Издержки связанные с осуществлением налогового контроля

Опубликовано: 20.09.2024

К издержкам, связанным с осуществлением налогового контроля, относятся суммы, выплачиваемые налоговыми органами свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, а также судебные издержки (ст. 130 НК РФ).

В Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. № 298 "О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля"1 определено, что свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Если у свидетеля, переводчика, специалиста, эксперта или понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, суточные не выплачиваются.

Возмещение свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства производится на основании проездных документов, но не выше:

- стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси) - по шоссейным и грунтовым дорогам;

- стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне - по железной дороге;

- стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V-VIII группам тарифных ставок на судах морского транспорта, и в каюте III категории на речных судах - по водным путям.

При пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета экономического класса.

Помимо расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства при представлении соответствующих документов возмещаются стоимость предварительной продажи проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями и страховые взносы по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.

Указанным выше лицам также оплачиваются расходы на проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой соответствующего населенного пункта.

С разрешения начальника (заместителя начальника) налогового органа, производящего вызов, упомянутым лицам при непредставлении проездных документов оплачиваются расходы на проезд по минимальному тарифу проезда соответствующими видами транспорта к месту явки и обратно к месту жительства.

Возмещение расходов на наем жилого помещения и оплата суточных свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым производятся в соответствии с нормативными правовыми актами о служебных командировках на территории Российской Федерации. Плата за бронирование места в гостинице возмещается в размере 50 процентов возмещаемой стоимости места за сутки.

Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утвержденным Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе.

За лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

Лица, не работающие по трудовому договору, за отвлечение их от работы или обычных занятий помимо сумм по возмещению расходов, предусмотренных выше, получают денежное вознаграждение в размере суточных.

Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, производится по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

К издержкам, связанным с осуществлением налогового контроля, относятся суммы, выплачиваемые налоговыми органами свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, а также судебные издержки (ст. 130 НК РФ).

В Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. № 298 "О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля"1 определено, что свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Если у свидетеля, переводчика, специалиста, эксперта или понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, суточные не выплачиваются.

Возмещение свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства производится на основании проездных документов, но не выше:

- стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси) - по шоссейным и грунтовым дорогам;

- стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне - по железной дороге;

- стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V-VIII группам тарифных ставок на судах морского транспорта, и в каюте III категории на речных судах - по водным путям.

При пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета экономического класса.

Помимо расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства при представлении соответствующих документов возмещаются стоимость предварительной продажи проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями и страховые взносы по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.

Указанным выше лицам также оплачиваются расходы на проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой соответствующего населенного пункта.

С разрешения начальника (заместителя начальника) налогового органа, производящего вызов, упомянутым лицам при непредставлении проездных документов оплачиваются расходы на проезд по минимальному тарифу проезда соответствующими видами транспорта к месту явки и обратно к месту жительства.

Возмещение расходов на наем жилого помещения и оплата суточных свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым производятся в соответствии с нормативными правовыми актами о служебных командировках на территории Российской Федерации. Плата за бронирование места в гостинице возмещается в размере 50 процентов возмещаемой стоимости места за сутки.

Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утвержденным Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе.

За лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

Лица, не работающие по трудовому договору, за отвлечение их от работы или обычных занятий помимо сумм по возмещению расходов, предусмотренных выше, получают денежное вознаграждение в размере суточных.

Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, производится по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля

Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля

Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля, состоят из сумм:

выплачиваемых свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым налоговыми органами;

Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым

1. Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

2. Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

3. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

4. Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета Российской Федерации.

Вопрос 349. Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности.

Вопрос 349. Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности. К уголовно-правовым формам экстремизма можно отнести:- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК);- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение

Статья 82. Формы проведения налогового контроля

Статья 82. Формы проведения налогового контроля 1. Законодательные и иные нормативные акты<51>2.

Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля Статья 97. Участие переводчика Статья 98. Участие понятых Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля Статья 100. Оф

Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля Статья 97. Участие переводчика Статья 98. Участие понятых Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению

Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля

Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам,

Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым

Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым 1. Законодательные и иные нормативные акты<74>2.

Статья 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела

Статья 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без

Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Статья 130 Утратила силу с 1 января 2007

СТАТЬЯ 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела

СТАТЬЯ 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без

Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля

Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроляИздержки, связанные с осуществлением налогового контроля, состоят из сумм:выплачиваемых свидетелям, переводчикам, специалистам,

СТАТЬЯ 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела

СТАТЬЯ 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без

Статья 82. Формы проведения налогового контроля

Статья 82. Формы проведения налогового контроля 1. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора,

Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля

Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля, состоят из сумм:(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)выплачиваемых свидетелям,

Статья 82. Формы проведения налогового контроля

Статья 82. Формы проведения налогового контроля 1. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора,

Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля

Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля, состоят из сумм:(в ред.

Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля

Статья 130. Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля, состоят из сумм:(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)выплачиваемых свидетелям,

Ялбулганов Александр Алибиевич - профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Корф Дмитрий Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета "Высшей школы экономики".

Налоговый контроль - одна из наиболее важных и вместе с тем конфликтогенных сфер налогового права.

Налоговый контроль представляет собой, с одной стороны, осуществляемую в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс РФ) деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. С другой стороны, налоговый контроль является одним из основных институтов налогового права, объединяющих правовые нормы, с помощью которых регулируется деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением и исполнением законодательства о налогах и сборах.

Цель налогового контроля - установление законности поведения налогоплательщиков и налоговых агентов. Именно поэтому налоговый контроль напрямую связан с охранительной функцией налогового права. Он нацелен на исправление любого нарушения законности в налоговой сфере; в ходе налогового контроля выявляются налоговые правонарушения с тем, чтобы затем привлечь правонарушителя к налоговой ответственности.

Одним из важнейших принципов налогового контроля выступает требование законности, которое понимается, с одной стороны, как направленность контрольных мероприятий на установление законности поведения налогоплательщиков и налоговых агентов в качестве контролируемых участников налоговых правоотношений, а с другой стороны, как соблюдение налоговыми органами процедурных правил при совершении налоговых мероприятий. Принцип законности налогового контроля приобретает более детальное и конкретное звучание в принципах документирования результатов налогового контроля и процессуализации контрольных мероприятий.

Во исполнение требования законности и в развитие принципа процессуализации налоговых проверок Налоговый кодекс РФ вводит в сценарий налоговых проверок ряд дополнительных участников правоотношений по налоговому контролю, субъектов налогового процессуального права, принимающих участие в отдельных мероприятиях налогового контроля.

Налоговый кодекс РФ (п. 11 - 12 ст. 31 НК РФ) наделяет налоговые органы правом привлекать для проведения налогово-контрольных мероприятий целой категории лиц, содействующих осуществлению налогового контроля: специалистов, экспертов, переводчиков, свидетелей, понятых.

Перечисленные лица могут принимать участие при проведении различных мероприятий налогового контроля, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок в случае возникновения такой необходимости. В ходе налогового контроля они оказывают содействие налоговым органам в формировании доказательственной базы: способствуют получению информации, доказывающей факт совершения налогового правонарушения, и фиксации надлежащим образом уже имеющихся доказательств.

При проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях (как правило, при производстве осмотра и выемки) должны вызываться понятые (ст. 98 НК РФ). Участие понятых в мероприятиях по налоговому контролю гарантирует соблюдение прав налогоплательщиков, их присутствие в налоговом процессе подтверждает правомерность и правильность совершения тех или иных процессуальных действий.

Дадим краткое представление каждому из перечисленных лиц, содействующих осуществлению налогового контроля.

Свидетель в налоговом праве - это физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, расследования и разрешения дела о налоговом правонарушении, и которое вызвано для дачи показаний.

В качестве понятых выступают не заинтересованные в исходе дела физические лица, привлекаемые для участия в проведении налогового контроля непосредственно на месте его проведения по удостоверению фактов и результатов действия.

Переводчиком выступает физическое лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для осуществления перевода в процессе мероприятий налогового контроля.

Схожие функции в процессе налогового контроля выполняют эксперты и специалисты. Обе категории лиц, содействующих проведению налогового контроля, отличаются тем, что обладают специальными знаниями в определенной области, которые могут оказаться полезными при осуществлении тех или иных мероприятий налогового контроля.

Участие эксперта в налоговом процессе обязательно завершается подготовкой экспертом от своего имени письменного заключения. В нем излагаются проведенные экспертом исследования, сделанные им выводы и обосновываются ответы на поставленные вопросы. Таким образом, эксперт принимает непосредственное участие в формировании доказательственной базы.

Что касается специалиста, то он участвует в мероприятиях по налоговому контролю в той мере, в какой не хватает должностным лицам налоговых органов определенных навыков, знаний и умений. Чаще всего специалисты привлекаются для содействия и разъяснений в процессе обнаружения, изъятия документов и в связи с применением технических средств. В отличие от эксперта специалист не дает самостоятельных заключений; своими знаниями и умениями он лишь оказывает содействие проведению налогового контроля.

Законодательство о налогах и сборах регулирует вопросы издержек, связанных с проведением налогового контроля, посвящая этим вопросам отдельную главу (гл. 17 НК РФ).

В соответствии со ст. 131 Налогового кодекса РФ было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 1999 года N 298 , которым утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля.

Собрание законодательства РФ. 1999. N 13. Ст. 1601.

Согласно упомянутому Постановлению Правительства Российской Федерации свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

В отношении расходов на проезд установлено, что возмещение свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства производится на основании проездных документов, но не выше:

  • стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси) - по шоссейным и грунтовым дорогам;
  • стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне - по железной дороге;
  • стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V - VIII группам тарифных ставок на судах морского транспорта, и в каюте III категории на речных судах - по водным путям.

При пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета экономического класса.

Указанным лицам оплачиваются расходы на проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой соответствующего населенного пункта.

Помимо расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства при представлении соответствующих документов возмещаются стоимость предварительной продажи проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями.

В случае непредставления проездных документов указанным лицам, содействующим осуществлению налогового контроля, оплачиваются расходы на проезд по минимальному тарифу проезда соответствующими видами транспорта к месту явки и обратно к месту жительства. Для осуществления таких выплат необходимо получить разрешение начальника (заместителя начальника) налогового органа, производящего вызов лиц, содействующих осуществлению налогового контроля.

В отношении расходов на наем жилого помещения и оплату суточных устанавливается, что соответствующие выплаты свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым производятся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" .

Собрание законодательства РФ. 2008. N 42. Ст. 4821.

Плата за бронирование места в гостинице возмещается в размере 50% возмещаемой стоимости места за сутки.

При этом суточные не выплачиваются, если у свидетеля, переводчика, специалиста, эксперта или понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.

Законодательство о налогах и сборах исходит из того, что работа, которую выполняют в ходе налогового контроля переводчики, специалисты и эксперты, должна оплачиваться, если только эта работа не входит в круг их служебных обязанностей. В этом случае привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе.

Упомянутые лица, содействующие проведению налогового контроля, получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, по нормам оплаты, утвержденным Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Соответствующие нормы закреплены в Постановлении Минтруда России от 18 февраля 2000 года N 19 "Об утверждении норм оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля" .

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 17.

За лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

Лица, не работающие по трудовому договору, за отвлечение их от работы или обычных занятий помимо сумм по возмещению понесенных расходов получают денежное вознаграждение в размере суточных, установленных для служебных командировок на территории Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 года N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" расходы на выплату суточных установлены в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 40. Ст. 3939.

Основанием для выплат сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, является решение начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля.

Выплата сумм указанным лицам производится по выполнении ими своих обязанностей в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

В заключение отметим, что, несмотря на то, что гарантии и компенсации свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению предусмотрены в ст. 131 Налогового кодекса РФ, при регулировании соответствующих отношений должны учитываться положения ст. 170 Трудового кодекса РФ ("Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей"), поскольку эта норма имеет приоритет перед иными федеральными законами (ст. 5 Трудового кодекса РФ).

Глава 17.Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля

Статья 130.Состав издержек, связанных с осуществлением налогового контроля

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля, состоят из сумм:

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

выплачиваемых свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым налоговыми органами;

Статья 131.Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым

1. Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

2. Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

3. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Абзац исключен. – Федеральный закон от 09.07.1999 №154-ФЗ.

4. Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета Российской Федерации.

Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 №2).

Глава 18.Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение

Статья 132.Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

1. Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем.

влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Статья 133.Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора

1. Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора.

влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

2. Исключен. – Федеральный закон от 09.07.1999 №154-ФЗ.

Статья 134.Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд)

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

Статья 135.Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

По вопросу, касающемуся административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, см. статью 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, который вступил в силу 1 июля 2002 года.

Положения пунктов 1 и 2 статьи 135, устанавливающие ответственность за различные правонарушения, составы которых недостаточно между собой разграничены, являются по существу такими же, как положения, по которым Конституционным Судом РФ ранее было вынесено Постановление, сохраняющее свою силу, и не могут трактоваться как создающие возможность неоднократного привлечения банков к ответственности за одно и то же нарушение, т.е. не могут одновременно применяться судами, что, однако, не исключает возможность их применения в отдельности на основе оценки фактических обстоятельств дела (Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 №257-О).

По вопросу, касающемуся конституционности норм, устанавливающих ответственность за различные правонарушения, составы которых недостаточно между собой разграничены, см. также Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 №11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 №6-О.

1. Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени.

влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса в банке находится инкассовое поручение налогового органа,

влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.

Статья 135.1. Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка

(введена Федеральным законом от 09.07.1999 №154-ФЗ)

Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании не соответствующим Конституции РФ пункта 1 статьи 135.1 см. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 №453-О.

1. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок.

влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Статья 136.Порядок взыскания с банков штрафов и пеней

Штрафы, указанные в статьях 132 – 134, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному настоящим Кодексом порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.

Положение части второй статьи 136, позволяющее налоговым органам в бесспорном порядке взыскивать с налогоплательщиков штрафы за нарушение налогового законодательства, как аналогичное положениям, признанным неконституционными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 №20-П, не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 №257-О).

Пени, указанные в статьях 133 и 135, взыскиваются в порядке, предусмотренном статьей 60 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

Глава 19.Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Статья 137 подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 №418-О.

Статья 137.Право на обжалование

Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 138 подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 №418-О.

Статья 138.Порядок обжалования

1. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

2. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Статья 139.Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу

1. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

2. Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

3. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.

4. Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Повторная подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу производится в сроки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи.

Глава 20.Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней

Статья 140.Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом

1. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

2. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

3. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Статья 141.Последствия подачи жалобы

1. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

Статья 142.Рассмотрение жалоб, поданных в суд

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

Читайте также: