Регулирование конкурентного рынка посредством налогообложения

Опубликовано: 16.04.2024

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. - С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

- законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

- перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

- контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

- предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

- повышение доходов и уровня качества жизни людей;

- обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

- улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

- развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

- улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

- обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

Правовое обеспечение конкуренции

Конкуренция представляет собой необходимый элемент для развития рыночной экономики. По этой причине требуется государственное регулирование конкуренции.

Статьей 4 п. 7 ФЗ от 26 июля 2006 № 135 «О защите конкуренции» она определяется в качестве соперничества определенных субъектов хозяйствования (фирм, предприятий, компаний, организаций), в ходе которого действия каждого могут исключать или ограничивать возможность других в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения продукции на определенных товарных рынках.

Конкуренция представляет собой борьбу производителей или поставщиков, предприятий, организаций за максимально выгодные условия выпуска и продажи продукции, оказания услуг, выполнения работ для достижения лучшего результата коммерческой деятельности.

Рыночная система в виде основного содержания конкуренции предполагает борьбу за покупателей, включая максимальное удовлетворение его потребностей. Также это может быть борьба за рыночную долю, успех которой зависит от степени качества и цен на продукцию.

При наличии свободной конкуренции рост доходов одних предприятий способен сопровождаться разорением других, концентрируется и централизуется производство и капитал, что приводит к формированию монополий и захвату ими власти на рынках. По этой причине, чтобы этого не происходило, используется антимонопольное законодательство в качестве инструмента поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Опыт развитых рыночных государств в области создания и использования антимонопольного законодательства отражает необходимость этой формы регулирования рыночных отношений со стороны государства Европейские страны считают конкуренцию одной из основ построения свободной экономики, что получило свое развитие после того, как были ликвидированы средневековые наследственные и сословные привилегии.

Во Франции средневековую систему цехов ликвидировали в 1789 году. в Англии это произошло после отмены законов об ученичестве в 1813 году. Примерно в это же время окончательно цеха были ликвидированы в Германии. В Российской империи не существовала подобная западноевропейская система цехов, а сдерживание развития конкуренции происходило через крепостное право, отмененное в 1861 году. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало наказание и заключение в тюрьму за картельные сговоры, выражающиеся «непомерным возвышением цен на жизненные припасы».

Юридическая литература относит создание первого закона, запрещающего монопольные соглашения, к Канаде (1889 г.), к США (закон Шермана).

В соответствии с американским законом Шермана, который широко известен как Хартия экономической свободы (1890 г.) формирование монополий — это преступление. Оно влекло за собой уголовное наказание в виде штрафа до 5 000 долларов (впоследствии его повысили до 50 000 долларов), тюремного заключения (до 1 года). В дальнейшем по этому образцу принимались законы в Австралии и Новой Зеландии. В европейских государствах антимонопольное законодательство сформировалось в 1930-х гг. (в Бельгии в 1935 г., в Нидерландах в 1935 г., в Дании в 1937 г.).

В это время в нашем государстве существовало социалистическое общество, где действовала плановая государственная экономика. В 1990 годы становление антимонопольной политики осуществляется при наличии условий безудержной либерализации экономики страны. При использовании субъектами предпринимательства различных методов и способов конкуренции на товарных рынках органы власти в государстве должны учитывать тенденции его монополизации, включая масштаб и характер злоупотребления доминирующим положением, последствия недобросовестной конкуренции. По этой причине целью государственной политики может являться формирование и использование организационных и правовых основ защиты конкуренции.

Законы, регулирующие отношения на товарных рынках

Сегодня среди большого числа норм законодательства РФ, которые участвуют в регулировании отношений на товарных рынках, выделяются нормы общего характера, представленные нормами конституционного, гражданского, уголовного и административного права.

В группу конституционного права включены нормы:

  1. Конституция РФ (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34), где говорится о поддержке конкуренции со стороны государства и недопущении экономической деятельности, сконцентрированной на монополизации и недобросовестной конкуренции;
  2. ГК РФ (п. 1 ст. 10, п. 2-3 ст. 57, п. 1 ст. 1033), где устанавливается недопущение использования гражданских прав для ограничения конкуренции, включая злоупотребления доминирующим положением на рынках. Статья 57 подчеркивает, что реорганизацию отдельных видов предприятий необходимо проводить на основе согласия (включая согласие со стороны антимонопольного органа). Статья 1033 ГК РФ приводит условия договора коммерческой концессии, которые ограничивают права сторон в случае, когда они вступают в противоречие с антимонопольным законодательством;
  3. УК РФ, содержащий запрет на целый ряд деяний, которые могут направлять на недопущение, устранение или ограничение конкуренции через заключение соглашений или согласованные действия, которые ограничивают конкуренцию, установление монопольно высоких или низких цен; необоснованный отказ или уклонение от заключения договоров; ограничение доступа на рынок. Это работает в случае, когда деяния способны причинить крупный ущерб лицам, предприятиям или государству либо влекут извлечение дохода в крупном размере. За подобные действия кроме больших штрафов предусматривается определенный уровень уголовной ответственности;
  4. КоАП РФ, устанавливающий ответственность за сроки законных предписаний (решений, постановлений, представления) органа (должностных лиц), который осуществляет государственный надзор (контроль), об устранении законодательных нарушений. Статья 19.8 формирует ответственность за то, что в федеральный антимонопольный орган не было предоставлено ходатайство, уведомление (заявление), которые предусмотрены антимонопольным законодательством. Также карается и предоставление заведомо ложной информации;
  5. ФЗ «О защите конкуренции» в виде общих норм ограничительного характера.

В России подобный Закон становится вторым, который формирует антимонопольное законодательство. Именно он определяет организационные и основы права в сфере защиты конкуренции, включая предупреждение и пресечение монопольной деятельности (исключается недобросовестная конкуренция); недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и др. Цели Закона состоят в обеспечении единого экономического пространства, свободного перемещения продукции, свободы экономической деятельности в нашей стране, защите конкуренции, формировании условий эффективной работы товарных рынков.

Законы, регулирующие разрешенные виды деятельности на товарных рынках

Отдельно принято рассматривать законы, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении на товарных рынках разрешенной деятельности:

  1. ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», включающий правила общего и специального характера, которые формируют качественные параметры рекламы, включая цель не допустить монополистическую деятельность; запрет на недобросовестное и недостоверное использование рекламы;
  2. Законы РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
  3. ФЗ от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и др.

ФАС России поставила цель изменения отечественной конкурентной среды. Пакет законодательных инициатив ФАС уделяет особое внимание естественным монополиям и торговым сетям. В соответствии с мнением руководителя ФАС, ФЗ «О естественных монополиях» совершенно архаичен, он мешает использовать закон о конкуренции по отношению к естественным монополиям. В рамках статистик, естественные монополии, такие, как ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», заняли 2 место по числу нарушений антимонопольного законодательства после органов власти. В целом на чиновников пришлось около 50 % нарушений.

Это говорит о том, что отсутствие закона об основе государственного регулирования торговлей на протяжении долгого периода негативным образом отразилось на совершенствовании конкуренции российских предприятий и организаций торговли.

Отдельно следует обратить внимание на подзаконные акты, которые принимаются на уровне Президента и Правительства РФ. Именно с их помощью происходит установление статуса федерального антимонопольного органа, включая его территориальные подразделения. В эту группу можно включить нормативные акты, в которых установлены перспективные программы (вопросы государственных заказов, прогнозные планы приватизации очередного года, полномочия антимонопольного органа и др.).

Также отдельно выделяются нормативные акты, которые издает сам федеральный антимонопольный орган. Основной пример здесь представлен приказом ФАС России «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральная антимонопольная служба», приказ «Об утверждении административного регламента ФАС службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ». В целях развития конкурентной среды ФАС в нашей стране производит разработку правил недискриминационного доступа к услуге транспортировки нефти и нефтепродуктов; аэропортов, речных и морских портов, железнодорожного транспорта; почтовой связи и др.

Система норм, которые участвуют в регулировании отношений в области ограничения монополий и пресечения недобросовестной конкуренции, концентрируется в большом числе актов различного уровня. Все они имеют разную сферу регулирования. По этой причине научная литература не случайно по отношению ко всем подобным актам применяет понятие «антимонопольное законодательство».

Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

ОТВЕТ

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D 1D 1, а линия предложения – S 1S 1. Равновесная цена составляла Р 1; равновесный объем продаж – Q 1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S 2S 2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q 1 до Q 2, ценадля покупателей повысится с Р - до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР - . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P 1CBP - , а взнос покупателей – P + ACP 1.


Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q 2, цены Р + и Р - будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.


Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР 1; а взнос продавцов – P 1CBP - . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.


Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D 1D 1 и S 1S 1. Равновесный объем продаж был равен Q 1; а равновесная цена – P 1(рис. 5.4).


Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P 1. В этом случае объем продаж возрастет до Q 2, цена для покупателей понижается до Р - , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема Q Е. В первом случае будет продано Q? q единиц блага, во втором – Q? s.


Рис. 5.5. Фиксированная цена

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

49. Государственное регулирование цен

49. Государственное регулирование цен В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия—монополисты. То есть регулирование экономики имеет два

5. Рыночное равновесие

5. Рыночное равновесие Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих

Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. ОТВЕТВыше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным

Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов.

Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов. ОТВЕТПоскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделяют следующие формы государственного

Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• спрос на товар и его характеристика: закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса;• предложение товара и его кривая;• рыночное

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и

Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• роль и значение для развития экономики экономического равновесия;• теории макроэкономического равновесия;• роль государства в

4. Государственное регулирование рынка труда

4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее

Глава 9 Рыночное равновесие

Глава 9 Рыночное равновесие Данная глава дает представление о концепции рыночного равновесия, и о том, почему будет существовать недостаток или избыток товаров и услуг, если рынок не находится в равновесии; как в результате взаимодействия спроса и предложения

9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие

9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.Самым мягким и «цивилизованным»

Глава 9 Рыночное равновесие

Глава 9 Рыночное равновесие Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой

Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие

Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой предложения на этот же

Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений. К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение сравнимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды.

Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.

Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам.

Антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Функции антимонопольного органа:

· наблюдательная (ведение реестра доминирующих организаций);

· разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);

· пресекательная (проводит антимонопольное расследование, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, если она им злоупотребляет).

Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):

· обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями;

· выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

· предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

· осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.

«Закон о защите конкуренции» в ст. 23 определяет достаточно широкий круг полномочий антимонопольного органа, который, в частности:

· возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

· выдает хозяйствующим субъектам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным, осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания. Например, хозяйствующему субъекту может быть выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а органу исполнительной власти — об отмене или изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство;

· привлекает в случаях и порядке, установленных законодательством, к ответственности организации, должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения антимонопольного законодательства;

· обращается в суд или арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;

· участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

· устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

· ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%.

К полномочиям именно федерального антимонопольного органа отнесены, например, издание нормативных правовых актов, дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Кроме того, к полномочиям антимонопольного органа (кроме предусмотренных «Законом о защите конкуренции») относятся полномочия, определяемые законодательством о естественных монополиях, а также законодательством о рекламе.

Следует отметить, что на антимонопольный орган распространяется действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Одним из важнейших направлений деятельности антимонопольного органа является предварительный и последующий государственный контроль за экономической концентрацией, которому посвящена гл. 7 «Закона о защите конкуренции».

Непосредственной целью законодательства о конкуренции является создание и развитие конкурентных отношений.

В правовом регулировании конкуренции предлагается выделять совокупность мер по:

· созданию и развитию конкурентной среды в экономике в целом и отдельных ее сферах;

· ограничению монополистической деятельности и контролю за концентрацией;

· обеспечению соблюдения правил конкуренции и применению ответственности за ненадлежащее их выполнение.

Законодательство о конкуренции может быть так же определено как законодательные акты, которые непосредственно регулируют конкурентные отношения (собственно законодательство о конкуренции), и иные акты, содержащие отдельные нормы антимонопольной и конкурентной направленности. К последним относятся частично законодательство о ценообразовании, об иностранном предпринимательстве, налоговое законодательство, законодательство о новых крупных структурах рынка (например, финансово-промышленные группы), малом предпринимательстве и иное законодательство, так или иначе влияющее на создание и деятельность конкурентоспособных хозяйствующих субъектов.

Реферат

32 с., 1схема, 9 рисунков

Рынок, совершенная конкуренция, монополия, потолок цены, черный рынок, пол цены, излишек производителя, излишек потребителя, естественная монополия

Объектом исследования являются рынок совершенной конкуренции и монополистический рынок.

Предмет исследования – формы государственного контроля над ценами на рынках совершенной конкуренции и монополистическом рынке.

Цель работы - определение роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.

Основными задачами являются:

1. рассмотрение рынка совершенной конкуренции и форм ценового контроля государства, их последствия;

2. рассмотрение монополистического рынка и определение места государства на данном рынке.

Основные результаты работы:

1. формы государственного контроля над ценами и их эффективность зависят от структуры рынка;

2. сказать об однозначной роли государства на рынке не возможно.

Содержание

1. Особенности государственного регулирования цен на рынке совершенной конкуренции

1.1 Структура рынка

1.2 Особенности совершенно конкурентного рынка

1.3 Ценовое регулирование совершенно конкурентного рынка

1.3.1 Нерегулируемый рынок совершенной конкуренции

1.3.2 Установление верхнего предела цены

1.3.3 Установление нижнего предела цены

2. Особенности государственного регулирования цен на монополистическом рынке

2.1 Особенности монополистического рынка

2.2 Установление потолка цены

2.3 Регулирование естественной монополии

3. Государственное регулирование цен в естественной монополии ОАО «Газпром»

Список использованной литературы

Введение

Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.

Но нет таких стран, где бы государство никаким образом не вмешивалось на рынок. Проблема изучения государственного вмешательства будет актуальной, пока существует сам рынок.

Цель данной курсовой работы заключается в определении роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть рынок совершенной конкуренции и формы ценового контроля государства, их последствия;

2. рассмотреть монополистический рынок и определить место государства на данном рынке;

3. сравнить последствия государственного регулирования обоих рынков и определить, существуют ли закономерности государственной политики в отношении структуры рынка.

Особенности государственного регулирования цен на рынке совершенной конкуренции

Структура рынка

Рынок – это объективное явление экономики, известное любому человеку, и все же рынку до сих пор трудно дать исчерпывающее определение. Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг. Рынок сегодня рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами экономических отношений.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка; это условия протекания рыночной конкуренции.

Необходимым и важнейшим элементом рынка является конкуренция, имеющая различный характер и формы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических параметров соревнующихся.




По условиям протекания рыночной конкуренции выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Несовершенную конкуренцию принято разделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Ценовое регулирование совершенно конкурентного рынка

Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.

В США и большинстве других промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Формы государственного вмешательства в ценообразование делятся на прямые и косвенные. К косвенным формам относят введение налогов и предоставление субсидий; к прямым – ценовое регулирование или государственный контроль над ценами.

Если в целом рассматривать государство в экономике, то мы можем отметить, что роль его велика. Государство ставит перед собой задачи:

1. минимизировать отрицательные последствия рыночного механизма хозяйства;

2. обеспечить социальную защиту отдельным группам населения;

3. создать предпосылки для эффективного развития рыночной экономики.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что установление государственного контроля над ценами является частью социальной политики государства.

Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.

Такие фиксированные цены могут быть двух типов:

1. когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены, или потолок цены);

2. когда равновесная цена предоставляется слишком низкой, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесной (минимальные цены, или пол цены).

Нерегулируемый рынок совершенной конкуренции

Для того чтобы оценить эффективность государственного регулирования, следует применить метод, позволяющий измерять выигрыши и потери от изменений рыночной цены и объемов продаж, вызванных государственным регулированием.

На рисунке 2 представлена ситуация на нерегулируемом конкурентном рынке, где потребители и производители покупают и продают по текущей рыночной цене.

Потребительский излишек — это совокупная чистая выгода, которую получают все потребители от приобретения товара. Для потребителей в совокупности это площадь фигуры между кривой спроса и линией рыночной цены (т.е. верхний треугольник на рис. 2). А так как потребительский излишек измеряет совокупную чистую выгоду всех потребителей, мы можем определить эффект от государственного регулирования путем измерения итоговых изменений излишка потребителя.

Для рынка в целом излишек производителя является площадью фигуры над кривой предложения вплоть до линии рыночной цены; он отражает ту выгоду, которую получают производители, имеющие более низкие издержки, от продажи продукции по рыночной цене. На рисунке 2 это нижний треугольник. А так как излишек производителя измеряет совокупную чистую выгоду производителей, мы можем определить выигрыш или потери производителей от государственного вмешательства, измеряя итоговые изменения излишка производителя.

Особенности государственного регулирования цен на монополистическом рынке

Установление потолка цены

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера, что и является антимонопольным регулированием.

В рамах темы нашей работы мы рассмотрим ценовое регулирование монополии.

На конкурентном рынке государственное регулирование цен всегда вызывает безвозвратные потери. Однако регулирование цен государством может устранить безвозвратные потери, связанные с существованием монопольной власти.

Рисунок 8 иллюстрирует регулирование цены. Pm и Qm – цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Допустим, что государственное регулирование определяет максимальную цену P 1. Так как теперь фирма может устанавливать цену не выше P 1, то новая кривая среднего дохода фирмы до точки с объемом производства Q 1 представляет собой горизонтальную линию на уровне P 1. Для уровней объема производства выше, чем Q1, новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже P1 и на нее никак не повлияет регулирование.

Новая кривая предельного дохода фирмы соответствует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Q1 предельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q1, новая кривая предельного дохода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать количество продукции Q1, потому что именно в этой точке кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. Исходя из этого, при цене P 1 и количестве продукции Q1 безвозвратные потери от монопольной власти сокращаются.

По мере дальнейшего снижения цены количество производимой продукции продолжает расти, а безвозвратные потери снижаются. При цене P C, — а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, — объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и безвозвратные потери от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до P3, мы сокращаем объем производства. Это аналогично установлению границы максимальной цены в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Q’3-Q3), и одновременно растут безвозвратные потери от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижается ниже P4 — ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из отрасли.

Заключение

Итак, мы изучили государственное вмешательство в ценообразование, государственный контроль над ценами. Поставленные в ходе создания курсовой работы задачи были выполнены.

Мы рассмотрели формы государственного контроля над ценами в условиях совершенной конкуренции и монополии, выявили последствия установления такого контроля и пришли к выводу, что формы государственного контроля над ценами и их эффективность зависят от структуры рынка.

Если на совершенно конкурентном рынке государственный контроль над ценами во многих случаях не эффективен и приводит к возникновению безвозвратных потерь, то на монопольном рынке такой же государственный контроль над ценами устраняет безвозвратные потери, что повышает благосостояние общества. Таким образом, государственный контроль не только эффективен, но и необходим при монополии.

Поэтому сказать о роли государства на рынке однозначно не возможно, последствия его вмешательства противоречивы.

Государственное вмешательство – это данность, без которой не существует современный рынок. Задача общества – не устранять вмешательство государства, а сводить к минимуму негативные его последствия.

Список использованной литературы

1.Авдашева, С.Б. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 320 с.

2.Гальперин, В.М. Микроэкономика. В 2 т. / Общая редакция В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1997. Т. 2. 503 с.

3.Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под редакцией А.Г. Грязновой. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 544 с., илл.

4.Пиндайк Р. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.

5.Слепов В. Ценообразование и менеджмент. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 192 с.

6.Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 304 с.

7.Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.1. Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 384 с.

8.Цены и ценообразование. 4 изд. / Под ред. д.э.н., проф В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.

9.Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с.

Реферат

32 с., 1схема, 9 рисунков

Рынок, совершенная конкуренция, монополия, потолок цены, черный рынок, пол цены, излишек производителя, излишек потребителя, естественная монополия

Объектом исследования являются рынок совершенной конкуренции и монополистический рынок.

Предмет исследования – формы государственного контроля над ценами на рынках совершенной конкуренции и монополистическом рынке.

Цель работы - определение роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.

Основными задачами являются:

1. рассмотрение рынка совершенной конкуренции и форм ценового контроля государства, их последствия;

2. рассмотрение монополистического рынка и определение места государства на данном рынке.

Основные результаты работы:

1. формы государственного контроля над ценами и их эффективность зависят от структуры рынка;

2. сказать об однозначной роли государства на рынке не возможно.

Содержание

1. Особенности государственного регулирования цен на рынке совершенной конкуренции

1.1 Структура рынка

1.2 Особенности совершенно конкурентного рынка

1.3 Ценовое регулирование совершенно конкурентного рынка

1.3.1 Нерегулируемый рынок совершенной конкуренции

1.3.2 Установление верхнего предела цены

1.3.3 Установление нижнего предела цены

2. Особенности государственного регулирования цен на монополистическом рынке

2.1 Особенности монополистического рынка

2.2 Установление потолка цены

2.3 Регулирование естественной монополии

3. Государственное регулирование цен в естественной монополии ОАО «Газпром»

Список использованной литературы

Введение

Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.

Но нет таких стран, где бы государство никаким образом не вмешивалось на рынок. Проблема изучения государственного вмешательства будет актуальной, пока существует сам рынок.

Цель данной курсовой работы заключается в определении роли государства на рынке, эффективности политики государственного ценообразования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть рынок совершенной конкуренции и формы ценового контроля государства, их последствия;

2. рассмотреть монополистический рынок и определить место государства на данном рынке;

3. сравнить последствия государственного регулирования обоих рынков и определить, существуют ли закономерности государственной политики в отношении структуры рынка.

Особенности государственного регулирования цен на рынке совершенной конкуренции

Структура рынка

Рынок – это объективное явление экономики, известное любому человеку, и все же рынку до сих пор трудно дать исчерпывающее определение. Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг. Рынок сегодня рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами экономических отношений.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка; это условия протекания рыночной конкуренции.

Необходимым и важнейшим элементом рынка является конкуренция, имеющая различный характер и формы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических параметров соревнующихся.

По условиям протекания рыночной конкуренции выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.

Несовершенную конкуренцию принято разделять на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Читайте также: