Рощин налоговый инспектор осуществляя плановые проверки выявил факты уклонения

Опубликовано: 14.05.2024

Все, что мы наблюдаем за последние несколько лет, очевидно, ведет к тому, что ФНС взяла под жесткий контроль все возможности оптимизации налогообложения. Надеяться на то, что будет либерализация ведения бизнеса не приходится.

С 2021 года ФНС получила автоматический доступ к банковской тайне. Вообще-то, налоговая инспекция и раньше не имела проблем с контролем счетов налогоплательщиков, теперь следить за движением средств по счетам станет еще проще.

Часть новых полномочий налоговики получили по Федеральному закону от 29.12.2020 № 470-ФЗ. Эти изменения касаются, в первую очередь, крупного бизнеса, который подключен к системе налогового мониторинга.

Средний и мелкий бизнес будут контролировать путем доступа к счетам, как говорилось выше, через онлайн кассы, право обработки персональных данных, введения электронных документов.

Дальнейшее ужесточение налогового администрирования

С 1 октября 2020 года Росавтотранс проводит эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа в сфере автомобильных грузоперевозок в шести регионах: Москва и область, Краснодарский край, Калужская и Рязанская области, Татарстан.

Налоговики обосновывают это нововведение заботой о бизнесе: введение электронных транспортных накладных и путевых листов (ЭТрН и ЭПЛ) способствует сокращению временных и финансовых затрат.

Для бизнеса недочеты в виде несвоевременно оформленной электронной накладной могут обернуться проблемами в ходе проверок и налоговыми доначислениями.

Право на обработку персональных данных без согласия налогоплательщиков

Работа с персональным данными регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, ограничиваться достижением конкретных, заранее определённых и законных целей.

Налоговые органы считают, что их работа с персональными данными проводится во исполнение статьи 57 Конституции и статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Сбор персональных данных налоговики ведут с целью налогового контроля, составной частью которого является учет налогоплательщиков.

Узнайте больше по теме:

Новый правила для тех, кто работает по системе «налоговый мониторинг»

Статья 89 НК РФ содержит основные положения по проведению выездных налоговых проверок.

Законом №470-ФЗ внесены изменения в пункт 5.1. Они касаются крупного бизнеса, который подключен к системе налогового мониторинга. Речь идет о проверках на основе удаленного доступа к информационным системам компании, ее бухгалтерской и налоговой отчетности.

Новое основание для выездной проверки

В пункте 5.1. говорится, что запрещается проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, которые исчисляет и уплачивает сам налогоплательщик), кроме следующих случаев:

  1. Выездная проверка проводится вышестоящим налоговым органом;
  2. Досрочное прекращение налогового мониторинга;
  3. Налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. Ранее не было указано конкретной даты, до которой должно быть исполнено мотивированное мнение.
  4. Налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию (расчет) за период проведения мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет. С 1 июля 2021 года предметом выездной налоговой проверки в указанном случае будет правильность исчисления налога, сбора на основании новых показателей уточненной декларации, которые привели к уменьшению ранее начисленной суммы или к увеличению суммы возмещаемой суммы НДС.

За прекращение налогового мониторинга - камералка

Всего с 1 июля 2021 году, как и раньше, действуют 4 основания для камеральной проверки:

  1. Представлена декларации позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.
  2. Представлена декларация по НДС или акцизам, в которой заявлена сумма к возмещению.
  3. Представлена уточненка с уменьшением суммы к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка.
  4. Досрочно прекращен налоговый мониторинг менее чем за 3 месяца до сдачи декларации.

Разница лишь в том, что с 1 июля 2021 года камеральная проверка будет проводиться, если налоговый мониторинг прекращен досрочно менее чем через три месяца со дня представления налоговой декларации. Ранее никаких сроков указано не было.

Проводить осмотр налоговикам будет проще

Статья 92 НК РФ разрешает налоговикам проводить осмотр территорий, документов, имущества, предметов проверяемой компании.

Ранее в пункте 1 статьи 92 НК РФ просто говорилось о праве должностного лица налоговой инспекции проводить осмотр. Теперь, право на осмотр конкретизировано.

  1. При проведении выездной налоговой проверки.
  2. При проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС с суммой к возмещению или при выявлении противоречий или несоответствий.

С 1 июля 2021 года осмотр возможен в рамках в рамках налогового мониторинга декларации по НДС.

Порядок проведения налоговых проверок необходимо знать. Что нужно делать, если к Вам пришла налоговая инспекция?

ВНИМАНИЕ: наш налоговый адвокат принимает участие при проверке, а также знает, как готовиться к налоговой проверке правильно, поэтому, обратившись к нам, Вы получите профессиональную юридическую помощь.


Основания проведения налоговой проверки

Для проведения выездной проверки налоговой должно быть основание, в качестве которого выступает согласно ст. 89 НК РФ решение руководителя налогового органа или его зама.

Послужить причиной для принятия вышеуказанного решения о проверке может следующее:

  1. если налоговая нагрузка у подлежащего проверке лица ниже среднего уровня в конкретной сфере;
  2. если организация осуществляет свою деятельность с убытками на протяжении нескольких лет подряд и отражала соответствующие убытки в налоговой отчетности;
  3. если в отчетности указаны значительные суммы налоговых вычетов за тот или иной период;
  4. если работникам выплачивается зарплата, которая ниже среднеотраслевого уровня в субъекте РФ;
  5. если налогоплательщик неоднократно снимался с учета и вставал на учет в налоговых органах, меняя места нахождения;
  6. если налогоплательщик не представил пояснения в ответ на уведомление налоговиков о выявлении несоответствий показателей ведения деятельности, или не представил в налоговую документы, которые запрашивались;
  7. по иным причинам.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Порядок налоговой проверки

  1. Решение о выезде принимает руководитель налогового органа, поэтому Вам следует уделить внимание реквизитам данного решения (кем подписано? какое лицо проверяет?). Если решение ненадлежаще оформлено, тогда у нас появляется шанс его обжаловать в свою пользу.
  2. Следует помнить, что проверка охватывает только три последних года деятельности, поэтому брать больший период налоговая не имеет права, кроме того, налоговая не может дважды за календарный год выезжать к вам с проверкой по одним и тем же налогам. Кроме того, выезду налоговой предшествует запрос документов, на который налогоплательщик направляет ответ налоговой на запрос. Срок проверки составляет не более 2х месяцев (в исключительных случаях до трех месяцев). Порядок выездных налоговых проверок не должен быть нарушен.
  3. По итогам проверки составляется акт. В нем должны быть прописаны нарушения, выявленные в ходе проверки, выводы по указанным нарушениям, ссылки на конкретные нормы Налогового кодекса РФ. Эти моменты важны, так как на основании них будет вынесено решение, которое можно обжаловать.
  4. Но подвергнуть проверки можно и сам акт, Наголовый кодекс РФ дает двухнедельный срок для предоставления возражений, которые рассматриваются в присутствии налогоплательщика (нарушение данной процедуры тоже может послужить основанием для отмены решения). По результатам такой процедуры возможно назначение дополнительной проверки. Ее назначение будет свидетельствовать о недостаточности сведений, для привлечения к ответственности.

Сроки проведения налоговой проверки

Выездная налоговая проверка осуществляется в срок не превышающий два месяца. Указанный отрезок времени начинается со дня принятия решения о проведении проверки и заканчивается днем составления справки, подтверждающей проведение контрольного мероприятия.

Срок проведения налоговой проверки по решению руководителя УФНС либо лица его замещающего может быть увеличен до шести месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ), а в случае если контролирующий орган приостанавливал налоговую проверку, максимальный срок может составить один год. Законодателем оставлен открытым перечень для увеличения периода проверки, что фактически оставляет данный вопрос на усмотрение налогового органа.

Стоит отметить, что срок проведения налоговой проверки обособленного структурного подразделения организации составляет один месяц и не может быть продлен.

Приостановление выездной налоговой проверки

По решению руководителя УФНС либо лица его замещающего выездная налоговая проверка может быть приостановлена. В п. 9 ст. 89 НК РФ указаны следующие основания приостановления контрольного мероприятия:

  • истребование информации, сведений, документов;
  • назначение экспертизы;
  • официальный запрос информации от иностранных государственных органов;
  • перевод проверяемого материала на русский язык.

УФНС вправе приостанавливать контрольное мероприятие несколько раз в зависимости от необходимости в вышеуказанных действиях, но, в любом случае, совокупный период приостановления проверки не должен превышать шести месяцев.

Последствия выездной налоговой проверки

Наиболее благоприятным вариантом для налогоплательщика является отсутствие каких-либо последствий после проведения налоговым органом выездной проверки. При таком раскладе руководителем или заместителем УФНС выносится решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, а в акте, составленном УФНС по завершении контрольного мероприятия отсутствуют сведения о выявлении нарушений и необходимости произведения доначислений.

На практике это скорее редкость, чем распространенный вариант. Основной целью выездной налоговой проверки является выявление недобросовестных налогоплательщиков, фактов уклонений от уплаты налогов, а это в свою очередь означает, что девять из десяти налоговых проверок приведут к дополнительным начислениям налогов, пеней, штрафов. В зависимости от размера выявленной задолженности будет рассмотрен вопрос об уголовной ответственности проверяемого лица, а также субсидиарной ответственности налогоплательщика за ущерб, причиненный бюджету неуплатой предусмотренных налогов.

Возражения на акт налоговой проверки

Результатом проверки должен быть соответствующий акт, который подлежит вручению лицу, которое проверяли.

Получив акт лицо должно с ним ознакомиться. Если после изучения акта лицо, которое проверяла налоговая, будет не согласно с фактами, отраженными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, то оно праве в течение одного месяца со дня, когда получило акт, предоставить в налоговую возражения в письменной форме на акт.

В возражениях лицо указывает реквизиты акта, с которым не согласно, а далее отражает, с какой информацией в акте не согласно и почему, каким обстоятельствам не соответствуют факты, указанные в акте и чем это подтверждается. В подтверждение своих возражений лицо может приложить документы к возражениям. Возражения подлежат направлению в адрес налоговой, которая проводила проверку и составила акт.

Как избежать налоговой проверки?

Полностью исключить вероятность проведения выездной налоговой проверки в какой-либо организации не представляется возможным, но и налоговые органы не в состоянии проверить всех. Для того, чтобы свести к минимуму вероятность проведения выездного контрольного мероприятия следует учитывать риск-ориентированный подход УФНС при составлении плана проверок. Иными словами, чем выше риски финансово-хозяйственной деятельности, тем выше вероятность налоговой проверки, следовательно, для того, чтобы избежать налоговой проверки следует уменьшать следующие экономические риски:

  • отражение в отчетности убытков в течение двух и более лет;
  • налоговая нагрузка ниже среднего в регионе в аналогичной сфере;
  • низкая рентабельность;
  • рост расходов превышает рост доходов;
  • частая смена налогового органа, в котором организация поставлена на учет;
  • заработная плата сотрудников ниже, чем в среднем в регионе;
  • иные обстоятельства, которые лучше уточнить у нашего адвоката в ходе консультации.

Тщательный анализ и профилактика указанных финансово-хозяйственных рисков способна свести к минимуму вероятность проведения в отношении подобного юридического лица выездной налоговой проверки, но полностью обезопасить бизнес от дополнительных пеней и штрафов можно только при полном соблюдении налогового законодательства.

Адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге

При осуществлении проверки налоговой у конкретного налогоплательщика, такая проверка может сопровождаться со стороны налогоплательщика привлеченными третьими лицами, которые обладают юридическими знаниями в области налогового права и/или работают в соответствующей сфере и знают налоговое и бухгалтерское законодательство.

При сопровождении налоговой проверки третьим лицом, последнее оказывает помощь в подготовке и предъявлении документов проверяющим, в общении с проверяющими, в отстаивании интересов налогоплательщика при предоставлении возражений, при обжаловании действий и решений налоговой.

Наши налоговые адвокаты готовы оказать помощь по сопровождению налоговых проверок, а также по защите интересов доверителя.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости плательщику налогов досконально изучать реквизиты, нормативное обоснование нарушений, выводы налоговой, указанные в документах, трезво подвергая все сомнению. А в случае возникновения вопросов – обратиться к нам за получением юридической помощи.

Читайте еще по вопросам налоговой проверки


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых по результатам предпроверочного анализа компания в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. За 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»).

По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16 617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87 % (33 549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62 320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова – количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140 404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184 377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения доначислят компании предварительно. То есть, когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения.

В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн. рублей. В Московской области – примерно 4 млн. рублей. Именно такие результаты ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Они перечислены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/33@. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

— личных контактов руководства компании-контрагента;

— документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;

— сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

— контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;

— условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);

— есть доказательства того, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);

— существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована. А также выдает или получает займы без обеспечения;

— присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика. При этом спорная сделки экономически нецелесообразна.

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках – действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность) и отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь к примеру, компания, осуществляющая, например, реализацию приобретенных товаров должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма № 1), а в отчете о движении денежных средств (форма № 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем).

В декларации по налогу на прибыль отражаются прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Данные разделы бухгалтерской и налоговой отчетности имеющие нулевые показатели свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды (Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 по делу № А40-111253/15)

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

2017-05-24 (1)

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР – система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

2017-05-24 (5)

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории (письмо ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@):

  • Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  • Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  • Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Так теперь налоговики группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

2017-05-24 (3)

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, если ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверьте документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих. Тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Что ФНС России рекомендует делать сейчас сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств – чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартами признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика « разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у ниих сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п.

В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы.

В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Решаю задачи по праву на studentshop.ru запись закреплена

Тема 12. Множественность преступлений (4 часа)
1. Понятие и виды единого преступления. Преступления со сложным составом, длящиеся, продолжаемые преступления.
2. Понятие множественности, ее признаки и формы. Отграничение от единого преступления: со сложным составом, длящихся, продолжаемых.
3. Совокупность преступлений и ее виды. Отличие идеальной совокупности от реальной. Отграничение совокупности от конкуренции норм.
4. Понятие и виды рецидива. Уголовно-правовое значение рецидива.
.
Задачи:
1.Б. в сентябре 2005г. нашел неисправный для стрельбы пистолет ИЖ-79 и патроны, которые хранил у себя дома, и впоследствии передал указанный пистолет и патроны С. Суд квалифицировал действия Б. по ч.1 ст.222 УК РФ как незаконные приобретение, хранение, ношение основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов и по ч.1 ст.222 УК РФ как незаконную передачу основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов.
Осужденный Б. обратился с кассационной жалобой, в которой просил изменить приговор суда, как не соответствующий требованиям уголовного закона.
Какое решение должна принять кассационная инстанция?
2.Лейкин несколько раз избивал жену, резал ей руки бритвой и ножом, за что был привлечен по ст.117 УК РФ и осужден условно.
Вскоре после суда у себя в квартире он ударил соседа Селиванова по голове, в результате чего последний получил сотрясение мозга. Увидев оставленные им часы, взял их, продал и деньги потратил. Лейкин был привлечен к уголовной ответственности по ст. 112УК и ст.158 УК РФ.
Определите вид множественности преступлений в действиях Лейкина.

3.Набоков был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.158 УК РФ к трем годам лишения свободы условно. В период испытательного срока он совершил преступление, предусмотренное ч.6 ст.264 УК РФ. При назначении наказания суд учел, как отягчающее обстоятельство – наличие рецидива, что и было учтено при выборе вида и размера наказания.
Соответствует ли решение суда требованиям уголовного закона?

4.Осужденный по п. «а», «г» ч.2 ст.162 УК РФ к семи годам лишения свободы Демарин совершил побег, соединенный с насилием, опасным для жизни из исправительной колонии общего режима. Во время побега с целью приобретения документов и средств к существованию он совершил разбойное нападение на гражданина Лисина, однако завладеть имуществом не смог и был задержан во время нападения.
Демарин был вновь осужден по ч. 3 ст. 313 и ч.2 ст. 162 УК РФ.
Определите виды множественности преступлений в действиях Демарина.

5.Рощин – налоговый инспектор, осуществляя плановые проверки, выявил факты уклонения от уплаты налогов индивидуальными предпринимателями Кисиным, Ложкиным и Силиным. За денежное вознаграждение в размере 150 тыс.руб. предложил им скрыть эти факты. Деньги от указанных лиц поступили в равных долях и переданы были Рощину одновременно.
Имеется ли в действиях Рощина множественность преступлений?

6.Мамун незаконно проник в чужую квартиру с целью кражи. В период совершения хищения домой вернулась хозяйка квартиры. Увидев входящую в квартиру женщину, он бросился к выходу, оттолкнув ее к стене. В результате падения женщина ударилась головой об угол и от полученной травмы скончалась.
Есть ли в действиях Мамун множественность преступлений?

7.Кривин и Федин пришли к хозяину магазина Краснову и стали требовать от него ежемесячных платежей в размере 5% от выручки, начиная с сегодняшнего дня, угрожая в противном случае поджечь его магазин. Краснов сказал, что деньги лежат в сейфе и предложил им пройти в соседнюю комнату. Они все перешли в кабинет Краснова, который открыл сейф, достал гладкоствольное охотничье ружье и выстрелил в Кривин и Федина, причинив им смертельные ранения. Действия Краснова квалифицированы по п. «а» ч.2 ст.105 УК РФ.
Ознакомьтесь с п. «а» ч.2 ст.105 УК РФ и ч.1 ст.108 УК РФ и определите есть ли в данном случае конкуренция норм? Если да, то назовите ее вид.

Законодательные и иные нормативные правовые акты:
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 24 мая 1996г. № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015). Гл. 3, ст. 17, 18.

Постановления Верховного Суда РФ:
1. Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям: постановление 23 Пленума ВС СССР от 4 марта 1929 г.(ред. от 14.03.1963 ) // Сборник постановлений Пленумов ВС СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. – М., 1999. С.5–6. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс: версия Проф».
2. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: постановление № 25 Пленума ВС РФ от 09 декабря 2008 г. (ред.от 23.12.2010) п. 9, 22, 23,25,26,29 // Бюллетень ВС РФ. – 2009. – № 2. – С. 2–7; Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа:http:www.vsrf.ru/second.php.

3. О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое: постановление № 29 Пленума ВС РФ от 27 декабря 2002 г.. с изм. внесенными постановлением Пленума от 6 февраля 2007г. №7, от 23 декабря 2010г. № 31, от 3 марта 2015г. № 9, п.16,17,19,20,22 // Бюллетень ВС РФ. – 2003. – № 2. – С.2-6; – 2007, № 5. –С. 24, 2011. – №2. – С.6-12; Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа:http:www.vsrf.ru/second.php.

4. О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации: постановление № 9 Пленума Верховного суда РФ от 3 марта 2015 г. п.1 (о внесении изменений в постановление Пленума ВС РФ № 29 от 27 декабря 2002г.); Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа:http:www.vsrf.ru/second.php.

5. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: постановление № 24 Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. п. 21 – 22. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2013. – № 9. – С. 6; Сайт Верховного Суда РФ. Режим доступа:http:www.vsrf.ru/second.php.

Судебная практика:
1. Наличие рецидива связано с непогашенной судимостью именно на момент совершения преступления, а не на момент вынесения в отношении лица, совершившего преступление, каких-либо следственных или судебных процессуальных решений: обзор судебной практики ВС РФ за II квартал 2002 г. п. 10 // Бюллетень ВС РФ. – 2002. – № 12. – С. 9.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 17 УК РФ, если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует, и уголовная ответственность наступает по специальной норме // Бюллетень ВС РФ. – 2005. – № 6. – С. 28–230.
3. Согласно п. «в» ч. 4 ст. 18 УК РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) судимости за преступления, по которым лицу предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если отсрочка исполнения приговора не отменялась и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы, при решении вопроса о признании рецидива преступлений не учитывается: обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал 2005 г. п. 5 // Бюллетень ВС РФ. – 2006. – № 5. С. 7.
4. Действия осужденного, совершенные в отношении одного и того же лица в течение непродолжительного периода времени с единым умыслом, обоснованно квалифицированы по ч. 1 ст. 105 УК РФ: постановление Президиума ВС РФ от 03 октября 2007 г. № 267–П07 // Бюллетень ВС РФ. –2008. – № 5. – С. 7–8.
5. При признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления, осуждение за которые было условным, если условное осуждение не отменялось и лицо не направлялось в места лишения свободы для отбывания наказания: постановление Президиума ВС РФ от 23 января 2008 г. № 514–П07 // Бюллетень ВС РФ. – 2008. – № 6. – С.19–20.
6. В действиях лица обоснованно признано наличие особо опасного рецидива, поскольку оно дважды осуждалось за тяжкое преступление и вновь совершило особо тяжкое преступление: постановление Президиума ВС РФ от 16 января 2008 г. № 480–П07 // Бюллетень ВС РФ. – 2008. – № 8. – С. 15–16.
7. В соответствии с ч. 1 ст. 17 УК РФ неоднократные кражи образуют совокупность преступлений при отсутствии признаков единого продолжаемого преступления: обзор судебной практики ВС РФ за III квартал 2008 г. по уголовным делам п. 2 // Бюллетень ВС РФ. – 2009. – № 2. – С. 14.
8.Действия лица, охватывавшиеся единым умыслом на причинение вреда здоровью средней тяжести и выразившиеся в последовательном, без разрыва во времени, причинении здоровью потерпевшего сначала легкого, а затем средней тяжести вреда, излишне квалифицированы по ч.1 ст.115 УК РФ: обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 11 полугодие 2010 года. П.1.1. //Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2011. № 7. – С.34.
9. Неоднократные действия в отношении одного и того же потерпевшего, направленные на достижение единого результата, совершенные одним и тем же субъектом в небольшой промежуток времени аналогичным способом, образуют единое преступление и не требуют дополнительной квалификации действий, предшествовавших достижению преступного результата. Из судебных решений исключено осуждение лица по ч.1 ст.30, ч.2 ст. 162 УК РФ: обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за П полугодие 2010 года п.1.2. //Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2001. – № 7. – С.34-35.

10.Диспозиция ч.1 ст.222 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение основных частей огнестрельного оружия и боеприпасов. Совершение любого из указанных в диспозиции действий в отношении одного и того же предмета преступления образует единое преступление, предусмотренное ч.1 ст.222 УК РФ: обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за Ш квартал 2012 года. По уголовным делам. П.3 //Бюллетень Верховного Суда РФ. –2013. – № 4. – С.22.
11.От совокупности преступных действий, связанных с открытым хищением денежных средств, следует отличать продолжаемое хищение, состоящее из ряда тождественных преступных действий, совершаемых путем изъятия чужого имущества из одного и того же источника, объединенных единым умыслом и составляющих в своей совокупности единое преступление: обзор практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2013 года п.2.3 // Бюллетень Верховного Суда РФ. –2014. – № 2. – С. 38–39.

Дополнительная литература:
1. Благов Е. О квалификации рецидива преступлений по позитивным признакам / Е.Благов // Уголовное право. – 2007. – № 2. – С. 22–26.
2. Бриллиантов А. Проблемы применения дефиниции «рецидив преступлений» /А.Бриллиантов // Уголовное право. – 2010. – № 2. – С. 15–20.
3. Бурлаков В.Н. О толковании ст. 17 УК РФ в редакции Федерального закона № 73 от 21 июля 2004 г. / В.Н. Бурлаков // Правоведение. – 2004. – № 5. – С. 123–126.
4. Гарбатович Д., Сумский Д. Отграничение совокупности преступлений от единичных сложных преступлений / Д.Гарбатович, Д.Сумский // Уголовное право. – 2015. – № 1. – С.28–34.
5. Иногамова-Хегай Л. Конкуренция уголовно-правовых норм, изданных в разное время / Л.Иногамова-Хегай // Уголовное право. – 2000. – № 3. – С. 22–26.
6. Коротких Н. Виды рецидива преступлений / Н.Коротких // Уголовное право. – 2005. –№4.– С. 30–31.
7. Красиков Ю.А.Множественность преступлений (понятие, виды, наказуемость) / Ю.Красиков – М., 1988.
8. Лобанова Л. Длящийся характер злостного неисполнения судебного акта и особенности исчисления сроков давности совершения данного преступления / Л.Лобанова// Уголовное право. – 2013. – № 3. – С. 28–33.
9. Малков В. К вопросу о формах и видах множественности преступлений по уголовному праву России / В.Малков // Уголовное право. – 2009. – № 1. – С. 30–38.
10. Незнамова З.А. Колизия в уголовном праве. / З.А.Незнамова – Екатеринбург. 1994.
11. Рогова Н. Отдельное (единичное) преступление как составная часть совокупности преступлений / Н.Рогова // Уголовное право. – 2010. – № 4. – С. 52–57.
12. Пудовочкин Ю. Признаки совокупности преступлений в современной судебной практике / Ю.Пудовочкин // Уголовное право. – 2009. – № 4. – С. 54–59.
13. Спивак С. Понятие совокупности преступлений и ее виды / С.Спивак // Уголовное право. – 2005. – № 5. – С. 54–56.
14. Сюбаев И. О некоторых вопросах, возникающих при определении вида рецидива преступлений / И.Сюбаев // Уголовное право. – 2015. – № 2. – С.68–74.
15. Черненко Т. Множественность преступлений по российскому уголовному праву /Т.Черненко – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.
16. Черненко Т., Силаев С. О соотношении длящихся и продолжаемых преступлений (на примере уклонения от уплаты налогов и сборов) / Т.Черненко, С.Силаев // Уголовное право. – 2010. – № 4. – С. 73–78.
17. Шнитенков А. Проблемы квалификации при совокупности преступлений /А.Шнитенков // Уголовное право. – 2005. – № 2. – С. 68–71.
18. Шумихин В. Признаки длящегося преступления / В.Шумихин // Уголовное право. – 2010. № 2. – С. 94–96.
19.Энгельгардт А. Совершение двух и более преступлений в отсутствие совокупности /А. Энгельгардт //Уголовное право. – 2012. – №3. – С.79-82.

Контрольные вопросы:
1. Что такое множественность преступлений, каковы ее обязательные признаки?
2. Как отличить множественность преступлений от единичного преступления?
3. Раскройте сущность продолжаемого, длящегося и составного преступления.
4. Какие виды множественности выделяет действующий уголовный закон?
5. Какие виды совокупности выделяются в уголовном праве?
6. В каких случаях совершение двух относительно самостоятельных преступлений не образует множественности?
7. Что такое конкуренция норм? В чем ее отличие от совокупности преступлений?
8. В чем заключается принципиальное отличие совокупности от рецидива преступлений?
9. Какие критерии положены в основу выделения видов рецидива?
10. При признании рецидива какие судимости не учитываются?

Статья посвящена теме налоговых проверок. В ней описываются виды проверок и их специфика, основания назначения, риски. Поднимается вопрос того, как можно избежать налоговой проверки.

Ведение бизнеса означает, что вам придётся проходить налоговые проверки. Они бывают плановыми (1 раз в 3 года ФНС РФ обязана осуществлять такие мероприятия налогового контроля по отношению к каждой компании и ИП), а также внеплановыми. Последние устраиваются, когда появляется серьёзный повод подозревать нарушения. Первых избежать нельзя, вторых – можно.

Проверки в последние годы стали проводиться реже, однако их эффективность резко возросла. В частности, в 99% случаях они заканчиваются доначислением значительного объёма налогов, пени, штрафов. Нередко по результатам возбуждаются уголовные дела за уклонение от уплаты налогов.

Поэтому вопрос о том, как избежать выездной налоговой проверки, интересует многих предпринимателей. И их легко понять. Но для начала нужно разобраться в том, что вас ждёт.

Виды налоговых проверок

Среди проверок, проводимых налоговыми органами, встречаются не только плановые и внеплановые, но и такие виды как выездная и камеральная. Чем они отличаются друг от друга?

  • проводится непосредственно в ФНС РФ;
  • налогоплательщик о ней далеко не всегда узнаёт;
  • объектом проверки становится сданная в налоговую отчётность;
  • может быть основанием для назначения выездной налоговой проверки;
  • стандартный срок проведения составляет 2 месяца, но он при необходимости продлевается на месяц;
  • по декларациям по НДС осуществляется автоматически.

  • осуществляется на базе предпринимателя (в офисе, инспекторы также могут посетить производственные помещения);
  • стандартно длится 2 месяца, но может быть продлена до 6 или приостановлена, а впоследствии возобновлена;
  • объектом является начисление по конкретному налогу, если проверка тематическая, а также налоговая и бухгалтерская отчётность как таковая за последние 3 года, если проверка – общая;
  • возможно привлечение других правоохранительных органов, например, проведение проверки совместно с сотрудниками ОЭБиПК, если есть основания подозревать, что было совершено экономическое преступление;
  • в настоящем в большинстве случаев приводит к доначислению налогов.

Все проверки проводятся с целью контроля правильности расчёта и отчисления налогов, а также ведения соответствующей отчётности. Большое значение имеет и своевременность. Даже если налогоплательщик всё правильно выплатил, он всё равно может получить штраф при неграмотном подходе к ведению документации.

Налоговая проверка – это всегда большой стресс для компании или ИП. И такие мероприятия негативно сказываются на бизнесе не только в связи со штрафами, но ещё и потому, что отвлекают на себя значительную часть ресурсов. Поэтому их по возможности стоит избегать.

Что и зачем проверяют

Выездная налоговая проверка чаще всего назначается, когда инспекторы обнаруживают нарушения или же получают серьёзные основания заподозрить наличие проблем. Чаще всего к вам могут прийти, если:

  • среди ваших контрагентов есть фирмы-однодневки;
  • вы нерегулярно подаёте декларации и другую отчётность;
  • официально у вас нет прибыли или она очень маленькая;
  • при низком уровне дохода вы постоянно пользуетесь налоговыми льготами;
  • в поступающей из разных источников информации в связи с вами обнаружилось какое-то противоречие;
  • имеется обрыв по цепочке НДС;
  • на вас поступила жалоба в налоговые органы от контрагента или же от бывшего работника.

Проверить могут любую документацию по вам, то есть как данные по конкретной сделке, так и всю информацию по определённому налогу. Но инспекторам ничто не мешает потребовать документы по всей налоговой отчётности за последние 3 года.

Как избежать налоговой проверки

Гарантированного способа избежать налоговой проверки нет. Но можно серьёзно снизить риски её назначения. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций.

Налоговая нагрузка должна быть не ниже 12%. В противном случае вы рискуете привлечь к себе нежелательное внимание.

Не отражать убытки в бухгалтерской и налоговой отчётности. Естественно, это не касается первых месяцев, когда такое положение дел вполне нормально.

Налоговые вычеты должны соответствовать налоговой нагрузке.

Не допускать роста расхода над ростом доходов. Следите за этим пунктом.

Контролируйте среднемесячную заработную плату. Ваш показатель не должен выбиваться по рынку.

Держать на контроле число сотрудников. Слишком маленькое, например, при явно большом производстве вызывает подозрения.

Контролировать показатели расходов к показателям доходов (не должны сближаться). Выход на «ноль» тоже опасен.

Избегать компаний, которые находятся в списке недобросовестных налогоплательщиков. Нужно внимательно проверять контрагентов.

Оперативно реагировать на требования налоговой о предоставлении пояснений. Отвечайте на любые запросы грамотно и в срок.

Не менять налоговые органы без крайней необходимости.

Учтите, что даже при соблюдении этих негласных правил к вам могут прийти. Но вероятность всё же будет ниже.

Основания проведения внеплановой налоговой проверки

Налоговая проверка может быть проведена внепланово по следующим основаниям:

  • истёк срок, отведённый налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
  • руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки;
  • решение суда.

Если к вам уже пришли, то нужно выполнять все требования инспекторов. Но вообще крайне желательно ничего подобного не допускать. А для этого необходимо внимательно следить за формированием налоговой отчётности (и бухгалтерской, если вы обязаны её вести).

Оптимальный вариант – поручить всё профессионалам на аутсорсинге. Или, как минимум, консультироваться с ними по сложным вопросам. В любом случае решать вам.

Читайте также: