Роль и значение информации в работе налогового консультанта

Опубликовано: 23.04.2024

Курсовая работа

по дисциплине: «Организация и методика налогового консультирования»

Тема: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Актуальность исследования. Область налогового права является одной из сложнейших областей законодательства. Прежде всего, это связано с динамичным развитием экономики и, как следствие, принятием огромного массива законодательных актов и документов, обязательных к исполнению.

Несовершенство налогового законодательства создает значительные трудности, как для российских, так и для иностранных компаний, работающих на внутреннем рынке. Поэтому налоговое консультирование приобретает всё наибольшую актуальность.

Налоговое консультирование – это вид консалтинга, осуществляемый в области налогообложения, а также строго индивидуальная услуга, оказываемая в форме поэтапного проекта с фиксированием промежуточных результатов.

Налоговое консультирование позволяет сделать налоговые платежи равномерными и рациональными, обеспечивающими репутацию аккуратного налогоплательщика при снижении общего уровня налоговых платежей и помогает выбрать оптимальную модель налогообложения в зависимости от вида деятельности организации и привести в соответствие с этой моделью договорную базу, внутренние организационные документы, элементы учетной политики и систему внутреннего контроля. Все это возможно с помощью направлений и видов налогового консультирования, которыми пользуется налоговый консультант.

Цель и задачи исследования. Цель работы – изучение и анализ основных направлений и видов налогового консультирования.

Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:

§ изучить направления налогового консультирования;

§ рассмотреть налоговое планирование как основное направление налогового консультирования;

§ проанализировать способы оптимизации налогообложения.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются управленческие услуги, в частности налоговое консультирование; предметом исследования – направления и виды налогового консультирования.

Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили классические и современные труды отечественных специалистов в области налогового консультирования, в частности В.И. Алешниковой, С.В. Белоусовой, И.М. Богатой, Н.В. Бондарчука, А.В. Брызгалина, А.Р. Горбунова, И.В. Липатовой, И.В. Липатовой, Л.С. Кириной, А.В. Тильдикова, А.П. Посадского и других.

Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ (в т.ч. Налоговый Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, законы и комментарии к ним), методические и справочные материалы, информация из специализированных и периодических изданий, информационные ресурсы Internet.

Методологической базой исследования в рамках системного подхода послужило применение субъектно-объектного, структурно-функционального, историко-логического, ретроспективного, компаративного методов исследования.

Объем и структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения, библиографии, включающей 30 источников, и приложения по теме исследования. Работа изложена на тридцати девяти страницах основного текста, включая библиографию, содержит одну таблицу, одно приложение, состоящие из двух рисунков. Структура работы отражает общую идею и логику исследования.

1. Направления налогового консультирования

Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – это вид профессиональной деятельности по оказанию консультаций, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Помощь при применении налогового законодательства будет полезна любому предприятию, так как для эффективного взаимодействия с налоговыми органами необходимо постоянно отслеживать изменения не только законодательства, но и подзаконных актов, судебной практики.

Рассматривая российский рынок консультационных услуг в сфере налогообложения, следует отметить, что субъектный состав консультантов, способных оказывать и реально оказывающих услуги по вопросам налогообложения, весьма разнообразен. Это юристы, адвокаты и экономисты, специализирующиеся в области налогового права (как частнопрактикующие, так и работающие в профессиональных организациях), аудиторы и аудиторские компании.

Консультации в области налогообложения оказываются сегодня как публично (публичный консалтинг), так и в частном порядке (заранее определенному кругу покупателей). Можно встретить и компании, ориентированные на абонентское (прикрепленное) обслуживание крупных клиентов и специализирующиеся в проработке сложных вопросов. Как правило, это аудиторские компании, которые одновременно консультируют своих аудируемых лиц по вопросам налогообложения, либо адвокатские компании и консультирующие своих клиентов, и защищающие их в суде во время налоговых споров.

2. Налоговое планирование как основное направление налогового консультирования

2.1 Роль налогового планирования в рамках налогового консультирования в финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий)

Налоговое планирование – формирование хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета и финансовых результатов, которое при прочих равных показателях ведет к наименьшим размерам выплат налогов и других аналогичных платежей.

Иными словами, речь идет об оптимизации и минимизации налогообложения отдельных предприятий.

Необходимость налогового планирования на предприятиях обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, меняющейся кредитной ставкой Центрального банка РФ, а во-вторых, возможными проверками со стороны налоговых органов. Но самое главное – планирование налогов позволяет предприятиям достичь такого положения, когда налоги можно будет уплачивать по минимуму.

Налоговое планирование основывается на принципах:

§ платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов;

§ платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Элементами налогового планирования являются:

1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты требуемых налогов, а также представления отчетности.

2. Стратегия минимизации (или оптимизации) налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии.

3. Строгое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на срок свыше 4 месяцев.

4. Удовлетворительное состояние бухгалтерского учета. …

3. Выбор способа оптимизации налогообложения

3.1 Оптимизации налогов с помощью договоров

Реализация коммерческих планов любого хозяйствующего субъекта, будь то предприятие или индивидуальный предприниматель, невозможна без совершения сделок и заключения договоров. Договор – та форма, в которой воплощаются все замыслы и расчеты бизнесменов. Заниматься предпринимательством и не заключать сделки, не подписывать договоры и документы по его исполнению просто невозможно.

Значение договора в финансово-хозяйственной деятельности недооценивать нельзя. Дело в том, что большинство положений действующего гражданского законодательства имеют диспозитивный характер. Это означает, что стороны практически любого договора вправе решить в нем те или иные вопросы исключительно по своему усмотрению, не придерживаясь строго тех рекомендательных форм и конструкций, которые установлены в законе.

Кроме того, юридически грамотно составленный договор – это гарантия успешного достижения преследуемых хозяйствующим субъектом целей и задач, в том числе и оптимизация налогов, а также эффективной защиты его прав и законных интересов. Напротив, некорректный и непродуманный договор практически неизбежно влечет возникновение проблем, причем не только в гражданско-правовом плане (споры по порядку исполнения договора, взыскание неустоек и штрафов за нарушение условий договора и т.д.), но и в ряде случаев от вида и содержания договора зависит тот или иной режим налогообложения. Как правило, объект налогообложения возникает из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договора. Правильное составление договора является одним из основных инструментов налогового планирования в рамках налоговой оптимизации.

налоговый консультирование финансовый анализ

Проведенный в данном исследовании анализ позволил сформулировать следующие теоретические и практические выводы:

1. Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – это вид профессиональной деятельности по оказанию консультаций, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2. Содержание услуг по налоговому консультированию весьма многообразно. Это консультационное сопровождение налоговых споров; разработка схем минимизации налогообложения; частные ответы на отдельные вопросы налогообложения; разработка учетной политики организаций в целях налогообложения; оценка налоговых последствий заключенных договоров; налоговый аудит.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая, вторая и третья. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 496 с.

2. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая и вторая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 712 с.

4. Об организации и проведении консультационной работы [Электронный ресурс]: письмо МНС РФ от 16.05.2000 г. № АП – 6 – 15/377. – Режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed2000/ch05/akt18731.shtm

5. Полный сборник кодексов Российской Федерации [Текст]: офиц. тексты / вступ. ст. Б. Грызлова. – М.: Омега-Л, 2005. – 1064 с.

6. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов [Текст] / В.И. Алешникова. – М.: Инфра-М, 2007. – 185 с.

7. Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии [Текст] / С.В. Белоусова. – М.: Вершина, 2007. – 160 с.

8. Бондарчук Н.В. Финансовый анализ для целей налогового консультирования [Текст] / Н.В. Бондарчук, З.М. Карпасова. – М.: Вершина, 2006. – 142 с.

9. Брызгалин А.В. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика [Текст] / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин; под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2005. – 304 с.

10. Горбунов А.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом [Текст] / А.Р. Горбунов. – М.: Анкил, 2000. – 192 с.

11. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения [Текст] / С.М. Джаарбеков. – 3-е изд,. доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2005. – 816 с.

12. Медведев А.Н. Налоговые аспекты договорной работы в коммерческой организации [Текст] / А.Н. Медведев. – М.: Учебный центр МФЦ, 2005. – 280 с.

13. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент [Текст] / Д.Ю. Мельник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 352 с.

14. Налоговое право [Текст]: учеб. для вузов / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ФБК-Пресс, 2007. – 247 с.

15. Посадский А.П. Основы консалтинга [Текст] / А.П. Посадский. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.

16. Cелезнева Н.Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Н.Н. Селезнева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 224 с.

17. Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Тильдиков. – М.: УМЦ при МНС РФ, 2005. – 215 с.

18. Зудина Л.В. Новая профессия – налоговый консультант [Текст]: интервью с Д.Г Черником, президентом Палаты налоговых консультантов, президентом ЗАО «МЦФЭР-консалтинг», д.э.н. / Л.В. Зудина // Консультант. – 2003. – № 10. – С. 11 – 14.

19. Кирина Л.С. Основные направления и виды налогового консультирования [Текст] / Л.С. Кирина // Предпринимательство. – 2006. – № 6.

20. Липатова И.В. Налоговое планирование [Текст]: принципы, методы, правовые вопросы / И.В. Липатова // Финансы. 2006. № 7. – С. 28 – 32.

21. Новопашина Е.А. К вопросу о содержании финансового анализа в налоговом консультировании [Текст] / Е.А. Новопашина // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2006. – № 4 – 6.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

Свой бизнес: налоговое консультирование

Многие предприятия предпочитают решать некоторые свои вопросы за счёт обращения в сторонние компании. Эта практика называется передачей бизнес-процессов в ведение специальной организации, которая выступает в качестве аутсорсера. Наиболее часто обращаются за помощью в бухгалтерской сфере, это особенно актуально для небольших компаний, которые не могут держать свой штат бухгалтеров; это же касается юристов и налоговых консультантов.

С последними вообще особая ситуация – несмотря на довольно серьёзную задачу, в России правовая база касательно работы налоговых консультантов остаётся непроработанной, сейчас не имеется каких-либо стандартов, правда, в этом направлении ведутся разработки и определённый прогресс есть. Но вот требования рынка намного опережают действия правительства, потребность в налоговых консультантах возникает не только на маленьких предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, но и в крупных организациях. Кто-то решается взять в свой штат такого специалиста, но это зачастую оказывается невыгодно, поэтому предложение аутсорсинга в данной сфере является очень перспективным видом бизнеса.

В настоящее время редкий налоговой консультант работает именно по профессии, которая так и прописывается в трудовой книжке. Обычно это юристы или адвокаты без адвокатской лицензии, которые разбираются в налоговых вопросах и зарабатывают этим на жизнь. В любом крупном городе можно найти не одну организацию, которая занимается налоговым консалтингом, но обычно это те фирмы, которые занимают сразу несколько областей, то есть являются многопрофильными. То есть это юридические конторы, для которых налоговой консалтинг – только одно направление деятельности, обычно даже не основное. Есть ещё и частные специалисты (вроде тех же адвокатов), да и любой юрист за нормальную цену готов заняться налоговыми вопросами. Предложение на рынке есть, только не всегда можно найти контору, которая выбрала консалтинг по этому направлению основным (и единственным) направлением своей деятельности, поэтому говорить о действительно качественном и всестороннем решении вопроса не всегда приходится. Фирма, которая нуждается в поддержке налогового консультанта, вполне может столкнуться с ситуацией, когда тот или иной вопрос у специалиста оказывается «непрофильным».

Свой тренинговый центр за 55 000 руб.

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Шансы у новичка на завоевание своей части рынка, безусловно, есть, только нужно сразу ответить на вопросы: чем лучше своё предложение, чем у конкурентов? какова цена на их услуги и почему? насколько качественно конкуренты выполняют свою работу? насколько велик риск того, что появится новая контора, которая предложит более выгодные условия, и если появится, то как с этим бороться? Иными словами, SWOT-анализ в помощь.

В этой сфере очень много тонкостей, разобраться в них всех – достаточно сложная задача, и нужно сразу определиться, есть ли смысл открывать целую контору, работающую только в сфере налогового консультирования, ведь потребители могут быть заинтересованы не в налоговом консалтинге, а в юридической помощи вообще (которая и включает в себя де-факто налоговое консультирование, если анализировать практику многих специалистов). Человек, которые сам является специалистом налогового консультирования и желает на этом зарабатывать, может со спокойной душой устроиться на работу в юридическое агентство, а если есть желание работать исключительно «на себя», то стать частнопрактикующим специалистом с небольшим кабинетом. Трудности есть в любом начинания, свои недостатки и преимущества не всегда очевидны, поэтому прежде чем становиться предпринимателем, нужно оценить рынок, на котором придётся работать. Тут же, на этом этапе, выбирается и формат своей работы.

Пожалуй, бессмысленно в этой статье описывать процесс регистрации субъекта предпринимательской деятельности, человек, который желает открыть контору по налоговому консультированию явно знает в этом вопросе больше, чем какой-то журналист-теоретик. Однако есть предприниматели, которые не собираются заниматься налоговым консультированием самостоятельно, то есть предпочитают открыть фирму и нанять специалистов в неё, чтобы они уже в свою очередь выполняли эту работу. Это относится к тем людям, которые сами не обладают соответствующим образованием и просто хотят открыть своё дело.

Если нет желания работать как индивидуальный предприниматель, то лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью, в этом случае будет доступна упрощённая система налогообложения, а как следует из названия, и налоговая отчётность по ней гораздо проще, но главное – величина перечислений в пользу государства, которая составляет 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Больше подробностей и консультацию по вопросу, какой тип отчётности выбрать, можно получить у своих же работников, потому что решается этот вопрос в зависимости от формата работы. Нужно также отметить, что такая деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 69.2 Услуги в области бухгалтерского учёта; по проведению финансового аудита; по налоговому консультированию.

Что касается получения специальной лицензии, то тут потребуются сертификаты (и, конечно, дипломы или иные документы о высшем образовании) у сотрудников, которые они получают самостоятельно. Но вот обязательного лицензирования для компании, которая занимается налоговым консультированием, и юридической деятельностью вообще, на настоящий момент не требуется. Выше уже было замечено, что в этом вопросе ведутся какие-то разработки, и можно ожидать, что даже в ближайшее время законодательство изменится, и придётся узаконивать свою деятельность. Однако юристы узнают об этом в первую очередь.

Важный момент в организации своего предприятия – обустройство офиса. Чтобы контора по налоговому консультированию имела достаточно клиентов, располагаться нужно в центральных и деловых кварталах города. Учитывая, что работники немало времени будут проводить на предприятии клиента, проще всё-таки им ездить в определённую точку города, чем расположиться конторе на окраине и ждать, пока к ней приедут клиенты. Первичные переговоры ведутся только в деловых кварталах, располагающаяся тут фирма уже имеет важное преимущество хотя бы за счёт того, что платит за помещение по несколько завышенной арендной ставке, а значит, (в сознании потребителя) представляет собой серьёзную контору. Однако слишком большой офис не требуется, работа действительно по большей части офисная – разбираться в бумагах, назначать встречи, вести переговоры, налоговые консультанты часто будут находиться в разъездах, поэтому слишком большое рабочее пространство – ненужные траты.

Стоимость аренды сильно зависит от множества факторов – репутация бизнес-центра, расположение в городе (да и сам город), первоначальное состояние офиса (и его размеры, конечно же) и так далее и тому подобное. Начинается стоимость аренды за 30-40 м 2 примерно с 25-30 тысяч рублей, но это в небольших городах и не в слишком «хорошем» месте, в городах федерального значения даже за скромное во всех смыслах помещение почти наверняка придётся отдавать в несколько раз больше. Здесь в помощь приходят агенты недвижимости, если предприниматель сам не отказывается от решения своих вопросов чужими силами.

Далее нужно выделить немало средств на непосредственно оборудование офиса. Здесь ничего особенно не требуется, в помещении должна царить рабочая атмосфера, иными словами – это обычный офис, только светлый, приветливый, строгий и минималистично, но со вкусом обустроенный. Если есть какие-либо грамоты, сертификаты, награды и прочие «полуофициальные» бумаги, их можно развесить в комнате переговоров или над головой руководителя (когда нет комнаты переговоров), на клиентов это оказывает очень хороший эффект, доверие растёт, лояльность к компании повышается, уверенность в своём выборе крепнет с каждой такой бумажкой. Из остального, более важного – отделка стен, обустройство технических помещений, ведь уборные нужны, закупка компьютеров и периферийной техники, мебели. При желании в 100 тысяч рублей можно уложиться, если не покупать каждому сотруднику кожаное кресло и ручки «Parker». Хотя иногда стоит это сделать, если контора рассчитывает на работу именно с крупными предприятиями, которые немало внимания уделяют «богатству» партнёра.

Далее начинается непосредственно поиск клиентов. О себе информацию обязательно нужно предоставить в средствах массовой информации, газетах, журналах, местном радио и телевидении, создать собственный сайт, на котором будут все сведения о компании (нельзя забыть выложить сканы своих сертификатов и наград), о предоставляемых услугах, заслугах лично каждого налогового консультанта (ибо заслуг самой компании пока не имеется), стоимости и сроках, за которые выполняется та или иная операция.

Свой сайт – очень важное решение, он позволит привлекать очень большое количество клиентов, но при работе большого количества конкурентов может быть сложно держаться на первых строчках в поисковых системах. Но и это не проблема, если есть деньги, студий SEO-оптимизации сегодня достаточно, чтобы найти наиболее подходящую и дать им задачу вывести себя в топ поиска. Но да, услуга не бесплатная, даже порою очень дорогая, цена создания и раскрутки сайта может доходить до 100 тысяч рублей, благо сумма эта растягивается на первые несколько месяцев работы.

Можно начать продвигать себя также через социальные сети, но контингент там явно в большей степени не заинтересован в налоговом консультировании, потому что всё понятие о налогах у простых людей сводится к «у меня ежемесячно отбирают кровно заработанные 13 процентов». В основном налоговые консультанты в России работают непосредственно с предприятиями, причём крупными организациями, у которых большая отчётность и неутомимое желание хоть как-то на налогах сэкономить. Учитывая, что не каждый предприниматель знает, что такое амортизация и что её можно считать, вполне законно кстати, несколькими способами, работы у консультантов будет немало, а результат виден сразу. Впрочем, это ближе всё-таки к бухгалтерии, совсем неграмотных людей в больших организациях не держат.

Перспективное направление, пожалуй, индивидуальные предприниматели, потому что ими становятся люди, которые просто хотят «попробовать своё». А что и как лучше делать – не знают. Тут им на помощь и приходят юристы, налоговые консультанты, бухгалтеры. Таким образом, начинающая компания может заработать себе имя, работая с неопытными предпринимателями, но хорошие прибыли будут идти именно от процветающих корпораций, которые сами дошли до того, что дешевле вести налоговый учёт по аутсорсингу, чем держать свой штат налоговых консультантов. Средние предприятия обычно пытаются справляться своими силами, перекладывая вопросы налогового учёта на бухгалтеров, финансистов и руководителя.

Также нужно отметить, что в Европе услуги налогового консультанта востребованы и у частных лиц, потому что там и налоги больше, и люди свои деньги считать привыкли, в России же, пока всё сводится к уплате процентов к зарплате, никто и не подумает тратить дополнительные средства на налогового консультанта. Частные лица обращаются в такую контору только в случае действительно сложных вопросов – купля-продажа недвижимости, вступление в право наследства, дарение, сделки на крупные суммы, выигрыши в лотерею, но и даже тогда обычно все вопросы решаются самостоятельно либо через косвенных специалистов, например, агентов по недвижимости. То есть в этом направлении вряд ли удастся заработать.

Основа деятельности конторы – грамотные и опытные специалисты. Некоторые юристы проходят специальные курсы, по итогам которых им выдают сертификат и в теории исчерпывающие знания о налогах. Поэтому неплохо найти работников, которые помимо теории немало времени потратили на практику, опыт играет очень большую роль. Налоговые консультанты будут забирать себе значительную часть от сделки, точные проценты трудно назвать – как удастся договориться. Можно заниматься выращиванием специалистов, привлекая молодые перспективные кадры в качестве помощников уже опытных налоговых консультантов. Число таких сотрудников в штате определяется в зависимости от планируемого объёма работы, один консультант может вести дела нескольких предприятий одновременно, но в зависимости от сложности задания кому-то одному, может быть, придётся сконцентрироваться только на работе с одной организацией. Далее следует нанять работника по организаторским и административным вопросам, впрочем, этим заниматься может и сам предприниматель, особенно в первое время. Остальные бизнес-процессы лучше передать на аутсорсинг, хотя в данном направлении нужны дополнительно бухгалтеры, но с таким-то штатом сотрудников эти вопросы можно решить и собственными силами. Охрана офиса почти наверняка будет обеспечивать самим бизнес-центром, в котором проходит работа, и беспокоиться об этом вопросе не придётся.

Контора по налоговому консультированию предлагает достаточно широкий спектр услуг, но всё можно условно разделить на долгосрочное обслуживание и единоразовые вопросы. Крупные предприятия заинтересованы в контракте на долгое время, им нужен комплексный подход, для них важно, чтобы вопрос с налогами решался аутсорсером оперативно, максимально качественно и без излишнего вмешательства в работу самой компании. То есть просто чтобы за них решались проблемы. Частные лица и мелкие предприятия чаще обращаются за помощью либо один раз, либо периодически, и контракт здесь заключать не нужно. В общей форме предприятие работает по следующим направлениям:

Текущее консультирование. Это как раз разрешение общих вопросов, выбор оптимальной системы налогообложения, подготовка документации, нахождение способов экономии (легальных) и тому подобные процедуры, которые нужны каждой без исключения фирме.

Консультации по налоговому планированию и оптимизации. Относится только к долгосрочным договорам, то есть нахождение путей развития компании в данном направлении, к примеру, перевод отдельных сотрудников в филиал компании для снижения издержек и сохранения упрощённой системы налогообложения; это частный случай, вообще вариантов может быть очень много.

Юридическая экспертиза хозяйственных операций. Иными словами – насколько законна деятельность организации и что можно ещё предпринимать в рамках закона. А если есть какие-то сомнения, то как эти законы обойти и представить всё в выгодном свете. Легально, это забывать нельзя.

Разработка оптимальных схем взаимодействия с зарубежными партнёрами. Также международное налоговое планирование. Вообще международные взаимоотношения представляют собой очень сложные процессы, и сюда вовлекаются не только налоговые консультанты, но и юристы, экономисты, финансисты, таможенные брокеры и ещё большое количество специалистов. Компания должна либо держать в штате таких сотрудников, либо иметь соглашения с другими аутсорсерами. В крайнем случае, иметь возможность порекомендовать клиенту тут или иную фирму, которая занимается определёнными, не относящимися к налогам, вопросами.

Юридическая поддержка в налоговых спорах с государственными контролирующими органами. Это уже ближе к непосредственно самим юристам и адвокатам. Причём это направление очень важное, потому что нередко в компанию приходят инспекторы, которые очень тщательно проверяют деятельность компании. Если они что-то смогли найти, клиент должен быть уверен в том, что компания-партнёр всецело поможет ему в этом вопросе. Это вообще сфера права, но к налоговым консультантам предъявляют и эти требования.

Деятельность конторы по налоговому консультированию – очень перспективное направление собственного бизнеса, особенно если сам предприниматель обладает соответствующим образованием. Эта сфера вообще пока только в России развивается, поэтому есть много возможностей для своего роста.


Рассказываем в тезисах, как свою работу сейчас видят налоговики — со слов заместителя руководителя УФНС по СПб Ю.В. Костецкой.

«Сегодня нельзя считать цивилизованным бизнес, который минимизирует налоги с использованием фирм-однодневок. Важна чистота среды предпринимателей и добросовестность бизнеса.

Что сейчас в приоритете в работе налоговых

Во-первых, аналитическая, превентивная работа. Главная задача — это предупреждение налоговых правонарушений, а не выявление и наказание.

Доначисление по проверке — это не самоцель, цель — это обеспечение полного поступления налогов в бюджет.

Главная задача налоговых органов — побуждать налогоплательщика добровольно, в срок и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги. Желательно, чтобы это происходило не в рамках контрольных мероприятий, а самостоятельно и добровольно.

Во-вторых, налоговые органы не пытаются скрывать от налогоплательщиков имеющиеся сведения о возможном нарушении последними налогового законодательства. Если раньше налогоплательщики узнавали о своих нарушениях только при получении акта проверки, то сейчас налоговый орган не делает из выявленных нарушений тайн.

Налогоплательщики информируются посредством уведомлений, информационных писем, рабочих совещаний в налоговом органе.

Инспекции придерживаются в своей работе принципа открытого диалога с бизнес-сообществом.

В-третьих, в круг интересов налоговых и правоохранительных органов входит отработка, или иначе — борьба с так называемыми «площадками» — это группы юридических и физических лиц, предоставляющие услуги по «бумажному» НДС и обналичиванию денежных средств в интересах своих Заказчиков. В рамках отработки «площадок» вычисляется весь круг лиц, занимающихся незаконной деятельностью, и принимаются меры по «купированию» деятельности «площадок, а также побуждению выгодоприобретателей к уточнению своих обязательств.

Если уточнения не будет, то проводится следующий комплекс мероприятий:

  • включение в план ВНП (сейчас в СПб проводится 59 ВНП участников «площадок», с предполагаемой суммой доначислений в 6 млрд руб.);
  • внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений;
  • передача в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел по ст.ст.173, 172, 210 УК.

ФНС вышла с инициативой о внесении в УК изменений в части усугубления ответственности для организаторов площадок — как соучастников по ст. 199 УК.

В-четвертых, новые технологии позволяют сместить вектор контрольной работы с проверки отдельных налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды в целых секторах экономики. Это выравнивает условия конкуренции в целых сегментах рынка.

ФНС реализовала уже несколько таких пилотных проектов в сфере бытовой электроники, транспорт, сельхозпродукция. В 2017-2018 гг. ФНС провела отраслевой проект в сфере экспорта зерновых культур, растительного масла и внутренней переработки с/х сырья.

На рынке создана система саморегулирования. Удалось выдавить с рынка те технические компании, которые действовали на этом рынке, в том числе и посредством проведения мероприятий с участием МВД, ФСБ и отказом самих участников рынка от таких «серых» схем.

В 2019 г. создана саморегулируемая организация — Ассоциация клининговых и фасилити операторов. Деятельность АКФО направлена на обеление клининговых услуг.

По результатам ее деятельности сейчас назначено 18 ВНП, на сумму доначислений 1 млрд руб.

Что нужно знать про вызовы в налоговые органы

Прежде всего, не нужно рассматривать вызов в налоговый орган как принудительную меру. Обсуждение выявленных рисков — это прежде всего диалог, в ходе которого можно услышать позицию налогового органа, понять какие моменты тревожат налоговый орган, определить возможные последствия для бизнеса. И, соответственно, представить пояснения и документы, которые могли бы позволить налоговому органу разобраться и снять возникшие вопросы. Либо добровольно уточнить налоговые обязательства, без назначения ВНП.

Кроме того, нужно реагировать на те вызовы, которые осуществляет инспекция и лучше разобраться с рисками компании до назначения ВНП. Вызов в налоговую инспекцию — это всегда звонок, что стоит обратить внимание на те риски, которые есть в ее деятельности.

И конечно, у вас всегда есть возможность записаться на прием в налоговую инспекцию и проговорить все имеющиеся у компании риски.

О предпроверочном анализе

В первую очередь, в план выездных проверок включаются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об участии в налоговых схемах.

Сумма по предполагаемым нарушениям налогового законодательства по заключениям предпроверочного анализа зачастую отличается от фактического доначисления сумм по результатам выездных проверок. И суммы доначислений увеличивается в 2 — 3 раза, а иногда в 6 и более раз.

Представление уточненной налоговой декларации не гарантирует 100% отказ налогового органа от мероприятий налогового контроля. Это не индульгенция.

Если налоговому органу поступит иная информация об участии компании в иных схемах ухода от налогов, то налоговый орган оставляет за собой право выйти на внп.

«Должная осмотрительность» — это условная норма, не имеющая четких критериев. Первое, что важно — это фактическое исполнение обязательства по договору первым контрагентом. Также проверяется нетипичность сделки: запрашивается локальный ненормативный акт, которым регулируется выбор контрагентов. Если в нарушении данного акта не соблюдается стадийность согласования сделки, то это свидетельствует о нетипичности операции. Или вместо постоянных поставщиков вводится какой-то сомнительный контрагент.

В договорах с контрагентами нужно предусмотреть условие о налоговой оговорке и взыскать убытки (ВС назвал доначисление налогов по вине контрагентами — убытками). По длящимся договорам можно предусмотреть ситуацию, когда у налогового органа появились к контрагенту претензии, а у компании — незакрытые обязательства по договору, и включить возможность проведения зачета в счет уплаты доначисленного налога, то есть все последующие платежи в адрес контрагента будут за минусом сумм НДС, который тот не доплатил в бюджет.

Вина организации для выбора пункта статьи 122 НК определяется через вину ее должностных лиц.

При любых реорганизационных действиях налогоплательщиков налоговый орган обязан оценить все риски и оценить возможность выйти на ВНП. Схемы по «вливанию» работающей компании в техническую, чтобы вместе «умереть» или, наоборот, выделение компании и передача ей всех рисков, чтобы основная компания работала дальше — все это уже видно налоговой и отслеживается АИС.

Про налоговую реконструкцию

Ст. 262 НК предусмотрено обложение налогом прибыли, то есть доходы минус расходы. Письмо ФНС от 10.03.2021 вызывает много вопросов, планируется обсудить его с представителями юридической практики и судейским составом в мае-июне.

Возможность реконструкции зависит от того, с какими обстоятельствами налоговый орган сталкивается в ходе ВНП:

  • реальность самой сделки — «Дом построен. Дом стоит»;
  • определяем понесенные налогоплательщиком расходы. Для этого необходимо, чтобы налогоплательщик предоставил документы о понесенных расходах. Налоговый орган не может взять сумму расходов «из воздуха» — важна активная роль налогоплательщика: насколько он готов раскрыть информацию о реально понесенных им расходах.

Если налогоплательщик сам исполнил сделку, то есть его расходы: амортизация, ГСМ, з/п, которые уже учтены в его расходах, то в данном случае реконструировать нечего. Если сделка безтоварна, значит, реконструкции тоже быть не может, поскольку изначально налогоплательщик не понес.

Непредоставление документов и попытка противодействия налоговому органу будет рассматриваться в части умышленных действий налогоплательщика. Противодействием будет считаться:

  • непредоставление документов;
  • попытка сменить место учета;
  • попытка ликвидироваться.

Эти действия будут рассматриваться в ключе умышленных действий и приведет к еще большим доначислениям и уголовной ответственности.

Про ВНП

Нужно выстраивать диалог с налоговым органом в ходе проверки. Нужна обратная связь с налогоплательщиком:

  • в СПб 84% всех ВНП проводится при участии правоохранительных органов, так как средняя эффективность ВНП в Питере составляет более 166 млн руб;
  • значение для включение план ВНП имеет суммарное количество рисков компании, а не принадлежность ее к микро, малому или среднему бизнесу;
  • вопрос о субсидиарной ответственности будет подниматься".

В ФНС считают, что консультанты могут стать посредниками между налогоплательщиками и налоговиками. Например, помочь разобраться с интернет-сервисами ФНС или оказать правовую поддержку при досудебном рассмотрении споров. Насколько сегодняшний налоговый консультант выполняет эту роль? Что нужно сделать, чтобы приблизиться к идеалу? Поможет ли этому принятие закона о налоговом консультировании? На эти и другие вопросы "РБГ" отвечает президент Палаты налоговых консультантов России (ПНК), действительный член Российской академии естественных наук, профессор Дмитрий Черник.

Без создания института налогового консультирования дальнейшее использование новых технологий, разрабатываемых и применяемых для облегчения уплаты налогов, будет затруднительно, полагает глава ФНС. Согласны ли вы с этим?

Дмитрий Черник: Прежде всего сама идея необходимости налогового консультирования в нашей стране зародилась в недрах налоговой службы. Первые шаги были предприняты министерством по налогам и сборам в то время, когда министром был еще Александр Починок. И Михаил Мишустин отдает отчет, насколько этот институт не враг ФНС, а друг, союзник и помощник. В целом я согласен с его высказываниями, но могу сказать, что проблемы здесь, конечно, будут. То, что сейчас бурно развиваются новые информационные технологии в области взаимоотношений налоговой службы и налогоплательщиков - это факт. Но то, что общая компьютерная грамотность в нашей стране, особенно у людей старшего поколения, отстает от тех темпов, которыми развиваются компьютерные технологии, это тоже факт. И налоговые консультанты здесь нужны и должны сыграть определенную роль. Многие люди вынуждены будут обращаться к кому-то за помощью: либо непосредственно к работникам налоговой службы, загруженным до предела, либо к консультантам.

Сколько сейчас в России практикующих налоговых консультантов? Достаточно ли этих специалистов для квалифицированной помощи налогоплательщикам?

Дмитрий Черник: Прежде всего надо понимать, что такое налоговый консультант сегодня. ПНК выдает квалификационный аттестат налоговым консультантам - тем, кто прошел соответствующее обучение в одной из аккредитованных ПНК образовательных организаций. Сегодня их более 70 от Южно-Сахалинска до Калининграда. Свыше трети этих образовательных организаций - государственные учебные заведения, в том числе университеты. Но нужно иметь в виду, что количество специалистов, которые прошли обучение (сегодня это более 12 тысяч человек), и число людей, которые работают непосредственно налоговыми консультантами, не совпадают. Последних значительно меньше.

Дмитрий Черник: Потому что большинство налоговых консультантов, пройдя обучение, продолжают работать в своих организациях. Сегодня компании уже не возлагают всю ответственность за правильную уплату налогов на бухгалтерию, как это было раньше. Крупные компании создают у себя налоговые управления, налоговые отделы, налоговые подразделения. В них консультанты чрезвычайно востребованны. Эти люди не будут разъяснять населению, как платить налоги, или могут заниматься этим от случая к случаю. Если говорить о налоговых консультантах как о людях свободной профессии, то их сейчас большой дефицит. Конечно, не такой, как 10 лет назад. Тогда не было вообще ничего, и любой человек мог просто объявить себя налоговым консультантом. Сегодня налоговые консультанты получают квалификационные аттестаты ПНК и каждые два года подтверждают свою квалификацию. Но это очень малое количество по сравнению с реальными потребностями.

Профессия налогового консультанта в России пока очень дефицитная. Давайте сопоставим потребности и реальности. Для этого возьмем опыт зарубежных стран. Примерная картина такая, хотя есть различия по разным странам. США, передовые страны Европы, Австралия имеют такое соотношение: на 10 работников налоговой службы в стране работает 11 налоговых консультантов. Это усредненные данные, по странам они могут немного колебаться. Например, в Австралии на 18 млн населения 18 тыс. работников Австралийского налогового управления и 21 тыс. налоговых консультантов. Посмотрим, что получится, если применить это соотношение к России. Сегодня у нас примерно 140 тыс. налоговых работников. Значит, нужно около 155 тыс. налоговых консультантов. А реально действуют, помимо тех, кто внутри компаний, 5 тысяч. Отсюда и возникает потребность. Пока ее закрывают консалтинговые компании, в которых многие сотрудники имеют аттестаты ПНК.

В Госдуме сейчас на рассмотрении находится закон, вводящий обязательное досудебное обжалование всех решений налоговых органов. По мнению экспертов, консультанты могут оказать налогоплательщикам существенную помощь, если предусмотреть их участие в досудебном рассмотрении споров. Согласны ли вы с этим?

Дмитрий Черник: Что такое досудебное разбирательство? Это значит, налогоплательщик не нашел взаимности с первичной налоговой инспекцией. У него уже возник налоговый спор. И, конечно, идти с этим спором в вышестоящий налоговый орган сложно. Каждой организации поможет, если ее будет сопровождать налоговый консультант или работник консультационной службы. Шансы на объективное рассмотрение вопроса повысятся. Налоговый консультант - это человек, который работает на налогоплательщика, защищает его интересы. Но в то же время он должен не только защитить своего клиента, минимизировать ему налоги, оспорить что-то у налоговой службы, но и помочь платить налоги грамотно. Консультант является для своего клиента и представителем государства тоже. Потому что в конечном счете наше государство должно быть заинтересовано в том, чтобы налоги платились правильно. Это значит, что не должно быть недоплаты, но не должно быть и переплаты. Это равновесие должен обеспечить налоговый консультант. Если человек хочет скрыться от налогов, спрятать доходы, ему тогда не нужно идти к налоговому консультанту.

В настоящее время правильно говорить не о минимизации, а об оптимизации налогообложения, а также о снижении, если не ликвидации, налоговых рисков. Ведь санкции в нашей стране достаточно суровы.

Понимаете, когда человек просто читает НК РФ, это одно, а налоговый консультант, который детально знает все вопросы, это совсем другое. Только при детальном знании законов можно оптимизировать налоги и при этом уменьшить общую сумму платежа. Это правильное оформление сделок, это грамотное применение налоговых льгот и так далее. Мы работаем в правовом поле российского законодательства. Это правовое поле позволяет довольно широко маневрировать финансовыми ресурсами. Мы ни в коем случае не беремся уменьшать налоговые платежи таким образом, чтобы увеличивать финансовые риски, чтобы впоследствии возникли судебные претензии. Кстати, государство так же заинтересовано в том, чтобы налоги не наносили финансовый ущерб организациям. Они должны уплачиваться, но не переплачиваться.

Должна ли быть законодательно установлена ответственность налогового консультанта?

Дмитрий Черник: Мы можем трактовать это понятие довольно широко. Прежде всего налоговое консультирование - это определенный вид деятельности, это рыночная инфраструктура. И ответственность налогового консультанта определяется не законом и вышестоящими актами, а одним-единственным простейшим документом, который называется договор. Договор заключается между налоговым консультантом и клиентом, будь то юридическое или физическое лицо. В этом договоре прописана и ответственность консультанта. Если он дал неправильные советы, и налоговая инспекция оштрафовала клиента, что должен сделать клиент? Он должен открыть договор, который подписал, посмотреть в него. Что там предусмотрено, это и есть ответственность налогового консультанта. Иногда люди понимают ответственность так: дал совет налоговый консультант, и все, вы становитесь неприкасаемым. А если не дай бог вас оштрафуют, то тогда консультант должен платить за вас все штрафы, пени и так далее. В принципе такую систему можно создать. Только вряд ли хоть какой-нибудь клиент захочет в эту систему перейти, потому что если речь пойдет о такой ответственности, то тогда наверняка должна появиться во взаимоотношениях третья сторона. Это страховая компания. А вмешательство в это дело страховой компании, да еще с полным страхованием рисков, до заоблачных высот поднимет цену на услуги консультантов.

И надо иметь в виду еще одно обстоятельство, от которого нельзя открещиваться. НК РФ, хотя он совершенствуется с 1999 года, не является идеальным документом. В нем присутствуют и противоречия, и неясности. Да и просто многообразие хозяйственной деятельности может не уложиться ни в какие листы бумаги. И в любой момент может случиться оказия.

Отчет, который у вас с удовольствием примут в одной инспекции, забракуют в соседней, наложат штрафы и пени. Вы помните, когда в России профессия главбуха была крайне дефицитной и главбух часто обслуживал четыре-пять и более разных компаний, то он жаловался, что по одинаковой ситуации в одной инспекции принимают отчет, а в другой - накладывают штрафы, пени. А представляете себе разброс по территории России? А если добавить субъективный фактор в отношениях, то становится понятно, что полная, стопроцентная ответственность налогового консультанта вряд ли реальна в нашей сегодняшней жизни. Хотя, может быть, мы будем идти к этому и по мере совершенствования налогового законодательства, развития налоговой грамотности и налогового консультирования, вполне возможно, мы к этому и придем. Но это будущее.

Может ли помочь развитию налогового консультирования принятие закона, регламентирующего их работу? Или это, скорее, создаст препоны для работы практикующих налоговых консультантов? Многие эксперты считают, что принятие закона ограничит возможности оказывать услуги по налоговому консультированию для юристов и аудиторов, сделав это прерогативой только аттестованных налоговых консультантов.

Дмитрий Черник: Я реалист и всегда им был. Но за любым законом стоят судьбы многих людей. Я прекрасно понимаю, что есть интересы адвокатов. Не считаться с ними нельзя. Выбросить их из сферы налогового консультирования, приняв закон, - это пахнет запретом на профессию. Ты адвокат, если кого-то по голове ударили, иди, защищай этого человека, то ли того, кого ударили, то ли того, кто ударил. А налогами заниматься не смей. Адвокат - это квалифицированный юрист, если он еще знаком с налоговым законодательством, то получается квалифицированный специалист. В ПНК не только экономисты, но и многие юристы прошли обучение, получили аттестаты налоговых консультантов. Нужно ли делать некую узкую касту консультантов? Вопрос очень непростой, дискуссионный, я бы сказал.

Принцип законодательства в античности гласил, что сначала некое явление общественной жизни должно войти в социальную жизнь, укорениться, а уже потом создавался закон. Вот мы сейчас и находимся в той стадии, когда налоговые консультанты как явление существуют, их необходимость очевидна, клиентура понятна. Мы уже набили себе шишки. Какие-то вопросы решили. Можно переходить к принятию закона, но, повторяю, продуманно и без излишней торопливости. Нужен закон, который учтет интересы всех, прежде всего налогоплательщика, а также государства.

Читайте также: