Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

Опубликовано: 02.05.2024

Предприниматель должен знать, что обязательным условием после регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности является выбор режима налогообложения. В данной статье мы постараемся раскрыть суть каждого вида налогообложения.

Общеустановленный порядок подразумевает в себе исчисление и уплату всех установленных в общем порядке налогов и других обязательных платежей в бюджет. Объектом обложения по общеустановленному режиму является разница между доходами и расходами компании, которые она понесла в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Например, если компания приобрела товар за 5 000 тенге, реализовала данный товар за 5 500 тенге, то налогом будет облагаться разница в 500 тенге (чистая прибыль). При этом обязательно вести учет, который будет подтверждать расходы. Общеустановленный режим не имеет ограничений по доходам за налоговый период.

При общеустановленном режиме сдается налоговая форма 100 и уплачивается в бюджет корпоративный подоходный налог (КПН). Ставка КПН на общеустановленном режиме составляет:

  • для ИП – 10% от чистой прибыли
  • для ТОО – 20% от чистой прибыли

Налоговая отчетность сдается ежеквартально, по истечении года сдается годовая декларация.

Cпециальный налоговый режим - особый порядок расчетов с бюджетом, устанавливаемый для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов и платы за пользование земельными участками, а также представления налоговой отчетности по ним.
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса устанавливает упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям:

  1. для индивидуальных предпринимателей:
    • предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя;
    • предельный доход за налоговый период составляет 1 400-кратный минимальный размер заработной платы , установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года
  2. для юридических лиц:
    • предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;
    • предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Объектом обложения по упрощенному режиму будет являться доход компании. Для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в доход за налоговый период сумма налога на добавленную стоимость не включается. Например, если компания приобрела товар за 5 000 тенге, реализовала данный товар за 6 000 тенге, налогом будет облагаться итоговая сумма дохода в размере 6 000 тенге. Если же она является плательщиком НДС, то КПН облагается сумма равная 6 000*0,88=5 280.

Ставка КПН на упрощенном режиме для ТОО/ИП 3 % от совокупного дохода - выручки. То есть в нашем случае размер налога будет равен 6 000*3%=180 и 5 280*3%=158,4, если компания плательщик НДС.

Также не являются объектом налогообложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты в соответствии НК РК, за исключением дохода, полученного от сдачи в аренду имущества. В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности.

Налоговая отчетность в форме 910 сдается 1 раза в 6 месяцев (кроме плательщиков НДС, в этом случае дополнительно ежеквартально сдается 300 форма по ндс).

Для применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации налогоплательщики, за исключением вновь образованных индивидуальных предпринимателей, представляют в налоговый орган по месту нахождения уведомление о применяемом режиме налогообложения.

Уведомление о применяемом режиме налогообложения представляется:

  1. вновь созданным ТОО - не позднее 5 рабочих дней после государственной регистрации. Датой начала применения налогового режима на основе упрощенной декларации в этом случае будет являться дата государственной регистрации.
  2. при переходе с общеустановленного порядка – до первого числа месяца применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации. Датой начала применения налогового режима на основе упрощенной декларации в этом случае будет являться первое число месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о применяемом режиме налогообложения.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации не вправе применять:

  1. ТОО, имеющие филиалы, представительства;
  2. филиалы, представительства ТОО;
  3. ТОО, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах (данное положение закона не распространяется на ТОО, осуществляющих деятельность по сдаче в аренду имущества;
  4. ТОО, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;
  5. ТОО, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;
  6. ТОО, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).
  7. ТОО, получающие доходы из источников за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений, роялти;
  8. ТОО, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.
  9. ТОО, осуществляющие следующие виды деятельности:
  • производство подакцизных товаров;
  • хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
  • реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных);
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклопосуды;
  • сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
  • финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
  • деятельность в области права, юстиции и правосудия.

Актуальность информации: август 2016 г.

Согласно внесенным изменениям в налоговое законодательство с 2018г. налогоплательщики вправе выбрать один из следующих специальных налоговых режимов:

1) специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, включающие в себя:

специальный налоговый режим на основе патента;

специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета;

2) специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции:

специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;

специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов.

Крестьянские или фермерские хозяйства вправе применять два специальных налоговых режима одновременно в случае, установленном в пункте 4 статьи 704 настоящего Кодекса.

Патентом является электронный документ, подтверждающий факт уплаты индивидуального подоходного налога (за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социальных платежей.

В соответствии со статьей 680 Налогового кодекса, специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса предусматривает уплату следующих налогов:

1) индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, – при применении специального налогового режима на основе патента;

2) социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, – при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации;

3) индивидуального или корпоративного подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, – при применении специального налогового режима с использованием фиксированного вычета.

Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по налогам и платежам в бюджет, не указанным в части первой настоящего пункта, производятся в общеустановленном порядке.

Налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, исполняет обязательство налогового агента по индивидуальному подоходному налогу с доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, по исчислению, удержанию данного налога и его перечислению в порядке и сроки, которые установлены главой 38 настоящего Кодекса.

Условия применения специального налогового режима:

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

1) среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

на основе упрощенной декларации – 30 человек;

с использованием фиксированного вычета – 50 человек;

2) доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

на основе патента – 300-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

на основе упрощенной декларации – 2 044-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

с использованием фиксированного вычета – 12 260-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

3) не осуществляющие следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

деятельность в области права, юстиции и правосудия;

деятельность в рамках финансового лизинга.

Не вправе применять специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

Алматы. 29 июня. КазТАГ — Валентина Владимирская . ИП и ТОО, применяющие специальные налоговые режимы (СНР) на основе упрощенной декларации, освобождаются от уплаты налога в размере 3% с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года, постановило правительство РК.

«Согласно ст. 57-4 закона РК «О введении в действие Налогового кодекса РК» ИП и ТОО, применяющие СНР на основе упрощенной декларации освобождаются от уплаты налога 3% в период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года, если являются субъектами микро- малого предпринимательства, в том числе плательщиками единого земельного налога, но при этом, не занимается оборотом наркотиков, радиоактивных материалов, производством и оптовой реализацией подакцизной продукции и полезных ископаемых, хранением зерна на хлебоприемных пунктах, проведением лотереи, игорным бизнесом, банковской и страховой, аудиторской, охранной, внешнеэкономической деятельностью и профдеятельностью на рынке ценных бумаг, розничной реализацией отдельных видов нефтепродуктов или связанной с оборотом гражданского и служебного оружия, не является кредитным бюро, недропользователем», — говорится в постановлении правительства РК от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации указа президента РК от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения».

По официальным данным, ИП обязан в свою пользу исчислять и уплачивать ежемесячно: ОПВ в размере 10% от получаемого дохода, который должен приниматься в размере не менее 1 МЗП и не более 50-кратного МЗП, взносы на ОСМС в размере 5% от 1,4-кратного МЗП, социальные отчисления в свою пользу 3,5% от получаемого дохода, который должен приниматься в размере не менее 1 МЗП и не более 7-кратного МЗП.

При этом, поправочный коэффициент «0» при исчислении социальных платежей за ИП в свою пользу не применяется.

Также, ТОО являясь юрлицом, имеющим исполнительный орган – директора, который, по закону признается работником, даже если является и учредителем ТОО, ему должна быть установлена зарплата, с которой нужно исчислять и удерживать: ИПН у источника выплаты 10%, ОПВ — 10% от зарплаты, которая не должна превышать 50-кратный размера МЗП, социальные отчисления 3,5%, при этом, объект исчисления должен приниматься в размере не менее 1 МЗП и не более семикратного МЗП, отчисления на ОСМС — 2%, взносы на ОСМС — 1%, при этом, объект исчисления не должен превышать 10-кратный размер МЗП.

При этом, в соответствии с положениями п.1 постановления установлен поправочный коэффициент «0» к ставкам: ИПН, удерживаемого у источника выплаты, ИПН, уплачиваемого самостоятельно лицом, занимающимся частной практикой, социального налога, ОПВ, ОППВ, социальных отчислений, взносов и отчислений на ОСМС, за исключением уплачиваемых ИП за себя.

Положения этого пункта применяются к налогоплательщикам и их работникам: лицам, занимающихся частной практикой, и субъектам микро, малого или среднего бизнеса, работающим по перечню видов деятельности согласно приложению 1 к постановлению, по обязательствам, срок уплаты по которым наступает с 1 апреля 2020 года до 1 октября 2020 года.

ТОО или ИП, работающие по перечню видов деятельности: розничная торговля автомобилями и легким автотранспортом, автодеталями, техобслуживание и авторемонт, розничная торговля, кроме аптек и торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями, услуги грузового автотранспорта и услуги по переезду, услуги авиапассажирские, аэропортов, гостиниц, ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, издание программного обеспечения, показ кинофильмов, компьютерное программирование, аренда и управление недвижимостью, за исключением аптек и розничной торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями, деятельность в области права, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, деятельность сан-эпидорганизаций, туристских агентств и операторов, дошкольное, начальное и среднее частное образование, деятельность частных больниц, санаторно–курортных организаций, врачебной практики и стоматологии, концертных и театральных залов, фитнес-клубов, стирки и химчистки, услуги парикмахерских и салонов красоты, могут применять коэффициент «0» к ставкам соцналога, ИПН, удерживаемого у источника выплаты, ОПВ, соцотчислений, взносов и отчислений на ОСМС.

Итак, новый 2018 год принес нам новый налоговый кодекс с определенными измеениями, одни изменения радуют, другие огорчают. В данной статье мы предлагаем рассмотреть наиболее значимые изменения в специальных налоговых режимах – патент, упрощенка, фиксированный вычет.

Специальный налоговый режим на основе патента

Патент, к сожалению, c 01.01.2020г. не вправе будут применять работники торговли, все виды торговли исключили из данного налогового режима.

Статья 685. Порядок применения

1. Специальный налоговый режим на основе патента вправе применять индивидуальные предприниматели, которые помимо соответствия условиям, установленным для субъектов малого бизнеса статьей 683 Налогового Кодекса:
1) не используют труд работников;
2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;
3) осуществляют один или несколько из следующих видов деятельности:

· штукатурные работы;

· столярные и плотницкие работы;

· работы по покрытию полов и облицовке стен;

· малярные и стекольные работы;

· деятельность такси;

· грузовые перевозки автомобильным транспортом;

· управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;

· деятельность в области фотографии;

· переводческое (устное и письменное) дело;

· сдача в имущественный наем (аренду);

· сдача в имущественный наем (аренду) транспортных средств;

· прокат и имущественный наем (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;

· прокат видеозаписей и дисков;

· прокат и имущественный наем (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;

· сдача в имущественный наем (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;

· сдача в имущественный наем (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;

· услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;

· услуги образования в сфере культуры;

· услуги в области прочего образования;

· вспомогательные образовательные услуги;

· деятельность в области искусства;

· ремонт компьютеров и периферийного оборудования;

· ремонт коммуникационного оборудования;

· ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;

· парикмахерские услуги;

· маникюр и педикюр;

· ветеринарные услуги;

· услуги по обработке земельных участков;

· услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

· услуги носильщиков на рынках, вокзалах;

· изготовление и ремонт музыкальных инструментов;

· выпас домашних животных.

Также просим обратить внимание, что данный пункт вводится в действие только с 01.01.2020г!

Статья 47. Приостановить до 1 января 2020 года действие пункта 1 статьи 685 Налогового кодекса, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"1. Специальный налоговый режим на основе патента вправе применять индивидуальные предприниматели, которые помимо соответствия условиям, установленным для субъектов малого бизнеса подпунктом 2) пункта 2 статьи 683 настоящего Кодекса:

1) не используют труд работников;

2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства.".

Статья 686. Исчисление стоимости патента

1. В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты) и социальных платежей.
2. Исчисление суммы индивидуального подоходного налога, включаемого в стоимость патента, производится путем применения ставки в размере 1 процента к объекту налогообложения.
3. Исчисление включаемых в стоимость патента социальных платежей производится в соответствии с законами Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", "Об обязательном социальном страховании" и "Об обязательном социальном медицинском страховании".

Также просим обратить внимание, что данный пункт вводится в действие только с 01.01.2020г!

Статья 48. Приостановить до 1 января 2020 года действие пункта 2 статьи 686 Налогового кодекса, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

"2. Исчисление суммы индивидуального подоходного налога, включаемого в стоимость патента, производится путем применения ставки в размере 1 процента к объекту налогообложения, за исключением объекта налогообложения лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли, производят исчисление суммы индивидуального подоходного налога, включаемого в стоимость патента, путем применения ставки в размере 2 процента к объекту налогообложения, за исключением доходов, получаемых путем безналичных расчетов, которые облагаются по ставке 1 процент.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли, ведут раздельный учет доходов, облагаемых по разным ставкам индивидуального подоходного налога. При этом учет доходов, получаемых путем безналичных расчетов, ведется в налоговом регистре по форме, установленной уполномоченным органом, на основании первичных документов, включая выписки с банковских счетов.".

2) доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

· на основе патента – 300-кратный минимальный размер заработной платы (12 750 000 тг на 2019г.), установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

В данном режиме изменения произошли незначительные. Уменьшилось предельное количество сотрудников для ТОО, для ИП оно увеличилось. А также переход с «упрощеки» на «общеустановленный» теперь возможен не сразу, а по истечении года.

Статья 683. Условия применения специального налогового режима

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

1) среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

· на основе упрощенной декларации – 30 человек;

3. Выбранный специальный налоговый режим изменению в течение календарного года не подлежит, за исключением возникновения случаев несоответствия условиям применения специального налогового режима, установленным настоящим разделом для такого режима налогообложения.

Предельный доход за полугодие остался почти такой же за налоговый период.

· на основе упрощенной декларации – 2 044-кратный минимальный размер заработной платы ( 86 870 000 тг на 2019г.), установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

Специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета

Это новый специальный налоговый режим, до текущего года ничего похожего в нашем налоговом кодексе не было. Данный специальный налоговый режим очень похож на общеустановленный, но существенная разница состоит в том, что корпоративный налог составляет не 20%, а 10% и плюс государство дарит 30% незадокументированных вычетов.

Статья 693. Дополнительный фиксированный вычет

Налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета, вправе при определении налогооблагаемого дохода включить в сумму расходов, относимых на вычеты, сумму фиксированного вычета в размере не более 30 процентов от суммы дохода, определенного с учетом корректировок..
При этом в случае применения положений части первой настоящей статьи общая сумма расходов, относимых на вычеты, включая фиксированный вычет, не должна превышать 70 процентов от суммы дохода с учетом корректировок.

Предельный доход за год в данном специальном режиме довольно большой, в месяц это более 28 млн.тенге.

· с использованием фиксированного вычета – 12 260-кратный минимальный размер заработной платы , установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

Данный режим только вводится в действие, поэтому по нему еще много неясностей, но все же, радует то, что теперь предприниматели имеют возможность закрывать часть расходов, на которые по каким либо причинам, получить документы невозможно.

В случае, если у вас возникнут затруднения со сдачей налоговой или статистической отчетности, наши специалисты готовы помочь Вам в ее сдаче, даже если Вы находитесь в другом городе.

Для этого нам понадобятся ЭЦП с Налоговой (Управления гос.доходов) или ЭЦП с ЦОНа.

С ценами на услуги, Вы можете ознакомиться тут

При переходе на общеустановленный порядок последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через один календарный год применения общеустановленного порядка.

Специальный налоговый режим не вправе применять:

1) юридические лица, имеющие филиалы, представительства;

2) филиалы, представительства юридических лиц;

3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах;

4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;

5) юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;

6) налогоплательщики, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

Для целей настоящего подпункта под агентскими договорами (соглашениями) понимаются договоры (соглашения) гражданско-правового характера, заключенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны определенные действия от своего имени, но за счет другой стороны либо от имени и за счет другой стороны;

7) некоммерческие организации;

8) юридические лица, получающие доходы из источников за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений, роялти;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.

Не вправе применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса налогоплательщики, осуществляющие следующие виды деятельности:

1) производство подакцизных товаров;

2) хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

3) реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;

4) организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных));

6) сбор и прием стеклопосуды;

7) сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

8) консультационные услуги;

9) деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

10) финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

11) деятельность в области права, юстиции и правосудия.

Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, которые:

1) не используют труд работников;

2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;Подпункт 3 в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V (введено в действие с 1 января 2014 г.) (см. стар. ред.)

3) предельный доход которых за налоговый период не превышает 300-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

* +Налоговым периодом является календарный год.

В статью 433 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (введены в действие с 1 января 2013 г.) (см. стар. ред.)Действующий специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации вправе применять индивидуальный предприниматель, среднесписочная численность работников за налоговый период которого составляет не более 25 человек, включая самого индивидуального предпринимателя, а предельный доход за налоговый период (квартал, полугодие) составляет 1400-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года. При использовании данного режима следует помнить, что доходом индивидуального предпринимателя будет являться вся сумма денежных средств, а не только чистая прибыль. Налоговым периодом является полугодие.

В соответствии со ст.6 Закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2015 г.):(с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.)

Юридическое лицо, являющееся субъектом частного предпринимательства, создается в организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Республики Казахстан.

Субъекты частного предпринимательства относятся к следующим категориям:

- субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства;

- субъекты среднего предпринимательства;

- субъекты крупного предпринимательства.

Критерии отнесения субъектов частного предпринимательства к категориям:

- среднегодовая численность работников;

Отнесение субъектов частного предпринимательства к категориям используется для целей:

- оказания государственной поддержки;

- применения иных норм законодательства Республики Казахстан.

Для целей государственной статистики используется только критерий по среднегодовой численности работников.

Для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: по среднегодовой численности и среднегодовому доходу.

При этом программами государственной поддержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии для ее оказания.

Субъекты малого предпринимательства, а также юридические лица, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, осуществляют составление финансовой отчетности в соответствии с национальным стандартом финансовой отчетности (Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 января 2013 года № 50).

Субъекты среднего предпринимательства, а также государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), составляют финансовую отчетность в соответствии с международным стандартом для малого и среднего бизнеса.

Субъекты крупного предпринимательстваи организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

По решению руководящих органов, утвердивших учетную политику:

1) Субъекты малого предпринимательства вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами или международным стандартом для малого и среднего бизнеса;

2) Субъекты среднего предпринимательства вправе составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

Порядок ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, содержащихся за счет средств республиканского и местных бюджетов осуществляется в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях(Приказ министра финансов РК от 3 августа 2010 г. №393, введен в действии с 1.01.2013 г.).

Сравнительная таблица субъектов частного предпринимательства

Субъекты малого бизнеса Субъекты среднего предпринимательства Субъекты крупного предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства Субъекты микропредпринимательства
Индивидуальные предприниматели и юридические лица Индивидуальные предприниматели и юридические лица Индивидуальные предприниматели и юридические лица Индивидуальные предприниматели и юридические лица
- индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек; - среднегодовой доход не свыше трехсоттысячекратного (300000-кратного) МРП - индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 15 человек; - среднегодовой доход не свыше тридцатитысячекратного (30000-кратного) МРП - индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников свыше 100 человек, но не более 250-ти человек; - среднегодовой доход более трехсоттысячекратного (300000-кратного) МРП, но не свыше трехмиллионократного (3000000-кратного) МРП - индивидуальные предприниматели и юридические лица со среднегодовой численностью работников более 250-ти человек; - среднегодовой доход свыше трехмиллионократного (3000000-кратного) МРП
Ограничение по некоторым видам деятельности. Субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны предприниматели и юридические лица, осуществляющие: 1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; 2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции; 3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; 4) проведение лотереи; 5) деятельность в сфере игорного бизнеса; 6) деятельность по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов, газа, электрической и тепловой энергии; 7) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов; 8) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента); 9) аудиторскую деятельность; 10) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; 11) деятельность кредитных бюро; 12) охранную деятельность; 13) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему. (п.6 ст.6 Закона РК «О частном предпринимательстве») Без ограничений по видам деятельности Без ограничений по видам деятельности

4. Методы бухгалтерского учета и его основные элементы

Предметом бухгалтерского учета является вся финансово-хозяйственная деятельность организации.

Бухгалтерский учет осуществляется с помощью различных приемов и способов.
Совокупность этих приемов и способов называется методом бухгалтерского учета.
Каждый отдельный прием или способ называется элементом метода бухгалтерского учета.

Основные элементы метода бухгалтерского учета:

- документация – способ первичного отражения операции в документах в установленном порядке;

- инвентаризация – способ проверки фактического наличие ресурсов организации с данными бухгалтерского учета;

- оценка – способ денежного измерения всех хозяйственных средств и их источников;

- калькуляция – способ определения себестоимости единицы произведенной продукции (работ, услуг);

- счета – способ группировки экономически однородной информации об имуществе организации и его источниках, а также об имеющихся операциях и событиях;

- двойная запись – способ отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

- бухгалтерский баланс – основная форма отчетности, отражающая финансовое положение организации на определенную дату;

- финансовая отчетность – система итоговых показателей, характеризующих деятельность организации за определенный период времени.

Все элементы метода бухгалтерского учета применяются не изолировано, а как части единого целого в такой последовательности.

Документация используется для получения первичных сведений о хозяйственных операциях. Сведения в документах выражается в денежной оценке.

На основе документов информация отражается на счетахбухгалтерского учета посредством двойной записи.

Реальность данных бухгалтерского учета проверяются и уточняются в процессе инвентаризации.

На основе проверенных данных счетов подсчитываются затраты по объектам учета, то есть исчисляется их себестоимость - составляется калькуляция.

Так ведется текущий бухгалтерский учет. Текущее отражение объектов бухгалтерского учета контролируется сопоставлением активов, собственного капитала и обязательств в балансе и периодически завершается сводкой текущих данных при помощи финансовой отчетности.

Читайте также: