Реестр ттн для налоговой

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Налоговое законодательство с каждым годом становится все демократичнее. Так, с 01.10.2015 предоставлена преференция экспортерам, собирающим документы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. Теперь вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных документов в инспекцию достаточно представить реестры документов в электронном виде через операторов электронного документооборота. Как же это сделать на практике? Для ответа на вопрос мы использовали нормативные акты и недавно вышедшие разъяснения чиновников.

Начнем с норм закона

Однако подзаконный акт, принятый во исполнение данной нормы (Приказ Минфина России от 21.05.2010 № 48н «Об утверждении Порядка представления реестров таможенных деклараций»), оказался сырым. Порядок, представленный в приказе, не содержал конкретного перечня сведений, подлежащих отражению в реестрах. К тому же отсутствовали сами формы этих реестров, ведь их разработка и утверждение финансовым ведомством указанными нормами ст. 165 НК РФ не были предусмотрены (см. письма Минфина России от 30.10.2012 № 03‑07‑08/308, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@).

В результате упомянутый подзаконный акт просуществовал недолго (с 24.09.2010 по 30.09.2015). Приказом Минфина России от 25.05.2015 № 82н он признан утратившим силу 1 октября 2015 года. С той же даты перестали действовать абз. 9 – 11 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ. А положения, содержащиеся в данных абзацах (в обновленном виде), перенесены в новые пункты указанной статьи – 15 и 16. Эти изменения внесены в гл. 21 Федеральным законом от 29.12.2014 № 52‑ФЗ. Обратимся к данным нормам.

В пункте 15 ст. 165 НК РФ приведен перечень реестров документов в зависимости от вида совершаемых экспортных операций. Для наглядности обобщим информацию в виде схемы по иному признаку, а именно по видам документов, которые можно заменить их реестрами.

Для подтверждения нулевой ставки

Представляются реестры в электронном виде

с указанием регистрационных номеров этих деклараций

Транспортные, перевозочные и товаросопроводительные и иные документы

Документы, подтверждающие факт оказания отдельных услуг

Копии вышеуказанных документов или реестры отдельных документов на бумажном носителе

Копии документов, подтверждающих факт оказания отдельных услуг

Читатель может заметить, что «электронные» реестры заменяют не все документы, которые следует представить для подтверждения применения нулевой ставки НДС. В частности, контракт с иностранной компанией на поставку товара (как и раньше) нужно представлять не в виде реестра, а традиционно – пояснено в п. 19 ст. 165 НК РФ [2] .

В норме указано, что контракты (договоры) могут быть представлены экспортером в налоговую инспекцию одним из следующих способов:

  • в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами;
  • в виде комплекта документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.
Важно понимать, что представление реестров не избавляет налогоплательщика от подачи в налоговый орган самих документов. Перечень случаев, когда налоговый орган имеет право истребовать документы, сведения из которых включены в реестры, установлен п. 15 ст. 165 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 03‑07‑08/21596).

В частности, инспекторы в ходе камеральной проверки вправе выборочно истребовать у налогоплательщика, представившего в электронной форме реестры перевозочных документов, предусмотренных абз. 5 п. 5, п. 5.1, 6, 6.1, документы, сведения из которых включены в реестры. Для исполнения данного предписания установлен ограничительный срок – в течение 20 календарных дней с даты получения экспортером требования налогового органа.

Кроме того, проверяющие вправе запросить нужные документы при выявлении несоответствия сведений об экспортных операциях, полученных от таможенных органов (об информационном обмене между ведомствами скажем чуть позже), данным, содержащимся в «электронных» реестрах налогоплательщика, а также документы, сведения из которых таможенники представлять не должны.

Если экспортер не исполнил требование инспекции (полностью или частично), обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной.

Следующий пункт (п. 16) предписывает ФНС (а не Минфину) разработать и утвердить подзаконные акты, устанавливающие формы и правила заполнения «электронных» реестров, а также форматы и порядок их представления в налоговый орган. И надо сказать, что налоговики с этим справились, утвердив «жизнеспособные» приказы по практическому формированию и отправке реестров.

Обратим внимание еще на два новых пункта ст. 165 НК РФ – 17 и 18 [3] , вступивших в силу 01.10.2015. Первый пункт обязывает таможенников передавать налоговикам сведения по экспортным операциям в электронной форме, второй – разработать указанным ведомствам совместно перечень сведений, форматы и порядок электронного взаимодействия. Цель данных нововведений – осуществление налоговыми органами проверки обоснованности применения экспортерами налоговой ставки 0% и налоговых вычетов без дополнительного истребования у последних соответствующих документов (что возможно, если сведения из реестров не расходятся с информацией, переданной таможенниками).

Пока подзаконные акты не утверждены, остаются действующими общие документы, в частности Соглашение о сотрудничестве ФТС России № 01-69/1, ФНС России № ММ-27-2/1 от 21.01.2010. Оно в большей степени направлено на обмен информацией между таможенниками и налоговиками о действиях участников внешнеэкономической деятельности в целом. Полагаем, что взаимодействие ведомств будет полезно в частной ситуации, например при обмене сведениями об экспортных операциях в целях контроля за применением ставки 0%.

Продолжим положениями подзаконных актов

Во-первых, это Приказ ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 (далее – Приказ № ММВ-7-15/427), которым утверждены формы и порядок заполнения реестров, а также форматы и порядок представления реестров в электронной форме.

Во-вторых, это Приказ ФНС России от 05.10.2015 № ММВ-7-6/438@, внедривший пилотный проект по приему от налогоплательщиков в электронной форме реестров сведений из документов, представляемых в обоснование применения ставки 0% по экспортным операциям, и по обработке данных реестров в информационной системе налоговых органов.

Второй документ отличается от первого тем, что он предназначен не для всех, а только для участников пилотного проекта. Это семь компаний-экспортеров, с которыми налоговики налаживают «электронное» взаимодействие по подтверждению нулевой ставки (см. приложение 8 к приказу).

А чтобы было меньше вопросов, в пилотном проекте предусмотрены всего два реестра, передаваемых в налоговые органы по ТКС. Это реестр таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и иных документов и реестр перевозочных документов для железнодорожного транспорта.

Однако в рамках статьи обратим внимание все же на более общий и универсальный документ – Приказ № ММВ-7-15/427. Им утверждены 14 реестров сведений по различным видам и сочетаниям подтверждающих нулевую ставку документов. Для сравнения: в п. 15 ст. 165 НК РФ изначально выделено всего восемь видов «электронных» реестров. Увеличение их количества объясняется тем, что в НК РФ не могут быть учтены все ситуации, что как раз можно сделать в подзаконном акте. В нем, кстати, не только представлены реестры, но и даны указания по их заполнению.

Полагаем, нет смысла пересказывать содержание каждого реестра и порядок их заполнения. Скажем о том, что должно быть во всех из них: информация о размере налоговой базы, к которой экспортером применяется нулевая ставка НДС. На это обращено внимание в п. 16 ст. 165 НК РФ. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в «электронном» реестре сведений. Такой подход позволяет накопительным итогом установить величину налоговой базы по экспортным операциям.

В отличие от реестров, в декларации по НДС [4] налоговая база указывается «котловым» методом по всем операциям за налоговый период. При этом отдельно выделяется налоговая база по подтвержденному и неподтвержденному экспорту (см. разд. 4, 6 декларации). В итоге данные о налоговой базе по всем отправленным в инспекцию реестрам должны соответствовать информации, отраженной в декларации за соответствующий период.

Немаловажным является порядок представления «экспортных» реестров. Это нужно сделать по форматам, утвержденным Приказом № ММВ-7-15/427, не забыв подписать реестры усиленной квалифицированной электронной подписью.

Следует отметить, что днем представления в инспекцию реестра сведений считается дата его отправки экспортером по каналам связи, а не дата получения налоговым органом. В то же время реестр является принятым, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи).

«Экспортные» реестры в электронном формате должны быть представлены в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны либо со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под указанные таможенные процедуры (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Реестр сведений, подтверждающий экспортные операции, не будет считаться принятым налоговым органом, если:

  • не соответствует утвержденному формату;
  • отсутствует (не соответствует) усиленная квалифицированная электронная подпись налогоплательщика;
  • направлен в налоговый орган, в компетенцию которого не входит проверка реестров (ошибочное направление).
При наличии оснований для отказа в приеме подтверждающего экспорт реестра налоговый орган формирует соответствующее уведомление, подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет налогоплательщику.

При получении такого уведомления налогоплательщик должен устранить указанные в нем ошибки и повторить процедуру направления реестра.

Пожалуй, это основное, что нужно знать о приказах налоговиков, посвященных практическому подтверждению применения нулевой ставки «электронными» реестрами.

Закончим разъяснениями чиновников

По общему правилу до недавнего времени налогоплательщик-экспортер обязан был подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС документами на бумажном носителе, перечень которых установлен п. 1 ст. 165 НК РФ.

То есть ФНС дает бухгалтеру право выбора одного из трех вариантов подтверждения нулевой ставки, окончательное решение – за налогоплательщиком. При этом формат отправки сведений в электронном виде ему выбирать не нужно. Для этих целей налоговики советуют воспользоваться описью документов, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

В рассматриваемом письме налоговики также напомнили, что проверяющие на местах вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры № 1 или 5. Указанные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, в том числе содержать отметки российского таможенного органа, подтверждающие совершение экспортной операции.

В случае непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых включены в названные «электронные» реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Если же документы не в порядке (например, не содержат отметки таможенных органов), то, полагаем, подтверждение экспортной ставки будет также под большим вопросом.

Еще одно разъяснение ФНС – Письмо от 01.02.2016 № ЕД-4-15/1347, которое касается подтверждения нулевой ставки НДС при осуществлении международных перевозок пассажиров и багажа. Их особенность заключается в том, что маршрут следования может быть сложным, состоящим из двух и более участков, в том числе с последующим возвращением пассажира в первоначальный пункт отправки. Налоговики напомнили, что экспортер может представить в инспекцию в электронной форме реестр перевозочных документов, предусмотренных абз. 5 п. 5, п. 6 и 6.1 ст. 165 НК РФ, вместо реестров указанных документов на бумажном носителе.

Приложением 29 к Приказу № ММВ-7-15/427 утвержден формат представления реестра перевозочных документов в электронной форме. В сведениях по перевозочному документу (таблица 5.4 приложения) предусмотрено поле для указания маршрута. В нем по одному такому документу допускается отражать несколько пунктов отправления и назначения одного сложного маршрута.

Если оказание услуги по перевозке в части сложного маршрута приходится на стык налоговых периодов, то номер перевозочного документа указывается в реестре за тот налоговый период, к которому относится соответствующая часть сложного маршрута.

В дополнение к этому ФНС сообщила, что в «электронном» реестре перевозочных документов предусмотрено поле «Примечание». В нем можно указать сведения о части сложного маршрута, дата оказания услуги по которому приходится на иной налоговый период (как на последующий, так и на предыдущий).

Обратим внимание на Письмо ФНС России от 25.01.2016 № ЕД-4-15/887@. Оно в большей степени дублирует первое из рассмотренных разъяснений. Плюс к этому в нем сказано, что форматом описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, предусмотрено представление в виде скан-образа контракта (копии контракта) с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза. Согласитесь, удобно отправлять по каналам связи все документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0%.

А еще оказывается, что ФНС разработала бесплатное программное обеспечение для заполнения указанных выше реестров, которое размещено на ее сайте [7] . По вопросам сопровождения и обновления другого программного обеспечения, в том числе в части формирования реестров, налоговики призывают экспортеров обращаться на горячую линию разработчика данного бухгалтерского программного обеспечения.

Есть еще одно разъяснение чиновников по обозначенной теме – Письмо ФНС России от 06.08.2015 № СД-4-15/13789. Хотя это письмо выпущено до вступления в силу положений п. 15 и 16 ст. 165 НК РФ, его смело можно применять в настоящее время (поскольку в нем даны комментарии по применению указанных норм). Речь идет о реализации товаров на экспорт. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налоговикам представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из России.

Таможенные органы, в регионах деятельности которых расположены места убытия грузов с таможенной территории РФ, оформляют решение на их вывоз автомобильным и железнодорожным транспортом путем проставления штампа «Вывоз разрешен», подписи должностного лица таможни с отражением даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати указанного лица (п. 3 Приказа ФТС России от 18.12.2006 № 1327).

Итак, уже сейчас можно подтверждать применение нулевой ставки НДС посредством электронного документооборота налогоплательщиков-экспортеров с налоговыми органами. Приняты не только подзаконные акты, регламентирующие эту процедуру, но и запущен пилотный проект, благодаря которому ряд налогоплательщиков «обкатывает» подтверждение экспортных операций посредством отправки «электронных» реестров. А это означает, что в ближайшем будущем может существенно сократиться документооборот между проверяемыми и проверяющими. По крайней мере, чиновники так считают. Экспортеры начинают внедрять реестры документов в жизнь. Остается надеяться, что также будет надлежащим образом организован обмен информацией между налоговиками и таможенниками, что позволить упростить налоговое администрирование в отношении экспортеров.

[1] Правда, не в электронном виде, а на бумажном носителе.

[2] Данная норма введена в ст. 165 НК РФ Федеральным законом от 23.11.2015 № 323‑ФЗ. Начало ее действия – 01.01.2016.

[3] Эти пункты введены в ст. 165 НК РФ Федеральным законом № 452‑ФЗ.

[4] Утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

[5] Приложение 1 к Приказу № ММВ-7-15/427.

[6] Приложение 5 к Приказу № ММВ-7-15/427.

Транспортировка груза любым транспортным средством по умолчанию предполагает передачу определённых документов вместе с перевозимым товаром. Когда кроме отправителя и получателя в передаче собственности участвуют третьи лица, взаимоотношения сторон необходимо узаконить посредством договора, который будет официально свидетельствовать о факте сделки между ними, при этом в пакете документации, сопровождающей груз, должны содержаться также иные сведения. Некоторые бумаги характеризуют объект перевозки, другие – сам процесс перемещения и могут оформляться перед отправкой или во время пути следования в зависимости от их предназначения.

Как оформить транспортную накладную

В список документов, которые могут использоваться для транспортировки грузов автотранспортом, включена транспортная накладная. Она заполняется по форме грузоотправителем (если в договоре не указано иное) и передаётся перевозчику, который может проверить содержащиеся сведения на соответствие действительности, после чего бумага сопровождает объект перемещения на протяжении всего маршрута и вручается в пункте назначения получателю вместе с товаром. Транспортная накладная подтверждает законность перевозки и удостоверяет факт наличия договора с поставщиком услуг по грузоперевозкам, отражает содержащиеся в нём данные, касающиеся груза, обязанностей сторон, нюансов перевозки, расходов и пр.

Данный документ потребуется и в качестве отчётности при налоговой проверке, поэтому отнестись к правильности его заполнения следует внимательно, чтобы у представителей службы не возникло сомнений по поводу неактуального предоставления информации о движении денежных средств. Любые расхождения сведений в транспортных накладных с действительностью могут привлечь ненужное внимание налоговиков и повлечь за собой неприятные последствия в виде дополнительных начислений.

В железнодорожных перевозках используется транспортная ж/д накладная по форме ГУ-29-О, при авиаперевозках – грузовая накладная, а при доставке морским транспортом законность перемещения груза подтверждается коносаментом.

В каких случаях оформляем, а в каких не оформляем транспортную накладную

При варианте доставки автомобильным транспортом с привлечением стороннего перевозчика в качестве доказательства договорённости сторон применяются:

  • товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме 1-Т, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11.1997 г. № 78;
  • транспортная накладная (ТН), форма утверждена правительственным постановлением от 04.2011 г. № 272 в приложении 4 к Правилам транспортировки грузов.

При этом второй вариант бумаги не отменяет действия первого, поэтому ТН можно оформлять, равно как и ТНН, обе бумаги подтверждают затраты и правомерность процесса транспортировок, таким образом, можно применить любую из форм. Предназначение транспортной накладной заключается в подтверждении законности перевозок, так что она не замещает товарную накладную ТОРГ-12.

Чтобы списывать и приходовать товары, применяется ТТН, тогда как для той же цели в дополнение к ТН понадобится ещё ТОРГ-12. Использовать оба документа ТН и ТН в комплекте необходимо только при перевозке алкогольных напитков и спиртосодержащих продуктов. В остальных же случаях достаточно одной из форм. Ни ТН, ни ТТН не требуется вовсе, если покупатель на своём транспорте забирает груз со склада поставщика. Тогда поставить на приход товар можно, используя товарную накладную (ТОРГ-12), а зафиксировать расходы на транспортировку с помощью путевого листа. Если с компанией-перевозчиком заключён договор фрахтования, то вместо ТН оформляют заказ-наряд.

Правильное оформление ТТН

Транспортная накладная в 2018 году выглядит несколько иначе в результате обновления согласно правительственному постановлению от 12.12. 2017 г. № 1529, а именно изменениям подверглись 13 и 15 разделы. В новой редакции Правила перевозки автотранспортом регулируют транспортировку грузов тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами, тогда как до внесения правок речь шла о перемещении тяжеловесных или крупногабаритных грузов, этими обновлениями обусловлено редактирование и образца накладной.

Требования к заполнению

Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.

Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

  • данные всех участников сделки;
  • сведения о грузе;
  • данные о транспортном средстве;
  • стоимость грузоперевозки;
  • перечень сопроводительных документов.

Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.

Порядок заполнения по разделам

К заполнению транспортной накладной следует отнестись со всей ответственностью, точно прописывать в бланке адреса погрузки и разгрузки, госномера ТС и прочие сведения. Все предоставленные данные проверяются перевозчиком, и несоответствия с фактами могут послужить причиной отказа в услуге. К тому же обнаружение ложных сведений государственными органами приведёт к дополнительным трудностям. Оформление документа начинается с внесения информации о номере экземпляра, датирования и указания порядкового номера заявки. ТН нового образца включает 17 разделов и заполняется следующим образом:

  1. Первый раздел предполагает внесение данных о грузоотправителе (ФИО или полное название организации, адрес, номер телефона и пр.).
  2. В следующем разделе вносятся те же сведения, но уже относящиеся к получателю груза.
  3. Здесь указывается наименование груза, информация о его состоянии, значения массы, габариты и прочие необходимые данные.
  4. Перечисляется сопроводительная документация, которая следует вместе с объектом перевозки (сертификаты, разрешения, товарные накладные и т. д.).
  5. Если требуется, отправителем обозначаются особенные требования к трансферу (специальные условия содержания перевозимого объекта, объявленная ценность и т. п.).
  6. Сведения о приёмке груза (адрес места погрузки, дата, время и др.). Здесь же проставляются подписи отправителя и водителя, указываются должности лиц.
  7. Сведения о вручении груза (адрес места выгрузки, дата, время и др.). Проставляются подписи получателя и водителя, указываются должности лиц.
  8. Восьмая графа предполагает внесение сведений об условиях трансфера, особенных условиях перемещения или хранения на промежуточных пунктах, штрафах, в соответствии с договором и прочих особенностей. Штрафные меры за простой транспорта, нарушение сроков поставки и т. д. при наличии здесь прочерка определяются по общим правилам, регламентированным Федеральным законом от 8.10.2007 г. № 259-ФЗ.
  9. Девятый раздел информирует о принятии заказа услуги к выполнению.
  10. Раздел предполагает внесение данных о перевозчике (название компании, адрес, телефонный номер, ФИО лица, осуществляющего трансфер, контактный телефон).
  11. Сведения о транспорте, посредством которого осуществляется транспортировка (количество, марка автомашины, госномера).
  12. Здесь перевозчик при необходимости может отметить замечания по поводу фактического состояния объекта перевозки или его упаковки и т. д. при приёме/сдаче, изменения условий на маршруте либо при выгрузке.
  13. Данный раздел отражает маршрут движения тяжеловесного или крупногабаритного транспорта (в прежнем варианте документа были сведения о маршруте груза).
  14. Раздел нужно заполнить, если сменилось место доставки.
  15. Указывается стоимость грузоперевозки, осуществляемой тяжеловесным или крупногабаритным транспортом (ранее стоимость перемещения груза).
  16. Здесь датируется оформление накладной и подписывается отправителем и перевозчиком.
  17. Указываются нарушения, произошедшие в процессе транспортировки, штрафы и претензии любой из сторон.

Если сведения, подлежащие заполнению, отсутствуют, то нужно проставить прочерки.

Как оформить ТТН

Образец заполнения транспортной накладной

Бланк транспортной накладной, актуальный в 2018 году, доступен для бесплатного скачивания. Типовая форма утверждена правительственным постановлением РФ от 15.04.2011 г. № 272. После скачивания бланк остаётся просто заполнить и распечатать с внесённой информацией о перевозке. Для наглядности представлен образец заполнения транспортной накладной 2018 года, по примеру которого легче получить представление об указании необходимых сведений.

Автор: Свинцицкая Александра, аудитор компании «Сальдо Фаворит»

Вы уже предоставили ТТН в ИФНС?

Вы уже предоставили ТТН в ИФНС?

В настоящее время все больше требований приходит не в рамках проведения камеральных проверок, а на основании 93 и 93.1 ст. НК РФ, это позволяет проводить процедуры налогового контроля за рамками установленных сроков. Уже с отчетности за 3 квартал 2018 г. проводятся экстерриториальные проверки, то есть проверки, инициированные не по месту учета налогоплательщика, а из другой ИФНС, которая, возможно, находится в другом регионе.

Требования стандартно содержат список документов и список вопросов по ведению хозяйственной деятельности, практически всегда требуется указать лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции (кто принимал товар, кто инициировал заключение договора, как узнали про контрагента и пр.).

В настоящий момент налогоплательщик, который предоставляет все документы и пояснения в ИФНС, сталкивается с дальнейшим проведением мероприятий налогового контроля, от почерковедческой экспертизы, которую проводит налоговая инспекция, до вызова на опросы/допросы всех сотрудников, указанных в пояснениях. На любые вопросы лучше отвечать без предоставления ФИО сотрудников и их контактных данных. Ведь ИФНС может вызвать и уволенных ранее работников.

Один из «любимых» документов, который стоит в каждом требовании ИФНС, является товарно-транспортная накладная (далее ТТН). Но позвольте, правила документооборота при транспортировке груза и при ведении налогового учета отличаются! Такие документы могут не предоставляться заказчику, если в УПД стоит подпись генерального директора, кроме того в реальной практике, товар принимают по складским накладным, а в дальнейшем бухгалтерия обменивается УПД, которые подписаны непосредственно двумя генеральными директорами.

Добавим немного законодательных норм:

Согласно НК РФ ст. 252. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Как мы все знаем под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Так ТТН не обязательна для вычета "входного" НДС по товарам, которые вы купили.

Для вычета НДС вы должны оприходовать эти товары по правилам бухгалтерского учета (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). А для этого достаточно иметь любой первичный документ, который подтверждает приобретение товаров и соответствует требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Таким документом могут быть:

универсальный передаточный документ;

любой другой первичный документ, в котором есть все обязательные реквизиты (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

У вас вообще может не быть ТТН, если вы не заказывали перевозку товаров (например, перевозку заказал ваш поставщик). И это не должно быть причиной для отказа в вычете (Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-11/461, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10). Само по себе отсутствие ТТН не может быть поводом для отказа в вычете, когда на то нет других оснований.

Не забудьте, что для вычета НДС также нужно соблюсти другие условия.

На вопрос ИФНС о наличии и хранении товарно-транспортных накладных можно ответить в рамках закона, но не предоставлять их.

Автор: Свинцицкая Александра, аудитор компании «Сальдо Фаворит»

Вы уже предоставили ТТН в ИФНС?

Вы уже предоставили ТТН в ИФНС?

В настоящее время все больше требований приходит не в рамках проведения камеральных проверок, а на основании 93 и 93.1 ст. НК РФ, это позволяет проводить процедуры налогового контроля за рамками установленных сроков. Уже с отчетности за 3 квартал 2018 г. проводятся экстерриториальные проверки, то есть проверки, инициированные не по месту учета налогоплательщика, а из другой ИФНС, которая, возможно, находится в другом регионе.

Требования стандартно содержат список документов и список вопросов по ведению хозяйственной деятельности, практически всегда требуется указать лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции (кто принимал товар, кто инициировал заключение договора, как узнали про контрагента и пр.).

В настоящий момент налогоплательщик, который предоставляет все документы и пояснения в ИФНС, сталкивается с дальнейшим проведением мероприятий налогового контроля, от почерковедческой экспертизы, которую проводит налоговая инспекция, до вызова на опросы/допросы всех сотрудников, указанных в пояснениях. На любые вопросы лучше отвечать без предоставления ФИО сотрудников и их контактных данных. Ведь ИФНС может вызвать и уволенных ранее работников.

Один из «любимых» документов, который стоит в каждом требовании ИФНС, является товарно-транспортная накладная (далее ТТН). Но позвольте, правила документооборота при транспортировке груза и при ведении налогового учета отличаются! Такие документы могут не предоставляться заказчику, если в УПД стоит подпись генерального директора, кроме того в реальной практике, товар принимают по складским накладным, а в дальнейшем бухгалтерия обменивается УПД, которые подписаны непосредственно двумя генеральными директорами.

Добавим немного законодательных норм:

Согласно НК РФ ст. 252. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Как мы все знаем под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Так ТТН не обязательна для вычета "входного" НДС по товарам, которые вы купили.

Для вычета НДС вы должны оприходовать эти товары по правилам бухгалтерского учета (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). А для этого достаточно иметь любой первичный документ, который подтверждает приобретение товаров и соответствует требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Таким документом могут быть:

универсальный передаточный документ;

любой другой первичный документ, в котором есть все обязательные реквизиты (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

У вас вообще может не быть ТТН, если вы не заказывали перевозку товаров (например, перевозку заказал ваш поставщик). И это не должно быть причиной для отказа в вычете (Письмо Минфина России от 30.10.2012 N 03-07-11/461, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10). Само по себе отсутствие ТТН не может быть поводом для отказа в вычете, когда на то нет других оснований.

Не забудьте, что для вычета НДС также нужно соблюсти другие условия.

На вопрос ИФНС о наличии и хранении товарно-транспортных накладных можно ответить в рамках закона, но не предоставлять их.


РЕЕСТР товарно-транспортных накладных, создаваемых в виде электронных документов

1С:Бухгалтерия 7.7 для Украины

1С:Бухгалтерия 8 для Украины

В том случае, если реестр на протяжении всего периода заполняется разными людьми, последняя графа должна обязательно указывать на того, кем была внесена последняя запись. В случае, если реестр ведется в рукописном варианте, помимо указания лица, которое заполняло последним, должна быть и именная печать.

Все технические ошибки, которые могли произойти в результате заполнения реестра, должны быть изменены только по приказу вышестоящего руководства. Ошибки должны быть исправлены на протяжении 3 суток с момента обнаружения некорректных данных.

Для того, чтобы изменения в реестре были согласно действующего законодательства, следует изначально написать письменное заявление, в котором указывается вид ошибки и должностное лицо, которое ее допустило.

В процессе изменения ошибки, необходимо это фиксировать по инвентарному номеру и графе, также запись подтверждается подписью ответственного лица и штампом (для рукописного варианта).

Ключевыми моментами в ведении реестра документов являются:

  • проверка всей документации, которая подлежит включению в реестр;
  • присвоение каждому документу индивидуального регистрационного номера;
  • внесение необходимой информации об авторах того или иного документа.

Подразделение, которое непосредственно отвечает за ведение реестра, обязано регулярно проверять комплектность и правильность оформления документации, которая подлежит включению в реестр. В частности:

  • если проверка документации прошла успешно, ей присваивается индивидуальный номер;
  • при выявленных нарушениях в документации, она возвращается обратно для корректировки.

Кроме того важно помнить о таких моментах, как:

  • лица, которые непосредственно отвечают за ведение реестра, назначаются согласно приказу вышестоящего руководства. Они несут полную ответственность за ведение всей документации, в том числе и ее сохранности;
  • вся документация, которая находится в реестре, в обязательном порядке должна находиться в безопасном месте, где ей гарантирована сохранность;
  • необходимая документация, которая находится в составе реестра, выдается только лично по приказу вышестоящего руководства на определенный срок.

Для передачи необходимой документации необходимо создать так называемый акт приема/сдачи. Действующим законодательством не предусмотрена определенная форма заполнения, что приводит к частым неразберихам.

Единственное, что необходимо знать при формировании акта передачи документации, так это то, что его в обязательном порядке должно быть несколько экземпляров.

Подобный документ может быть использован как для внутренней отчетности, так и внешней.

Это единственный документ, благодаря которому можно в дальнейшем избежать различных недоразумений и подтвердить факт передачи документов третьему лицу.

Что касается самого ведения реестра, то в этом плане достаточно иногда контролировать законодательные акты, дабы во время изучить возможные в нем изменения.

Автомобиль ________________________ к путевому листу № _____ от ___ _______ 20__ г.

(марка, регистрационный знак)

Переданную(ые) грузоотправителем грузополучателю

создаваемую(ые) в виде электронного(ых) документа(ов),

на материальном носителе и груз для доставки

(должность, фамилия, инициалы, подпись)

Реестр товарных накладных образец. Реестр накладных образец скачать

Принял грузополучатель ________________________________________________________

(должность, фамилия, инициалы, подпись, штамп или печать)

Прочие отметки _______________________________________________________________

Расчет стоимости услуг

Расчет стоимости За тонны/ часы За расстоя- ние пере- возки За спец- транс- порт За транс- порт- ные услуги Погру- зочно-разгру- зочные работы, тонн Сверхнормативный простой Прочие доп- латы Дополни- тельные услуги К оплате
погрузка разгрузка итого в том числе экспеди- торские услуги
по заказу
выполнено
расценка
к оплате

Утвержден постановлением Минторга от 01.10.2010 N 24

РЕЕСТР товарно-транспортных накладных на сдачу вторичного сырья перерабатывающим организациям Республики Беларусь ___________________________________________________________________________ (наименование, местонахождение юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя) за ______________________ 20__ г.

(период) ————————————————————————— ¦ N ¦Наименование, марка¦ Номер товарно- ¦ ¦ ¦Количество,¦ ¦п/п¦ вторичного сырья ¦ транспортной ¦Дата¦Грузополучатель¦ тонн ¦ ¦ ¦ ¦ накладной ¦ ¦ ¦ ¦ — ——————- —————- —- ————— ———— ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ — ——————- —————- —- ————— ———— ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ — ——————- —————- —- ————— ———— ¦ ¦ Итого¦ ¦ ¦ ¦ ¦ —- ——————- —————- —- ————— ———— Руководитель юридического лица (индивидуальный предприниматель) ____________ __________________________ (подпись) (фамилия, имя, отчество) М.П. Главный бухгалтер _________________ __________________________ (подпись) (фамилия, имя, отчество)

Согласно пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортная накладная (ТТН). Форма ТТН, а также указания по ее применению и заполнению утверждены постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78 (далее-постановление).

Постановлением определено, что ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, что в условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.

Пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, установлено, что партия груза — груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу.

Таким образом, отгрузка алкогольной и безалкогольной продукции, входящих в одну партию продукции, может оформляться одной ТТН на всю партию.

При этом по данной ТТН в ЕГАИС фиксируются только сведения об алкогольной продукции. Отражение в системе ЕГАИС сведений о поставке безалкогольной продукции не допускается.

Ведение справочника алкогольной продукции в ЕГАИС

Росалкогольрегулирование сообщает, что в соответствии с правилами ведения системы ЕГАИС, введение алкогольных наименований в справочники системы осуществляется производителями и импортерами продукции самостоятельно.

С целью достоверного отображения сведений в системе ЕГАИС, Росалкогольрегулирование сообщает о необходимости использования филиалами и обособленными подразделениями организаций отдельных кодов продукции при производстве или импорте продукции. Использование кодов продукции, заведенных иными предприятиями или обособленными подразделениями для фиксации собственного производства или импорта в ЕГАИС не допускается.

Росалкогольрегулирование обращает внимание, что электронные документы регистрационная форма учета №1 и регистрационная форма учета №2, сопровождающие партии товара во время оборота в системе ЕГАИС, содержат в себе данные, характеризующие товар.

При этом они не являются электронным аналогом бумажных сопровождающих документов разделов А и Б справки к ТТН/ГТД, могут не совпадать как по количеству документов, так и по номерам и датам справок и регистрационных форм учета.

В связи с тем, что часть производителей/импортёров алкогольной продукции могли перестать осуществлять деятельность до момента обязательного подключения к системе ЕГАИС (предприятия пивоваренной отрасли), а их продукция может находиться на остатках оптовых и розничных организаций и начиная с 01.01.2016 должна фиксироваться в ЕГАИС, Росалкогольрегулирвоанием разработан дополнительных механизм заведения номенклатуры продукции посредством функционала федерального реестра алкогольной продукции (ФРАП).Инструкция по добавлению доступна по ссылке

В соответствии решениями, принятыми на совместных совещаниях с представителями пивоваренной отрасли, Росалкогольрегулирование сообщает:

  • Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оборот пива, пивных напитков сидра, пуаре и медовухи необходимо использовать один экземпляр программных средств ЕГАИС вне зависимости от количества мест осуществления деятельности для отражения данных в ЕГАИС;
  • Предоставление информации о дате розлива продукции в ЕГАИС и справках А к ТТН до 01.07.2016 носит справочный характер;
  • В случае если обособленное подразделение организации осуществляет импорт пива, пивных напитков сидра, пуаре и медовухи, на нем необходимо устанавливать программные средства ЕГАИС версии2.22.x;
  • В случае возникновения ошибок АСИиУ, мешающих продолжению фиксации суточных файлов, организациям необходимо продолжать загружать суточные файлы на комплексе предприятия до момента принятия решения о возобновлении фиксации данных со стороны МРУ Росалкогольрегулирования.

Производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи начиная с 01.07.2013 оснащены автоматическими средствами измерения и контроля (далее — АСИиУ) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Формат информации, передаваемой автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 01.07.2010 N 45н.

Опись вложения. Пример, шаблон, образец, бланк. Отправка документов заказным письмом. Советы, рекомендации

  • Если такая форма отправки определена законодательством. Например, отчеты в налоговую инспекцию.
  • Если такая форма переписки определена договором.
  • Если возникла конфликтная ситуация и необходимо зафиксировать факт отправки документов.

Во втором случае, даже если конфликта пока нет, нужно аккуратно относиться к переписке, так как проблемы могут возникнуть в будущем, и потребуется подтвердить, что переписка велась в полном соответствии с договором.

Составляя опись вложения, старайтесь указывать индивидуальные черты документов, которые Вы отправляете, чтобы можно было впоследствии установить, те ли документы подшиты в архив Вашего корреспондента, которые Вы отправляли. Помните, что даже если нет какой-то конфликтной ситуации, сотрудники просто склонны терять бумаги, а потом, чтобы избежать наказания, их подделывать.

В описи постарайтесь описать документ так, чтобы его невозможно было подделать или заменить. Обязательно укажите название и исходящий номер документа в Вашем учете (если он есть), а также то, что он прошнурован и пронумерован, если он состоит из нескольких страниц. Например, «Официальная претензия с заключением экспертной комиссии исх номер 235.

Если документ, направляемый почтой с описью вложений, имеет всего одну страницу, то обязательно напишите, что это подписанный оригинал. Нужно писать так: ‘Оригинал заявки с подписью’ или ‘Жалоба с подписью, заверенной нотариально’, а не так ‘Заявка’, ‘Жалоба’. Если писать по второму варианту, то Вы никогда не сможете доказать, что на самом деле Вы направляли.

Если документ содержит несколько листов, то его нужно прошнуровать и пронумеровать. Прочтите, как правильно прошнуровать документ .

Отправляя письмо в налоговую инспекцию, особенно беспокоиться, что там подменят листы, не стоит. В налоговой просто нет людей, заинтересованных в такой подмене. Но если Вы направляете жалобу, претензию, какое-то распоряжение или подписанный договор, то ситуация может сложиться так, что Вашему контрагенту покажется интересным осуществить фальсификацию.

Вложения в ценное письмо

Куда 111111, г. Мохнанск, Проезд Медведей, д. 1

На имя Генеральному директору ООО ‘Торф и грунт А’ Иванову М. Е.

Реестр товарных накладных образец. Реестр накладных образец скачать

Комментариев пока нет!

v8: Отбор в списке непроведенных документов.

Как в списке документов отобрать непроведенные документы? Возможно ли? Отбором.

выбрать запросом и потом отбор по Ссылка

(1) «Мы не ищем легких путей», да?
(0) Возможно.

Читайте также: