Регистрация налоговой накладной в ернн

Опубликовано: 07.05.2024

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме регистрации налоговых накладных

Статья актуальна на 2021 год

Законодательством Украины предусмотрена обязанность лица, зарегистрированного как плательщик налога на добавленную стоимость составить и подать налоговую накладную.

В этой статье мы рассмотрим, в какие сроки и в каком порядке происходит регистрация налоговых накладных в 2020 году, какие последствия влечет за собой несвоевременная регистрация налоговых накладных, какие штрафы предусмотрены законом, а также что делать, если произошла блокировка регистрации налоговых накладных.

Кого касается регистрация налоговых накладных в Украине

Налоговый кодекс устанавливает обязанность регистрации налоговых накладных для таких категорий лиц:

  • Налогоплательщики, у которых общая сумма, начисленная и/или уплаченная за товары/услуги за последние 12 месяцев, в том числе путем использования компьютерных сетей, составляет в совокупности более 1 000 000 грн. (не включая НДС).
  • тех, кто добровольно регистрируется как плательщик налога. Добровольно по своему заявлению налогоплательщик может зарегистрироваться, если объемы налогооблагаемых операций отсутствуют или не превышают упомянутых выше.
  • тех, кто завозит товары на таможенную территорию Украины в количестве, которое должно в обязательном порядке облагаться налогом. Если такое лицо не зарегистрировано в качестве налогоплательщика, но ввозит товар в объемах, о которых мы говорили выше, то налог уплачивается при таможенном оформлении товаров без регистрации как плательщика НДС.

К плательщику НДС относятся также лица ведущие учёт по договорам о совместной деятельности, управители имущества по договорам управлению имущества, а также некоторые другие категории лиц.

Порядок регистрации налоговых накладных в 2020 году в Украине

Налоговые накладные, а также приложения к накладной, подаются покупателю или получателю в электронной форме. Движение накладных (их передача, получение, отправка, сохранение происходит в электронной форме).

Накладные регистрируются электронным способом в Едином реестре налоговых накладных. Налогоплательщику необходимо иметь для этого электронную подпись.

В системе электронного администрирования налога открывается электронный счет для налогоплательщика. Его открывает бесплатно и автоматически орган Казначейства исключительно на основании реестра плательщиков НДС.

ДФС направляет Казначейству данные не ранее чем за один рабочий день до даты регистрации лица плательщиком налога. На этот счет налогоплательщик перечисляет средства в сумме, необходимой для достижения размера суммы налога, на которую налогоплательщик имеет право зарегистрировать накладные в реестре.

Сроки регистрации налоговых накладных в Украине

Налогоплательщик должен выполнить все действия по регистрации накладной, о которых мы говорили в предыдущем разделе, на дату возникновения налоговых обязательств в установленные законодательством сроки.

Крайний срок регистрации налоговых накладных в реестре зависит от момента принятия накладной и составляет:

  1. для накладных, которые были составлены с 1 по 15 календарный день (включительно) месяца – до последнего дня (включительно) того месяца, в котором они были составлены;
  2. для накладных, которые были составлены с 16 по последний календарный день (включительно) месяца – до 15 календарного дня (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором были составлены накладные.

В случае если регистрация накладной заблокирована в результате остановки ее регистрации, то сроки ее подачи прерываются на время такого приостановления и возобновляется со дня прекращения их блокирования

Если сроки, указанные выше, нарушены, лицо подлежит финансовой ответственности в виде штрафных санкций.

Штрафы за несвоевременную регистрацию налоговых накладных в 2020 г.

За просрочку подачи накладной применяются такие штрафные санкции к плательщику — нарушителю:

  1. 10% суммы НДС, указанной в налоговых накладных, если лицо просрочило регистрацию на срок до 15 календарных дней;
  2. 20% суммы НДС, указанной в накладных, если лицо просрочило регистрацию на срок от 16 до 30 дней;
  3. 30% суммы НДС, указанной в накладных, если лицо просрочило регистрацию на срок от 31 до 60 дней;
  4. 40% суммы НДС, указанной в накладных, если лицо просрочило регистрацию на срок от 61 до 365 дней.

Если произошла проверка контролирующим органом, и было составлено налоговое уведомление – решение по ее результатам, и при этом налоговая накладная еще не зарегистрирована в течение предельных сроков, о которых мы говорили выше, то такой налогоплательщик платит штраф в размере:

  • 50% суммы налоговых обязательств по НДС, указанной в этой накладной или от суммы НДС, начисленной по операции по поставке товаров/услуг, если на эту операцию не было составлено накладную.

Что будет за ошибки в обязательных реквизитах налоговой накладной

Если продавец — налогоплательщик не выполнит решения органа об устранении ошибок в накладной в течение 10 календарных дней от получения уведомления, его оштрафуют на:

  • 10% суммы НДС, указанной в накладной, если он не исправляет ошибки в течение 15 календарных дней;
  • 20% суммы НДС, указанной в накладной, если он не исправляет ошибки в срок от 16 до 30 дней;
  • 30% суммы НДС, указанной в накладной, если он не исправляет ошибки в срок от 31 до 60 дней;
  • 40% суммы НДС, указанной в накладной, если он не исправляет ошибки в срок от 61 до 90 дней;
  • 50% суммы НДС, указанной в накладной, если он не исправляет ошибки в срок от 91 до 120 дней;
  • 60% суммы НДС, указанной в накладной, если он не исправляет ошибки в срок от 121 до 150 дней;
  • 70% суммы НДС, указанной в накладной, если он не исправляет ошибки в срок от 151 до 180 дней;
  • 100% суммы НДС, указанной в накладной, если он не исправляет ошибки более 181 дня.

Штрафы не применяются тогда, когда регистрация накладной заблокирована, в период приостановления до принятия решения по ее восстановлению.

Блокировка налоговых накладных

Эти критерии можно найти в постановлении Кабинета Министров Украины от 11.12.2019 № 1165 «Об утверждении порядков по вопросам остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных».

Если заблокировали регистрацию налоговых накладных

В случае блокировки регистрации накладной, контролирующий орган автоматически в электронном виде направляет квитанцию об остановке регистрации. Такая квитанция есть доказательством факта остановки регистрации.

В квитанции об остановке вы, в частности, увидите критерий(и) оценки степени рисков, на основании которого (которых) вам заблокировали регистрацию налоговой накладной, а также предложение предоставить объяснения и/или копии документов (по исчерпывающему перечню), достаточных для принятия уполномоченным органом решения о регистрации вашей накладной.

Письменные объяснения и/или копии документов рассматриваются комиссией центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, и по результату рассмотрения будет принято одно из решений:

  1. о регистрации накладной в Едином реестре;
  2. об отказе в регистрации.

Это решение принимается и направляется налогоплательщику в срок до 5 рабочих дней после получения объяснений и документов. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

При блокировке регистрации налоговых накладных, регистрация происходит в день наступления одного из следующих событий:

  • при принятии решения о регистрации;
  • при вступлении в законную силу решение суда о регистрации накладной.

Предельные сроки регистрации НН/РК

Плательщики НДС регистрируют налоговые накладные и/или расчеты корректировки (далее — НН/РК) в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) с учетом предельных сроков, установленных в п. 201.10 НКУ.

По общему правилу:

  • НН/РК, составленные с 1-го по 15-й календарный день месяца, необходимо зарегистрировать до последнего дня (включительно) месяца, в котором они составлены;
  • НН/РК, составленные с 16-го по последний календарный день месяца, должны попасть в ЕРНН до 15-го календарного дня (включительно) месяца, следующего за месяцем, в котором они составлены.

Речь идет о сводных НН/РК с кодом признаков 1 и 2 (п. 11 Порядка № 1307), которые составляются, чтобы нивелировать налоговый кредит по приобретенным товарам/услугам, предназначенным для использования в не облагаемых НДС операциях и/или в нехозяйственной деятельности плательщика.

Продленный срок для сводных НН/РК необходим для случаев, когда поставщик товаров/услуг регистрирует НН/РК, составленные во второй половине месяца, в последний день предельного срока для их регистрации (т.е. 15 числа следующего месяца). Тогда у покупателя — плательщика НДС, получившего информацию о зарегистрированных поставщиком НН/РК, будет еще 5 дней на составление и регистрацию в ЕРНН сводной НН.

Срок регистрации РК к НН

В НКУ прописан особый предельный срок регистрации в ЕРНН уменьшающих РК, составленных на получателей — плательщиков НДС. Зарегистрировать такие РК в ЕРНН обязаны покупатели товаров/услуг — плательщики НДС (п. 192.1 НКУ). И сделать они это должны в течение 15 к. дн. со дня получения такого РК от поставщика товаров/услуг.

Однако налоговики предупреждают: поскольку НКУ не предусматривает механизм фиксации даты получения покупателем РК, целесообразно регистрировать уменьшающие РК в общие сроки (см. разъяснение из категории 101.15 «ЗІР»), чтобы не допустить ошибок при заполнении НДСной отчетности и во избежание недоразумений при исчислении в системе электронного администрирования НДС показателя ∑Перевищ (превышение НДС-обязательств в налоговых декларациях с учетом представленных уточняющих расчетов к ним, над суммой НДС, содержащейся в составленных таким плательщиком и зарегистрированных НН/РК).

Поэтому воспользоваться специальным сроком регистрации в ЕРНН «минусового» РК плательщикам НДС — покупателям удается только в результате обжалования решений о начислении штрафов за несвоевременную регистрацию таких РК.

В общем случае регистрация НН/РК в ЕРНН проводится в рабочие дни и только в течение операционного дня.

Операционным днем считается часть дня, в течение которой осуществляются принятие от плательщиков НДС НН/РК, их регистрация или приостановление регистрации (п. 2 Порядка № 1246). Он длится в рабочие дни с 8 до 20 часов.

Однако если 15 число или последний день месяца приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, такой день считается операционным днем (п. 3 Порядка № 1246).

Алгоритм регистрации НН/РК в ЕРНН

Подтверждает поступление НН/РК в ГНСУ квитанция в электронном виде в текстовом формате, отправление которой происходит в течение операционного дня.

Первая квитанция должна поступить в течение двух часов с момента получения контролирующим органом НН/РК, в противном случае — в течение первых двух часов следующего операционного дня (п. 8 Порядка № 557). Она свидетельствует о том, что документ прошел автоматизированную проверку: правового статуса квалифицированной электронной подписи или печати, соответствия электронного документа утвержденному формату (стандарту), наличия обязательных реквизитов; права подписи электронного документа подписантом.

Именно зафиксированные в такой квитанции дата и время будут датой и временем предоставления электронной НН/РК в ГНСУ.

Не позднее следующего рабочего дня с момента поступления квитанции № 1 формируется квитанция № 2, подтверждающая регистрацию НН/РК в ЕРНН или приостановление регистрации НН/РК.

В случае если в течение операционного дня плательщику НДС не направлена квитанция о принятии, непринятии или приостановлении регистрации НН/РК, такой документ считается зарегистрированным в ЕРНН (п. 201.10 НКУ).

Запоздалая регистрация налоговых накладных

При этом запоздалая регистрация или нерегистрация НН/РК грозит плательщику НДС, на которого возложена обязанность зарегистрировать такой документ, штрафами по ст. 120 1 НКУ.

Правда, в период с 01.03.2020 по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие всеукраинского «коронавирусного» карантина, не применяются штрафы за нерегистрацию (несвоевременную) регистрацию НН/РК в ЕРНН (п. 52 1 подраздела 10 р. ХХ НКУ).

Сроки представления декларации по НДС

Начиная с июля 2020 года все плательщики НДС пользуются одним базовым отчетным периодом — календарным месяцем (п. 202.1 НКУ).

Декларацию по НДС плательщики данного налога представляют в течение 20 к.дн., следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (п. 203.1 НКУ).

Если последний день срока представления декларации по НДС приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем (п. 49.20 НКУ).

При аннулировании НДС-регистрации в другой день, нежели последний день календарного месяца, экс-НДСник представляет декларацию по НДС за последний отчетный период в течение 20 к. дн., следующих за последним календарным днем отчетного периода, в котором произошло такое аннулирование.


автор: Александр Шемяткин

10 июня, 2019 Эксклюзив


Согласно п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), при осуществлении операций по поставке товаров/услуг налогоплательщик – продавец товаров/услуг обязан в установленные сроки составить налоговую накладную (далее – НН), зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных (далее ЕРНН).

Из приведенных норм НКУ усматривается обязанность налогоплательщика зарегистрировать НН в ЕРНН. В связи с этим возникают следующие вопросы:

Что такое регистрация НН в ЕРНН?

НКУ не определяет, что такое регистрация НН в ЕРНН, поэтому попробуем выяснить это из положений НКУ и Постановления Кабинета Министров Украины № 1246 от 29.12.2010 года о порядке ведения ЕРНН (далее – Порядок КМУ).

П.п. 14.1.60 НКУ дает определение, что ЕРНН – это реестр сведений о налоговых накладных и расчетах корректировки, который ведется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику (далее – ГФС), в электронном виде согласно предоставленным плательщиками НДС электронным документам.

Из приведенного определения можно сделать вывод, что регистрация – это внесение информации (сведений о НН) в реестр, который ведется ГФС, на основании электронных документов, предоставленных плательщиками НДС.

В связи с этим возникает вопрос, кто именно вносит информацию в реестр? Возможны следующие ответы:

3) налогоплательщик и ГФС вместе.

Если считать, что информацию в ЕРНН вносит налогоплательщик, то направление информации на сервер ГФС значило бы регистрацию НН в ЕРНН (потому что другие действия плательщик не совершает). Но происходит ли это так?

Кто осуществляет регистрацию НН в ЕРНН?

Статья 16 НКУ закрепляет четкий и исчерпывающий перечень обязанностей налогоплательщика. Обязанность регистрировать НН в ЕРНН в таком перечне отсутствует. При этом, анализ всех обязанностей налогоплательщика, определенных в ст. 16 НКУ, свидетельствует о том, что для их выполнения налогоплательщик объективно имеет возможность самостоятельно совершить действия, которые образуют содержание таких обязанностей.

Например, вспомним ситуацию с обязанностью подавать в контролирующий орган декларацию или платить налоги (п.п. 16.1.3, 16.1.4 п. 16.1. ст. 16 НКУ). Судебная практика Верховного Суда Украины (далее – ВСУ) пошла тем путем, что когда плательщик совершил возложенные на него обязанности, то независимо от последствий (была ли все же декларация получена налоговым органом или, поступили ли средства на соответствующий счет казначейства), плательщик не привлекается к ответственности. В частности, подобное заключение непосредственно отражено в постановлениях ВСУ от 13.02.2018 года по делу № 826/3999/16 и от 07.02.2019 года по делу № 804/462/14.

В ситуации с регистрацией НН в ЕРНН налогоплательщик объективно не может осуществить такую регистрацию. Так, п.п. 201.10 ст. 201 НКУ предусматривает, что подтверждением продавцу о принятии его НН в ЕРНН является квитанция, которая направляется в течение операционного дня. Если направленные НН сформированы с нарушением требований, а также в случае остановки регистрации НН в течение операционного дня, продавцу/покупателю направляется квитанция о неприятии их в электронном виде или остановке их регистрации с указанием причин.

Пункт 201.10 ст. 201 НКУ также предусматривает, что датой и временем предоставления НН в ГФС являются дата и время, зафиксированные в квитанции.

Из приведенных положений НКУ следует, что есть две отдельные стадии в процедуре внесения информации в ЕРНН: первая – предоставление НН налогоплательщиком; вторая – принятие/непринятие НН в ЕРНН. Если стадия «предоставления» НН зависит от плательщика НДС и является следствием его действий, то вторая стадия – «принятие/непринятие» – от плательщика НДС не зависит, а является следствием действий программного обеспечения, контролируемого ГФС и/или непосредственно работников ГФС.

Подтверждением такой стадийности процедуры регистрации НН в ЕРНН является положение п.п. 201.10 ст. 201 НКУ, которое предусматривает, что если в течение операционного дня не направлена квитанция о принятии или непринятии, или остановке регистрации НН, такая НН считается зарегистрированной в ЕРНН. То есть НКУ четко разделяет как отдельные события «получение» сервером ГФС НН (что совпадает с направлением НН плательщиком НДС) и «принятие (непринятие, остановку)» НН в ЕРНН. Именно такое событие как «принятие» и создает регистрацию.

Пункт 20.2 ст. 20 НКУ предусматривает, что ГФС принимает решение о регистрации/отказе в регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в ЕРНН.

Следовательно, плательщик НДС не осуществляет регистрацию НН в ЕРНН и не влияет на такую регистрацию, а только направляет НН на сервер ГФС, после получения которой ГФС принимает решение о регистрации НН с использованием программного обеспечения, а в отдельных случаях такое решение принимают непосредственно работники ГФС.

Порядок КМУ более подробно расписывает последовательность действий по регистрации НН в ЕРНН.

Пункт 2 Порядка КМУ в определении «НН» указывает, что это электронный документ, который направляется для регистрации (то есть не регистрируется плательщиком НДС, а направляется для регистрации). В определении «операционный день» указывается, что это часть дня, в течение которой осуществляются прием от налогоплательщиков НН и регистрация или остановка регистрации НН. При этом, «прием» в Порядке КМУ используется как противоположное действие ГФС по отношению к действиям плательщика НДС по «направлению» НН, а «регистрация» используется в том же значении, как «принятие» НН в ЕРНН в терминологии НКУ.

Пункт 4 Порядка КМУ предусматривает, что в ЕРНН вносятся сведения о НН, которые приняты в ЕРНН и подлежат регистрации, регистрация которых остановлена, а также касательно которых в установленном порядке принято решение о регистрации или отказе в регистрации. Очевидно, что такие сведения вносятся не плательщиком НДС.

Пункт 11 Порядка КМУ предусматривает, что после наложения электронной цифровой подписи налогоплательщик осуществляет шифрование налоговой накладной и/или расчета корректировки в электронной форме и направляет их ГФС. На этом обязанности плательщика НДС считаются выполненными. Но состоялась ли регистрация в результате такого направления?

Пункт 12 Порядка КМУ предусматривает, что после поступления НН и/или расчета корректировки в ГФС в автоматизированном режиме осуществляется расшифровка и проводится проверка (информации, приведенной в НН). По результатам такой проверки принимается решение о регистрации или отказе в регистрации НН (п.18 Порядка КМУ). Таким образом, направление НН плательщиком НДС не равняется регистрации НН, а лишь является причиной начала проверки и принятия соответствующего решения ГФС.

Пункт 13 Порядка КМУ предусматривает, что по результатам проверок формируется квитанция о принятии или непринятии, или остановке регистрации НН. Поэтому причиной регистрации является окончание проверки, которую осуществляет ГФС в автоматическом режиме и принятие решения о регистрации, а не направление НН налогоплательщиком.

Из приведенных выше положений НКУ и Порядка КМУ четко следует, что налогоплательщик не осуществляет регистрацию НН. Такую регистрацию осуществляет ГФС. Даже если считать, что регистрация является следствием совокупности действий налогоплательщика и ГФС, то это все равно не дает оснований признавать плательщика НДС лицом, осуществляющим регистрацию НН.

Может ли быть применен штраф, если налогоплательщик не осуществляет регистрацию НН в ЕРНН?

Налоговыми правонарушениями являются противоправные деяния (действие или бездействие) налогоплательщиков, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных данным Кодексом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (п. 109.1 ст. 109 НКУ). То есть для образования правонарушения должны быть выполнены два условия: 1) имеется действие (бездействие), которое привело к 2) неисполнению (ненадлежащему исполнению) требований законодательства.

НКУ возлагает на налогоплательщика обязанность по регистрации НН, но устанавливает процедуру регистрации НН таким образом, что регистрацию осуществляет контролирующий орган. Таким образом, ни одно действие (бездействие) налогоплательщика не приводит к регистрации НН в ЕРНН (такое действие совершает контролирующий орган), а соответственно, со стороны плательщика НДС не возникает противоправное деяние (правонарушение) в связи с несвоевременной регистрацией НН в ЕРНН.

Пункт 109.2 ст. 109 НКУ предусматривает, что ответственность, предусмотренная НКУ, наступает в случае совершения налогоплательщиками нарушений законов по вопросам налогообложения и нарушений требований, установленных другим законодательством (то есть правонарушений, в терминологии п. 109.1 ст. 109 НКУ).

Исходя из утверждения, что налогоплательщик не осуществляет регистрацию НН в ЕРНН, отсутствие регистрации (несвоевременная регистрация) НН в ЕРНН не создает правонарушения со стороны плательщика НДС, а следовательно, исключает основания для ответственности.

В этом аспекте показательным является постановление ВСУ от 14.02.2019 года по делу № 809/1040/17, в котором суд, несмотря на формальные признаки наличия нарушений положений НКУ, проведя системный анализ положений НКУ и Порядка КМУ, пришел к заключению, что налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, поскольку отсутствует противоправное деяние. В частности, ВСУ указал, что:

«Суд кассационной инстанции подчеркивает, что согласно пункту 109.1 статьи 109 Налогового кодекса Украины, налоговыми правонарушениями являются противоправные деяния (действие или бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, и/или их должностных лиц, а также должностных лиц контролирующих органов, которые привели к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных данным Кодексом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Поскольку судами установлено, что истец не допустил противоправных действий в данном случае, поэтому даже при условии отсутствия у ответчика сведений о дате выполнения истцом установленной законом обязанности по регистрации налоговой накладной, последний не подлежит привлечению к ответственности».

Рассмотрим, как ВСУ пришел к заключению об отсутствии со стороны плательщика НДС противоправных действий в условиях, когда фактическая регистрация НН состоялась с нарушением предельных сроков. Прежде всего, ВСУ осуществил системный анализ положений НКУ и предоставил им расширенное толкование:

Как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, ответчик не предоставил доказательства направления истцу квитанции о принятии или непринятии налоговых накладных № 13, № 18 в течение операционного дня (с 00:00 до 23:00), в котором подавались налоговые накладные. Квитанция о принятии или непринятии данных налоговых накладных направлена только 25 августа 2016 года в 10:08 …, то есть на следующий операционный день за днем их подачи».

Более того, абз. 9 п. 201.10 ст. 201 НКУ предусматривает, что датой и временем предоставления налоговой накладной и/или расчета корректировки в электронном виде в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, являются дата и время, зафиксированные в квитанции.

НКУ и Порядок КМУ используют термин «операционный день», который устанавливает временные рамки в течение суток, в пределах которых должны совершаться действия как со стороны плательщика НДС, так и со стороны контролирующего органа. Таким образом, в течение операционного дня, – это в любой операционный день, но во временных пределах суток, определенных в Порядке КМУ.

Например, п. 2 Порядка КМУ предусматривает, что внесение сведений, которые содержатся в НН в ЕРНН, осуществляется путем подачи в течение операционного дня документов в электронной форме ГФС. В данном случае речь идет о любом операционном дне и, учитывая термин «операционный день», акцент сделан именно на временных рамках в пределах суток.

Почему же в таком случае п. 201.10 ст. 201 НКУ (который предусматривает, что если в течение операционного дня не направлена квитанция о принятии или непринятии, такая НН считается зарегистрированной в ЕРНН) ВСУ толкует как конкретный день, который совпадает со днем направления НН в ЕРНН?

Прежде всего потому, что другой подход нарушает базовые принципы привлечения к ответственности, поскольку налогоплательщик может повлиять только на время отправки НН. Именно поэтому в данном случае суд не усматривает оснований для применения штрафной санкции.

Во-вторых, такое заключение ВСУ находится в общей логике толкования норм НКУ, что именно плательщик НДС регистрирует НН в ЕРНН. При буквальном прочтении ВСУ должен был бы прийти к заключению, что плательщик НДС вообще не осуществляет регистрацию НН в ЕРНН, а это в принципе лишает плательщика любой ответственности за несвоевременную регистрацию НН в ЕРНН. Но, как следует из материалов дела, такой вопрос перед ВСУ не поставили. Для того, чтобы обосновать свою логику, ВСУ указывает, что:

Вовремя осуществленные действия по регистрации НН не совместимы с несвоевременной регистрацией НН в ЕРНН. Объяснением несвоевременной регистрации может быть исключительно то, что плательщик НДС не осуществляет регистрацию НН, а потому не может отвечать за действия ГФС, которая осуществляет регистрацию в течение любого операционного дня.

По сути, ВСУ сказав «А» (освободив от ответственности за несвоевременную регистрацию в случаях своевременного направления НН в ЕРНН), должен сказать и «Б», признав, что плательщик НДС не осуществляет регистрацию НН в ЕРНН. Но для этого истцы должны поставить перед ВСУ данный вопрос, надлежащим образом сформулировав основания для признания неправомерным применение штрафа, предусмотренного ст. 120 1 НКУ.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Налоги & бухучет

Обязанность регистрировать налоговые накладные в ЕРНН прописана в п. 11 подразд. 2 разд. ХХ НКУ и в п. 201.10 НКУ.

Главное, что следует помнить, — налоговую накладную в ЕРНН нужно зарегистрировать в течение 15 календарных дней с даты составления

Этот срок для регистрации действует в настоящий момент, он же останется действующим и после нового года. Если не «вписаться» в этот термин, возникнут проблемы, которые будет достаточно сложно решить. Особенно с нового года, когда начнется «тотальная» регистрация.

На сегодняшний день пока еще остается действующей хорошо знакомая нам редакция, в соответствии с которой регистрации подлежат:

— налоговые накладные, у которых общая сумма НДС превышает 10000 грн.;

— налоговые накладные, составленные на поставку импортных и подакцизных товаров;

— налоговые накладные, отвечающие критериям регистрации после корректировки;

— все расчеты корректировки к уже зарегистрированным налоговым накладным;

— расчеты корректировки, которые привели к тому, что налоговые накладные, к которым они составлены, стали отвечать критериям регистрации.

Впрочем, скоро все вышеупомянутые критерии не будут иметь значения. Ведь с нового года регистрировать нужно будет все налоговые накладные, даже те, которые не выдаются покупателям (об этом поговорим ниже).

Учитывая это обстоятельство, в этой статье мы на критериях подробно останавливаться не будем, а сосредоточимся на тех вопросах, которые останутся актуальными, а также на тех, которые станут актуальными в 2015 году.

Процедура регистрации налоговой накладной в ЕРНН прописана в Порядке № 1246.

Прежде чем плательщик сможет зарегистрировать налоговую накладную, ему нужно провести определенные «подготовительные работы»:

а) установить необходимое программное обеспечение (далее — ПО). Как правило, для этой цели подходит любое ПО, используемое для формирования/подачи отчетности в электронном виде;

б) приобрести (или получить бесплатно) ключ электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП);

в) заключить договор с налоговой инспекцией о признании документов в электронном виде (с примерной формой договора можно ознакомиться в приложении 1 к Инструкции № 233).

Для регистрации налоговой накладной в ЕРНН плательщик должен выполнить следующие условия:

— составить ее с помощью соответствующего программного обеспечения;

— сохранить ее в необходимом формате (*.xml);

— подписать ее с помощью ЭЦП (первая подпись — бухгалтера/главного бухгалтера или руководителя, вторая — аналог оттиска печати продавца) и зашифровать. В то же время плательщик имеет право делегировать право подписи налоговой накладной для целей регистрации в ЕРНН другому лицу. Иногда случается так, что налоговую накладную при составлении подписывает одно лицо, а при регистрации в ЕРНН — налагается ЭЦП другого. Судебная практика свидетельствует, что ВАСУ не видит в этом проблемы (см. определение ВАСУ от 26.05.2014 г. по делу № К/800/34980/13 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 65, с. 18, а также определение ВАСУ от 08.07.2014 г. по делу № К/800/11634/14). Однако для полного спокойствия рекомендуем, чтобы лицо, уполномоченное на подпись налоговой накладной, и лицо, чья ЭЦП налагается на налоговую накладную для целей ее регистрации, совпадали;

Подтверждением того, что налоговая накладная поступила в почтовый ящик ГФСУ, является сообщение о получении отчетности

В свою очередь доказательством регистрации налоговой накладной (или отказа в ней) будет подписанная ЭЦП и зашифрованная квитанция (п. 8 Порядка № 1246), которую плательщик должен получить в течение этого же операционного дня.

Порядок № 1246 содержит также специальные правила, выполнив которые покупатель может убедиться, что налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН. Для этого покупатель составляет запрос с помощью специализированного ПО и направляет его налоговой в электронном виде. Налоговая же на этот запрос предоставляет извлечение из ЕРНН с соответствующей информацией (п. 13 Порядка № 1246).

И еще один момент. Налоговики разрешают зарегистрировать в ЕРНН налоговую накладную или расчет корректировки лицу, регистрация плательщика НДС которого аннулирована, при условии, что с даты их выписки прошло не больше 15 календарных дней. То есть если на момент составления накладной вы были плательщиком НДС, а потом вашу НДС-регистрацию аннулировали — вы все равно можете зарегистрировать налоговую накладную в стандартный для этого срок.

Предположим, налоговая накладная не зарегистрирована в ЕРНН. Что угрожает продавцу и покупателю?

Начнем с продавца. Ему это чревато двумя проблемами.

Во-первых, покупатель может подать на него жалобу (приложение Д8). А такая жалоба — основание для документальной внеплановой выездной проверки продавца (п. 201.10 НКУ).

Во-вторых, налоговики пытаются штрафовать продавцов по ст. 163 1 КоАП как за нарушение правил ведения налогового учета (категория 101.31 БЗ).

img 1
Можно предположить, что с нового года, когда регистрация охватит все налоговые накладные, внимание к продавцу, нарушившему регистрацию налоговой накладной, повысится.

Сразу скажем: с нового года эту проблему разрешать будет намного сложнее. Ведь жалоба на поставщика хотя и остается, но отразить на ее основании налоговый кредит уже не получится (читайте об этом в нашей статье в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9).

В свое время мы публиковали ряд рекомендаций, как можно обойти регистрацию налоговой накладной (вспомните хотя бы статью в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 70, с. 28). Да и вы сами знаете об этих вариантах: дробление поставки, замена номенклатуры, обнуление накладной, подлежащей регистрации, замена договора.

С нового года дробить поставку или заменять номенклатуру больше не будет смысла, ведь все накладные нужно будет регистрировать. Да и к остальным двум вариантам налоговики, скорее всего, будут больше придираться. Поэтому рекомендуем покупателям действовать так, как прописано в НКУ, — подавать жалобу. Это хотя и не гарантирует право на налоговый кредит, но хотя бы стимулирует поставщика зарегистрировать налоговую накладную, иначе он столкнется с проверкой.

Будущее за гранью возможного

Итак, что предложили народные избранники относительно регистрации налоговых накладных в ЕРНН? Первое и самое главное — с 1 января 2015 года ВСЕ налоговые накладные придется регистрировать в ЕРНН.

Об этом свидетельствует новая редакция п. 11 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Но если с первого взгляда на нее можно подумать, что это касается только всех налоговых накладных, которые выдаются покупателям, то более подробный анализ поражает еще больше. А именно: регистрации будут подлежать также и те налоговые накладные, которые остаются у продавца! Да-да, составленные на поставку неплательщику НДС, итоговые, составленные на условные поставки, то есть все-все-все.

Для чего понадобилась налоговикам регистрация тех накладных, по которым никто не отражает налоговый кредит? По-видимому, чтобы определить собственно ту сумму, превышение которой не дает права выдавать и регистрировать налоговые накладные. Впрочем, скоро мы об этом узнаем наверняка — нужно только дождаться нового года. А после этого оценить преимущество очередных «улучшений» НКУ смогут все. Заставят…

Налоговая накладная должна регистрироваться в ЕРНН в течение 15 календарных дней после составления.

Без регистрации налоговой накладной в ЕРНН покупатель потеряет налоговый кредит, а продавец рискует «нарваться» на внеплановую проверку.

  • После 1 января 2015 года регистрировать в ЕРНН придется все налоговые накладные — даже те, все экземпляры которых остаются у продавца.

  • Николай Азаров -->
    Николай Азаров Подменю пользователя



    Просмотр профиля
    Найти сообщения пользователя

    В данной статье мы попытались вкратце описать порядок регистрации налоговых накладных, в том числе сроки регистрации, как проверить регистрацию, а также рассмотреть наиболее часто встречаемые проблемы.

    В соответствии с п. 201.10 НКУ, налоговая накладная (НН) выдается налогоплательщиком, осуществляющим операции поставки товаров/услуг, по требованию покупателя и служит основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.

    При осуществлении операций поставки товаров/услуг налогоплательщик – продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН). Критерии к налоговым накладным, при наличии которых налогоплательщик – продавец товаров/услуг обязан зарегистрировать их в Едином реестре налоговых накладных, определены в п. 11 подр. 2 р. XX НКУ.

    Обязательно регистрируют НН при поставке товаров / услуг, если (п. 11 подраздела 2 раздела ХХ НКУ): 1) сумма НДС превышает 10000 грн., 2) НН выписаны при поставке подакцизных и ввезенных на таможенную территорию Украины товаров, независимо от суммы НДС, указанной в НН.

    Если НН по требованию покупателя составлена в электронной форме, она подлежит обязательной регистрации в ЕРНН независимо от суммы НДС и номенклатуры товара.

    Регистрации в ЕРНН не подлежат НН, составленные плательщиком НДС в особых случаях, которые не выдаются покупателю и остаются у продавца.

    Подтверждает факт регистрации НН ЕРНН квитанция в электронном виде в текстовом формате, которая посылается в течение операционного дня (п. 8 и п. 11 Порядка №1246 о ведении единого реестра налоговых накладных). Именно в квитанции будет зафиксирована дата и время регистрации НН в ЕРНН.

    Если в течение операционного дня не получено квитанции о принятии или непринятии НН, такая НН считается зарегистрированной в ЕРНН. Операционный день для регистрации НН длится с 0 до 23 часов.

    Причиной отказа в принятии НН к регистрации в ЕРНН является (п. 9 Порядка №1246): 1) наличие ошибок; 2) отсутствие в ЕРНН сведений, содержащихся в НН, которая корректируется; 3) факт регистрации НН с такими же реквизитами.

    Если НН, присланные для регистрации в ЕРНН, сформированы с нарушением требований п. 201.1 НКУ и/или п. 192.1 НКУ, в течение операционного дня продавцу направляется квитанция в электронном виде в текстовом формате о непринятии их в электронном виде с указанием причин. После устранения недостатков плательщик НДС имеет право еще раз попробовать зарегистрировать НН.

    Зарегистрировать НН в ЕРНН следует в течение 15 календарных дней, следующих за датой их составления. Причем сама программа ЕРНН не дает возможности зарегистрировать НН по истечении 15-дневного срока. В то же время НКУ никаких ограничений по отражению НК по НН в течение 365 дней со дня их составления не содержит.

    Если налоговики обнаружат расхождения между данными НН и ЕРНН, то такая информация будет основанием для проведения документальной внеплановой выездной проверки продавца и в определенных случаях покупателя товаров/услуг (например, если обнаружена ошибка в НН, по которой начислен НК по НДС) (п. 201.10 НКУ).

    Покупатель, получая налоговую накладную, должен убедиться в том, включена ли она в ЕРНН, и вправе сверить данные полученной налоговой накладной на соответствие данным ЕРНН. Для этого он составляет запрос с помощью специализированного программного обеспечения в электронном виде и направляет его в налоговую (п. 13 Порядка №1246). На этот запрос покупатель получит выписку из ЕРНН, которая должна быть ему отправлена не позднее следующего операционного дня за днем поступления запроса.

    Отсутствие факта регистрации налогоплательщиком – продавцом товаров/услуг налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных и/или нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм НДС в НК, но и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

    Таким образом, НКУ устанавливает такие последствия отсутствия регистрации налоговой накладной в ЕРНН:

    1) у предприятия-покупателя отсутствует право на НК (в периоде получения, ведь в соответствии с п. 198.6 НКУ такое право сохраняется за ним в течение 1095 дней);

    2) у предприятия-поставщика сохраняется обязанность включить суммы НДС в НО в декларации по НДС за этот период.

    Для того чтобы все же сохранить право на НК, покупателю следует приложить к налоговой декларации по НДС за отчетный период заявление об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушение им порядка заполнения и / или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) (приложение 8 к декларации по НДС) с жалобой на поставщика. Вместе с заявлением он подает копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров / услуг или копии первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете, которые, собственно, и подтверждают факт получения от поставщика товаров / услуг.

    Это заявление будет основанием для включения сумм уплаченного налога в состав НК. При этом налоговики требуют, что такое заявление нужно подавать вместе с декларацией по НДС именно за тот отчетный период, за который возникло право на НК.

    Заявление с жалобой будет основанием для налоговиков провести у поставщика (выписавшего НН) документальную внеплановую выездную проверку для выяснения достоверности и полноты начисления им НО по НДС по такой операции.

    Если допущена ошибка в НН, которая была обнаружена уже после регистрации НН в ЕРНН, можно переоформить НН, сформировав новую с правильными данными. И уже новую НН зарегистрировать в ЕРНН. При этом выписывать новую НН следует под новым номером. Ведь зарегистрировать в ЕРНН две НН с одинаковыми номерами невозможно. Ложную НН удалить из ЕРНН уже нельзя. Но по ней поставщику не нужно отражать НО по НДС.

    Однако наличие в ЕРНН НН с ошибками вызывает расхождения между данными ЕРНН и Реестром НН продавца. Такие расхождения являются налоговой информацией, свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства. Поэтому налоговики могут обратиться с запросом к продавцу с просьбой предоставить объяснения по существу таких разногласий и документальные подтверждения своих объяснений. Такие объяснения следует предоставить в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. А сами расхождения являются основанием для документальной внеплановой проверки налогоплательщика (пп. 78.1.1 НКУ).

    Часто возникает вопрос, можно ли по одной операции выписать несколько НН на сумму НДС менее 10000 грн. и таким образом уклониться от необходимости регистрации их в ЕРНН? Если по первому событию сумма НДС составляет свыше 10000 грн., в любом случае нельзя выписывать две НН. Ведь это нарушение правил составления НН (ст. 201 НКУ и Порядок No1379), а, следовательно, такая НН не дает право покупателю на НК по НДС.

    Однако, например, если аванс поставщику за полученный за товар поступил в один день в общей сумме 120000 грн., но двумя частями по 60000 грн., можно выписать две НН и соответственно не регистрировать их в ЕРНН, поскольку в случае получения аванса за товар в один и тот же день двумя частями (в пределах одного и того же договора) от одного покупателя поставщик имеет право выписать как две НН, так и одну.

    И еще один момент. При нарушении требований НКУ по регистрации НН в ЕРНН не исключена возможность применения наряду с финансовыми санкциями административной ответственности по ст. 163-1 Кодекса об админправонарушениях в отношении должностных лиц такого налогоплательщика. В соответствии с этой статьей, руководитель и другие должностные лица предприятия несут адми

    Читайте также: