На основании этих документов проводится всесторонняя проверка клиента и его денежных потоков. В случае выявления в преступной деятельности дальнейшее разбирательство проводится правоохранительными и судебными органами.

Не исключены случаи, когда операция имеет явные признаки противозаконной деятельности, например, платежи в пользу организаций, признанных террористическими или финансирующими в преступную деятельность. При их обнаружении соответствующие меры принимаются без дополнительных проверок.

Такая организация работы требует тесного взаимодействия государственного уполномоченного органа и сотрудников отдел финансового мониторинга банков и других учреждений. Такую координацию осуществляет ФСФМ РФ. На эту службу возложена также задача подготовки по вопросам финмониторинга кадров на местах.

Какие операции подлежат мониторингу

Как говорилось выше, контроль осуществляется за всеми операциями всех клиентов финансовых организаций — юридических и физических лиц. Признаков, по которым действия относятся к подлежащим внутреннему или обязательному мониторингу множество. Среди важнейших – контрагенты и суммы транзакций.

Перечень операций, которые контролируются субъектами и уполномоченными органами финмониторинга приведен в законах, на основании которых осуществляется их деятельность. Следует отметить, что и сам список, и граничные суммы транзакции не могут считаться постоянными. В случае изменения ситуации, корректируются они достаточно быстро путем принятия соответствующих поправок к законодательству.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные преступным путем, оказывается наличными, именно действиям с наличностью уделяется максимальное внимание. В настоящий момент мониторингу подлежат операции на сумму свыше 600 тыс. руб.:

  • обмен валют (вне зависимости от направления) и банкнот (старых на новые, одного номинала на другой);
  • снятие наличных с банковского счета или пластиковой карты или пополнение счёта/карты наличными с последующим безналичным перечислением средств;
  • покупка за наличные ценных бумаг;
  • получение средств по чекам иностранных банков, выписанным на предъявителя, скупка или продажа дорожных чеков;
  • перевод средств на неименные карты, анонимные (на предъявителя) вклады, депозиты в иностранных банках, получение средств с таких карт/вкладов (депозитов);
  • отправка средств на счета казино, покер-румов и других операторов азартных игр;
  • поступление или отправка средств в рамках займов под нулевой процент или безвозмездной помощи (благотворительности).

Кроме того, чтобы не подвергнуться финансовому мониторингу следует избегать операций:

  • определение назначения или сторон которых затруднено;
  • не обоснованных деятельностью клиента или экономической целесообразностью (например, покупка золота в слитках клининговой фирмой, выплата компанией, находящейся на грани банкротства зарплат в сотни тысяч рублей или перевод депозитных средств или кредитов на рефинансирование в банк, предлагающий заведомо худшие условия обслуживания).

Следует отметить, что и попытки вывести операции из-под мониторинга, например, деление суммы на несколько платежей, вызовут пристальное внимание специалистов.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Что потребуется для проведения приостановленной операции

Если операция клиента, попавшая под финансовый мониторинг, всё же была заблокирована, необходимо будет документально подтвердить ее законность и предоставить все запрошенные сведения.

Как правило, для успешного прохождения проверок достаточно документов, которые подтверждают происхождение используемых в транзакции средств:

  • Для физлиц это могут быть справки о доходах, выписки по счетам в других банках, кредитные договора, документы подтверждающие наследство и дарение и т.д.
  • Для юридических лиц , чаще всего, достаточно копий бухгалтерской отчётности, банковских выписок, заключений аудиторских служб.

Естественно, потребуются также удостоверения личности и им сопутствующие документы (например, справки обязательного социального страхования или свидетельство о постановке на налоговый учет). Для предприятий и организаций, возможно, придется предъявить учредительные документы.

Читайте также: