Экспортные пошлины на нефть 2013

Опубликовано: 17.05.2024

Нефтепродукты представляют собой вещества, получаемые из нефти и нефтяных газов. Нефть, в целом, расценивают как стратегический ресурс. Таможенное оформление нефтепродуктов имеет ряд особенностей. Часть из них является подакцизными товарами. Во избежание сложностей, рекомендуется обратиться за помощью к таможенному брокеру.



Что такое нефтепродукты

Нефтепродукты – это специфическая группа, к которой относится множество химических соединений:

топливо для систем отопления;

смазочные материалы и многое другое.

Порядок таможенного оформления



Затаможка и растаможка нефтепродуктов и масел производится в специально оборудованных пунктах пропуска. Процедура растаможки включает:

Декларирование. Предполагает подачу сведений для оформления декларации в письменной или электронной форме. Последний вариант возможен только для юридических лиц. Подать данные можно лично или через представителя.

Определение классификационного кода. Груз классифицируют по системе ТН ВЭД и присваивают ему код. По этому коду определяют ставку таможенной пошлины и НДС.

Контроль таможенной стоимости. Поскольку таможенную стоимость определяет декларант и именно от этой суммы рассчитываются налоги и пошлины, на таможне нередко обнаруживается преднамеренное ее занижение. Таможенники руководствуются проходной стоимостью. Это нижний порог, ниже которого стоимость товара быть не может. Если же товар действительно удалось приобрести по низкой цене, нужно подготовить максимум подтверждающих этот факт документов. Если декларант не сможет доказать стоимость товара, то на него будет наложен штраф, либо груз конфискуют.

Проверка факта уплаты обязательных платежей. Налоги и пошлины и сборы рекомендуется оплачивать заранее, учитывая, что на зачисление средств требуется некоторое время. Пока на счет не будут перечислены деньги, груз не выпустят. Кроме того, нужно предъявить чеки.

Досмотр и выпуск товара. Досмотр (тщательное обследование груза и транспортного средства) выполняется, если груз вызывает подозрения, отсутствуют необходимые документы или выявлены какие-либо другие нарушения. В отдельных случаях обходятся таможенным осмотром – более беглым анализом. Если все в порядке – груз выпускают с таможни.

Если говорить о Российской Федерации, то процедура затаможки нефтепродуктов выполняется ничуть не реже растаможки, поскольку нефтепродукты являются основным экспортным товаром. Процесс таможенного оформления в этом случае также сложен. Товар акцизом не облагается.

В рамках затаможки осуществляются следующие операции:

Инспекция цистерн. Суть ее состоит в проверке соответствия стандартам емкостей и цистерн. Исключаются протечки. Они могут привести к экологической катастрофе, возгоранию. Проверяется соблюдение норм безопасности, соответствие экологическим стандартам транспорта.

Инспекция нефтепродуктов. Содержимое цистерн проверяется портативными анализаторами, устанавливается его объем.

Изучаются документы: чеки, контракт, техническая документация и прочее.

После таможенного оформления и контроля нефтепродуктов принимается решение о выпуске.

Особенности растаможки

Нефть и нефтепродукты входят в товарную группу 2709, 2710, смазочные материалы – в группу 3403. Система чрезвычайно разветвленная, поэтому процедура определения товарного кода сложна для непосвященного в тонкости человека. СБ Карго рекомендует обращаться к специалистам, специализирующимся в этой сфере.



Обратите внимание! При ввозе нефтепродуктов уплачивается пошлина. Пошлина на экспорт не предусмотрена. Размер пошлины определяется объемом, классификационным кодом, преференциями.

Если торговая марка, производящая нефтепродукты, относится к объектам интеллектуальной собственности, то оформление товара при экспорте и импорте выполняется только с письменного разрешения правообладателя.

Важно! В соответствии со статьей 181 НК РФ, прямогонный, автомобильный бензин, керосиновое топливо и автомобильные масла облагаются акцизным сбором. Их растаможка осуществляется на таможенных пунктах, подведомственных Акцизной таможне. При таможенной очистке автомобильных моторных масел необходимо учитывать состав масла и наличие присадок.

Сертификация

Сертификация нефтепродуктов и масел обязательна, поскольку эта продукция относится к взрывоопасной. Проверяется соответствие продукции техническому регламенту ТР ТС 030/2012 « О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Сертификация выполняется специализированными сертификационными центрами. Кроме того оформляется сертификат соответствия стандарту ЕВРО 5.

Дополнением к обязательной сертификации является добровольная сертификация, которая действует в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива и моторных, компрессорных масел. Выдается декларация соответствия на срок от 1 года до 5 лет либо на партию.

Перевозка



Нефтепродукты относятся к токсичным, огне- и взрывоопасным. При их перевозке необходимо соблюдать меры предосторожности. В обязательном порядке контролируется температурный режим, а емкости регулярно проверяются на наличие утечек. Водитель должен быть подготовлен на случай утечки. Водители и экспедиторы должны иметь аккредитацию для перевозки подобных грузов и допуск установленного образца ДОПОГ.

Для беспроблемной перевозки и оформления нефтепродуктов необходимо разрешение на перевозку по определенному маршруту, документы на емкости; страховка, которая в случае аварийной ситуации покроет ущерб.

Транспортировка выполняется в соответствии с Европейским соглашением ADR/ДОПОГ, Постановлением Правительства РФ и нормами ГОСТов. Для перевозки нефтепродуктов используют преимущественно специализированный автомобильный транспорт, для доставки на дальние расстояния – морской, иногда железнодорожный. Последний применяется для доставки крупных партий груза. Причем в этом случае нефтепродукты перегружают на автомобильный транспорт и уже на нем доставляют на АЗС.



Обратите внимание! Подготавливая груз к экспорту в Европу, необходимо проверить соответствие транспорта европейским экологическим стандартам.

Транспортировка нефтепродуктов возможна в страны СНГ, азиатские и европейские государства и любую другую точку мира.

Услуги СБ Карго



СБ Карго знает, как правильно перевозить нефтепродукты и масла и как ускорить процесс таможенного оформления. В нашу компетенцию входит:

подбор транспортного средства;

определение кода ТН ВЭД;

получение разрешений и сертификатов;

подготовка и проверка сопроводительной документации;

расчет таможенных платежей;

информационная поддержка участников ВЭД;

представительство интересов заказчика при взаимодействии с таможенными органами.

Материал из Documentation.

Содержание

В 2013 году из России было экспортировано 237 млн нефти на сумму $174 млрд. В страны дальнего зарубежья было направлено 88 % физического объёма экспорта, в страны СНГ — 12 %. Средняя экспортная цена на нефть составила $100 за баррель. [1]

В 2013 году из России было экспортировано 152 млн тонн нефтепродуктов на сумму $109 млрд. В страны дальнего зарубежья было направлено 93 % физического объёма экспорта, в страны СНГ — 7 %. Средняя экспортная цена на нефтепродукты составила $721 за тонну. [2]

В 2013 году из России было экспортировано 196 млрд м3 трубопроводного природного газа (рост на 10 % от уровня предыдущего года) на сумму $67,2 млрд (рост на 8 %). В страны дальнего зарубежья было направлено 70 % физического объёма экспорта, в страны СНГ — 30 %. Средняя экспортная цена на газ составила $342 за тысячу м3 (снижение на 2 %). [3]

Экспорт СПГ из России в 2013 году составил 26,3 млн м3 (рост на 23 % от уровня предыдущего года) на сумму $5,51 млрд (рост на 18 %). Весь объём экспорта был направлен в дальнее зарубежье. Средняя экспортная цена на сжиженный газ составила $209 за м3 (снижение на 4 %). [4]

В 2013 году экспорт угля из России составил 143 млн тонн. Средние экспортные цены на российский каменный энергетический уголь в 2013 году равнялись $72,1 за тонну, на коксующийся уголь — $99. [5]

В I полугодии 2013 года экспорт электроэнергии из России по линиям электропередач составил 10 млрд кВт*ч, из них в страны дальнего зарубежья перемещено 6,87 млрд кВт*ч, в страны Таможенного союза — 3,13 млрд кВт*ч. [6]

За первые три месяца 2013 года поставки нефтепродуктов из России в дальнее зарубежье составили 29,5 млн тонн на $14,7 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года экспорт бензина вырос на 14,2 % до 476 тыс. тонн, экспорт дизельного топлива — на 5,9 % до 9,27 млн тонн. [7]

Согласно предварительным данным, «Газпром» в июле 2013 года нарастил экспорт газа в дальнее зарубежье по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 29 % — до 14,0 млрд куб. м. В управлении информации Газпрома указали, что преимущественно закупки увеличили основные потребители — Германия, Турция, Италия, Франция, Англия. При этом в июле 2013 года был установлен новый рекорд суточной поставки газа в дальнее зарубежье за последние пять лет — 470 млн куб. м. Обычно такие объёмы потребители получают в сезон осенне-зимнего максимума. [8]

В середине 2013 года отмечалось, что в пользу «Газпрома» с начала 2013 года играет целый ряд факторов: в начале года аномальные холода повысили спрос на газ в Европе; в начале марта начались перебои с поставками газа из Ливии из-за столкновений ливийских боевиков в районе газового распределительного комплекса Mellitah на северо-западе Ливии. Серьёзным фактором стало снижение экспорта СПГ из Катара — в связи с началом поставок газа по долгосрочным договорам в Азию и Южную Америку катарского газа для Европы просто не хватило. Причём влияние последнего фактора на европейском рынке газа может продлиться в среднесрочной перспективе — рост добычи в Катаре возможен только после снятия моратория на расширение добычи, что произойдёт не ранее 2014 года. [9]

В январе-феврале 2013 года экспорт угля из России в Китай составил 3,8 млн тонн. [10] [11]

В июне 2013 года Роснефть и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали долгосрочное соглашение по поставкам нефти из России в Китай. [12]

С 1 января 2013 года использование украинской трубопроводной системы со стороны Газпрома сократилось на 18 % по сравнению с последней декадой 2012 года. Газпром на 26 % снизил прокачку по ужгородскому коридору, увеличив загрузку «Северного потока» — нарастив транспортировку по восточному отводу OPAL и начав стабильные поставки по западному отводу NEL. В результате суммарная доля украинского транзита в российском экспорте газа по итогам первой декады января 2013 года сложилась на уровне 42 %. [13]

Тариф на транзит нефти из России через Украину по нефтепроводу «Дружба» в страны Евросоюза с 1 января 2013 года увеличился на 8,4 % — до 8,35 евро за тонну с 7,7 евро за тонну. [14]

В июне 2012 года заместитель министра энергетики РФ Павел Федоров заявил, что экспортные пошлины на российскую нефть в 2013 году могут быть снижены на 5 %. «В настоящее время мы оцениваем эффект от снижения экспортных пошлин, и есть шанс, что в будущем году они будут снижены снова… Россия может сократить экспортные пошлины на нефть на 5 процентов в будущем году, однако это зависит от оценки потенциального эффекта такого решения», — сказал он. [15]

Москва. 24 июля. INTERFAX.RU - Госдума РФ на заседании во вторник приняла в окончательном, третьем чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, передал корреспондент "Интерфакса" с заседания.

Поправки были внесены в Налоговый кодекс (НК) РФ и в закон "О таможенном тарифе".

Экспортная пошлина и НДПИ

Принятые поправки предполагают постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления за шесть лет, с 2019 года до 2024 года. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение шести лет. Так, в 2019 году предельные ставки пошлины (выше которых не может быть установлена пошлина, рассчитываемая по формулам правительства) предлагается умножать на корректирующий коэффициент 0,833, в 2020 году - 0,667, в 2021 году - 0,5, в 2022 году - 0,333, в 2023 году - 0,167, в 2024 году - 0. Таким образом, с 2024 года экспортная пошлина на нефть в РФ будет отменена.

Одновременно будет продолжено плановое постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 году в одну из формул, лежащих в основе расчета НДПИ, был введен повышающий коэффициент, который плавно повышался в 2017-2021 годах. Одобренные Госдумой в третьем чтении поправки сохраняют все ранее принятые размеры повышающих коэффициентов, однако увеличивают срок их действия на год - до конца 2021 года. Так, в 2018 году он достигает 357, в 2019-2021 годах - 428. С 2022 года этот повышающий коэффициент будет равен нулю.

Каким будет НДПИ на нефть после 2021 года, Минфин и Минэнерго пока ведут споры. Повышающие коэффициенты вводились в 2015 году для наполнения бюджета. Тогда правительство обещало нефтяным компаниям, что это будет временная мера.

Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, будут зеркально трансформированы в НДПИ, следует из законопроекта.

Пошлина на нефтепродукты при форс-мажоре

Отказываться до конца от механизма заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты правительство не намерено. В законе предусмотрена возможность экстренного введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Ее размер составляет 60% от повышенной ставки экспортной пошлины на нефть, которая, в свою очередь, равна не 30% как принято на 2018 год, а 45%. Как пояснил ранее директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов, по сути, такая ставка пошлины на нефтепродукты равна 90% от принятой на 2018 год ставки пошлины на нефть.

Акциз на нефть с учетом логистики НПЗ

Система обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НДПИ может привести к риску роста внутренних цен на нефтепродукты на уровне мировых. Кроме того, ситуация ухудшается наличием акциза на нефтепродукты, которые уплачивают НПЗ. Акцизы на нефтепродукты идут в бюджет РФ для наполнения дорожных фондов.

Несмотря на риски роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки сохраняют рост акцизов на топливо. В 2019 году акцизы на бензин должны вырасти с нынешних 8,2 тыс. рублей за тонну до 12,3 тыс. рублей на тонну, в 2020 году - до 12,75 тыс. руб./т, в 2021 году - до 13,26 тыс. руб./т. Акцизы на дизельное топливо должны вырасти с нынешних 5,67 тыс. руб./т до 8,54 тыс. руб./т в 2019 году, затем до 8,83 тыс. руб./т в 2020 году и до 9,19 тыс. руб./т в 2021 году.

Чтобы избежать резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки предполагают введение принципиально нового для нефтяной отрасли РФ механизма - акциза на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Он будет выплачиваться компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке. Этот механизм позволит компаниям компенсировать рост выплат по акцизам на нефтепродукты с 2019 года, избежать резких колебаний цен на внутреннем рынке вслед за мировыми и сделать поставки топлива на внутренний рынок такими же привлекательными, как и на экспорт.

Акциз на нефть вводится для НПЗ, имеющих свидетельство о регистрации, или для компаний, перерабатывающих нефть по давальческой схеме. Акциз на нефть рассчитывается по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ.

Логистический коэффициент вводится в формулу расчета непосредственно акциза на нефть. Всего было выделено шесть региональных групп, к которым будет применяться данный коэффициент. НПЗ, подпадающие под логистические коэффициенты, удалены от рынков сбыта, в первую очередь, экспортных, и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других НПЗ.

Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 будет применяться к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ "Роснефти" .

Коэффициент 1,4 будет применяться к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ "Роснефти".

Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в республике Коми, в Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ "ЛУКОЙЛа" .

Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании "Новый поток" и Коченевском НПЗ компании "ВПК-Ойл". Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка - в размере 600 тысяч тонн.

Коэффициент 1,05 будет применяться к заводам, расположенным в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ "Газпром нефти" .

В отношении остальных регионов России будет применяться коэффициент 1.

Демпфирующий коэффициент в акцизе на нефть

В формулу возврата акциза на нефть нефтеперерабатывающим компаниям вводится демпфирующий коэффициент. Он рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Согласно законопроекту, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 принимается равной 56 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 58,8 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 61,74 тыс. рублей за тонну в 2021 году. Средняя оптовая цена на дизельное топливо устанавливается в размере 50 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 52,5 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 55,125 тыс. рублей за тонну в 2021 году.

Если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо отклоняются от установленных в законопроекте цен на 10% или более, то демпфирующий коэффициент обнуляется. Такой подход позволит компаниям компенсировать со следующего года до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты.

Свидетельство о регистрации НПЗ

Получать возвратный акциз на нефть могут только нефтеперерабатывающие компании, имеющие свидетельство о регистрации. Закон подробно прописывает, какие компании имеют право на получение данной регистрации.

Свидетельство о регистрации могут получить компании, имеющие в собственности НПЗ, перерабатывающие собственную нефть или нефть по давальческой схеме. Право получить такую регистрацию имеют нефтеперерабатывающие компании, подпавшие на 1 января 2018 года под санкции, либо нефтеперерабатывающие компании, производящие из нефти 10% бензина класса 5 и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн.

Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс. тонн нефти и заключившие с государством до 1 июня 2019 года соглашение о модернизации НПЗ при условии, что данное соглашение является действующим и сроки, указанные в нем, не срываются. При этом компания, заключившая с государством соглашение о модернизации, либо обязана в итоге выйти на производство из нефти не менее 10% бензина класса 5, либо должна инвестировать в ремонт НПЗ в период с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.

Кроме того, акциз на нефть может быть обнулен для компаний, которые не смогли произвести из общего объема перерабатываемой нефти более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум и так далее.

Как пояснил ранее заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, по расчетам Минэнерго, в конечном итоге, под систему возвратных акцизов нефть могут не подпасть небольшие НПЗ с общим объемом нефтепереработки в 15-17 млн тонн. Некоторые из этих НПЗ могут, в конечном итоге, закрыться.

"В первый год работы влияние "налогового маневра" на нефтеперерабатывающий сектор будет минимальным. Необходимо, чтобы прошло два-три года, чтобы мы увидели реальный эффект от налогового маневра на сектор нефтепереработки и объемы переработки нефти", - сказал он тогда.

Нормативное регулирование

Особенности выдачи лицензии на помещение нефти под таможенный режим с 1995 года регулируется Постановлением Правительства РФ № 1446 от 1994 года. Согласно данному документу в процессе помещения нефти под таможенный режим необходимо соблюдать нормы Таможенного Кодекса.

  • Ст. 51 Бюджетного Кодекса закрепляет размер таможенной пошлины на нефть в соотношении к неналоговым доходам.
  • ФЗ № 311 относительно таможенного регулирования формирует весь процесс вывоза продукции за пределы РФ.

ФЗ № 164 относительно регулирования всей внешнеэкономической деятельности дает разъяснения определенным понятиям по перемещению нефти согласно таможенно-тарифному регулированию с использованием ввозных и вывозных таможенных пошлин. На основании ст. 12 данного закона обозначены методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

ПАО «НК «Роснефть» проводит политику, направленную на обеспечение сбалансированности каналов монетизации нефти, в том числе переработки на собственных нефтеперерабатывающих мощностях в России, Германии, Индии, реализации на экспорт по долгосрочным контрактам и на основе спотовых продаж в ходе проводимых тендеров, а также реализации на внутреннем рынке.

Компания на постоянной основе осуществляет мониторинг экономической эффективности каналов монетизации нефти, что позволяет максимизировать долю высокомаржинальных каналов в общей структуре продаж.

В 2020 году Компания поставила около 100,5 млн т нефти на собственные заводы в России, что выше уровня поставок 2020 г. на 15% (с учетом поставок на нефтеперерабатывающие заводы Башнефти с октября 2020 года). Рост объемов поставок главным образом обусловлен приобретением активов Башнефти в четвертом квартале 2016 года.

Помимо поставок нефти на собственные НПЗ в России, Компания в 2017 г. поставила 4,5 млн т собственной нефти на заводы с долей участия Компании в Германии, что на 3% больше объема поставок в 2016 г.

Объем реализации нефти в 2020 г. в страны дальнего и ближнего зарубежья составил 121,8 млн т. Среди экспортных направлений реализации нефти экономически наиболее привлекательным для Компании является восточное направление — поставки по трубопроводу в Китай, реализация в портах Козьмино и Де-Кастри. Объем поставок в восточном направлении в 2020 г. составил 47,7 млн тонн, что на 10,7% превышает аналогичный показатель прошлого года.

Помимо этого Компания реализовала 65,7 млн тонн нефти в Северо-Западную, Центральную и Восточную Европу, в страны Средиземноморья и другие направления дальнего зарубежья. Экспорт в СНГ составил 8,4 млн тонн.

Основная часть экспортных поставок Компании осуществляется через мощности , представленные магистральными трубопроводами, и порты. В отчетном году экспортные поставки осуществлялись в основном с использованием следующих транспортных маршрутов:

  • трубопроводным транспортом — около 103,1 млн тонн, что составило 84,7% от общего объема реализации нефти в страны дальнего и ближнего зарубежья. 48,4 млн т из данного объема были экспортированы через порты, а около 54,7 млн т — посредством трубопровода в направлении Китая, Белоруссии, Центральной и Восточной Европы
  • железнодорожным и смешанным транспортом — 2,2 млн т, или 1,8% от общего объема экспортных поставок без учета эффекта по приобретённым активам. В основном это поставки по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и по железной дороге в Китай через Монголию.

Помимо вышеуказанных маршрутов, в 2020 г. через экспортные терминалы Де-Кастри и Варандей было отгружено 4,9 млн тонн нефти Компании. Также в страны дальнего зарубежья было реализовано около 11,6 млн тонн стороннего ресурса через трейдинговые подразделения Компании.

Расширение сотрудничества по трейдингу нефти

С 2020 года начало действовать Дополнительное соглашение между «Роснефтью» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией» (КННК) об увеличении поставок нефти в Китай транзитом через территорию Казахстана и продлении срока действия работающего с 2013 года контракта до конца 2023 года. В соответствии с Соглашением, объем поставок в данном направлении достигнет 91 млн тонн за 10-летний период, что позволит и дальше планово осуществлять поставки по одному из стратегических для «Роснефти» направлений. Совокупный объем поставок в адрес КННК в 2020 году составил 30,0 млн тонн, включая 10 млн тонн транзитом через территорию Республики Казахстан.

В течение 2020 года Компания продолжила сотрудничество с конечными потребителями. Экспортные поставки нефти в адрес конечных потребителей в 2020 году составили свыше 65 млн тонн, что соответствует аналогичному показателю 2020 года. В рамках укрепления сотрудничества с конечными потребителями на 2020 год были перезаключены Договоры с компаниями Shell, Eni на поставку нефти по нефтепроводу «Дружба» в направлении Германии.

Ключевые достижения в области экспортных поставок

  • Поставки нефти в восточном направлении выросли на 10,7 %, до 47,7 млн т, в 2020 году.
  • Поставки нефти в Китай с учетом международного трейдинга составили рекордные 39,1 млн т.
  • По долгосрочным контрактам объем поставок в Китай вырос на 9,5 %, до 30,0 млн т.

Экспорт нефти

На основании законодательных документов весь процесс перемещения нефти производится при соблюдении определенных этапов. Чтобы действия соответствовали законодательным нормам необходима уплата пошлины, сбор определенного пакета документов и прохождение этапа оформления операции по экспорту.

Что платить

На вывоз нефти и ее продуктов существуют к уплате следующие таможенные пошлины:

  • пошлина на сырую нефть и вязкого продукта;
  • плата за светлые нефтепродукты и масла;
  • платежи по мазуту;
  • товарному бензину;
  • отдельно прямогонного нафта и кокса.

В среднем размер пошлины составляет от 2,5 долларов до 39,5 долларов за тонну.

Средний размер таможенных сборов в расходной части бюджета составляет до 18%, при этом доля нефтепродуктов составляет в государственной доходной части до 25%.

Документы

Сопровождение операции происходит посредством оформления следующих документов:

  • лицензия по заявлению экспортера на вывоз продукции;
  • декларация перемещения нефти;
  • копии учредительных документов экспортера;
  • контракт;
  • паспорт сделки;
  • инвойс;
  • перевод инвойса;
  • документы права собственности на продукт;
  • сертификаты и лицензии.

Кроме этого необходимо подтвердить таможенные платы и предоставить договора о приобретении продукции на территории РФ, а также документальное сопровождение всего процесса перемещения продукции вплоть до экспортера, если он не является производителем.

Также по условиям контракта могут существовать такие документы, обязательные к предоставлению, как:

  • договора о страховке груза;
  • документы относительно предоплаты;
  • сведения относительно упаковки, количества товарных мест и весе.

Договор на экспорт нефти (образец)










Какое оформление осуществить

В первую очередь происходит оформление лицензии – она составляется в 3-х экземплярах:

  • один — для таможни;
  • второй — заявителю;
  • третий — для отдела таможенных режимов и управления организацией таможенного контроля РФ.

Важно: таможенное оформление осуществляется тем отделением, которое выдало лицензию при этом должно существовать разрешительное письмо Минтопэнерго РФ относительно включения партии нефти в график прокачки на следующий период.

Если же нефть транспортируется тогда необходим еще один этап – оплата пошлины на момент таможенного оформления продукта. При наступлении случаев, обозначенных нормативными документами РФ, нефть может быть условно выпущена в режиме переработки вне таможенных территорий, что освобождает экспортера от взноса сборов.

Важно: период возврата нефтепродуктов после реализации нефти не может быть более 6 месяцев с момента оформления очередной партии товара. К лицензии оформляются дополнения в 2-х экземплярах, при этом они должны иметь подпись уполномоченного лица и печать таможни.

Кроме уплаты таможенных сборов, оформления лицензии и составления декларации необходимо таможне предъявить сам груз к осмотру.

Ограничения и правила

Лица, подавшие документы на лицензию могут получить отказ в ее выдаче, по следующим причинам:

  • отсутствие в папке документов необходимых документов;
  • неправильное оформление документации;
  • заявитель в последний год перед подачей заявления привлекался к ответственности за неправильное таможенное оформление и перемещение продукции;
  • прочие случаи, установленные законодательством.

Кроме этого с ноября 2020 года были установлены следующие ограничения на перемещение светлых нефтепродуктов:

  • запрет на экспорт нефти и ее составляющих для компаний не производителей продукции;
  • перемещение продукции внутри государства для дальнейшего экспорта только при увязке права на экспорт нефти с обязательствами нефтяных компаний производителей.

Такой проект необходим для стабилизации обстановки с топливом внутри государства.






Схемы декларирования

Согласно положениям технического регламента, у производителя есть возможность выбрать одну из 5 схем подтверждения качества.

Для серийного производства подходят схемы 1Д, 3Д и 6Д. Их отличия состоят в следующем: при 1Д заявитель имеет право предоставить свои результаты испытаний образцов, при 3Д и 6Д исследования в обязательном порядке проводятся в аккредитованной лаборатории. Дополнительно при 6Д необходим сертификат системы менеджмента качества. Производственный контроль и последующий ежегодный аудит проводит производитель самостоятельно.

Срок действия зависит от наличия у производителя добровольного сертификата ХАССП, который подтверждает внедрение на производстве принципов ХАССП. Если он есть, то максимальный срок разрешительного документа можно выбрать 5 лет, если нет — 3 года.

Если необходимо декларировать партию товара, выбирается 2Д или 4Д. При первой схеме экспертиза продукции проводится заявителем в любой выбранной лаборатории самостоятельно, при 4Д — исключительно в аккредитованной.

Срок действия выбирается заявителем исходя из срока годности товара.

Ответственность и последствия

Благодаря наличию механизма административной ответственности органы валютного контроля могут совершать надзор за действиями экспортеров в частности получения на счета оплаты от нерезидентов страны.

  • При этом у экспортера существует возможность обжаловать решение таможенного органа согласно ст. 370 ТК РФ в течение 20 дней.
  • Также можно смягчит степень своей вины исправлением допущенных ошибок, например, если ответственность наступила согласно ст. 273 ТК РФ.

Объемы экспорта и добычи нефти предусмотрены нормативными международными документами, при этом каждая страна участница обязана соблюдать подписанные договоренности. В более мелких масштабах перемещение нефти осуществляется на основании законодательных актов РФ с соблюдением процесса таможенного оформления продукции и ее перемещения через границу.

Про экспорт нефти из России расскажет видео ниже:

Основные компании – экспортеры

Размеры акциз на нефтепродукты в 2020 году


Размеры акциз на нефтепродукты в 2020 году

Полезная информация
1компания ТНК-ВР – 19,5 %
2ОАО «Сургутнефтегаз» – 15,6 %
3компания ЛУКОЙЛ – 14,3 %

Как видите, доля этой «большой четверки» в общих зарубежных поставках нефти из нашей страны составляет 77,3 %. Остальные зарубежные нефтяные поставки осуществляют предприятия, которые не входят в вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) также по системе АК «Транснефть».

К большой четверке постепенно приближается ПАО «Газпром нефть», которое является одной из немногочисленных отечественных компаний, поставляющих на зарубежные рынки и успешно там реализующих дизельное топливо собственного производства. Этот продукт марки EN 590 соответствует всем европейским требованиям качества и активно используется в таких развитых странах Европы, как Германия, Франция и Великобритания.

Все экспортные операции «Газпром нефть» проводит посредством своей дочерней трейдинговой компании Gazprom Neft Trading GmbH, головной офис который расположен в столице Австрии Вене.

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Аналитика
Анализ вывозных таможенных пошлин

Анализ вывозных таможенных пошлин показал, что они составляют значительную часть доходов федерального бюджета.

Вывозные таможенные пошлины относятся к неналоговым доходам федерального бюджета.

Основную часть неналоговых доходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (61,3 %) (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет в 2018-2023 годах, в миллионах рублей

Показатели поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет

Необходимо отметить, что наблюдается отрицательная динамика по поступлению доходов от внешнеэкономической деятельности в доход федерального бюджета, в связи с чем снижается и доля этих доходов в общей сумме доходов федерального бюджета с 61,3 % в 2019 г. до 46,4 % к 2022 году (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика и прогноз поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Динамика и прогноз поступления доходов от внешнеэкономической деятельности

Основная часть доходов от внешнеэкономической деятельности формируется за счет взимания вывозных таможенных пошлин. В 2019 году поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин составило 2 212 753,3 млн. рублей. По сравнению с 2016 годом объем указанных поступлений уменьшился на 812898,9 млн. рублей, вследствие снижения поступлений вывозных таможенных пошлин на все категории углеводородного сырья (таблица 3, рисунок 1).

Таблица 3 — Динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин

Рисунок 1 — Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Основная сумма поступлений, от взимания вывозной таможенной пошлины приходится на вывозную таможенную пошлину на нефть сырую (48 %) (рисунок 2).

Анализ вывозных таможенных пошлин: структура вывозных таможенных пошлин

Рисунок 2 – Анализ вывозных таможенных пошлин: структура вывозных таможенных пошлин в 2019 г.

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2019 году составило 1 067 207,7 млн. рублей, что меньше чем в 2018 году, при этом согласно прогнозу, до 2022 года поступление вывозных таможенных пошлин на нефть сырую сократится (рисунок 3).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую

Рисунок 3 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

Прогнозируемые объемы нефти сырой, в том числе сверхвязкой, экспортируемой в страны дальнего зарубежья, отражены в соответствии с Прогнозом СЭР, ставки вывозной таможенной пошлины рассчитаны в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 4 и подпункта 1 пункта 6 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на газ природный в 2019 году составило 698 345,3 млн. рублей, при этом согласно прогнозу, до 2022 года поступление вывозных таможенных пошлин на газ природный увеличится к 2021 и 2022 годам (рисунок 4).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на газ природный

Рисунок 4 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на газ природный в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

Основные показатели для формирования прогноза вывозных таможенных пошлин на газ природный, такие как налогооблагаемый объем газа природного, экспортируемого в страны дальнего зарубежья и страны СНГ, за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, цена на экспортируемый газ природный учитывается в расчете на основании данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Цена на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, отраженная в Прогнозе СЭР на 2020 год, составляет 199,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров, в то время как в расчете к законопроекту учтена цена в размере 197,9 доллара США за 1 тыс. куб. метров.

Таким образом, принимая в расчете цену на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, в соответствии с прогнозом СЭР в размере 199,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров, объем дополнительных доходов вывозной таможенной пошлины на газ природный составит в 2020 году более 3 400 млн. рублей.

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, составило 430 054,4 млн. рублей, что меньше уровня 2018 года, а к 2022 году доходов от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти сократятся почти в 3 раза к уроню 2019 года (рисунок 5).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти

Рисунок 5 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

По итогам 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5 729,1 млрд. рублей, что на 334,1 млрд. рублей или на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом, при этом вывозная таможенная пошлина составляет 40 % в общем объеме доходов, администрируемых таможенными органами (рисунок 6).

Структура таможенных платежей в 2019 г.

Рисунок 6 – Структура таможенных платежей в 2019 г.

Основными причинами снижения в 2019 году поступлений по вывозной таможенной пошлине на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, являются:

  • применение в рамках реализации «налогового маневра» с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года включительно при расчете ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую корректирующего коэффициента 0,833 в соответствии с пунктом 4.1 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;
  • снижение цены на нефть сырую марки «Юралс», используемой для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, на 10,4%;
  • снижение облагаемых объемов нефти сырой и товаров, выработанных из нефти, на 0,9 и 1,7% соответственно;
  • переход ряда экспортеров нефти сырой с 1 января 2019 года на уплату налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и применение льготного режима уплаты вывозной таможенной пошлины в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона.

Основными причинами снижения поступлений по вывозной таможенной пошлине на газ природный являются уменьшение цены газа природного, экспортируемого в страны дальнего зарубежья, на 20,3%, а также уменьшение физических налогооблагаемых объемов экспорта газа природного на 2,3%.

Читайте также: