Реорганизация налоговых органов в 2021

Опубликовано: 01.05.2024

Все, что мы наблюдаем за последние несколько лет, очевидно, ведет к тому, что ФНС взяла под жесткий контроль все возможности оптимизации налогообложения. Надеяться на то, что будет либерализация ведения бизнеса не приходится.

С 2021 года ФНС получила автоматический доступ к банковской тайне. Вообще-то, налоговая инспекция и раньше не имела проблем с контролем счетов налогоплательщиков, теперь следить за движением средств по счетам станет еще проще.

Часть новых полномочий налоговики получили по Федеральному закону от 29.12.2020 № 470-ФЗ. Эти изменения касаются, в первую очередь, крупного бизнеса, который подключен к системе налогового мониторинга.

Средний и мелкий бизнес будут контролировать путем доступа к счетам, как говорилось выше, через онлайн кассы, право обработки персональных данных, введения электронных документов.

Дальнейшее ужесточение налогового администрирования

С 1 октября 2020 года Росавтотранс проводит эксперимент по внедрению электронной транспортной накладной и электронного путевого листа в сфере автомобильных грузоперевозок в шести регионах: Москва и область, Краснодарский край, Калужская и Рязанская области, Татарстан.

Налоговики обосновывают это нововведение заботой о бизнесе: введение электронных транспортных накладных и путевых листов (ЭТрН и ЭПЛ) способствует сокращению временных и финансовых затрат.

Для бизнеса недочеты в виде несвоевременно оформленной электронной накладной могут обернуться проблемами в ходе проверок и налоговыми доначислениями.

Право на обработку персональных данных без согласия налогоплательщиков

Работа с персональным данными регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которому обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, ограничиваться достижением конкретных, заранее определённых и законных целей.

Налоговые органы считают, что их работа с персональными данными проводится во исполнение статьи 57 Конституции и статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Сбор персональных данных налоговики ведут с целью налогового контроля, составной частью которого является учет налогоплательщиков.

Узнайте больше по теме:

Новый правила для тех, кто работает по системе «налоговый мониторинг»

Статья 89 НК РФ содержит основные положения по проведению выездных налоговых проверок.

Законом №470-ФЗ внесены изменения в пункт 5.1. Они касаются крупного бизнеса, который подключен к системе налогового мониторинга. Речь идет о проверках на основе удаленного доступа к информационным системам компании, ее бухгалтерской и налоговой отчетности.

Новое основание для выездной проверки

В пункте 5.1. говорится, что запрещается проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, которые исчисляет и уплачивает сам налогоплательщик), кроме следующих случаев:

  1. Выездная проверка проводится вышестоящим налоговым органом;
  2. Досрочное прекращение налогового мониторинга;
  3. Налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. Ранее не было указано конкретной даты, до которой должно быть исполнено мотивированное мнение.
  4. Налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию (расчет) за период проведения мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет. С 1 июля 2021 года предметом выездной налоговой проверки в указанном случае будет правильность исчисления налога, сбора на основании новых показателей уточненной декларации, которые привели к уменьшению ранее начисленной суммы или к увеличению суммы возмещаемой суммы НДС.

За прекращение налогового мониторинга - камералка

Всего с 1 июля 2021 году, как и раньше, действуют 4 основания для камеральной проверки:

  1. Представлена декларации позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.
  2. Представлена декларация по НДС или акцизам, в которой заявлена сумма к возмещению.
  3. Представлена уточненка с уменьшением суммы к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка.
  4. Досрочно прекращен налоговый мониторинг менее чем за 3 месяца до сдачи декларации.

Разница лишь в том, что с 1 июля 2021 года камеральная проверка будет проводиться, если налоговый мониторинг прекращен досрочно менее чем через три месяца со дня представления налоговой декларации. Ранее никаких сроков указано не было.

Проводить осмотр налоговикам будет проще

Статья 92 НК РФ разрешает налоговикам проводить осмотр территорий, документов, имущества, предметов проверяемой компании.

Ранее в пункте 1 статьи 92 НК РФ просто говорилось о праве должностного лица налоговой инспекции проводить осмотр. Теперь, право на осмотр конкретизировано.

  1. При проведении выездной налоговой проверки.
  2. При проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС с суммой к возмещению или при выявлении противоречий или несоответствий.

С 1 июля 2021 года осмотр возможен в рамках в рамках налогового мониторинга декларации по НДС.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Уже в этом декабре в Нижегородской области произойдет масштабная реорганизация налоговых органов: часть инспекций будет упразднена, а часть – объединена.

В итоге с 14 декабря 2020 в области будет функционировать 13 налоговых инспекций, принимать же отчетность будут только 10 из них.

ИФНС, принимающие отчетность после реорганизации

№ п/п Налоговые органы с 14.12.2020 Налоговые органы до 14.12.2020
Код Наименование ИНН/КПП Код Наименование ИНН/КПП
1 5243 Межрайонная ИФНС России №1 по Нижегородской области 607220, Россия, Нижегородская обл., Арзамас, Кирова, 31 5243015583/524301001 5243 Межрайонная ИФНС России №1 по Нижегородской области 5243015583 / 524301001
5254 Межрайонная ИФНС России №3 по Нижегородской области 5254026001 / 525401001 упразднена с 14.12.2020
2 5249 Межрайонная ИФНС России №2 по Нижегородской области 606010, Россия, Нижегородская обл., Дзержинск, Октябрьская, 43 5249061610 / 524901001 5249 Межрайонная ИФНС России №2 по Нижегородской области 5249061610 / 524901001
3 5248 Межрайонная ИФНС России №5 по Нижегородской области 606502, Россия, Нижегородская обл., Городецкий р-н, Городец, Пролетарская пл., 17 5248015587 / 524801001 5248 Межрайонная ИФНС России №5 по Нижегородской области 5248015587 / 524801001
5228 Межрайонная ИФНС России №8 по Нижегородской области 5228003640 / 522801001 упразднена с 14.12.2020
5235 Межрайонная ИФНС России №13 по Нижегородской области 5235004267 / 523501001 упразднена с 14.12.2020
4 5250 Межрайонная ИФНС России №6 по Нижегородской области 607650, Россия, Нижегородская обл., Кстовский р-н, Кстово, Мира б-р, 5 5250028086 / 525001001 5250 Межрайонная ИФНС России №6 по Нижегородской области 5250028086 / 525001001
5222 Межрайонная ИФНС России №10 по Нижегородской области 5222014035 / 522201001 упразднена с 14.12.2020
5229 Межрайонная ИФНС России №12 по Нижегородской области 5229005583 / 522901001 упразднена с 14.12.2020
5 5252 Межрайонная ИФНС России №7 по Нижегородской области 606100, Россия, Нижегородская обл., Павловский р-н, Павлово, Куйбышева, 49 5252012204 / 525201001 5252 Межрайонная ИФНС России №7 по Нижегородской области 5252012204 / 525201001
5247 Межрайонная ИФНС России №4 по Нижегородской области 5247015440 / 524701001 упразднена с 14.12.2020
6 5257 Межрайонная ИФНС России №19 по Нижегородской области 603011, Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород, Искры, 1 5257046101 / 525701001 5257 ИФНС России по Канавинскому р-ну г. Н. Новгорода 5257046101 / 525701001 упразднена с 14.12.2020
5246 ИФНС России по Борскому р-ну г. Н. Новгорода 5246010086 / 524601001 упразднена с 14.12.2020
7 5256 Межрайонная ИФНС России №20 по Нижегородской области 603004, Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород, Юлиуса Фучика, 6 5256034801 / 525601001 5256 ИФНС России по Автозаводскому р-ну г. Н. Новгорода 5256034801 / 525601001 упразднена с 14.12.2020
5258 ИФНС России по Ленинскому р-ну г. Н. Новгорода 5258035293 / 525801001 упразднена с 14.12.2020
8 5262 Межрайонная ИФНС России №22 по Нижегородской Области 603089, Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород, Ижорская, 50/4 5262082560 / 526201001 5262 ИФНС России по Советскому р-ну г. Н. Новгорода 5262082560 / 526201001 упразднена с 14.12.2020
5261 ИФНС России по Приокскому р-ну г. Н. Новгорода 5261025908 / 526201001 упразднена с 14.12.2020
9 5263 Межрайонная ИФНС России №21 по Нижегородской области 603037, Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород, Культуры, 115 5263031209 / 526301001 5263 ИФНС России по Сормовскому р-ну г. Н. Новгорода 5263031209 / 526301001 упразднена с 14.12.2020
5259 ИФНС России по Московскому р-ну г. Н. Новгорода 5259025322 / 525901001 упразднена с 14.12.2020
10 5260 Инспекция ФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода 603109, Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород, Ильинская, 52а 5260090005 / 526001001 5260 Инспекция ФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода 5260090005 / 526001001

Кроме этого, Межрайонная ИФНС России №15 по Нижегородской области (5275, Нижний Новгород, Минина, 20, ИНН/КПП 5260421183/526001001) будет заниматься исключительно регистрационными действиями (регистрация ЮЛ, ИП и так далее).

Межрайонная ИФНС России №16 по Нижегородской области (5253, Нижний Новгород, Минина, 20, ИНН/КПП 5253001276/ 526001001) – инспекция по крупнейшим налогоплательщикам, реализующая также функцию Управления ФНС по Нижегородской области.

А Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области (Нижний Новгород, ул. Пятигорская, 6а) станет специализированным Долговым центром.

Во всех ИНФС, в том числе, и прекративших деятельность как самостоятельная единица, будет вестись прием налогоплательщиков. Исключение – ИФНС №18.

Важно: изменены будут и платежные реквизиты для уплаты налогов (сборов), включая ОКТМО и коды налоговых органов.

Сведения о реквизитах платежных документов с 14.12.20 можно посмотреть здесь.

Рекомендуем до 12 декабря завершить весь документооборот по направлению ФНС, а с 12 по 14 декабря отчетность в Налоговую не отправлять.

Разумеется, эти изменения отразятся на работе налогоплательщиков в специализированных ПО. Поэтому наши специалисты подготовили:

  • руководство для Абонентов ПО «Астрал Отчет»;
  • инструкцию для Пользователей ПП «1С-Отчетность»;
  • пояснения для Абонентов ПО «Астрал Отчет 5.0».

Изучайте и применяйте.

А если Вы еще не определись, с помощью какой программы готовить и сдавать отчетность, у любой из указанных есть свои преимущества – от работы непосредственно из ПП «1С» до хранения данных в облаке.

Узнать больше о модернизации и ее последствиях можно у наших специалистов:


(831) 228-28-38


help@cek.ru


(8332) 20-37-05


kirov@cek.ru

Как мы уже сообщали, Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовывается в Федеральную налоговую службу.

При этом функции МНС РФ по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах переданы Министерству финансов Российской Федерации.

Указанные положения вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов.

01.07.2004 г. был официально опубликован Федеральный закон РФ от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

Статьями 54 и 62 данного Закона вносятся изменения и дополнения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ.

Указанные статьи Закона вступают в силу через месяц со дня официального опубликования Закона, то есть с 1 августа 2004 года.

Соответственно, с августа МНС РФ фактически преобразуется в Федеральную налоговую службу (ФНС).

Рассмотрим подробнее, какие функции бывшего МНС РФ сохранены за новой службой, а каких функций ФНС лишается.

Новая налоговая служба по тексту Кодекса называется не ФНС, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов.

Налоговые органы по-прежнему именуются налоговыми органами.

В новой редакции изложена ст. 4 НК РФ «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах».

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (Минфин РФ – ред.) и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС – ред.) и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Таким образом, нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов издает Минфин РФ.

Полномочия Минфина РФ

В Кодекс введена новая статья 34.2 «Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов».

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах дают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.

Права и обязанности налоговых органов

Ст. 31 «Права налоговых органов» и ст. 32 «Обязанности налоговых органов» практически не изменились.

Отметим, что ФНС более не вправе утверждать порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке.

На налоговые органы больше не возлагается обязанность по проведению разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Но право на разъяснения за ФНС осталось.

Новая редакция ст. 21 НК РФ «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» гласит, что налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

В то же время налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Только разъяснения налоговиков названы информацией, а разъяснения Минфина РФ – собственно разъяснениями.

И это не просто разные слова, потому что от них будет зависеть

Чтобы определиться, к кому обращаться за разъяснениями (или за информацией), следует знать, выполнение чьих разъяснений будет исключать вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.

На сегодняшний день согласно п.п. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Однако с августа штрафные санкции к Вам применяться не будут, если Вы нарушили законодательство о налогах и сборах, следуя письменным разъяснениям финансовых, а не налоговых, органов.

То есть если налоговые органы дали вам неверную информацию и Вы ей последовали, Вас накажут по полной программе.

Если же неверные разъяснения дал Минфин РФ, это будет признано обстоятельством, исключающим Вашу вину в совершении налогового правонарушения.

Согласно п. 15 указа Президента РФ № 314 МНС РФ преобразуется в Федеральную налоговую службу, а функции МНС РФ по принятию нормативных актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах передаются Минфину РФ.

По логике, если налоговые органы приняли решение в отношении налогоплательщика, не соответствующее нормативному правовому акту, принятому Минфином РФ, то обращаться с жалобой следует к тому, кто этот акт принял.

Но это с точки зрения формальной логики. У законодателей логика своя.

Новой редакцией п. 3 ст. 31 НК РФ установлено, что вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Минфин РФ отменять решения налоговых органов не вправе.

Минфин РФ может сколько угодно разъяснять законодательство и принимать нормативные акты, налоговые органы будут по-прежнему жить обособленно.

И жаловаться на неправомерные действия налоговых органов нужно будет им же.

Изменения сроков уплаты налогов и сборов

Вероятно, законодатели следуют принципу, что во всем должна быть гармония.

Отобрав у налоговых органов часть их полномочий, законодатели наделили ФНС функциями, ранее принадлежавшими Минфину РФ.

Так, согласно ст. 63 НК РФ решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов принимают финансовые органы.

Новая редакция ст. 63 НК РФ передает эти полномочия налоговым органам.

Новой редакцией ст. 80 НК РФ установлено, что формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Изменения, внесенные в часть вторую НК РФ, носят технический характер.

Н ормативные акты, принятые до реорганизации

Ст. 78 Закона установлено, что нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, нормативные акты, принятые МНС РФ, будут действовать до того времени, пока они не будут признаны утратившими силу.

Напомним, что к нормативным актам относятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ и официально опубликованные в «Российской газете».

Федеральная налоговая служба предупреждает налогоплательщиков, что ведомство переходит на двухуровневую систему управления. Это должно привести к повышению эффективности налогового администрирования.


В рамках этого перехода малочисленные налоговые инспекции будут укрупняться. Эксперимент по такой модернизации проводится с 2016 года в Алтайской республике.

В ноябре ещё в 3 регионах территориальные органы перешли на 2-уровневую систему — это республики Тыва и Хакасия, и Севастополе. А теперь это должно распространиться на всю страну, согласно постановлению Правительства № 1830 от 16.11.20.

  • упраздняемые территориальные инспекции передадут свои функции соответствующим региональным Управлениям по субъектам РФ;
  • функции центров компетенции по досудебному урегулированию споров перейдут в межрегиональные инспекции по федеральным округам.

Последнее должно привести к единообразию применения правовых подходов при вынесении решений по жалобам, а также повысить эффективность контроля за деятельностью подразделений по досудебному урегулированию споров.

Т.е. с даты перехода региона на новую систему управления жалобы, полученные налоговыми органами этих регионов, будут рассматриваться межрегиональными инспекциями ФНС по федеральным округам.

Вот так, к цифровизации, о которой так любят говорить и предыдущий, и нынешний руководитель ФНС, присоединяется модернизации системы управления. Вскоре увидим, приведёт ли это к действительному повышению эффективности работы налоговой службы.

Укрупнение вряд ли было возможно без цифровизации, а она без введения в строй нового Федерального центра обработки данных ФНС, который буквально накануне открыли в Дубне председатель Правительства Михаил Мишустин и руководитель ФНС Даниил Егоров.

Создавать такие центры было принято решение в 2011 году, а уже в 2015 открылась первая очередь, в текущем году заканчивается вторая. Всего выбрано только два города для реализации проекта — Дубна и Городец.

Именно на их базе создаются все эти электронные сервисы, которыми так гордится ФНС. Как сообщил Даниил Егоров, за последние 2 года число запросов данных, которыми располагает ФНС, выросло в 10 раз. Сейчас ФНС работает над централизацией этих потоков в единую систему, что позволит навести порядок в источниках, выстроить механизмы загрузки в платформу поставки, реализовать поставку, обеспечить хранение и доступ.

«Все бизнес-процессы теперь автоматизированы. Уплата налогов стала максимально простой и удобной. Сделать это можно в любом месте через уже привычный личный кабинет налогоплательщика — быстро и легко. Так же, как и получить другие услуги ФНС», — сказал в свою очередь Михаил Мишустин, с чьей лёгкой руки и началась цифровизация.

Впереди развитие дата-центров, это необходимо не только для целей налогового администрирования, но и для реализации других значимых проектов, например, обеспечение работы Единого реестра ЗАГС или мониторинга реализации национальных проектов.


Накануне мы вам рассказывали, что страх перед ведением бухгалтерии, массой бухгалтерской и налоговой отчётности, и невозможностью во всём этом так просто разобраться, входит в топ-3 барьеров для начала своего дела.


За последние 8 месяцев из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей было исключено 500 тыс. ИП.


Федеральная налоговая служба внесла в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности новые данные.

Читайте также: