Разбивка парка финансируемая за счет увеличения ставки имущественного налога

Опубликовано: 29.04.2024

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

За последние годы правилах уплаты налога на имущество появились некоторые новшества. Изменилась форма декларации, скорректирован порядок расчета налога по кадастровой стоимости и появились новые основания, по которым её можно изменить. Мы расскажем о ставках налога, льготах, отчетности и штрафах по налогу на имущество в 2020 и 2021 году.

Как изменится налог на имущество в 2021 году

В 2020 году приняли несколько законов, которые повлияли на порядок налогообложения имущественным налогом. Среди изменений можно выделить следующие:

  • Обновили форму декларации по налогу на имущество — новый бланк нужно использовать уже для отчетности за 2020 год (Приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@ ). В новой форме учтены коронавирусные льготы, а также добавлены особые строи для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
  • Появились новые коды федеральных и региональных льгот, связанные с коронавирусом.
  • Больше неважно, учтена ли недвижимость как основное средство, налог платить все равно придется, если регион не решит иначе.
  • Увеличен список недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Теперь это все объекты, которые облагаются налогом на имущество физлиц. К старым объектам добавились жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения на участках для личного хозяйства или ИЖС.
  • Бухгалтерам больше не нужно сдавать авансовые расчеты по налогу, их отменили с 1 января 2020 года.
  • Декларацию по налогу можно сдавать централизованно. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору.

С каких объектов платят налог на имущество в 2021 году


С какого имущества организации платят налог? Главный признак такого имущества — оно относится к недвижимости. В перечень недвижимого имущества попадают:

  • здания, строения, сооружения, садовые дома, хозяйственные сооружения;
  • объекты незавершенного строительства;
  • гаражи, машино-места;
  • жилые и нежилые помещения с неотделимыми улучшениями;
  • предприятие, единый недвижимый комплекс;
  • воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания, зарегистрированные в установленном порядке.

Еще с 2019 года чиновники отменили налогообложение движимого имущества. Чтобы разобраться, какое имущество относится к движимому, а какое нет, ознакомьтесь со статьей 130 ГК РФ. Все объекты, которые не отнесены к недвижимости, признаются движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги. Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что об объекте имущества должна быть запись в ЕГРН или наличие оснований, подтверждающих невозможность перемещения объекта без значительного ущерба. При этом записи в ЕГРН может и не быть, суды признают недвижимостью даже незарегистрированные объекты.

Еще один признак — учет на балансе в качестве основных средств. Это касается объектов недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости, и прописано в п. 1 ст. 374 НК РФ. Основное средство должно отвечать ряду условий:

  • его планируют использовать в производстве, сдавать в аренду или применять для управленческих целей;
  • его планируют использовать более года;
  • его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;
  • объект может приносить экономический доход.

Такое имущество переводится на бухгалтерский счет 01 «Основные средства» и подлежит налогообложению, даже если объект находится во временном или совместном пользовании. Также компании платят налог по кадастровой стоимости с жилых помещений и домов, которые не отражены в составе основных средств (для этого должны быть выполнены дополнительные условия, о которых мы расскажем ниже). Недвижимость, учтенная на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», тоже облагается налогом.

В правилах уплаты налога на имущество есть свои тонкости: если основное средство используется, его стоимость включают в налоговую базу. Это делается, даже если средство еще не введено в эксплуатацию, не переведено на счет 01 и на объект не зарегистрированы права. Важно, чтобы при этом налоговая база определялась как кадстровая стоимость. Оборудование к установке, отраженное на счете 07, не облагается налогом.

Кроме того, НК РФ теперь устанавливает налог с кадастровой стоимости в отношении объектов, которые подпадают под налог на имущество для физлиц. Это касается и организаций на спецрежимах.

Под налог не подпадает имущество, которое перечислено в п. 4 ст. 374 НК РФ: земельные участки, культурные объекты, ледоколы, космические корабли и объекты, включенные в первую и вторую амортизационную группу по Классификатору ОС.

Льготы при уплате налога на имущество в 2021 году

Для некоторых видов организаций применяются льготы, освобождающие от уплаты налога на имущество (см. статью 381 НК РФ):

  • организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
  • «сколковцы», протезно-ортопедические предприятия, адвокатские и юридические консультации, государственных научные центры, управляющие компании инновационных НТЦ;
  • управляющие компании, участники, резиденты различных экономических зон;
  • производители фармацевтической продукции, общественные организации инвалидов.

Также от налога освобождены некоторые виды недвижимости: федеральные автодороги общего пользования, Б/у энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов.

Регионы могут устанавливать собственные льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ). В 2020 году дополнительные льготы могли получить арендодатели, которые дали отсрочку по арендным платежам своим арендаторам. Льгота заключается в уменьшении суммы налога. Уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.

В связи с распространением COVID-19 ряд организаций освободили от уплаты налога и авансовых платежей за период владения недвижимостью с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Система рассчитает налог, подготовит платежку


« Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы. Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем. Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам » .

Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл.

Как рассчитать налог на имущество в 2021 году

За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно. В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете сделать это автоматически.

  • Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
  • Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
  • Выяснить базу для исчисления налога.
  • Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
  • Исчислить налог к уплате в бюджет.

Базой для исчисления налога на имущество может быть среднегодовая стоимость недвижимости или кадастровая стоимость. Отчего это зависит, разберем далее.

По среднегодовой стоимости

По среднегодовой стоимости облагается недвижимость, которая:

  • не облагается по кадастровой стоимости в соответствии с региональным законодательством;
  • принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • принята к учету в составе основных средств и отражена на счетах 01 или 03.

Недвижимость, которая получена по концессионному соглашению и отражена на забалансовых счетах тоже облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчет за квартал ведется согласно следующей формуле:

Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС × Ставка налога / 4

Например, для расчета авансового платежа за первый квартал нужно сложить остаточную стоимость недвижимости на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. Полученный результат делится на 4. Для расчета по итогам года порядок аналогичный.

Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.

Пример расчета налога на имущество по среднегодовой стоимости

Налоговая база вычисляется сложением показателей остаточной стоимости каждого объекта на первое число каждого месяца и на последний день расчетного периода. Налоговая база амортизированных объектов — нулевая, но объекты включают в отчет.

Остаточная стоимость объекта ОС:

  • 1 января — 150 000 рублей
  • 1 февраля — 145 000 рублей
  • 1 марта — 140 000 рублей
  • 1 апреля — 135 000 рублей
  • 1 мая — 130 000 рублей
  • 1 июня — 125 000 рублей
  • 1 июля — 120 000 рублей
  • 1 августа — 115 000 рублей
  • 1 сентября — 110 000 рублей
  • 1 октября — 105 000 рублей
  • 1 ноября — 100 000 рублей
  • 1 декабря — 95 000 рублей
  • 31 декабря — 90 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей
Платеж = 142 500 × 2,2% / 4 = 783,75 рублей

Авансовый платеж за полугодие

Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей
Платеж = 135 000 × 2,2% / 4 = 742,5 рублей

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей
Платеж = 127 500 × 2,2% / 4 = 701,25 рублей

Доплата налога за год

Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей
Платеж = 120 000 × 2,2% – (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей

По кадастровой стоимости

Многие компании рассчитывают налог по кадастровой стоимости. Власти должны предупредить организации и опубликовать список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости до 1 января на официальном сайте региона. Закрытый перечень объектов недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, дан в статье 378.2 НК РФ.

Всего есть четыре обязательных условия для налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости:

  • недвижимость находится на территории РФ;
  • недвижимость принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или получена по концессионному соглашению;
  • кадастровая стоимость недвижимости определена регионом;
  • в регионе утвержден порядок налогообложения недвижимости и прописаны конкретные виды имущества из статьи 378.2 НК РФ, на которые он распространяется.

Если объект в законе не прописан, то он облагается налогом по среднегодовой стоимости. Если же вид объектов указан в законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налог тоже платится со среднегодовой стоимости.

Порядок бухучета недвижимости для кадастрового налога не имеет значения. Она может числиться как в составе ОС, так и в составе оборотных активов или за балансом.

Налоговая база в данном случае — кадастровая стоимость недвижимости, указанная в ЕГРН на 1 января года, за который рассчитывается платеж. По каждому объекту база определяется отдельно.

Отчетными периодами для налога на имущество, исчисленного по кадастровой стоимости, являются 1 квартал, 2 квартал и 3 квартал. Налог считайте по формуле:

Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества на 1 января × Ставка налога

Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж равен четверти суммы налога. При расчете итогового платежа за год просто отнимите перечисленные авансовые платежи от полученной суммы.

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости

ООО «Воздушный Шар» владеет торговым центром, который облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости. На 1 января 2021 года его кадастровая стоимость составила 120 000 000 рублей. Ставка налога на имущество в регионе — 2 %.

Авансовый платеж за I квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Авансовый платеж за II квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Авансовый платеж за III квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Налог к уплате по итогам года = 120 000 000 × 2 % – 1 800 0000 = 600 000 рублей.

Особенности расчета налога и авансовых платежей

В некоторых случаях формула для расчета налога меняется. Особенности могут быть при получении льгот, наличии данных о кадастровой стоимости только по всему зданию, покупке или продаже недвижимости в середине года или изменении кадастровой стоимости. Рассмотрим их все:

1. На недвижимость распространяется льгота. Льгота может быть предоставлена в виде необлагаемой части кадастровой стоимости или уменьшения налога. В первом случае нужно вычесть из кадастровой стоимости, утвержденной на 1 января в ЕГРН, необлагаемую часть кадастровой стоимости и рассчитать налог с остатка. Во втором случае — отнять сумму льготы от рассчитанного по стандартной формуле налога.

2. Кадастровая стоимость определена только для здания, а вы владеете помещением. Считайте налог за год и авансовые платежи в обычном порядке. Чтобы определить налоговую базу, найдите кадастровую стоимость своего помещения пропорционально его площади в здании целиком.

3. Недвижимость купили или продали в середине года. Воспользуйтесь коэффициентом владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Он показывает соотношение количества месяцев, в которых вы владели недвижимостью, к общему числу месяцев в году или квартале.

4. Кадастровую стоимость пересмотрели в середине года. Если характеристики объекта изменились и его стоимость была пересмотрена, скорректируйте налог и авансовые платежи (п. 5.1 ст. 382 НК РФ). Корректировочный коэффициент показывает соотношение числа месяцев, в которых действовала старая стоимость, к общему числу месяцев.

5. Власти в середине года исключили объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости. Пересчитайте налог с начала года по среднегодовой стоимости.

Отчетность по налогу на имущество организаций

По авансовым платежам больше не нужно сдавать ежеквартальные расчеты, остался только отчет по итогам года — декларация по налогу на имущество. С 2021 года изменяется форма декларации, она утверждена Приказом ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@.

В новой форме изменения незначительные. В первом разделе добавилась строка «Признак налогоплательщика» в которой надо указать, перенесены ли в организации даты авансовых платежей и по какой причине. Также добавлена строка для организаций , заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Для раздела 2 утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом.

Декларация по налогу на имущество за 2020 год сдается до 30 марта 2021 года, с учетом переноса.

Сдавайте отчетность по имуществу в налоговую по месту нахождения имущества. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору. За непредставление декларации в срок предусмотрен штраф по ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ.

Попробуйте легко и быстро подготовить расчет по налогу на имущество в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. В конце года сформируйте и отправьте через Контур.Бухгалтерию отчет по налогу на имущество и другие налоговые декларации и отчеты в фонды.

Афенкина Екатерина Максимовна – студентка Кредитно-экономического факультета Финансового Университета при Правительстве РФ.

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем, связанных с исполнением федерального, региональных и местных бюджетов Российской Федерации, и разработке предложений по их решению.

Ключевые слова: Финансы, государственные и муниципальные финансы, исполнение бюджета, федеральный бюджет, бюджетная система РФ.

Сегодня руководителям муниципальных образований приходится сталкиваться с проблемой постоянной нехватки средств на текущие нужны и на развитие субъекта. Данная ситуация наблюдается не только в России, но и в других странах.

Как подчеркивалось раннее в бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2012-2014 гг.» увеличение стабильности и предсказуемости доходов местных бюджетов зависит от повышения уровня финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления, за счет собственных доходов. Из-за недостаточности собственной доходной базы местных бюджетов больше половины муниципальных образований в период с 2011-2013 гг. имеют колебания дефицитного бюджета в диапазоне 45 - 56,7 %. Существенное влияние на формирование базы оказывают межбюджетные трансферты, что составляет 50 % доходов местных бюджетов.

На сегодняшний день главным источником привлечения доходов в бюджет муниципалитетов остаются поступления от местных налогов и сборов. Для повышения самостоятельности и расширения возможностей развития муниципальным образованиям необходим поиск внутренних ресурсов, сосредоточенных в области налоговых и неналоговых доходов бюджета [1, c. 23-44].

Расширения доходной базы за счет налоговых поступлений необходимо реализовать за счет следующих комплексных мер:

1. Учет незарегистрированных объектов недвижимости.

Такими объектами являются незаконно используемые земельные участки, строения, здания, сооружения, жилые и нежилые помещений, а также осуществление реконструкции, перепланировки в объектах недвижимости такого рода. На территориях многих муниципальных образований России жилые дома, дачные участки, автомобильные парковки не поставлены на кадастровый учет и не имеют официальных документов о правах собственности, следовательно, данные объекты не подлежат налогообложению. Данную проблему можно решить путем проведение инвентаризации и организации удобной постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов, а также необходимо создать группы, занимающиеся выявлением незарегистрированной недвижимости.

2. Пересчет налоговой базы по налогу на имущество с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая будет рассчитываться на основе рыночной стоимости, установленной государственной кадастровой оценкой [2, c. 22-31].

Введение такой меру будет эффективным, так как инвентаризационная стоимость объектов налогообложения имеет существенное отличие от рыночной, потому что возникают проблемы с доступностью необходимой информации о рынке недвижимости и отсутствием данных о местоположении объектов недвижимости. Инвентаризационная стоимость домов 60-90х годов, расположенных в центре городов, намного ниже, чем стоимость новых домов, построенных на окраинах. Однако рыночная стоимость старой недвижимости в центре значительно выше, поэтому налоговую базу выгоднее определять исходя из месторасположения объектов.

3. Снижение налога на доходы от сдачи имущества в аренду.

В России давно существует закон, обязывающий граждан РФ платить налог с доходов, единственное, необходимо сделать так, чтобы он исполнялся, а это лишь вопрос организации контроля. Люди, не заключающие при этом не договора о найме при сдаче жилья в аренду, сильно рискуют, потому что арендатор может не заплатить за проживание или нанести имущественный ущерб, использовать жилое помещение в нелегальных целях. В данной ситуации можно снизить ставку налога за сдачу квартиры с 13% до 3–5%, что приведет к увеличению оформления необходимых документов.

Источником формирования и укрепления финансовой самостоятельности являются меры по увеличение доходной базы местных бюджетов за счет неналоговых поступлений. Основная доля таких доходов состоит из доходов от использования имущества муниципалитетов (около 50%), от оказания платных услуг (10-15%), от продажи материальных и нематериальных активов (около 20%).

Можно предложить несколько мер по увеличению доходов муниципальных образований за счет неналоговых поступлений:

1. Предоставление в аренду неиспользуемых земельных участков юридическим и физическим лицам.

Россия имеет большое количество пахотных земель, территории которых не задействованы в сельском хозяйстве. Сдача в аренду данных территорий позволит муниципальному образованию простимулировать развитие аграрных компаний региона, которым необходимо расширять свои земельные банки.

2. Сдача во временное владение и пользование имущества муниципальных образований.

Данная мера позволит увеличить эффективность использования имущества муниципалитетов. Однако, существуют проблема в организации данного процесса. Органы местного самоуправления не проявляют заинтересованность в предоставлении имеющегося у них имущества в аренду, так как денежные поступления от временного пользования будут направляться в доходы муниципального образования, а не в доходы учреждений.

В целях повышения неналоговых доходов муниципалитетами могут осуществляться следующие мероприятия: оптимизация процентных ставок за пользование бюджетными средствами, утверждение программы приватизации муниципального имущества, начисление процентов по продленным и ранее предоставленным отсрочкам и рассрочками платежей в муниципальный бюджет, а также пересмотр ставок арендной платы в соответствии с рыночной ситуацией [3].

Подводя итоги, следует сказать, что рассмотренные меры являются не единственным путем повышения доходной базы муниципальных образований. Сегодня можно найти много других способов увеличения доходной базы муниципалитетов. На пути поиска новых методов присутствуют различные препятствия, связанные с незаинтересованностью и отсутствием желания органов местного самоуправления реализовывать мероприятия по привлечению доходов на территориях образований. Их пассивные действия обусловлены нежеланием уменьшать дотации, поступающие из бюджетов субъектов РФ.

Как было сказано раннее, именно зависимость бюджетов не позволяет увеличить их доходность. Бюджетам муниципальных образований необходимо постепенно снижать дотационные поступления и преодолевать все имеющиеся препятствия самостоятельно, стараясь за счет грамотной оптимизации налоговой базы и неналоговых поступлений обеспечить равновесие расходов и собственных доходов.

1. Домбровский А.Н. Резервы доходов и эффективность расходов местных бюджетов // Финансы. 2013. № 6. С. 23–44.

2. Тишкина Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов // Финансы. - 2006. - № 9. – С. 22 – 31.

Собственники недвижимости платят два вида налогов:

  1. Налог на доходы от сдачи недвижимости в аренду;
  2. Налог на имущество.

Налог на доходы от сдачи недвижимости в аренду

Ставка, а соответственно и размер налога на доходы зависит от того, сдаете вы объект недвижимости как физическое лицо, как индивидуальный предприниматель или как организация. Рассмотрим различия в налогообложении и ставках налога. И определим, как лучше оформить помещение в собственность, чтобы налог на доходы был минимальным.

Сдача помещения в аренду от физического лица и уплата НДФЛ

При сдаче в аренду объекта недвижимости как физическое лицо, вы должны заплатить в бюджет 13 % от полученного дохода (НДФЛ). При этом если ваши доходы превысят 5 000 000 рублей в год, то с дохода свыше 5 миллионов вы должны заплатить 15 %. Прогрессивная шкала расчета НДФЛ начала действовать с 1 января 2021 года, в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ.

Если в стоимость аренды не включены коммунальные платежи, и арендатор оплачивает их дополнительно, то от суммы полученной в счет компенсации коммунальных платежей вы также платите 13 %. Исключение – платежи арендатора по счетчикам. Они относятся к деятельности арендатора и НДФЛ не облагаются.

Преимуществом сдачи помещения от физического лица является возможность получить налоговый вычет по НДФЛ на величину 13 % от расходов на:

— Покупку недвижимости (1 раз и не более чем от суммы 2 000 000 рублей);

— Средств, вложенных на индивидуальный инвестиционный счет.

Пример расчета НДФЛ.

Вы сдаете в аренду торговое помещение, площадью 60 квадратных метров за 100 000 рублей в месяц. Арендатор дополнительно оплачивает все коммунальные платежи, которые составляют 4 000 рублей в месяц, а также возмещает расходы на электроэнергию и воду по счетчикам.

Сдавать недвижимость в аренду от физического лица и платить НДФЛ целесообразно только в том случае, когда вы сдаёте небольшой офис или квартиру. И доходы от аренды не существенно больше, а может быть и меньше, чем расходы по категориям на которые можно применить налоговый вычет.

Налог на доходы для ИП на УСН

Самая распространённая, простая и понятная форма налогообложения. При сдаче в аренду недвижимости от ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) у вас есть выбор:

  1. Платить 6 % от общей величины полученных доходов;
  2. Платить 15 % с доходов за вычетом расходов.

Уплата 15% по варианту «доходы минус расходы» целесообразно, когда размер расходов превышает 60 % от величины доходов. При сдаче недвижимости в аренду расходы существенно меньше 60 %, поэтому для собственника недвижимости выгоднее платить 6% с общей величины доходов.

Рассмотрим подробнее механику расчета налога на доходы для ИП на УСН.

Вне зависимости от величины доходов, даже если ваше помещение пустовало и приносило одни расходы, вы должны заплатить фиксированные платежи в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. В 2021 году фиксированный платеж в пенсионный фонд составляет 32 448 рублей. А страховой взнос на обязательное медицинское страхование 8426 рублей. Таким образом в независимости от размера доходов вы обязаны уплатить 40 874 рубля.

Если ваш годовой доход превысит 300 000 рублей, то с суммы, превышающей 300 000 вы должны дополнительно заплатить 1 % на пенсионное страхование.

Посчитаем сумму налога на примере торгового помещения 60 кв.м. по которому мы делали расчет НДФЛ выше.

По этому помещению мы имеем доход в год: 104 000 x 12 = 1 248 000 рублей.

Фиксированные взносы = 40 874 рубля

Налог в год = 1 248 000 x 6% = 74 880 рублей

Дополнительные отчисления в ПФР с суммы, превышающей 300 000 рублей = (1 248 000 – 300 000) x 1 % = 9 480 рублей.

Рассчитать размер взносов, в том числе за неполный расчетный период поможет электронный сервис ФНС России на сайте www.nalog.ru

Рассчитываем налог в год за вычетом взносов:

74 880 — 40 874 — 9 480 = 24 526 рублей

Хочу дополнительно отметить, что оформляя ИП и уплачивая взносы в ПФР вы формируете свою будущую пенсию. Конечно, правила расчета пенсий часто меняются, и рассчитывать на государство не всегда приходится, но все же.

При действующей системе расчета пенсий, взносы в ПФР по нашему торговому помещению 60 кв.м. за 15 лет сформируют пенсию в размере 9 452 рубля в месяц.

Рассчитайте, какую пенсию будете получать вы, сдавая в аренду ваше помещение. Для этого достаточно заполнить поля, выделенные желтым цветом в калькуляторе расчета пенсии для ИП:

калькулятор расчета пенсии ип

Налог для ИП на патентной системе налогообложения

Патентная система налогообложения (ПСН) — специальный налоговый режим, при котором ИП платит фиксированную стоимость за год и освобождается от других налогов.

На ПСН вы также платите 6% от доходов, но не фактически полученных вами, а из расчета средних значений. Сумма патента зависит от региона, города и площади коммерческого помещения.

Важно, что с 1 января 2021 года плательщики налога по ПСН могут уменьшать сумму налога на величину уплаченных страховых взносов, также как плательщики УСН.

Соответственно этот вариант налогообложения выгодно применять, когда ставка аренды по вашему помещению выше средних значений по рынку.

Узнать стоимость патента по вашему помещению поможет сервис на сайте ФНС. Укажите регион, город, выберете вид деятельности «сдача в аренду (наем) собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков», а также укажите площадь помещения.

калькулятор расчета патента

Ссылка на сервис расчета стоимости патента: https://patent.nalog.ru/info/

Сумма патента применительно к нашему примеру получилась 36 000 рублей. Вычитая сумму фиксированных взносов в размере 40 874 рубля, налог составит 0 рублей!

Налог на профессиональный доход

Налог на профессиональный доход (НПД) — налоговый режим для самозанятых граждан, который действует с 2019 года. Планируется его действие до 2029 года. Действует он во всех субъектах РФ.

Ставки налогов по НПД составляют:

  • 4 %, если вы сдаете помещение физическому лицу.
  • 6 %, если вы сдаете помещение юридическому лицу или ИП.

Чтобы использовать эту систему налогообложения ваш доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год.

При уплате НПД вы освобождаетесь от уплаты страховых взносов в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. Соответственно будущих пенсионные выплат у вас не будет.

В 2021 году действует налоговый вычет для плательщиков НПД в размере 10 000 рублей в месяц, который уменьшает налоговую ставку по доходам от физических лиц до 3%, а по доходам от юридических лиц и ИП до 4%.

Для нашего примера налог НПД, если мы сдаем помещение юридическому лицу или ИП получается:

1 248 000 x 4% = 49 920 рублей в год.

Налог на имущество

Ставки налога на имущество физических лиц с каждым годом растут. И составляют от 0,6 до 2 % от кадастровой стоимости объекта коммерческой недвижимости. В зависимости от типа помещения, региона страны и города.

Также кадастровая палата регулярно пересматривает кадастровую стоимость объектов в сторону увеличения. Иногда кадастровая стоимость получается выше рыночной в полтора – два раза.

Высокие налоги на имущество снижают показатели окупаемости и доходности коммерческой недвижимости на 1 – 2 процентных пункта.

Льготы или как не платить налог на имущество

Есть способ абсолютно законно уйти от уплаты налога на коммерческую недвижимость. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ от уплаты налога на имущество освобождаются индивидуальные предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и использующие это имущество в своих предпринимательских целях.

Иными словами, если вы ИП и платите 6% с дохода от сдачи объекта в аренду (а это оптимальный вариант уплаты налогов в арендном бизнесе), вы освобождаетесь от уплаты налога на имущество. Для применения льготы достаточно написать и передать в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта недвижимости соответствующее заявление.

Заявление пишется в свободной форме. Пример текста:

заявление на налоговую льготу

Важно! Получить льготу не получится на объект недвижимости, который находится в перечне объектов, расчет налога по которым производится только на основании кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, такой перечень определяется региональными органами власти. В него включают торговые и бизнес-центры, многофункциональные комплексы, отдельно стоящие торговые и офисные здания, а также объекты коммерческой недвижимости в некоторых многоквартирных домах.

Если с отдельно стоящими торговыми и офисными зданиями относительно все понятно, то по каким критерия в список попадают объекты коммерческой недвижимости в МКД я разгадать не смог.

Будем надеяться, что данная льгота будет действовать дальше и с ее помощью инвесторы смогут повысить доходность инвестиций в недвижимость. Но ее могут отменить. Поэтому важно перед покупкой объекта недвижимости проверять его кадастровую стоимость. А также по какой ставке налоговая делает расчет налога на имущество по рассматриваемому объекту.

Сравнение видов налогообложения. Какой выбрать.

Конечно, расчёт будет зависеть от региона и самого помещения, которое вы сдаете в аренду. Ниже сравнительная таблица для помещения из нашего примера. Теперь, зная механику расчета по каждому виду налогообложения вы сможете сделать такую сравнительную таблицу по вашему объекту (или объектам) недвижимости.

Таким образом, если объект недвижимости приносит небольшой доход, и у вас есть статьи расходов, которые подпадают под налоговый вычет – применяйте НДФЛ.

Если ставка аренды по вашему помещению ниже средне рыночных значений (например вы сдаете в аренду склад), вам подойдет упрощенная система налогообложения. А если помещение можно сдавать дороже среднестатистических значений – нужно выбирать патентную систему налогообложения.

Если вы не верите в будущие пенсионные выплаты от государства и налог на имущество небольшой, то можно сдавать помещение как самозанятый.

Выбираете объект коммерческой недвижимости для покупки? Прочитайте книгу: Как выбрать и выгодно купить коммерческую недвижимость. В ней вы найдете исчерпывающую информацию, о том, что важно знать при выборе и покупке объекта коммерческой недвижимости.

Федеральные и региональные власти вводят меры поддержки собственников коммерческой недвижимости, которые наиболее пострадали от ограничений, введенных в связи с Covid-19. Правда большинством преференций предоставляется собственникам недвижимости в обмен на их лояльность к арендаторам. Рассмотрим, на что могут рассчитывать собственники недвижимости и при каких условиях.

Федеральные меры поддержки собственников недвижимости

Правительство РФ утвердило меры поддержки в виде отсрочки по налогам для собственников торговой недвижимости — арендодателей, конечно, не всем, а только при соблюдении определенных условий (Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409).

В чем заключается мера поддержки?

Арендодатели могут претендовать на получение отсрочки в отношении следующих видов налогов, срок уплаты которых наступил в период с 01.01.2020 по 31.12.2020:

  • налога на имущество организаций и авансовых платежей;
  • земельного налога и авансовых платежей;
  • налога на имущество физических лиц.

Кому доступна мера поддержки?

Для получения отсрочки по уплате налога собственники коммерческой недвижимости должны соответствовать следующим критериям:

  • код основного вида деятельности по данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП на 01.03.2020 соответствует коду 68.2 «Аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом»;
  • налогоплательщик является собственником торгового объекта недвижимого имущества;

торговый объект удовлетворяет следующим критериям:

— расположен на земельном участке, который в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового облуживания;

— включен в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год (если объект находится на территории субъекта РФ, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества).

При этом субъектам РФ предоставлено право устанавливать дополнительные критерии применительно к налогоплательщикам и торговым объектам недвижимого имущества.

Также, как уже говорилось, обязательным условиям для получения мер поддержки является предоставление арендаторам отсрочки по арендной плате. Условия отсрочки установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439:

    срок предоставления отсрочки — с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории РФ до 1 октября 2020 г.;

задолженность по арендной плате должна быть уплачена:

— не ранее 1 января 2021 г. и не позднее 1 января 2023 г.;

— поэтапно равными платежами не чаще одного раза в месяц;

— размер месячного платежа не должен превышать половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;

размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка:

— 100 % арендной платы на срок действия режима повышенной готовности или ЧС на территории субъекта;

— 50 % арендной платы — со дня прекращения действия режима повышенной готовности или ЧС и до 1 октября 2020 г.;

  • отсрочка не распространяется на платежи за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходы на содержание арендуемого имущества (в том числе если они включены в арендную плату). Исключение: если арендодатель сам освобождается от уплаты этих платежей в связи с режимом повышенной готовности/ЧС.
  • штрафы, иные меры ответственности или какие-либо дополнительные платежи в связи с отсрочкой устанавливаться не могут.
  • Стороны договора аренды могут установить иные условия предоставления отсрочки, но они не должны быть хуже тех, которые изложены выше.

    Организации, предоставившие такую отсрочку арендаторам, включаются в специальный перечень субъекта РФ, который направляется в налоговый орган по субъекту РФ в части торговых объектов, расположенных на его территории.

    И наконец, еще одним требованием для получения отсрочки по имущественным налогам является ухудшение положения собственника недвижимости в связи с пандемией. В частности, должен быть выявлен хотя бы один из следующих показателей:

    — Снижение общего дохода собственника недвижимости больше чем на 10%.

    Для того, чтобы определить снижение дохода, нужно взять доход за квартал, который предшествует кварталу подачи заявления, и сравнить его с доходом за тот же квартал в 2019 году.

    То есть, если вы подаете заявление в третьем квартале 2020 года, то необходимо установить доход за второй квартал 2020 и сравнить его с доходом за второй квартал 2019 года.

    Если организация (ИП) была создана в 2019 году, то сравнивать нужно показатели за два квартала, которые предшествуют кварталу подачи заявления. То есть при подаче заявления в третьем квартал 2020 сравнивать нужно показатели второго и первого кварталов 2020.

    — Получение собственником недвижимости убытка за отчетные периоды 2020 г., при условии, что за 2019 г. убытка не было.

    Убыток должен быть определен исходя из данных декларации по налогу на прибыль за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке.

    Как получить отсрочку?

    В первую очередь, необходимо убедиться, что вы соответствуете всем условиям, приведенным выше. После этого направьте в налоговый орган по месту нахождения организации заявление.

    Период отсрочки зависит от того, насколько ухудшилось положение собственника недвижимости. Основная часть организаций и ИП может получить отсрочку на следующих условиях:

    на 1 год, если есть одно из условий:

    — доход снизился больше чем на 50%;

    — получен убыток при одновременном снижении дохода больше чем на 30%.;

    на 9 месяцев, если есть одно из условий:

    — доход снизился больше чем на 30%;

    — получен убыток (в любом размере) при одновременном снижении дохода больше чем на 20%;

  • на 6 месяцев при снижении дохода больше чем на 20%;
  • на 3 месяца — во всех остальных случаях.
  • В заявлении можно указать любой период отсрочки, но в установленных пределах. При положительном решении отсрочка будет предоставлена с календарной даты, которая установлена налоговым законодательством для исполнения обязанности по уплате налогов.

    Также вместе с заявление в налоговый орган должны быть представлены:

    • декларация или расчет, в которых исчислены суммы, по которым заявляется отсрочка;
    • подтверждение снижения доходов или получения убытка (за исключением плательщиков УСН).

    Региональные меры поддержки собственников недвижимости

    Меры поддержки собственников недвижимости в Москве

    В частности, московское правительство с 15.06.2020 начало прием заявок на гранты собственникам коммерческой недвижимости (меры поддержки закреплены в действующей редакции Постановления Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. № 212-ПП).

    На гранты могут претендовать:

    1. Организации-собственники зданий и помещений, расположенных на территории Москвы и используемым для размещения:

    — торговых объектов, в том числе торговых центров (комплексов);

    — объектов общественного питания;

    — объектов бытового обслуживания;

    При этом помещения указанных выше объектов должны занимать не менее 80 % здания, а гостиница — иметь сертификат «звездности».

    2. Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, в составе которых имеются указанные здания, сооружения, помещения.

    Гранты предоставляются в целях компенсации:

    — 100% суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок в части, относящейся к арендуемой площади данного объекта недвижимости. Обязательное условие — снижение всем арендаторам арендных ставок не менее чем на 50 % от первоначальных ставок и не менее чем в двукратном размере от указанных имущественных платежей. Грантом компенсируется сумма указанных платежей за период с 01.03.2020 по 01.07.2020. Для гостиниц компенсация предоставляется в отношении платежей за второй квартал 2020 года;

    Пример. За период с 01.03.2020 по 01.06.2020 организация — торговый центр должна была заплатить сумму налога на имущество в размере 100 000 руб., сумму земельного налога в размере 50 000 руб., арендную плату за земельный участок — 30 000 руб.

    В аренду было сдано 85 % здания. Арендная плата всех арендаторов в совокупности составляет 500 000 руб. в месяц. В марте указом мэра г. Москвы были введены ограничения, приостанавливающие работу ТЦ. После этого владелец ТЦ снизил арендную плату на 50 % от месячной арендной ставки на период с 01.03.2020 по 01.07.2020. Итоговая сумма снижения за указанный период составила 1 млн руб., что превышает двукратный размер всех платежей, указанных выше. Следовательно, организация имеет право обратиться за поддержкой. Размер поддержки будет равен компенсации 85 000 руб. налога на имущество, 42 500 от суммы земельного налога, 25 500 — от арендной платы за земельный участок в совокупности за период с 01.03.2020 по 01.07.2020 (в расчете на 85% площади здания, сдаваемого в аренду).

    — 50% суммы налога на имущество организаций, земельного налога, арендной платы за земельный участок в части, относящейся к площади объекта, которая используется собственником самостоятельно. Компенсируется сумма указанных платежей за период с 01.03.2020 по 01.07.2020, для гостиниц — за второй квартал 2020.

    Заявку на грант можно подать на инвестиционном портале Москвы до 31.12.2020.

    Меры поддержки арендодателей в Московской области

    Власти Московской области закрепили освобождение от уплаты налога на имущество организаций для компаний, на балансе которых учтены здания или помещения, используемые для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Период освобождения от уплаты налогов установлен с 01.03.2020 по 31.12.2020 (установлена Законом Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ).

    Обязательные условия для предоставления меры поддержки:

    1. Cнижение арендной платы всем арендаторам помещений и площадей, деятельность которых была приостановлена:

    — не менее чем на двукратный размер сумм налога на имущество, земельного налога, относящихся к этому объекту недвижимости;

    — не менее чем на 50 % от первоначальных ставок.

    Период снижения определяется периодом приостановления деятельности арендаторов в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ (но срок окончания не должен быть ранее 01.07.2020)

    2. Высвобожденные в результате мер поддержки средства должны быть направлены на развитие организации и социальную защиту ее работников.

    При этом законом установлено, что если в нем для объектов недвижимости установлены иные льготы по налогу на имущество, то данная льгота применению не подлежит.

    Итак, если арендодатель-владелец коммерческой недвижимости готов снизить арендные платежи, то в большинстве случаев он сможет получить освобождение или отсрочку по уплате имущественных налогов, а может быть даже и частичную компенсацию своих потерь.

    Согласно статьи 61 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

    1) налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов,

    2) земельный налог – по нормативу 100 процентов.

    Порядок и методика оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и снижения ставок по местным налогам утверждены постановлением Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан от 16.07.2018 №813 «Об утверждении порядка оценки эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам)» (далее Постановление).

    Оценка эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) льгот и снижение ставок по местным налогам проводится в целях оптимизации перечня действующих льгот и обеспечения оптимального выбора категорий налогоплательщиков для предоставления поддержки в форме налоговых льгот.

    Для оценки эффективности налоговых льгот и снижения ставок по местным налогам используются следующие критерии:

    бюджетная эффективность – влияние льгот на доходы и расходы местного бюджета;

    социальная эффективность – социальные последствия предоставляемых (планируемых к предоставлению) льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества услуг для населения, оказание поддержки незащищенным категориям граждан.

    Льготы, установленные на местном уровне, направлены на поддержку социально незащищенных категорий граждан.

    В эту группу входят льготы, предоставленные социально незащищенным категориям населения сельских поселений муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан, имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность.

    Налоговые льготы и снижение ставок по местным налогам, имеющие низкую бюджетную и социальную эффективность, подлежат отмене.

    Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот и снижения ставок по местным налогам

    1.1. Налог на имущество физических лиц

    Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2017 году в бюджеты сельских поселений муниципального района Бураевский район РБ составили 1141 тыс. рублей, что соответствует 5,5% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов сельских поселений.

    Льготы по налогу на имущество физических лиц установлены в соответствии с федеральным законодательством РФ. У становлена дополнительная льгота физическим лицам, имущество которых пострадало при пожаре и от стихийных бедствий. В 2017 году заявили льготу 5 физических лиц, но сумма льготы отсутствует, т.к. площадь жилых домов, пострадавших при пожаре менее 50 квадратных метров . ( Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома).

    1.2. Земельный налог

    Поступления по земельному налогу в 2017 году в бюджеты сельских поселений муниципального района Бураевский район РБ составили 13522,6 тыс. рублей, что соответствует 65,2% от общего объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов сельских поселений

    1. Оценка эффективности льгот (сниженной налоговой ставки) по земельному налогу.

    1.1. Решениями сельских поселений муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан установлены пониженные ставки по земельному налогу в отношении земельных участков занятых детскими оздоровительными учреждениями, независимо от источников финансирования – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций. Экономическая эффективность равна нулю, т.к. детский оздоровительный лагерь «Танып» муниципального района Бураевский район РБ не стал оформлять земельный участок в собственность, а лишь оформил в аренду.

    С 01 января 2018 года пониженная ставка по земельному налогу в отношении земельных участков занятых детскими оздоровительными учреждениями, независимо от источников финансирования отменена.

    1.2. Решениями Советов депутатов сельских поселений Азяковский, Бадраковский, Бураевский, Ванышевский, Вострецовский, Каинлыковский, Кашкалевский, Кузбаевский, Кушманаковский, Тазларовский, Тангатаровский, Тепляковский, Челкаковский сельсоветов от уплаты земельного налога освобождены следующие категории налогоплательщиков:

    а) герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

    б) инвалиды I и II групп инвалидности;

    в) инвалиды с детства;

    г) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

    д) граждане (главы хозяйств), выполнявших интернациональный долг в Афганистане;

    е) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

    ж) физические лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного термоядерного оружия, ликвидации аварий установок на средствах вооружения и военных объектах;

    з) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

    В отчетах о налоговой базе и структуре начислений по налогу за 2017 г.,

    данными правами воспользовались 837 налогоплательщиков, общая сумма льготы составила 547,0 тыс. рублей.

    Финансовым управлением Администрации муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан (финансовый орган) были отправлены запросы в сельские поселения района с предложением проанализировать эффективность предоставляемых налоговых льгот (пониженных ставок).

    На основании полученной информации, сельские поселения не будут вносить изменения по предоставляемым льготам по налогу на имущество физических лиц. Предоставленные льготы физическим лицам по земельному налогу будут рассмотрены на комиссии по бюджету, налогам, вопросам собственности, предпринимательству, малому бизнесу и инновационной политике до конца августа 2018 года.

    Читайте также: