Взаимодействие налоговой и росреестра

Опубликовано: 26.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Соглашение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2010 . № ММВ-27-11/9/37 “О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы”

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, именуемая в дальнейшем «Росреестр», в лице Руководителя С.В. Васильева, действующего на основании Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 457, с одной стороны, и Федеральная налоговая служба, именуемая в дальнейшем «ФНС России», в лице Руководителя М.В. Мишустина, действующего на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. № 506, с другой стороны, вместе именуемые далее «Стороны», заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

Статья 1

Предметом настоящего Соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия между Сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2

При организации взаимодействия и координации деятельности Стороны руководствуются следующими принципами:

- использование информационных ресурсов Росреестра и ФНС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- строгое соблюдение Сторонами государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации;

- обязательность и безупречность исполнения достигнутых Сторонами договоренностей;

- обеспечение защиты информации и контроля доступа к информации.

Статья 3

Взаимодействие Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

- выработка согласованной позиции при подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внутриведомственных и межведомственных нормативных документов по вопросам организации взаимодействия и координации деятельности;

- разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в области кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в области осуществления учетных действий и в сфере налогообложения имущественными налогами;

- разработка взаимоувязанной нормативно-технической документации и взаимосогласованной нормативно-справочной информации с целью унификации процедуры идентификации объектов недвижимости и их правообладателей;

- разработка совместных инструктивных методологических документов с целью выработки и реализации единых требований к построению и развитию системы взаимодействия Сторон;

- принятие решений, направленных на создание информационных ресурсов Сторон на основе новых информационных технологий.

Статья 4

В целях эффективной реализации настоящего Соглашения Стороны организуют взаимодействие и координируют свою деятельность в следующих основных формах:

- создание совместных рабочих групп;

- разработка и утверждение планов совместной работы;

- проведение совместных консультаций, семинаров и совещаний.

Статья 5

Взаимное предоставление сведений в рамках настоящего Соглашения осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

В рамках настоящего Соглашения Стороны осуществляют регламентированное информационное взаимодействие, а также информационное взаимодействие по письменным запросам.

Обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 2003-1). Предоставление сведений об объектах налогообложения, указанных в статье 2 Закона № 2003-1, осуществляется Росреестром с момента вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о зарегистрированных правах на указанные объекты, сделках с ними и лицах, являющихся их правообладателями, представляются вне зависимости от вступления в силу указанных положений.

Сведения передаются Росреестром по форме, утвержденной ФНС России.

Основные показатели обмена информацией (органы, участвующие в обмене, требования к форматам и структуре файлов, регламент обмена) определяются в порядке информационного обмена, который утверждается совместным приказом Росреестра и ФНС России (далее - Порядок информационного обмена).

В целях идентификации правообладателя в информационных ресурсах ФНС России и Росреестра применяется идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при условии использования средств межведомственного информационного взаимодействия между Росреестром и ФНС России (без дополнительного запроса сведений у заявителей) в части заполнения в справочном порядке данных об ИНН физического лица при ведении информационных ресурсов Росреестра.

Стороны осуществляют совместное ведение Классификатора адресов России (далее - КЛАДР) и его использование в информационных ресурсах Сторон.

Предоставление сведений по адресам объектов недвижимости и их правообладателей осуществляется в виде текстовой строки и в структурированном виде в соответствии с требованиями КЛАДР.

Обмен информацией в электронном виде осуществляется с использованием сетей связи общего пользования и сертифицированных по требованиям информационной безопасности средств криптографической защиты информации. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях.

Информация, передаваемая с использованием сетей связи общего пользования, должна быть защищена от неправомерного или случайного доступа лиц, не участвующих в ее подготовке и обработке в процессе информационного взаимодействия.

Статья 6

Росреестр в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», представляет регламентированную информацию в ФНС России:

- о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, а также о лицах, являющихся правообладателями данных объектов недвижимости;

- об объектах недвижимого имущества;

- о правообладателях объектов недвижимого имущества, включенных в государственный кадастр недвижимости до начала ведения ЕГРП на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством, при отсутствии сведений об указанных объектах в ЕГРП, в составе сведений, представляемых ежегодно.

Статья 7

Статистическая информация, представляемая ФНС России в Росреестр:

- на федеральном уровне - сведения о суммах поступлений по земельному налогу по уровням бюджетной системы в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации (форма № 1-НМ), ежеквартально;

- на федеральном и региональном уровне - сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в электронном виде в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обобщенная, в том числе аналитическая информация, представляемая Росреестром в ФНС России ежеквартально;

- на федеральном уровне - обобщенные сведения о количестве зарегистрированных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, количестве объектов недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в ЕГРП и количестве объектов недвижимого имущества, поставленных на государственный кадастровый учет в разрезе субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации.

Статья 8

Предоставление Росреестром по запросам налоговых органов сведений, содержащихся в государственных реестрах и предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется в порядке и в сроки, установленные нормативным правовым актом Минэкономразвития России.

Запросы, направляемые в соответствии со статьей 6 Соглашения в целях уточнения ранее предоставленной информации, а также иные запросы, кроме указанных в абзаце первом настоящей статьи, оформляются в письменном виде на бланке запрашивающей стороны в произвольной форме с учетом требований настоящей статьи и заверяются на федеральном уровне подписью руководителя ФНС России, руководителя Росреестра, или их заместителей, на территориальном (региональном) уровне - руководителя (начальника) территориального органа, учреждений, наделенных полномочиями органа кадастрового учета, или их заместителей. Указанные запросы исполняются в течение четырнадцати рабочих дней со дня их поступления, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации.

Запросы, направляемые в соответствии со статьей 6 Соглашения в целях уточнения ранее предоставленной информации, а также иные запросы, кроме указанных в абзаце первом настоящей статьи, должны содержать следующую информацию:

- основание и суть запроса;

- сведения о правообладателе, в отношении которого запрашивается информация (для физических лиц: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства и (или) пребывания, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии); для юридических лиц: полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию);

- сведения об объекте недвижимости (наименование, точный адрес (местоположение), кадастровый номер, площадь (при наличии - инвентарный номер, литер, этаж, номер на поэтажном плане).

Запрос может содержать приложения в электронном виде. В случае направления запроса должностные лица с разрешения запрашиваемой Стороны имеют право:

- изучать документы и другие данные непосредственно в органе запрашиваемой Стороны с учетом соблюдения требований, установленных для сведений ограниченного доступа;

- получать копии документов, относящихся к исполнению запроса, если это не противоречит действующему законодательству.

Если запрашиваемая Сторона не имеет требуемой информации, или предоставление такой информации не допускается действующим законодательством, или данная информация была ранее предоставлена на плановой основе, то эта сторона информирует о невозможности исполнения запроса.

Обмен информацией по запросам может быть приостановлен в связи с тем, что предоставление одной стороной информации другой стороне может помешать производимому в данный момент расследованию либо рассмотрению дела в суде. В указанном случае запрашиваемая сторона информирует другую сторону с указанием причин отказа и возможных сроках исполнения запроса.

Статья 9

Руководители территориальных органов Росреестра и ФНС России обеспечивают:

- соблюдение принципов организации взаимодействия и требований настоящего соглашения;

- своевременное предоставление сведений, их полноту и достоверность.

За не предоставление информации или за несвоевременное и (или) не в полном объеме предоставление информации устанавливается ответственность, предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 10

Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года.

По взаимному согласию Сторон в текст Соглашения могут вноситься изменения и дополнения, а также могут приниматься (заключаться, подписываться) дополнительные соглашения и (или) иные документы, обусловленные необходимостью и не противоречащие действующему законодательству. При этом Стороны обеспечивают непрерывность информационного обмена.

Настоящее Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из Сторон, о чем необходимо письменно уведомить другую Сторону не позднее чем за три месяца до его расторжения.

Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны.

Руководитель
Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
С.В. Васильев
Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин

Соглашение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2010 . № ММВ-27-11/9/37 “О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы”

Текст Соглашения официально опубликован не был

Обзор документа

Росреестр и ФНС России заключили Соглашение о взаимодействии и об обмене информацией.

Определены основные направления взаимодействия. Так, стороны согласовывают позицию при подготовке проектов актов по вопросам координации деятельности. Они вырабатывают предложения по совершенствованию мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в области налогообложения, кадастрового учета недвижимости, госрегистрации прав.

Для взаимодействия создаются совместные рабочие группы, утверждаются общие планы работы, проводятся консультации, семинары и совещания.

Стороны обмениваются информацией в электронном виде.

Росреестр направляет в ФНС России сведения об объектах недвижимости, о зарегистрированных правах на них, о правообладателях и др.

ФНС России представляет в Росреестр данные о поступлениях по земельному налогу, сведения ЕГРЮЛ, ЕГРИП.

Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 3 сентября 2010 года N ММВ-27-11/9/37

О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы

(с изменениями на 26 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, именуемая в дальнейшем "Росреестр", в лице Руководителя С.В.Васильева, действующего на основании Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, с одной стороны, и Федеральная налоговая служба, именуемая в дальнейшем "ФНС России", в лице Руководителя М.В.Мишустина, действующего на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, с другой стороны, вместе именуемые далее "Стороны", заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

Статья 1

Предметом настоящего Соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия между Сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2

При организации взаимодействия и координации деятельности Стороны руководствуются следующими принципами:

- использование информационных ресурсов Росреестра и ФНС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- строгое соблюдение Сторонами государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации;

- обязательность и безупречность исполнения достигнутых Сторонами договоренностей;

- обеспечение защиты информации и контроля доступа к информации.

Статья 3

Взаимодействие Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

- выработка согласованной позиции при подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внутриведомственных и межведомственных нормативных документов по вопросам организации взаимодействия и координации деятельности;

- разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в области кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в области осуществления учетных действий и в сфере налогообложения имущественными налогами;

- разработка взаимоувязанной нормативно-технической документации и взаимосогласованной нормативно-справочной информации с целью унификации процедуры идентификации объектов недвижимости и их правообладателей;

- разработка совместных инструктивных методологических документов с целью выработки и реализации единых требований к построению и развитию системы взаимодействия Сторон;

- принятие решений, направленных на создание информационных ресурсов Сторон на основе новых информационных технологий.

Статья 3.1

В рамках мероприятия федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 N 903, предусматривающего, в том числе разработку и внедрение на территориях субъектов Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сервисов по интеграции информационных ресурсов Росреестра с информационными ресурсами ФНС России и создание на их основе информационной системы мониторинга налогообложения недвижимого имущества, Стороны обеспечивают взаимодействие по следующим основным направлениям:

создание сервиса для мониторинга прохождения форматно-логического контроля сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, представляемых в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации;

создание сервиса для верификации сведений о недвижимом имуществе и о владельцах недвижимого имущества, содержащихся в автоматизированной информационной системе, используемой ФНС России для налогового администрирования (далее - АИС), со сведениями Единого государственного реестра недвижимости;

создание сервиса для мониторинга пользователями различного уровня параметров налогообложения недвижимого имущества и прогнозирования поступления соответствующих налоговых платежей.

Выполнение вышеперечисленных мероприятий (в том числе создание программного обеспечения для функционирования сервисов) организуется ФНС России на базе существующей автоматизированной информационной системы, используемой для налогового администрирования, в объёме средств федерального бюджета, выделенных ФНС России на реализацию вышеуказанной федеральной целевой программы (в части соответствующего мероприятия).

Статья 4

В целях эффективной реализации настоящего Соглашения Стороны организуют взаимодействие и координируют свою деятельность в следующих основных формах:

- разработка и утверждение планов совместной работы;

- проведение совместных консультаций, семинаров и совещаний.

Статья 5

Взаимное предоставление сведений в рамках настоящего Соглашения осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

В рамках настоящего Соглашения Стороны на уровне территориальных органов осуществляют регламентированное информационное взаимодействие, информационное взаимодействие по запросам, а также информационное взаимодействие в рамках эксплуатации сервисов, предусмотренных статьей 3.1 настоящего Соглашения.

Сведения передаются Росреестром по форме, утвержденной ФНС России.

Основные показатели обмена информацией (органы, участвующие в обмене, требования к форматам и структуре файлов, регламент обмена) определяются в порядке информационного обмена, который утверждается совместным приказом Росреестра и ФНС России (далее - Порядок информационного обмена).

В целях идентификации правообладателя в информационных ресурсах ФНС России и Росреестра применяется идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при условии использования средств межведомственного информационного взаимодействия между Росреестром и ФНС России (без дополнительного запроса сведений у заявителей) в части заполнения в справочном порядке данных об ИНН физического лица при ведении информационных ресурсов Росреестра.

Обмен информацией в электронном виде осуществляется с использованием сетей связи общего пользования и сертифицированных по требованиям информационной безопасности средств криптографической защиты информации. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях.

Информация, передаваемая с использованием сетей связи общего пользования, должна быть защищена от неправомерного или случайного доступа лиц, не участвующих в ее подготовке и обработке в процессе информационного взаимодействия.

Статья 6

Росреестр в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, представляет регламентированную информацию в ФНС России:

сведения о недвижимом имуществе;

сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним;

сведения о владельцах недвижимого имущества.

По соглашениям Сторон, планам мероприятий, согласованным Сторонами, протоколам совещаний и (или) информационного обмена с участием Сторон может предусматриваться дополнительный информационный обмен иными имеющимися у Сторон сведениями с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и исключительно в объеме, необходимом для реализации возложенных на Стороны задач и функций.

Статья 7

Информация, представляемая ФНС России в Росреестр:

на федеральном уровне - сведения о суммах поступлений по местным налогам по уровням бюджетной системы в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации (форма N 1-НМ), при необходимости по запросу;

на федеральном уровне - сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в электронном виде в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.";

Статья 8

Предоставление Росреестром по запросам налоговых органов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и изданных в соответствии с указанным федеральным законом нормативных правовых актов.

Запросы, направляемые в соответствии со статьей 6 Соглашения в целях уточнения ранее предоставленной информации, а также иные запросы, кроме указанных в абзаце первом настоящей статьи, оформляются в письменном виде на бланке запрашивающей стороны в произвольной форме с учетом требований настоящей статьи и заверяются на федеральном уровне подписью руководителя ФНС России, руководителя Росреестра или их заместителей, на территориальном (региональном) уровне - руководителя (начальника) территориального органа, учреждений, наделенных отдельными полномочиями органа регистрации прав, или их заместителей. Указанные запросы исполняются в течение четырнадцати рабочих дней со дня их поступления, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации.

Запросы, направляемые в соответствии со статьей 6 Соглашения в целях уточнения ранее предоставленной информации, а также иные запросы, кроме указанных в абзаце первом настоящей статьи, должны содержать следующую информацию:

- основание и суть запроса;

- сведения о правообладателе, в отношении которого запрашивается информация (для физических лиц: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства и (или) пребывания, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии); для юридических лиц: полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию);

- сведения об объекте недвижимости (наименование, точный адрес (местоположение), кадастровый номер, площадь (при наличии - инвентарный номер, литер, этаж, номер на поэтажном плане).

Запрос может содержать приложения в электронном виде.

В случае направления запроса должностные лица с разрешения запрашиваемой Стороны имеют право:

- изучать документы и другие данные непосредственно в органе запрашиваемой Стороны с учетом соблюдения требований, установленных для сведений ограниченного доступа;

- получать копии документов, относящихся к исполнению запроса, если это не противоречит действующему законодательству.

Если запрашиваемая Сторона не имеет требуемой информации, или предоставление такой информации не допускается действующим законодательством, или данная информация была ранее предоставлена на плановой основе, то эта сторона информирует о невозможности исполнения запроса.

С начала 2019 года Федеральная налоговая служба с целью увеличения налогооблагаемой базы и выполнения плана по регистрации самозанятых проводит попытки применить нормы закона таким образом, чтобы вынудить людей доплатить налоги, лишить их налоговых вычетов или вообще угрожает привлечением к ответственности по уголовным статьям. Первые "звоночки" начали появляться ещё в апреле месяце. После окончания срока сдачи налоговых деклараций в Юридический Правовой Центр начали обращаться люди с вопросами о том, как им отвечать на запросы налоговых органов. Запросы, как правило, были безобидными, но неприятными. Например, просьба представить документ, подтверждающий факт передачи денег (расписка, платёжный документ) при приобретении какого-либо объекта недвижимости.

Следующим этапом стали запросы в адрес тех граждан, у которых есть или была когда-либо коммерческая недвижимость в собственности. Людей просили дать объяснения по вопросам владения ими коммерческими зданиями и помещениями. Фискалов очень интересовало, почему человек, не являющийся предпринимателем, владеет коммерческой недвижимостью и не использует ли её в целях извлечения прибыли. При этом в Российской Федерации пока нет никаких ограничений по владению и распоряжению любым имуществом, находящимся в собственности. Сопровождая очередного клиента в одну из районных налоговых инспекций на мероприятие, которое сотрудники налоговой службы незатейливо назвали "допросом", нам удалось разговорить инспектора о причинах такой необычной активности. В ходе беседы удалось выяснить, что основные причины две и обе связаны с распоряжением Федерального центра.

Первая причина – глобальная, и связана с поставленной всем регионам задачей: увеличить налогооблагаемую базу и вести борьбу с неплательщиками налогов. Для достижения этой цели ФНС ведёт совместно с Росреестром работу по выявлению объектов недвижимости, собственники которых могли недоплатить налоги и сборы.

Доходит до абсурдных случаев, когда Росреестр предоставляет информацию об объектах, которым даже не присвоен кадастровый номер, а налоговики начинают выяснять, по какой причине данный объект не состоит на учёте, и, как следствие, с него не поступают отчисления. В частности, к одному из наших клиентов ФНС предъявила претензии по девяти дачным домикам, которые не имеют кадастровых номеров, но были зарегистрированы за клиентом ещё в 1999 году. На месте данных дачных домиков уже 15 лет стоит жилой комплекс, и определить их точное прежнее географическое положение фактически невозможно, поскольку в архивах администрации города не сохранились документы садового общества, на территории которого данные домики находились. То есть домики по документам есть, но доказать что они физически отсутствуют и не подлежат налогообложению можно лишь через суд, и это - проблема собственника. Для налоговой службы он лишь неплательщик, который уже 20 лет не платит налог на недвижимое имущество.

Второй причиной является катастрофическое невыполнение "плана" по регистрации самозанятых, в частности в Республике Татарстан. По состоянию на 1 апреля 2019 года зарегистрироваться и платить новый налог на профессиональный доход решили лишь около 6,2 тыс. жителей республики при плане в 60 тысяч. По состоянию на актуальную дату эта цифра увеличилась не на много. Те, кто изначально планировали открыть для государства свои доходы, сделали это в первые месяцы.

Но как заставить ещё 54 тысячи человек зарегистрироваться в качестве получателя профессионального дохода и выполнить годовой план? Выход нашли, и он как всегда поражает нетривиальной смекалкой его обнаружителей. Нужно запугать людей тем, что они будут привлечены к ответственности за ведение предпринимательской деятельности без регистрации юридического лица и ИП. По логике фискального органа если Вы имеете в собственности более одного объекта недвижимости, то неиспользуемый и не занимаемый Вами объект Вы используете с целью извлечения прибыли, а налог не платите и на учёт не встаёте.

Или как с другим нашим клиентом, получившим требование о даче объяснений от ФНС на основании того, что он по мнению налогового органа слишком часто покупал и продавал объекты недвижимости.

Особенно хороша эта часть:

С полным текстом требования можно ознакомиться здесь:


Если буквально трактовать изложенную в данном требовании позицию, то выходит, что гражданин виновен в том, что слишком часто, "систематически и регулярно" продаёт принадлежащее ему на праве собственности имущество, а значит, по мнению фискалов, занимается предпринимательской деятельностью. При этом в данном конкретном случае собственником был полностью оплачены все налоги и сдана декларация. Таким образом, каждый собственник недвижимого имущества рискует попасть под око государево только за то, что продал объект недвижимости и посмел получить с этого доход. При этом сотрудники УФМС не могут не знать правовую позицию судов относительно того, что такое предпринимательская деятельность.

Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2018 № 308-КГ17-14457 по делу № А53-18839/2016 направленность действий гражданина на систематическое получение прибыли состоит в активных действиях - вовлечении соответствующих ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии, сырья, материалов, энергии, информационных ресурсов и т.д.), нацеленности произведенных затрат на получение положительного финансового результата.

Кроме того, согласно п.3.2 Письма ФНС России от 07.05.2019 N СА-4-7/8614 «О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения» недопустимо признание деятельности предпринимательской на основе единичных случаев совершения гражданско-правовых сделок. Согласно п.3.1 того же Письма, доходы полученные не в связи с самостоятельной предпринимательской деятельностью также является признаком, не позволяющим квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской, а именно: подходы высших судебных инстанций применимы к "пассивным" доходам от использования и распоряжения имуществом.

В письме ФНС России от 25.01.2011 № КЕ-3-3/142@ обращено внимание на то, что квалификация доходов, относящихся к предпринимательской деятельности, зависит от совокупности факторов, составляющих суть конкретного вида предпринимательской деятельности, в частности: оснований, в связи с которыми получено право собственности на реализуемое имущество; целей осуществляемых операций купли-продажи указанного имущества, а также наличия свидетельств о систематическом осуществлении указанных операций. Но определения "систематически" в действующем законодательстве нет и до тех пор, пока законодатель не установит что такое "регулярно" и не определит понятие "систематически", каждый госорган будет трактовать эти понятия так, как им заблагорассудится, и мы не думаем, что трактовка будет в пользу граждан.

Что делать если Вам пришло «письмо счастья» из налоговой? Не игнорировать. Претензии по всем вышеприведённым случаям удалось утилизировать в зачатке мерами оперативного реагирования. Если налоговая что-то просит, то лучше вовремя ответить и не вызывать лишних подозрений, т.к., к сожалению, презумпция невиновности в России не работает. Своевременно дав понять налоговому органу то, что Вы не собираетесь послушно соглашаться с их бредовыми домыслами относительно ваших действий, Вы обезопасите себя от дальнейших посягательств на вашу собственность. Если не знаете что писать, то лучше обратитесь к юристам, которые знают, какие ответы стоит давать налоговой, а какие нет, поскольку именно Ваши неправильные ответы могут послужить основой для дальнейшего движения репрессивной машины.

Росреестр, Федеральная налоговая служба, Центробанк, МВД, Федеральная служба судебных приставов, Центральный каталог кредитных историй, МИД — вот неполный список ведомств, с которыми нотариат взаимодействует в оперативном электронном формате на постоянной основе. Всего — свыше десятка госорганов и учреждений. В одни только регистрационные органы нотариусы ежегодно направляют свыше 300 тысяч электронных заявок и пакетов документов. Так, за неполный 2018 год в цифре нотариусами было подано свыше 180 000 заявлений на регистрацию права собственности в Росреестр.

В 2018 году перечень «цифровых» партнеров нотариата пополнился и органами ЗАГС. Благодаря этому решился вопрос с моментальной проверкой подлинности таких документов, как свидетельства о рождении или смерти, а также с подтверждением семейного положения заявителей и их родственных связей с наследодателями. «Оперативный доступ нотариуса к такого рода сведениям позволяет пресечь мошеннические схемы с использованием поддельных документов и не допустить незаконного присвоения чужого имущества», — отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Особую роль налаженный электронный обмен сведениями с целым рядом ведомств играет при нотариальном удостоверении сделок. Здесь «цифровые связи» позволяют нотариусу заблаговременно запросить сведения о дееспособности заявителей, о наличии либо отсутствии производства по делу о банкротстве, о принадлежности отчуждаемого имущества, об обременениях и судебных исках в отношении недвижимости, о правах третьих лиц и др.

Отдельное место в работе нотариуса при оформлении сделки с недвижимостью занимает взаимодействие с Росреестром. Помимо получения данных об объекте недвижимости на начальном этапе подготовки всех документов электронная связь нотариусов и госрегистраторов значительно упрощает жизнь новоиспеченному собственнику сразу после удостоверения сделки. Сейчас — по желанию заявителя, а с 1 февраля 2019 года — в обязательном порядке нотариус сам направляет заявку на регистрацию права собственности. Таким образом, все необходимые документы направляются в Росреестр в электронном виде и непосредственно в день удостоверения самой сделки. Что важно, сам процесс регистрации занимает в этом случае всего один рабочий день. Никаких доплат за оперативное решение вопроса с оформлением права собственности нотариус, по закону, теперь не взимает.

Специалисты Федеральной нотариальной палаты уверены: такая дополнительная услуга нотариуса в рамках удостоверения сделки вносит немаловажный вклад в легализацию оборота недвижимости. С одной стороны, под удар попадает немалая часть теневого рынка посреднических услуг: предлагать гражданам платную услугу по якобы ускоренной регистрации права становится просто бессмысленно. С другой стороны, у приобретателей недвижимости появляется еще один весомый аргумент склонить сторону продавца на наиболее безопасный нотариальный вариант оформления сделки. За один поход к нотариусу участники сделки решают целый комплекс правовых и организационных вопросов, получая при этом максимальную гарантию защиты своего имущества и средств.

Работа нотариуса по так называемому принципу «одного окна» уже не первый год приносит свои позитивные плоды не только гражданам, но и юридическим лицам. Федеральная налоговая служба как один из первых «цифровых» партнеров нотариата давно отмечает: нотариус — самый настоящий фронт-офис налоговых органов. Ежегодно более сотни тысяч россиян решают вопрос с регистрацией бизнеса именно через обращение к нотариусу. Приняв и проверив пакет необходимых документов, нотариус переводит их в электронный вид, удостоверяет своей цифровой подписью и самостоятельно направляет в налоговый орган по месту регистрации заявителя. Получить готовые документы (либо на бумаге, либо в цифровом виде) можно опять же у нотариуса уже через пять рабочих дней. Кстати, уже с 1 января 2019 года выбор в пользу такого варианта подачи документов на регистрацию юрлица или ИП снимает с заявителей необходимость оплачивать соответствующую госпошлину. Кроме того, она отменяется и при электронной подаче заявления о внесении изменений в учредительные документы, ликвидации юрлица или прекращения деятельности ИП. Все эти услуги можно получить в любой удобной нотариальной конторе вашего города.

Конечно, приятные бонусы от участия нотариата в глобальной системе электронного межведомственного взаимодействия и общей цифровизации нотариальной деятельности на приведенных примерах не заканчиваются. Благодаря цифровому партнерству нотариусов с крупнейшими банками удается быстро и эффективно решить вопрос с составом наследственной массы. Оперативная связь с органами внутренних дел помогает проверить документы, удостоверяющие личность. Важными правовыми сведениями в установленном законом порядке нотариат делится с судами и судебными приставами.

В ближайшей перспективе перечень партнеров по электронному обмену данными с использованием возможностей Единой информационной системы нотариата должен пополниться таможенной службой, Пенсионным фондом РФ, Росфинмониторингом и рядом других ведомств. При этом не заканчивается работа и по оптимизации уже имеющихся цифровых контактов. Так, в свете новых требований закона и, как следствие, значительного увеличения объемов электронного документооборота между нотариусами и госрегистраторами особое внимание будет уделяться взаимодействию нотариата и Росреестра.

«Поддержка бесперебойной связи с территориальными подразделениями Росреестра во всех субъектах РФ, постоянная работа технических служб и оперативное реагирование на любые сбои в рамках регистрационных процедур — принципиально важные задачи для обоих ведомств на следующий год», — считает глава нотариата Константин Корсик.


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия


"СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И ВЗАИМНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ" (утв. ФНС РФ, Росреестром 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, именуемая в дальнейшем " Росреестр", в лице Руководителя С.В. Васильева, действующего на основании Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, с одной стороны, и Федеральная налоговая служба, именуемая в дальнейшем "ФНС России", в лице Руководителя М.В. Мишустина, действующего на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, с другой стороны, вместе именуемые далее " Стороны", заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

Предметом настоящего Соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия между Сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При организации взаимодействия и координации деятельности Стороны руководствуются следующими принципами:

использование информационных ресурсов Росреестра и ФНС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

строгое соблюдение Сторонами государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации;

обязательность и безупречность исполнения достигнутых Сторонами договоренностей;

обеспечение защиты информации и контроля доступа к информации.

Взаимодействие Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

выработка согласованной позиции при подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внутриведомственных и межведомственных нормативных документов по вопросам организации взаимодействия и координации деятельности;

разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в области кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в области осуществления учетных действий и в сфере налогообложения имущественными налогами;

разработка взаимоувязанной нормативно-технической документации и взаимосогласованной нормативно-справочной информации с целью унификации процедуры идентификации объектов недвижимости и их правообладателей;

разработка совместных инструктивных методологических документов с целью выработки и реализации единых требований к построению и развитию системы взаимодействия Сторон;

принятие решений, направленных на создание информационных ресурсов Сторон на основе новых информационных технологий.

В целях эффективной реализации настоящего Соглашения Стороны организуют взаимодействие и координируют свою деятельность в следующих основных формах:

создание совместных рабочих групп;

разработка и утверждение планов совместной работы;

проведение совместных консультаций, семинаров и совещаний.

Взаимное предоставление сведений в рамках настоящего Соглашения осуществляется на безвозмездной основе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

В рамках настоящего Соглашения Стороны осуществляют регламентированное информационное взаимодействие, а также информационное взаимодействие по письменным запросам.

Обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1). Предоставление сведений об объектах налогообложения, указанных в статье 2 Закона N 2003-1, осуществляется Росреестром с момента вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о зарегистрированных правах на указанные объекты, сделках с ними и лицах, являющихся их правообладателями, представляются вне зависимости от вступления в силу указанных положений.

Сведения передаются Росреестром по форме, утвержденной ФНС России.

Основные показатели обмена информацией (органы, участвующие в обмене, требования к форматам и структуре файлов, регламент обмена) определяются в порядке информационного обмена, который утверждается совместным приказом Росреестра и ФНС России (далее - Порядок информационного обмена).

В целях идентификации правообладателя в информационных ресурсах ФНС России и Росреестра применяется идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при условии использования средств межведомственного информационного взаимодействия между Росреестром и ФНС России (без дополнительного запроса сведений у заявителей) в части заполнения в справочном порядке данных об ИНН физического лица при ведении информационных ресурсов Росреестра.

Стороны осуществляют совместное ведение Классификатора адресов России (далее - КЛАДР) и его использование в информационных ресурсах Сторон.

Предоставление сведений по адресам объектов недвижимости и их правообладателей осуществляется в виде текстовой строки и в структурированном виде в соответствии с требованиями КЛАДР.

Обмен информацией в электронном виде осуществляется с использованием сетей связи общего пользования и сертифицированных по требованиям информационной безопасности средств криптографической защиты информации. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях.

Информация, передаваемая с использованием сетей связи общего пользования, должна быть защищена от неправомерного или случайного доступа лиц, не участвующих в ее подготовке и обработке в процессе информационного взаимодействия.

Росреестр в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", представляет регламентированную информацию в ФНС России:

о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, а также о лицах, являющихся правообладателями данных объектов недвижимости;

об объектах недвижимого имущества;

о правообладателях объектов недвижимого имущества, включенных в государственный кадастр недвижимости до начала ведения ЕГРП на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством, при отсутствии сведений об указанных объектах в ЕГРП, в составе сведений, представляемых ежегодно.

Статистическая информация, представляемая ФНС России в Росреестр:

на федеральном уровне - сведения о суммах поступлений по земельному налогу по уровням бюджетной системы в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации (форма N 1-НМ), ежеквартально;

на федеральном и региональном уровне - сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в электронном виде в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Обобщенная, в том числе аналитическая, информация, представляемая Росреестром в ФНС России ежеквартально:

на федеральном уровне - обобщенные сведения о количестве зарегистрированных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, количестве объектов недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, и количестве объектов недвижимого имущества, поставленных на государственный кадастровый учет в разрезе субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации.

Предоставление Росреестром по запросам налоговых органов сведений, содержащихся в государственных реестрах и предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", осуществляется в порядке и в сроки, установленные нормативным правовым актом Минэкономразвития России.

Запросы, направляемые в соответствии со статьей 6 Соглашения в целях уточнения ранее предоставленной информации, а также иные запросы, кроме указанных в абзаце первом настоящей статьи, оформляются в письменном виде на бланке запрашивающей стороны в произвольной форме с учетом требований настоящей статьи и заверяются на федеральном уровне подписью руководителя ФНС России, руководителя Росреестра или их заместителей, на территориальном (региональном) уровне - руководителя (начальника) территориального органа, учреждений, наделенных полномочиями органа кадастрового учета, или их заместителей. Указанные запросы исполняются в течение четырнадцати рабочих дней со дня их поступления, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации.

Запросы, направляемые в соответствии со статьей 6 Соглашения в целях уточнения ранее предоставленной информации, а также иные запросы, кроме указанных в абзаце первом настоящей статьи, должны содержать следующую информацию:

- основание и суть запроса;

- сведения о правообладателе, в отношении которого запрашивается информация (для физических лиц: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства и (или) пребывания, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, ИНН (при наличии); для юридических лиц: полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, дата государственной регистрации, наименование органа, осуществившего такую регистрацию);

- сведения об объекте недвижимости (наименование, точный адрес (местоположение), кадастровый номер, площадь (при наличии - инвентарный номер, литер, этаж, номер на поэтажном плане).

Запрос может содержать приложения в электронном виде.

В случае направления запроса должностные лица с разрешения запрашиваемой Стороны имеют право:

- изучать документы и другие данные непосредственно в органе запрашиваемой Стороны с учетом соблюдения требований, установленных для сведений ограниченного доступа;

- получать копии документов, относящихся к исполнению запроса, если это не противоречит действующему законодательству.

Если запрашиваемая Сторона не имеет требуемой информации, или предоставление такой информации не допускается действующим законодательством, или данная информация была ранее предоставлена на плановой основе, то эта сторона информирует о невозможности исполнения запроса.

Обмен информацией по запросам может быть приостановлен в связи с тем, что предоставление одной стороной информации другой стороне может помешать производимому в данный момент расследованию либо рассмотрению дела в суде. В указанном случае запрашиваемая сторона информирует другую сторону с указанием причин отказа и возможных сроках исполнения запроса.

Руководители территориальных органов Росреестра и ФНС России обеспечивают:

- соблюдение принципов организации взаимодействия и требований настоящего соглашения;

- своевременное предоставление сведений, их полноту и достоверность.

За не предоставление информации или за несвоевременное и (или) не в полном объеме предоставление информации устанавливается ответственность, предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2011 года.

По взаимному согласию Сторон в текст Соглашения могут вноситься изменения и дополнения, а также могут приниматься (заключаться, подписываться) дополнительные соглашения и (или) иные документы, обусловленные необходимостью и не противоречащие действующему законодательству. При этом Стороны обеспечивают непрерывность информационного обмена.

Настоящее Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из Сторон, о чем необходимо письменно уведомить другую Сторону не позднее чем за три месяца до его расторжения.

Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны.

Руководитель
Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
С.В.ВАСИЛЬЕВ

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН

На сайте «Zakonbase» представлен "СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И ВЗАИМНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ" (утв. ФНС РФ, Росреестром 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете "СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И ВЗАИМНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ" (утв. ФНС РФ, Росреестром 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать "СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И ВЗАИМНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ" (утв. ФНС РФ, Росреестром 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Читайте также: