Разрешение на сбор налогов

Опубликовано: 21.09.2024

Всех юридических, физлиц и предпринимателей страны законодательство обязывает периодически перечислять в бюджеты различных уровней налоговые сборы. Кроме того, субъект хозяйственной деятельности должен отправлять в местное отделение ФНС налоговую отчетность, на основе которой определяется величина сбора по некоторым видам налогов.

Понятие налогового сбора

Под налогом подразумевается обязательный, безвозмездный вид платежа, осуществляемый субъектами налогообложения (гражданами и юрлицами) в пользу государства. Допустима только денежная форма расчетов.

Сбор представляет собой взнос обязательного характера, который заявитель перечисляет в пользу государства.

Что такое налоговые сборы

Данный платеж является неотъемлемым условием, после выполнения которого гражданин (организация) наделяется органами власти различного уровня определенными полномочиями и может оформить разрешительную документацию.

Сборы могут уплачиваться как в денежной, так и в иной форме, если данное условие определяется законодательными нормами. Перечисление денег в пользу уполномоченной государственной организации является основанием для возникновения между плательщиком и получателем платежа публичных отношений.

Стороны налоговых отношений

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками налоговых отношений являются следующие категории:

Стороны отношений - налоговые агенты

  • физические лица (граждане страны, лица без подданства, иностранцы)
  • юридические лица (отечественные и иностранные юрлица)
  • налоговые агенты (лица, обязанные, основываясь на законодательных нормах, начислять, изымать и переводить в бюджет различные виды сборов)
  • Управление и местные отделы ФНС, выполняющие контрольные и надзорные функции за своевременностью, правильностью и необходимой величиной уплаты всех налоговых сборов
  • таможенные органы РФ, являющиеся агентами в области контроля над валютой и выполняющие обязанности при реализации мер по предотвращению контрабанды и борьбе с ней

Законодательное регулирование

Общие параметры начисления налоговых сборов определяются законодательством фискального ведомства – Налоговым Кодексом РФ:

  • принципы появления, преобразования и прекращения оснований для перевода денежных сумм в казну государства
  • полномочия и обязательства лиц, участвующих в налоговых отношениях
  • правила и способы осуществления контрольных мероприятий по перечислению денег в пользу страны
  • меры ответственности за неисполнение обязательств по формированию налоговых платежей
  • методика оспаривания деятельности (либо ее отсутствия) специалистов ФНС и нормативно-правовых актов фискального органа

Разница между налогом и сбором на видео:

На территории страны также действуют другие законодательные нормы:

  • НПА о налогах и сборах
  • Постановление правительства РФ № 1 от 1.01.2002 года «Классификация основных средств» и др.
  • Постановления органов исполнительной власти федеральной подчиненности, среди обязанностей которых выделяется формирование направлений государственной политики
  • законодательные акты властей в субъектах страны
  • муниципальные нормативно-правовые акты

Что общего между налогом и сбором

Обязательная уплата налоговых сборов

Налоги и сборы имеют ряд общих черт:

  1. Оба вида платежа регламентируются НК РФ.
  2. Перечисление может осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровне (в соответствии с законодательством страны).
  3. Обязательность уплаты физическими и юридическими лицами.

Чем отличается налог от сбора

Расчет налоговых сборов

При наличии некоторых общих черт между этими двумя видами платежей в пользу государства, существует достаточное количество различий. Некоторые из них приведены в таблице 1.

Критерии

Налоги

Сборы

Целевое использование после перечисления в бюджет

Направляются на улучшение работы государственных структур, предоставляющих некоторые полномочия и услуги различным лицам

Становится обязательным к уплате после законодательного определения категорий плательщиков, базы, ставки и прочих критериев

Параметры сбора регламентируются в специальном порядке и обуславливаются назначением платежа

Периоды и регулярность уплаты определяются на законодательном уровне

Перечисляется по мере возникновения у плательщика необходимости в получении государственных услуг, то есть платежи носят разовый характер

Зависит от налогового периода, предельные даты уплаты четко определяются законодательством

Привязка к конкретному временному периоду отсутствует, перечисляется после возникновения необходимости в получении государственных услуг

Основания для прекращения уплаты

После ликвидации организации либо ИП

Определение размера платежа

Для расчета суммы необходимо перемножить ставку на налогооблагаемую базу, для некоторых категорий плательщиков предусмотрены специальные льготы

Сумма к уплате определяется нормативно-правовыми актами и является для всех одинаковой

Особенности установления размера платежа

Определяя сумму платежа, законодатели учитывают финансовые возможности плательщиков, разрабатываются льготы

Устанавливается твердая сумма платежа за предоставление услуги без учета особенностей плательщиков

Результаты перечисления взносов

Отсутствие неприятностей после проведения платежа

Уплата необходимой суммы является основанием для получения государственной услуги

Ответственность за неуплату

Взимание недоимки, пени в принудительном порядке, наложение штрафных санкций, трудности с отправкой декларации

При отсутствии платежа заявитель не сможет получить необходимую услугу

Только перечисление денежных средств

Иной вид платежа, если данное положение закреплено на законодательном уровне

Классификация сборов

В НК РФ представлен только один способ классификации. По уровню перечисления платежа выделяют:

Калькуляция налогов и сборов

  1. Налоговые сборы федерального уровня. Их уплата полностью регламентируется НК РФ и платежи должны уплачиваться всеми хозяйствующими субъектами и гражданами в пределах страны.
  2. Платежи, поступающие в региональный бюджет. Основные параметры определяются НК РФ, конкретика начисления и уплаты – законодательством субъектов страны, которое не должно идти в разрез с главным нормативно-правовым актом фискального органа. Уплачиваются во всех субъектах.
  3. Налоги и сборы местного значения. Главные критерии регламентируются НК РФ, особенности уплаты определяют муниципалитеты. За счет платежей происходит пополнение местных бюджетов. Уплачиваются в пределах территориального деления.

Федеральные налоговые сборы

Налоговыми сборами федерального значения являются:

  • НДС
  • акцизы
  • налог на прибыль
  • НДФЛ
  • налог за использование воды
  • сбор на добычу полезных ископаемых
  • госпошлина
  • налог на использование флоры и водных биоресурсов

Региональные налоговые сборы

В бюджеты регионов перечисляются следующие виды налоговых сборов:

  • налог на транспорт
  • налог за ведение игорного бизнеса
  • налоговый сбор, уплачиваемый за имущество юрлиц

Видео о региональных и местных налоговых сборах:

Местные

К налоговым сборам местного значения относятся:

  • торговый налог
  • имущественный сбор с физлиц
  • налог на землю

Сроки налоговых сборов

Периодичность перечисления налоговых сборов различается для каждого из них и определяется ст. 57 НК РФ. Время платежа может быть назначено:

  • на конкретную дату
  • после наступления определенного неизбежного события либо действия
  • на какой-либо промежуток времени (на протяжении определенного количества дней, месяцев, кварталов, лет)

Положенная дата оплаты

Отчет периода начинается со дня, который следует за днем наступления определенной даты либо какого-либо события (действия).

Ответственность за неуплату/несвоевременную уплату

Меры ответственности за отсутствие платежа либо за несвоевременное его перечисление определяются Налоговым и Уголовным Кодексами РФ. В частности данные законодательные сборники определяют виды экономических и уголовных санкций, которые будут применены к нарушителям требований фискального органа. Выделяют следующие разновидности ответственности:

Что грозит за невыполнение налоговых обязательств

  1. Налоговую, она определяется ст. 122 НК РФ. Заключается в применении мер финансового характера к неплательщикам для восполнения убытка, который возник из-за неуплаты. Данный вид ответственности выражается в принудительном взыскании с должника недоимки, пени и наложении штрафных санкций.
  2. Уголовную, данный вид ответственности регламентируется ст. 198 и 199 УК РФ. Применяется для возмещения вреда, причиненного неплательщиком обществу. Может заключаться в привлечении нарушителя к административной ответственности, заключающейся в наложении штрафных санкций в крупном размере. В некоторых случаях может быть заведено уголовное делопроизводство, итогом которого может стать тюремное заключение.

Таким образом, налоговые сборы необходимы для пополнения бюджетов различных уровней. Порядок их начисления, уплаты, периоды платежей определяются налоговым законодательством и могут дополняться региональными и местными нормативно-правовыми актами (в зависимости от уровня пополняемого бюджета).

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

Налоги и сборы: неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, бизнес процессов, да и вообще жизни любого человека. Налоги и сборы являются основным способом пополнения бюджета страны и ее регионов. Невыполнение налоговых обязательств может повлечь за собой штрафные санкции со стороны государства. Поэтому базовые знания о налоговой системе просто необходимы каждому, тем более предпринимателю. Далее рассмотрим : какие налоги и сборы применяются в РФ, их классификацию и виды, а также специальные налоговые режимы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:
— лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
— лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.
налоговая ставка: 9%,13%,15%,30%,35%

Налог на прибыль организаций

Это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.
Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.
Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25. Налогового кодекса РФ.
Плательщики:
— Все российские юридические лица (ООО, АО, ПАО и пр.)
— Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ
— Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора
— Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения
налоговая ставка:
2% в федеральный бюджет (3% в 2017 — 2020 годах); 0% для отдельных категорий налогоплательщиков.
18% в бюджет субъекта РФ (17 % в 2017 — 2020 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%(12,5 % в 2017 — 2020 годах).

Выставляйте счета, готовьте отчетность, получите расчет налогов и много другое. Бухгалтерия с онлайн сервисом Контур Эльба это просто и легко.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.
Плательщиками НДС признаются:
организации (в том числе некоммерческие)
предприниматели
налоговая ставка: (0%, 10%, 20%)

Акцизы

Налогоплательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):
-организации;
-индивидуальные предприниматели;
-лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Организации и иные лица, указанные в статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции (с подакцизными товарами), подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Смотри Перечень подакцизных товаров.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия — стандарту организации.
Плательщики: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами
Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию — в качестве налогоплательщика НДПИ.

Водный налог

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» .

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Налог на имущество организаций

Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ.
Налоговую ставку порядок и сроки уплаты налога определяют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанной главой НК РФ, .
Налоговые ставки не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ .

Транспортный налог

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).
Организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Физическим лицам сумма налога, подлежащая уплате исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес

Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр. Согласно действующему законодательству, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному лицензированию. Такая лицензия действует бессрочно.

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Торговый сбор

Устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411, 412 главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации — далее НК РФ).
К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков (статья 413 НК РФ).
Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Земельный налог

Порядок налогообложения земельных участков в Российской Федерации определен гл. 31 НК РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога признаются физические лица и организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя): не более 0,3% и 1,5%.

Налог на имущество физических лиц

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество. Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1%, 2%, 0,5%

ОТРАСЛЕВЫЕ НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ И ПЛАТЕЖИ

Сборы за пользование объектами животного мира

Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) в соответствии с установленным перечнем, – при изъятии их из среды обитания.
Плательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно.

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, – изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе объекты, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
Плательщики: физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Ставки сбора установлены в рублях за 1 тонну разрешенного к вылову объекта в зависимости от бассейна, в котором разрешен вылов объектов водных биологических ресурсов.

Регулярные платежи за пользование недрами

Совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами:
— Разовые платежи уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии).
— Сбор за участие в конкурсе (аукционе) уплачивается при регистрации заявки.
— Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ.
Подробнее см. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:
Патентная система налогообложения (ПСН)
Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Иногда начать свой бизнес легче, чем официально оформить предпринимательскую деятельность: выбрать организационно-правовую форму предприятия, систему налогообложения, разобраться с ведением бухгалтерии и т. д. Чтобы принять правильное решение, иногда приходится проводить настоящее исследование. В этой статье мы постарались облегчить задачу начинающему предпринимателю и сравнить условия работы и налогообложение для ИП и ООО.

Системы налогообложения в 2021 году

Размер взносов в бюджет зависит от того, какой налоговый режим выбрала компания или ИП. Напомним варианты:

  • ОСНО;
  • УСН (спецрежим для малого и микробизнеса, его могут использовать компании и ИП);
  • ПСН (только для ИП);
  • ЕСХН (для ИП и ООО).

Ставки налогообложения на выбранном режиме будут одинаковыми для всех субъектов предпринимательства. Исключение — ОСНО, где ИП выплачивают налог на доходы в размере 13%, а ООО — 20%.

Страховые взносы организаций и ИП

Вторая обязательная статья расходов предприятия — страховые взносы. Все работодатели обязаны перечислять их ежемесячно с выплат заработной платы своим сотрудникам, работающим по трудовым договорам. В 2021 году для малого бизнеса действуют такие тарифы:

  • на пенсионное страхование — 22% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 10%, если сумма выплат больше;
  • на медицинское страхование — 5,1% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 5%, если сумма выплат больше;
  • на социальное страхование — 2,9% от размера заработной платы в пределах МРОТ, если сумма выплат больше, то взнос не платится.

ИП и компании, которые не были внесены в реестр субъектов малого и среднего бизнеса должны платить взносы по стандартной ставке — без учета величины МРОТ. Если наемные работники оформлены по гражданско-правовым договорам, то работодатель обязан делать отчисления только на пенсионное и медицинское страхование.

ИП, работающий без наемного персонала, в любом случае обязан выплачивать страховые взносы за себя в фиксированном размере — 40 874 рубля за год, независимо от того, велась ли деятельность ИП за прошедший период и какой доход получен. У ООО здесь преимущество — если организация в прошедшем налоговом периоде не работала и не выплачивала заработную плату сотрудникам, то и делать отчисления в бюджет не нужно.

Налоги, которые оплачиваются на любом налоговом режиме

Кроме налогов, которые оплачиваются в рамках выбранной системы, предприятие в зависимости от особенностей своей деятельности может уплачивать также:

  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • акцизный сбор;
  • сбор за пользование биологическими ресурсами;
  • транспортный налог;
  • торговый сбор и другие отраслевые отчисления в бюджет.

Суммы этих взносов должны рассчитываться ФНС самостоятельно, для этого используются данные из разных государственных реестров. Предпринимателю приходит уведомление с размером налога и реквизитами для оплаты.

Налог на добавленную стоимость должны уплачивать компании и ИП, которые выставляют счета с выделением данного вида сбора. В общем случае ИП на любом из спецрежимов освобождены от уплаты НДС.

Общая система налогообложения

ОСНО — это базовый для ИП и ООО налоговый режим. Его главное преимущество в том, что бизнес не ограничен в каких-либо сферах деятельности, организационно-правовой форме, числе сотрудников, размере доходов и т. д. При этом общая система налогообложения предполагает большой объем отчетности и отчислений в бюджет.

Предприятию не нужно специально переходить на ОСНО — система налогообложения применяется автоматически после регистрации ИП или ООО.

Налогообложение ИП и компаний на ОСНО представлено в таблице:

– В свое время оформил статус самозанятого (Калужская область). В этом году потерял заработок летом и решил заниматься сбором грибов и ягод, но делаю это в общественном лесу. Сначала занимался сбором только для собственных нужд, потом понял, что у меня есть излишки, которые могу продавать. Имею ли я право, с точки зрения закона, заниматься продажей этих собранных грибов и ягод? Должен ли платить какие-то налоги, в том числе, как самозанятый?

– Грибы и ягоды, произрастающие в лесах на территории РФ, относятся к категории дикоросов, которые можно собирать в свое удовольствие и для собственных нужд людям, проживающим на территории России. Некоторые используют такой сбор в качестве дополнительного приработка для себя, в том числе для улучшения собственного уровня дохода в сезон сбора грибов и ягод.

✅ В каких случаях можно получить освобождение от налогов

Лесной кодекс РФ в статье 11 (часть 1) указывает, что граждане РФ имеют право свободно находиться в лесах, делать это бесплатно и так же бесплатно осуществлять сбор грибов и ягод для собственных нужд. Кроме того, бесплатно можно собирать также и плоды кустарников и деревьев, которые произрастают в лесу.

9 сентября 2019 года было издано Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов, которое дало расшифровку информации о том, каким образом должно строиться налогообложение для людей, занимающихся сбором и продажей грибов и ягод.

В соответствии с пунктом 15 статьи 217 Налогового кодекса РФ, если человек реализует собранные грибы или ягоды, он имеет право не уплачивать налог с дохода физического лица. Однако если у Федеральной налоговой службы возникнут вопросы, то придется доказать, что реализуемые грибы или ягоды были собраны для собственного использования. То есть если речь идет о самостоятельном сборе грибов и ягод, который сначала осуществлялся для собственных нужд, а потом человек решил реализовать излишки, то такой сбор так и сохранит свое наименование – сбор для собственных нужд.

🍄 Продажа дикоросов

Лесной Кодекс в части 3 статьи 34 содержит в себе требование о том, что люди, которые собираются заниматься сбором грибов и ягод именно с целью получения дохода, должны брать в аренду земельные участки.

Стоимость аренды в данном случае будет рассчитываться в порядке части 2 статьи 73 Лесного кодекса и будет различаться в зависимости от региона.

Размер арендной платы можно рассчитать на основании таблицы 7, утвержденной Постановлением Правительства РФ №310 от 22 мая 2007 года (данные по размерам ставок изменены 6 января 2020 года). В соответствии с правилами, сформулированными в указанной статье 73, размер аренды будет рассчитываться по следующей формуле:

А = Ст.1 Х V, где:

  • А – размер минимальной арендной платы;
  • Ст.1 – ставка, которую необходимо платить за единицу изымаемых лесных недревесных ресурсов (например, за 1 кг грибов);
  • V – объем изымаемых ресурсов (например, 15 кг за день).

Однако такой расчет будет носить только примерный характер и может быть использован для частичного определения размера арендной платы, которую придется внести.

Пример. В Калужской области, где оформил статус самозанятого читатель, стоимость 1 кг грибов, которые собирает население для реализации, составляет 10 рублей 70 копеек. В день человек может собрать самостоятельно, например, 15 кг грибов. В этом случае стоимость аренды составит 10,7 х 15 = 160,5 рубля.

Так как на этом же участке произрастают ягоды, то их стоимость тоже учитывается (1 кг ягод стоит так же 10 рублей 70 копеек). За один день человек может собрать 5 кг ягод. Тогда сумма аренды составит ещё 53,5 рубля в день.

Итого в день за аренду заплатить придётся 214 рублей. Но это – минимальная ставка за день, рассчитанная условно. В сезон сумма арендной платы будет зависеть от длительности такого сезона (от 90 до 120 дней). Тогда минимальная сумма аренды будет находиться в диапазоне от 20 до 26 тысяч рублей. Однако следует помнить, что при заключении арендного договора в отношении лесного участка итоговый размер арендной платы будет установлен на основании того, каков срок аренды (краткосрочная аренда дороже), а также от добросовестности арендатора – если по предыдущим договорам аренды он вносил платежи регулярно, то размер арендной платы для него будет ниже. Но за первый год платеж придётся внести сразу.

В некоторых случаях, если участок сдаётся в аренду впервые, цена на него будет определяться по итогам аукциона, а начальная цена, в отношении которой будет требоваться повышение, будет определяться по аналогии с соседними участками или даже регионами.

В то же время 1 февраля 2016 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации №53, которым были утверждены Методики определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка. Указанная методика будет действовать в том случае, если арендатор заключил договор аренды лесного участка на срок от десяти лет и добросовестно выплачивал все необходимые платежи на протяжении всего срока аренды.

Аренда лесного участка будет необходима только в том случае, если человек решил заняться сбором грибов, ягод, плодов или растительных соков, а также лекарственных растений в промышленных целях, то есть сделал такой сбор своим источником постоянного дохода. В этом случае не только придется брать участок леса в аренду, но и строить на нем все необходимые для такой деятельности помещения и устанавливать оборудование, а также формировать пути подъезда. Но все возводимые постройки и инженерные сооружения не должны носить характер капитальных, стационарных.

Для того чтобы определить, выгодно ли заключать договор аренды лесного участка для сбора и последующей продажи грибов и ягод, нужно знать, окупится ли такая аренда, и будет ли возможность вносить платежи ежегодно, чтобы в будущем добиться снижения арендной платы. Никаких упоминаний о площади арендуемых участков или ограничении их посещения в законодательстве нет.

В том случае, если человек решил сделать сбор грибов и ягод своим постоянным доходом и будет брать в аренду земельный участок, ему придется уплачивать налог с дохода физического лица – так как в данном случае речь будет идти именно о доходе. Для этого у него есть два пути – оформить статус самозанятого либо встать на учет в налоговых органах, как индивидуальный предприниматель.

Самозанятые

Для того чтобы вносить необходимые суммы налога, человек может оформить статус самозанятого. Но в этом случае необходимо соблюсти следующие ключевые условия:

  • сбор и реализация грибов и ягод должен осуществляться только самостоятельно, без привлечения официальных помощников. Исключение составляют только близкие родственники, но при условии, что они не получают дохода от такого сбора, и с ними не заключен официальный договор гражданско-правового типа о возмездном сборе грибов и ягод;
  • реализация собранных дикоросов будет происходить на территории того региона (или группы регионов), где внедрена система оформления ряда налогоплательщиков, как самозанятых.

При этом, с точки зрения законодательства, нет информации о том, какой максимальный объем дикоросов человек может заготавливать и реализовывать в рамках одного периода времени (например, одного заготовительного сезона). Поэтому можно сделать вывод о том, что таких ограничений не установлено. Главный принцип в этом случае – чтобы уровень дохода человека не превышал тот максимальный порог, который установлен для самозанятых в конкретном регионе.

В том случае, если к сбору и реализации дикоросов планируется привлекать помощников, в том числе, заключая с ними гражданско-правовые договоры, необходимо получать статус индивидуального предпринимателя. В этом случае придется выбрать и систему налогообложения, которая будет применяться.

В соответствии с выбранной системой налогообложения (упрощенная или патентная) будет осуществляться и выплата налога в государственный бюджет.

Однако следует помнить, что упрощенная система налогообложения (УСН) может быть использована только в том случае, если у предпринимателя число нанятых сотрудников не превышает сто человек. Если это число превышено, то оформить УСН не дадут. При этом в последнее время Федеральная налоговая служба стала учитывать и гражданско-правовые договоры, заключенные с привлекаемыми к выполнению работ сотрудниками.

Так как налог на деятельность индивидуального предпринимателя является региональным, то он будет отличаться в зависимости от региона, а также от вида налогообложения. Если будет выбран принцип налогообложения только доходов, то ставка налога составит от 1 до 6%; если будет выбран принцип «доходы за вычетом расходов», то ставка налогообложения будет находиться в диапазоне от 5 до 15% в зависимости от регионов.

💫 Вместо выводов

Если речь идет о сборе грибов и ягод при условии, что такой сбор осуществляется для собственных нужд, а потом производится реализация излишков, то ни о каком налогообложении речь идти не будет. При этом не возникнет также и необходимости в том, чтобы оформлять себе статус индивидуального предпринимателя или самозанятого.

Если же речь идет о профессиональном сборе, то здесь возникает необходимость оформления одного из имеющихся статусов – самозанятого или индивидуального предпринимателя в зависимости от того, под какие условия подпадает такой человек при осуществлении сбора и реализации дикоросов.

Читайте также: