Развитие государственного сектора в экономике увеличение налогов уменьшение нормы

Опубликовано: 20.09.2024

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Государство в ближайшие годы будет вынуждено искать дополнительные источники доходов бюджета на фоне стагнирующей экономики, констатировали экономисты ведущих университетов в отзывах на проект федерального бюджета на 2021-й и плановый период 2022–2023 годов. Бюджет был принят в первом чтении Госдумой 28 октября.

Годы экономии

После «беспрецедентной просадки финансовых результатов» в 2020 году «правительство приступает к повышению налогов, а стимулирование потребительской и инвестиционной активности сведено к минимуму», отмечает экономический факультет МГУ.

Государство планирует экономить и откладывать инвестиционные расходы на будущее. Расходы в 2021 году снизятся более чем на 2 трлн руб. по сравнению с кризисным 2020-м. Под нож попадут даже национальные проекты, которые призваны играть центральную роль для достижения социальных целей, говорится в отзыве экспертов МГУ. В среднем расходы на все нацпроекты сократятся на 7,7% за три года.

Одновременно снизятся инвестиционные (в том числе инфраструктурные) расходы бюджета, что вызовет «цепную реакцию сокращения частных вложений», предупредили экономисты.

Рост бюджетных инвестиций в основной капитал замедлится: если в 2021 году их объем вырастет на 9,7% по сравнению с 2020 годом, то в 2022-м — только на 3,9%, а в 2023 году — на 1,4%. Всего за 2021–2023 годы объем инвестиций из бюджета составит менее 700 млрд руб.

Вместе с тем, по оценке президентской академии РАНХиГС, так называемые производительные расходы (те, которые работают на рост ВВП) вырастут на 1 трлн руб. к 2023 году относительно 2019 года, увеличится и доля таких расходов в общем объеме расходов федерального бюджета — с 20,3% в 2019 году до 21,4% в 2023 году. В процентах от ВВП объем производительных расходов, наоборот, сократится с 3,6% в 2020 году до 3,1% ВВП через три года. К производительным расходам в РАНХиГС отнесли ассигнования на развитие национальной экономики (транспорт, дороги, телекоммуникации и информатика и т.д.), здравоохранение и образование, НИОКР.

Алексей Кудрин

Бюджет в ближайшие три года будет дефицитным. Закрывать дефицит государство по-прежнему будет в основном за счет заимствований. Из Фонда национального благосостояния на эти цели направят немного средств, да и то лишь в 2021 году. Однако никто из экономистов, написавших свои отзывы на бюджет, не считает целесообразным отказаться от заимствований в пользу более широкого использования средств ФНБ. К вопросу увеличения расходов из ФНБ нужно подходить аккуратно, эта тема лежит в плоскости изучения правительством и Центробанком, прокомментировал 29 октября президент Владимир Путин.

Госдолг России вырастет с 19,1% ВВП в 2020 году (по итогам прошлого года он составлял 12,3% ВВП) до 21,4% ВВП к концу 2023 года, или до 28,4 трлн руб. Около 80% госдолга составят внутренние заимствования.

Объем ФНБ достигнет 13,5 трлн руб. (10,1% ВВП) к 2023 году против 12,4 трлн руб. (11,6% ВВП) в конце 2020 года. «Мы считаем, что те резервы, которые есть в ФНБ, будут сохраняться [в ближайшие три года]», — сказал 29 октября министр финансов Антон Силуанов в интервью телеканалу РБК.

В ФНБ учитываются не только ликвидные средства — то, что можно незамедлительно использовать, — но и различные активы, продажа которых или невозможна, или займет время. МГУ предложил отказаться от учета в ФНБ неликвидных активов, чтобы «не искажать статистику», и наметить план продажи таких активов, чтобы пополнить выручкой ликвидную часть. В настоящее время ликвидные ресурсы составляют около 68% всего объема ФНБ, остальное вложено в акции (в том числе Сбербанка), привилегированные акции госбанков, ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов, следует из данных Минфина.

Последствия роста налогов

Следующий год ознаменуется ростом налоговой нагрузки для пополнения бюджета. Так, планируется изменить параметры налога на дополнительный доход (НДД) и отменить неэффективные налоговые льготы в нефтяной отрасли, что суммарно должно принести около 300 млрд руб. дополнительных доходов. По оценке РАНХиГС, больше всего от этого пострадают ЛУКОЙЛ, «Татнефть» и «Газпром нефть». Такую же оценку наиболее пострадавших давал вице-премьер Юрий Борисов. «Роснефть» как крупнейшая государственная нефтедобывающая компания получила возможность ежемесячного налогового вычета при добыче обезвоженной, обессоленной нефти, указала РАНХиГС.

Фото:Артем Геодакян / ТАСС

В целом экономисты академии одобрили изменения налогообложения нефтяников, но указали на риски заморозки добычи на убыточных месторождениях в случае неправильной настройки параметров налоговой системы.

Нефтегазовые доходы составят 32–34% всех поступлений в бюджет в 2021–2023 годах. Рост доходов будут обеспечивать в основном ненефтегазовые доходы. За счет ужесточения налогов Минфин рассчитывает увеличить доходы на 240–260 млрд руб. ежегодно.

Минфин также предложил поднять в 3,5 раза выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче металлов и сырья для удобрений, что позволит собрать около 56 млрд руб. дополнительных налогов в 2021 году. При рассмотрении законопроекта в Госдуме бизнесу удалось добиться пятилетней отсрочки на применение повышающего коэффициента для новых проектов, по которым заключены соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), специальные инвестконтракты (СПИК) и новые проекты, которые позволяют увеличить добычу на 10% и более, отметил в заключении на бюджет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), представляющий интересы крупного бизнеса.

Возврат к докризисным налогам

РСПП также предупредил о «крайне негативных последствиях» отмены с 2021 года льготной ставки НДС 10% вместо 20% на внутренние перелеты. За счет отмены льготы правительство рассчитывает дополнительно собрать 43,9 млрд руб. Рост налоговой нагрузки на авиакомпании, и так пострадавшие из-за закрытия границ, может спровоцировать банкротства и сокращения персонала, снижение доступности билетов для граждан, предупредил РСПП и предложил продлить льготу по НДС до 2025 года.

Экономисты МГУ и РАНХиГС указали на противоречия при повышении налогов для граждан. На фоне роста нагрузки на средний класс государство, по сути, вводит налоговую льготу для лиц со сверхвысокими доходами, отмечает РАНХиГС. Речь о том, что владельцы зарубежных активов (в низконалоговых странах и офшорах) вместо налога в 13% смогут платить фиксированный платеж в 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности за все контролируемые иностранные компании (КИК). Остальные россияне с доходами выше 5 млн руб. в год (больше 416 тыс. в месяц) будут обязаны платить НДФЛ по ставке 15% вместо 13%; также появится налог на доходы с банковских вкладов выше 1 млн руб.

По мнению экономистов, нужно расширить применение налоговых вычетов по НДФЛ (в том числе для наиболее бедных) и вернуться к идее изменить правила налогового резидентства физлиц.

Утрата налогового резидентства России — одна из стратегий состоятельных бизнесменов по снижению налогов. Сейчас налоги в стране обязаны платить лица, находящиеся на ее территории 183 дня в год и более.

Минфин предлагал сократить этот лимит вдвое, до 90 дней, и ввести критерий «центра жизненных интересов»: даже если гражданин находился в России меньший срок, но у него остались недвижимость, бизнес и личные связи, он все равно будет признан российским налоговым резидентом. Позже Минфин отказался от этой идеи.

Экономисты РАНХиГС сочли нереалистичными ожидания Минфина по росту доходов от повышения налогов на дивиденды и процентные доходы на Кипр, Мальту и Люксембург. Минфин рассчитывает дополнительно собрать 130–150 млрд руб. в год только от повышения налогов на выплаты на Кипр. «Прирост налоговых поступлений может быть существенно ниже», — считают в РАНХиГС. По мнению экономистов, повышение налогов может не возыметь заявленного эффекта без ужесточения критериев налогового резидентства физлиц и полной прозрачности офшорных структур.

Неравенство территорий

Финансовый университет при правительстве предложил реформировать механизм распределения средств между бюджетами. Высокая централизация налоговых полномочий и доходов и перекладывание расходных обязательств на регионы усиливает территориальное неравенство.

Расходные обязательства регионов с 2004 года выросли более чем вдвое, число переложенных на них федеральных полномочий практически утроилось. При этом число региональных налогов сократилось с семи до трех, а местных — с пяти до трех с 2005 года, указали экономисты.

Собственные доходы регионов в среднем лишь на 70% покрывают расходы. Без дотаций около четверти регионов не смогут финансировать даже зарплаты бюджетникам и социальные выплаты, оценил Финансовый университет.

После радикального роста в 2020-м (предварительно на 45%) трансферты регионам резко сократятся в 2021 году. По мнению Финансового университета, помощь из центра снижает стимулы регионов увеличивать собственную налоговую базу, вызывая бюджетное иждивенчество.

Необходимость софинансировать расходы на нацпроекты и госпрограммы привела к росту расходов регионов на 15–20%, привел Финансовый университет экспертную оценку Минфина. Чтобы выполнить обязательства, регионы будут вынуждены наращивать заимствования, причем преимущественно у коммерческих банков. Госдолг регионов вырос на 1,8% к 1 сентября и превысил 2,1 трлн руб. Аналогичная ситуация наблюдалась после кризисов 2009–2010 и 2014–2015 годов.

Финансовый университет предложил отказаться от единых нормативов распределения доходов между бюджетами и разделить регионы на группы (по объему валового регионального продукта (ВРП) или расходов бюджета, объему товарооборота на душу населения и т.д.). Дополнительно, по мнению экономистов, нужно уточнить инструменты обеспечения сбалансированности региональных бюджетов: регионам с низкой долговой устойчивостью предоставлять целевую финансовую помощь, другим — долгосрочные бюджетные кредиты сроком до десяти лет.

  • Бюджетно-налоговая политика
  • Тенденции
  • Государственное регулирование
  • Международные организации в РБ
  • Монетарная политика
  • Промышленность
  • Приватизация
  • Сельское хозяйство
  • Социальная политика
  • Торговля
  • Капитализм для любознательных
  • Экономическая теория
  • Мораль и идеология капитализма
  • Либертарианство: с чего начать?

Государственные расходы и экономический рост

Среди многих экономистов распространено мнение, что одной из эффективных мер борьбы с понижением темпов экономического роста является увеличение объемов государственных расходов. Считается, что таким образом государство стимулирует внутренний спрос и производство, помогая преодолеть спад в экономике страны. Действительно, государство осуществляет расходы для выполнения ряда задач, без которых функционирование рыночной системы могло бы происходить значительно менее эффективно. К таким задачам относятся обеспечение национальной безопасности, защита прав собственности, сохранение правопорядка, обеспечение работы судебной системы и исполнения законодательства. Грабежи, мошенничество и насилие оказывают губительное влияние на экономический рост и сводит на нет все выгоды общественного сотрудничества. Поэтому главными задачами государства являются предотвращение антиобщественного поведения, краж, ограничение применения насилия и защита от агрессии, не позволяющие разрушить общество и достижения цивилизации.

Оптимальный размер государства

Для содержания армии, тюрем, судов и т. д. требуется определенный объем расходов, которые финансируются, главным образом, за счет взимания налогов. Размеры расходов на подобные цели в различных странах варьируются, однако в среднем их удельный вес в ВВП составляет не более 15%. В Беларуси, как и во многих других странах, доля государственных расходов в ВВП намного превышает эту величину, то есть государство давно вышло за пределы своих традиционных функций, намного увеличив долю своего присутствия в экономике страны. Однако, вопреки распространенному мнению, увеличение масштабов государственной деятельности и расходов на ее осуществление негативно сказывается на экономическом положении страны. Как правило, превышая величину госрасходов более 15-20% от ВВП, темпы экономического роста начинают замедляться.

Стимулирование экономического роста в результате повышения государственных расходов это не правило, а скорее редкие исключения из него, так как средства, затрачиваемые государством для своих целей, сперва должны быть изъяты у кого-нибудь или взяты в долг. Оно не создает покупательную способность из неоткуда и вынуждено находить способы финансирования своих затрат. Оно использует не дополнительные средства, а тратит уже существующие, только перераспределяя их от одной группы людей к другой. Да, государство может обеспечить экономический рост, но только если перераспределенные средства будут использованы более эффективно, чем в руках бизнеса и частных инвесторов. Но, как показывает опыт, такое происходит не часто.

Сторонники высоких государственных расходов утверждают, что, расширяя госсектор, государство таким образом создает новые рабочие места, обеспечивая дополнительные доходы и способствуя экономическому развитию. Но, опять же, деньги, благодаря которым строятся объекты государственной собственности и создаются рабочие места в госсекторе, требуется сначала взять у налогоплательщиков, что означает сокращение тех же рабочих мест в частом секторе. То есть происходит просто перераспределение рабочих мест и дохода из одного сектора экономики в другой. Можно построить новую государственную больницу вместо частного завода, но не больницу и завод одновременно.

У многих складывается обманчивое впечатление о расширении экономики, потому что они ограничиваются только видимым приобретениями, забывая о лишениях. Не так легко заметить, что, взяв деньги у частного сектора, не смогла быть построена частная больница или фабрика и соответственно не смогли появиться новые рабочие места. Стоит также помнить, что мультипликативный эффект создается как в случае с государственными расходами, так и в обратном порядке в случае с изъятиями у частного сектора.

Вытеснение частного сектора

Увеличение государственных расходов ведет к вытеснению частного сектора. Не стоит забывать, что каждый потраченный государством рубль означает минус один рубль для частного сектора. Таким образом увеличение государственных расходов выступает препятствием на пути развития предпринимательской активности, которая является движущей силой экономического роста. Расширяя государственный сектор, ресурсы направляются от тех видов деятельности, которые генерируют богатство, к видам деятельности, которые служат для его распределения. В руках государства экономический потенциал используется не полностью, что ведет не к увеличению доходов, а, наоборот, к их снижению.

Важнейшим элементом в генерировании богатства и экономического роста является поиск более совершенных технологий и методов производства, внедрение инноваций, использование более эффективного комбинирования производственных факторов. Заинтересованность в подобных целях у государственных предприятий, которые живут за счет бюджетного финансирования, значительно снижена. У них отсутствуют стимулы быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка или новой информации, больше времени уходит на выявление неудачных решений и ошибок.

Несмотря на их убыточность и низкое качество, государство часто продолжает осуществлять их финансирование. В условиях честной конкуренции каждый участник стремиться обойти своих конкурентов, постоянно совершенствуясь и улучшая качество своих товаров или услуг. Рынок вознаграждает за удачные решения и наибольшее соответствие потребностям и предпочтениям потребителей и наказывает за ошибки и неэффективность.

Расширяя сферы деятельности, на которые направлены госрасходы, все больше вовлекаясь в процесс распределения богатства, государство парализует рыночный механизм и обеспечиваемое им развитие. В Беларуси очень часто, говоря о различных предприятиях, слово «государственный» ассоциируется с чем-то некачественным и, наоборот, слово «частный» с чем-то более престижным. Когда человек тратит не свои, а чужие деньги да еще не на себя самого, а на кого-то другого, он вряд ли будет достаточно трепетно к ним относиться, заботясь о том, как они потрачены и в каком объеме. Так и государство: оно не так обеспокоено наиболее эффективным использованием денежных средств своих граждан, как были бы заинтересованы в этом сами граждане. Низкий уровень качества объектов в сфере здравоохранения или образования, финансируемые средствами из государственного бюджета, одно из доказательств значительно более низкой эффективности госсектора по сравнению с частным.

Другие негативные последствия

Также, одним из ярких недостатков высоких государственных расходов является активное расширения бюрократического аппарата. Органы власти далеко не всегда действуют в интересах своих граждан и тратят общественные ресурсы на те цели, где бы они могли извлечь как можно больше своей личной выгоды, где легче взимать взятки и не быть раскрытыми.

Политики и бюрократы хотят иметь как можно больше контроля над экономикой. Расширение госсектора открывает больше возможностей для развития коррупции, что является серьезным препятствием на пути экономического роста. Общественные ресурсы используются не наиболее эффективным образом, а так, чтобы удовлетворить конкретные политические интересы. Особенно рост государственных расходов наблюдается в период очередных выборов, чтобы таким образом заручиться большей поддержкой среди избирателей. Но деньги на эти расходы не падают с неба, всему есть свои последствия.

Основным источником, благодаря которому государство осуществляет свои расходы, являются налоги. Многие белорусы не осознают, какую тяжесть налогового бремени они несут на себе. Помимо прямых налогов, для финансирования общественного сектора используются еще и хорошо замаскированные косвенные налоги (акцизы, налог с продаж, импортные пошлины, социальные пошлины, таможенные платежи, НДС и др.). У населения складывается обманчивое впечатление, будто они отдают государству меньше, чем есть на самом деле. Граждане недостаточно осведомлены, сколько и за что они платят. Усложняя структуру налогообложения, создавая такую фискальную иллюзию, государство таким образом может увеличивать свои размеры, не опасаясь столкнуться с недовольством населения.

Высокие госрасходы и соответственно налоги в той или иной степени подрывают стимулы к инвестированию, накоплению сбережений и трудовой деятельности, так как растет количество граждан, которые привыкли надеяться на различные государственные пособия, а не на свои собственные доходы. Государство таким образом поощряет выбор не в пользу продуктивности. Взимая налоги с одного человека, чтобы субсидировать другого, стимулы быть продуктивнее снижаются у обоих. Помимо сбора налогов, в Беларуси одним из основных инструментов финансирования дефицита бюджета является печатание денег, что приводит к инфляции.

Расширение государственной деятельности значит все большее ограничение свободы частных граждан. Любые интервенционистские проявления основываются на допущении, что, если одна часть населения имеет более высокий доход, то часть этого дохода можно просто изъять и отдать менее богатым гражданам; если кто-то менее склонен тратить и накапливает сбережения, то, чтобы не выводить эти средства из экономики, эти сбережения можно забрать и потратить за них на других людей. Считать, что дополнительная государственная деятельность будет обеспечивать дополнительные доходы и создавать рабочие места значит верить в существование неисчерпаемых фондов, которые можно использовать неограниченное количество раз. Неэффективность и убыточность предприятий, которыми владеет государство, финансируется налогами, инфляцией и увеличением долгов, которые только замедляют экономический рост.

На основе статьи Франка Шостака «Government Spending Does Not Help the Economy»

Существует много теорий и Гипотез, нацеленных на объяснение размера государственного сектора и его роста.Ни одна из них, взятая в отдельности, не дает полного объяснения этих феноменов, но вместе они позволяют сделать важные выводы, улучшающие наше понимание проблемы.

Закон Вагнера

Честь открытия тенденции роста государственных расходов относительно национального дохода принадлежит немецкому экономисту Адольфу Вагнеру. Он интерпретировал это увеличение как результат естественного развития цивилизации.То, что государственные расходы должны расти с ростом национального дохода, неудивительно.

Вагнер не считал возможным теоретически определить оптимальное соотношение между фискальными запросами государства и национальным доходом и в равной мере не полагал, что государственный сектор, в конечном счете, поглотит всю экономическую деятельность. Однако он утверждал, что, поскольку удовлетворение фискальных потребностей государства представляет собой только одну из статей расходов бюджета домашнего хозяйства, существует определенное отношение государственных расходов к национальному доходу, которое не должно быть превышено.

Для Вагнера расширение государственного сектора в долгосрочной перспективе являлось продуктом экономического развития, сопровождающегося ростом численности и плотности населения, поскольку оба фактора могут увеличивать спрос на деятельность правительства. Экономический рост также ведет к более совершенному разделению труда, возникновению крупных экономических организаций и более сложной системы экономических связей между людьми; все эти факторы могут по понятным причинам привести к расширению масштабов деятельности правительства.

Теории внутренних экономических факторов

В этих концепциях уровень государственных расходов трактуется как результат функционирования рынка предлагаемых государством товаров и услуг; таким образом, этот уровень определяется характеристиками спроса и издержек, а также размером сообщества. В этом случае обсуждаемая проблема сводится к проблеме оценки эластичности предложения и спроса на общественные блага по ценам и доходам, а также эффекта распределения налогового бремени.

Чтобы увидеть, как может проявляться эффект распределения налогового бремени, рассмотрим понятие «общественного блага». Общественные блага технически определяются как такие блага, которыми мы пользуемся вместе, причем исключить кого-либо из потребления очень трудно или дорого. Более важным является свойство совместного потребления. Оно предполагает, что каждый человек потребляет одинаковое количество блага и что потребление одного лица не ведет к потере полезности для другого. … По мере того как группа становится больше, налоговая цена благ в расчете на одного человека падает (из-за распределения налогового бремени на большее количество людей), что может привести к увеличению спроса на общественные блага. Поэтому расширение государственного сектора можно трактовать как следствие роста численности членов сообщества, приводящего к снижению относительной цены общественных благ.

Рост дохода, как и увеличение численности населения, повышает спрос на продукцию государственного сектора. Более быстрый по сравнению с увеличением национального дохода рост государственных расходов означает, что эластичность спроса на общественные блага по доходу превышает единицу.

Теории внутренних политических факторов

В этих концепциях уровень государственных расходов трактуется как результат политического процесса. Анализ в рамках теории общественного выбора позволяет выдвинуть ряд гипотез относительно причин роста государственного сектора. Теория общественного выбора исходит из предпосылки, согласно которой преследование личного интереса является мотивирующей силой, лежащей в основе действий людей как в государственном, так и в частном секторе. Деятельность субъектов, занятых в государственном секторе, вне меньшей степени ориентирована на соискание ренты, чем деятельность субъектов, занятых в частном секторе. Рассуждения о том, что решения в государственном секторе принимаются исключительно на основе «общественного интереса», не столько ошибочны, сколько наивны. Деятельность избранных должностных лиц рассматривается в контексте максимизации ими своего дохода и/или власти посредством увеличения расходов на программы, которые повышают их шансы на переизбрание. Чиновники или бюрократы также подходят к своей власти с рыночными мерками, но в этом случае их цель заключается в расширении своих полномочий, или, в упрощенной трактовке, в максимизации контроля их учреждений над бюджетными ресурсами.

Аналитики, работающие в рамках теории общественного выбора, уделяют пристальное внимание проблемам, возникающим вследствие ассиметрии расходов и налогов и фискальных иллюзий, которые могут быть связаны с использованием долгового финансирования. Большинство программ государственных расходов помогает приобрести сторонников. Поскольку получатели соответствующих средств могут быть сосредоточены в рамках одной или нескольких групп, то эти люди, по всей вероятности, будут поддерживать политиков, действующих в их интересах. Но налоги на конкретные программы, обычно распределяются среди группы людей, значительно превышающей по численности группу получателей пособий. Поэтому увеличение налогового бремени на пособия может восприниматься неадекватно. Другая проблема связана с тем, что налогоплательщики могут не обнаружить связи между выгодами и издержками государственных расходов и в результате одобрить расходы, но выступить против роста налогов. Поэтому неудивительно, что там, где фискальные ограничения являются мягкими и кредитные ресурсы легко доступны, будет наблюдаться тенденция к возникновению дефицита государственного бюджета и росту государственного сектора.

Теории внешних факторов - эффект смещения

Основа этих теорий в том, что после каких-либо крупных социальных потрясений (войны, депрессии и д.р.) изменяются и представления людей о пределах налогообложения и желаемом уровне государственных расходов. В результате эффекта смещения расходы и налоговые поступления смещаются к более высокому уровню. В соответствие сточкой зрения Пикока и Уайзмена существуют две причины, почему государственные расходы будут поддерживаться на новом, более высоком уровне даже после завершения кризиса.




1. Правительство теперь в состоянии финансировать проекты, которые всегда желало финансировать и прежде, но не имело для этого возможностей.

2. Социальные потрясения обнаруживают новые обязательства, которые должно взять на себя правительство.

Рост национального дохода или национальный кризис типа войны приводит также к эффекту концентрации, который выражается в том, что расходы центрального правительства имеют тенденцию к росту относительно расходов местных властей. Экономическое развитие связано с улучшениями в сферах транспорта, коммуникаций и мобильности, что способствует желанию обеспечить единообразие предоставляемых государством услуг. Предполагается, что центральное правительство обладает лучшими возможностями в обеспечении такого единообразия и, возможно, в достижении большей экономии от масштаба предоставления услуг. Более того, концентрация власти ослабляет ограничения на уровень налогообложения, налагаемые конкуренцией среди местных властей. Централизованное государство ищет возможности эксплуатировать своих граждан, максимизируя налоговые поступления. Соответственно они утверждают, что наиболее сильным ограничением размера правительства является фискальная децентрализация. Фактор концентрации может отчасти помочь в объяснении роста государственного сектора.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Финансы и банковские услуги
Экономика
Капитал
11 класс
Государственный контроль
Государственный сектор в экономике

Контроль темы№8 «Экономика и государство»

1. Словарная работа.

Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.

цена денежной ссуды, определяющаяся соотношением суммы денег, которые платятся в единицу времени как плата за ссуду, к величине ссуды

процесс реализации экономических функций государства путем разнообразных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей

действия государства, контролирующие денежную массу в экономике (метод стабилизации)

издержки и выгоды для третьих лиц, связанные с производством или потреблением благ, в которых эти лица не принимают личного участия

функция государства в рыночной экономике, направленная на нейтрализацию внешних влияний

деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета

это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах

сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам (делится на внутренний и внешний)

макроэкономическая теория, основанная на идее необходимости государственного регулирования экономики

один из рычагов побочной регуляции денежного и кредитного обращения центральным банком, фиксирует в процентах размер той части депозитов (пассивов) коммерческих банков, которые они обязаны зарезервировать в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить выплаты со своих счетов

норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам

экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, в соответствии с которой определяющую роль в экономических процессах, в ведении хозяйства играет количество денег в обращении и связь между денежной массой и товарной

переполнение каналов денежного обращения избыточной массой бумажных денег, вызывающее их обесценивание, рост цен на предметы первой необходимости, снижение валютного курса, падение реальной заработной платы

негативный экономический показатель, когда рост расходов превышает рост доходов

сводный план доходов и расходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов

1. Российское правительство оказало материальную помощь людям, пострадавшим в результате сильного наводнения. Какую сферу экономической деятельности иллюстрирует данный факт?

1) Сферу распределения;

2. Сводный план сбора дохода государства и использования полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

1) финансовым планом;

2) бухгалтерским отчетом;

4) экономическим расчетом.

3. Разработка мер антимонопольной политики характеризует выполнение государством экономической функции:

1) регулирования рыночных отношений;

2) обеспечения занятости населения;

3) производства общественных благ;

4) регулирования денежного обращения.

4. Доходы государственного бюджета России в 1996 г. составили 536 трлн рублей, а расходы – 729 трлн рублей. Какое явление в экономике страны отражают эти данные?

1) повышение роли государства в экономике;

3) снижение потребительского спроса;

4) усиление монополизации экономики.

5. Организация бесплатной медицинской помощи гражданам является примером выполнения государством экономической функции, какой?

1) Функция обеспечения стабильного развития экономики;

2) производства общественных благ;

3) регулирования рыночных отношений;

6. Какую из названных функций в рыночной экономике должно выполнять государство?

1) регулирование обмена;

2) определение объема денежной массы;

3) обеспечение связи производителей и потребителей;

7. Государство регулирует рыночную экономику:

1) устанавливая цены на товары;

2) изменяя систему налогов;

3) определяя объемы производства;

4) распределяя сырье и материалы между предприятиями.

8. Государственный бюджет фиксирует:

1) прибыль и издержки общественного производства;

2) доходы и расходы государства;

3) размеры потребления на душу населения;

9. Одним из источников дохода государственного бюджета является:

2) сборы от приватизации;

3) процент по банковским вкладам;

4) средства пенсионного фонда.

10. Правительство, снижая налоги, ставит задачу:

1) устранить дефицит бюджета;

2) способствовать подъему производства;

3) уменьшить потребление;

4) уменьшить внутренний долг.

3. Верны ли суждения?

1. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

А. Государство использует механизм налогообложения для повышения благосостояния групп населения с низкими доходами.

Б. Повышение налогов всегда ведет к снижению производительности труда.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

А. Государственный бюджет носит характер рекомендательный для всех хозяйственных субъектов страны.

Б. Главным источником российского государственного бюджета, как правило, является деятельность финансово-промышленных групп.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения о налоговой политике государства?

А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ.

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Какие ответы правильные?

1. Функции государства в рыночной экономике:

1) стабилизация экономики;

2) закрытие убыточных предприятий;

3) планирование производства;

5) регулирование денежного обращения;

6) определение ценовой политики;

7) перераспределение доходов через налогообложение;

8) производство общественных благ.

2. Найдите в приведенном ниже списке способы воздействия на экономику, которые использует государство в условиях рыночной экономики:

2) правовое регулирование;

3) централизованное установление цен;

4) кредитование предприятий;

5) определение объемов производства.

5. Дополните схему


6. Какое слово пропущено?

Дорогие кредиты приводят к уменьшению количества денег в обращении и помогают снизить ____________________.

7. Исключите лишнее.

Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

Норма обязательных резервов, налоги, учетная ставка процента, инфляция.

8. Найдите соответствия.

1) формирование социально ориентированной экономики;

3) устранение чрезмерной дифференциации доходов населения;

4) борьба с бедностью;

5) повышение благосостояния;

6) снижение налогов на бизнес.

ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА:

9. Вставьте пропуски.

Прочитайте приведенный далее текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым пропуском букву, соответствующую выбранному вами слову.

(1) ……………. направлена на достижение количественного равенства доходов и расходов государства. Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к (2) ………. В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать (3) ………, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает (4) ………. Государство может решить эту проблему дополнительной (5) …….. Но выпуск новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к (6) ……. Большинство правительств в подобных условиях предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется (7) ………………

В. бюджетная политика.

Г. экономический рост.

Д. дефицит бюджета.

10. Заполните таблицу «Государственное регулирование рыночной экономикой»:

– ограничение деятельности предприятий;

– повышение ставки налога;

– налоговые льготы для малого бизнеса;

– создание фонда поддержки малых предприятий;

– повышение или понижение учетной ставки процента;

– формирование государственного бюджета;

– проверки налоговой инспекции.

11. Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.

Почему повышение налогов в России приведет к падению экономики и коррупции

Чтобы избежать увеличения дефицита бюджета, Минфин еще летом предлагал повысить налоговую нагрузку. Но насколько на самом деле оправдан рост налогов? Как проводимая государством налоговая политика влияет на российскую экономику? Какие возможны альтернативные способы пополнения бюджета?

Временная отсрочка

В последнем проекте федерального бюджета на 2015–2017 годы Минфин пока отказался от самых громких своих инициатив: введения регионального налога с продаж, а также повышения НДС и НДФЛ. Первый вице-премьер Игорь Шувалов на днях подтвердил, что правительство постарается до 2018 года «максимально пройти этот период без изменения налоговой системы», предупредив, правда, что «мы живем в очень жестких внешних условиях, может быть, придется и менять этот подход». Таким образом, вопрос о повышении основных налогов и введении новых остается по сути открытым.

Пока же доходы бюджета планируется повысить за счет других налогов: рост их будет не таким резонансным, но не менее болезненным для бизнеса и рядовых граждан. Почти втрое вырастет, например, налог на имущество. Точнее, с 2015 года он будет заменен налогом на недвижимость, который будет рассчитываться уже не по балансовой, а по кадастровой стоимости, обычно в разы превышающей балансовую.

Не порадует работодателей и повышение ставки взносов в Фонд обязательного медстрахования (с 2015 года взнос в 5,1% будет взиматься со всего фонда оплаты труда, а не только с зарплат ниже 52 тыс. руб. в месяц). При этом сам ФОМС дефицита средств пока не испытывает, и потому полученные таким образом дополнительные доходы предлагается в ближайшие два года безвозмездно возвращать из ФОМС в федеральный бюджет. По оценке Минфина, в 2015 году поступления в ФОМС составят 182 млрд руб., а в 2016 году – 195,7 млрд руб. Потребности же самого ФОМС значительно скромнее: 42 млрд и 65,7 млрд руб. соответственно.

Дополнительные доходы в бюджет принесут также повышение с 9 до 13% налога на дивиденды, рост платы за пользование водными объектами и лесами, повышение акцизов на табачную продукцию, введение акцизов на природный газ, экспортируемый по газопроводу «Голубой поток» и ряд других мер.

Прогноз по доходам бюджета в 2015 году, по сравнению с летними расчетами, уменьшился чуть более чем на 100 млрд руб. (с 14,92 трлн руб. до 14,79 трлн руб.). Расходы при этом почти не изменились, составив 15,21 трлн руб. Однако дефицит бюджета увеличился всего на 0,1% с июньских 0,4% ВВП до нынешних 0,5% – благодаря перераспределению расходов. Судя по обнародованным данным, сбалансировать бюджет Минфин намерен в основном за счет «социальных» статей – внебюджетных фондов, пенсий работающих военных пенсионеров, индексации зарплат чиновников, работников в социальной сфере и науке, а также за счет отказа финансировать РФПИ и продления моратория на перечисление пенсионных накоплений НПФ. На всех этих статьях Минфин рассчитывает сэкономить порядка 699,7 млрд руб.

Обнародованные Минфином планы свидетельствуют о том, что новый вариант бюджета предусматривает лишь латание очередных дыр. Выбор в сторону отмены бюджетного правила и увеличения расходов, стимулирующих рост экономики и импортозамещение, так и не сделан. О повышении же НДФЛ и НДС с 2019 года Минфин летом заявил вполне четко.

Так ли уж нужно повышать налоги?

«Пока (именно пока!) катастрофической нехватки доходов в бюджете нет, однако он является дефицитным, – отмечает доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев. – Причин тому сразу несколько. Во-первых, это соблюдение социальных обязательств перед населением при замедлении темпа роста экономики. Во-вторых, ухудшение чистого экспорта, а значит, сокращение доходов, которые дает добывающий сектор (минерально-сырьевая база). Помимо этого, отмечается также уменьшение спроса на сырье и снижение цен на нефть. Нынешний бюджет планировался, исходя из 100-110 долларов за баррель, в проекте бюджета на 2015 год заложено 96 долларов, а цена продолжает снижаться к отметке 90. Добавочных крупных расходов в этом году не было, но военные расходы, а также расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий, конечно, увеличили нагрузку на бюджет», – поясняет экономист.

Денег в бюджете вполне достаточно, уверен независимый экономист Владислав Жуковский. Согласно отчетам Минфина, по итогам января-августа 2014 года, федеральный бюджет сведен с рекордным профицитом в 905,5 млрд руб. – это более чем в 2,5 раза больше аналогичного показателя 2012 года (387,3 млрд руб.). И это тем более удивительно на фоне кризисного состояния экономики (рост ВВП на самые скромные с 2009 года 0,8%) и рекордного бегства капитала (75 млрд долларов только в первом полугодии). К сожалению, этот излишек бюджетных средств Минфин сформировал не за счет активизации экономической активности, поощрения частной инициативы и увеличения поступлений в бюджет, а за счет целенаправленного урезания государственных расходов и инвестиций.

За восемь месяцев текущего года поступления в бюджет исполнены в размере 66,3% (9,43 трлн руб.) от запланированного и утвержденного на весь год уровня, расходная же ведомость исполнена лишь на 61,1% (8,53 трлн руб.). Причем структура расходов наглядно демонстрирует приоритеты правительства. Национальная экономика по итогам восьми месяцев 2014 года профинансирована лишь на 49%, дорожное хозяйство – на 49,3%, ТЭК – на 48,1%, жилищное хозяйство – на 31,7%, общеэкономические вопросы – на 8%, культура и кинематография – на 53%, здравоохранение – на 58,6%, амбулаторная помощь – на 47,1%, спорт высших достижений – на 24,5%.

При этом, по отчетности самого Минфина, за эти восемь месяцев совокупный размер остатка неиспользуемых средств правительства на счетах федерального казначейства увеличился без малого на 2 трлн руб. – с 6,57 до 8,48 трлн руб. Из этой суммы свыше 3,38 трлн руб. составляют средства Резервного фонда, а 3,15 трлн руб. – средства ФНБ, которые размещены на счетах в Центральном банке и ВЭБе. Оставшиеся 2 трлн руб. приходятся на временно свободные и неиспользуемые остатки средств. Таким образом, сегодня у государства без дела лежит 70% доходной части федерального бюджета, и подавляющая часть этих средств вложена в ценные бумаги в США и ЕС, которые ввели против России санкции и закрыли доступ к капиталу и технологиям. Однако все это не мешает Минфину, ссылаясь на бюджетный дефицит, секвестировать бюджет и лоббировать введение неконституционного налога с продаж, а также повышение ставок НДС, НДФЛ и налога на прибыль, отмечает Владислав Жуковский.

Налоговые рекорды России

Согласно отчету аудиторско-консалтинговой компании (PwC), по итогам 2012 года совокупная налоговая ставка на бизнес в России составляла 54,1%, что значительно выше как средней ставки налоговых платежей в странах ЕС – 42,6%, так и в мире в целом – 44,7%. Значение это было получено сложением трех эффективных ставок – по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или на зарплату (41,2%) и по прочим налогам (5,8%). Директор департамента глобальных индикаторов и аналитики Всемирного банка (ВБ) Аугусто Лопес-Кларос, выступая на Гайдаровском форуме в начале 2014 года, порекомендовал российским властям снизить налоговую нагрузку на предпринимателей, поскольку она чрезмерно высока.
Налоговая нагрузка обычно соотносится с определенной моделью экономики, поясняет завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. Чем динамичнее экономика, тем ниже уровень налогов. В России налоговая нагрузка на бизнес соответствует уровню развитых стран Европы, с их почти нулевыми темпами экономического роста. Мы же мечтаем о высоких темпах роста, которые не были бы основаны на динамике мирового спроса и цен на сырье – нефть, газ, металлы, отмечает экономист.

«Совокупная налоговая нагрузка в России практически в два раза превышает налоговую нагрузку в таких динамично развивающихся странах с развитой наукоемкой промышленностью и несырьевыми производствами высоких переделов, как Республика Корея (29,8%), Израиль (30,5%), Сингапур (27,6%), Тайвань (34,8%), Канада (26,9%), Малайзия (24,5%), Гонконг (23,0%). Сложно обвинить руководство указанных выше стран в недееспособности, профнепригодности и саботаже – в отличие от своих коллег, они прекрасно понимают, что невозможно осуществить модернизацию экономики и выстроить контур наукоемких производств при том налоговом прессе, который имеется в России», – приводит данные международной статистики Владимир Жуковский.

Все страны, совершившие за последние 50 лет «экономическое чудо», прошли через низкие налоги, подчеркивает Миркин. «Основа низкой налоговой нагрузки – более "дешевое" государство. Стандартно в странах, совершивших "экономическое чудо", конечное потребление государства – 8-13% ВВП. У США – 15-16%. У нас этот показатель зашкаливает за 18%. Низкая налоговая нагрузка, "дешевое" государство – все это оставляет в руках частного бизнеса более крупные финансовые ресурсы для развития. Неудивительно, что в странах "экономического чуда" сверхвысокая норма накопления от 32 до 45%, позволяющая, при прочих равных, удерживать темпы роста, устойчиво опережающие мировые. У нас сегодня эта норма – 20-24%, как у западных стран, растущих на сверхнизких скоростях, 0-2% в год. Чтобы создать "экономическое чудо" в России, норма накопления должна быть выше в 1,2-1,5 раза».

Конечно, можно сослаться, что в других странах БРИК налоговая нагрузка на экономику еще выше, чем в России, замечает Жуковский. В Бразилии она составляет 69,3%, в Индии – 61,8%, в Китае – 63,7%. Но этот более тяжелый налоговый пресс «с лихвой компенсируется гораздо более продуманной и взвешенной макроэкономической политикой – активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической и структурной политикой. И это не говоря о существенно более низких ставках по кредитам для малого и среднего бизнеса в производственном секторе экономике (5-8% против 18-25% в России), а также существенно более высокой степени государственной поддержки национальной экономики (10-13% ВВП против 7% в России)», – подчеркивает Жуковский.

Как спасти бюджет

«Для покрытия текущих расходов есть разные способы, – поясняет Олег Сухарев. – Можно увеличивать госдолг – за счет внутренней и внешней составляющей. Однако в нынешних обстоятельствах возможности для внешних заимствований сильно ограничены из-за санкций и сложной политической обстановки.

Можно провести эмиссию – но это весьма затруднительно не только по причине инфляции, и без того довольно высокой, но и из-за тех фетишей боязни инфляции, которые имеются у правительства.

Еще одним источником может стать продажа государственного имущества – именно необходимостью пополнения бюджета правительство объясняет очередной виток приватизации.

Безусловно, лучший способ – это наращивание производства и доходов, которые оно создает, однако это долгосрочный проект, зависящий от многих обстоятельств.

Использование налогов – это стандартный способ. Однако лучше спасать бюджет не за счет фронтального повышения налогов, и не за счет увеличения ставки «классических налогов», а за счет перераспределения налогового бремени. Можно увеличить нагрузку на недвижимость, землю, сверхприбыль (ренту), финансовые трансакции, ограничить импорт. Ощутимо повысит доходы бюджета введение прогрессивной налоговой системы вместо пропорциональной, которая действует у нас сегодня. Вместо изменения НДС лучше снизить налог на прибыль, привязав это снижение к реинвестированию прибыли, обновлению фондов именно за счёт заказов отечественных средств производства и/или обучение персонала».

В нынешних условиях повышение налогов особенно неблагоприятно скажется на предприятиях высокотехнологичного сектора экономики, которые и без того испытывают большие трудности в связи с девальвацией рубля и удорожанием кредитов, подчеркивает Олег Сухарев.

Как добиться роста

Чтобы экономика развивалась ускоренными темпами, а офшоры начали умирать, фискальная нагрузка должна быть ниже 30% ВВП, поясняет Яков Миркин. Другим необходимым условием является доступность финансов для бизнеса: рост насыщенности кредитами и другими фининструментами, нормализация процента, валютного курса, инфляции, счета капиталов, диверсификация собственности и т.д.

Стимулировать экономический рост можно и с помощью налогов. Одним из эффективных инструментов является, например, регрессивная шкала налогообложения прироста прибыли несырьевых компаний. Ставку налога стоит «снизить до 5-7% на четыре-пять лет в отношении прироста прибыли в сравнении с прошлым годом, если эта сумма не уходит из оборота как дивиденды», – предлагает Миркин.

Сегодня «предел фискализации экономики достигнут, поэтому ужесточение налогов будет вести не к росту их поступлений, а к вытеснению бизнеса в серую и черную зону и усилению коррупции», подчеркивает экономист. Это хорошо показала история с ростом обложения индивидуальных предпринимателей в 2013 году, что привело к массовому закрытию ИП.

Читайте также: