Роль единого социального налога

Опубликовано: 18.09.2024

6.7. роль единого социального налога в обеспечении финансирования системы обязательного социального страхования

Единый социальный налог (взнос) — это налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ) и предназначенный для мобилизации средств, направленных на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.


На территории РФ он был введен с 2001 г. До него финансирование системы обязательного социального страхования обеспечивалось в основном за счет уплаты работодателями и гражданами страховых взносов, включаемых в себестоимость ВАЖИ6 продукции (работ, услуг). Порядок уплаты страховых вносов и их использования не был четко отработан, и в деятельности внебюджетных фондов отмечались следующие негативные моменты:

плательщикам приходилось регистрироваться и сдавать отчетность в несколько фондов;

средства фондов нередко использовались неэффективно и не по прямому назначению;

отсутствовал строгий контроль за правильностью исчисления страховых взносов;

многократно возрастал объем работы банков, в которые плательщики приносили платежные поручения для нескольких фондов;

для каждого фонда были установлены особые правила, касающиеся исчисления и уплаты взносов, осуществления контроля за их уплатой и привлечения к ответственности;

санкции за нарушения порядка расчета и уплаты страховых взносов в каждый фонд также были разные и др.

При введении единого социального налога были провозглашены следующие основные цели.

Снижение размеров налогов, начисляемых на фонд оплаты труда, благодаря:

уменьшению величины страховых тарифов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ (на 1\%, удерживаемых с заработной платы работников) и Фонд социального страхования РФ (на 1,4 \% — снижение тарифа страховых взносов с 5,4 \% до 4\%);

введение регрессивной шкалы налогообложения при определении налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.

Б. Снижение административных издержек благодаря:

передаче функций сбора и контроля за сбором единого социального налога (взноса) налоговым органам РФ;

унификации налоговой базы;

гармонизации налоговой системы.

Повышение собираемости налогов (взносов) благодаря передаче функций контроля и сбора профессионально подготовленной, технически, технологически и информационно оснащенной, мощной государственной налоговой службе.

Принятый закон внес существенные коррективы в функционирование системы обязательного социального страхования. С введением единого социального налога потребовалось коренное изменение в сложившейся системе формирования и использования средств государственных внебюджетных фондов.

Многочисленные споры вокруг единого социального налога в основном идут из-за разной экономической природы налогов и страховых взносов, так как последние носят не фискальный, а компенсационный характер и по существу должны являться резервированием заработной платы на случаи наступления социальных рисков (болезни, несчастного случая, старости).

Следует отметить, что основным принципом организации любого вида социального страхования, в том числе и пенсионного, является эквивалентность страховых взносов и выплат, то есть увязка индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий и пособий, которые можно легко рассчитать, исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы, с которой уплачены страховые взносы, и длительности периода внесения страховых взносов. Для этого применяется система актуарных расчетов, базирующаяся на статистике и прогнозных данных и позволяющая проводить оценку сбалансированности доходов и расходов, обоснованности применяемых страховых тарифов, уточнять уровни гарантированных выплат.

Глава 24 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками единого социального налога признаются:

лица, производящие выплаты физическим лицам:

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных за налоговый период в пользу физических лиц.

Не подлежат налогообложению:

все виды компенсационных выплат, связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации и др.;

суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу;

доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства, реализации и переработки сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком;

стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно;

суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями;

стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам;

стоимость льгот по проезду обучающихся и воспитанников;

15) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

От уплаты налога освобождаются:

организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

следующие категории налогоплательщиков — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей.

налогоплательщики, являющиеся инвалидами I, II или III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода.

Налоговым периодом признается календарный год. Для налогоплательщиков применяются налоговые ставки, установленные 24 главой НК РФ. Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:

день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты);

день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты;

день фактического получения соответствующего дохода — для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками авансовыми платежами отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

От уплаты налога освобождаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области внутренних дел, миграции, исполнения наказаний, фельдъегерской связи, таможенного дела, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственная противопожарная служба Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудниками уголовно-исполнительной системы, таможенной системы РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.1


Для самопроверки необходимо ответить на вопросы по теме 6:

В чем проявляется социально-экономическая сущность внебюджетных фондов?

Какие фонды образуют систему обязательного социального страхования в РФ?

Какими нормативными документами регламентируется деятельность внебюджетных фондов?

Какие виды социальных страховых рисков Вы знаете?

Как составляются, рассматриваются, утверждаются и исполняются бюджеты внебюджетных фондов?

Какие основные источники финансовых ресурсов внебюджетных фондов Вы знаете?

Какие виды пенсий выплачиваются из Пенсионного фонда?

Что является основанием для выплаты трудовой пенсии по старости?

От каких факторов зависит средний размер пенсий?

Чем обусловлена необходимость пенсионной реформы?

Какие пособия выплачиваются из Фонда социального страхования?

По каким направлениям расходуются средства Фонда обязательного медицинского страхования?

Какова роль единого социального налога в формировании доходов внебюджетных фондов?

ф JP' Субъектами обязательного социального страхования являются:

а) кредитор и заемщик;

б) участники организованного рынка ценных бумаг;

в) страховщики, страхователи, застрахованные лица;

г) эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Бюджетная система РФ Внебюджетные фонды освобождены:

а) от выплат пенсий по старости, инвалидности, потере кормильца;

б) от выплат по временной нетрудоспособности, пособий на детей;

в) от выплат по обязательному медицинскому страхованию;

г) от уплаты налогов, сборов, пошлин.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на:

а) производственные и непроизводственные;

б) налоговые и неналоговые;

в) экономические и социальные;

г) коммерческие и некоммерческие.

Основанием для выплаты пенсии по старости в РФ является:

а) наличие необходимого стажа трудовой деятельности;

б) достижение пенсионного возраста;

в) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

г) потеря кормильца.

Основными источниками денежных средств государственных внебюджетных фондов являются:

а) благотворительные взносы;

б) коммерческая деятельность;

в) единый социальный налог;

г) таможенные пошлины.

Систему обязательного социального страхования в РФ образуют следующие государственные внебюджетные фонды:

а) дорожный фонд, фонд занятости;

б) резервный фонд Президента;

в) пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования;

г) уставные фонды государственных организаций.

К социальным страховым рискам можно отнести:

а) возможность нанесение ущерба другому лицу;

б) материнство, признание безработным, временную нетрудоспособность, старость;

в) потерю имущества;

г) все вышеперечисленное.

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования

а) устойчивость финансовой системы, всеобщий обязательный характер, государственное регулирование;

б) целевой характер, дифференцированность;

в) возвратность, платность, конфиденциальность;

Описание файла

Документ из архива "Роль и значение единого социального налога в формировании социальных внебюджетных фондов", который расположен в категории "курсовые работы". Всё это находится в предмете "финансовые науки" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "финансовые науки" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "162123"

Текст из документа "162123"

Государственное общеобразовательное учреждение

среднего специального образования Финансовый колледж № 35

Допущена к защите

Комплексная КУРСОВАЯ РАБОТА по

дисциплинам «Финансовый менеджмент» и «Бюджет РФ»

на тему: «Роль и значение ЕСН в формировании социальных внебюджетных фондов»

студентка группы ДН-49

К.Э.Н., доцент Скрынченко Б.Л.

Содержание

Глава 1. Значение налогов в доходах бюджета 5

1.1. История формирования социальных внебюджетных фондов 8

1.2. Единый социальный налог как источник формирования социальных внебюджетных фондов 12

Глава 2. Порядок формирования социальных внебюджетных фондов 15

2.1. Средства, поступающие на формирование фондов 19

2.2. Роль ЕСН в формировании социальных внебюджетных фондов 21

Список литературы 27

Приложение №1 29

Приложение №2 30

Введение

Взимание налогов – одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики и именно от количества налоговых платежей зависит благосостояние граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и так далее. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления в социальные внебюджетные фонды. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

Объектом исследования является единый социальный налог в доходах федерального бюджета.

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступлений в социальные внебюджетные фонды в анализируемый период налоговых доходов.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

изучение налоговых доходов федерального бюджета в части поступления ЕСН;

определение основных проблем и направлений совершенствования по взиманию ЕСН.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Значение налогов в доходах бюджета

Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией "государство".

Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.

В современном понимании налог - это обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Признаками налога являются:

императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

Налоги как экономическую категорию, следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).

Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств. Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это характерно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы, повышение налоговых ставок и так далее).

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и так далее;

регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;

решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

обеспечение международных договорных обязательств и т.д.

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющиеся в способе действий или непосредственно через их свойства. Налогам свойственны две основные функции:

экономическая или регулирующая.

Фискальная функция - предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, т. к. именно она формирует основную часть бюджета.

Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, то есть регулируют рыночные отношения в государстве.

Вместе с тем налоги - одно из основных противоречий между налогоплательщиком как субъектом налога или обществом в целом, с одной стороны, и государственной властью, с другой стороны, в основе которого лежит принцип принудительного изъятия части дохода субъекта налога, приводящего к ухудшению его материального положения и порождению социального неравенства между различными группами налогоплательщиков (граждан в целом).

Иначе, изъятие части дохода у субъекта налога приводит к возникновению противоречия между потребностями государства в увеличении налоговых доходов в целях формирования бюджета и выполнения им своих функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, ухудшающих их материальное положение. Данное противоречие является основным при формировании налоговой системы и принятии законодательной налоговой базы любым государством. Это противоречие внешнее по отношению к самой налоговой системе. Существуют и внутренние противоречия, заложенные в самой структуре налоговой системы.

Структура налоговых доходов государства.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений. 1

Еще раз необходимо отметить высокую роль налогов в формировании доходной базы государственного бюджета, и, соответственно, и необходимость особо обязательной работы государства по установлению порядка и механизма их взыскания.

1.1. История формирования социальных внебюджетных фондов

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе выступает государственный бюджет. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления. 2

Но ряд факторов обуславливает целесообразность использования другой формы аккумулирования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов, обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом. Необходимость создания социальных фондов, предназначенных для естественных потребностей, была научно обоснована К. Марксом. Возникновение и рост таких фондов является объективной закономерностью существования и развития общества.

Но, несмотря на то, что своими корнями социальные услуги уходят еще в XIX столетие, относительно широкое распространение они получили после II мировой войны, в связи с тяжелыми последствиями предшествующего мирового экономического кризиса, мировыми разрушениями и резким падением уровня жизни населения, вызванными войной.

Одним из важнейших факторов, под воздействием, которого возрастает необходимость социального страхования, его роль и значение в жизни рабочего класса, было ускорение пролетаризации населения, когда в процесс капиталистического производства вовлекалась все новая и новая рабочая сила.

Переход к рынку ознаменовался в России рядом кардинальных изменений в организационной структуре хозяйства, в ходе чего произошла модернизация финансовой системы и, прежде всего ее центрального звена – общегосударственных финансов. Постепенно стали возникать, отделяться от бюджетной системы один за другим внебюджетные фонды.

В силу ряда обстоятельств, таких, как продолжающийся спад производства, неплатежи, бюджетный дефицит, инфляция, рост непредвиденных расходов, средств для социальных программ хронически не хватает. Кризисная ситуация в финансировании социальной сферы в России имеет свою историю. Недостаточность выделяемых ресурсов и их неэффективное использование были отмечены задолго до проведения коренных экономических преобразований. На рубеже 70-80-х гг. в стране велись поиски модернизации действующего механизма хозяйственной деятельности учреждений социального обслуживания, а также новых форм финансирования, к числу которых относится и институт внебюджетных фондов.

Социалистическая экономика, базировавшаяся на планово-централизованной системе управления экономическим и социальным развитием, сформировала и утвердила систему социального обслуживания населения, в основу которой был положен принцип бесплатности. Ориентиры социальной политики на бесплатность в социально-культурном обслуживании населения были логическим следствием господствовавших идеологических установок. Данная система и связанная с ней модель финансирования основных отраслей социальной сферы за счет бюджета некоторое время достаточно успешно выполняли свои функции. Однако по мере роста спроса и увеличения выплат на социальные услуги централизованное финансирование социального обслуживания стало давать сбой. Поэтому через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. В начале 90-х годов ситуация обострилась, так как в результате гигантского бюджетного дефицита, инфляции, продолжающегося спада производства и его эффективности вся система пенсионного обеспечения и социального страхования начала финансироваться по «остаточному» принципу. В этих условиях развитие социальной сферы стало отставать от требований времени.

Немаловажными факторами, обуславливающими целесообразность образования внебюджетных фондов, являются бюджетный дефицит, инфляция.

Создание в начале 90-х гг. внебюджетных фондов позволило ослабить негативные последствия либерализации цен и несколько сдержать снижение уровня жизни пенсионеров и других незащищенных слоев населения. Тогда самостоятельный статус фондов препятствовал прямому покушению государственных финансовых органов на средства внебюджетных социальных фондов при подготовке и исполнении федерального бюджета и других звеньев бюджетной системы. К сожалению, анализ практики бюджетирования на федеральном и местном уровнях в последнее время показал, что использование средств внебюджетных фондов, и нередко не по назначению, получило достаточно широкое распространение. На федеральном уровне это проявилось, например, в отношении Пенсионного Фонда России (далее ПФР), в форме платежей и задолженностей по формированию средств для выплаты военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава, а также социальных пенсий. На местных уровнях – в форме прямого привлечения средств соответствующих подразделений ПФР для выплат местных пособий.

Внебюджетные фонды представляют собой достаточно динамичный элемент финансовой системы. Это обусловлено тем, что они, в отличие, от государственного бюджета, находятся в распоряжении специального государственного органа. Поэтому, в сравнении с бюджетом, перераспределение внутри внебюджетных фондов и их использование осуществляется более оперативно. Кроме того, внебюджетные фонды создаются для реализации конкретных целей. Таким образом, необходимость образования внебюджетных фондов вызвана объективной закономерностью существования и развития общества, что связано в первую очередь с потребностью перераспределения финансовых ресурсов для решения наиболее важных направлений, не предусмотренных бюджетом.

1.2. Единый социальный налог как источник формирования социальных внебюджетных фондов

Идея введения единого социального налога, то есть объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998г., когда Госналогслужба России (ныне Федеральная налоговая служба РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их несовершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Цель данной темы – изучение единого социального налога, который занимает центральное место в системе социальных платежей и играет важную роль в формировании государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. До 1 января 2001 года в Российской Федерации взималось несколько видов обязательных социальных платежей – страховых взносов, которые поступали в государственные внебюджетные фонды. Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов осуществлялось на основе многочисленных нормативных актов. С 1 января 2001 года страховые взносы были объединены и заменены федеральным налогом – «единым социальным налогом (взносом)». С 1 января 2002 года этот налог получил новое название «единый социальный налог», порядок исчисления и уплаты которого в настоящее время регулируется гл. 24 Налогового Кодекса РФ.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

назвать плательщиков и объект единого социального налога;

перечислить выплаты, не подлежащие налогообложению ЕСН;

правильно применять налоговые льготы по ЕСН;

отразить особенности налогообложения ЕСН различных категорий плательщиков;

применять регрессивную шкалу налогообложения ЕСН;

охарактеризовать порядок исчисления и уплату ЕСН.

Единый социальный налог занимает центральное место в системе социальных платежей РФ. До 1 января 2001 года в Российской Федерации взималось несколько видов обязательных социальных платежей – страховых взносов, которые поступали в государственные внебюджетные фонды. Правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов осуществлялось на основе многочисленных нормативных актов. С 1 января 2001 года страховые взносы были объединены и заменены федеральным налогом – «единым социальным налогом (взносом)». С 1 января 2002 года этот налог получил новое название «единый социальный налог», порядок исчисления и уплаты которого в настоящее время регулируется гл. 24 Налогового Кодекса РФ.

Плательщиками ЕСН являются: организации, индивиду­альные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, производящие выпла­ты физическим лицам; индивидуальные предприниматели; адвокаты.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения признаются выплаты и иные воз­награждения, начисляемые в пользу физических лиц по тру­довым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпри­нимателям), а также по авторским договорам.

Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполне­ние работ, оказание услуг, выплачиваемые ими в пользу физи­ческих лиц.

Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов объек­том налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Доходы таким пла­тельщиком могут быть получены как в денежной, так и в нату­ральной форме. Состав расходов, принимаемых к вычету для целей налогообложения, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат для плательщиков налога на прибыль

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан Российской Федерации на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Организация имеет право производить расчет ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу лицами, производящими выплаты физическим лицам, накопленная с начала года величина налоговой базы на одно физическое лицо превысила 280 000 руб. Согласно Закону № 167-ФЗ пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

18.5. Единый социальный налог

Этот налог является федеральным и имеет целевое назначение. Он предназначен для мобилизации средств в целях реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также на медицинскую помощь (ст. 39, 41 Конституции РФ).

Налогоплательщиками (ст. 235 НК РФ)налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Не подлежат налогообложению, т. е. не являются объектами налогообложения:

– государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

– все виды компенсационных выплат, связанных с; возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия и др.;

– суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком: физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

– суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

– доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

– доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

– суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

– стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

НК РФ предусматривает льготы при уплате ЕСН (239 НК РФ), а именно освобождаются от уплаты налога:

1) организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо: общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.;

3) налогоплательщики (индивидуальные предприниматели, адвокаты) являющиеся инвалидами I, II или III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового период.

Налоговая база по ЕСН определяется либо как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками ЕСН за налоговый период в пользу физических лиц, либо как сумма доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Два варианта определения налоговой базы обусловлены наличием двух различных категорий плательщиков ЕСН.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

ЕСН взимается по адвалорным (процентным) налоговым ставкам. Законодатель устанавливает четыре шкалы ставок ЕСН:

– для налогоплательщиков – работодателей, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– для сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– для индивидуальных предпринимателей;

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования рф, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Единый налог на вмененный доход

Единый налог на вмененный доход Все, о чем мы говорили до этого, – это старые льготы. А вот льгота, которая появилась относительно недавно – благодаря Федеральному закону от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ.В пункте 2.1 Закона № 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные

2.2.9. Когда платить единый налог

2.2.9. Когда платить единый налог Как гласит пункт 3 статьи 346.32 НК РФ, налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются предпринимателями в налоговую инспекцию не позднее 20 числа первого месяца следующего налогового периода. Иначе говоря, не позднее

Единый налог

Единый налог Для ведения налогового учета организациям, применяющим УСН, не нужно разрабатывать специальные регистры и рассчитывать налог на прибыль (п. 2 ст. 346.11 HK РФ). Налоговый учет эти организации ведут в книге учета доходов и расходов. На основании ее итоговых данных

Единый налог на вмененный доход

Единый налог на вмененный доход Специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности – это дальнейшее упрощение налоговой отчетности малого бизнеса относительно УСН. С другой стороны, за счет ЕНВД государство

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог В развитых странах сельскохозяйственное производство дотируется государством. Чтобы в условиях глобализации наше сельское хозяйство не погибло, ему нужно помочь. Одна из мер помощи со стороны государства – система налогообложения

4.2. Единый социальный налог

4.2. Единый социальный налог 4.2.1. Общие положения В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 238 НК РФ обложению единым социальным налогом не подлежат:– суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому организацией в порядке,

86. Единый социальный налог (ЕСН): понятие, налогоплательщики, объекты налогообложения

86. Единый социальный налог (ЕСН): понятие, налогоплательщики, объекты налогообложения ЕСН предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.Налогоплательщиками

Глава 24. Единый социальный налог (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ)

Глава 24. Единый социальный налог (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) Статья 237. Налоговая база (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) 1. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего

Пример 25. Бухгалтерией организацией начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также единый социальный налог на сумму пособия, оплачиваемую работодателем за первые два дня нетрудоспособности

Пример 25. Бухгалтерией организацией начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также единый социальный налог на сумму пособия, оплачиваемую работодателем за первые два дня

6.4. Единый социальный налог и взносы в ПФР

6.4. Единый социальный налог и взносы в ПФР Порядок исчисления и уплаты единого социального налога определен гл. 24 НК РФ. В соответствии со статьей 235 НК РФ налогоплательщиками данного налога признаются:1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации,

6.7. Единый сельскохозяйственный налог

6.7. Единый сельскохозяйственный налог В гл. 26.1 НК РФ, посвященную единому сельскохозяйственному налогу, федеральными законами от 13.03.2006 № 39-ФЗ, от 03.11.2006 № 177-ФЗ, внесено значительное количество изменений. Рассмотрим их подробнее.В соответствии с новой редакцией п.2 ст. 346.2

6.8. Единый налог на вмененный доход

6.8. Единый налог на вмененный доход Изменения в порядке уплаты ЕНВД, вступившие в силу с 1 января 2007 года, коснулись только плательщиков ЕСХН. Теперь организации и предприниматели – плательщики ЕСХН, которые предоставляют услуги общественного питания и (или) занимаются

Единый социальный налог, или Какой будет ваша пенсия?

Единый социальный налог, или Какой будет ваша пенсия? Единый социальный налог был введен при проведении пенсионной реформы 2002 года в процессе перехода от распределительной пенсионной системы к накопительно-распределительной.Объектом налогообложения по нему являются

2.1.3. Единый социальный налог

2.1.3. Единый социальный налог НалогоплательщикиНалогоплательщиками ЕСН признаются:1) лица, производящие выплаты физическим лицам:– организации;– индивидуальные предприниматели;– физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;2) индивидуальные

Законодательством установлено, что объектом обложения ЕСН признаются выплаты (вознаграждения) в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Значит, объект налогообложения не возникает по гражданско-правовым договорам, предметом которых является переход права собственности на имущество или передача в пользование имущества. Иначе говоря, ЕСН не облагаются доходы по сделкам купли-продажи или аренды имущества у физических лиц. Этот налог не начисляется по дивидендам. Ведь их получение учредителями не ставится в зависимость от выполнения ими работ или оказания услуг действующему предприятию.

Однако некоторые выплаты работникам не подлежат обложению единым социальным налогом. Их перечень установлен в ст. 238 НК РФ. В частности, не облагаются ЕСН государственные пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника, возмещение командировочных расходов. Имейте в виду, что не облагается ЕСН и материальная помощь работникам (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Налоговая база по ЕСН у налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат (вознаграждений), начисленных за налоговый период в пользу физических лиц.

А вот ставки ЕСН имеют ряд специфических особенностей. Во-первых, они не являются едиными для всех категорий налогоплательщиков. Например, сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают ЕНС по сниженной ставке.

И наконец, каждая ставка меняется в зависимости от размера совокупного дохода работника с начала года: с ростом дохода ставки уменьшаются. Такой подход называется регрессивным налогообложением.

Слово «регресс» — латинского происхождения, буквально переводится как «движение назад».

Столь сложная структура ставок отражается в таблицах, содержащихся в ст. 241 НК РФ. Приведем таблицу ставок для категории налогоплательщиков, применяющих самые высокие ставки. К ним относится и ФАНТИК.

* ЕСН, направляемый в федеральный бюджет, участвует в финансировании системы государственного пенсионного обеспечения.

В дополнение к сказанному нужно помнить, что ЕСН в ФСС России не начисляется по договорам гражданско- правового характера и авторским договорам.

Налоговый период по ЕСН — календарный год. По этой причине налоговая база формируется из выплат работникам на протяжении всего года. Суммы начисленных выплат каждому работнику и суммы относящихся к ним социальных налогов заносятся бухгалтерией в индивидуальные карточки, форма которых была утверждена Министерством по налогам и сборам РФ.

«Индивидуальный» порядок исчисления налога диктуется не только зависимостью ставок от накопленной суммы вознаграждений работника.

От ЕСН освобождаются выплаты инвалидам, не превышающие 100 000 руб. за налоговый период. Чтобы воспользоваться этой льготой, работник должен предъявить документы, подтверждающее инвалидность I, II или III группы. Если же организация не начисляет индивидуальные вознаграждения, превышающие за год 280 000 руб., и не привлекает для работы инвалидов, то бухгалтер будет применять к выплатам всех работников одинаковые максимальные ставки ЕСН.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что ЕСН исчисляется за каждый календарный месяц и уплачивается не позднее 15-го числа следующего месяца. Эти ежемесячные платежи до окончания года считаются авансовыми. В федеральный бюджет и в каждый из фондов авансовый платеж по налогу направляется отдельным платежным поручением.

Отчетность предоставляется в налоговый орган: за I квартал, полугодие и 9 месяцев — не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием квартала (расчет по авансовым платежам); за год — не позднее 30 марта следующего календарного года (налоговая декларация).

За счет ЕСН организация-налогоплательщик выплачивает своим работникам пособия по обязательному социальному страхованию[IV], а также перечисляет в Пенсионный фонд РФ взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) работников. Эти платежи уменьшают задолженность организации по налогу соответственно перед ФСС России и перед федеральным бюджетом.

Расчеты по ЕСН отражают на синтетическом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Для обособления этого налога вводится специальный субсчет — 69.ЕСН. Для распределения ЕСН между федераль

ным бюджетом и фондами применяют субсчета второго порядка, которые мы будем обозначать соответственно: 69.ФБ, 69.ФСС, 69.ФФОМС, 69.ТФОМС. Поскольку ЕСН начисляется в связи с вознаграждением работника, то этот налог учитывают в корреспонденции с тем же счетом, что и само вознаграждение. Скажем, фирма привлекла плотника для сооружения стеллажа под размещение товарных запасов. В первоначальную стоимость стеллажей войдет не только заработная плата рабочего, но и ЕСН, начисленный на его вознаграждение. Покажем, как отражаются расчеты по ЕСН в ООО «ФАНТИК». Взносы на обязательное пенсионное страхование (по субсчету 69.ПФ) рассчитаны по ставке 14%. Подробно они рассматриваются в следующем разделе (см. с. 116—120).

Читайте также: