Полномочия представительных органов власти при установлении федеральных налогов

Опубликовано: 17.05.2024

Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.

Структура налогов и сборов

Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

  • федеральные обязательные платежи;
  • региональные налоги и сборы;
  • платежи, установленные на территории муниципальных образований.

В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

Федеральные налоги и сборы

Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

  • НДС;
  • все предусмотренные в РФ акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
  • все виды госпошлины.

Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

Региональные налоги и сборы

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Местные налоги и сборы

К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.

Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.

В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой. Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения. А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.

Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных - на региональном и местном.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Полномочия федеральных органов власти

Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

Полномочия региональных и местных органов власти

Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Предисловие. Вы находитесь в столице и вам срочно нужны деньги или, наоборот, хотите купить машину подешевле? Тогда вам точно подойдут автоломбарды в москве, которые смогут выручить вас в тяжелой ситуации или помогут приобрести ваше средство передвижения с хорошей скидкой.
В сфере документации совместно со складской деятельностью часто используют договор хранения. Это специальный документ, который регулирует отношения двух сторон.

1.Основные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере налогообложения.
П.3 ст.12 НК РФ закрепляет полномочия законодательных органов государственной власти субъектов РФ по установлению налогов и сборов.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам в РФ относятся:
1)налог на имущество организаций;
2)налог на игорный бизнес;
3)транспортный налог.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются действующим НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
2.Нормативно-правовая база, регламентирующая особенности взаимодействия налоговых органов с органами государственной власти субъектов РФ.
Статьей 4 Закона РФ «О налоговых органах» от 21 марта 1991 года закреплено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Кроме того п.4 ст.30 НК РФ предусмотрено осуществление налоговыми органами своих функций во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок и условия взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с налоговыми органами впервые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. № 410. Однако в октябре этого года были внесены существенные изменения и дополнения в этот документ. Таким образом, основную нормативно-правовую базу в сфере взаимодействия налоговых органов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации составляют действующие в последней редакции «Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов» (далее – Правила взаимодействия).
Таким образом, нормативно-правовая база – три документа: НК РФ, Закон РФ «О налоговых органах», Правила взаимодействия.
3.Информация, которую представляют налоговые органы в финансовые органы субъектов РФ в процессе взаимодействия.
В соответствии с п.3 Правил налоговые органы представляют с 1 января 2005 г. в финансовые органы субъектов Российской Федерации следующую информацию:
а) о начислениях в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) об уплаченных суммах в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
г) налоговые органы представляют с 1 января 2008 г. сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, финансовым органам субъектов Российской Федерации – в целом по субъекту Российской Федерации и по муниципальным образованиям, финансовым органам местных администраций – по муниципальным образованиям (в том числе финансовым органам муниципальных районов – по поселениям).
4.Информация, предоставляемая финансовыми органами субъектов РФ в налоговые органы.
Согласно п.4 Правил взаимодействия финансовые органы субъектов Российской Федерации также представляют в налоговые органы информацию, а именно:
а) об установленных в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления налоговых льготах по категориям налогоплательщиков;
б) о предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах и инвестиционных налоговых кредитах;
в) об административно-территориальном составе субъектов Российской Федерации с указанием конкретных муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, и поселений, входящих в состав этих муниципальных образований, их адресов и кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления;
5.Сроки предоставления информации сторонами в процессе взаимодействия, её (информации) вид и формат, согласно законодательству РФ.
Представление информации управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации в финансовые органы субъектов Российской Федерации осуществляется ежемесячно по состоянию на 1 число, в срок до 15 числа следующего месяца – с 1 января 2005 года.
Периодичность и сроки представления информации финансовыми органами субъектов РФ в управления ФНС России по субъектам РФ:
– Информация о предоставленных в соответствии с законодательством РФ налоговых льготах – по факту предоставления в течение трех дней с даты принятия решения;
– Информация об административно-территориальном составе субъектов РФ – не позднее трех дней после принятия решения об изменении административно-территориального состава.
Налоговые органы и финансовые органы субъектов Российской Федерации обеспечивают передачу и прием информации в электронном виде.
Структура и формат информации, передаваемой в электронном виде управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации в финансовые органы субъектов Российской Федерации утверждены совместным Приказом Минфина и ФНС России от 25 февраля 2005 года.

от 20 ноября 2007 года N 03-05-05-02/72

[О полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по установлению дифференцированных налоговых ставок и налоговых льгот, в частности, на территории игорной зоны, включающей в себя части территорий нескольких субъектов РФ]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 15 октября 2007 года N 55-13-03/458 по вопросу о полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению дифференцированных налоговых ставок и налоговых льгот, в частности, на территории игорной зоны, включающей в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" порядок реализации прав, предоставленных субъектам Российской Федерации законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в игорных зонах, включающих в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, определяется на основании соглашения, заключаемого между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению региональных и местных налогов определены Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно статье 12 и пункту 2 статьи 53 Кодекса налоговые ставки и налоговые льготы, основания и порядок применения налоговых льгот по региональным и местным налогам определяются соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом.

Льготами по налогам и сборам в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Поскольку Кодексом не определено обобщенное понятие "категория налогоплательщиков", исходя из его сущности следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей группы налогоплательщиков, например, для организаторов азартных игр, которые являются юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 56 Кодекса предусмотрено, что льготы по региональным и местным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам предусмотрены главами 28, 30 и 31 части второй Кодекса, а по налогу на имущество физических лиц - Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

Так, статьями 356 и 372 Кодекса установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе определять налоговые ставки по транспортному налогу и налогу на имущество организаций в пределах, установленных соответственно главами 28 и 30 Кодекса, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Вместе с тем статьей 361 Кодекса определен порядок установления налоговых ставок по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, которые могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Установление дифференцированных налоговых ставок допускается исключительно в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Пунктом 2 статьи 380 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе в отношении организаторов азартных игр и (или) имущества, используемого для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр.

Следовательно, главами 28 и 30 Кодекса не предоставлено право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки по транспортному налогу и налогу на имущество организаций по территориальному признаку. По такому признаку также не предусмотрено статьей 56 и указанными главами Кодекса установление налоговых льгот по вышеназванным налогам.

Пунктом 2 статьи 387 Кодекса предусмотрено, что, устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса. При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно пункту 2 статьи 394 Кодекса представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Исчерпывающий перечень категорий земель в Российской Федерации в зависимости от их целевого назначения устанавливается федеральным законом (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Поскольку в указанный перечень не включены земельные участки, расположенные в игорных зонах, установление для таких земельных участков дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу главой 31 Кодекса не предусмотрено.

Определение вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации осуществляется на основании правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработанных соответствующими органами местного самоуправления.

Таким образом, установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных в игорной зоне, возможно лишь в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков при условии определения его органами местного самоуправления. По вопросу правомерности установления органами местного самоуправления вида разрешенного использования в отношении земельных участков, расположенных в игорной зоне, рекомендуется обращаться в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования, целевого назначения и по иным критериям. Органы местного самоуправления вправе устанавливать налоговые льготы по указанному налогу и основания для их использования налогоплательщиками (физическими лицами, которые являются собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения).

По вопросу о полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению пониженной ставки налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной организациями при реализации инвестиционного проекта на территории игорной зоны, сообщаем следующее.

В силу пункта 1 статьи 284 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 процента.

Вместе с тем обращаем внимание, что при установлении налога, в частности, налоговых ставок и налоговых льгот, следует соблюдать основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах, в том числе: всеобщности и равенства налогообложения; необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога; недопустимости налогов, имеющих дискриминационный характер и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав или нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации; налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Помимо этого при принятии решения о снижении ставки налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной организациями при реализации инвестиционного проекта на территории игорной зоны, полагаем целесообразным учитывать сложившуюся судебную практику, в частности, Определения Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2006 года N 59-Г06-9, от 28 июня 2006 года N 16-Г06-15, от 17 мая 2006 года N 44-Г06-7.

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ФИНАНСАМ, БЮДЖЕТУ И КОНТРОЛЮ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

от 15 октября 2007 года N 55-13-03/458

О направлении вопросов об установлении дифференцированных
налоговых ставок и налоговых льгот на территории игорной зоны

Анализ регионального и местного законодательства о налогах и сборах, действующего на территории Краснодарского края и Ростовской области показал, что в указанных субъектах Российской Федерации установлены различающиеся налоговые ставки и налоговые льготы.

При выработке, в целях реализации пункта 6 статьи 9 Закона 244-ФЗ, согласованной налоговой политики в игорной зоне на территории Краснодарского края и Ростовской области органы государственной власти субъектов Российской Федерации столкнулись с рядом вопросов:

1. Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пунктом 2 статьи 53 НК РФ определено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ.

Вправе ли законодательные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований устанавливать дифференцированные ставки по территориальному признаку, в частности, на территории игорной зоны по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу?

2. В соответствии со статьей 12 НК РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Вправе ли законодательные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований устанавливать налоговые льготы по территориальному признаку, в частности, на территории игорной зоны по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу?

3. Статьей 284 НК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право понижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации до 13,5 процента.

Вправе ли законодательные органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать пониженную ставку, в отношении прибыли, полученной организациями при реализации инвестиционного проекта на территории игорной зоны?

Дополнительно обращаем внимание, что невозможность дифференцирования налоговых ставок и льгот по территориальному признаку, не позволит проводить единую налоговую политику в игорной зоне на территории Краснодарского края и Ростовской области, а также учесть особые условия осуществления предпринимательской деятельности в игорной зоне без изменения условий взимания региональных (местных) налогов на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ просим вас разъяснить порядок применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью разрешения вышеуказанных вопросов.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

СТ 64 БК РФ

1. Муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных налогах, муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

3. Внесение изменений в муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в решение представительного органа муниципального образования о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

4. Утратил силу с 1 января 2006 г.

5. Утратил силу с 1 января 2008 г.

Комментарий к Ст. 64 Бюджетного кодекса РФ

Полномочия представительных органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов реализуются прежде всего через их деятельность по введению местных налогов и сборов, установлению размеров ставок по ним и предоставлению налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ при установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Помимо Бюджетного и Налогового кодекса, о правах представительных органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов упоминается также в Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". В статье 8 этого Закона определено, что представительные органы местного самоуправления вправе:

1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые по этим вопросам решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

В статье 8 (пункт 3) Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год. Это положение Бюджетного кодекса РФ должно рассматриваться в увязке с нормой, содержащейся в пункте 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только при условии внесения соответствующих корректив в правовой акт о местном бюджете на текущий финансовый год.

К полномочиям органов местного самоуправления по формированию доходной части местных бюджетов следует также отнести:

- право принимать решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете (п. 4 ст. 64 Бюджетного кодекса РФ);

- право определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты (это право может быть реализовано только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом РФ (п. 5 ст. 64 Бюджетного кодекса РФ);

- право получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования (п. 2 ст. 8 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации").

Читайте также: