Налоговая база рк это

Опубликовано: 20.09.2024

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Определение налоговой базы

Раздел законодательства Российской Федерации, посвященный налогообложению, подробно истолковывает понятие налога и всех его элементов. Этим вопросам посвящена ст.8 НК РФ.

Налог – это обязательная плата, установленная государством для организаций и физлиц, которая предусматривает внесение части принадлежащих им финансовых средств, предназначенных для бюджета государства.

Налоговая база – элемент налога, функционирующий наряду с другими:

  • субъектом и объектом;
  • ставкой;
  • учетным налоговым периодом;
  • способом начисления;
  • особенностями и сроками совершения налоговых платежей;
  • возможными льготами.

Что представляет собой налоговая база

Налоговая база характеризует объект, подлежащий налогообложению, с точки зрения количества, стоимости, физических свойств или других характеристик. Другими словами, налоговая база определяет единицы, в которых можно «измерить» объект налогообложения. Поэтому чтобы понять, что такое налоговая база, нужно сначала выяснить, что представляет собой объект налогообложения.

Тот предмет, с которого взимается налог, называется его объектом. В его качестве могут выступать различные активы и финансовые суммы, например:

  • доходы, поступления, прибыль;
  • стоимость проданных товаров;
  • плата, полученная за оказанную услугу или совершенную работу;
  • совокупность дохода физического лица;
  • собственное имущество, которым владеют организации и граждане;
  • наследственная масса;
  • транспортные средства и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чаще всего название налога отражает как раз его объект: «налог на прибыль», «земельный налог» и пр.

Итак, делаем вывод: тот предмет, с которого должен уплачиваться налог, считается объектом налогообложения, а налоговая база – его значимая характеристика.

Как влияет налоговая база на величину налога

Любого плательщика прежде всего волнует вопрос: «Сколько именно мне нужно будет заплатить?» Ответить на него как раз и призвано понятие налоговой базы вкупе с применением налоговой ставки.

Величина уплачиваемого налога представляет собой произведение налоговой базы на значение налоговой ставки.

Налоговая база регламентирует единицы, в которых считается налог, а налоговая ставка, в свою очередь, показывает, какую долю этих единиц нужно отчислить в пользу государства. Это соотношение может быть двух типов:

  1. твердым – абсолютная сумма на каждую единицу налоговой базы (чаще применяется при начислении налогов, база которых позволяет назначить фиксированную сумму на каждую характеристику по налоговой базе, например, транспортный, акцизный, земельный налоги);
  2. процентным – уплате подлежит тот или иной процент от всего количественного выражения налоговой базы.

Типы процентных ставок

В зависимости от того, как именно устанавливается налоговый процент, процентные ставки могут быть различных типов:

  • пропорциональные – от налоговой базы в качестве налога всегда отчисляется один и тот же процент (примеры – налог на прибыль, НДС);
  • прогрессивные – чем выше налоговая база, тем большим будет отчисляемый процент, причем учитываться может как вся база полностью, так и ее отдельные части (современный российский Налоговый Кодекс не применяет ставки этого типа);
  • регрессивные – чем ниже налоговая база, тем больше снизится налоговый процент.

Элементы, уменьшающие налоговую базу

Естественно, что для налогоплательщика с финансовой точки зрения выгоднее, чтобы налоговая база была как можно меньшей, тогда с нее будет уплачиваться меньшая сумма налогов. Закон позволяет уменьшить величину, подлежащую умножению на налоговую ставку, на такие экономические величины:

  • налоговые вычеты – разрешено не включать в облагаемую налогом сумму определенные законом категории сумм (к ним относятся стандартные вычеты, пенсионные, благотворительные, «детские» и некоторые другие);
  • налоговые льготы – финансовые преимущества для тех или иных категорий, установленные Правительством (меньшая сумма налога, уменьшение налоговой ставки, установление минимума, который не подлежит налогообложению, полная отмена уплаты того или иного налога).

Итак, если выразить налоговую базу в виде формулы, она будет иметь следующий вид:

  • НБ – налоговая база;
  • В – предусмотренные законом и применимые к данному налогоплательщику налоговые вычеты;
  • Л – действующие для данного налога и категории плательщиков налоговые льготы.

Отечественные принципы начисления налоговой базы

В современном российском законодательстве налоговая база отвечает следующим обязательным требованиям.

  1. Все вопросы, касающиеся способа определения и порядка установления налоговой базы, регламентируются Налоговым Кодексом РФ.
  2. Каждый учетный период находит свое отражение в финансовой документации, которую ведет налогоплательщик, и на основании этих документальных подтверждений по итогам каждого отдельного периода вычисляется количественная характеристика налоговой базы.
  3. Если в текущем периоде была найдена ошибка в исчислении налоговой базы, относящаяся к уже истекшему промежутку времени, нужно произвести перерасчет налоговой базы «ошибочного» периода.
  4. Если период, в котором совершена ошибка, не поддается точному установлению, пересчитать налоговую базу будет необходимо в настоящее время, то есть в отчетном периоде.
  5. Порядок для начисления налоговой базы определяет Министерство финансов Российской Федерации. Учет прибыли и затрат по итогам хоздеятельности за нужный период, отраженный в финансовой документации, должны вести:
    • индивидуальные предприниматели;
    • организации;
    • налоговые агенты.
  6. Налогоплательщики-физлица берут за основу начисления налоговой базы собственные данные учета прибыли, а также информацию, полученную от другой стороны — контрагента их деятельности (организация, другое физическое лицо).

Методы для учета налоговой базы

В российском налоговом законодательстве для учета налоговой базы предусмотрено два метода.

  1. Кассовый – в расчет берутся только те суммы прибылей или расходов, которые реально отражены в определенной документации как полученные (или понесенные) плательщиком налогов. Это могут быть средства, поступившие на расчетный счет, отраженные с помощью контрольно-кассовой техники и т.п.
  2. Накопительный – учитывается момент, в который у налогоплательщика возникли имущественные права или обязательства. Не имеет значения, поступили ли (потрачены ли) средства фактически: если у плательщика налога возникло право на их получение (или обязанность их траты), средства попадают в расчет в составе налоговой базы.

Примеры налоговых баз для различных объектов налогообложения

В таблице приводятся примеры налоговых баз, принятые законодательством при уплате самых распространенных налогов.

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

Налоговая база по отраслевым налогам и сборам рассчитывается в зависимости от объекта налогообложения.

При применении спецрежимов налоговая база зависит от выбранной системы налогообложения.

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):


Вашим коллегам были интересны эти материалы в последние три месяца:

Плательщики

Плательщиком налога на имущество может быть признано структурное подразделение по тем объектам, которые соответствуют месту нахождения структурного подразделения.

Не являются плательщиками:

  • Крестьянские или фермерские хозяйства, юридические лица-производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), налогооблагаемый доход которых облагается по ставке 10%, применяющие общеустановленный порядок налогообложения – по объектам обложения, используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной с/х продукции;
  • Государственные учреждения;
  • Государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного государственного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;
  • Религиозные объединения;
  • Физические лица:
    • Военнослужащие срочной службы на период прохождения срочной службы (учебы);
    • Герои Советского Союза, многодетные матери, отдельно проживающие пенсионеры и другие категории, указанные в пп. 1) п. 2 ст. 526 НК РК – в пределах 1 000 кратного МРП от общей стоимости объектов;
    • Участники ВОВ и приравненные к ним лица, инвалиды I и II групп – в пределах 1 500 кратного МРП от общей стоимости объектов;
    • Лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны и другие категории, указанные в пп. 2) п. 2 ст. 526 НК РК – в пределах 1 500 кратного МРП от общей стоимости объектов;
    • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - на период до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

Объект налогообложения

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей объект обложения – находящиеся на территории РК:

Здания, сооружения, части зданий, учитываемые в составе ОС;

Здания и части зданий, предоставленные физическим лицам по договорам долгосрочной аренды жилища с правом выкупа.

Здания, сооружения, являющиеся объектами концессии, права на которые переданы по договору концессии и т.д.

Не являются объектами обложения:

  • Здания, сооружения, находящиеся на консервации по решению Правительства РК;
  • Государственные автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них;
  • Объекты незавершенного строительства и т.д.

Для физических лиц объект обложения – находящиеся на территории РК жилища, здания, дачные постройки, гаражи и иные строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства со дня эксплуатации.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» основные средства, являющиеся объектами налога на имущество, отображаются в регистре сведений Объекты имущественного налога.

Для этого в документе Принятие к учету ОС или Ввод начальных остатков для ОС устанавливается признак Объект имущественного налога.

Также указать ОС в качестве объекта имущественного налога и сделать запись в регистр сведений можно при помощи документа Изменение состояния ОС.

Налоговая база

Для юридических лиц и ИП налоговая база – среднегодовая балансовая стоимость объектов, определяемая по данным бухгалтерского учета.

Среднегодовая балансовая стоимость – 1/13 суммы, полученной при сложении балансовых стоимостей объектов налогообложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и первое число месяца периода, следующего за отчетным.

Для физических лиц налоговой базой является стоимость объектов налогообложения, которая определяется уполномоченным государственным органом в соответствии с требованиями статьи 528 НК РК.

Налоговые ставки

1,5% к налоговой базе

0,5% к налоговой базе

0,1% к налоговой базе

Для физических лиц налог на имущество исчисляется в зависимости от стоимости объекта по следующим ставкам:

свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно

Исчисление налога

Налоговые органы осуществляют исчисление налога на имущество физических лиц до 1 июля года, следующего за налоговым периодом, путем применение соответствующей ставки налога к налоговой базе.

Если объект налогообложения находился на праве собственности менее года, то расчет налога производится за период фактического владения.

Уплата налога

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП на СНР) уплачивают в течение года текущие платежи по налогу на имущество: равными долями 25 февраля, 25 мая, 25 августа, 25 ноября.

Окончательная уплата налога на имущество осуществляется по данным декларации не позднее 10 календарных дней после ее представления.

ИП, применяющие СНР, уплачивают налог на имущество через 10 календарных дней после представления декларации.

Физические лица уплачивают налог на имущество до 1 октября года, следующего за налоговым периодом.

Налоговая отчетность

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП на СНР), представляют в налоговые органы расчет текущих платежей до 15 февраля отчетного налогового периода – форма 701.01.

Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (форма 700.00), представляется до 31 марта года, следующего за отчетным.

Индивидуальные предприниматели, применяющие СНР для субъектов малого бизнеса, представляют в налоговые органы декларацию по форме 700.00 в установленные сроки.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» реализована форма 701.01 «Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество». Также реализована декларация 700.00 «Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество».

Данные формы расположены в разделе Отчеты - Регламентированные отчеты - Налоговая отчетность.

Расчет имущественного налога в конфигурации осуществляется в формах налоговой отчетности.

Ставка налога на имущество, по которой будет производиться расчет, устанавливается в регистре сведений Сведения о ставках налогов, взносов и отчислений (раздел Предприятие - Налоги - Сведения о ставках налогов, взносов и отчислений).

Сведения отражаются в информационной базе по кнопке «Ввести документ отражения в учете» на основании рассчитанных данных.

1. Если иное не установлено настоящей статьей, налоговой базой по объектам налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, указанным в подпунктах 1), 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 519 настоящего Кодекса, является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.

В случае отсутствия среднегодовой балансовой стоимости объектов концессии налоговой базой является стоимость таких объектов, установленная в соответствии с порядком, определенным Правительством Республики Казахстан.

2. По объектам налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, указанным в подпункте 2) пункта 1 статьи 519 настоящего Кодекса, налоговая база устанавливается в размере среднегодовой суммы долгосрочной дебиторской задолженности, определяемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

3. Среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении балансовых стоимостей объектов налогообложения на 1 число каждого месяца текущего налогового периода и 1 число месяца налогового периода, следующего за отчетным.

В часть вторую пункта 3 предусмотрено изменение Законом РК от 02.01.2021 № 402-VI (вводится в действие с 01.01.2022).

В случае если условиями контракта на недропользование предусмотрено выполнение обязательств по демонтажу и удалению объектов налогообложения, а также положениями Экологического кодекса Республики Казахстан выполнение мероприятий, связанных с ликвидационным фондом полигонов размещения отходов, то оценка таких обязательств, определенная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, не включается в балансовую стоимость объектов налогообложения при ведении отдельного учета.

В случае если положениями Закона Республики Казахстан "О магистральном трубопроводе" предусмотрено выполнение обязательств по ликвидации магистрального трубопровода, то оценка таких обязательств, определенная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, не включается в балансовую стоимость объектов налогообложения при ведении отдельного учета стоимости таких обязательств.

В случае, если энергопередающая организация принимает на свой баланс электрические сети, признанные бесхозяйными в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан или полученные на безвозмездной основе в соответствии с законодательством Республики Казахстан, стоимость таких сетей не включается в налоговую базу до учета суммы налога на имущество по таким сетям в тарифной смете в соответствии с пунктом 8 статьи 13-1 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике".

4. Среднегодовая сумма долгосрочной дебиторской задолженности, устанавливаемой в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении сумм долгосрочной дебиторской задолженности на 1 число каждого месяца текущего налогового периода и 1 число месяца налогового периода, следующего за отчетным.

5. По объектам налогообложения юридических лиц, указанных в подпунктах 3) и 4) пункта 3 статьи 517 настоящего Кодекса, налоговая база определяется исходя из доли данных объектов налогообложения, переданных в пользование, доверительное управление или аренду.

6. Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговой базой по объектам налогообложения индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", является совокупность затрат на их приобретение, производство, строительство, монтаж, установку, а также на реконструкцию и модернизацию.

При этом признание реконструкции, модернизации осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 269 настоящего Кодекса.

При отсутствии первичных документов, подтверждающих затраты на приобретение, производство, строительство, монтаж, установку, реконструкцию и модернизацию, а также по объектам налогообложения, полученным по сделкам, цена (стоимость) которых неизвестна, либо безвозмездно, в том числе в виде дарения, наследования, пожертвования, благотворительной помощи, налоговой базой является рыночная стоимость:

1) объекта налогообложения на дату возникновения права собственности на данный актив;

2) объекта налогообложения плательщиков, указанных в пункте 6 статьи 518 настоящего Кодекса, на дату признания плательщиками по таким объектам.

При этом рыночная стоимость определяется в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.

7. В случае, когда в соответствии с положениями статьи 41 настоящего Кодекса налоговые обязательства по налогу на имущество подлежат исполнению доверительным управляющим, налоговой базой является среднегодовая балансовая стоимость таких объектов налогообложения, установленная в порядке, определенном пунктом 3 настоящей статьи:

1) доверительным управляющим самостоятельно – в случае, если такое имущество передано ему на баланс;

2) государственным учреждением, на балансе которого находится такое имущество. При этом данные по налоговой базе такого имущества должны передаваться доверительному управляющему ежегодно, в срок не позднее 1 февраля.

В случае отсутствия при составлении налоговой отчетности по налогу на имущество данных по среднегодовой балансовой стоимости имущества, указанной в подпункте 2) части первой настоящего пункта, налоговой базой по такому имуществу является его балансовая стоимость, отраженная в соответствии с пунктом 4 статьи 41 настоящего Кодекса в акте приема-передачи.

Сноска. Статья 520 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.12.2020 № 382-VI (вводится в действие с 01.01.2018).


Комитет государственных доходов – это подведомственная структура Министерства финансов Республики Казахстан. Осуществляет контроль за соблюдение налогового законодательства. Правительством был разработан специализированный сайт КГД МФ РК, с помощью которого физические и юридические лица могут узнать налоговую задолженность. Для поиска информации пользователям нужно зарегистрировать личный кабинет.

Чтобы зарегистрировать личный кабинет, плательщику требуется посетить официальный сайт комитета государственных доходов РК:

На электронную почту будет отправлено письмо, где будет содержаться ссылка для активации учетной записи на портале департамента Министерства финансов.

Прямая ссылка на форму регистрации:

Авторизация в личном кабинете

Возможности личного кабинета

После регистрации пользователям доступны следующие функции:

  • поиск информации по задолженностям физических и юридических лиц;
  • проверка физических и юридических лиц в реестре неблагонадежных плательщиков;
  • просмотр данных из реестра налога за добавленную стоимость;
  • осуществление расчетов по налогу за добавленную стоимость и таможенных платежей;
  • расчет стоимости автотранспортного налога;
  • получение расчета пени за выбранный период;
  • информация о подоходном налоге;
  • формирование запросов по ценовой информации;
  • получение данных по госрасходам.

Как проверить налоги

С помощью учетной записи можно проверить налоги по ИНН в Казахстане:

  1. В боковом меню выбрать вкладку «Электронные сервисы».
  2. В перечне нажать на кнопку «Данные об отсутствии (наличии) налоговой задолженности».
  3. Указать БИН или ИИН.
  4. Отметить чекбокс «Я не робот».
  5. Нажать «Получить результат».
  6. Внизу появится таблица, где будет отображена информация.

Поиск налогоплательщика

В личном кабинете предусмотрен сервис для поиска налогоплательщиков:

  1. В боковом меню щелкнуть по кнопке «Электронные сервисы».
  2. В списке выбрать «Поиск налогоплательщика».
  3. Определить категорию плательщика: «Физические лица», «Индивидуальные предприниматели», «Юридические лица» и «Лица, занимающиеся частной практикой».
  4. В поле «РНН» ввести регистрационный номер налогоплательщика.
  5. В пункте «ИИН» написать индивидуальный идентификатор плательщика.
  6. Указать фамилию, имя и отчество.
  1. Отметить чекбокс «Я не робот».
  2. Щелкнуть «Поиск».

Расчет налога на транспорт

В учетной записи предусмотрен сервис расчета налога на транспорт:

  1. Перейти в раздел «Электронные сервисы» и выбрать «Расчет налога на транспорт».
  2. В списках «Год начисления налога» и «Количество месяцев в году исчисления» выбрать период, за который нужно произвести расчет.
  3. В разделе «Вид объекта налогообложения» выбрать вид транспортного средства.
  1. В пункте «Диапазон значений объема двигателя» выбрать, какой объем двигателя установлен на машине.
  2. Нажать «Рассчитать».

Реестр плательщиков НДС

В личном кабинете доступен сервис поиска граждан, которые зарегистрированы в реестре плательщиков НДС:

  1. В разделе «Электронные сервисы» выбрать вкладку «Реестр плательщиков НДС».
  2. Определить категорию: «Поиск данных» или «Проверка соответствия номера и серии свидетельства НДС».
  3. Указать регистрационный номер налогоплательщика или индивидуальный идентификатор.
  4. Отметить чекбокс «Я не робот».
  5. Нажать на кнопку «Поиск».

Мобильное приложение

Предусмотрено мобильное приложение, которое предоставляет пользователям доступ к информационной системе КГД МФ РК. С помощью программы граждане Республики могут посмотреть задолженность по налогам и оплатить ее.

App Store

Google Play

Обзор функций

Описание разделов личного кабинета:

  1. Налоговый кошелек. Уплата налогов и уведомления.
  2. Поиск налогоплательщика. Сервис поиска налогов физических и юридических лиц.
  1. Поиск неблагонадежных граждан. Информация о задолженности.
  1. Оплата ЕСП. Оплата единого совокупного платежа по всем налоговым уведомлениям.
  1. Налоговый календарь. Информация о дате, когда нужно оплатить налоги.

Горячая линия

Если не получается войти в личный кабинет или возникли трудности с регистрацией, то предусмотрен телефон единого контактного центра Правительства:

Звонки принимаются круглосуточно.

Короткий номер для связи со справочным центром:

Электронная почта для связи с отделом технической поддержки управления гос. доходов:

Доступна форма обратной связи:

Личный кабинет позволяет физическим и юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям узнать налоговую задолженность и рассчитать НДС. Если возникли трудности с авторизацией и регистрацией, то нужно обращаться в техническую поддержку.

Читайте также: