Фискальные пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции

Опубликовано: 15.05.2024

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.

Таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию России или вывозе товаров с ее территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. К таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  1. фискальную (пошлины – одна из статей доходной части государственного бюджета);
  2. протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам (государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции);
  3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам (для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых).

По способу взимания таможенные пошлины классифицируются:

  • адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости);
  • специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);
  • комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 11 тонн).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары.

По объекту обложения пошлины классифицируются на:

импортные – накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

экспортные – накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются редко, в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары; цель – сократить экспорт и пополнить бюджет;

  • транзитные – накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
  • По происхождению пошлины бывают:

    автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

    конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или иного стороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ);

  • преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.
  • С 1971 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще. По типам ставок пошлины:

    постоянные – не изменяются в зависимости от обстоятельств;

  • переменные – могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых и внутренних цен, уровня государственных субсидий).
  • Особые виды пошлин: специальные; антидемпинговые; компенсационные.

    К основным инструментам внешнеторговой политики относятся:

    Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты.

    Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями.

    Протекционистcкие пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистcкие пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

    2) Импортные квоты.

    С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно небольших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

    3) Нетарифные барьеры.

    Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Т.е это административное регулирование, при котором происходит дискриминация иностранных товаров в пользу отечественных.

    4) Добровольные экспортные ограничения.

    В этом случае иностранные фирмы "добровольно" ограничивают своего экспорта в определенные страны. Экспортеры дают согласие на добровольные экспортные ограничения (которые аналогичны импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Цель и последствие защитных пошлин — сокращение мировой торговли. Отсюда помимо своих специфических последствий для потребителей, а также иностранных и местных производителей пошлины сокращают объемы реального мирового производства.

    В теории внешней торговли используют понятия квотирование (контингентирование) и лицензирование, добровольное ограничение экпорта.

    Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

    По направленности их действия квоты разделяются на:

    § экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке.

    § импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

    По охвату квоты делятся на:

    § глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется, или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара.

    § индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

    Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, сем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны, импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены.

    Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

    Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадет с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:

    Добровольные ограничения экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

    «Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

    «Добровольные» ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики, направленных на завоевание государственного положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольные» ограничения экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

    Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора.

    Аналогично мультипликатору инвестиций мультипликатор экспорта ( ) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (MRC) или предельную склонность к сбережению (MRS):

    Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы:

    где – внешнеторговый мультипликатор.

    Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту (MRM), как отношения изменения объема импорта к изменению дохода, формула мультипликатора принимает вид:

    А влияние изменения экспорта с учетом импорта на изменение объема производства можно описать как:

    Действие мультипликатора внешней торговли не бесконечно. Мультиплицирование носит затухающий характер, величины очередных приростов неуклонно сокращаются, так как значение предельной склонности к потреблению импортных товаров меньше единицы.

    Платежный баланс

    Существуют различные международные операции, порождающие спрос на определенную валюту и ее предложение.

    Платежный баланс – это выраженное в валюте каждой отдельной страны соотношение между суммой платежей, полученных из-за границы, и суммой платежей, переведенных за границу, за тот или иной период. Структура платежного баланса приведена в следующей таблице.

    Структура платежного баланса

    I. Счет текущих операций
    1. Товарный экспорт 2. Товарный импорт
    Сальдо баланса внешней торговли (торговый баланс)
    3. Экспорт услуг (доходы от иностранного туризма и т. д., исключая кредитные услуги) 4. Импорт услуг (платежи за туризм за рубежом и т.д., исключая кредитные услуги)
    5. Чистые доходы от инвестиций (чистые доходы от кредитных услуг)
    6. Чистые трансферты
    Сальдо баланса по текущим операциям
    II. Счет движения капитала
    7. Приток капитала 8. Отток капитала
    Сальдо баланса движения капитала
    Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала
    III. Изменение официальных резервов

    Все сделки между данной страной и остальным миром включают текущие операции и операции с капиталом. Соответственно, платежный баланс включает следующие составные элементы: 1) счет текущих операций;

    2) счет движения капитала;

    3) изменение официальных резервов.

    Счет текущих операций включает в себя экспорт товаров и услуг (со знаком плюс), импорт (со знаком минус), чистые доходы от инвестиций и чистые трансферты. Разница между товарным экспортом и товарным импортом образует торговый баланс. В целом счет текущих операций выступает как расширенный торговый баланс.

    В счете движения капитала отражаются все международные сделки с активами: доходы от продажи акций, облигаций, недвижимости иностранцам и расходы, возникающие в результате покупок активов за границей. Продажа иностранных активов увеличивает запасы иностранной валюты, а их покупка уменьшает их. Полому баланс движения капитала показывает чистые поступления иностранной валюты от всех сделок с активами.

    Официальные валютные резервы включают золото, иностранную валюту, кредитную долю страны в МВФ плюс специальные права заимствования (СДР) и др. Около 2/3 объема всех активов банковского сектора составляют международные резервы страны. Такая структура активов банковского сектора характерна для развивающихся стран и стран с транзитивной экономикой. В развитых странах резервы не превышают 20% активов, а большую часть иностранных активов банковского сектора составляют активы коммерческих банков.

    На счете резервных активов отражаются операции по купле-продаже иностранной валюты, золота и других активов, осуществляемых центральным банком и правительственными органами. Целью этих операций является не извлечение прибыли, а урегулирование несбалансированности платежных балансов, поддержание курсов определенных валют и прочие цели.

    За счет официальных резервов покрывается дефицит или пассивное сальдо по двум предыдущим статьям платежного баланса - счета текущих операций и движения капиталов. Происходит это путем продажи центральным банком накопленных запасов резервных активов или получения государством валютных кредитов в других банках. Уменьшение резервов центрального банка приводит к увеличению предложения валюты на рынке и отражается в балансе со знаком плюс.

    Активное сальдо по счетам текущих операций и движения капиталов приводит к росту официальных валютных резервов и отображается в балансе со знаком минус. Сумма сальдо текущего счета, счета движения капитала и изменения величины резервов должна составить ноль.

    В реальной жизни платежный баланс может быть сведен с положительным или отрицательным сальдо. Это результат относится к сальдо по двум счетам: текущих операций и движения капиталов. Он показывает направление движения валюты (в страну или из страны) от ведения международной торговли и финансовых операций.

    Если платежный баланс дефицитен, то страна получила меньше иностранной валюты, чем израсходовала. Размер дефицита равен сокращению официальных резервов. Активное сальдо означает, что государство заработало больше валюты, чем потратило, в результате произошло увеличение валютных резервов.

    Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора денежно-кредитной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью.

    Дата добавления: 2016-02-27 ; просмотров: 1044 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    2. Тарифные методы

    Тарифные методы заключаются в установлении таможенного тарифа (пошлины). Это наиболее традиционный метод, активно применяемое средство государственного регулирования экспортно-импортных операций.

    Таможенный тариф – это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее.

    Таможенные пошлины – это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

    Начало формирования таможенного тарифа – III – II тысячелетия до н.э. Термин «тариф» берет начало от южно-испанского города Тариф, в котором была впервые составлена таблица, где были внесены названия товаров, меры измерения и величина пошлин за провоз товаров через Гибралтарский пролив.

    Таможенный тариф выполняет следующие функции:

    1) фискальная (пополнение доходов бюджета);

    2) защитная (защита отечественных производителей от конкуренции);

    3) регулирующая (регулирует ввоз и вывоз товаров);

    - импортные (ими облагаются ввозимые в страну товары);

    - экспортные (ими облагаются вывозимые товары);

    - транзитные (взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом).

    Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

    Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики. Владелец импортируемого товара после уплаты пошлины повысит цену. Тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителя. Но он выгоден государству и отечественным производителям.

    Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

    В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

    Транзитные пошлины сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

    Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

    1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

    2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Называется адвалорной.

    Внутренняя цена импортного товара (Pd) после обложения специфическим тарифом будет равна:

    где: Pim — цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);

    Ts — ставка специфического тарифа.

    При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

    где: Tav – ставка адвалорного тарифа.

    Существует и промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

    Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования.

    В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара:

    - преференциальные (особо льготные);

    - генеральные (автономные), то есть максимальные.

    Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

    Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Например, взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

    При введении таможенного тарифа цена на импортные товары возрастает. Это способствует росту цен на товары отечественного производства. Предложение товаров на внутреннем рынке возрастает, однако спрос уменьшается. Как следствие происходит уменьшение импорта.

    Влияние тарифа различно для субъектов экономики. Так потребители:

    1) оплачивают доход от тарифа;

    2) оплачивают прибыль фирмам;

    3) оплачивают избыточные издержки отечественного производства;

    4) теряют излишек потребителя.

    Государство выигрывает за счет введения таможенного тарифа, так как увеличиваются поступления в бюджет. По сути это трансферт от потребителей государству.

    Отечественные производители получают дополнительную прибыль. Эта прибыль является переводом доходов от потребителей к производителям.

    Общество несет социальные издержки, потому что ресурсы, которые притекают в отрасль, защищенную тарифом, могли бы использоваться более эффективно в других секторах экономики.

    В ЕС импортные пошлины на рис 231%, молочные продукты – 205%, сахар – 279%. В Японии пошлина на рис 444 %, на пшеницу – 193%. В США пошлина на молочные продукты 93%, на сахар – 91%.

    date image
    2014-02-09 views image
    1184

    facebook icon
    vkontakte icon
    twitter icon
    odnoklasniki icon



    К основным инструментам внешнеторговой политики относятся:

    Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты.

    Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями.

    Протекционистcкие пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистcкие пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

    2) Импортные квоты.

    С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно небольших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

    3) Нетарифные барьеры.

    Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Т.е это административное регулирование, при котором происходит дискриминация иностранных товаров в пользу отечественных.

    4) Добровольные экспортные ограничения.

    В этом случае иностранные фирмы "добровольно" ограничивают своего экспорта в определенные страны. Экспортеры дают согласие на добровольные экспортные ограничения (которые аналогичны импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Цель и последствие защитных пошлин — сокращение мировой торговли. Отсюда помимо своих специфических последствий для потребителей, а также иностранных и местных производителей пошлины сокращают объемы реального мирового производства.

    В теории внешней торговли используют понятия квотирование (контингентирование) и лицензирование, добровольное ограничение экпорта.

    Квота– количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

    По направленности их действия квоты разделяются на:

    § экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке.

    § импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

    По охвату квоты делятся на:

    § глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется, или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара.

    § индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.




    Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, сем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны, импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены.

    Лицензирование– регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

    Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадет с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:

    Добровольные ограничения экспортавводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

    «Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

    «Добровольные» ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики, направленных на завоевание государственного положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольные» ограничения экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

    Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора.

    Аналогично мультипликатору инвестиций мультипликатор экспорта ( ) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (MRC) или предельную склонность к сбережению (MRS):

    Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы:

    где – внешнеторговый мультипликатор.

    Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту (MRM), как отношения изменения объема импорта к изменению дохода, формула мультипликатора принимает вид:

    А влияние изменения экспорта с учетом импорта на изменение объема производства можно описать как:

    Действие мультипликатора внешней торговли не бесконечно. Мультиплицирование носит затухающий характер, величины очередных приростов неуклонно сокращаются, так как значение предельной склонности к потреблению импортных товаров меньше единицы.

    К основным инструментам внешнеторговой политики относятся:

    Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты.

    Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями.

    Протекционистcкие пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистcкие пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

    2) Импортные квоты.

    С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно небольших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

    3) Нетарифные барьеры.

    Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Т.е это административное регулирование, при котором происходит дискриминация иностранных товаров в пользу отечественных.

    4) Добровольные экспортные ограничения.

    В этом случае иностранные фирмы "добровольно" ограничивают своего экспорта в определенные страны. Экспортеры дают согласие на добровольные экспортные ограничения (которые аналогичны импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Цель и последствие защитных пошлин — сокращение мировой торговли. Отсюда помимо своих специфических последствий для потребителей, а также иностранных и местных производителей пошлины сокращают объемы реального мирового производства.

    В теории внешней торговли используют понятия квотирование (контингентирование) и лицензирование, добровольное ограничение экпорта.

    Квота– количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

    По направленности их действия квоты разделяются на:

    § экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке.

    § импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

    По охвату квоты делятся на:

    § глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется, или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара.

    § индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.




    Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, сем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны, импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены.

    Лицензирование– регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

    Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадет с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:

    Добровольные ограничения экспортавводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

    «Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

    «Добровольные» ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики, направленных на завоевание государственного положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольные» ограничения экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

    Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора.

    Аналогично мультипликатору инвестиций мультипликатор экспорта ( ) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (MRC) или предельную склонность к сбережению (MRS):

    Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы:

    где – внешнеторговый мультипликатор.

    Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту (MRM), как отношения изменения объема импорта к изменению дохода, формула мультипликатора принимает вид:

    А влияние изменения экспорта с учетом импорта на изменение объема производства можно описать как:

    Действие мультипликатора внешней торговли не бесконечно. Мультиплицирование носит затухающий характер, величины очередных приростов неуклонно сокращаются, так как значение предельной склонности к потреблению импортных товаров меньше единицы.

    Платежный баланс.

    Существуют различные международные операции, порождающие спрос на определенную валюту и ее предложение.

    Платежный баланс – это выраженное в валюте каждой отдельной страны соотношение между суммой платежей, полученных из-за границы, и суммой платежей, переведенных за границу, за тот или иной период. Структура платежного баланса приведена в следующей таблице.

    Таблица 17. Структура платежного баланса

    I. Счет текущих операций
    1. Товарный экспорт 2. Товарный импорт
    Сальдо баланса внешней торговли (торговый баланс)
    3. Экспорт услуг (доходы от иностранного туризма и т. д., исключая кредитные услуги) 4. Импорт услуг (платежи за туризм за рубежом и т.д., исключая кредитные услуги)
    5. Чистые доходы от инвестиций (чистые доходы от кредитных услуг)
    6. Чистые трансферты
    Сальдо баланса по текущим операциям
    II. Счет движения капитала
    7. Приток капитала 8. Отток капитала
    Сальдо баланса движения капитала
    Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала
    III. Изменение официальных резервов

    Все сделки между данной страной и остальным миром включают текущие операции и операции с капиталом. Соответственно, платежный баланс включает следующие составные элементы: 1) счет текущих операций;

    2) счет движения капитала;

    3) изменение официальных резервов.

    Счет текущих операций включает в себя экспорт товаров и услуг (со знаком плюс), импорт (со знаком минус), чистые доходы от инвестиций и чистые трансферты. Разница между товарным экспортом и товарным импортом образует торговый баланс. В целом счет текущих операций выступает как расширенный торговый баланс.

    В счете движения капитала отражаются все международные сделки с активами: доходы от продажи акций, облигаций, недвижимости иностранцам и расходы, возникающие в результате покупок активов за границей. Продажа иностранных активов увеличивает запасы иностранной валюты, а их покупка уменьшает их. Полому баланс движения капитала показывает чистые поступления иностранной валюты от всех сделок с активами.

    Официальные валютные резервы включают золото, иностранную валюту, кредитную долю страны в МВФ плюс специальные права заимствования (СДР) и др. Около 2/3 объема всех активов банковского сектора составляют международные резервы страны. Такая структура активов банковского сектора характерна для развивающихся стран и стран с транзитивной экономикой. В развитых странах резервы не превышают 20% активов, а большую часть иностранных активов банковского сектора составляют активы коммерческих банков.

    На счете резервных активов отражаются операции по купле-продаже иностранной валюты, золота и других активов, осуществляемых центральным банком и правительственными органами. Целью этих операций является не извлечение прибыли, а урегулирование несбалансированности платежных балансов, поддержание курсов определенных валют и прочие цели.

    За счет официальных резервов покрывается дефицит или пассивное сальдо по двум предыдущим статьям платежного баланса - счета текущих операций и движения капиталов. Происходит это путем продажи центральным банком накопленных запасов резервных активов или получения государством валютных кредитов в других банках. Уменьшение резервов центрального банка приводит к увеличению предложения валюты на рынке и отражается в балансе со знаком плюс.

    Активное сальдо по счетам текущих операций и движения капиталов приводит к росту официальных валютных резервов и отображается в балансе со знаком минус. Сумма сальдо текущего счета, счета движения капитала и изменения величины резервов должна составить ноль.

    В реальной жизни платежный баланс может быть сведен с положительным или отрицательным сальдо. Это результат относится к сальдо по двум счетам: текущих операций и движения капиталов. Он показывает направление движения валюты (в страну или из страны) от ведения международной торговли и финансовых операций.

    Если платежный баланс дефицитен, то страна получила меньше иностранной валюты, чем израсходовала. Размер дефицита равен сокращению официальных резервов. Активное сальдо означает, что государство заработало больше валюты, чем потратило, в результате произошло увеличение валютных резервов.

    Макроэкономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы в лаконичной форме отражать состояние международных экономических отношений данной страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора денежно-кредитной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой политики и управления государственной задолженностью.

    Читайте также: