Размер задолженности по начисленным налогам сборам и иным обязательным платежам в бюджеты

Опубликовано: 19.09.2024

Предприятие промышленности может попасть в такую ситуацию: при уплате единовременно начисленных налогов (то есть при погашении задолженности перед бюджетом) нависает угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства). Чтобы этого избежать, можно воспользоваться возможностью получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога. Как это сделать? В каких еще ситуациях может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога?

Что является основанием для предоставления отсрочки (рассрочки)?

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога установлены ст. 64 НК РФ. (Эти правила применяются и при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате сбора п.13 ст.64 НК РФ, пени и штрафа п.6 ст.61 НК РФ.

Отсрочка (рассрочка) представляет собой изменение срока уплаты налога (перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок), но только при наличии соответствующего основания. Отсрочка или рассрочка предоставляется по одному или нескольким налогам.

При отсрочке сумма задолженности должна быть погашена единовременно в более поздний срок, а при рассрочке уплата задолженности производится поэтапно. По общему правилу отсрочка или рассрочка предоставляется на срок, не превышающий одного года. Исключение, в частности, касается задолженности по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка (рассрочка) по которой может быть предоставлена на срок более года, но не более трех лет (соответствующее решение принимает Правительство РФ). Так, поскольку акциз на этиловый спирт из пищевого сырья подлежит зачислению по нормативу 50% в федеральный бюджет и 50% в бюджет субъекта РФ, Правительство РФ вправе рассмотреть вопрос о предоставлении рассрочки по уплате указанного налога в части суммы налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет (Письмо Минфина РФ от 18.03.2011 № 03‑02‑07/1-76).

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена не любому заинтересованному лицу. Так кто же может рассчитывать на получение отсрочки или рассрочки по уплате налога? Это предприятие промышленности, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог в установленный срок, но у которого имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка. Кроме того, должно возникнуть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

– причинение предприятию промышленности ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;

– неперечисление (несвоевременное перечисление) предприятию промышленности из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных или муниципальных нужд;

– угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты предприятием промышленности налога (обратите внимание: угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства), а не угроза банкротства (Письмо Минэкономразвития РФ от 06.05.2011 № Д06-2394));

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или уплатить обязательные платежи (ст. 2 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

– сезонный характер производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) предприятием промышленности. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382;

– наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;

– угроза возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в результате единовременного погашения задолженности по уплате одного или нескольких федеральных налогов в размере, превышающем 10 млрд руб. Кстати, в этом случае отсрочка или рассрочка предоставляется по решению Министра финансов РФ на срок, не превышающий пяти лет (это последнее исключение из общего правила).

Обратите внимание: законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов, пеней и штрафов (п. 12 ст. 64 НК РФ). Например, Законом г. Москвы от 09.02.2000 № 1 «О дополнительных основаниях и условиях сроков уплаты налогов и сборов» определены следующие дополнительные основания для предоставления налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате региональных и местных налогов:

– направление средств в сроки, совпадающие со сроками уплаты налогов, на реализацию собственных инвестиционных программ;

– аккумуляция финансовых ресурсов для закупок сырья и материалов, необходимых для последующего наращивания производства и реализации продукции и увеличения на этой основе объемов налоговых поступлений;

– принятие мотивированных решений Правительством Москвы в отношении поддержки предприятий и организаций отдельных отраслей народного хозяйства, являющихся приоритетными для города.

Какие обстоятельства исключают возможность изменения срока уплаты налога?

Несмотря на возникновение обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 64 НК РФ, срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении предприятия промышленности:

– возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

– осуществляется производство по делу о налоговом правонарушении либо административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

– имеются достаточные основания полагать, что предприятие воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению;

– в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления об изменении срока уплаты налога, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита по причине нарушения условий соответствующего изменения срока уплаты налога.

При наличии перечисленных обстоятельств решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица (п. 2 ст. 62 НК РФ).

Ни при каких обстоятельствах не изменяется срок уплаты налога на прибыль, уплачиваемого по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 3 ст. 62 НК РФ).

Кто принимает решение о предоставлении отсрочки (рассрочки)?

О том, какие органы уполномочены принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, сказано в ст. 63 НК РФ. Еще раз повторим: в отношении федерального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, указанное решение может принять Правительство РФ, Министр финансов РФ также может принять соответствующее решение по поводу изменения сроков уплаты федеральных налогов. Практически во всех остальных случаях решения об изменении сроков уплаты налогов в форме отсрочки или рассрочки принимают налоговые органы, за исключением решений, касающихся:

– таможенных налогов. В этом случае уполномоченным органом является ФТС или назначенный ею таможенный орган;

– государственной пошлины. Органами, к компетенции которых относится принятие решений об изменении сроков уплаты государственной пошлины, являются органы, уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате указанный сбор. Так, поскольку государственной регистрацией прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним занимается Росреестр, именно этот орган наделяется полномочиями по принятию решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины при осуществлении указанной регистрации.

В отношении федеральных налогов и сборов решение о предоставлении рассрочки или отсрочки их уплаты принимает ФНС, причем в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, такое решение должно быть согласовано с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований. Заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты федеральных налога и сбора, обращается в ФНС через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения.

По региональным и местным налогам решения принимаются налоговыми органами (управлением ФНС по субъекту РФ) по месту нахождения предприятия по согласованию с финансовыми органами субъектов РФ (в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ) и финансовыми органами муниципальных образований (в части сумм, подлежащих зачислению в местные бюджеты).

На какую сумму предоставляется отсрочка (рассрочка)?

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 61 НК РФ срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части, если иное не предусмотрено гл. 9 «Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа» НК РФ (ст. 61 – 68). Так, при угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) по причине единовременной уплаты предприятием промышленности налога отсрочка или рассрочка может быть предоставлена только на сумму, не превышающую стоимости его чистых активов (п. 2.1 ст. 64 НК РФ), то есть размера собственного капитала предприятия.

Сколько стоит отсрочка (рассрочка)?

Как правило, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п. 4 ст. 64 НК РФ). Из этого правила есть исключения. Во-первых, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных налогов начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (пп. 1 п. 2 ст. 120 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Во-вторых, на сумму задолженности вообще не начисляются проценты, если основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) явилось причинение ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы или неперечисление (несвоевременное перечисление) денежных средств из бюджета. Наконец, не начисляются проценты при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины (п. 2 ст. 333.41 НК РФ).

Какова процедура получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога?

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога нужно приложить следующие документы (п. 5, 5.1 ст. 64 НК РФ):

1) справки налогового органа по месту учета предприятия промышленности:

– о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

– с перечнем всех счетов, открытых предприятию в банках;

2) справки банков:

– о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам предприятия;

– о наличии расчетных документов предприятия, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

– об остатках денежных средств на всех счетах предприятия в банках;

3) перечень контрагентов-дебиторов предприятия с указанием цен договоров, заключенных с ними (размеров иных обязательств и оснований для их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований для возникновения обязательства);

4) обязательство предприятия, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности (рекомендуемый образец обязательства приведен в приложении 2 к Порядку);

5) документы, подтверждающие наличие угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства).

Кроме того, уполномоченный орган вправе потребовать представить документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство (п. 5.3 ст. 64 НК РФ). Это связано с тем, что изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению уполномоченных органов обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ либо поручительством согласно ст. 74 НК РФ (п. 5 ст. 61 НК РФ).

Уполномоченный орган должен принять решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или отказе в ее предоставлении в течение 30 дней со дня получения заявления предприятия. Кроме того, по ходатайству последнего уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности. Копию такого решения предприятию необходимо представить в налоговый орган по месту учета в пятидневный срок со дня его принятия.

Указанные сроки (30 и 5 дней) исчисляются в рабочих днях. Согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный в днях, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным или нерабочим праздничным днем.

Согласно п. 8 ст. 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать, в частности, указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов. Решение вступает в силу со дня, установленного в нем. При этом причитающиеся к уплате пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении начинает действовать только после заключения договора о залоге имущества.

Такая ситуация: налоговый орган принял решение об отказе в предоставлении отсрочки. Однако это решение в судебном порядке признано незаконным. Тогда период просрочки уплаты налога для целей начисления пеней следует исчислять со дня, установленного для уплаты налога, до даты вынесения решения об отказе в предоставлении отсрочки (Постановление ФАС СЗО от 01.02.2011 по делу № А56-6008/2009).

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня его принятия заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица (п. 10 ст. 64 НК РФ).

Как узнать о грядущем банкротстве?

Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проводимого ФНС в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 18.04.2011 № 175. Анализ проводится на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов:

– сведений о подлежащих уплате суммах налогов, сборов, пеней, штрафов;

– сведений, полученных в рамках проведения налогового контроля;

– сведений ФТС или уполномоченных ею таможенных органов о суммах налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;

– сведений органа (должностного лица), уполномоченного совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина, о подлежащей уплате сумме этой пошлины;

– сведений других федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов РФ о суммах подлежащих уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ и денежных обязательств;

– бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций (расчетов), документов налогового учета;

– документов, представленных вместе с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;

– сведений, опубликованных в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве). Порядок опубликования сведений определен ст. 28 Закона о несостоятельности (банкротстве).

В случае проведения анализа финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату налоговый орган рассчитывает степень платежеспособности по текущим обязательствам (в месяцах) и коэффициент текущей ликвидности.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам

Сумма краткосрочных обязательств

Доходы
будущих периодов

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

от 14 июля 2006 года N 03-02-07/1-185


[О просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней]

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше письмо от 29.05.2006 N 3.1-05/273 и по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента, сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 28 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2005 N 694 "Об Инвестиционном фонде Российской Федерации" инициатор, желающий участвовать в процедуре отбора инвестиционных проектов, для получения заключения на инвестиционный проект направляет в федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, подписанные руководителем организации и заверенные печатью организации подтверждение Федеральной налоговой службы об отсутствии просроченной задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также другие документы, указанные в данном пункте.

Налогоплательщики и плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налогов (сборов) должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 57 Кодекса).

За совершение налогоплательщиками (плательщиками сборов) нарушений законодательства о налогах и сборах в случаях, предусмотренных Кодексом, подлежат взиманию в бюджетную систему Российской Федерации штрафы.

В ряде статей Кодекса (например, в пункте 1 статьи 31, пунктах 2 и 4 статьи 49 Кодекса) прямо указывается о задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды).

В случаях, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 32 Кодекса, налоговые органы обязаны предоставлять информацию о задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды.

Учитывая изложенное, полагаем, что под просроченной задолженностью по платежам в бюджеты всех уровней в пункте 8 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2005 N 694 понимаются не только недоимка, но и задолженность по соответствующим пеням и штрафам, подлежащим взиманию в случаях, предусмотренных Кодексом.

Приложение
письмо Минфина Республики Карелия
от 29 мая 2006 года N 3.1-05/273

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 года N 694 "Об инвестиционном фонде Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 239) в качестве условия при отборе инвестиционных проектов предусмотрено подтверждение Федеральной налоговой службы об отсутствии просроченной задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.

Законом Республики Карелия от 26 июня 2004 года N 787-ЗРК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия" одним из условий предоставления инвесторам государственных гарантий также предусмотрено отсутствие просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней.

Однако действующим налоговым законодательством Российской Федерации не определено понятие "просроченная задолженность по платежам в бюджет".

В статье 11 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) содержится определение понятия недоимки как суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Статьей 75 Кодекса в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов предусмотрена пеня, являющаяся денежной суммой, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 6 данной статьи пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 Кодекса.

Кроме того, в соответствии со статьей 114 Кодекса в случае совершения налогоплательщиком налогового правонарушения в качестве меры ответственности к нему применяются налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Кодекса.

В случае неуплаты налогоплательщиком начисленных пеней и налоговых санкций, возникает задолженность по их уплате. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Минфина РФ от 13 января 2006 года N 03-03-02/5, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам не приравнивается Кодексом к задолженности по уплате налогов и сборов.

Вместе с тем формой отчетности Федеральной налоговой службы N 4-НМ "О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации", утвержденной приказом ФНС России от 27 декабря 2005 года N САЭ-3-10/695@, предусмотрена информация как о задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации (раздел 1), так и по уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему Российской Федерации (раздел 2).

В связи с вышеизложенным Министерство финансов Республики Карелия просит разъяснить, может ли задолженность налогоплательщика по начисленным пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации рассматриваться как просроченная задолженность по платежам в бюджеты всех уровней.

6. При разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Изучение судебной практики показало, что суды не во всех случаях правильно определяют, когда задолженность по обязательным платежам подлежит установлению в реестре требований кредиторов и может быть удовлетворена лишь с соблюдением очередности, установленной пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве, а когда - относится к текущим платежам, погашаемым, согласно пункту 1 статьи 134 Закона о банкротстве, за счет конкурсной массы вне очереди.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до дня принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

При решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), надлежит также учитывать следующее.

Если окончание отчетного периода соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим.

При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего, за исключением авансовых платежей, исчисленных за периоды, предшествующие возбуждению дела о банкротстве. Таким образом, в этом случае налоговый орган имеет право на удовлетворение своих требований в режиме текущих платежей в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансовых платежей, требования об уплате которых не являются текущими.

Если исчисленная по итогам налогового периода сумма налога окажется меньше авансового платежа и авансовый платеж ранее не был включен в реестр требований кредиторов, суд, рассматривая заявление уполномоченного органа, включает задолженность по налогу в реестр в сумме, не превышающей сумму налога.

Если же требование об уплате авансового платежа было установлено судом до истечения налогового периода и окончательного определения суммы налога, а исчисленная по итогам налогового периода сумма налога оказалась меньше авансового платежа, суд по заявлению должника, арбитражного управляющего или иного лица, имеющего право в соответствии со статьями 71, 100 Закона о банкротстве заявлять возражения относительно требований кредиторов, на основании пункта 6 статьи 16 Закона исключает требование уполномоченного органа в соответствующей части из реестра требований кредиторов.

Указанный подход применяется при квалификации требований, касающихся таможенных пошлин и страховых взносов.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).

Проверка участников госзакупок — это обязательная процедура, которая предусмотрена действующим законодательством. Изучить возможных исполнителей придется по многим критериям, в том числе проверить задолженность по налогам.

Зачем нужна проверка участников

Действующее законодательство в сфере контрактной системы устанавливает, что заказчик обязан организовать контроль всех тех участников госзакупок, которые подали заявки. Причем, требований и принципов проверки довольно много.

Отметим, что полный перечень правил закреплен в 31 статье закона №44-ФЗ. Так, п. 5 ст. 31 гласит, что за участником не может числиться задолженность перед бюджетом по налогам за прошлый отчетный год более чем 25% от общей стоимости его балансового имущества.

Причем, поставщик обязан только задекларировать соответствие данному требованию. То есть компания, подавшая заявку, среди прочей документации должна представить декларацию о соответствии общим требованиям, которая подтверждает полную или частичную оплату задолженности по налогам и отсутствие просрочки. Это позволяет фирме участвовать в госзакупках.

Требовать дополнительное подтверждение данной информации заказчик не вправе. Контрактная служба учреждения, либо, специально назначенный управляющий должны организовать самостоятельную проверку задолженности по налогам.

Разберемся, как узнать, есть ли задолженность по налогам.

Материалы КонсультантПлюс по закупкам помогут все сделать правильно.
Воспользуйтесь ими БЕСПЛАТНО.

Способы проверки

В настоящее время доступно несколько вариантов, где посмотреть задолженность по налогам. Рассмотрим подробно каждый из них.

Способ №1. Онлайн сервис от ФНС

Официальный сайт ФНС проверить задолженность поставщика перед бюджетом позволяет без регистрации. Для этого достаточно перейти по ссылке на сайт, ввести ИНН организации, а также указать проверочный код с картинки. Система позволяет быстро узнать наличие задолженности по налогам, сборам и прочим налоговым обязательствам.

ВАЖНО! Сервис работает в тестовом режиме, а это значит, что данные в информационной базе ограничены. Сайт выдает информацию только о юридических лицах, которые задолжали в бюджет более 1 000 рублей. Также в базе имеется информация о несданной отчетности за прошлые периоды. Иными словами, если за участником числится долг менее 1 000 рублей, то на официальном сайте ФНС узнать задолженность юрлица не получится.

Способ №2. Официальный запрос в ФНС

  1. Наименование ТО ИФНС, должность и ФИО руководителя отдела.
  2. Наименование компании-заявителя, ФИО руководителя или контрактного управляющего.
  3. Адрес, телефон и прочую контактную информацию о заявителе.
  4. Сведения об участнике (полное наименование, ИНН, ОГРН, либо иные сведения для идентификации).
  5. Дата составления и подпись заявителя.

ВАЖНО! Срок подготовки ответа от ИФНС — не менее 10 рабочих дней. Запланируйте контрольные мероприятия с учетом времени на проверку.

Способ №3. Долги по судебным решениям

Если компания имеет долги, по которым ФНС уже обратилась в суд, то сведения о принятом решении можно проконтролировать на официальном сайте судебных приставов. Отметим, что сервис позволяет узнать о долгах, по которым было инициировано взыскание задолженности по налогам в судебном порядке. К тому же, информационные базы предоставляют сведения только по индивидуальным предпринимателям и физлицам.

Заключительный этап проверки

Допустим, что справка из налогового органа на руках, как теперь проверить соответствие УГЗ установленным требованиям? Рассмотрим на конкретном примере.

ООО «Весна» является участником госзакупок. По сведениям ИФНС за компанией числится недоимка по налогу на прибыль за 2017 год в сумме 15 000 рублей. В соответствии с п. 5 ст. 31 закона №44-ФЗ, долг не может превышать 25% от общей балансовой стоимости активов.

Выясняем показатель стоимости активов на основании бухгалтерской отчетности, а именно, на основании бухгалтерского баланс за 2017 год. Получить сведения можно на официальном сайте поставщика, в налоговой инспекции, либо по письменному запросу.

Данные бухгалтерского баланса ООО «Весна» за 2017г.:


Анализируем данные строки 1600 «Баланс» по активам. В нашем примере показатель равен 33 083 тысяч. рублей. Следовательно, 25% от этой суммы составит 8 272,75 тысяч рублей, что намного больше 15 000 рублей недоимки по налогу на прибыль.

Делаем вывод, что ООО «Весна» имеет право принимать участие в государственных закупках, даже при наличии долга по налоговым обязательствам (15 000 руб.).

ВАЖНО! Если компания имеет долг по налоговым обязательствам перед бюджетом, свыше установленного лимита, но по данному долгу подано заявление об обжаловании (пересмотрение размера, предоставление рассрочки и прочее), и решение налоговиками еще не принято, то такая компания имеет право участвовать в тендере (ч. 1 ст. 31 закона №44-ФЗ).

Тип документа: Решение

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 5,3 кб

Бланк документа

  • Решение: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Решение» по всему сайту
  • «Решение о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам».doc
  • Решение о сложении налоговых санкций
  • Решение о сносе самовольных построек на территории городского округа Долгопрудный Московской области
  • Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения, расположенного в городе Люберцы Московской области
  • Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории Истринского муниципального района Московской области
  • Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного в Клинском муниципальном районе Московской области
  • Решение о согласовании мест(а) размещения объекта(ов) игорного бизнеса на территории Московской области
  • Решение о согласовании размещения территориально обособленных объектов организациям - соискателям лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории городского округа Красноармейск Московской области
  • Решение о согласовании мест(а) размещения объекта(ов) игорного бизнеса на территории городского поселения Лотошино Московской области
  • Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории городского округа Дзержинский Московской области
  • Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения на территории городского округа Дзержинский Московской области
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы
  • Агентский договор
  • Договор аренды
    • Договор аренды жилого помещения
    • Договор аренды нежилого помещения
    • Договор аренды транспортного средства
    • Договор аренды имущества
    • Договор аренды земельного участка
    • Договор аренды предприятия
  • Договор банковского вклада
  • Договор банковского счёта
  • Договор банковской гарантии
  • Брачный договор
  • Договор безвозмездного пользования
  • Договор дарения
  • Договор задатка
  • Договор займа
  • Договор залога
  • Защита авторских прав
  • Защита прав собственности
  • Договор доверительного управления
  • Договор комиссии
  • Договор кредита
  • Договор купли-продажи
    • Договор купли-продажи транспортного средства
    • Договор купли-продажи имущества
    • Договор купли-продажи недвижимости
    • Договор купли-продажи земельного участка
    • Договор купли-продажи валюты и ценных бумаг
  • Договор лизинга
  • Договор мены
  • Договор на оказание услуг
  • Договор перевозки
  • Договор подряда
    • Договор бытового подряда
    • Договор строительного подряда
  • Договор поручения
  • Договор поручительства
  • Договор поставки
  • Договор бытового проката
  • Договор пожизненной ренты
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор страхования
  • Трудовой договор
  • Договор уступки права требования
  • Учредительные договоры
  • Договор франчайзинга
  • Договор хранения
  • Акт
  • Анкета
  • Ведомость
  • Выписка
  • График
  • Данные
  • Декларация
  • Доверенность
  • Договор
  • Жалоба
  • Журнал
  • Задание
  • Заключение
  • Записка
  • Запрос
  • Заявка
  • Заявление
  • Исковое
  • Извещение
  • Инструкция
  • Информация
  • Карта
  • Карточка
  • Книга
  • Контракт
  • Опись
  • Отчет
  • Паспорт
  • Перечень
  • Письмо
  • План
  • Показатели
  • Положение
  • Постановление
  • Предложение
  • Представление
  • Претензия
  • Приказ
  • Протокол
  • Разное
  • Разрешение
  • Расписка
  • Распоряжение
  • Расчет
  • Реестр
  • Резюме
  • Решение
  • Сведения
  • Свидетельство
  • Сертификат
  • Смета
  • Соглашение
  • Сообщение
  • Список
  • Справка
  • Таблица
  • Требования
  • Уведомление
  • Удостоверение
  • Устав
  • Характеристика
  • Ходатайство

Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней - это, в сущности, одно и то же. (Г. Лессинг)

  • Типовые договоры
  • Образцы документов
  • Политика конфиденциальности
  • Обратная связь

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Читайте также: