Зачем нужно увеличивать или уменьшать налоги и социальные расходы рейган и клинтон

Опубликовано: 10.05.2024

\u041d\u0430\u043b\u043e\u0301\u0433 \u2014 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0451\u0436, \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u0435\u043c\u044b\u0439 \u0441 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0439 \u0438 \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043b\u0438\u0446 \u0432 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0435 \u043e\u0442\u0447\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438\u043d\u0430\u0434\u043b\u0435\u0436\u0430\u0449\u0438\u0445 \u0438\u043c \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0435 \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432, \u0432 \u0446\u0435\u043b\u044f\u0445 \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0438 \u043c\u0443\u043d\u0438\u0446\u0438\u043f\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0439.[1][2][3]

\u041d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u0435\u0442 \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u043e\u0442 \u0441\u0431\u043e\u0440\u043e\u0432 (\u043f\u043e\u0448\u043b\u0438\u043d), \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u0435\u043c \u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0438\u0445 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0451\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0439.

\u0412\u0437\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u043c \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c (\u0441\u043c. \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e)[2]. \u0421\u043e\u0432\u043e\u043a\u0443\u043f\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043d\u0446\u0438\u043f\u043e\u0432, \u0444\u043e\u0440\u043c \u0438 \u043c\u0435\u0442\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0438\u0445 \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043e\u0442\u043c\u0435\u043d\u044b, \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u044f \u0438 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u044f \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0443\u044e\u0442 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u0443\u044e \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430[4].

\u041f\u043e\u0434 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043c \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0438\u043d\u0443\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u0438\u0437\u044a\u044f\u0442\u0438\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432 \u0441 \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0438 \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043b\u0438\u0446, \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e\u0435 \u0434\u043b\u044f \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0439 ">]" data-test="answer-box-list">

Рейтинг Рональда Рейгана во время президентства был достаточно низким, но после ухода из политики в девяностых он стал практически живой легендой и «одним из самых сильных президентов США» за всю историю Штатов.

В 1992 году он был назван самым непопулярным из ныне живущих президентов, кроме разве что Никсона – первого и пока единственного президента, который ушел с поста досрочно. Откровенно говоря, в свои 69 Рональд Рейган едва ли мог сделать что-то, что затмило бы Уотергейтский скандал и последовавшие за ним суды, серьезно подорвавшие доверие народа к власти, кровь миллионов мирных граждан и военные преступления в Камбодже и Вьетнаме, переворот в Чили и приход к власти диктаторского режима Пиночета, расцвет коррупции, ограничение гражданских свобод и глубокий кризис экономики.

рейганомика это

При Джордже Буше-старшем, Билле Клинтоне и Джордже Буше-младшем проводилась масштабная кампания по реабилитации Рейгана в глазах американцев. Его превратили в выдающуюся историческую фигуру, которая из темных семидесятых вывела Соединенные Штаты Америки в золотой век. Сегодня имя президента Рейгана используется как оправдание жесткой налоговой политики и «войны с терроризмом».

Основные понятия

Консервативно настроенная администрация Рональда Рейгана – сорокового президента США, пришедшего к власти в 1981-м, - осуществила значительный переворот в экономике. Обширный комплекс реформ получил название «рейганомика». Это поворотный курс, который переносил акценты с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование производства, технологическую и структурную перестройку, инвестиционные вложения. Консерваторы-республиканцы, которые в 1981-1989 годах пришли к власти, ориентировались на сохранение надежных ценностей и отрицали радикальные изменения. Тогда активизировался даже не консерватизм в чистом виде, а неоконсерватизм – социально-философское и политическое течение, приверженцы которого выступали против национализации и считали нерентабельными методы хозяйствования (в особенности в промышленном секторе).

Исторический контекст

Нерешенные еще с семидесятых годов проблемы в социальном секторе и экономике на практике показали, что экономическая политика администраций республиканцев Ричарда Никсона и Джеральда Форда, а также демократа Джимми Картера мало того что не была эффективной, но и к тому же не соответствовала реалиям развития государства.

рональд рейган внутренняя и внешняя политика

Все дело в том, что в середине семидесятых ОПЕК ограничила производство и повысила цены на нефть почти на восемь долларов за баррель. Это стало причиной роста стоимости барреля в течение всего нескольких месяцев в целых четыре раза. Далее, в конце семидесятых – начале восьмидесятых, но до прихода Р. Рейгана, произошел еще более значительный рост цен – больше двадцати американских долларов за баррель «черного золота». Так, цена барреля нефти увеличилась с 2,5 доллара в 1972 году до 34 долларов в 1980-м.

Кроме того, на валютном рынке позиции американского доллара за восемь лет - с 1972-го по 1979 год - обвалились более чем на 40 % в сравнении с другими денежными единицами. Таким образом, под воздействием неблагоприятных экономических тенденций США оказались в глубоком кризисе в 1980-1982 годах.

Попытки улучшить положение до прихода Рональда Рейгана к руководству государством были, но, как известно, они не оказались удачными. Так, например, планировалось снижение инфляции путем сокращения денежной массы под руководством Пола Волкера, было создано Министерство энергетики и стратегический нефтяной резерв.

Экономическая теория предложения

Рейганомика – это концепция, которая основана на экономической теории предложения. Одним из архитекторов новой экономической политики США был Уильям Нисканен – выдающийся американский экономист, доктор философии, председатель совета директоров Института Катона в Вашингтоне, президент Международного атлантического экономического сообщества. Теоретический костяк политики – это теория, согласно которой экономический рост можно весьма успешно стимулировать за счет благоприятствования производству товаров и услуг. Этого можно достичь снятием различных запретов и снижением налогов. В результате (в идеале) население должно получить больше товаров и услуг по меньшей стоимости. Основоположниками теории считают экономистов Артура Лаффера и Роберта Манделла.

россия америка

Основные пункты рейганомики

Это не просто комплекс реформ, а целая концепция, по которой жили США в период президентства Рональда Рейгана. Политика базировалась всего на двух основных принципах:

  1. Главенствующая роль рынка в экономике государства, ликвидация барьеров для производителей товаров и услуг, снижение государственного присутствия в экономике.
  2. Сведение к минимуму государственных расходов, то есть государственного сектора, государственного аппарата и социальных программ.

Президент Рейган собирался сокращать налоги и правительственные расходы, уменьшать присутствие государства в экономике (он не раз говорил, что «правительство не решает проблемы, а создает их» и «чем меньше государства, тем только лучше»), снижать инфляцию сокращением объема денежной массы, увеличивать военные расходы. Уже из этого понятно, что рейганомика – это политика, которая кардинальным образом отличалась от предшественников – администраций Форда, Никсона и Картера.

Основными целями, которые преследовала новая политика в экономке, были:

  • максимальная рационализация производств;
  • перестройка экономики в структурном плане;
  • снижение инфляции и безработицы;
  • увеличение концентрации производства.

Позднее основные принципы рейганомики как по шаблону применялись во многих развитых государствах.

Налоговая политика

Первым шагом неоконсервативной экономической политики (рейганомики в США) стало снижение налоговых ставок. Достижение неинфляционного роста в долгосрочной перспективе, как считали теоретики экономической теории и архитекторы нового политического курса, предполагало необходимость прямого воздействия на производителей товаров и услуг путем целенаправленного снижения налогов, сокращения ставок, причем как на прибыли крупных корпораций, так и на личные доходы предпринимателей. Налоговая ставка снизилась с 46 до 34 %, а максимальная ставка налоговых отчислений с недвижимости упала с 70 до 50 %. Это послужило стимулом инвестиционной активности, росту объемов производства, созданию новых рабочих мест, повышению технологического уровня производства. Все это, несмотря на снижение налогов, в итоге привело к увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет (по схеме: снижение налогов – рост инвестиционных вложений – рост занятости – рост ВВП – рост налоговых доходов).

р рейган

Бюджетная политика Р. Рейгана

Основным направлением бюджетной политики было сокращение дефицита государственного бюджета, инструментом реализации – снижение госрасходов. Сокращено было финансирование большинства социальных программ, программ поддержания уровня жизни и борьбы с бедностью. Все это привело к снижению социальных гарантий для граждан Соединенных Штатов Америки.

Социальная политика времен Рейгана

В социальном направлении Рональд Рейган принял программу нового федерализма, который предполагал разделение функций власти по реализации соцпрограмм. Теперь федеральное правительство должно было финансировать только медицинскую помощь для социально незащищенных слоев населения, а остальные программы легли на правительства отдельных штатов. В те годы отменили продовольственные карточки для бедных, уменьшили пособия матерей-одиночек, но программы, направленные на пенсионное и медицинское страхование населения, практически не претерпели изменений.

Политика дерегулирования

Дерегулирование, то есть снижение присутствия государства в экономике, в первую очередь представляло собой перераспределение функций между государством и бизнесом, изменение стратегии и приоритетов государства. Это было направлено на рост свободы предпринимателей и некоторое ослабление давления на бизнес. Курс экономической политики предполагал отмену контроля над уровнем минимальной зарплаты, некоторых требований к экологическим стандартам, сокращение численности госаппарата и уменьшение его расходов.

курс экономической политики

Результаты экономической политики

Итоги рейганомики до сих пор оцениваются как неоднозначные. В борьбе с безработицей и инфляцией наблюдались положительные изменения (если, например, инфляция в 1980 году составляла 12,5 %, а уровень безработицы – 7 %, то к 1988 году показатели, соответственно, составляли 4,5 и 5,4 %). Было создано более 17 млн новых рабочих мест. Также новая политика несколько стимулировала население к покупке недвижимости и автомобилей за счет снижения кредитных ставок.

Снижение налогов (предположительно самая эффективная мера) не привело к ускорению темпов развития, задачу бездефицитного бюджета тоже решить не удалось. Кроме того, дестабилизировал государственный бюджет рост расходов на военный сектор. Это не дало возможности проинвестировать средства в другие секторы экономики государства. Также возросла дифференциация доходов населения. Это значит, что уровень доходов богатых американцев увеличивался значительно более высокими темпами, чем доходы средних и бедных слоев населения.

Критика экономической политики

Внутренняя и внешняя политика Рональда Рейгана неоднократно подвергалась критике. Некоторые исследователи и теоретики экономики даже склонны утверждать, что именно рейганомика стала причиной очередного экономического кризиса, острая фаза которого дошла до нас со времен Рейгана только к 2008 году.

рейганомика в сша

Другие действия Рональда Рейгана

Внешняя и внутренняя политика Рональда Рейгана – это достаточно обширная тема. Кратко говоря, во внешней политике время президентства Рейгана стало временем обострения холодной войны. Отношения России и Америки в те годы обострились настолько сильно, что существовала реальная угроза начала ядерной войны. Лидер США называл СССР «империей зла». Отношения России и Америки наладились только к девяностым года, когда первым и единственным президентом Советского Союз стал Горбачев.

Во внешней политике экономический курс Рейгана перекликался с неоконсервативными явлениями в Великобритании. Рейганомика и тэтчеризм во многом схожи. «Железная леди» практически копировала реформы американского президента, но даже такие действия привели к положительному результату и для Великобритании.

Во внутренней политике Рональд Рейган проводил довольно жесткую борьбу с наркотиками и подписал «Закон о реформе и контроле за иммиграцией в США».

рейганомика и тэтчеризм

Стабилизация экономики

Рейганомика – это неопределенный период в американской истории. Темпы экономического роста замедлились, государственный долг возрастал, как и дефицит бюджета, появились кризисные явления и в кредитно-финансовой сфере. Президент Клинтон в дальнейшем задался целью «оздоровить» американскую экономику, уделяя повышенное внимание долгосрочным проблемам. План стабилизации включал следующие основные направления:

  • стимулирование инвестиций в самые важные отрасли (на программу планировалось выделить 140 млрд долларов);
  • финансирование увеличения количества рабочих мест (140 млрд долларов);
  • сокращение дефицита государственного бюджета, для чего было повышены налоги и сокращены правительственные расходы.

Уже в течение первых двух лет реализации политика привела к определенным положительным результатам, например, уровень инфляции и безработицы сократился, дополнительно было создано шесть миллионов новых рабочих мест для населения, снизился дефицит государственного бюджета, внешняя торговля расширилась.

Связь с темнокожей проституткой закончилась для Билла Клинтона внебрачным сыном (Май 2021).

Экономическая политика президента Билла Клинтона 2021

Билл Клинтон был 42-м президентом США, который работал с 1993 по 2001 год. Он был первым президентом-демократом, который выиграл переизбрание со времен Франклина Рузвельта.

Клинтон - самый восхищенный президент за последние 25 лет. Почему он был так популярен, несмотря на то, что был импичмент? Прежде всего потому, что его экономическая политика создала десятилетие процветания. Во время своего председательства:

  • Было создано более 22 миллионов новых рабочих мест, больше, чем любой другой президент.
  • Безработица снизилась с 7,5 до 4,0 процента.
  • Домашнее владение было самым высоким показателем за всю историю (67,7%).
  • Дефицит бюджета сократился с 290 млрд. Долл. США до бюджета сальдо в размере 128 млрд. Долл. США.
  • Уровень бедности снизился до 11,8 процента.

Что именно сделал Клинтон? Он принял сдерживающую фискальную политику. Во-первых, он повысил налоги с помощью Закона о примирении бюджета Омнибуса 1993 года, его первого бюджета. Закон о сокращении дефицита повысил максимальную ставку подоходного налога с 28 до 36 процентов для тех, кто зарабатывает более 115 000 долларов США и 39,6 процента для дохода выше 250 долларов США. Это увеличило корпоративный подоходный налог с 34 процентов до 36 процентов для корпорации с доходом более 10 миллионов долларов. Это также закончилось некоторыми корпоративными субсидиями, облагаемыми налогом на пособие по социальному обеспечению для лиц с высоким доходом, и создало заработанные налоговые льготы по доходам до 30 000 долларов США. Он повысил налог на газ на $. 043 за галлон и ограничил способность корпораций требовать от налоговых вычетов.

Во-вторых, он сократил расходы, реформируя программу TANF, широко известную как благосостояние. В соответствии с Законом о примирении с персональной ответственностью и возможностью трудоустройства 1996 года требуется, чтобы получатели получали работу в течение первых двух лет. Это ограничивало общее время, когда они могли получать льготы до пяти лет. Количество получателей TANF сократилось на две трети.

Прошло с 12. 2 миллиона в 1994 году до 4 5 миллионов в 2004 году.

В-третьих, он подписал Североамериканское соглашение о свободной торговле. Он устранил тарифы между Соединенными Штатами, Канадой и Мексикой. Это крупнейшее торговое соглашение в мире.

Он создал 21. 5 миллионов рабочих мест за восемь лет своего пребывания в должности. Это больше рабочих мест, чем любой другой президент. Вот 5 способов Хиллари Клинтон создала рабочие места.

Клинтон сожалеет о том, что он не реструктурировал Social Security и Medicare. Он также не смог добиться реформы здравоохранения. 20 июня 2004 года в интервью 60 минут он признался: «Мне очень жаль, что мы не реформировали здравоохранение и что мы не реформировали социальное обеспечение». (Источник: «Билл Клинтон, за и против», ProCon. Org.)

Хотя Hillarycare не прошла, Клинтон использовала свой импульс для создания двух других законов о здравоохранении.Он работал с сенатором-демократом Эдуардом Кеннеди из штата Массачусетс и республиканским сенатором Нэнси Кассебаум из Канзаса, который спонсировал Закон о переносимости и подотчетности медицинского страхования от 1996 года. Он позволяет работникам удерживать план медицинского страхования, спонсируемый компанией, в течение 18 месяцев после их увольнения. (Источник: «Целевая группа здравоохранения», Президентская библиотека Клинтона.)

Хиллари работала с сенаторами Кеннеди и Оррином Хэтчем, чтобы спонсировать Программу медицинского страхования детей. Он субсидирует медицинскую страховку для детей в семьях, которые зарабатывают слишком много, чтобы претендовать на Medicaid. Он охватывает восемь миллионов детей. (Источник: «Предоставление кредита Хиллари для CHIP», Factcheck. Org, 18 марта 2008 г.)

Подробнее см. 14 крупных достижений Хиллари.

От дефицита к избытку

Клинтон создал общий излишек в 63 миллиарда долларов за два срока. Вот ежегодный прорыв:

  • FY 2001 - излишек в 128 миллиардов долларов.
  • FY 2000 - излишек в 236 миллиардов долларов.
  • FY 1999 - излишек в 126 миллиардов долларов.
  • FY 1998 - излишек в 69 миллиардов долларов.
  • FY 1997 - $ 22 млрд.
  • 1996 финансовый год - 107 миллиардов долларов.
  • FY 1995 - $ 164 млрд.
  • 1994 финансовый год - 203 миллиарда долларов.

В сравнении с другими президентами, см. Дефицит Президента. Чтобы узнать, сколько Клинтон добавил к долгу, и почему это отличается от суммы его дефицитов, см. «Долг президента».

Ранние годы

Клинтон окончил Джорджтаунский университет, а в 1968 году получил стипендию Родса в Оксфордском университете. Он получил степень права в Йельском университете в 1973 году и вступил в политику в Арканзасе.

Он был побежден в своей кампании за Конгресс в третьем округе Арканзаса в 1974 году. В следующем году он женился на Хиллари Родхэм, выпускнице Уэлсли-колледжа и Юридической школы Йельского университета. В 1980 году родился «Челси», единственный ребенок.

Клинтон был избран генеральным прокурором штата Арканзас в 1976 году. Он выиграл губернаторство в 1978 году. После потери заявки на второй срок Клинтон вернулся в офис через четыре года. Он служил, пока не победил действующего президента Джорджа Буша и стороннего кандидата Росса Перо в президентской гонке 1992 года.

Клинтон и его спутник, сенатор Теннесси Альберт Гор-младший, затем 44 года, представляли новое поколение в американском политическом руководстве. Впервые за последние 12 лет в Белом доме и Конгрессе была проведена одна и та же партия. Но это политическое преимущество было кратким. Республиканцы выиграли обе палаты Конгресса в 1994 году. (Источник: William Clinton Profile, WhiteHouse. Gov.)

После выхода из офиса

Бывший президент создал Фонд Клинтона в 2001 году. Он имеет пять направлений: улучшение глобального здравоохранение, расширение образования для девочек, сокращение детских болезней, создание экономических возможностей и изменение климата. Он работает через местные сообщества. Он служил посланником ООН по восстановлению цунами и является специальным посланником в Гаити.

Он написал пять книг: Назад к работе: почему нам нужно умное правительство для сильной экономики (2011), Предоставление: как каждый из нас может изменить мир (2007) ), Моя жизнь (2004), Между надеждой и историей (1996), Перенос людей: как мы все можем изменить Америку (1992).

Он активно поддерживал президентские кампании своей жены Хиллари в 2008, 2012 и 2016 годах. Он также поддержал переизбрание Барака Обамы против Митта Ромни в 2012 году.

В 1980-х и начале 1990-х гг. экономика США столкнулась с серьёзными дестабилизирующими процессами, объединяющими циклический и структурный кризисы, стагфляцию (сочетание падения темпов экономического роста и рост инфляции) с обострением международных экономических отношений и валютно-финансовых проблем. Экономические проблемы США 70-х гг. привели к пересмотру теоретических основ, методов и направлений государственного регулирования экономики. Кейнсианская концепция сменяется неоконсервативным подходом, реализованным в виде монетаризма.

Нерешённые социально-экономические проблемы 70-х гг. XX в. показали, что методы государственного регулирования и экономическая политика государства 60-70-х гг. не соответствовали новым условиям экономического развития. Кризис начала 80-х гг., который затронул как традиционные, так и новые отрасли экономики, выявил определенную негибкость экономической политики государства и несоответствие методов регулирования изменениям в экономической ситуации.


Рональд Рейган

В феврале 1981 года президент США Рональд Рейган дал старт новой экономической политике, которая вошла в историю под названием рейганомики. Он предложил в течение трёх лет сократить расходы бюджета на 49 млрд. долл. и налоги на 36 процентов.

Рекомендации Джона Кейнса по государственному регулированию экономики постепенно утрачивали смысл, так как стимулирование роста за счёт бюджета далее было недопустимым, — раздувавшийся дефицит порождал риски неконтролируемой инфляции и кризис на долговых рынках.

Тогда Рейган обратился к рецептам монетаризма и сэплай-сайд экономики. Его советником стал Милтон Фридмен. Резкое уменьшение налоговых ставок на доходы бизнеса, свертывание социальных программ, других государственных расходов, сократили централизованное перераспределение доходов. Начавшийся после этого спад сменился в конце 1982 г. подъёмом экономики.

Кейнсианские и неокейнсианские методы государственного регулирования экономики более не действовали — заявляли представители Чикагской школы Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек, которые обосновали необходимость уменьшения государственного вмешательства в экономику и поиска новых методов государственного регулирования, соответствующих реальной экономической ситуации.

Неоконсервативное направление выдвинуло на первый план задачи рационализации и повышения эффективности производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Внедрение новых технологий требовало накопления значительных инвестиционных ресурсов и вложения их в передовые отрасли.

Основные положения неоконсерваторов были применены на практике в ведущих индустриальных странах в 80-е гг. XX в. с некоторыми различиями в методах реализации. Основными направлениями государственного регулирования экономики являлись:

— стимулирование совокупного предложения (вместо стимулирования совокупного спроса в рамках кейнсианской концепции государственного регулирования);

— возрастание роли кредитно-денежной политики с целью контроля над динамикой денежной массы;

— приватизация — передача в различных формах объектов государственной собственности (государственных предприятий, акций, облигаций, муниципального жилья и т. д.) в частную собственность;

— дерегулирование экономики: уменьшение административно-правовых ограничений деятельности, ликвидация контроля над заработной платой, предоставление большей хозяйственной свободы государственным предприятиям;

— изменение роли государства в социальных программах;

— рост государственного стимулирования НИОКР. Изменение концепции государственного регулирования не означало полного отказа от проведения государственной экономической политики, а предполагало ее перестройку. Основной целью переориентации государственного регулирования было уменьшение прямого вмешательства государства в экономику и повышение роли косвенных экономических методов регулирования, в первую очередь денежно-кредитного регулирования. Одновременно возрастала роль рыночных регуляторов экономики.

Основные положения неоконсервативной теории определили концептуальную платформу экономической политики президента Р. Рейгана (1981-1988), которая получила название рейганомика. Для нее были характерны защита экономических принципов свободного рынка, конкуренции и открытой экономики, сбалансированность бюджета и снижение налогов для поощрения предпринимательской активности. Одновременно правительство принимало меры для стимулирования инвестиционного роста, подавления инфляции и повышения конкурентоспособности страны на международном рынке. При такой направленности экономического регулирования проблемы занятости и благосостояния отходили на второй план.

Экономическая политика США в этот период основывалась на концепции приоритета стимулирования предложения и рейганомика являлась одним из вариантов неоконсервативной политики государства, которая применялась но всех развитых странах в 80 — начале 90-х гг.

Основными целями экономической политики Р. Рейгана были:

— рост концентрации производства;

— технологическая перестройка экономики;

— структурная перестройка экономики;

— снижение государственного долга;

— снижение инфляции и безработицы.

Для достижения этих целей были определены основные направления экономической политики государства, основанные на сокращении государственного вмешательства в экономику.

Налоговая политика. Сокращение налогов было первым шагом экономической политики Р. Рейгана. Налоги рассматривались как главный инструмент фискальной политики государства. Достижение долгосрочного неинфляционного роста предполагает необходимость воздействия непосредственно на производство путем целенаправленного снижения налогов, сокращения уровня предельных налоговых ставок на прибыли корпораций и личные доходы.

Было принято новое налоговое законодательство, направленное на снижение ставок налогов на бизнес и подоходного налога. В соответствии с ним максимальная ставка налога на прибыль сокращалась с 46 до 34%, а максимальная налоговая ставка на недвижимость и незаработанные доходы сокращалась с 70 до 50%.

Такая налоговая политика стимулировала рост инвестиционной активности, повышение технологического уровня производства, создание новых рабочих мест и рост объемов производства. В свою очередь, повышение занятости и рост объемов производства приводили к увеличению налоговых поступлений в бюджет, несмотря на снижение ставок налогов.

Было проведено поэтапное сокращение индивидуального подоходного налога. Максимальная его ставка сократилась в общей сложности с 50 до 28%. Были установлены только две ставки подоходного налога: 15% — на налогооблагаемые годовые семейные доходы ниже 29 750 долл. и 28% — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика повышала статус самых богатых американцев и одновременно дала возможность среднему классу улучшить свое материальное положение.

Для увеличения инвестиционных ресурсов были изменены условия амортизации оборудования, что позволило увеличить амортизационные отчисления. Для производственных зданий и сооружений срок амортизации составлял 10-15 лет, для оборудования — 5 лет, для исследовательского оборудования — 3 года.

Бюджетная политика. Рост государственных расходов, направленных на стимулирование различных составляющих совокупного спроса в соответствии с кейнсианской концепцией, в 70-е гг. не проявил себя как эффективная антикризисная мера, а приводил к обратным результатам — к росту цен и инфляции. Более того, в этот период кризисные явления в экономике стали сопровождаться не снижением, а ростом цен. Необходимы были новые направления бюджетной политики.

Бюджетная политика Р. Рейгана в качестве основного направления определила сокращение дефицита бюджета. Основным инструментом ее реализации было сокращение государственных расходов. В первую очередь сокращение расходов государственного бюджета коснулось расходов на социальные программы, программы поддержания уровня жизни и на борьбу с бедностью. Ориентация бюджетной политики на стимулирование производства и инвестиций приводила к снижению социальных гарантий.

Элементом социальной политики Р. Рейгана была программа нового федерализма, в соответствии с которой произошло разделение функций федеральной власти, власти штатов и местных органов власти по реализации социальных программ. Федеральное правительство должно было финансировать медицинскую помощь бедным. Все остальные социальные программы должны были реализовывать правительства штатов. Был создан федеральный фонд, средства которого направлялись на реализацию социальных программ в течение 4 лет.

Значительней всего были сокращены программы, направленные на поддержание беднейших слоев населения, — были отменены продовольственные карточки и уменьшены пособия для матерей-одиночек. Одновременно с этим программы, направленные на поддержание уровня жизни средних слоев населения, на пенсионное и медицинское страхование, практически не изменились.

Политика дерегулирования (ограничение государственного регулирования предпринимательской деятельности) представляла собой комплекс мероприятий, направленных не на отказ от государственного регулирования экономики, а на изменение его стратегии и приоритетов. Условием ее реализации было перераспределение функций регулирования между государством и бизнесом. Политика дерегулирования была направлена на рост экономической свободы предпринимателей и ослабление бюрократического давления.

Были сокращены требования и отменены некоторые правила, применяемые ранее к производственной и рыночной деятельности: контроль над ценами на нефть и контроль государства за уровнем минимальной заработной платы. Были ослаблены некоторые требования по экологическим стандартам и охране окружающей среды: снижены требования к степени очистки воды и воздуха промышленными, энергетическими и другими компаниями. Для снижения бюрократического влияния на развитие экономики и повышения эффективности управления были приняты меры по сокращению численности государственного аппарата и уменьшены расходы на его содержание.

Жесткая кредитно-денежная политика. Основным направлением кредитно-денежной политики государства было антиинфляционное регулирование денежной массы. Правительство США поддерживало меры Федеральной резервной системы по уменьшению темпов роста денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста цен.

Результаты экономической политики Р. Рейгана были неоднозначными. Наблюдались позитивные результаты по борьбе с безработицей и инфляцией. Если индекс инфляции в 1980 г. составлял 12,5% , то в 1988 г. — 4,5%. За этот же период уровень безработицы сократился с 7 до 5,4%. В экономике было создано более 17 млн новых рабочих мест. Некоторое снижение кредитных процентных ставок стимулировало покупку населением домов и автомобилей.

В 1989 г. ВНП превысил предкризисный максимальный уровень на 28%, объем личного потребления вырос на 1 /3. Экономическому подъему способствовало также завершение структурной перестройки экономики и ускорение процесса обновления основного капитала, стабилизация курса доллара и переход к более открытому типу экономики.

Однако снижение налогов не привело к ожидаемому инвестиционному росту и ускорению темпов развития экономики. Не удалось решить задачу бездефицитного бюджета. Сокращение расходов на социальные цели не могло компенсировать рост военных расходов со 134млрддолл.в 1980 г. до 282 млрд долл. в 1987г. Рост военных расходов не только дестабилизировал бюджет, но и ограничивал возможности для инвестиций в другие сферы экономики. Возросла дифференциация доходов населения. Доходы самых богатых американцев возрастали значительно более быстрыми темпами, чем средних и беднейших слоев населения.

Экономическая политика Билла Клинтона

В конце 80-х гг. XX в. экономика США вступила в период замедления темпов экономического роста, связанного не только с циклическим характером совокупного спроса, но и с кризисными процессами в кредитно-финансовой сфере. Дефицит государственного бюджета — 290 млрд долл., растущий государственный долг привели к сокращению инвестиционной активности в стране.

Экономический спад, затронув автомобильную промышленность США в связи с расширением экспансии японских автомобильных фирм, автоматически привел к падению производства в металлургии, а кризис в строительстве повлек за собой снижение производства стройматериалов. В лучшем положении в этот период оказались отрасли экспортной ориентации — машиностроение и приборостроение. Увеличение экспорта одновременно с замедлением импорта способствовало уменьшению дефицита торгового баланса.

Главной стратегической задачей экономической политики Б. Клинтона было оздоровление американской экономики на основе стимулирования роста инвестиционной активности, повышенное внимание к долгосрочным проблемам. Правительство проводит политику, направленную на поддержание НИОКР, стимулирование деятельности малого бизнеса, развитие государственной инфраструктуры и усиление роли государства в решении социальных проблем.

План стабилизации экономики демократической администрации Б. Клинтона предполагал три основных направления:

— сокращение дефицита бюджета как необходимого условия долгосрочного экономического роста на основе сокращения правительственных расходов и повышения налогов. Были повышены ставки подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Максимальная ставка подоходного налога составила 36%, был дополнительно введен 10% налог с дохода свыше 250 тыс. в год. Ставка налога на прибыль возросла на 2% и составила 36%.

Реализация этих направлений экономической политики в течение первых двух лет привела к определенным позитивным результатам: сократился уровень безработицы и инфляции, было создано 6 млн новых рабочих мест, более эффективно стали работать структуры бизнеса, снизился дефицит госбюджета, расширилась внешняя торговля.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России


Сергей Васильев, председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды», в своем блоге на Facebook рассуждает, почему американская экономика начала вдруг расти со скорость в 4% в год, а российская экономика топчется на месте, в пределах 1-1.5%.

Казалось бы им гораздо сложнее раскрутить свою огромную развитую экономику на приличные цифры роста, а нам легче обеспечить рост для своей, еще развивающейся экономики. Ведь с низких цифр всегда расти легче, чем с высоких.

Но, тем не менее, мы видим обратное. Администрации президента Трампа удалось сделать что-то такое, что ракочегарило огромную экономику США до очень приличных цифр роста, которым сегодня могут позавидовать уже любые развивающиеся страны.

Что же такого сделал Трамп? Какие его новации и реформы привели сегодня к этим впечатляющим цифрам?

Если упрощено описать весь набор его нововведений, то он состоит из двух рецептов: борьба с глобализацией (протекционистские меры по защите своих рынков) и налоговая реформа. Причем из этих двух мер, самая главная — вторая.

Именно НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА ТРАМПА запустила маховик американского роста, причем запустила неожиданно быстро.

В чем суть основных «налоговых» новаций, которые ввела американская администрация всего год назад?

Их две: уменьшение налога на прибыль для компаний с 35% до 20%, и упрощение (и частичное снижение) подоходного налога для физических лиц.

Не вдаваясь в премудрости налогового законодательства США, суть его изменений в том, что теперь прогрессивная шкала налогообложения становится более плоской, поднимается потолок доходов, с которых взимается максимальная ставка подоходного налога.

В общем, обе эти меры существенно снижают налоги для компаний и физических лиц.

Это и запустило машину роста.

Американским компаниям не имеет теперь смысл переносить свой бизнес в соседнюю Канаду или в другие страны, где ставка налога на прибыль была гораздо ниже американской. А работающим американцам не имеет смысл теперь изобретать сложные схемы транзитных компаний и схем, чтобы прятаться от подоходного налога. Легче стало вести прозрачный бизнес, т.к. теперь налоги стали гораздо меньше.

Хороший урок для нашего Правительства и государственных макроэкономистов безуспешно ищущих рецепты роста для нашей собственной экономики.

Не стоит смотреть на формальные цифры наших налоговых ставок, которые сейчас вроде бы не такие уж высокие: ставка налога на прибыли у нас 20%, а шкала подоходного налога — плоская. Формально ставки у нас вроде бы не высокие и Трамп, уменьшая свои ставки, только приводит их к уровню наших.

Тут важна динамика взимания налогов, общая налоговая база по числу и структуре налогоплательщиков. США и Россия слишком разные экономики, что бы нас сравнивать по цифре налоговых ставок.

Важна абсолютная сумма собираемых налоговых с бизнеса и частных лиц. И тут у нас есть очевидный факт — объем собираемых налогов у нас непрерывно растет. Причем в этом году российские налоговики настолько перестарались, что из дефицитного бюджета неожиданно получили профицитный бюджет. И теперь планируют получать профицит все ближайшие годы.

Но профицит бюджета — суть изъятие излишков денежных прибылей у бизнеса и населения.

О каком экономическом росте при этом можно говорить? Нельзя одновременно доить корову и требовать, чтобы она еще и быстро бегала.

Я бы советовал нашему Министерству экономического развития и Центральному банку пристально следить за результатами «налоговой реформы» Трампа, тут точно есть чему поучиться.

Читайте также: