Реформы налоговой системы рф доклад

Опубликовано: 04.05.2024

Вы будете перенаправлены на Автор24

Суть и структура налоговой системы

Каждое государство, любая государственная структура нуждается в финансировании. Финансы (денежные средства) необходимы не только для содержания самого государственного аппарата и его подразделений, но и для обеспечения выполнения государством и его органов их функций. К таковым относятся обеспечение обороноспособности страны, поддержание правопорядка, содержание социальной сферы, социальная защита граждан, обеспечение пользования общественными благами.

Требуемые средства должны поступать из бюджетов разных уровней (местных, региональных, государственного). А в бюджете они появляются за счет специальных обязательных платежей с граждан и юридических лиц. Подобные платежи появились одновременно с появлением институтов государственной власти. В настоящее время они носят название налогов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реформа налоговой системы 410 руб.
  • Реферат Реформа налоговой системы 270 руб.
  • Контрольная работа Реформа налоговой системы 240 руб.

Налоги – это обязательные безусловные и безвозмездные платежи, которые осуществляются физическими и юридическими лицами в пользу государства для обеспечения последнему возможности выполнения своих функций и содержания государственных структур.

Совокупность всех налогов, установленных в стране и в ее отдельных регионах, законодательная база, регулирующая процессы налогообложения и уплаты налогов, органы налоговых служб государства, налоговая база и налогоплательщики образуют налоговую систему государства.

Налоги и налоговые системы в каждом государстве имеют свои особенности. Но всем им свойственны одинаковые функции и задачи. Именно для этого они и устанавливаются. Таковыми функциями являются:

  • участие в сборе денежных средств для наполнения доходной части бюджета (фискальная функция);
  • направление собранных в бюджете средств в те регионы или на те статьи, которые нуждаются в финансировании согласно государственной политике (распределительная функция);
  • с помощью налогов и налоговой политики осуществляется управление хозяйственной жизнью страны (регуляторная функция);
  • функция контроля, которая заключается в контроле за полнотой и своевременностью уплаты налогов субъектами налогообложения.

Понятие реформы

Мы живем сегодня в эпоху бурных перемен в общественной, политической и хозяйственной жизни страны. Эти перемены затронули все сферы нашей жизни и деятельности. Но самым главным является переход от административно-командной экономической системы к рыночной. Этот переход требует изменений не только в экономике, но и в законодательстве ив общественном сознании.

Существенное изменение какой-либо сферы человеческой деятельности или отрасли экономики и политики на законодательной основе с целью повышения эффективности работы данной отрасли называется реформированием.

Комплекс организационных мер, направленных на изменение какой-либо сферы деятельности человека, сопровождающийся изменением нормативно-правовой базы данной сферы но не затрагивающий ее основы, называется реформой.

Из курса истории мы знаем, что реформы неоднократно проводились в разных странах и в разных областях человеческой деятельности. Происходили реформы и в нашей стране. Они могли затрагивать административно-территориальное деление государства (административно-территориальная реформа), внешний вид денежных знаков и их стоимость (денежная реформа), реформа некоторых государственных органов (судебная, милицейская, образовательная) и пр.

Необходимость реформ была вызвана тем, что в ходе изменений объективной реальности прежние формы и методы деятельности определенных объектов государства становилась не эффективной. В других случаях устаревала нормативно-правовая база определенной сферы человеческой деятельности. Чтобы избежать возникающих противоречий и не провоцировать производственных, экономических и социальных конфликтов, государство часто встает на путь проведения изменений для устранения выявленных противоречий.

Необходимость и пути реформирования налоговой системы

Налоговая система нашего государства неоднократно изменялась. Это было связано с ходом истории. Менялась форма государственной власти. Происходили территориально-административные изменения. Менялась государственная политика. Все эти изменения отражались в изменениях налоговой системы России.

Основы нынешней налоговой системы Российской Федерации были законодательно оформлены после распада Советского Союза, в $1991$ году. Но формирование и развитие новой налоговой системы сопровождалось возникновением целого ряда противоречий. Они касались взаимоотношений между налогообложением и кредитованием, налогообложением и ценообразованием, затрагивали сферу валютного регулирования.

Основной причиной возникновения противоречий была инертность отдельных сторон экономической жизни, их несогласованность между собой. А главное препятствие в быстром устранении этих противоречий представлял глубокий экономический кризис. Он же был препятствием и для становления налоговой системы нового типа.

Основные проблемы существовавшей налоговой системы заключались в следующем:

  • многочисленность налогов и их взаимная противоречивость;
  • явный крен налогов в сторону только фискальной функции;
  • в условиях галопирующей инфляции завышенные ставки налогов угнетали развитие производства, «загоняли его в тень»;
  • чрезмерное налоговое давление провоцировало налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов, что приводило к снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
  • низкий уровень развития экономики оказался не готовым к введению новых видов и форм налогов и налогообложения;
  • налоговая система была слабо адаптирована к рыночным условиям.

Ввиду сложившейся ситуации стала очевидной необходимость реформирования налоговой системы Российской Федерации. Основными направлениями реформирования налоговой системы являются следующие:

  • реформирование законодательной базы, регламентирующей количество и сроки проведения налоговых проверок;
  • профилактика правонарушений со стороны должностных лиц налоговых органов (реформирование и реорганизация налоговых органов и их кадрового обеспечения);
  • внедрение новых форм налогообложения для снижения налогового давления в отдельных отраслях и для привлечения иностранных инвестиций;
  • повышение роли стимулирующей функции налогообложения;
  • совершенствование применения налога на добавленную стоимость;
  • создание более комфортных налоговых условия для малого и среднего бизнеса и инновационных предприятий;
  • реформирование амортизационной политики.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночных отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. С налоговой политикой тесно связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому то, насколько правильно построена система налогообложения, зависит социально-экономическое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом.

Оглавление

Глава I .Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики…………………………………………………………………………6

1.1Сущность и функции налогов………………………………………………..6

Глава II. Налоговая система в РФ……………………………………………. 16

2.1Структура действующей налоговой системы в РФ………………………..16

2.2Особенности современной налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..21

2.3 Нестабильность налоговой системы РФ………………………………. …23

2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия…………………………………26

Глава III. Налоговая реформа РФ………………………………………………29

3.1. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы………………………………………………….29

3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России………..31

Список используемой литературы……………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

Глава I .Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики……………………………………………………… …………………6

1.1Сущность и функции налогов……………………………………… ………..6

1.2Принципы налогообложения……… ………………………………………..13

Глава II. Налоговая система в РФ……………………………………………. 16

2.1Структура действующей налоговой системы в РФ………………………..16

2.2Особенности современной налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………… ………………..21

2.3 Нестабильность налоговой системы РФ………………………… ……. …23

2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия…………………………………26

Глава III. Налоговая реформа РФ………………………………………………29

3.1. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы………………………………………………….29

3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России………..31

Список используемой литературы…………………………………………….. 36

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Государство может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. В настоящее время большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов – это один из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Каждое предприятие, осуществляя свою деятельность, уплачивает налоги и сборы в соответствующие бюджеты. Налоги - один из самых значительных элементов в общей структуре расходов предприятия, поэтому любое изменение налоговой системы сразу же оказывает влияние на его деятельность. В связи с этим огромное значение имеет то, каким образом организован анализ расчетов с бюджетом, насколько быстро компания способна реагировать на изменения в налоговой системе.

Так же при помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночных отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. С налоговой политикой тесно связаны как интересы государства и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и организаций. Поэтому то, насколько правильно построена система налогообложения, зависит социально- экономическое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Главная цель моей курсовой работы попытаться раскрыть теоретические аспекты налогообложения, рассмотреть действующую в РФ налоговую систему и пути ее реформирования.

Исходя из цели работы, мне необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность, виды, функции налогов;
  • проанализировать особенности налоговой системы РФ;
  • рассмотреть проблемы и перспективы налоговой системы РФ.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики

Глава I. Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики

1.1 Сущность и функции налогов

Налоги - это одно из важнейших понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений. Налоги появились с разделением общества на классы и с возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не могло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов.

Понятие “налог” уходит своими корнями вглубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств).

В современном понимании налог - это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организации и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах ив установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Исходя из этого определения, можно назвать следующие основные признаки налога:

Императивность-( безусловность, категоричность), которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода государству, а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

Смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода безвозмездно переходит в собственность государства, обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

Безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратиться субъекту налогу и он не получит никаких прав, в том числе и права на участие в распределении отданной части своего дохода;

Легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

Налоги как экономическую категорию следует рассматривать с точки рения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога. Теоретическая экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина, юридическое лицо, и в целом на народное хозяйство как единое целое. Поэтому экономическая природа налога лежит в сфере производства и распределения, в том числе в системе государства. Она раскрывается в том, что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Налоги исторически являются одним из источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников пополнения казны, которые во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и ,во-вторых, поступая в бюджет, являются той частью, на которую государство не затрачивает средств .

Социально-экономическая природа налогов, их значение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа. Особенно это характерно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы и т.д.)

С точки зрения формирования бюджета налоги есть экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

- удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем;

- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры;

- решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

- обеспечение международных договорных обязательств и т.д.

Налоги – основа существования современного государства, поэтому их использование в процессе регулирования экономики требует тщательного прогноза налоговых последствий. Для осуществления такого прогнозирования необходимо определить инструменты и критерии оценки эффективности налогового регулирования.

Регулирование осуществляется путем выполнения налогами своих функций. Основные функции налогов следующие:

Фискальная или бюджетная функция первична в историческом и содержательном аспектах.

После возникновения государства потребовались средства для выполнения им тех или иных функций. Содержательная же функция – это необходимость обеспечения возможности экономического существования государства. Таким образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Суть направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, не имеющей собственных источников доходов. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 11.06.2015 2015-06-11

Статья просмотрена: 6081 раз

Библиографическое описание:

Глущенко, Я. С. Основные направления налоговой реформы РФ / Я. С. Глущенко, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4 (91.4). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20149/ (дата обращения: 20.05.2021).

В последние десятилетия в России проведена масштабная налоговая реформа, цель которой — упрощение налоговой системы и снижение налогового давления на экономических агентов в трех направлениях: снижение налоговых ставок; изменение правил исчисления и уплаты налогов; повышение эффективности процедур налогового администрирования.

Создание налоговой системы происходило в условиях форсированной трансформации экономической системы, что привело к сокращению объема ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет. Резкое сокращение бюджетных расходов в условиях экономического кризиса, связанных с финансовой поддержкой экономических агентов, вызвало необходимость разработки и реализации превентивных мер по снижению их налоговой нагрузки. Другой, чрезвычайно важной задачей, поставленной необходимостью проведения органами власти эффективной социальной политики, было увеличение налоговых поступлений в доходную часть бюджета, что в первую очередь связано с требованием развития фискальной функции налоговой системы.

Дуализм этих объективно реальных задач существенно усложнил процесс их решения. Исходя из особенностей их реализации можно предположить, что поиск рациональных решений связан с мониторингом и анализом параметров функционирования налоговой системы, их влиянием на экономический рост в реальном секторе экономики и, соответственно, с идентификацией вектора развития системы налогообложения в целом. В этом смысле создание налоговой системы, эффективной с точки зрения фискального федерализма, — стратегическая цель налоговой политики, проводимой правительством.

Как и любая система — экономическая система стремится к восстановлению статута структуры, деформированной под воздействием негативных факторов внутренней и внешней среды, что обусловлено синергетическими факторами и процессами самоорганизации. Процессы восстановления и процессы самоорганизации могут быть реально ускорены за счет формирования и реализации комплекса налоговых мер по созданию условий для устойчивого экономического развития.

Обеспечить динамичное развитие страны в сфере налогообложения призваны следующие меры:

Во-первых, это меры, направленные на создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край. предполагается установление 5-тилетних каникул по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), земельному налогу, налогу на имущество организаций, для новых предприятий, размещаемых на территориях опережающего развития.

Во-вторых, меры по стимулированию развития малого предпринимательства:

— субъектам Российской Федерации будет предоставлено право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015- 2018 годах.

— в перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, будут включены самозанятые граждане — физические лица, не имеющие наемных работников, получившие патент на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения. Такие самозанятые граждане будут ставиться на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков патентной системы налогообложения и в качестве индивидуальных предпринимателей на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей по истечении срока действия этого патента. Патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории того муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, который указан в патенте.

В-третьих, меры, направленные на противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций путем: выведения доходов от оказания консалтинговых услуг, операций с ценными бумагами; манипулирования ценами в сделках с офшорными компаниями (трансфертное ценообразование); выплаты роялти и процентов через «транзитные» страны, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Итогом реализации Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных собственников должна стать ситуация, при которой обеспечение прозрачности совершаемых экономических операций, включая прозрачность совершаемых внешнеэкономических сделок и раскрытие сведений как о бенефициарных собственниках их участников, так и бенефициарных получателях облагаемых в России доходов, должно являться необходимым условием для применения налоговых льгот и преференций, включая льготные налоговые ставки, предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Кроме того, в рамках повышения эффективности налоговой системы планируется также:

— отказаться от большинства федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам, ввести новый принцип установления льгот посредством оценки их эффективности и определения срока действия;

— ввести новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц и доходов от его продажи (переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов налогообложения, освобождение от НДФЛ продажи отдельных категорий недвижимости вне зависимости от срока владения и др.) Новый налог на недвижимое имущество получат возможность вводить органы местного самоуправления в тех субъектах Российской Федерации, где законом субъекта Российской Федерации будет отменен действующий налог на имущество физических лиц (для чего органам государственной власти субъектов Российской Федерации будут предоставлены соответствующие полномочия.

— с учетом складывающейся экономической ситуации осуществлять индексацию акцизов (в том числе будет продолжена работа по достижению договоренности о гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию в государствах — членах ТС);

— рассмотреть вопрос о возможности установления налоговых льгот для приоритетных проектов с участием зарубежных инвесторов в области газодобычи и транспортировки газа;

— предоставить налоговые преференции для развития туристической отрасли, виноградарства и виноделия.

В 2015 г. предлагалось совершенствование налоговой системы России путем проведения налогового маневра, заключающегося в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал, повышении налоговой нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

Совершенствование налоговой системы России осуществляется по следующим направлениям:

— выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасль, а также изъятие 80 % доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции;

— проработка вопроса о возможности введения налога на добавленный доход на новых месторождениях с отменой НДПИ по таким проектам; подготовка предложений о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50 %, ставки НДПИ, корректируемой с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые;

— индексация ставок акцизов в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также табачных изделий;

— введение налога на недвижимость;

— введение налогообложения престижного потребления, имея в виду индексацию ставок налога на недвижимость в отношении объектов недвижимого имущества, с установлением максимальной ставки налога в отношении таких объектов, суммарная кадастровая стоимость которых превышает 100 млн рублей, а также индексацию ставок транспортного налога в отношении автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. и других транспортных средств с повышенной мощностью двигателя;

— поэтапная отмена налоговых льгот в отношении субъектов естественных монополий и введение налогообложения земельных участков ограниченных в обороте;

— введение института соглашений о распределении расходов, предусматривающего возможность учета расходов одной взаимозависимой организации при налогообложении другой взаимозависимой с ней организации;

— совершенствование налогового администрирования на основе дальнейшего расширения применения электронного документооборота, а также расширение доступа налоговых органов к банковской информации; расширение применения процедур досудебного урегулирования налоговых споров;

— сближение бухгалтерского и налогового учета в целях снижения административных расходов налогоплательщиков и определение сфер, в которых нецелесообразно устанавливать особые правила, отличные от правил бухгалтерского учета;

— создание дополнительных условий для развития финансового рынка, в том числе определение особенностей налогообложения еврооблигаций российских эмитентов и депозитарных расписок;

— введение патентной системы налогообложения;

— совершенствование механизмов борьбы с уклонением от уплаты налогов в том числе в части введения института налогообложения нераспределенной прибыли, позволяющего облагать налогом на прибыль нераспределенную часть прибыли иностранной контролируемой компании у её участников — российских организаций, введение понятий налогового резидентства и фактического получателя дохода.

В целом реформы в области налогового законодательства в 2015 гг. в России направлены на развитие тенденций, уже заложенных в последние несколько лет.

Правительством РФ на заседании 1 июля 2014 года были одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации и на плановый период 2016 и 2017 годов. В перспективе на данные годы приоритеты РФ в области налоговой политики остаются неизменными: необходимость создания эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.

1. Вайсберг В. Об основных направлениях налоговой реформы // Комерсант. — 2014. — № 9.- С.39–45.

2. Горский И. В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы //Финансы и статистика, 2013.- № 4.- С. 28- 36.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения…………………..7

1.1 История понятия «налог»…………………………………………..7

Глава 2. Основные принципы построения налоговой системы в странах с развитой рыночной экономикой…………………………..16

2.1 Налогообложение в США…………………………………………16

2.2 Налогообложение в странах ЕС…………………………………..21

Глава 3. Налоговая система РФ и пути ее реформирования………..33

3.1 Правовое регулирование…………………………………………..33

3.2 Нестабильность налоговой системы……………………………. 40

3.3 Показатели деятельности налоговых органов…………………. 46

3.4 Реформирование налоговой системы…..………………………. 66

3.4.1 Принципиальные предложения МНС РФ……………………. 71

Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения, провозгласившей фундаментальные принципы налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту.

Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э.Сакса, Ж.Б. Сэя и др. Позже эту идею в России развили известные налоговеды Н.И. Тургенев, И.Х. Озеров, И.И. Янжул и др.

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Подытоживая все выше сказанное, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов в налоговой сфере.

В своей дипломной работе я предпринял попытку разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные противоречия и пути ее реформирования. С целью более детального понимания перспектив реформирования налоговой системы были рассмотрены налоговые системы зарубежных стран.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Но при налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.

На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях". Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и "налоговыми гаванями" далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

Целью данной работы является раскрытие влияния той или иной системы налогообложения на состояние экономики. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в рассмотрении сущности, видов и функции налогов, раскрытие налоговой системы и выявление альтернативных направлений развития Российской налоговой системы через сравнительный анализ налоговой системы, действующей в России в настоящее время, с налоговыми системами других стран. Объектом исследования в работе выступает налоговая система. А предметом в этой работе является взаимосвязь налоговой системы с функционированием экономики народного хозяйства в рамках концепции делового цикла.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1 История понятия налог

Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств) (в современном понимании это процесс перераспределения доходов через государственную казну).

Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами (staure - поддержка). В Англии налог до сих пор носит название duty - долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как "tax" (такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import (обязательный платёж). Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин "подати" (принудительный платеж).

Не углубляясь в генезис налогообложения можно выделить главные рубежи перехода налоговых отношений из одного качественного состояния в другое.

Вплоть до раскола мирового сообщества на две противоборствующие налоговые системы воззрения ученых на налоги выстраивались в логическую систему, отражая прогресс экономики и политики.

Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало классической теории налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту. Это был невероятный прогресс научной мысли, намного опередивший практику не только тех лет, но и современное её состояние. Этот период принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении как об экономической и правовой категории, воплощающей своё объективное содержание на практике в конкретных формах.

Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, то есть они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ денежного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930 года рекомендации этих русских ученых использовались по выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны.

В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения и был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Франция, Япония. Их налоговые системы строились согласно идеям А. Маршалла, Д.С. Милля, Э. Селегмана и др. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Рабинович и другие старались доказать преимущества происходящих идеологических преобразований в системе производственных отношений, трансформируя их экономическое содержание в неприсущие им административные, идеологические формы.

1.2 Виды налогов.

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

- прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);

- федеральные, региональные, местные (по уровням управления);

- налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);

- пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);

- по целевому назначению налога (общие, специальные).

-->ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • »
  • Читайте также: