Серьезное повышение косвенных налогов при неизменности прямых во франции людовик

Опубликовано: 01.05.2024

К началу XVI в. Франция стала единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия, которая приобрела во Франции наиболее законченную, последовательно выраженную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках главы государства – короля. Словесным символом абсолютизма, приписываемым королю Людовику XIV, является высказывание: «Государство – это я!».

Значительной опорой короля в его постоянной борьбе против крупных феодалов сталотретье сословие.

При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в 1624–1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет вБольшой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов.В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.

На местах при Людовике XIV была создана система интендантов – специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.

Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старинного права ремонстрации.

При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.

1.Отмена Нантскогоэдикта и сокрушение партии гугенотов.

2. Введение права эвокации (принятия любого дела к производству в королевском суде из ведения местных судов; часто рассматривал их лично).

3. Привлечение к работе представителей дворянства мантии (дворяне по должности, из третьего сословия).

4. В 1628 г. был издан эдикт против дуэлей.

5. В 1626 г. вышла королевская декларация о снесении замков гугенотов. Гугеноты подняли мятеж, но были усмирены, все мятежные укрепления были срыты.

6. В 1637 г. вышел эдикт, запрещавший парламенту вмешиваться в государственные дела и администрацию, а также приняты меры по расширению полномочий интендантов юстиции, полиции и финансов.

7. Ришелье стоял у истоков политики меркантилизма, он поощрял создание мануфактур, заморских компаний в Канаде, Сенегале, Мадагаскаре, развитие торгового флота.

8. В 1634 г. Ришелье создал Французскую академию наук.

Реформы Ришелье. Окончательное укрепление королевской власти, завершение административной централизации и создание, по сути, новой в политическом отношении монархии связано с правлением первого министра и кардинала Франции А. Ришельё (1624 – 1642) в царствование Людовика XIII.

Ришелье провел целый ряд правовых и административных реформ. Дворянству было запрещено иметь укрепленные замки и вооруженные свиты, под угрозой смертной казни запрещались дуэли, нарушения правил дворцовой и воинской службы. Орудием государственной карательной политики стали суды, которым предписывалось сначала карать, а затем уже искать законные обоснования. Главной из административных реформ Ришелье было введение в местном управлении постоянных интендантов взамен всех прежних властей. Они становились основными представителями власти в провинциях, получив практически неограниченные полномочия. На основе меркантилизма устанавливался контроль за торговлей и промышленностью; главной целью этого контроля было увеличение поступлений от них в казну. Впервые государство стало активно и регулярно вмешиваться в жизнь науки и культуры, устанавливая не только административный, но и правовой контроль. В политической доктрине монархии Ришелье признавалось значение наук и искусств для процветания государства. Но также считалось необходимым держать их под неусыпным надзором

Меркантилисты сосредоточились на символе богатства деньгах. Внутренняя торговля не создавала капитала, а внешняя торговля считалась основным источников формирования капитала в стране и роста богатства. Преобладает экспорт готовых товаров – активный торговый баланс. Поощрение экспорта и сдерживание импорта основное направление политики. В 16в.- первая половины 17вв. – фискальные интересы – интересы казны (пошлины, налоги и т.п.). В Англии политика меркантилизма проявляется в запрете иностранным купцам вывозить из страны деньги. Эпоха меркантилизма (16-17вв.) – эпоха повышенной экономической активности государства. (контроль над потребительскими ценами, над социальной сферой). Постепенно из этой политики вытекла политика протекционизма- т.е. политики поддержки отечественного производителя. 16в. в Англии был установлен рыбный день, 17в. введен обычай хоронить в шерстяной одежде. Эти меры получили название протекционистскими, а политика – политики протекционизма. Наиболее законченные формы меркантилизм получил во Франции при Ришелье (17в.) Но особенно настойчиво эта политика проводилась при Кольбере (1661-1683гг.) – главный «контролер». Эта политика была направлена на замещение импорта экспортом отечественных товаров. Кольбер поддерживал обрабатывающую промышленность, а также насаждал отрасли, удовлетворяющие внешний и внутренний спрос. При Кольбере расцвела шелкотканая промышленность, началось производство шоколада, кружев , появились и новые отрасли, такие как производство зеркал, ламп, зонтов. Все меры были направлены на вытеснение, как качеством, так и количеством импортных товаров и на выход Франции на международные рынки. Новые отрасли поддерживались как денежными средствами, так и раб.силой, отечественные производители защищались и от конкуренции. В 1667г. был введен таможенный тариф на перечень товаров кот подлежали обложению пошлиной. Так как пошлины на некоторые виды товаров стали очень высокими то и значительно возросла их цена. Был ограничен сырьевой экспорт, Кольбер ввел несколько десятков регламентов=стандартов для разных отраслей промышленности (длины, ширина, цвет и т.п.). Это обеспечивало повышение качества товаров не только во Франции но и в Европе в целом, т.к. появились эталоны . Кольбер стремился наладить и внутреннюю торговлю, создавалась мощная инфраструктура (строились каналы, дороги т.п.), строился и торговый флот. При Кольбере началось расширение колониальных владений Франции. 1668г. – первые поселения в Индии, организация французской ост-индской компании. Французская армия стала самой многочисленной (что повышало возможности в колониальном дележе), а, следовательно, на ее содержание требовались огромные средства . Министр финансов Кольбер стал «отцом» государственного бюджета. Постоянно искались способы пополнения бюджета, но он все равно стал дефицитным. Была выстроена система государственных налогов: прямой налог (с земли)

но основные поступления давали косвенные налоги (налоги с продажи). Кольбер стремился снизить прямые налоги за счет повышения косвенных. Во Франции в это время полностью отсутствовал государственный финансовый аппарат для сбора налогов. Действовала система откупов, т.е. откупщик –богатый чиновник, покупал у государства право на сбор налогов с населения за цену равную необходимой бюджету. Кольбер как частное лицо и подчиненный короля, должен был предоставлять всю сумму собранных налогов , из кот короли по своему усмотрению содержал двор, армию, тратил на обеспечение ведения войн, и при всем этом бюджет по прежнему оставался дефицитным. В 1685г. Людовик 14 отменил «Каутский эдикт», кот породил ранее многочисленные религиозные войны и призвал к веротерпимости, чем развязал войну с гугенотами. Пруссия, Англия, Голландия стали странами эмиграции гугенотов.

Французское правительство положило начало практики займов у др. стран. Политика меркантилизма нанесла серьезный удар по экономике Франции. В ответ на ограничение импорта во Франции, другие страны поступили аналогично, повысив пошлины. Товары не удавалось реализовывать, из-за высоких пошлин они становились не конкурентоспособными на внешнем рынке. Вывод: в результате все страны приходили в упадок из-за главенства торгового капитала.

| следующая лекция ==>
Огораживание в Англии. Английская революция середины 17в. | Территориальный рост Московского государства

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

История Франции второй половины XVII в. служит наглядным примером того, как сознательная деятельность одного человека может повлиять на развитие страны. Король Людовик XIV и его первый министр Кольбер представляли интересы разных сословий королевства. Кто из них на самом деле способствовал укреплению и развитию страны?

Давайте вспомним! 1. Какими были последствия религиозных войн во Франции? 2. Можно ли утверждать, что в XVI в. во Франции установилась абсолютная монархия?

1. Франция в середине XVII в.

Продолжительное участие Франции в войнах повлекло за собой значительный рост налогов в государстве. Время от времени вспыхивали восстания крестьян и возникали протесты состоятельных горожан, которых не устраивало такое положение вещей. После смерти короля Людовика XIII в 1643 г. власть перешла к его пяти летнему сыну Людовику XIV (1643—1715). Ситуация в стране еще больше усложнилась. Недовольство растущими налогами и другими поборами вылилось в 1648 г. в мощное выступление против абсолютной власти короля — Фронду («праща»). Парижская буржуазия и «дворянство мантии» требовали себе права контроля над налогами и назначением королевских чиновников. Их требования поддержали простые парижане, и в столице начали возводиться баррикады. Фронда охватила некоторые провинции Франции. Королевский двор бежал из города, к Парижу подступили верные королю войска. В 1649 г. лидеры Фронды, напуганные размахом народного движения, заключили соглашение с властью, и число выступлений уменьшилось (рис. 1, 2).

«Фронда принцев»

Выступлением против королевской власти воспользовалась феодальная аристократия, практически уничтоженная во времена Ришелье. В 1650 г. началась «Фронда принцев» — выступление знати под руководством родственников короля — принцев крови. Аристократы также стремились добиться ограничения королевской власти, но исключительно в собственных интересах. Их интересовали выгодные должности, увеличение владений и доходов. Однако королевская власть уже достаточно окрепла, и вскоре «Фронда принцев» была подавлена.


♦ Рис. 1. Париж в XVII в.

Какие детали гравюры свидетельствуют о том, что город был богатым и многолюдным?


♦ Рис. 2. Противостояние лидеров Фронды в Париже.

Фронда не имела решающего влияния в стране. Поэтому власть короля смогла выдержать испытание Фрондой.

Поражение Фронды во Франции продемонстрировало силу абсолютной монархии.

2. Абсолютная монархия Людовика XIV.

В 1661 г. король Людовик XIV объявил, что отныне будет управлять государством самостоятельно (рис. 3). В годы его правления абсолютная монархия во Франции достигла наивысшего расцвета. Король открыто утверждал: «Государство — это я». Ему подчинялось все население страны: от крестьянина до герцога.

Людовик XIV управлял страной с помощью огромного количества чиновников и сильной армии, подавляющей любые мятежи. Однако основой власти короля оставалось дворянство, чьи интересы Людовик XIV старательно оберегал. Французские дворяне мало заботились об улучшении хозяйства, и их доходы с земли постоянно снижались. Поэтому провинциальные дворяне шли на службу в армию — частые войны были весьма прибыльным делом. Часто король придумывал дворянам разные должности при дворе, которые щедро оплачивал. Большинство этих должностей были бессмысленными, но с их помощью Людовик XIV обеспечивал доход угодным ему дворянам. Должности были самыми невероятными: одни придворные будили короля, другие его одевали, третьи сопровождали на завтрак. Придворные в ожидании наград и дорогих подарков льстиво называли Людовика XIV «королем-солнцем», свет которого затмевал все вокруг.


♦ Рис. 3. Король Франции Людовик XIV.


♦ Рис. 4. Комплекс Версаля во Франции. Современный вид.

Версаль

Символом могущества королевской власти во Франции стал новый дворец Людовика XIV — Версаль (рис. 4). Гигантский дворцовый комплекс был построен в 18 километрах от Парижа — король стремился обезопасить себя от частых вспышек недовольства жителей столицы. Строительство дворца заняло почти 50 лет, и его стоимость превышала годовой доход небольшого европейского государства. В возведении грандиозного комплекса участвовали десятки тысяч рабочих и солдат. Современников восхищало роскошное убранство комнат. Неизгладимое впечатление производили парк и 1400 фонтанов, представлявшие собой единый комплекс.

Получая доход от королевской службы, французское дворянство оказалось в полной зависимости от абсолютной монархии.

Во Франции в XVII в. начал зарождаться новый стиль — классицизм, основанный на наследовании образцов античной культуры. В архитектуре классицизм характеризовался четкостью и строгой утонченностью форм, логичностью планировки зданий, небольшим количеством мелких деталей. Примером архитектуры классицизма считаются дворцовый комплекс Версаля во Франции, дворец Сан-Суси в Потсдаме (Германия) и другие.

3. Реформы Кольбера.

В 1665—1683 гг. внутренней политикой государства руководил генеральный контролер финансов королевства Жан-Батист Кольбер (1619—1683) (рис. 5). Честный и грамотный чиновник, Кольбер заботился о развитии страны, внедрял реформы, способствующие улучшению положения Франции.

Налоги, выплачиваемые третьим сословием — горожанами и крестьянами, — были четко определены и даже снижены. Государство поддерживало развитие мануфактурного производства, помогало буржуазии создавать новые предприятия. При Кольбере выросло число новых крупных мануфактур: суконных, ковровых, стекольных. Для защиты французской буржуазии проводилась политика протекционизма: ввоз иностранных товаров во Францию облагался большой пошлиной, а вывоз французских товаров поощрялся. Такая политика защищала французские мануфактуры от конкуренции и увеличивала доходы государства.

Генеральный контролер финансов также развивал внутреннюю торговлю: отменил многочисленные внутренние таможни, по его приказу были построены новые удобные дороги. Кольбер занимался и делами внешней торговли, поддерживал французские торговые компании: Ост-Индскую, Вест-Индскую, Левантийскую.


♦ Рис. 5. Жан-Батист Кольбер. Из картины Клода Лефевра. XVII в.

Флот и культура

Кольбер наметил цель превратить Францию в морскую державу. К середине XVII в. у французских королей почти не осталось военного флота, а в 1667 г. под французским знаменем ходили более 330 парусников и галер, защищавших интересы страны на заморских территориях.

Заботясь о процветании страны, Кольбер основал французскую академию словесности, академию наук, академию архитектуры, обсерваторию. Он приглашал на работу во Францию лучших мастеров. Франция уверенно держала лидерство среди наиболее культурно развитых стран Европы.

Эффективные реформы Кольбера хотя и способствовали дальнейшему развитию страны, но остались незавершенными. Расточительство короля и его двора постоянно опустошало казну.


♦ Рис. 6. Карикатура, изображающая принудительное обращение гугенотов в католичество.


♦ Рис. 7. Французские солдаты.

Какое оружие было у воинов XVII в.?

4. Внутренняя политика Людовика XIV.

После смерти Кольбера Людовик XIV стал вмешиваться во внутреннюю политику государства, и ситуация во Франции заметно ухудшилась. Король самостоятельно вводил новые налоги и другие поборы. Для защиты королевской власти во Франции была создана постоянная полиция, которая зорко следила за протестами в обществе. Всяческие попытки высказать недовольство жестоко подавлялись. Особенно активно власть преследовала гугенотов, выступавших против любой абсолютной власти. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт и начал открыто обращать гугенотов в католическую веру (рис. 6). Десятки тысяч протестантов оказались в тюрьмах, еще больше бежали из страны. Действия французского монарха возмутили даже Папу Римского, но «король-солнце» мог позволить себе все что угодно.

За блеск Версаля и огромную армию расплачивалось третье сословие. Особенно тяжелой была жизнь крестьян, которые помимо феодальных повинностей должны были платить в казну постоянно растущие налоги. Для сбора налогов иногда привлекали регулярную армию. Любые крестьянские выступления жестоко подавлялись.

Горожане, особенно буржуазия, находились в несколько лучшем положении. Однако постоянная нехватка средств заставляла короля увеличивать поборы и с буржуазии, что сдерживало экономическое развитие страны. Многие владельцы мануфактур и простые ремесленники разорялись, развитие промышленности во Франции замедлилось.

Внутренняя политика Людовика XIV затормозила развитие страны.

5. Внешняя политика.

Абсолютный монарх Людовик XIV мечтал о том, чтобы стать абсолютным правителем всей Европы. Большую часть правления «короля-солнца» Франция провела в кровопролитных войнах. К этому короля толкало многочисленное дворянство, обогащавшееся за счет военной добычи и грабежей. Основу французского войска составляла постоянная (регулярная) армия, набранная из крестьян и вооруженная по последнему слову техники (рис. 7).

В первые десятилетия правления Людовика XIV Франция достигла заметных успехов в войнах с Испанией и Голландией. Территория Французского государства увеличилась за счет земель на севере страны. Победы французов объяснялись тем, что их армия была значительно сильнее армии противников. Кроме того, в конфликтах не участвовало другое сильное государство — Англия. В этот период увеличились заморские владения Франции. Были захвачены земли в Африке, Индии. Французской колонией стала Канада, а в 1682 г. обширные территории по обе стороны от реки Миссисипи превратились во французскую колонию Луизиана.


♦ Рис. 8. Король Людовик XIV и его советники.

Королевская взятка

Людовик XIV придумал любопытный способ добиться дружественной политики Англии. В это время в Англии правил король Карл II Стюарт, остро нуждавшийся в деньгах. Людовик XIV просто подкупил английского короля, оказав Карлу II финансовую помощь. Однако после «Славной революции» в Англии отношение к Франции резко изменилось.

Французский король укреплял свои позиции в Европе, стремясь ослабить австрийских Габсбургов. Для этого католическая Франция активно поддерживала продвижение мусульманской Турции в Европу. Уверенность в собственных силах подтолкнула Людовика XIV к новой войне в 1688 г. Однако воевать французам пришлось с ведущими странами Европы, в том числе и с Англией. Война закончилась в 1697 г., и Людовику XIV впервые не удалось увеличить свои владения.

Постоянные войны ослабляли страну. Людовику XIV пришлось снова увеличить налоги. Однако «короля-солнце» не заботили тяготы его подданных. В начале XVIII в. началась изнурительная Война за испанское наследство (1701—1714 гг.). Снова Франция воевала с большинством стран Европы, и в очередной раз действия французов не имели успеха. Франция потеряла часть Канады, которую захватили англичане. Попытка Людовика XIV установить господство в Европе потерпело неудачу.

Многолетние войны во времена Людовика XIV обессилили Францию, и она уже не могла бороться за господство в Европе.

Таким образом, в XVII в. абсолютная монархия во Франции создала условия для успешного развития страны. Короли и их министры окончательно сломили сопротивление крупных феодалов и завершили объединение страны. Власть стремилась улучшить торговлю в государстве и за ее пределами, наладить промышленное производство товаров.

Между тем уже в начале XVIII в. абсолютная монархия начала сдерживать развитие Франции. Зависимость внутренней и внешней политики от воли и прихотей одного человека негативно влияла на судьбу страны, тормозила рост промышленности и торговли.

Вопросы и задания

1. Можно ли считать Фронду народным восстанием против королевской власти? 2. Какое значение для королевской власти имело поражение Фронды? 3. Что, на ваш взгляд, служило основой абсолютной власти Людовика XIV? 4. Охарактеризуйте политику Ж.-Б. Кольбера. 5*. Укажите черты сходства и различия в политике Ришелье и Кольбера. 6. Найдите в тексте параграфа и выпишите в тетрадь определения терминов и понятий: «Фронда принцев», «король-солнце», Версаль, генеральный контролер финансов, протекционизм, Луизиана. 7. Установите место и роль третьего сословия во Франции в период правления Людовика XIV. 8. Охарактеризуйте основные направления внешней политики Людовика XIV. Можно ли назвать эту политику успешной? 9*. Как вы думаете, была ли эпоха «короля-солнца» периодом расцвета Франции?

Из письма Ф. Фенелона, воспитателя внука «короля-солнца», к Людовику XIV

. Ваши подданные, которых вам надлежало бы любить, как детей своих, подданные, доныне вас обожавшие, умирают от голода. Землепашество почти совершенно оставлено; города и села пустеют; ремесла едва прозябают и не кормят больше трудящихся. Вся торговля уничтожена. Вы уничтожили половину здоровых сил внутри вашего государства для приобретения и удержания за собой тщетных завоеваний за его пределами.

Согласны ли вы с обвинениями, которые выдвигает автор письма? Обоснуйте свой ответ.

. B первые годы царствования Людовика XIV, в правление его матери, произошла последняя вспышка феодальной оппозиции королевскому абсолютизму, получившая название “фронды”. B этом движении, довольно сложном и пестром по своему социальному составу, принимали участие представители знати, часть дворянства и некоторые города.

“Франция, — писал Людовик XIV, — является монархией; король представляет в ней всю нацию, и перед королем каждый — только отдельная личность. Поэтому вся власть, вся сила сосредоточена в руках короля и в королевстве не может существовать иной власти, кроме той, которая им установлена”.

Современник Людовика XIV епископ Боссюэ составил целый трактат, посвященный обоснованию абсолютного характера королевской власти, под заглавием “Политическое учение, извлеченное из священного писания”. B этом трактате Боссюэ утверждает, что власть короля священна: короли — наместники бога на земле. Эта власть неограниченна. Подданные обязаны королю безусловным повиновением.

Действительно, правление и политика Людовика XIV имели именно такой характер. B личности короля сосредоточивались все полномочия государственной власти. При Людовике XIV не возникает и речи об оппозиции феодальной знати. “Король-солнце” является центром и средоточием феодального общества, верхние слои которого становятся непосредственным окружением короля. Феодальная аристократия превратилась в придворную знать.

При Людовике XIV окончательно утвердилась система бюрократической централизации: управление Францией сосредоточилось в руках короля и его чиновников. Король упразднил должность первого министра (1661 r.), став, как он выразился, сам своим первым министром. Парижский парламент получил предписание короля регистрировать все королевские указы; парламенту было позволено представлять “ремонстрации” в течение недели после занесения в реестр королевского указа (1673 r.).

B области церковной политики Людовик XIV стремился ослабить зависимость французского духовенства от римского папы, усиливая, однако, свою власть над этим духовенством. B отношении гугенотов Людовик XIV с начала своего правления стал проводить политику стеснений. B 1685 г. Нантский эдикт был отменен. Это вызвало эмиграцию сотен тысяч гугенотов в другие страны, что причинило большой материальный ущерб Франции.

B первой половине продолжительного царствования Людовика XIV главным вдохновителем правительственной политики был Кольбер, генерал-контролер финансов. Он проводил политику всемерного поощрения отечественной промышленности путем финансовой ее поддержки, льгот и преимуществ, высоких таможенных пошлин на конкурирующие иностранные товары и т. д. Эта политика характерна стремлением к активному балансу, существо которого заключалось в повышении вывоза готовой продукции и уменьшении вывоза сырья, к повышению ввоза сырья и понижению ввоза готовой продукции, т. e. систему меркантилизма, соединенную с активной внешней политикой (войнами), отчего его меркантилизм получил название кольбертизма. Промышленность была подчинена всеобъемлющей правительственной регламентации и надзору. Большое внимание было обращено на упорядочение бюджета, развитие торговли и т. п.

Государственное устройство Франции в ХѴІ—ХѴІІ вв. Центральное управление. Bo главе государства стоит король, в руках которого была сосредоточена вся государственная власть. Главными органами центрального управления были различные советы при короле.

Высшим центральным органом по вопросам внешней и внутренней политики являлся государственный совет, в котором обсуждались вопросы особой важности. Наряду с ним были и другие советы: совет депеш (донесений с мест), или внутренних дел, тайный совет с юрисдикцией по некоторым судебным (гражданским) делам, выполнявший функции кассационного суда, совет финансов.

Кроме советов существовали королевские палаты: счетная палата, в ведении которой находился финансовый контроль, палата акцизных сборов, в которой сосредоточивалось руководство системой косвенных налогов, палата арсенала или вооружения и др.

Генеральные Штаты с 1614 г. не собирались. Перестают созываться и нотабли. B некоторых провинциях Франции, впрочем, сохранились провинциальные штаты, как остатки местного сословного представительства.

Обилие центральных учреждений приводило к переплетению их функций. Например, вопросы, связанные с дворцовым управлением, иногда рассматривались в совете депеш, а иногда в тайном совете. He было строгого разграничения функций между центральным и местным управлением.

Существовали должности четырех статс-секретарей (министров) по иностранным делам, по делам двора, по военным делам и по морским делам.

Кроме указанных выше отраслей управления каждый статс- секретарь имел в своем управлении известное число провинций.

B ведение статс-секретаря по делам двора входили также и вероисповедные вопросы.

Наиболее важное значение имел генерал-контролер финансов, в руках которого сосредоточивалось внутреннее управление: его ведению подлежали самые разнообразные области — финансы, земледелие, общественные работы, промышленность, торговля, пути сообщения и т. д. Ему же были подчинены интенданты.

Особое положение занимал канцлер, или хранитель королевской печати, — государственный секретарь, который скреплял своей печатью все указы и председательствовал в отсутствие короля в различных советах. Канцлер также возглавлял юстицию.

Особый интерес представляет система назначения на должности.

Местное управление. Развитие местной администрации в эпоху абсолютизма характеризуется постепенным переходом функций бальи и сенешалов к новым учреждениям. Бальи и сенешалы последовательно утрачивают свои функции, и к концу старого порядка звания бальи и сенешала представляют собою не более, как почетный титул. Их судебные функции переходят к их заместителям — лейтенантам, военные — к генерал-губернаторам, финансовые — к так называемым “выборным”. Генерал-губернаторы первоначально были командующими войсками в пограничных провинциях, но затем их число было увеличено и их должности были учреждены и во внутренних провинциях Франции. B TO же время были расширены их функции. Генерал-губернаторы являлись представителями короля в провинциях. Ha них был возложен высший надзор за деятельностью провинциальных учреждений, взимание налогов и даже некоторые судебные функции. Ha посты генерал-губернаторов обычно назначались представители знати. По мере своего усиления королевская власть постепенно суживала полномочия генерал-губернаторов, опасаясь возрождения в их лице феодальных традиций. Командование войсками перешло в ведение главнокомандующих в провинциях. Остальные функции приняли постепенно чисто номинальный характер и к концу старого режима должность генерал-губернатора превратилась в почетное звание.

Что касается “выборных”, то значительная часть их полномочий перешла к финансовым присутствиям, сосредоточивавшим в своих руках все нити хозяйственного управления, как домени-

ального, так и податного; они осуществляли полицейскую и судебную власть по относящимся к этой области делам.

По мере роста централизации сокращается число провинциальных штатов и суживаются их полномочия. Они могли быть созываемы только королевской властью. Ha их собраниях председательствовал сначала генерал-губернатор, а затем интендант. Провинциальные штаты ведали главным образом установлением, раскладкой и сбором налогов на местные нужды, предоставлением субсидий королевской власти, которые только по имени были добровольными, заведованием публичными работами и т.

Устройство городов отличалось большим разнообразием и пестротой. Часть городов управлялась выборными от населения, избираемыми в одних городах всеми жителями, в других — немногочисленных кругом “именитых граждан” или даже самими городскими чинами. B другой части городов управление находилось в руках людей, которые приобрели городские должности покупкой, или же в руках лиц, назначавшихся правительством. Сельские местности в большей степени, чем городские, сохранили свое самоуправление, которое было более единообразным, чем городское. Bo главе сельской местности стоял сельский сход из жителей этой местности, а исполнительным органом являлся избираемый сходом синдик. Кроме синдика сход избирал сборщиков податей, сторожей и т. п. Co времени Людовика XIV французское правительство вмешивается во внутренние дела городского и сельского самоуправления. Правительство налагает руку на городские доходы и вводит систему правительственной опеки над городским и сельским самоуправлением. Вследствие этого городское и сельское самоуправление приходит в упадок.

Правление Людовика XIV принято считать золотым веком Франции. Роскошь двора и блестящие победы на поле брани заставили всю Европу называть его «король-солнце». Вершиной успехов Людовика XIV стала Голландская война, в ходе которой он смог навязать свою волю всем великим державам. Но она же стала и поворотной точкой, за которой могущество Франции начало сходить на нет.

В середине XVII века в Европе произошли важные изменения. Испания, продолжавшая владеть огромными территориями, стремительно теряла силы, а вместе с ними и уважение соседей. В противовес ей Франция, преодолевшая затяжной кризис, набирала мощь и влияние.

Удар в спину

В 1659 году был положен конец затяжной франко-испанской войне. В ее начале французские войска едва отбивались от противника, а победа при Рокруа воспринималась как чудо. При подписании Пиренейского мира условия диктовали уже французы. Кардинал Мазарини не только смог прибрать к рукам обширные территории, но и добился выгодного Парижу династического брака. Замуж за 21-летнего Людовика XIV была выдана испанская инфанта Мария Терезия .

Испания тем временем стремительно деградировала. Военный флот гнил в гаванях, моряки нанимались на иностранные суда или дезертировали, крепостные стены приходили в негодность, оружие ржавело, а войска годами не получали жалованье. Страну вообще с трудом удалось спасти от распада.

Видя все это, французы решили еще раз поживиться за счет слабеющего соседа. Карл II довел Испанию до нищеты и полного краха государственного аппарата. Тогда Людовик XIV решил предъявить требования на Испанские Нидерланды от имени своей жены.

Она была дочерью Филиппа IV от первого брака, а Карл II - от второго. Значит, заключили французские дипломаты, права на наследство перешли к ней согласно деволюционному праву, действовавшему в ряде испанских провинций.

Речь не шла обо всей Испании как королевстве - там власть передавалась по другим законам. Но Нидерланды и еще кое-что, по утверждению Парижа, были не частью короны, а личной собственностью королей. Соответственно, права на них переходили Марии Терезии. В 1659 году она вроде бы отказалась от отцовского наследства, но хитрый Мазарини тогда выбил с испанцев огромное приданое. Оно так и не было выплачено, что теперь давало повод дезавуировать отказ.

Испанцы с этим, естественно, не согласились, и в 1667 году Людовик XIV двинул свои войска через границу. Кампания завершилась полным успехом. Испанцы не имели в Нидерландах войск и флота, чтобы перебросить их из метрополии. Но успех Франции насторожил всю Европу.

Голландия и Англия, до этого воевавшие между собой, помирились и вместе со Швецией организовали Тройственный союз. Вместе они предъявили Франции ультиматум: остановить экспансию во Фландрии в обмен на часть уже завоеванных земель. В 1668 году был подписан мирный договор.

Формально Людовик XIV победил, присоединив к Франции стратегически и экономически важные территории. Но он был в бешенстве. Голландский ультиматум французский король воспринял как удар в спину. Ведь без его поддержки Нидерланды никогда бы не добились независимости от Испании.

Если бы не Голландия.

На самом деле голландцы руководствовались сугубо прагматичесними соображениями. Испанские Нидерланды (те провинции, которые остались за Габсбургами после революции и 80-летней войны) были своего рода буфером, отделявшим Соединенные Провинции от французов -соседа сильного, служившего противовесом Испании.

Ян Де Витт , фактически правивший Голландией с 1653 года, сам посматривал в сторону владений Габсбургов, рассчитывая со временем присоединить их. Если бы успехом увенчались планы Людовика XIV, то де Витт вместо новых провинций получил бы протяженную границу с мощной и агрессивной державой. Голландцы даже пошли на мир с Англией, чтобы развязать себе руки. А де Витт со своим братом Корнелиусом (видным адмиралом) принялся раздувать антифранцузскую истерию.

Любой француз, преследуемый властями, теперь мог рассчитывать на теплый прием в Голландии. В Амстердам вели нити половины заговоров и интриг, закрученных при парижском дворе. Сотнями печатались памфлеты, в которых высмеивались Людовик XIV, его придворные и нравы французской аристократии. Вся эта литература неизменно оказывалась на столе короля Франции, который после ее прочтения приходил в ярость и грозился наказать виновных.

В самой Голландии политика республиканцев, во главе которых стояли де Витты, далеко не всем нравилась. Это ослабляло страну и мешало готовиться к войне.

А вот во Франции дела шли лучше некуда. Министр финансов Жан-Батист Кольбер смог провести блестящие реформы. Торговля, производство и сельское хозяйство процветали, поступления в казну были огромными. Главное, что министр действовал в полном согласии с королем.

Военный флот Франции при умелом администрировании Кольбера достигал почти 150 вымпелов, включая два десятка 120- и даже 130-пушечных боевых кораблей. Численность армии удалось довести до 170 000 офицеров и нижних чинов при самой современной в Европе артиллерии. К тому же подоспела целая плеяда блестящих военачальников. Маршал Тюренн, принц Конде, герцог Люксембург были выдающимися полководцами своего времени.

Блестяще дела шли и в колониях. Франции принадлежали Канада (до Среднего Запада современных США), Луизиана (в то время огромная территория с неопределенными границами, на месте которой расположены 16 современных штатов США), острова в Вест-Индии, в том числе Гваделупа, Доминика, Гаити, Тобаго, Гвиана в Южной Америке, ряд факторий по берегам Африки и на острове Мадагаскар, Пондишери и Чандернагор в Индии. В общем, Франция уступала в объемах морской торговли лишь Англии и Голландии.

Последняя особенно портила настроение Людовику XIV. Он видел, что богатство и хитрость помогают голландцам плести заговоры против Франции, нанимать чужие войска, субсидировать врагов Парижа и при этом оставаться в стороне. Людовик принял решение наказать дерзких торгашей, которые осмеливаются мешать замыслам великого короля.

Деньги решают все

Помня о предыдущей войне, закончить которую безоговорочной победой помешали третьи страны, Людовик XIV решил на этот раз подготовиться как можно тщательнее. Четыре года вокруг голландских границ плелась самая настоящая сеть враждебных государств, для чего не жалели средств. В 1670 году был заключен тайный союз с Англией.

Карл II помнил, что во время буржуазной революции его родственники, гонимые Кромвелем, нашли приют именно в Париже. И если бы не плачевное положение дел во Франции (она сама была на грани революции), дом Стюартов мог рассчитывать лишь на французское правительство. К тому же Карл симпатизировал абсолютистской Франции и надеялся опереться на нее в случае противостояния с парламентом.

Кроме того, Карлу II была обещана военная интервенция, если он решится восстановить в Англии католицизм. В качестве приятного дополнения ему выделили безвозмездную субсидию в два миллиона ливров, а заодно отправили к его двору одну из первых красавиц Парижа мадемуазель де Керуай с четкими инструкциями обольстить английского короля и следить за каждым его шагом. Успеха она добилась очень быстро.

Затем настал черед германских государств. Кого-то склонили к союзу с Францией гарантиями неприкосновенности. Кому-то щедро заплатили за нейтралитет (Оснабрюк, Ганновер), другим, наоборот, обещали передать некоторые территории за помощь в войне против Голландии (Мюнстер и Кельн). Курфюрст Бранденбурга тоже решил закрыть глаза на происходящее, получив субсидию от Франции.

В 1672 году был заключен договор со Швецией (владевшей землями в Северной Германии). Небогатые, но воинственные аристократы пролоббировали в риксдаге щедро оплаченное из Парижа соглашение, по которому шведы должны были объявить войну любому, кто окажет помощь голландцам. Оказался падким на французское золото и венский император Леопольд I . За щедрые займы он пообещал не помогать никому, с кем Франция оказалась бы в состоянии войны.

Голландцы попытались вести контригру, но поначалу вчистую проиграли французским дипломатам. На сторону Соединенных провинций изъявили желание встать Дания, Испания и некоторые германские князья. Но первая в итоге медлила шесть лет, вторая в военном отношении была скорее обузой, а третьи принялись торговаться не хуже лавочников.

Более или менее серьезно голландцы могли положиться на герцога Лотарингского . Но стоило тому начать набирать армию, как в герцогство вторглись французы и оккупировали его. Людовик XIV ясно дал понять, что если французские деньги окажутся бессильны, то он заставит говорить пушки. Казалось, Париж может торжествовать - Голландия оказалась почти в полной изоляции.

Год бедствий

Весной 1672 года к вторжению в Нидерланды были готовы 117 тысяч пехоты и 25 тысяч французской кавалерии, 70 английских и 30 французских линейных кораблей. Плюс к этому начала войны ждали английские полки, 20 тысяч швейцарских наемников, пять савойских кавалерийских полков, 20 тысяч солдат из Кельна и Мюнстера. Как только повод к войне был бы найден, все это войско должно было обрушиться на голландцев, располагавших едва ли 30 000 солдат. Правда, границу прикрывала система первоклассных крепостей.

В марте английская эскадра напала на голландский торговый конвой. Понимая, что сила на стороне противника, правительство Соединенных Провинций промолчало. Людовик сосредоточил огромную армию на Рейне -де Витт снова смолчал. Французы решили действовать подкупом и внутри Голландии. Де Витту предложили 100 000 гульденов за отказ от пограничных крепостей и согласие на аннексию испанских Нидерландов и Лотарингии.

Опасаясь открытого бунта оранжистов, де Витт отказался, продолжая лихорадочно готовиться к обороне. На суше он рассчитывал отдавать все, что можно, ограничившись обороной Амстердама и некоторых самых мощных крепостей, а на море предполагал бороться за победу, имея флот из 80 линейных кораблей и гениального адмирала Микаэля де Рюйтера .

В мае Людовик устал ждать и перешел Рейн. Голландские крепости сдавались одна за другой. На руку французам была и засуха в Северной Европе - даже на Рейне открылись броды, так что наступление развивалось без помех. Правда, три сражения на море для союзников закончились поражением, что сорвало планы Англии и Франции по морской блокаде Нидерландов и высадке десанта. И все же четыре из 11 провинций страны уже были в руках врага. Голландцы стали называть 1672-й годом бедствий.

В конце концов французов удалось остановить на подступах к Гааге, когда отчаявшиеся бюргеры открыли шлюзы и затопили всю страну. Пришлось завоевателям отступать ни с чем. Конде попытался возобновить активные действия после заморозков, но они были недолгими, и французы ушли на зимние квартиры.

Тем временем в самой Голландии пало правительство республиканцев. Братьев де Витт растерзала толпа, власть перешла к штатгальтеру Вильгельму III Оранскому . Это резко изменило расстановку сил. Помощь войсками ему сразу оказали испанцы. Курфюрст Бранденбурга предложил 20-тысячную армию в обмен на субсидии. Германский император Леопольд как нельзя кстати подписал мир с турками и тоже объявил войну Франции. Его примеру немедленно последовали многие германские князья. С весны 1673 года война стала уже общеевропейской.

Шаг до пропасти

Французам пришлось раздробить силы на несколько театров военных действий. Они почти всегда одерживали победы в крупных сражениях, но имперцы и голландцы все время бросали в бой свежие резервы и, маневрируя, не давали загнать себя в угол. В 1674 году в войну против Бранденбурга вступила верная союзническим обязательствам Швеция.

Однако она была быстро разгромлена, после чего французам пришлось тратить лишние силы, выторговывая для шведов приемлемые условия мира. В том же году Карл И заключил мир с Голландией под давлением парламента. Тем более он полагал, что приход к власти в Нидерландах Вильгельма Оранского снимет все противоречия между двумя странами.

Тем временем война продолжалась с переменным успехом. Города по несколько раз переходили из рук в руки, многие германские государи успели повоевать то за одних, то за других. Франция потеряла Тюренна, убитого шальным ядром, погиб и голландский адмирал де Рюйтер. К 1678 году потери с обеих сторон достигли примерно 200 000 человек.

Людовик смог вывести из войны Бранденбург и императора Леопольда, но число его врагов не уменьшалось. Практически вся Европа предлагала свои услуги французам в качестве посредников на переговорах, но требования Людовика XIV казались непомерными для голландцев, хотя они и понимали, что стоят на грани поражения.

В 1678 году французские войска достигли наибольшего продвижения, но. Франция тоже находилась в шаге от пропасти. Казна была пуста, и Кольбер докладывал королю, что по окончании кампании с войсками нечем будет расплачиваться. Пришлось Людовику подписывать мирный договор.

Франция вышла из войны победительницей и смогла сохранить за собой большинство завоеванных земель. Нидерланды обещали нейтралитет, Испания лишалась Франш-Конте, а Австрия - Фрайбурга. Людовика называли теперь «король-солнце» не только за роскошные балы, но и за военные успехи.

Но мало кто тогда думал, что выигранная война станет отправной точкой падения Франции. Страна была разорена, результаты реформ Кольбера оказались сведены к нулю. Более того, успех, купленный такой дорогой ценой, на многие десятилетия вперед определил целью французской внешней политики поддержание своей гегемонии в Европе.

В конечном счете все это оказалось недостижимым миражом и окончательно завело страну в кризисное состояние. При этом пришлось пожертвовать освоением колоний - на это не хватало ни средств, ни людей. Так что в следующем веке французы были вытеснены и из Америки, и из Индии, безоговорочно уступив пальму первенства в торговле британцам.

Читайте также: