К чему приводит снижение налогов для предприятия

Опубликовано: 21.04.2024

"Налоговый вестник", N 1, 1999

Каждый руководитель предприятия, осуществляя руководство финансово - хозяйственной деятельностью, стремится к получению максимального результата (чистой прибыли). Одним из способов достижения данной цели является использование механизма налогового планирования, в основе которого лежит максимально полное и правильное использование всех льгот, установленных действующим налоговым законодательством Российской Федерации.

Под налоговым планированием подразумевается использование налогоплательщиком допустимых законных средств и способов для минимизации налоговых обязательств. При этом необходимо отделить налоговое планирование от уклонения от уплаты налогов, то есть когда налогоплательщик незаконно использует налоговые льготы, несвоевременно уплачивает налоги, сборы и платежи скрывает доходы, не представляет или несвоевременно представляет необходимые документы для исчисления и уплаты налогов, сборов и платежей.

Процесс налогового планирования можно разделить на несколько этапов.

Первый этап - налогоплательщик выбирает лучшее место расположения как самого предприятия, так и филиалов, представительств и дочерних компаний.

Второй этап - выбор налогоплательщиком оптимальной организационно - правовой формы своего предприятия и ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Что касается налоговых льгот, то их полное и правильное использование в процессе предпринимательской деятельности можно отнести к третьему этапу, включающему планирование всех будущих сделок, минимизацию налоговых обязательств, правильное использование льгот по налогам и т.д.

Следует обратить внимание читателей журнала на тот факт, что налоговое планирование зависит от того, в каком состоянии находится законодательство в стране. При этом налогоплательщик не должен забывать о том, что сложность использования механизма налогового планирования заключается в том, что это "палка о двух концах". С одной стороны, возникает возможность значительно уменьшить сумму налоговых платежей в бюджет, с другой, - опасность уплатить в бюджет гораздо большую сумму и поставить предприятие на грань банкротства. Подобная ситуация может возникнуть в том случае, если налоговая инспекция обнаружит, что используемые на предприятии способы снижения налоговых платежей не соответствуют действующему законодательству, то есть являются незаконными. В результате к предприятию применяются финансовые санкции.

Приведем два примера.

  1. Согласно пп."б" ст.9 Закона РФ от 27.12.1991 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 31.07.1998) доходы предприятия от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации, облагаются налогом по ставке 15%. Исходя из этого, многие ошибочно считают, что прибыль предприятия, полученная в результате совместной деятельности, является доходом от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации, и соответственно данная прибыль должна облагаться налогом по ставке 15%.

С экономической точки зрения данная позиция имеет право на существование, но с юридической - эта позиция является несостоятельной. Долевое участие в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации, подразумевает, во-первых, что предприятие участвует в другом юридическом лице (которое создано и зарегистрировано в определенной организационно - правовой форме в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации); во-вторых, подобное участие выражается в том, что предприятие имеет определенную долю (вклад) в уставном фонде данного юридического лица. При долевом участии предприятие, передавая денежные средства (имущество) в уставный фонд, приобретает обязательственное право требования на получение части прибыли пропорционально своей доле в капитале либо на получение дивидендов по акциям, в то время как у созданного предприятия возникает вещное право (право собственности) на переданное имущество. Имущество, переданное или созданное в рамках договора о совместной деятельности, остается в общедолевой собственности участников договора.

При долевом участии предприятие участвует либо в хозяйственном товариществе (обществе), либо в акционерном обществе. Согласно ст.2 вышеуказанного Закона и дивиденды (проценты) по акциям, и доходы от долевого участия являются теми видами внереализационных доходов, на суммы которых уменьшается подлежащая налогообложению валовая прибыль. Данные доходы облагаются по ставке 15%. Что касается договора о совместной деятельности, то ранее действовавшие Основы гражданского законодательства в ст.122 предусматривали, что предприятия, осуществляющие совместную деятельность на основе договора, нового юридического лица не создают. Указанная норма нашла свое отражение в п.1 ст.1041 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть вторая (в ред. от 24.10.1997).

Соответственно участники договора о совместной деятельности не являются долевыми участниками предприятия, так как предприятия (юридического лица) в данном случае нет. Доходы от совместной деятельности являются внереализационным доходом предприятия, но действующее законодательство не предусматривает уменьшения валовой прибыли на сумму данных доходов и не устанавливает отдельной (иной) ставки налога по этим доходам. Доходы от совместной деятельности являются доходами от внереализационных операций, включаются в общую сумму валовой прибыли и облагаются в составе валовой прибыли (дохода) по общеустановленным ставкам.

Утверждая, что прибыль, полученная в результате совместной деятельности, облагается по ставке 15%, сторонники этой позиции не замечают противоречия в своих рассуждениях. Прибыль, полученная в результате совместной деятельности, включается в состав валовой прибыли (п.11 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций").

Если считать, что прибыль, полученная по договору о совместной деятельности, является доходом от долевого участия в деятельности других предприятий, она должна исключаться из валовой прибыли.

Возникает вопрос: должна ли прибыль, полученная по договору о совместной деятельности, включаться в состав валовой прибыли и облагаться по установленным ставкам налога или не должна? Законодатель дает на это однозначный ответ, разграничивая доход от долевого участия в деятельности других предприятий и прибыль, полученную по договору о совместной деятельности, выделяя прибыль по договору о совместной деятельности в отдельный вид внереализационного дохода, включаемого в состав валовой прибыли.

  1. Действующим законодательством для предприятий установлен следующий тариф взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 28% начисленной оплаты труда по всем основаниям, в том числе за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Имеется много мнений по поводу законности начисления пенсионных взносов по договорам подряда и поручения. Но поскольку вопрос: начислять или не начислять в данном случае взносы, - относится к компетенции законодательных органов, а не налогоплательщика, позволим себе остановиться на следующем. Существует распространенное заблуждение относительно того, что по так называемым договорам "трудового поручения" начисление взносов в Пенсионный фонд не предусмотрено. В данном случае непонятно, что подразумевается под договором "трудового поручения".

Согласно ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, то есть граждане и юридические лица свободны в заключении договора, но в любом случае существо возникающего обязательства будет определяться не по названию договора (назвать можно как угодно), а по его содержанию (то есть тому, какие правоотношения порождает данный договор). Договор "трудового поручения" по существу обязательства является ни чем иным, как договором поручения (если гражданин обязуется совершить от имени и за счет другой стороны определенные юридические действия), договором подряда (если гражданин обязуется выполнить на свой риск определенную работу по заданию заказчика) или трудовым соглашением (если гражданин находится в штате предприятия).

В том случае, если существо договора "трудового поручения" будет иным, пенсионные взносы начисляться не должны, так как по договорам гражданско - правового характера (кроме договоров подряда и поручения) это действующим законодательством не предусмотрено (Приложение к Письму Госналогслужбы России от 16.02.1994, п.1). Исходя из вышесказанного, становится ясно, что применение договоров "трудового поручения" с целью "ухода" от уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации является ошибочным, поскольку если из существа обязательства, возникшего из договора "трудового поручения", будет вытекать, что это договор подряда, поручения или трудовое соглашение, налогоплательщик обязан начислять взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты по этим договорам.

Руководствуясь подобными рекомендациями, налогоплательщики нарушали действующее налоговое законодательство, что приводило к применению налоговыми органами штрафных санкций. Отстоять интересы налогоплательщика в арбитражном суде аудиторские фирмы на смогли.

Как видно из приведенных примеров, налогоплательщик, используя определенные способы налогового планирования, должен "семь раз подумать", прежде чем использовать тот или иной способ снижения налоговых платежей. Сложность налогового планирования заключается в том, что, во-первых, действующее налоговое законодательство предоставляет достаточно ограниченные возможности для использования легальных методов снижения налогового бремени предприятия; во-вторых, разработка тех или иных схем и способов снижения налоговых платежей должна осуществляться на законных основаниях; в-третьих, налогоплательщик должен быть уверен в том, что в случае возникновения споров с налоговыми органами он будет под надежной защитой юриста, который, обладая необходимой квалификацией, сможет отстоять его права в судебном разбирательстве.

Касаясь вопроса оказания аудиторскими фирмами услуг по проведению налогового планирования, хотелось бы обратить внимание на невозможность вольного трактования норм и положений действующего законодательства. Делать выводы из неоднозначных положений законодательства либо из своих умозаключений и на основании этого давать рекомендации - верх непрофессионализма. Закон требует уважения.

Налоговое планирование представляет собой сложный институт, составляющими элементами которого являются не только экономическое обоснование и бухгалтерское оформление (документация, проводки и т.д.), но и допустимость его использования с точки зрения законности и наступления правовых последствий. При этом последняя составляющая часть представляется наиболее важной. Что же касается дальнейшего развития института налогового планирования, хотелось бы отметить необходимость взаимовыгодного сотрудничества аудиторских и юридических фирм, а впоследствии и создания новых субъектов (юридических лиц) - консалтинговых фирм (либо реорганизация существующих фирм), которые, действуя на рынке аудиторских, консультационных, правовых услуг, могли бы удовлетворить налогоплательщика по всему комплексу проблем, касающихся института налогового планирования.

Сторонники снижения налогов утверждают, что снижение налогов улучшает экономику за счет увеличения расходов. Те, кто выступает против них, говорят, что снижение налогов только помогает богатым, потому что это может привести к сокращению государственных услуг, на которые полагаются люди с низким доходом. Другими словами, у этой шкалы экономического равновесия есть две разные стороны.

Налоговая система

Федеральная налоговая система опирается на ряд различных видов налогов для получения доходов. Крупнейшими источниками средств являются индивидуальный подоходный налог и налог на заработную плату. Примерно 86% налоговых поступлений генерируется за счет этих налогов. Подоходный налог с населения взимается с доходов, процентов, дивидендов и прироста капитала, при этом более высокие работники обычно платят более высокие налоговые ставки. Налог на заработную плату - это налог, взимаемый с фиксированной процентной ставкой окладов и заработной платы, до определенного предела, и уплачивается в равной степени как работодателем, так и работником.

Налоги на заработную плату стали важным источником доходов для федерального правительства и росли быстрее, чем подоходные налоги, так как правительство подняло ставки и лимиты доходов. Широко известный как налог FICA (Федеральный закон о страховых взносах), налог на фонд заработной платы используется для выплаты пособий по социальному обеспечению, Medicare и пособий по безработице.

Корпоративные налоги составляют 6% от общих налогов, в то время как акцизы и другие налоги составляют 8%. Акцизы являются формой федерального налога с продаж, взимаемого с различных товаров, таких как бензин и табак.


Центр налоговой политики

Перенос налогового бремени

Федеральное правительство использует налоговую политику для получения доходов и возлагает бремя там, где оно считает, что оно будет иметь наименьший эффект. Однако «теория липучки» о налогообложении (вера в то, что бремя налога остается на том месте, где правительство устанавливает налог), часто оказывается неверной.

Вместо этого происходит смена налогов. Изменяющееся налоговое бремя описывает ситуацию, когда экономическая реакция на налог приводит к изменению цен и объема производства в экономике, в результате чего часть бремени переходит на других. Пример такого сдвига имел место, когда в 1991 году правительство установило налог с продаж на предметы роскоши, предполагая, что богатые могут позволить себе платить налог и не будут менять свои привычки в расходах.

К сожалению, спрос на некоторые предметы роскоши (высокоэластичные товары или услуги) упал, и пострадали такие отрасли, как производство личных самолетов и производство лодок, что привело к увольнениям в некоторых секторах.

Если налог будет взиматься с не чувствительных к цене товаров или услуг, таких как сигареты, это не приведет к большим изменениям, таким как остановка производства и безработица. Исследования показали, что повышение цен на сигареты на 10% снижает спрос только на 4%. Налог, взимаемый с предметов роскоши в 1991 году, также составлял 10%, но налоговые поступления упали на 97 миллионов долларов США, что не соответствовало прогнозам, а продажи яхт в розничной торговле снизились на 77%. В любом случае, при определении налоговой политики всегда следует учитывать смещение налогов.

Валовой национальный продукт

Валовой национальный продукт (ВНП), мера благосостояния страны, также напрямую зависит от федеральных налогов. Простой способ понять, как налоги влияют на объем производства, - это посмотреть на уравнение совокупного спроса:

  • ВНП = C + I + G + NX

  • C = потребительские расходы отдельных лицI = инвестиционные расходы (бизнес-расходы на оборудование и т. Д.) G = государственные закупкиNX = чистый экспорт

Потребительские расходы обычно составляют две трети ВНП. Как и следовало ожидать, снижение налогов увеличивает располагаемый доход, позволяя потребителю тратить дополнительные суммы, увеличивая тем самым ВНП.

Таким образом, снижение налогов выталкивает кривую совокупного спроса, поскольку потребители требуют больше товаров и услуг с их более высокими располагаемыми доходами. Снижение налогов на стороне предложения направлено на стимулирование формирования капитала. В случае успеха сокращения сократят как совокупный спрос, так и совокупное предложение, поскольку уровень цен на поставку товаров будет снижен, что часто приводит к увеличению спроса на эти товары.

Снижение налогов и экономика

Распространено мнение, что снижение предельных налоговых ставок будет стимулировать экономический рост. Идея состоит в том, что более низкие налоговые ставки дадут людям больше дохода после уплаты налогов, который можно было бы использовать для покупки большего количества товаров и услуг. Это аргумент со стороны спроса в поддержку снижения налогов в качестве стимулирующего фискального стимула. Кроме того, снижение налоговых ставок может стимулировать сбережения и инвестиции, что увеличит производственный потенциал экономики.

Однако исследования показали, что это не обязательно так. Данные, собранные Бюро статистики труда за 25 лет, показывают, что работники с высокими доходами тратят гораздо меньше на каждый сэкономленный налог, чем работники с низкими доходами. Кроме того, 65-летнее исследование, проведенное Исследовательской службой Конгресса, показало, что экономический рост не коррелировал с изменениями в максимальной предельной ставке налога и прироста капитала.

Другими словами, экономический рост в значительной степени не зависит от того, сколько налогов платят богатые. Рост, скорее всего, подстегнет, если получатели более низких доходов получат снижение налогов.

Налоговый капитал?

Из-за идеала справедливости сокращение налогов никогда не было простой задачей. Два разных понятия - это горизонтальное и вертикальное. Горизонтальная справедливость - идея, что все люди должны облагаться налогом одинаково. Примером горизонтальной справедливости является налог с продаж, где уплаченная сумма представляет собой процент от покупаемого товара. Ставка налога остается неизменной, тратите ли вы 1 доллар или 10 000 долларов. Налоги пропорциональны.

Вторая концепция - это вертикальное равенство, которое переводится как принцип платежеспособности. Другими словами, те, кто в состоянии платить, должны платить более высокие налоги. Примером вертикальной справедливости является федеральная система подоходного налога с физических лиц. Подоходный налог является прогрессивным налогом, поскольку уплачиваемая доля увеличивается с ростом дохода.

Оптика и эмоции снижения налогов

Снижение налогов становится эмоциональным, потому что в простых долларах люди, которые платят больше всего налогов, также получают наибольшую выгоду. Если вы снизите налог с продаж на 1%, человек, покупающий Hyundai, может сэкономить 200 долларов, а человек, покупающий Mercedes, может сэкономить 1000 долларов. Хотя процентная выгода одинакова, в долларовом выражении покупатель Mercedes выигрывает больше.

Сокращение подоходного налога является более эмоциональным из-за прогрессивного характера налога. Снижение налогов на семью с небольшим скорректированным валовым доходом (AGI) сэкономит их в общей сумме в долларах по сравнению с несколько меньшим снижением налогов на семью с гораздо более высокой зарплатой. Общепринятые сокращения принесут больше пользы высокодоходным в долларовом смысле просто потому, что они зарабатывают больше.

Решение о налогообложении

Сокращение налогов сокращает государственные доходы, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, и создает либо дефицит бюджета, либо увеличение суверенного долга. Естественной контрмерой будет сокращение расходов. Однако критики снижения налогов будут тогда утверждать, что снижение налогов помогает богатым за счет бедных, потому что услуги, которые могут быть сокращены, выгодны для бедных. Сторонники утверждают, что, вкладывая деньги обратно в карманы потребителей, расходы возрастут; следовательно, экономика будет расти, а заработная плата будет расти. В конце концов, результат зависит от того, где сделаны сокращения.

Минимизация налогов: аргументы «за» и «против». Насколько можно оптимизировать налоги и как понять, куда именно?

Успешное развитие бизнеса приводит к росту налоговых платежей. И каждый руководитель фирмы рано или поздно задумывается о том, насколько оптимальна сложившаяся налоговая нагрузка на бизнес. При эффективном налоговом планировании в казну будет поступать лишь сумма налогов, исчисленная по закону, при неэффективном – фирма начнет переплачивать налоги и государство, по сути дела, станет основным бенефициаром бизнеса. Рассмотрим доводы в пользу минимизации налогов и финансовые риски, которые возникают при творческом подходе к исчислению и уплате налогов.

Преимущества минимизации налогов

Начнем с анализа доводов за выбор стратегии на минимизацию обязательных платежей. Прежде всего, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес стимулирует деловую активность, производство продукции, инвестирование в новые проекты, развитие наукоемких производств. Продукция предприятия становится более конкурентоспособной на рынке за счет сокращения издержек производства. Производитель получает возможность продавать продукцию по более низкой цене.

От снижения цены выигрывает конечный потребитель. И не только в том, что повышается его покупательская способность, но и в том, что он, как фактический плательщик косвенных налогов, сокращает свои расходы.

В работе коммерческих организаций возникают самые разнообразные расходы. В бухгалтерском учете они учитываются в полном объеме. Однако для того, чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль, организации нужно выполнить массу условий:

  • доказать, что расходы являются экономически обоснованными;
  • документально подтвердить расходы;
  • продемонстрировать прямую связь расходов с приносящей доход деятельностью.

Выполнить эти условия удается далеко не каждой компании. Как показывает практика, одной из любимых претензий налоговиков является упрек в экономической необоснованности тех или иных расходов фирмы. В итоге часть затрат бизнес несет за счет чистой прибыли.

Такая ситуация экономически не выгодна для бизнеса, поскольку приводит к тому, что прибыль для целей бухгалтерского учета становится меньше, чем прибыль для целей налогового учета. Акционеры получают дивиденды из расчета бухгалтерской прибыли, а государство получает налог на прибыль исходя из налоговой прибыли. Выходит, что база для исчисления платежей в пользу казны превышает базу для расчета дивидендов собственникам бизнеса.

С учетом изложенного включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, реальных затрат бизнеса позволит сбалансировать показатели чистой прибыли для целей выплаты дивидендов и налогов.

Недостатки минимизации налогов

Теперь рассмотрим негативные стороны налоговой оптимизации. Сразу скажем, что участие в схемах минимизации налогов может повлечь включение организации в план выездных налоговых проверок. Это следует из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

По итогам проверки налоговые органы могут не согласиться с правомерностью применения налоговых преференций и начислить организации сумму налогов, пеней и штрафов. Как следствие, после ревизии у компании возникнет крупная сумма непредвиденных расходов. Если компания своевременно не исполнит требование об уплате налогов, инспекция заблокирует ее банковские счета.

В том случае если организация не рассчитается с бюджетом по налоговым платежам, инспекторы передадут информацию следователям. В отношении руководства компании будет возбуждено уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов. Для подозрений в совершении преступления организации достаточно задолжать бюджету сумму свыше 15 млн рублей.

Кроме того, директор фирмы рискует стать ответчиком по гражданскому иску, который вправе предъявить налоговый орган в рамках уголовного процесса. По одному из дел суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Суд решил, что ущерб казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который и должен отвечать за возмещение причиненного ущерба (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2020 по делу N 33-21214/2020).

Когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей или допускает неуплату налога по неосторожности, об уголовной ответственности не может быть и речи. Закон предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты налога в нарушение правовых правил (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П).

Топ-менеджеры и акционеры принимают на себя риски персональной финансовой ответственности в случае признания предприятия банкротом. Такое развитие событий вполне вероятно при крупной сумме налоговых начислений по итогам мероприятий налогового контроля. Например, суд привлек контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, поскольку они в целях минимизации налоговых платежей создали фиктивный документооборот и привели предприятие к банкротству (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2020 N 304-ЭС20-10986 по делу N А03-4188/2018).

Схемы дробления бизнеса применяют лица, которые стараются минимизировать налоговые платежи за счет работы на специальных режимах. Подобные схемы распространены, в частности, в розничной торговле, при оказании бытовых услуг и услуг общественного питания. Налоговые преимущества в форме специальных режимов предусмотрены только для малого бизнеса и призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. Злоупотребление ими нивелирует налоговую поддержку малого бизнеса. Налоговые органы выработали методику выявления искусственных реорганизаций бизнеса и привлечения к ответственности налогоплательщиков за создание подобных налоговых схем.

В обычаях делового оборота широко укоренилась практика регистрации бизнеса в офшорах юрисдикциях. Многие годы офшоры привлекали зарубежных инвесторов низкими налоговыми ставками, простотой регистрации компаний и возможностью оставить в тени реальных бенефициаров.

Однако сегодня международное сообщество объединило усилия в борьбе с размыванием налоговой базы и смещением доходов в низконалоговые юрисдикции. Происходит обмен информацией между налоговыми службами различных государств. Повышаются налоговые ставки в международных налоговых договорах. Поэтому в современных условиях прежние схемы налоговой минимизации выглядят устаревшими и неэффективными.

Пределы налоговой оптимизации

Налоговый кодекс построен на императивных нормах, устанавливающих строгие правила уплаты налогов. И тут организации не остается ничего иного, кроме как исполнять предписания закона. Между тем, некоторые статьи закона сформулированы так, что позволяют компании выбирать наиболее удобный для себя вариант исчисления и уплаты налогов. Важно при этом правильно оформить принятое решение – закрепить его в учетной политике. Это поможет отстоять свою правоту в судебных спорах с налоговыми органами.

Учетная политика является, пожалуй, единственным документом, в котором организация может сама определять правила игры в налоговых правоотношениях. Поэтому положения этого документа нужно тщательно продумывать, ведь разработанная фирмой учетная политика утверждается приказом руководителя и последовательно применяется из года в год.

Пределы налогового планирования установлены в ст. 54.1 Налогового кодекса, согласно которой основной целью совершения сделки не может являться неуплата или возврат налога.

В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Примером такой сделки может служить бизнес-решение, не свойственное деловому обороту, например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования.

Итак, основной целью финансово-хозяйственной операции не может являться налоговая оптимизация. Вместе с тем недопустима ответственность за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального вида платежа. На это обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П.

Как выявить направления налоговой оптимизации

Коммерческие компании регулярно проверяются самыми различными организациями как государственного, так и частного сектора.

Между тем, налоговые органы обращают внимание только на случаи неуплаты налогов, оставляя без внимания ситуации, когда налогоплательщик не воспользовался своими правами и не уменьшил налоговую базу по конкретному налогу. При этом налоговые органы стараются истолковать закон в пользу бюджета.

Аудиторские фирмы проверяют правильность составления бухгалтерской отчетности. Налогам уделяется крайне мало внимания. При этом правила налогового учета имеют существенные отличия от положений по бухгалтерскому учету. К тому же стандарты бухгалтерского учета нацеливают организации на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.

Отчет аудиторской фирмы с хорошей репутацией может помочь подтвердить достоверность финансовой отчетности организации и обеспечить получение кредита в банке. Однако в отчете о проведенном аудите вряд ли будут содержаться указания на выявленные в ходе проверки налоговые резервы.

Для выявления налоговых резервов оптимизации необходимо провести отдельную проверку – налоговый аудит. В компаниях, у которых создана служба внутреннего налогового контроля, можно поручить проведение налогового аудита работникам этой службы. В тех случаях, когда подобной штатной структуры нет, для проведения налогового аудита целесообразно обратиться к внешним консультантам.

Выявление скрытых налоговых резервов позволит вернуть из бюджета излишне уплаченные налоги и пополнить оборотные средства организации. Здесь важно не пропустить срок для подачи заявления о возврате налога – 3 года с момента уплаты налога.

В отношении прошедших налоговых периодов риски финансовых потерь минимальны. Дело в том, что компания уже уплатила все налоги и сейчас пытается переосмыслить правильность произведенных расчетов. Если по итогам налогового аудита будут выявлены налоговые резервы, организация произведет перерасчет налоговой базы и представит уточненные налоговые декларации.

При согласии инспекторов с новыми расчетами компания вернет свои деньги. При несогласии проверяющих с расчетами организации ничего доплачивать в бюджет не придется, поскольку налоги уже давно и полностью уплачены. В случае необходимости спорные вопросы можно передать на рассмотрение суда.

Наталья Дубцова

В этом году ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 20%. По мнению властей, эта мера значительно облегчит налоговую нагрузку на бизнес в период кризиса. И суммы в связи с этим называются действительно немалые — 400 млрд. рублей. Именно столько благодаря снижению налога на прибыль останется в распоряжении предприятий и, соответственно, таков будет урон для федерального бюджета. Однако среди экспертов нет однозначного мнения, насколько существенным в действительности окажется эффект от снижения налога на прибыль.

Главным событием этого года в сфере налогообложения стало уменьшение ставки налога на прибыль на 4%. При этом региональная часть осталась без изменений на уровне 17,5%, а федеральная снизилась до 2,5% (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). По этой причине бюджет страны теряет 400 млрд. рублей, которые правительство планирует возместить за счет резервных фондов.

В Налоговый кодекс также внесены изменения, согласно которым порядок расчета налога на прибыль становится иным. Если раньше компании должны были оплачивать налог авансовым методом, то сейчас они имеют возможность платить «по факту». До 1 января 2010 г. Минфину дано право предоставлять отсрочку по выплате федеральных налогов на срок до пяти лет компаниям, чья задолженность превышает 100 млрд. рублей.

Кроме того, пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, могут рассчитывать на снижение нагрузки. Регионам, в ведении которых находятся «упрощенцы», позволили снижать ставку этого налога вплоть до 5%.

Все эти меры призваны облегчить налоговую нагрузку на бизнес в кризисный период. Но насколько они окажутся действенными, пока неизвестно.

По мнению некоторых аналитиков, 4% — это заметное снижение налога, которое поможет многим компаниям выжить.

Одни эксперты считают, что снижение налога на прибыль не будет иметь никакого значения для бизнеса, поскольку о самих прибылях говорить сегодня очень сложно. И в подтверждение этой позиции есть весомый аргумент — о снижении налога на прибыль речь шла очень давно, и эта мера была призвана увеличить вложения предприятий в развитие производства. Сейчас о каком-либо инвестировании говорить не приходится, а в период стагнации и падения спроса на товары и услуги вряд ли сэкономленные 4% каким-то образом повлияют на финансовое положение дел в компаниях.

Другие эксперты полагают, что снижение налога на прибыль является своего рода прикрытием для того, чтобы не трогать НДС. Налог на добавленную стоимость всегда воспринимался как тормоз для бизнеса, особенно среднего. Большая часть российских предпринимателей считает, что именно НДС является самым проблемным налогом. Речь о его снижении шла еще в сентябре, но чуда так и не произошло.

Тем не менее, некоторые предприниматели и эксперты считают снижение налога на прибыль действенной мерой, подчеркивая, что 4% — это существенный показатель, который облегчит нагрузку на бизнес. Как полагают аналитики ИК «Тройка Диалог», эта мера позволит увеличить чистую прибыль компаний нефтегазового сектора на 5-6%. Например, для компании «ЛУКОЙЛ» снижение налога на прибыль в 2009-2010 гг. будет эквивалентно повышению цены на нефть, соответственно, на 1,15 и 2,75 долларов за баррель. Для «Газпрома» — на 4 доллара за баррель в 2009 г. (эффект для прибыли за 2009 год) и на 1,75 долларов за баррель в 2009-2010 гг. (эффект для прибыли за 2010 год). По мнению экспертов, налоговые послабления окажут существенную поддержку российской экономике.

Многие эксперты считают, что снижение налога на прибыль в период кризиса не будет иметь никакого значения для бизнеса.

Плюсы и минусы изменений в налоговом законодательстве обозначили наши эксперты: член экспертного совета «Деловой России» Михаил Абрамов и финансовый директор девелоперской компании «ОТКРЫТИЕ — Недвижимость» Марина Иммоева.

– Снижение налога на прибыль является одной из антикризисных мер, которая призвана снизить налоговую нагрузку на бизнес. Насколько эффективной, на Ваш взгляд, она окажется?

Марина Иммоева: Говорить о том, насколько действенным окажется снижение налога на прибыль, я могу только на примере собственной компании. Для нас однозначно это изменение в налоговом законодательстве является положительным. В наступившем году мы провели ряд мероприятий по оптимизации расходов, и снижение налога на прибыль до 20% пришлось очень кстати. Мы сумели сохранить рентабельность бизнеса, в частности, благодаря этой мере. Я считаю, что и в кризисное время можно успешно вести бизнес. На мой взгляд, компания, оперативно реагирующая на текущую ситуацию, обладающая оптимизмом, имеет шанс не только выжить, но и развиваться в первую очередь качественно. Это время, когда уже невозможно двигаться по инерции, а необходимо принимать кардинальные меры по оптимизации расходов. Те, кто противятся изменениям и тратят силы на то, чтобы оставить неизменной существующую структуру, обречены на фиаско.

Развиваться при кризисе — значит играть на его условиях: отказаться от того, что есть, и создать нечто качественно новое. В этом состоит суть прогресса. И еще. Обязательно нужно вести инвестиционную деятельность. Еще до кризиса разговоры о снижении налога на прибыль были связаны в основном с тем, что компании смогут «сэкономленные средства» тратить на развитие производства. Это необходимо делать и сейчас, ведь в ситуации, когда инвестиционные проекты выставляются на продажу по минимальным ценам либо отдаются за долги, компании, имеющие свободные средства, могут приобрести лучшие инвестиционные проекты по «смешной» цене и успешно их реализовать, получив существенную отдачу. Этому способствуют два фактора. Первый — это минимальная цена приобретения проекта, а второй — минимальная цена его реализации, ведь поставщики и подрядчики сейчас делают существенные скидки.

Надо сказать, что в сложившейся ситуации на первый план выходят организации, у которых цены не завышены и конкурентоспособны. Владея технологиями и делая ставку на качество, многие из них имеют шанс занять достойное положение на рынке. Для них-то как раз облегчение налогового бремени как никогда кстати. Конечно, снижение ставки НДС оказало бы большую поддержку предприятиям. В настоящий момент многие компании испытывают трудности, работают без прибыли или несут убытки, но при этом обязаны платить НДС в бюджет. Однако сейчас нужно довольствоваться существующим послаблением в налоговом законодательстве. Я думаю, что снижение ставки налога на прибыль выгодно не только тем предприятиям, которые работают в строительной отрасли, но и всем остальным. Как ни крути 4% от прибыли — это значительные суммы даже для средних компаний. Возможно, для них окажется сложным заниматься инвестированием, но это позволит сохранить существующие прибыли в большем объеме, что в кризисный период как никогда важно.

Налог на прибыль является третьим по значимости в России. По данным Федеральной налоговой службы, его доля в налоговых доходах бюджета по итогам 1-й половины 2008 г. составила 18% (НДПИ — 36%, НДС — 31%). Однако Министерству финансов пришлось смириться не только с его снижением, но и с другими антикризными мерами.

Михаил Абрамов: Конечно, снижение ставки налога на прибыль — явление положительное. Но вряд ли эта мера будет эффективной в условиях кризиса, ведь многие предприятия уже сегодня не только лишились прибыли, но едва сводят концы с концами. И главные кризисные проблемы: существенное снижение цен на нефть и металлы и снижение спроса на продукцию — остаются нерешенными. Население, не имея денег, не покупает товары. Предприятия, производящие эти товары, не имеют возможности оплачивать труд сотрудников и покупать новые машины и оборудование. Производители машин и оборудования, не имея сбыта, не покупают металл и комплектующие изделия. И так далее. Чтобы решить проблему, необходимо повысить платежеспособный спрос населения, то есть увеличить пенсии и зарплаты низкооплачиваемым работникам. При этом во избежание роста инфляции платежеспособный спрос должен быть уравновешен товарным предложением. Наиболее эффективными способами решения проблемы являются налоговое регулирование (оптимизация налоговых ставок, совершенствование налогового администрирования) и бюджетная политика (государственные расходы, межбюджетное регулирование и т. п.).

Такой инструмент, как «государственные расходы», наше Правительство использует достаточно широко. Предприятия получают средства в форме госзаказа и в форме прямого финансирования. А резервы совершенствования налоговой системы почти не задействованы. Их использование могло бы существенно смягчить воздействие мирового кризиса и способствовать росту экономики. Особенностью экономического спада в нашей стране является то, что он сопровождается ростом инфляции, которая по официальным данным в 2008 году составила 13,3%.

Рост инфляции был бы существенно ниже, если бы наша промышленность увеличила производство одежды, обуви, мебели и другого ширпотреба. Но этого не произошло, так как на предприятиях, выпускающих указанную продукцию, люди не хотят работать из-за низкой зарплаты. А повысить зарплату не представляется возможным, так как вырастет цена, продукция станет неконкурентоспособной рядом с контрабандой и контрафактом, и ее нельзя будет продать. Конкурировать с продукцией, не облагаемой налогами и пошлинами, добросовестному налогоплательщику очень трудно. Чтобы выжить, многим приходится уклоняться от уплаты налогов. Судите сами. Сегодня чтобы выдать работнику на руки, например, 10 тыс. рублей, предприниматель должен назначить ему зарплату 11 494 руб. При этом он платит в бюджет в виде налогов на зарплату — подоходный налог 13% (1494 руб.), ЕСН 26% (2988 руб.), страховку от травматизма на производстве в среднем 2% (230 руб.) и НДС 18% от суммы зарплаты и налогов (2648 руб.). Для простоты другие налоги не учитываем. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 17 360 рублей, что на 73,6% больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться небольшой прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Можно, конечно, начать «закручивать гайки», но прежде надо существенно снизить налоги для производителей ширпотреба, чтобы они добровольно могли выйти из тени, так как при «закручивании» пострадают первыми.

Главная проблема производства — отсутствие оборотных и инвестиционных средств. Решению этой проблемы способствовало бы существенное снижение налогов. Но не для всех, а для обрабатывающих производств, испытывающих острую конкуренцию как на рынке труда, так и с зарубежной продукцией. В первую очередь это целесообразно сделать для легкой и текстильной промышленности, издательской деятельности и производства полиграфической продукции, производства (изготовления) упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, деревообработки и производства мебели, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, медицинской и микробиологической промышленности, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности, малого бизнеса, не переведенного на УСН. Для таких предприятий надо снизить ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10%. Надо не раздавать деньги фирмам, а оставить у них то, что они заработали. Расчеты показывают, что общие потери бюджета при снижении для указанных отраслей ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% не превысят 0,4% ВВП. В свою очередь, рост товарного предложения будет способствовать снижению инфляции.

Если таким же образом снизить налоги для всей обрабатывающей промышленности, где работает по данным Росстата 11,3 млн. человек, то потери будут в четыре раза больше и составят около 1,5% ВВП. Но в результате все только выиграют, потому что с ростом налогооблагаемой базы поступления в бюджет существенно возрастут.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об НДС, снижение ставки которого сегодня действительно облегчило бы налоговую нагрузку на бизнес. «Деловая Россия», к примеру, предлагает снизить ставку НДС до 12%. Минфин, который является противником такой меры, заявляет, что будут велики потери бюджета. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что потери бюджета составят около 2% ВВП. А заместитель Министра финансов Сергей Шаталов сказал, что речь идет о потере одного трлн. рублей. По нашим расчетам потери могут быть существенно ниже. К примеру, если снизить НДС только для отечественной продукции, то потери бюджета составят не более 0,5% ВВП. Кроме того, это повысит конкурентоспособность российского производителя. Так что если бы власти хотели уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, они бы стали снижать не налог на прибыль в период отсутствия прибылей, а НДС.

В Министерстве финансов Российской Федерации считают, что снижение налога на добавленную стоимость — решение деструктивное. Как пояснил министр финансов Алексей Кудрин, НДС — это налог на спрос, который долгое время был выше всех пределов. По словам министра, снижение НДС с 18% до 12-14%, на чем настаивают представители бизнеса, приведет к сокращению доходов бюджета на 2% ВВП.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения


Руководители и владельцы бизнеса стремятся оптимизировать расходы, по возможности сократить выплаты в бюджет. Способы снижения налоговой нагрузки, о которых пойдет речь, подойдут не каждой компании. Чтобы принять решение об их применении, важно учитывать требования закона, особенности организации и род ее деятельности.

Если при государственной регистрации не выбран спецрежим, то компания (или ИП) автоматически становится плательщиками налогов на общей системе налогообложения — самой трудоемкой и «дорогой» из всех налоговых режимов. Однако, с 2021 года компаниям доступен один спецрежим — упрощенка (УСН) (единый сельхозналог в статье не рассматриваем).

Предприниматели могут выбирать из упрощенки, патента и налога на профессиональный доход для самозанятых. Основной минус спецрежимов в том, что с компанией или ИП могут отказаться сотрудничать плательщики НДС.

Налоговые каникулы

У новых ИП на патенте и УСН есть возможность «уйти» на налоговые каникулы на срок до двух лет — в этот период применяется налоговая ставка 0%. Важное условие: предприниматель должен заниматься производством, работать в научной или социальной сфере. Если он применяет упрощенку, доходы от этой деятельности должны составлять не менее 70% в общей выручке.

Регионы самостоятельно определяют виды деятельности, которые попадают под «каникулы», они же вводят ограничения.

Предпринимателям на УСН не нужно уведомлять налоговую о применении каникул — достаточно сдавать декларацию по УСН со ставкой налога 0% и платить взносы за себя и сотрудников. Тем ИП, кто работает по патенту или собирается перейти на ПСН, нужно подать заявление по форме 26.5-1, указать в нем ставку 0% и статью регионального закона, который ввел каникулы для вашего бизнеса.

Применение профессионального налогового вычета

Предприниматели вправе на профвычет уменьшить налоговую базу, а значит, и НДФЛ, который предстоит перечислить в бюджет. При этом вычет предоставляется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (абз. 1 п. 1 ст. 221 НК РФ). Однако, если расходы подтвердить не получится, то они принимаются к вычету в размере не более 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.

Данные о доходах и расходах фиксируют в декларации 3-НДФЛ, которая сдается по итогам года. По каждому расходу у ИП должен быть подтверждающий документ. Состав расходов, связанных с ведением бизнеса и потенциальным получением дохода (ст. 221, п. 1 ст. 252 НК РФ), ИП определяет самостоятельно.

Работа с самозанятыми

Организации обязаны удерживать НДФЛ с выплат сотрудникам, а также уплачивать страховые взносы за них. При работе с самозанятыми лицами этого делать не нужно

Налог для самозанятых рассчитывается инспекцией по итогам налогового периода (месяца) и доводится до налогоплательщика через специальное приложение «Мой налог» (на сайте ФНС России имеются инструкции по работе с сервисом).

Уплачивается налог самозанятыми самостоятельно (ст. 11 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Важный момент: закон запрещает применять спецрежим НПД лицам, имеющим наемных работников (ст. 4 Закона № 422-ФЗ).

Снижение единого налога за счет страховых взносов

Снизить налоги за счет страховых взносов могут организаций и ИП на спецрежимах, причем с 2021 года ИП на патенте также вправе уменьшить свои налоговые обязательства. Налог уменьшается за счет взносов, фактически уплаченных на медицинское, социальное и пенсионное страхование.

В случае применения УСН с объектом «Доходы», в отличие от объекта «Доходы минус расходы», не получится уменьшить налоговую базу на суммы взносов. Но уменьшить можно уже рассчитанный налог (ст. 346.21 НК РФ). При этом ИП без сотрудников уменьшает налог на всю сумму уплаченных взносов без ограничений, в том числе на 1% от дохода свыше 300 000 руб. в год.

Организация на упрощенке или ИП с сотрудниками уменьшают налог до 50%.

Такой же механизм будут применять предприниматели на патенте с 2021 года.

Важный момент: нель­зя умень­шить налог на взно­сы, ко­то­рые уплачены сверх на­чис­лен­ных сумм. Образовавшуюся переплату можно учесть в другом периоде. Пени и штрафы также не уменьшают сумму налога.

Уменьшение земельного налога

На сумму земельного налога влияет кадастровая стоимость участка. Иногда кадастровая стоимость превышает рыночную, и размер налога растет. Это происходит из-за того, что оценка земельных участков может пройти без их осмотра, без учета расположения и целей использования земель.

Если рыночная стоимость земли ниже кадастровой, нужно сравнить текущий налог с тем, который предполагается уплачивать после пересчета. Просчитать экономическую выгоду. Если налог с рыночной стоимости получился меньше, организация может обратиться в комиссию при Росреестре для оспаривания стоимости земли, таким образом попытаться снизить налоговую базу.

Уменьшение НДС

К налоговому планированию в части НДС нужно подходить очень взвешенно — этот налог всегда в центре внимания контролирующих органов.

Освобождение от НДС. Предположим, что у юрлица или ИП за последние три календарных месяца подряд выручка от продажи товаров или услуг без учета НДС не превысила два миллиона рублей. При этом компания не занимается импортом, не выступает налоговым агентом и не торгует подакцизными товарами или готова вести раздельный учет — по подакцизным и прочим товарам. В этом случае можно получить освобождение от НДС (ст. 145 НК РФ). Для этого в налоговую инспекцию подается уведомление (приложение 1 к приказу Минфина России от 26.12.2018 № 286н). Вместе с уведомлением представить нужно подтверждающие документы: выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж (книги учета доходов и расходов для ИП, организаций на УСН).

Применение вычетов НДС. Организации, работающие с плательщиками НДС, могут принимать к вычету суммы налога, уплаченные поставщиками. Для этого товары, работы, услуги должны иметь связь с объектами налогообложения и быть приняты на учет. Важно получить от поставщика правильно оформленный счет-фактуру, выделять НДС отдельной строкой, проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

Если получится расширить пул поставщиков — плательщиков НДС, появится возможность «нарастить» сумму входного налога, тем самым уменьшить его к уплате.

Льготная ставка. Компания может применять нулевую или пониженную ставку НДС — 10%, если использует или производит льготируемые товары и услуги, перечисленные в статье 164 НК РФ. Если организация ошибочно уплачивала налог по полной ставке, она может обратиться в налоговую инспекцию и оформить возврат налога или зачесть в счет предстоящих платежей.

Уменьшение налога на прибыль

Для целей расчета налога на прибыль расходы признаются, если они:

  • документально подтверждены;
  • экономически обоснованы;
  • связаны с деятельностью, направленной на получение дохода;
  • упоминаются в перечне расходов в главе 25 НК РФ (расходы, которые нельзя учесть при расчете налога, перечислены в ст. 270 НК РФ).

Налог можно уменьшить разными способами, приведем несколько вариантов.

Создание резервов. Компания создает резервы по сомнительным долгам, на ремонт основных средств, оплату отпусков и другие. Большинство предприятий обязано создавать резервы в бухучете. Однако малые предприятия, ведущие упрощенный бухучет обязаны создавать только резерв по сомнительным долгам. В налоговом учете создание резерва — право организации, а не ее обязанность. Условия формирования резервов закрепляют в учетной политике.

Суммы резерва организация может включать в расходы, тем самым уменьшая налог на прибыль. Резервы выгодно создавать, если расходы планируются на конец года: тогда получится ежемесячно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в резерв.

Льготы. Компании, занимающиеся льготными видами деятельности, например, в медицинской отрасли или сфере образования, могут рассчитывать налог на прибыль по ставке 0%. Виды деятельности, по которым установлены льготы, указаны в ст. 284.1 — 284.9 НК РФ. Также важно не упустить, что льготы по налогу на прибыль могут вводиться и на уровне регионов. Уточнить возможность применения нулевой ставки налога или льготы можно непосредственно в инспекции.

Инвестиционный вычет (ст. 286.1 НК РФ). Инвестиционный вычет — это стоимость объекта основных средств, а также затраты на его достройку, реконструкцию, модернизацию.

На размер вычета можно уменьшить до 100% исчисленного федерального налога, поскольку НК РФ не вводит минимального размера налога к уплате в бюджет. В случае с региональным налогом (90% от расходов на приобретение, модернизацию, реконструкцию и пр. ОС) минимальный налог предусмотрен: сумма, которую нужно внести в бюджет, составляет 5% от налоговой базы по налогу на прибыль.

Воспользоваться инвестиционным вычетом можно при выполнении условий. Среди прочих — требование о введении инвестиционного вычета на территории субъекта РФ, где расположена организация или ее обособленное подразделение. Решение о применении инвестиционного вычета закрепляется в учетной политике организации.

Перенос убытков. Убытки прошлых лет позволяют компаниям на ОСНО уменьшить налог на прибыль, но не более чем на 50% (п. 2 ст. 265 НК РФ).

Упрощенцы с объектом налогообложения «доходы минус расходы» могут включать убыток во внереализационные расходы в течение 10 лет, следующих за годом получения убытка (абз. 2 п. 7 ст. 346.18 НК РФ). При этом убыток можно переносить на любой из последующих девяти лет, частично или полностью. Если убыток образуется в течение нескольких лет подряд, его переносят в той же очередности, в которой он получен.

Амортизационная премия. Применить амортизационную премию ко всем основным средствам, кроме полученных безвозмездно, вправе любая организация. Это позволит списать в расходы часть средств, потраченных на покупку или сооружение основных средств, а также на их достройку, реконструкцию и пр.

Применить амортизационную премию можно только при вводе основного средства в эксплуатацию. После начала эксплуатации единовременно расходы уменьшить уже не получится (амортизация начисляется в обычном порядке). Предельный размер суммы, которую можно включить в расходы, зависит от амортизационной группы ОС:

  • 1- 2 амортизационные группы — 10%;
  • 3-7 группы — 30%
  • 8-10 группы — 10%.

Татьяна Евдокимова, эксперт сервиса Контур.Бухгалтерия

Читайте также: