Типы образовательных организаций особенности финансирования и налогообложения самостоятельная работа

Опубликовано: 07.05.2024

Исследование специфики бюджетного финансирования образовательных учреждений. Анализ особенностей бюджетной классификации на финансирование расходов бюджетов на образование. Бюджетная смета как основной финансовый документ образовательного учреждения.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 25.08.2012
Размер файла 48,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Размещено на http://allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по финансам бюджетных учреждений

на тему: Особенности финансирования образовательных учреждений

БАРНАУЛ - 2012

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности финансирования образовательных учреждений в Российской Федерации
  • 1.1 Специфика бюджетного финансирования образовательных учреждений
  • 1.2 Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в Российской Федерации
  • Глава 2. Бюджетная смета как основной финансовый документ образовательного учреждения
  • 2.1 Особенности бюджетной классификации на финансирование расходов бюджетов на образование
  • 2.2 Общая характеристика бюджетной сметы учреждения образования
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения
    • Введение
    • Актуальность темы исследования определяется тем, что совершенствование экономических механизмов функционирования сферы образования является одним из основных направлений государственной образовательной политики. В Российской Федерации расширение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений увязывается с изменениями в механизмах взаимодействия государственных органов с подведомственными учреждениями (переход от сметы к субсидиям; появление планов и отчетов о результатах деятельности; предоставление образовательным учреждениям больших прав в распоряжении доходами и др.). Происходящие преобразования направлены на укрепление зависимости объемов бюджетного финансирования от результатов деятельности учреждений и, следовательно, на повышение эффективности расходования бюджетных средств.
    • Степень изученности темы. При подготовке курсовой работы было использовано двадцать шесть источников литературы. Законы РФ; учебные пособия и научные монографии отечественных ученых: С.А. Белякова, О.В. Кауровой, Т.Н. Роденковой, С.В. Сиговой, Г.Б. Поляка и др. [5, 17, 19, 21, 24]; актуальная информация по теме приводится на страницах научных журналов таких как: «Финансовый журнал», «Финансы и кредит», «Бюджетный учет» и др. таки авторов как: М.П. Афанасьев, М.А. Боровская, А.Б. Жданова, А.М. Захарычева, Т.Н. Роденкова, И.Ю. Федорова, В.Г. Халин, С.Ф. Чунарева и др. [4, 6, 10, 19, 23, 25, 26].
    • Объект работы являются - экономические отношения, возникающие в процессе функционирования, развития и совершенствования финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в современных условиях.
    • Предмет работы - осуществление финансирования образовательных учреждений.
    • Цель работы - раскрыть особенности финансирования образовательных учреждений.
    • Исходя и в развитие цели работы необходимо решить следующие задачи: 1). Раскрыть специфику бюджетного финансирования образовательных учреждений; 2). Описать основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в Российской Федерации; 3). Проанализировать особенности бюджетной классификации на финансирование расходов бюджетов на образование; 4). Привести характеристику бюджетной сметы учреждения образования.
    • Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, заключения и двух приложений. Во введении определяется актуальность темы, выделяются цели и задачи исследования, объект и задачи исследования. В первой главе анализируются особенности финансирования образовательных учреждений в Российской Федерации; во второй главе рассматривается бюджетная смета как основной финансовый документ образовательного учреждения. В заключении делаются выводы по работе и выносятся предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств. В приложениях приводится иллюстративный материал, помогающий раскрыть тему исследования.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Типы и виды образовательных учреждений, источники их финансировани, включая подушевой норматив, анализ общеобразовательных учреждений на примере г. Улан-Удэ

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Типы и виды образовательных учреждений…………………………5
1.1 Учреждения дошкольного образования……………………………………5
1.2 Учреждения общего образования………………………………………..…7
1.3 Учреждения дополнительного и специального образования…………. 15
Глава 2. Финансирование системы образования…………………………..…18
2.1 Источники финансирования в системе образования…………………..…18
2.2 Нормативное подушевое финансирование………………………………..22
2.3 Анализ финансирования образования на примере города Улан-Удэ….26
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

ФБУ_курсовая.docx

8) Учреждения дополнительного профессионального образования.

Тип “образовательные учреждения дополнительного профессионального образования” подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования) - отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Глава 2 Финансирование системы образования

2.1 Источники финансирования в системе образования

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Основы регулирования государственной политики в области образования сформулированы в федеральном законе от 13 января 1996 года №125 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине развития образования, утверждённой постановлением правительства РФ от 4 октября 2004 года №751.

Государственные образовательные стандарты позволяют сохранять единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальных объём учебной нагрузки обучающихся.

Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путём создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.

Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно - обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определённого уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Каждое образовательное учреждение создаётся одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. В соответствии со ст.120 ГК РФ «Учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объём бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

- на финансирование учреждений федерального ведения в основном учреждении профессионального образования;

- на реализацию федеральных образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодёжь России», Программа развития образования и т.п.

В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Региональный и местный уровни аналогичны федеральному. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

Правовой базой для привлечения внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых, кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании», можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь, и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

- предпринимательской, условно- предпринимательской или специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

- взаимодействие с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

2.2 Нормативное подушевое финансирование

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом N131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данный вид расходов является бюджетным обязательством субъектов Российской Федерации и включает в себя, помимо расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, также расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется субъектом Российской Федерации посредством выделения субвенций местным бюджетам.

Формирование данного вида расходов осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося (далее - нормативное подушевое финансирование).

Переход на нормативное подушевое финансирование ориентирован на повышение эффективности бюджетного финансирования, повышение качества бюджетной образовательной услуги общего образования в сочетании с мерами недопущения снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений в течение переходного (адаптационного) периода на принципы нормативного подушевого финансирования (за исключением случаев снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг).

Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно за счет резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли в момент введения принципов нормативного подушевого финансирования.

С этой целью на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка для каждого муниципального образования (далее - адаптационная надбавка) и поправочный коэффициент для каждого образовательного учреждения (далее - поправочный коэффициент).

Снижение величины установленного на переходный (адаптационный) период регионального расчетного подушевого норматива, а также адаптационной надбавки и поправочного коэффициента в течение этого периода, как правило, не допускается.

По истечении переходного (адаптационного) периода (не более 3-х лет) целесообразно отказаться от использования адаптационной надбавки и поправочного коэффициента и перейти на финансирование всех образовательных учреждений только по нормативному подушевому принципу, что позволит при распределении бюджетных средств ставить образовательные учреждения в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего от числа обучающихся. При отмене адаптационной надбавки и поправочного коэффициента по завершении переходного (адаптационного) периода снижение общего объема финансирования образовательных учреждений в целом по субъекту Российской Федерации не допускается. Высвободившиеся средства направляются на повышение величины нормативов финансирования*.

При переходе на принципы нормативного подушевого финансирования должны быть предусмотрены такие организационно-экономические механизмы, которые не мотивировали бы муниципальные образования и образовательные учреждения на неоправданное увеличение числа работающих, снижение наполняемости классов ниже установленной типовым положением о соответствующем образовательном учреждении, увеличение учебной нагрузки выше установленных санитарных норм.

Три уровня перехода:

1. Первый уровень: определение регионального расчетного подушевого норматива бюджетного финансирования общего образования (межбюджетный уровень).

2. Второй уровень: определение механизма использования регионального расчетного подушевого норматива при бюджетном финансировании муниципальных образовательных учреждений (внутрибюджетный уровень).

3. Третий уровень: реализация принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количество обучающихся и поправочного коэффициента, доведенном до образовательного учреждения, долю:

- на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

- на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет:

- соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

- соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;

- внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;

- порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.

юридические науки

  • Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
  • Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Похожие материалы

  • Методические рекомендации по воспитанию гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания
  • Основные виды деятельности центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
  • Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних с использованием физической культуры и спорта
  • История становления права на образование для осужденных в тюрьмах
  • Особенности инновационной деятельности высших учебных заведений в России

Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

  • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
  • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • Прибыль;
  • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
  • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

  • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
  • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

  • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
  • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

  • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
  • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

  • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
  • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
  3. Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
  4. Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
  5. Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 20:46, реферат

    Краткое описание

    Цель работы – изучить и проанализировать налогообложение в сфере образования.
    В связи с поставленной целью, необходимо решить ряд следующих задач:
    - изучить структуру налогов и сборов в РФ
    - выявить особенности налогообложения образовательных учреждений

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………. 3
    1. Структура налогов и сборов в РФ. ……………………………4
    2. Особенности налогообложения образовательных учреждений. …………7
    Заключение……………………………………………………………………….18
    Список литературы………………………………………………………………19

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    Попова А.В. Экон. обр..doc

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

    УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ТОБОЛЬСКЕ

    ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

    КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

    «НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

    Выполнила: А.В. Попова

    Факультет истории, экономики и

    заочной формы обучения

    к.п.н. доцент В.С. Павленин

    Тобольск 2015 г.

    1. Структура налогов и сборов в РФ. . ……………………………4

    2. Особенности налогообложения образовательных учреждений. .…………7

    Актуальность. На современном этапе развития мирового сообщества образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества, а также национальную безопасность государства. Уровень образовательной подготовки населения, и особенно подрастающего поколения является одним из показателей, характеризующих конкурентоспособность страны.

    Важнейшей проблемой, которая возникает в деятельности учреждений образования, является проблема налогообложения доходов, полученных от коммерческой деятельности.

    Исследование разных аспектов образования нашло отражение в трудах И.В. Абанкиной, Г.А. Балыхина, С.А.Белякова, М.И Вильчека, А.Б. Вифлеемского, Г.А. Галимовой, Э.Д. Днепрова, И.В. Ишиной, Т.Л. Клячко, А.Н. Козырина, Я.И. Кузьминова, Е.В. Маркиной, Н.М. Мухетдиновой, А.А. Пинского, В.А. Садовничего, Ю.Б. Сазоновой, О.Н. Смолина, В.И. Шкатулла.

    Цель работы – изучить и проанализировать налогообложение в сфере образования.

    В связи с поставленной целью, необходимо решить ряд следующих задач:

    - изучить структуру налогов и сборов в РФ

    - выявить особенности налогообло жения образовательных учреждений

    1. Структура налогов и сборов в РФ

    Структура налогов и сборов РФ представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов и представлена тремя уровнями, которые отражают федеративное устройство Российского государства.

    В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

    Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Статья 13 НК РФ приводит исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов:

    1) налог на добавленную стоимость;

    3) налог на доходы физических лиц;

    4) единый социальный налог;

    5) налог на прибыль организаций;

    6) налог на добычу полезных ископаемых;

    8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    9) государственная пошлина.

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах [1].

    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

    Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

    К региональным налогам относятся:

    1) налог на имущество организаций;

    2) налог на игорный бизнес;

    3) транспортный налог.

    Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

    Местными налогами являются:

    2)налог на имущество физических лиц.

    Налог на имущество физических лиц предусмотрен НК РФ, а элементы налога установлены в Законе РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. от 22 августа 2004 г.). Согласно этому Закону объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения [4].

    Эти понятия соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов, установленная Налоговым кодексом РФ, является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных налогов и сборов, законодательно установленных и действующих на территории Российской Федерации.

    В числе других существенных элементов налоговой системы следует назвать налоговые органы и другие органы налогового администрирования, которые осуществляют налоговый контроль и надзор с использованием определенных приемов и методов.

    В части первой НК РФ установлен общий порядок информирования об установлении и отмене региональных и местных налогов. Так, ст. 16 НК РФ устанавливается обязанность для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления направлять информацию и копии законов и иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов в соответствующие органы.

    К субъектам, в установленном законодателем порядке предоставляющим либо получающим информацию о региональных и местных налогах, относятся:

    - Министерство финансов Российской Федерации;

    - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым в настоящий момент является Федеральная налоговая служба Российской Федерации;

    - финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

    Законодателем в общем виде определены средства и формы информационного обмена, а именно направление информации, копий документов. При этом конкретные требования к содержанию информации, ее реквизитам, формам ее представления отсутствуют. Объектом информационного обмена выступают региональные и местные налоги [8, с. 98].

    2. Особенности налогообложения образовательных учреждений

    Налогообложение образовательных учреждений имеет свои особенности в связи с тем, что такие учреждения являются некоммерческими и кроме этого образовательными, для которых в Законе РФ «Об образовании» дополнительно установлены некоторые нормы.

    Налогообложение доходов от оказания таких платных образовательных услуг часто становится причиной многочисленных споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

    В частности, вопросы возникают при применении Закона РФ "Об образовании" в части признания деятельности образовательных учреждений непредпринимательской и при предоставлении образовательным учреждениям льгот по налогам.

    Необходимо отметить, что в соответствии со статьями 45, 46 Закона РФ «Об образовании» деятельность по оказанию платных образовательных услуг государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, не является предпринимательской, так как в государственных и муниципальных образовательных учреждениях доход от такой деятельности реинвестируется в данные образовательные учреждения, у некоммерческих - при условии, что доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении [8, с. 63].

    Кроме основной образовательной деятельности вышеназванные учреждения могут реализовывать и сдавать в аренду основные фонды и имущество, осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием, оказывать посреднические услуги, принимать долевое участие в деятельности других учреждений, приобретать акции, облигации, ценные бумаги, проводить иные внереализационные операции.
    Как отмечалось выше, согласно п. 3 статьи 47 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса [3].

    Таким образом, основным признаком непредпринимательской деятельности образовательного учреждения является реинвестирование полученного дохода в образовательный процесс.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.

    Согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам Налоговым кодексом не предусмотрено, а предусмотрено Законом РФ «Об образовании», не относящимся к налоговому законодательству.

    Вместе с тем, из арбитражной практики рассмотрения споров о применении налоговых льгот, а также положений пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса» следует, что нормы о налоговых льготах применяются независимо от того, в каком законодательном акте они содержатся - в связанном или не связанном с вопросами налогообложения.

    Поэтому, до введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса РФ образовательные учреждения имеют освобождение от уплаты всех видов налогов, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Так, до 1 января 2002 года образовательные учреждения имели льготу по налогу на прибыль, до 1 января 2003 - льготу по налогу на пользователей автомобильных дорог [7, с. 45].

    Однако данная норма не применяется к налогам, введенным частью второй Налогового кодекса РФ.

    Рассмотрим некоторые особенности налогообложения образовательных учреждений.

    Налог на прибыль организаций

    С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 Налогового кодекса РФ, в которой предусмотрены существенные изменения в порядок расчета налога на прибыль организаций. Необходимо отметить, что с принятием соответствующей главы налогового кодекса утрачивает силу Закон РФ от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», за исключением отдельных положений, касающихся применения налоговых льгот.

    Новый законодательный акт внес серьезные изменения в порядок расчета налога на прибыль некоммерческих организаций, в том числе образовательных учреждений.

    Согласно статье 251 НК РФ средства целевого финансирования и целевые поступления являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
    В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств целевого финансирования. В частности, к ним относится имущество:

    - в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетных учреждений;

    date image
    2014-02-02 views image
    16590

    facebook icon
    vkontakte icon
    twitter icon
    odnoklasniki icon



    Сфера образования является наряду с медициной весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как финансовые операции являются самым уязвимым местом в жизни любого образовательного учреждения. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

    В первоначальных редакциях закона «Об образовании» образовательные учреждения освобождались от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности (в дальнейшем — п. 3 ст. 40 старого закона). Однако теперь образовательные учреждения стали одним из участников, правда, наиболее незащищенным, рыночных отношений, и все вопросы, связанные с налоговыми отношениями, решаются только в рамках Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство не снимает с образовательных учреждений обязанности по уплате налогов, оно только дает некоторые послабления.

    Налог — общеобязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законом (впоследствии вывести это определение в презентации).

    Система налогов обладает весьма разветвленной структурой, в которой представлено множество разнообразных видов и типов налогов.

    Налоги: по уровням взимания — федеральные, региональные, местные по объектам налогообложения — прямые (непосредственно с дохода) и косвенные (в виде надбавок).

    Условно налоги, связанные с деятельностью образовательного учреждения, можно разделить на 4 группы:

    1) налоги с заработной платы и иных выплат в пользу физических лиц (НДФЛ, единый социальный налог (с 2010 г. отменен и заменен страховыми взносами)

    2) налоги, связанные с имуществом (на имущество, земельный налог, с владельцев автотранспорта)

    3) налоги, связанные с предпринимательской деятельностью (НДС, налог с продаж, на рекламу, на пользование автодорогами, на прибыль предприятий и организаций)

    4) местные налоги, зависящие от численности работников организаций (на содержание детских учреждений, милиции).

    Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:

    - обороты (то есть перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

    - выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

    - прибыль, то есть разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);

    - объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;

    - другое в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на рекламу, на содержание жилищного фонда, на милицию).

    Каких-либо специфических объектов налогообложения, характерных именно для системы образования, не имеется.

    Налоговые льготы:

    1) скидки – налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Например, плательщик имеет право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов в целях, поощряемых государством (образование, здравоохранение, благотворительность, культура и т.п.);

    2) изъятие – выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения или определенных элементов, например, доход, полученный от благотворителя;

    3) налоговое освобождение – полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков;

    4) налоговые кредиты – льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Например, кредиты малым предприятиям.

    Охарактеризуем отдельные виды налогов .

    Налог на имущество.

    Согласно главе 30 Налогового кодекса РФ является налогом субъектов РФ. Налогоплательщиками считаются российские организации и иностранные организации, действующие на территории РФ через постоянные представительства и(или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств.




    Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (реки, болота, леса) и имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и /или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Согласно Закону РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. налогом не облагается имущество бюджетных учреждений. Кроме того, тот же Закон дает право не облагать налогом имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры (вид льготы — налоговое освобождение).

    К таковым относится имущество, используемое для:

    – дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов;

    – оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи;

    – центров, клубов и кружков в сфере образования;

    – предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам);

    – курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения;

    – детских экскурсионно-туристических организаций;

    – других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования.

    Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, однако законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Иными словами, они вправе принять решение, чтобы организации могли отчитываться (подавать налоговую декларацию) в течение всего налогового периода.

    По закону налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. Допускается установление и других налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Земельный налог — основная форма платы за пользование земельными ресурсами — это вид местного налога, действующего в России с 1991 г. Налогоплательщиками являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Размер земельного налога независимо от размеров хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Согласно закону РФ «О плате за землю» полностью освобождаются от уплаты налога учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, и детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования. Льготы, предоставленные статьей 12 закона «О плате за землю», относятся к образовательным организациям, имеющим организационно-правовую форму «учреждение».

    Транспортный налог.

    Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств определяется Федеральным законом «О дорожных фондах». Законодательством каких-либо специальных льгот по налогу с владельцев транспортных средств для учреждений образования не предусмотрено. Налогоплательщики — лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357, 358 Налогового кодекса). Налоговой базой является количество лошадиных сил транспортного средства.

    Изменение ставки налога или полное освобождение от него осуществляется законами субъектов РФ, так как он входит в группу региональных налогов. Налоговые ставки на легковые автомобили колеблются от 5 руб. с каждой л.с. (до 100 л.с. Или 73,55 кВт) до 30 руб. с каждой л.с. (свыше 250 л.с. Или 183,9 кВт), на автобусы до 200 л.с. - 10 руб. с каждой, свыше 200 л.с. - 20 руб. с каждой. (Ст. 361 Налогового кодекса РФ).

    Налог на добавленную стоимость — косвенный налог на товары и услуги, базой которого служит стоимость, добавленная на стадии производства и реализации товара. Он относится к федеральным налогам.

    В соответствии со статьей 149 не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) продажа:

    - услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

    - продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (только в случаях полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования);

    - услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

    Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров, работ услуг как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.

    Налоговый период устанавливается как квартал (три месяца).

    Налоговые ставки на товары устанавливаются согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации. На основные товары народного потребления (продукты питания, некоторых швейных и трикотажных изделий, предметов мебели, периодики и книг, а также медицинских товаров налог на добавленную стоимость составляет 10%, а на остальные товары — не более 18 %.

    Применяя данную льготу, нужно помнить, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает освобождение от налога при реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми и при отпуске на сторону блюд собственного производства.

    При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, например, при сдаче в аренду основных фондов и иного имущества, реализации товаров, работ, услуг при посреднических услугах, долевом участии в деятельности других учреждений, предприятий и организаций согласно налоговому законодательству налог на добавленную стоимость уплачивается в установленном порядке.

    Налог на пользователей автомобильных дорог.

    Льготы по налогу для учреждений образования не предусмотрены. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между проданной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческой, сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности и входит в группу региональных налогов.

    Налог на прибыль.

    Налог на прибыль входит в группу федеральных налогов и сборов и уплачивается организациями (в том числе бюджетными) с валовой прибыли, уменьшенной или увеличенной на установленные регулирующие суммы.

    Валовая прибыль — сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества органзиации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

    Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями устанавливается статьей 321 Налогового кодекса РФ.

    Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом она не может быть ниже 13,5 %.

    При определении налогооблагаемой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на уведение уставной деятельности.

    Рассматривая налоговое законодательство применительно к системе образования, следует отметить следующее:

    1) Отношение налоговой системы к сфере образования практически не отличается от отношения к иным организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот.

    2) Одним из элементов формирования эффективного экономического механизма развития образования является стимулирование многоканального финансирования образовательных учреждений. Однако анализ действующей налоговой системы показывает, что она не стимулирует создание такой системы.

    3) Налоговое законодательство не предусматривает существенных льгот для юридических лиц, оказывающих финансовую и иную материальную помощь учебным заведениям. Поэтому предприятия и иные юридические лица не заинтересованы в оказании такой помощи.

    4) Привлечение дополнительных средств через расширение платного обучения также недостаточно стимулируется налоговым законодательством. Только с 2001 г. была введена льгота по данному налогу в части средств, израсходованных на обучение (в 2007 году эта цифра составляла до 25 тыс. рублей в год).

    5) В системе образования налоговыми льготами должна стимулироваться в первую очередь образовательная деятельность. Но стимулируется одновременно и любая другая, в том числе не связанная с образованием деятельность, приносящая доходы. Разница заключается в налоге на добавленную стоимость: средства, полученные от оказания образовательных услуг, им не облагаются, а все прочие — облагаются.

    Читайте также: