Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки

Опубликовано: 14.05.2024

Проверка налоговой инспекции предполагает анализ целого ряда документов. Мероприятие, на основании пункта 6 статьи 100 НК РФ, включает в себя рассмотрение материалов, полученных в ходе проверки.

Может ли плательщик присутствовать на рассмотрении материалов?

Если плательщик, получивший уведомление, не является на заседание, оно проводится без его участия. Однако руководитель имеет право отложить рассмотрение материалов в том случае, если участие налогоплательщика является обязательным.

Подготовка доверенности

Кто именно должен явиться на заседание? Не обязательно делать это именно руководителю фирмы. Более того, это даже нежелательно по следующим причинам:

  • Руководитель обычно не ориентируется в учете и исчислении налогов.
  • Из-за недостатка знаний управленец вряд ли сможет правильно ответить на все вопросы.

Что взять на заседание

Сначала налогоплательщику направляется акт налоговой проверки. Руководитель или бухгалтер рассматривают его, после чего составляют письменные возражения, если они есть. Возражения направляются в ИФНС. На заседание рекомендуется взять копию этого документа. На основании уже сформированных возражений будет проще объясняться с представителями налоговой.

Если возражения не были подготовлены, имеет смысл предварительно составить письменный перечень претензий. На основании этого списка представитель компании будет выступать на заседании. В дальнейшем из него можно сформировать апелляционную жалобу.

Рекомендуется захватить с собой также Налоговый кодекс, чтобы можно ссылаться на определенные статьи при отстаивании своих интересов. Стоит взять акт налоговой проверки и предлагающиеся к нему документы.

Как правило, на заседании выступающий представляет свои претензии к налоговикам. Рекомендуется основывать их на документах. Если имеются письменные доказательства позиции компания, следует взять с собой их копии.

Порядок рассмотрения материалов

Процедура изучения материалов подразделяется на три этапа.

Первый этап

Сначала осуществляются подготовительные действия (пункт 3 статья 101 НК РФ):

  • Оглашение перечня материалов, которые будут анализироваться.
  • Проверка явки лиц, вызванных на заседание.
  • Проверка полномочий явившихся лиц.
  • Оглашение прав и обязанностей участников.

После этого начинается основной этап рассмотрения материалов.

Второй этап

Производится анализ материалов на основании статьи 101 НК РФ. Представитель налоговой, на основании пункта 5 статьи 101 НК РФ, должен установить следующие моменты:

  • Наличие нарушений налогового законодательства.
  • Наличие оснований для привлечения к ответственности.
  • Наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств, связанных с обнаруженным нарушением.

Сначала представители оглашают акт проверки, а затем возражения на него. На заседании исполняются своего рода прения.

Третий этап

Руководитель налоговой выносит решение по итогам рассмотрения материалов. На налогоплательщика или накладывается ответственность, или нет. Сразу решение оглашаться не будет. Его подготавливают в письменной форме, а потом вручают налогоплательщику.

ВНИМАНИЕ! Иногда налоговой требуются дополнительные доказательства для наложения ответственности. В этом случае проводятся вспомогательные мероприятия. По их итогам проводится повторное заседание на основании Постановления Президиума ВАС №391/09 от 16 июня 2009 года.

Сроки рассмотрения материалов

На рассмотрение материалов выделяется 10 суток по истечении срока подачи возражений налогоплательщиком. Последний составляет 15 суток с даты получения акта проверки. Срок рассмотрения может быть продлен при наличии весомых обстоятельств. К примеру, налоговой потребовались дополнительные доказательства. Максимальный срок продления проверки составляет месяц.

Обстоятельства, принимаемые во внимание на заседании

Как уже упоминалось, на решение о наложении ответственности могут влиять дополнительные обстоятельства. Они могут как смягчать, так и отягощать вину налогоплательщика. Перечень обстоятельств приведен в статьях 111 и 112 НК РФ. Рассмотрим смягчающие факторы (статья 112 НК РФ):

  • Нарушение, вызванное тяжелыми личными или семейными условиями.
  • Преступление, совершенное под влиянием угроз или принуждения. К примеру, это может быть принуждение, связанное с финансовой или служебной ответственностью.
  • Прочие обстоятельства, признанные судом или налоговой.

Обстоятельство, отягчающее ответственность – совершение аналогичного нарушения ранее.

Результаты рассмотрения материалов

Решение заседания составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС №ММ-3-06/338@ от 31 мая 2007 года. В документе прописываются обстоятельства нарушения, установленные в ходе проверки (пункт 8 статьи 101 НК РФ). В решении должны содержаться эти сведения:

  • Ссылки на бумаги, подтверждающие обстоятельства совершения нарушения.
  • Доводы, приведенные плательщиком в защиту своих интересов.
  • Итоги рассмотрения этих доводов.

Следующий пункт – решение о привлечении фирмы к ответственности. Оно сопровождается такой информацией, как:

  • Указание совершенных правонарушений.
  • Положения статей НК РФ, которые были нарушены.
  • Вменяемые меры наказания.
  • Размер обнаруженной недоимки.
  • Объем начисленных пени.
  • Штраф.

ВАЖНО! Решение обязательно должно сопровождаться указаниями на нарушенные законодательные акты. В обратном случае решение отменяется на основании пункта 10 Информационного письма Президиума ВАС №71 от 17 марта 2003 года.

Если плательщик не будет привлекаться к ответственности, также составляется решение. В нем указывается эта информация:

  • Размер недоимки, если она была обнаружена.
  • Сумма начисленных пеней.
  • Срок для обжалования.
  • Название и адрес налогового органа, рассматривающего дела по обжалованию.
  • Прочая нужная информация.

Решение об отказе в наложении ответственности не исключает материальную ответственность плательщика за правонарушения. Как правило, это пени.

Обжалование решения

Для повышения шансов на удачное рассмотрение иска нужно правильно его составить. Линия защиты может предполагать указание процессуальных нарушений, попрание прав налогоплательщика. К примеру, если проверка проводилась с ошибками, можно указать на них. Решение отменяется и в том случае, если к ответственности за нарушение привлечено ФЛ.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 13 июля 2016 г. N АС-4-7/12625@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу правомерности принятия решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, сообщает следующее.

Статьями 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика, представленные на акт проверки, и вынести решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 130-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 101 Кодекса, в соответствии с которыми акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 14 статьи 101 Кодекса, безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия:

1)обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

2)обеспечение возможности налогоплательщика представлять объяснения.

По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение налоговыми органами норм, закрепленных Кодексом, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов. Отложение рассмотрения материалов проверки может быть вызвано объективными причинами.

Таким образом, налоговый орган вправе принять без рассмотрения материалов налоговой проверки решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в последний день 10-дневного срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, и далее принять после рассмотрения материалов налоговой проверки решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В отношении возможности принятия решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, необходимо отметить следующее.

Федеральным законом N 130-ФЗ пункт 1 статьи 101 Кодекса дополнен абзацем вторым, согласно которому в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.1указанной статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи.

Также указанным законом статья 101 Кодекса дополнена пунктом 6.1 статьи 101 Кодекса, в которой предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части. Письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы. При этом налогоплательщик (ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков) вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Таким образом, после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля рассматриваются и материалы налоговой проверки, и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Следовательно, норма последнего предложения абзаца первого пункта 1 статьи 101 Кодекса распространяется на абзац второй пункта 1 статьи 101 Кодекса.

Вместе с тем, в абзаце первом пункта 1 статьи 101 Кодекса установлена возможность продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения на срок не более чем один месяц применительно ко всей процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки в совокупности.

В этой связи, принятие решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля возможно в том случае, если общий срок продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки (до принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и после принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) не будет превышать один месяц.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н. АНДРЮЩЕНКО


Согласно пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ рассмотрение материалов налоговой проверки осуществляется руководителем налоговой инспекции, проводившей соответствующую налоговую проверку, либо его заместителем. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель или его заместитель принимает решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении (п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Поэтапно процедура рассмотрения материалов налоговой проверки выглядит следующим образом:

  • проведение руководителем налоговой инспекции подготовительных мероприятий, которые включают в себя: представление и оглашение материалов налоговой проверки, проверку явки всех приглашенных на рассмотрение лиц, проверку полномочий должностных лиц и представителей проверяемой организации-налогоплательщика, разъяснение присутствующим на рассмотрении лицам их прав и обязанностей (см. п.3 ст.101 Налогового кодекса РФ);
  • исследование материалов налоговой проверки (см. п.4,5 ст.101 Налогового кодекса РФ). На данном этапе руководитель налоговой инспекции или его заместитель устанавливают факты нарушения налогового законодательства, наличие оснований для привлечения к налоговой ответственности, а также наличие у налогоплательщика обстоятельств смягчающих или отягчающих его ответственность (см. ст.111-112 Налогового кодекса РФ);
  • вынесение решения руководителем налоговой инспекции или его заместителем по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки о привлечении, либо от отказе в привлечении проверяемого налогоплательщика к ответственности (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, обязательно должно быть извещено о месте и времени рассмотрения налоговой инспекцией материалов налоговой проверки, об этом указано в пункте 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Согласно пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки подать в налоговую инспекцию, проводившую проверку свои письменные возражения на акт налоговой проверки, в том числе документы (либо заверенные копии), подтверждающие обоснованность таких возражений. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность произвольного сокращения установленного п.6 ст.100 указанного закона пятнадцати дневного срока на подачу налогоплательщиком письменных возражений на акт налоговой проверки, даже в тех случаях, когда налогоплательщик согласился с фактами, указанными в акте налоговой проверки или выводами проверяющего налогового инспектора о совершенном правонарушении. Так же не допускается произвольное сокращение указанного срока на подачу возражений в случаях, когда письменные возражения на акт налоговой проверки налогоплательщиком были поданы до его истечения. Иными словами, налоговая инспекция обязана выждать установленный законом пятнадцатидневный срок. По мнению законодателей, обеспечить соблюдение прав налогоплательщиков можно лишь подобным способом.

Порядок вручения проверяемому налогоплательщику решения руководителя налоговой инспекции по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регламентирован пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ, согласно которой такое решение может быть вручено лично налогоплательщику в течение пяти дней со дня его вынесения или направят заказным письмом с уведомлением по почте. В таком случае решение будет считаться врученным налогоплательщику по истечении шести дней с даты, когда оно было направлено по почте (с даты почтового штемпеля). В соответствии с пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ решение руководителя налоговой инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в законную силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

С 2 июня 2016 года был введен новый порядок ознакомления налогоплательщиков с материалами проведенных в отношении них налоговых проверок. Так, вместо обязанности налогового органа направлять материалы проверки налогоплательщику, указанные нововведения предоставляют налогоплательщику право подать заявление на личное ознакомление с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, если они проводились. При этом, следует иметь ввиду, что без такого заявления налоговая не предоставлять налогоплательщику материалы налоговой проверки для ознакомления. Поэтому налогоплательщику желательно использовать предоставленное ему право на ознакомление с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое заявление налогоплательщик может подать в налоговый орган в течение одного месяца или десяти рабочих дней соответственно (см. п. 6 ст. 100, п.6.1 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Одновременно с этим налогоплательщик вправе копировать материалы проверки во время ознакомления с ними, об этом указано в Письме ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890.

Обязанность налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки

Пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик, в отношении которого была проведена налоговая проверка, вправе принимать участие в рассмотрении ее материалов, как лично, так и через своего законного представителя. Стоит отметить, что неявка налогоплательщика или его уполномоченного представителя, если он был извещен надлежащим образом со стороны налоговой инспекции, не препятствует рассмотрению материалов налоговой проверки в его отсутствие. Прежде чем приступить к рассмотрению материалов налоговой проверки, руководитель налоговой инспекции обязан (см. п. 3 ст. 101 Налогового кодекса РФ):

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, были ли извещены участники производства по делу надлежащим образом. Затем он принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения. Факт рассмотрения материалов налоговой проверки в отсутствие приглашенных лиц фиксируется в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае если на этапе установления факта явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении материалов налоговой проверки будет установлено, что налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и в них отсутствуют документы, подтверждающие такое не извещение, рассмотрение материалов налоговой проверки подлежит отложению. Решение об отложении рассмотрения материалов проверки в случае неявки налогоплательщика составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 06 марта 2007 года № ММ-3-06/106@. В случае отложения рассмотрения материалов налогоплательщик должен быть обязательно уведомлен о времени и месте нового рассмотрения. Данное требование обязательно для руководителя налогового органа, рассматривающего материал налоговой проверки, так как несоблюдение данного требования может послужить основанием для безусловной отмены решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (см. п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Также руководителю налогового органа необходимо проверять полномочия представителя налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (в случае его участия), а также разъяснять лицам, участвующим в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, их права и обязанности. При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, при необходимости иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Как уже отмечалось, отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

Важно! Все выше перечисленные процессуальные действия руководитель налогового органа должны быть выполнены с целью соблюдения условий рассмотрения материалов налоговой проверки. Только после выполнения указанных подготовительных действий, руководитель налогового органа (или его заместитель) может переходить к непосредственному рассмотрению материалов налоговой проверки по существу.

Предмет исследования при рассмотрении материалов налоговой проверки

Предметом исследования при рассмотрении материалов налоговой проверки являются собранные в рамках налоговой проверки доказательства. Так, в ходе рассмотрения материалов проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. Порядок действий руководителя налогового органа (или его заместителя) при рассмотрении материалов налоговой проверки урегулирован пунктом 5 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Так, в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

  • устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
  • устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Из абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ действия руководителя налогового органа (его заместителя) в рамках исследования материалов налоговой проверки не относятся к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов, несоблюдение которых влечет безусловную отмену решения по итогам данной проверки. Поэтому если при исследовании материалов налоговой проверки были допущены нарушения, то они не будут безусловным основанием для отмены итогового решения по проверке.

Обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность проверяемого налогоплательщика

Согласно статьи 112 Налогового кодекса РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Вообще действующее налоговое законодательство РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщиков. При этом любые обстоятельства могут быть признаны судом или налоговым органом смягчающими ответственность. Тем не менее, Налоговый кодекс РФ устанавливает всего два случая, когда ответственность налогоплательщика безоговорочно должна быть смягчена, это:

  • совершение налогового нарушения при стечении тяжелых семейных обстоятельств;
  • совершение налогового нарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

В таких случаях, налогоплательщик при наличии подтверждающих указанных обстоятельств доказательств, смягчающих его ответственность, может рассчитывать на уменьшение судом полагающегося штрафа.

При этом судом, при рассмотрении дела о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, могут быть признаны и иные обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, прямо не указанные в ст.112 Налогового кодекса РФ, но установленные в других отраслях законодательства в качестве смягчающих ответственность лица, допустившего то или иное нарушение. А вот обстоятельством, отягчающим ответственность налогоплательщика, считается совершение налогового правонарушения налогоплательщиком, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное нарушение. В свою очередь, все обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 Налогового кодекса РФ.

В свою очередь, отягчающим обстоятельством является совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение – своего рода рецидив совершения налогового правонарушения. Таким образом, обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, при рассмотрении материалов дела о налоговом нарушении и учитываются при определении степени налоговой ответственности (размера налоговых санкций).

Основания для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности

Как уже указывалось выше, несоблюдение должностным лицом налоговой инспекции требований Налогового законодательства РФ является безусловным основанием для отмены решения руководителя налоговой инспекции вышестоящим органом или судом (см. п.14 ст.101 Налогового кодекса РФ). Поэтому, в частности, нарушение должностным лицом налогового органа существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении проверяемого налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. И как мы уже отмечали ранее в настоящей статье, к таким существенным условиям в первую очередь относится обеспечение возможности налогоплательщика, в отношении которого была проведена налоговая проверка, принимать участие в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки лично или через своего представителя, во вторую очередь, обеспечение возможности проверяемого налогоплательщика представить свои объяснения по существу.

Проанализировав установленные законом права и обязанности налогового органа и налогоплательщика, можно сделать вывод, что в действующем Налоговом кодексе РФ безусловных оснований для отмены решения, как таковых, не содержится. И если опираться на положения пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ, то любое нарушение должностным лицом налогового органа существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки будет являться основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения руководителя налоговой инспекции о привлечении проверяемого налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Эти правила не закреплены в НК РФ, и тем более полезно знать, какие предписания по этому поводу даёт ФНС России (письмо от 07.08.13 № СА-4-9/14460).

Напомним, что в течение месяца со дня получения акта налоговой проверки налогоплательщик, не согласный с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения как по акту в целом, так и по его отдельным положениям (ст. 101 НК РФ).

Документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии можно приложить сразу или представить в согласованный срок.

При рассмотрении материалов налоговой проверки

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки руководитель (его заместитель) налогового органа устанавливает факт явки лица, в отношении которого составлен акт, или его представителя.

При неявке налогоплательщика (представителя) должно быть установлено, извещён ли он в установленном порядке о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если факт надлежащего извещения установлен, то возможно два варианта решений:

• о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица или

• об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, если присутствие лица будет признано обязательным.

В любом случае решение должно быть отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Другое дело, если будет установлено, что налогоплательщик не был извещён надлежащим образом. В таком случае выносится решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, которое вручается или направляется налогоплательщику.

Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки также может быть принято по ходатайству налогоплательщика.

Ход рассмотрения материалов налоговой проверки закрепляется в протоколе.

По решению лица, рассматривающего материалы налоговой проверки, и при наличии согласия налогоплательщика также может быть использована аудиозапись (и этот факт должен быть отражён в протоколе). Сама аудиозапись приобщается к протоколу.

В протоколе должны быть указаны следующие сведения:

• дата, время и место его составления;

• наименование проверяемого лица (ИНН/КПП), для физического лица, ПБОЮЛ — фамилия, имя, отчество, ИНН;

• реквизиты акта налоговой проверки и возражений;

• наименование налогового органа, проводившего проверку;

• сведения об основаниях проведения проверки (реквизиты решения руководителя налогового органа, реквизиты налоговой декларации);

• фамилия, имя, отчество и должность лица, рассматривающего материалы, лиц, участвующих при рассмотрении, должностных лиц налогового органа;

• фамилия, имя, отчество и паспортные данные присутствующего лица;

• фамилия, имя, отчество представителей лица с указанием реквизитов доверенностей (документов, подтверждающих полномочия);

• сведения об отсутствующих приглашённых лицах;

• при отсутствии приглашённых лиц указывается дата вручения уведомления о вызове лица на рассмотрение материалов налоговой проверки;

• перечень дополнительных документов, представленных лицом;

• при наличии устных пояснений, данных налогоплательщиком, излагается их суть, в случае отсутствии таковых делается соответствующая отметка;

• иные сведения указываются при необходимости.

Протокол подписывают все лица, присутствовавшие при рассмотрении материалов налоговой проверки. Если участвуют представители, то к протоколу должна быть приобщена копия доверенности.

Если вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий

В таком случае решение вручается (направляется) налогоплательщику, в отношении которого составлен акт налоговой проверки, по возможности вместе с уведомлением о вызове:

• для ознакомления с документами (информацией), полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;

• рассмотрения материалов налоговой проверки.

При ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля составляется протокол ознакомления, в котором должны быть указаны:

• дата, время и место его составления;

• наименование проверяемого лица (ИНН/КПП), для физического лица, ПБОЮЛ — фамилия, имя, отчество, ИНН;

• наименование налогового органа, проводившего проверку;

• сведения об основаниях проведения проверки (реквизиты решения руководителя налогового органа и т. п.);

• реквизиты решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;

• Ф. И. О. и должности лиц, участвующих при ознакомлении с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, Ф. И. О., паспортные данные присутствующего лица, Ф. И. О. представителей лица (с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих полномочия);

• дата вручения уведомления о вызове лица для ознакомления с документами (информацией), полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;

• перечень документов, с которыми лицо (его представитель) ознакомлено;

• при необходимости — иные сведения.

Протокол подписывают все лица, присутствовавшие при ознакомлении. К протоколу приобщается копия (копии) доверенности представителей лица.

Налогоплательщик должен получить копии всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (кроме тех, что представил сам в порядке статьи 93 НК РФ). Документы, содержащие любую охраняемую законом тайну, а также персональные данные физических лиц прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Если обнаружены факты, свидетельствующие о налоговых правонарушениях

В случае несогласия:

• с тезисами, изложенными в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (акт об обнаружении) и (или)

• выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, — налогоплательщик в течение месяца вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, приложив к письменным возражениям соответствующие документы (в согласованный срок передав в налоговый орган).

В протоколе рассмотрения материалов дела указываются:

• дата, время и место его составления;

• наименование налогоплательщика — юридического лица (ИНН/КПП);

• Ф. И. О., ИНН — для физического лица и ПБОЮЛ;

• реквизиты акта и возражений;

• наименование налогового органа, составившего акт об обнаружении;

• Ф. И. О. и должность лица, рассматривающего материалы, а также Ф. И. О. и должности участвующих при рассмотрении должностных лиц налогового органа;

• Ф. И. О. и паспортные данные присутствующего лица, Ф. И. О. представителей лица (с указанием наименования и реквизитов документов, подтверждающих полномочия);

• сведения об отсутствующих приглашённых лицах, при отсутствии таковых — дата вручения (направления) извещений о дате, времени и месте рассмотрения материалов;

• перечень дополнительных материалов, представленных лицом;

• суть устных пояснений (при наличии);

• иные сведения — при необходимости.

Протокол подписывают все лица, присутствовавшие при рассмотрении материалов дела, к нему приобщается копия доверенности представителей лица.

При рассмотрении жалоб и апелляций

При получении жалобы (апелляционной жалобы) на акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов РФ налоговый орган в течение трёх рабочих дней устанавливает, подлежит ли рассмотрению налоговыми органами поступившая жалоба.

Если поступившая жалоба подлежит рассмотрению иным государственным органом или органом местного самоуправления, то не позднее трёх рабочих дней со дня поступления жалобы она направляется с сопроводительным письмом в соответствующий орган.

Податель жалобы при этом должен быть проинформирован об органе, в который перенаправлена жалоба на рассмотрение, и о причинах перенаправления.

В течение трёх рабочих дней со дня поступления жалобы нижестоящий налоговый орган устанавливает, имеются ли обстоятельства для оставления её без рассмотрения, а именно:

• жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на её подписание;

• жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

• до принятия решения по жалобе от лица, её подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

• ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Если установлены обстоятельства для оставления жалобы без рассмотрения, то информация об этом направляется вышестоящему налоговому органу одновременно с направлением жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.

Если таких оснований нет, то в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы в вышестоящий орган должно быть направлено заключение, содержащее обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению.

Кстати, и вышестоящий налоговый орган также устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств для оставления жалобы без рассмотрения (п. 1 ст. 139.3 НК РФ) и, при наличии, принимает соответствующее решение, о чём уведомляет лицо, подавшее жалобу.

Общий срок рассмотрения жалобы — один месяц. Этот срок может быть продлён для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов не более чем на один месяц. Продление срока оформляется решением вышестоящего налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), которое вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трёх рабочих дней со дня его принятия.

В этом решении должны быть указаны сведения:

• о налоговом органе, рассматривающем жалобу;

• причинах продления срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Как оформляется решение

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

В вводной части содержатся:

• сведения о налоговом органе (должностном лице налогового органа), рассматривающем жалобу (апелляционную жалобу);

• о предмете обжалования, в том числе реквизиты оспоренного ненормативного акта, действий или бездействия, которые обжалуются.

В описательной части содержится:

• краткое изложение заявленных требований, объяснений, заявлений и ходатайств заявителя;

• фактические и иные обстоятельства дела, установленные при рассмотрении жалобы;

• доказательства, на которых основаны выводы об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения;

• законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался налоговый орган (должностное лицо налогового органа) при принятии решения по жалобе;

• обоснованная позиция налогового органа по каждому доводу заявителя.

В резолютивной части указываются выводы налогового органа, рассмотревшего жалобу, из которых чётко следует:

• что признано несоответствующим законодательству;

• в какой части жалоба удовлетворена;

• в какой части в удовлетворении жалобы отказано;

• при необходимости — поручение нижестоящему органу произвести перерасчёт налоговых обязательств. Решение составляется в двух экземплярах:

• первый экземпляр остаётся в деле налогового органа, вынесшего решение;

• второй экземпляр направляется в адрес лица, подавшего жалобу, в течение трёх рабочих дней со дня его принятия. В нижестоящий налоговый орган, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались, направляется электронная копия решения. По просьбе заявителя (изложенной в жалобе) электронный экземпляр решения направляется и ему.

Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика (представителя) прав:

• давать устные пояснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки;

• представлять документы, опровергающие выводы, изложенные в акте налоговой проверки.

При необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений или отсутствия таковых может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Налогоплательщик должен получить копии всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (кроме тех, что представил сам в порядке статьи 93 НК РФ). Документы, содержащие любую охраняемую законом тайну, а также персональные данные физических лиц прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки


(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

3. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;

3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

4. При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

5. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

6. В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

7. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

8. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

9. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
(в ред. Федеральных законов от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

10. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, предусмотренных настоящим пунктом и пунктом 11 настоящей статьи. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Обеспечительными мерами могут быть:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:

недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);

транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

готовой продукции, сырья и материалов.

При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 настоящего Кодекса.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта.

11. По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, на:

1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;

2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса;

3) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 настоящего Кодекса.

12. При предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате в бюджетную систему Российской Федерации на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, действующей банковской гарантии банка, включенного в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный пунктом 4 статьи 176.1 настоящего Кодекса, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене предусмотренных настоящим пунктом обеспечительных мер.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

13. Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

14. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

15. По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

15.1. В случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса материалы в следственные органы, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

При этом течение сроков взыскания, предусмотренных настоящим Кодексом, приостанавливается на период приостановления исполнения решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

В случае, если действие (бездействие) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Следственные органы, получившие от налоговых органов материалы в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса, обязаны направлять в налоговые органы уведомления о результатах рассмотрения этих материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Копии решений налогового органа, указанных в настоящем пункте, в течение пяти дней после дня вынесения соответствующего решения вручаются налоговым органом лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения. В случае направления копии решения налогового органа по почте заказным письмом датой ее получения считается шестой день с даты отправки.
(п. 15.1 введен Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ)

16. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Читайте также: