Как снять кассу с учета в налоговой если касса утеряна

Опубликовано: 14.05.2024

Блог об онлайн-кассах в 2021 году


Как снять онлайн-кассу с учета: обзор вариантов с пошаговыми инструкциями

В последнее время появилось много мифов касательно регистрационных действия с контрольно-кассовым оборудованием. Есть даже информация, что все операции перенесены исключительно в онлайн, и зарегистрировать кассу или снять ее с учета прямо в отделении налоговой не получится. Разбираемся, как на самом деле.

Сразу сообщим: все способы регистрации, перерегистрации и снятия с учета до сих пор работают. Ни одно отделение ФНС не вправе отказать вам в этом. А произвести регистрационные действия с ККТ теперь можно в любом отделении налоговой, где вам будет удобно. Раньше это можно было сделать только в том отделении, где вы ставили кассу на учет. Справедливости ради отметим: налоговики часто настойчиво предлагают именно так и сделать, или снять кассу с учета в личном кабинете. Помните: соглашаться или нет — ваше право.


Учёт контрольно-кассовой техники на сайте ФНС

В каком случае нужно снять кассу с учета

Таких ситуаций несколько:

  • продажа кассового аппарата новому владельцу или продажа бизнеса целиком, вместе с контрольно-кассовым оборудованием;
  • кража кассового аппарата;
  • выход устройства из строя. Если касса не подлежит ремонту или восстановлению, регистрацию тоже надо аннулировать;
  • прекращение деятельности. Закрыли бизнес — снимайте с учета кассовый аппарат;
  • перерегистрация. Если вы переводите бизнес на другое юридическое лицо или ИП, устройство нужно снять с учета, после чего зарегистрировать на нового хозяина.

Во всех случаях начать нужно с закрытия фискального накопителя. Без этого кассу с учета не снять. Правда, это не касается случаев поломки или кражи онлайн-кассы, когда закрыть фискальник технически невозможно. Закрыть ФН можно прямо в меню кассового аппарата, зайдя в раздел “Фискальный накопитель”. Там есть пункт — “закрыть ФН”. Нажимаем, и касса распечатывает отчет о закрытии фискального накопителя. Этот документ необходимо сохранить. Если вы собираетесь снимать кассу с учета непосредственно в отделении ФНС, инспектор может потребовать именно “живой” отчет — тот, который распечатала касса. Внешне это простой чек с информацией о закрытии ФН: номером, датой и другими данными.


Отчёт о закрытии фискального накопителя

Внимание! С момента закрытия фискального накопителя у вас есть 5 дней для того, чтобы снять кассовый аппарат с учета. Если не успеете — начнутся проблемы. Программа в личном кабинете начнет выдавать ошибку и никто не сможет вам помочь. Это же касается снятия в офисе налоговой.

Если вы продаете кассовый аппарат новому владельцу — сроки еще строже: у вас есть сутки с того момента, как вы подписали договор купли-продажи. Новому хозяину для постановки на учет понадобится карточка снятия с учета, для того, чтобы регистрировать ККТ на себя. Если кассу украли или она вышла из строя — тоже даются сутки.

Первый способ снятия — через личный кабинет налогоплательщика

Снятие с регистрации происходит в течение нескольких минут. Если этого не случилось — не спешите паниковать: по закону налоговая обязана сделать это за 5 дней.


Процесс снятия онлайн-кассы с учёта

При отправке заявление нужно подписать квалифицированной электронной подписью — ЭЦП. Вот тут-то многих ждет засада. Если вы закрываете бизнес и продаете имущество, подпись вам больше не понадобится, а та, с которой вы регистрировали кассу в первый раз, уже давно просрочена. Делать новую подпись не вариант: за это придется заплатить от 1500 рублей только для того, чтобы использовать всего один раз. Если вы не ограничены в средствах, то можно и так, но лучше пойти по другому пути. О том, по какому именно — следующий пункт.

Второй способ — снятие ККТ с учета в отделении налоговой

Для этого нужно самостоятельно скачать, распечатать и заполнить заявление о снятии по форме КНД 1110062. Если налоговики добрые и пойдут навстречу — сделают это прямо на месте. Но лучше не рисковать и подготовиться заранее. Не забудьте приложить отчет о закрытии фискального накопителя. В практике есть случаи, когда регистрацию аннулировали даже без заявления, а вот без отчета точно не обойтись. Все, больше никаких документов не потребуется — только личный паспорт.


Бланк заявления о снятии ККТ с учёта

Отправляться можно в любое отделение ФНС. Даже если вы регистрировали кассу в другой области, все равно можно идти в ближайший офис. Настоятельно рекомендуем предварительно созвониться с налоговиками. Они подскажут лучшее время для визита. Дело в том, что у ФНС тоже бывают накладки: то программа не работает, то доступа к базам нет. Поэтому позвоните и узнайте, когда лучше подойти — сэкономите время.

Во всех отделениях налоговой действует служба одного окна. Вам надо зайти в операционный зал и воспользоваться терминалом, выдающим талончики на прием. Выбираете раздел “Для ИП” или “Для организаций”, далее — операции с контрольно-кассовой техникой. Система распечатает талончик и вам останется только дождаться вызова специалиста. Есть и другие варианты, когда работой с ККТ занимается конкретный специалист. В этом случае вас направят лично к нему, а не в окошечко. На самом деле это лучше и вот почему. Практика показывает, что в этом случае даже заявление спрашивают не всегда. Достаточно паспорта, личного присутствия и отчета о закрытии фискального накопителя. Сотрудник сделает все при вас и сразу отдаст карту о прекращении регистрации на руки.


Терминал в операционном зале ФНС

Так или иначе, у вас примут заявление и скажут, когда подойти за картой снятия с регистрационного учет. Иногда это делается моментально и отчет вы получите в момент обращения. Но чаще всего приходится забирать карту через несколько дней (не более 5). Также отчет о снятии учета доступен в личном кабинете налогоплательщика. Если вы продали кассовый аппарат третьему лицу, передайте ему этот документ: он потребуется для постановки на учет.

Третий способ — обратиться в специализированную организацию

Лучше всего в ту, которая ставила вам кассу на учет. Там все знают и про вас, и про вашу контрольно-кассовую технику. Правда, здесь тоже не обойтись без ЭЦП и если ее нет, придется покупать. Но это сделают за вас специалисты организации. От вас требуется только оплатить счет за работу.

Если, по каким-то причинам, не получается обратиться в компанию, которая проводила первичную регистрацию, подойдет любая контора похожего направления, например, ЕКАМ. Единственное, что вам нужно сделать — предоставить специалистам доступ к учетным записям на сайте налоговой и у оператора фискальных данных — ОФД.


Система управления торговлей — ЕКАМ

Четвертый способ — снять кассу с учета через законного представителя

Можно поручить работы третьему лицу — вашему законному представителю. Для этого нужно оформить нотариально заверенную доверенность. Делается это у любого нотариуса. Стоимость услуги — от 1200 рублей и выше. Обратите внимание: выдать доверенность от имени юридического лица дороже, чем написать ее от имени ИП. Для обращения к нотариусу приготовьте следующие документы:

Для индивидуальных предпринимателей:

  • свидетельство ИП;
  • свидетельство о постановке на учет в Федеральной налоговой службе;
  • идентификационный номер налогоплательщика — ИНН;
  • паспорт ИП;
  • выписка из ЕГРИП;
  • печать индивидуального предпринимателя, если она существует. По закону ИП имеют право работать без печати, но если она есть, нужно предъявить ее нотариусу и заверить доверенность.

Для юридических лиц:

  • свидетельство о регистрации юрлица;
  • ИНН;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • учредительные документы: устав, договор и так далее;
  • протокол собрания учредителей о назначении доверенных лиц;
  • выписка из протокола собрания о назначении доверенных лиц;
  • приказ;
  • печать компании.


Один из вариантов бланка доверенности

Кроме этих документов нотариусу понадобится личный общегражданский паспорт лица, на которое оформляется доверенность. Процедура занимает от получаса до нескольких часов и зависит от загрузки нотариальной конторы. Документ можно выписать на срок до 3 лет.

Пятый способ — принудительное аннулирование регистрации ККТ

В некоторых случаях налоговики сами прекращают действие регистрации контрольно-кассовой техники. В целом причина одна — различные нарушения предпринимателем действующего законодательства в области регистрации, применения и использования контрольно-кассовой техники. Во список нарушений, за которые онлайн-кассу могут снять с учета без вашего ведома:

  • закончился срок действия фискального накопителя. ФН выпускаются нескольких видов: на 13, 15, 36 месяцев и так далее. После истечения этого срока устройство нужно поменять на новое. Строго говоря, на это дается месяц: 30 дней фискальник будет хранить информацию в памяти, не передавая чеки ОФД. Если после месяца накопитель не заменить, налоговая увидит, что чеки бьются, а информация не передается. Сначала вам вышлют предупреждение, а если не отреагируете, регистрацию кассы аннулируют в одностороннем порядке;
  • онлайн-касса не отвечает требованиям закона о порядке применения ККТ (ФЗ № 54). Здесь причин может быть много: вы не поменяли вовремя прошивку кассы, модели нет в реестре контрольно-кассовой техники, не передаете фискальные документы в установленном порядке или передаете их с нарушениями. В любом из этих случаев регистрацию прекратят, но не сразу: обычно налоговая уведомляет о нарушении и дает срок для устранения.


Виды фискальных накопителей

После принудительного снятия с учета регистрацию нужно восстановить. Если арест наложен за нарушение законодательства, то даже продать такую кассу не выйдет. Вернее, выйти то выйдет, но новый владелец не сможет поставить ее на учет. Поэтому перед продажей нарушения требуется устранить, после чего восстановить регистрацию. Но и с аннулированием из-за окончания срока действия ФН не все так просто. В течение месяца после этого вы обязаны предоставить в налоговую всю информацию, которая находилась на устройстве до момента закрытия, а именно с той даты, когда закончился срок его действия до прекращения регистрации. Это понятно: вы вполне могли вести продажи, а данные ОФД не передавать. А это уже тянет на уклонение от уплаты налогов. Поэтому лучше закрыть все эти вопросы и только после этого снимать кассовый аппарат с учета.

Важно! Все работы по снятию контрольно-кассовой техники с учета нужно проводить ДО того, как вы закрыли ИП или ликвидировали ООО. Многие совершают ошибку и начинают ликвидацию бизнеса именно с закрытия ИП. Логика понятна: это нужно сделать как можно быстрее, чтобы прекратилось начисление обязательных платежей. Но торопиться не стоит. Сначала нужно убрать все “хвосты”, и только потом закрывать ИП или ООО. Как только вы это сделаете, у вас не будет доступа к личным кабинетам, да сам статус физлица поменяется. После этого что-либо сделать будет куда сложнее: придется ходить в налоговую, писать кучу ненужных бумаг и заявлений.

Что нужно запомнить из статьи

Итак, чтобы быстро и безболезненно снять кассу с учета, соблюдайте простые правила:

  • снимайте ККТ с учета до того, как закрыли ИП или ликвидировали ООО;
  • аннулировать регистрацию можно тремя способами: при личном визите в ФНС, удаленно через личный кабинет налогоплательщика и через законного представителя;
  • для удаленного снятия с учета понадобится электронная подпись — ЭЦП;
  • при снятии с учета доверенным лицом нужна нотариально заверенная доверенность;
  • снять кассу с учета непосредственно в отделении ФНС можно по трем документам: паспорту, заявлению и отчету о закрытии фискального накопителя;
  • не доводите до принудительной отмены регистрации из-за нарушений. Чтобы вновь поставить кассу на учет, их придется устранить;
  • сохраните отчет о закрытии фискального накопителя;
  • вместе с кассовым аппаратом передайте новому владельцу карточку снятия с учета.

Надеемся, статья оказалась полезной. Удачи в продвижении!

  • Кассовая дисциплина в 2021 году
  • Как использовать кассовую технику?
  • В онлайн‑кассах нет Z‑отчётов
  • Кто переходит на онлайн‑кассы в 2021 году
  • Как избежать покупки онлайн‑кассы? Мы знаем 6 способов, и все — не очень
  • Расчёты наличными

Справочная / Деньги и кассовая техника

Как снять онлайн‑кассу с учёта

Каждый предприниматель однажды сталкивается с невозможностью дальше использовать онлайн-кассу. Например, бизнес может быть закрыт, сама техника передана другому ИП или организации или выйти из строя без возможности её отремонтировать. Она также может быть потеряна или украдена.

В большинстве случаев контрольно-кассовую технику (ККТ) необходимо снимать с учета самостоятельно. Все выбитые на ней в дальнейшем чеки будут считаться доходом того ИП, на чье имя она зарегистрирована. Поэтому налоговая потребует учесть их при расчете налогооблагаемой базы и заплатить налоги.

Кроме того, если ИП не направит заявление на снятие с учета в установленный законом срок, он будет оштрафован по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа может составить от 1500 до 3000 ₽.

Снятие ККТ с учета по решению налоговой инспекции

Налоговой инспекции предоставлено право снимать ККТ с учета только при невозможности её использования в силу закона. Это может быть вызвано следующими обстоятельствами:

— истек срок использования фискального накопителя (ФН);

— ИП прекратил предпринимательскую деятельность и снялся с учета;

— выявлено несоответствие конкретного устройства требованиям к ККТ.

В первом случае ИП даётся всего 60 дней, чтобы передать ФН в налоговый орган, поэтому о снятии ККТ с учета лучше позаботиться заранее. За опоздание с предоставлением ФН для проверки содержащихся в нем данных также грозит штраф по по ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ.

В двух других случаях сдавать ФН в налоговую не нужно. Однако если будет признано, что ИП использует онлайн-кассу, не соответствующую требованиям закона, то его оштрафуют по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ на сумму от 1500 до 3000 ₽

Подготовка ККТ к снятию с учета по решению ИП

Перед снятием онлайн-кассы с учета необходимо сформировать отчет о закрытии ФН. Если его невозможно сформировать из-за утраты или хищения кассы, нужно получить справку об этом из полиции.

При невозможности считать данные ФН из-за его поломки дополнительных шагов предпринимать не нужно.

Как сформировать отчет о закрытии фискального накопителя

На практике принято выделять три основных типа ККТ. Они отличаются по своим возможностям и, соответственно, по способам закрытия ФН.

Смарт-терминалы оснащены встроенными программами для их регистрации в налоговой и снятия с учета. Для автономных касс и фискальных регистраторов такая возможность не предусмотрена, поэтому необходимо использовать специальные программы по регистрации онлайн-касс или драйверы ККТ, выпущенные производителем конкретного оборудования.

При закрытии ФН онлайн-касса должна быть подключена интернету, чтобы отчет также отправился оператору фискальных данных. С подробной инструкцией рекомендуем ознакомиться на сайте разработчика.

Заявление на снятие онлайн-кассы с учета

Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ (приложение № 2).

На его титульном листе сначала указываются ИНН, фамилия, имя и отчество ИП, модель и заводской номер ККТ. Если касса была похищена или украдена, то в одном из двух следующих полей ставится цифра «1», в другом — цифра «2». Если снятие ККТ с учета не связано с этими событиями, в обоих полях должна стоять цифра «2».

На втором листе сначала отражаются ОГРНИП и ИНН предпринимателя. Порядок его дальнейшего заполнения зависит от наличия сформированного отчета о закрытии ФН.

Если отчет сформировать невозможно, то в разделе 1 указывается цифра «2», а раздел 1.1. не заполняется. При сформированном отчете в разделе 1 указывается цифра «1», а раздел 1.1 заполняется данными из отчета о закрытии ФН:

— дата и время его формирования;

— фискальный признак документа.

Повторное заявление скорее всего будет направлено уже с нарушением сроков, поэтому уже в первый раз лучше избежать ошибок.

После снятия онлайн-кассы с учета ФН необходимо хранить в течение 5 лет.

Сроки подачи заявления в налоговый орган

Как правило, этот вопрос оставляется на усмотрение самого предпринимателя. Однако в ряде случаев 54-ФЗ обязывает уложиться в установленный срок:

— при передаче устройства — 1 рабочий день;

— при хищении или утрате — 1 рабочий день с момента обнаружения соответствующего факта;

— при поломке ФН — 5 рабочих дней.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Способы подачи заявления

Заявление можно подать на бумажном носителе или электронно. В форме электронного документа его нужно подписать электронной подписью. Это можно сделать в личном кабинете ИП на портале ФНС или на сайте ОФД.

Для снятия онлайн-кассы с учета воспользуйтесь нашим сервисом Контур.ОФД.

снятие с учета онлайн кассы

В ряде установленных законом случаев подразумевается снятие онлайн-кассы с учета в налоговой. Как известно, современное оборудование передает всю необходимую информацию по упрощенной схеме, отправляет данные на сервера компетентных контрольных служб. Это более простая и надежная система, сменившая устаревшую. Конечно, появляются новые уровни отчетности, глобальный мониторинг со стороны государственных органов, и как следствие, просто так избавиться от устройства не получится.

Как снять с учета кассовый аппарат в налоговой: ключевые особенности

Ранее процедура была намного сложнее. Как минимум потому, что без привлечения технических специалистов из центра обслуживания, невозможно было корректно считать данные, чтобы предоставить их в ФНС. Соответственно, в игру вступали третьи лица, от которых и зависели сроки. Да и заморозка деятельности торгового зала на момент операции – это вполне обычное явление при работе с устаревшей техникой.

Решения для бизнеса

Основания

Итак, разберем какие ситуации могут стать следствием для принятия такого решения. Стоит понимать, что предпринимательская деятельность – это сугубо добровольное дело, и прекращение ее возможно в любой момент времени. Так что фактически объяснять что-то ИФНС при закрытии работы кассовых аппаратов – это блажь. Но если этого не сделать, то могут возникнуть дополнительные вопросы. Поэтому в большинстве вариантов логично выбрать меньшее из зол.

Как снять онлайн-кассу с учета в налоговой самостоятельно, добровольное закрытие

снятие с учета ккт

Руководитель волен просто избавиться от текущего оборудования на предприятии и обзавестись новым. Но в большинстве случаев выбрасывать исправно работающие устройства никто не будет. Это просто нерентабельный ход. Другое дело, когда требования новых норм закона заставляли полностью менять кассовую дисциплину.

Разумеется, при прекращении деятельности и ликвидации юридического лица также все придется закрывать. Рядовые случаи хозяйствующего субъекта:

Поломка. Подразумевается такой уровень неисправностей, когда дальнейшая эксплуатация фактически невозможна. К примеру, если у оборудования появились внешние повреждения, которые в принципе не мешают ему нормально работать, но портят визуальную привлекательность – это не относится к данному случаю. Конечно, аппарат будет сменен, никто не хочет портить репутацию, показывая клиенту на точке продаж внешние повреждения. Это выглядит нелицеприятно. Но фактической поломки не будет. А если машинка просто не может исполнять своих функций – тогда это наш случай.

Продажа или передача. Даже если собственник не сменился, процедура закрытия все равно подразумевается. Снятие с учета ККТ в налоговой необходимо,если произошел перевод устройства в другой филиал, город, даже иную точку продаж, и подобное обязательно, если после перехода сменился собственник, то есть, произошел факт дарения.

Кража. Самый редкий случай. Учитывая современные меры безопасности, постоянное видеонаблюдение на точках отпуска продукции, охрану, провернуть такой маневр затруднительно. Однако, редко – не значит, никогда. И в этом случае факт хищения еще необходимо будет доказать. Без доказательств явно будет запущена проверка, выявляющая намерение сокрытия или уклонения от налогов. Таков порядок, по которому работает инспекция.

Снятие с учета кассового аппарата в налоговой принудительным образом

Перейдем к моментам, когда сама служба без согласия владельца аппаратуры блокирует отчетность устройства. Таких вариантов тоже немного.

При ликвидации юридического лица. Причем вне зависимости от того, было это добровольное прекращение деятельности или, к примеру, банкротство. Как мы уточнили, можно и самостоятельно подать заявление. Но по общим правилам ФНС организует процедуру своими силами. Старт будет совпадать с датой удаления записи из соответствующей базы. ЕГРЮЛ или ЕГРИП, зависит от того, работала компания на основании индивидуального предпринимательства или в качестве ООО.

При нарушениях. Если эксплуатационные и функциональные свойства не отвечают требованиям текущего законодательства. Обычно это подразумевает факт использования устаревшей техники. Ведь все новинки на рынке производятся уже с учетом текущих правил и норм.

При выходе за пределы эксплуатационных сроков накопителя. Причем даже если машинка работает полностью исправно, не наблюдается никаких сбоев и неполадок. Закончился срок, отведенный производителем, тут же необходимо уведомить службу. Впрочем, она и сама отреагирует даже без заявления.

Сроки

Устанавливается весьма жесткий предельный лимит. На все даются ровно одни сутки. То есть, речь идет про добровольную основу. Если произошла поломка, хищение, утрата, продажа и так далее. Примечательно, что за это время нужно еще и собрать доказательную базу, если речь о краже. И только потом уже переправлять данные. Не успели уложиться за один день – готовьтесь к штрафам. Поэтому важно действовать оперативно, и также быстро получать и обрабатывать информацию. А для этого необходимо, чтобы вся структура функционировала на современном ПО и управлялась компетентным лицом, которое лично принимает ответственность.

Для получения лучшего и наиболее адаптированного программного обеспечения рекомендуется обращаться в компанию «Клеверенс». Она специализируется на программах, предназначенных для российского рынка, с учетом местного законодательства и всей массы его нюансов, которые появились совсем недавно, либо только планируют внедриться.

Что же до вопроса, как снять кассу с регистрации в налоговой – если произошли нарушения или вышел срок эксплуатации, то время тут не имеет значения. Ведь это уже компетенция ФНС. Так что, они сами решают, насколько быстро стоит реагировать. Но к чести органов, нужно признать, что обычно они также умещаются всего в одни сутки.

Порядок выполнения процедуры

Теперь перейдем уже непосредственно к конкретике. Посмотрим, как правильно закрываться, когда можно поработать удаленно, через личный кабинет на сайте. Для него понадобится еще и регистрационный ключ. На ресурсе ФНС нужно зарегистрироваться заранее. Естественно, большая часть предпринимателей для упрощения отчетности давно это сделала. Но остались такие, кто до сих пор не желают идти в ногу с прогрессом. Сразу отметим, что это неправильный выбор, который может сопровождаться серьезными финансовыми издержками.

Итак, при добровольной процедуре, нам нужно как-то оповестить орган, что произошел тот ил иной инцидент. Что мы хотим инициировать снятие с регистрации кассового аппарата в налоговой, и у нас на это есть резонные причины.

Решения для бизнеса

Содержание заявления

Инструкция по составлению зависит от формы. Пока разберем бумажную, передача подразумевается лично при посещении отдела. Хотя, в большинстве случаев логичнее и удобнее удаленно отправлять запрос.

Помните про срок подачи заявления, чтобы не спровоцировать службу на штрафные санкции. Использовать необходимо бланк установленного образца, который легко можно найти в сети. К примеру, на сайте тех же налоговиков.

Указать в заявление необходимо следующие моменты:

Реквизиты налогоплательщика. Подразумевается ИНН юридического лица. Необходим как индивидуальному предпринимателю, так и ООО.

Сведения об организации. Укажите наименование, юридический и физический адрес.

Причина, почему техника в принципе должна быть ликвидирована с мониторинга. В большинстве случаев, если это добровольное решение, то это не самый важный пункт, который даже можно опустить. Но если подразумевается хищение, то озвучить этот момент нужно строго обязательно.

Сведения, кем сдается заявка. Это может быть, как непосредственно уполномоченное третье лицо, то есть представитель, так и директор, учредитель, владелец компании.

Также к вопросу, как закрыть онлайн-кассу в налоговой, следует добавить и кое-что еще. А именно, чем нужно дополнить заявление.

Дополнительные документы

Первым из них выступает отчет – снятие последних данных с регистратора, которые необходимы для завершения процедуры. Если сама техника функционирует, то с этим проблем никаких не будет. Гораздо сложнее ситуация, если она повреждена. Причем имеет значение и характер поломки. При каких-то неисправностях, связанных с кассовым оборудованием, которые не повлияли на сам фискальный регистратор, его можно просто извлечь. А вот если он пришел в негодность, и данные с него получить уже не выйдет, характер задачи меняется.

А вот если произошел факт хищения, то никаких итогов предоставить уже не получится, и ФНС по закону даже не может их требовать. Но при этом способен инициировать проверку, которая призвана выявить наличие или отсутствие кражи. Ориентироваться работники будут на доказательства обращений в инстанции. Поэтому как только ответственное лицо заподозрило преступление, хищение объекта, нужно сразу подать заявление в правоохранительные органы. Там получить талон о том, что прошение принято, и вместе с копией самой заявки сохранить его, а затем предъявить при проверке. Можно действовать и превентивно. То есть, когда происходит снятие с учета фискального накопителя, приложить к документам на отправку еще и все бумаги, полученные в полиции.

Работаем через личный кабинет

снять кассу с учета в налоговой самостоятельно

Перейдем к удаленной форме. Она более удобная, современная, надежная. И в львиной доле случаев, использовать логично именно ее. Тем более, если учитывать короткие сроки, которые отводит закон на реализацию этого действия, а именно – сутки, в обычной форме можно просто не успеть.

Для работы нам понадобится аккаунт на сайте ФНС. Завести профиль нужно обязательно заранее, это сейчас не требуется по закону, но в принципе без своего аккаунта множество процедур будут усложнены в разы.

Далее, следуем простому алгоритму:

Авторизуемся на сайте или проходим процесс регистрации, если ранее мы не создавали своего профиля налогоплательщика.

Понадобится раздел ККТ, который можно обнаружить в верхнем вертикальном меню. Он обозначен символов технического устройства, перепутать сложно.

Переходим в открывшемся меню к снятию с регистрации, щелкнув мышкой по соответствующей плашке.

Теперь нам нужно заполнить небольшую анкету. Фактически придется указать все те сведения, как и в заявлении по обычной форме. Просто в виртуальном варианте. Заполняем скрупулезно, ошибка может стать поводом для отказа.

Используем свою электронную подпись.

Далее, ваш запрос отправляется в разработку. Его пристально изучают сотрудники и в скором времени сообщает о ходе проверки и решении. Следуют почаще проверять свой личный профиль на сайте, чтобы быть в курсе положения дел.

Внимание! Этот материал о том, как снять кассу с учёта в налоговой. Если вас интересует как снять у кассы Z отчёт (регулярное снятие кассы), нажмите сюда!

Предпринимательская деятельность далеко не всегда проста и безоблачна. Иногда случается и так, что приходится сворачивать бизнес, а все рабочее оборудование складировать в дальний угол. Но если прилавки, мебель, компьютеры и прочее можно просто спрятать подальше или попытаться перепродать, то с контрольно-кассовой техникой поступать нужно иначе.

Прежде чем окончательно убрать ее на полку или выставить на продажу, необходимо провести ее снятие с учета в налоговой инспекции.

Причем поступать так нужно не только в случае закрытия бизнеса, но и в некоторых других ситуациях. Разберем эту тему подробнее.

Снимаем контрольно-кассовую технику с учета: причины

Необходимость полного снятия контрольно-кассовых машин с учета в налоговых органах или их перерегистрация может возникнуть при самых разных обстоятельствах. Это может быть:

  • ликвидация юридического лица (предприятия или организации) а также закрытие ИП;
  • добровольная замена кассовой машины на более функциональную и новую модель;
  • вынужденная замена устаревшей кассовой техники вследствие того, что она была вычеркнута из перечня государственного реестра. Эксплуатировать контрольно-кассовый аппарат можно не более 7 лет с момента его выпуска;
  • кража контрольно-кассовой техники. В данном случае, к заявлению о снятии кассы с учета специалисту налоговой надо будет обязательно предъявить справку из полиции;
  • предоставление в аренду, передача в дар, а также продажа другой компании или индивидуальному предпринимателю;
  • форс-мажорные обстоятельства (пожары, наводнения, разрушения зданий и т.д.);
  • изменения в соответствующей части законодательства;
  • в случаях, если кассовая машина по каким-либо причинам не применяется в работе. Особенно это важно, если дальнейшее ее использование также не запланировано, но, при этом, доступ к ней имеют как сотрудники компании, так и посторонние лица. Чтобы избежать несанкционированного и бесконтрольного использования кассы, ее надо дезактивировать.

Для чего снимать контрольно-кассовые машины с учета в налоговой

Снимать кассы с учета в налоговых органах необходимо независимо от того, что послужило причиной прекращения их применения. Нужно помнить о том, что данные о каждом используемом фискальном регистраторе или кассовом аппарате есть в базе налоговой службы. А раз так, то значит они в обязательно порядке должны подвергаться регулярному техническому обслуживанию и своевременной замене ЭКЛЗ.

Если касса не снята с учета, представители налоговой инспекции могут в любой момент заглянуть с проверкой на предмет правильной выдачи кассовых чеков покупателям или потребителям услуг.

Особенно это касается индивидуальных предпринимателей, поскольку именно их в случае чего проще всего найти (по месту жительства, указываемом при постановке ИП на учет в ИФНС). Самое неприятное будет, если представитель организации или индивидуальный предприниматель не сможет ответить на вопрос о том, где находится контрольно-кассовая техника, зарегистрированная на его компанию.

Ну и конечно, стоит помнит о том, что не сняв кассу с учета в налоговой службе, ее не удастся продать или подарить.

Порядок снятия контрольно-кассовой техники с регистрации

Если говорить коротко, то процесс снятия ККМ с налогового учета происходит в несколько этапов:

  1. подготовка комплекта документов;
  2. консультирование и привлечение к процедуре сотрудника сервисного центра;
  3. визит в налоговую.

Если все сделано по порядку и правильно, то сам процесс снятия кассы с учета займет не более получаса.

Что важно при снятии кассы с учета

Основной смысл операции по снятию кассы с регистрации в налоговых органах заключается в том, чтобы они могли проверить, насколько соответствует информация в кассовом журнале по отношению к сведениям фискальной памяти, а также последующей дезактивации аппарата, и передачи данных ЭКЛЗ на хранение. Здесь необходимо отметить, что строгой регламентации этой процедуры нет, поэтому каждый регион РФ по-своему регулирует данный процесс.

Прежде чем отправляться в территориальный отдел налоговой службы, нужно уточнить, какие именно требования предъявляет к процедуре снятия кассы с учета именно тот отдел ИФНС, в котором она была зарегистрирована.

Внимание! Иногда налоговики требуют, чтобы снятие фискальных отчетов с контрольно-кассовой техники проводилось только в присутствии их представителя. В этом случае нужно заранее договариваться с инженером из центра технического обслуживания о том, чтобы он мог в определенное время подъехать в налоговую. ИП или сотруднику компании, подающей заявление на снятие ККМ с регистрации, надо иметь с собой все необходимые документы и саму кассу.

Следует отметить, что не все территориальные инспекции так строго относятся к данному процессу. Некоторые не требуют привозить к ним кассовые машины и приглашать технического специалиста, они ограничиваются проверкой документов, главное в которых – корректное оформление и резолюция сертифицированного технического центра.

Перед тем, как снимать кассовый аппарат с налогового учета, необходимо убедиться в том, что вся налоговая отчетность на текущее время сдана своевременно, никаких долгов перед налоговиками нет, все счета со стороны обслуживающей технику организации оплачены.

Кроме того, не лишним будет еще раз проверить правильность занесения информации в журнал кассира-операциониста, и проверить журнал технического обслуживания.

Документы по снятию ККМ для налоговой

После того, как все необходимые предварительные проверки и операции проведены, пора приступать к формированию пакета документов для налоговой. В него входит несколько важных документов, без которых снятие кассы с регистрации невозможно. Вот перечень этих документов:

  • карточка, выданная при регистрации кассовой машины в налоговой;
  • заявление о снятии ККМ с учёта;
  • личный паспорт заявителя или представителя по доверенности;
  • технический паспорт контрольно-кассовой техники и отдельно паспорт блока ЭКЛЗ;
  • журнал кассира-операциониста;
  • журнал регистрации вызовов технических специалистов;
  • копия заверенного налоговой инспекцией баланса за последний отчётный период;
  • кассовая книга от ООО;
  • книга доходов и расходов от ИП.

Последние два документа не обязательны, но в некоторых случаях инспектор налоговой службы может попросить их для полноценного анализа сведений по ККМ.

От сотрудника обслуживающего центра, налоговики потребуют:

  • чек с фискальным отчётом за всё время использования кассы;
  • акт о снятии показаний кассовых счётчиков;
  • по одному чеку-отчёту за каждые последние три года эксплуатации кассы;
  • помесячные фискальные отчеты также за трехгодовой период;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • отчёт по блоку памяти ЭКЛЗ;
  • акт о передаче ЭКЛЗ на хранение. Кстати говоря, храниться он должен не менее пяти лет с момента снятия кассы с учета на случай возможной налоговой проверки.

После того, как все вышеперечисленные документы будут отданы специалисту налоговой инспекции, и процедура снятия кассы с учета будет завершена, с кассовым аппаратом можно делать все, что заблагорассудиться: продать, сдать в аренду, отдать в комиссионный отдел технического центра, подарить, просто поставить в угол. Однако стоит помнить, что если модель кассы вычеркнута из госреестра, дальнейшее её использование будет невозможно. В этом случае кассу можно только выбросить.

В интернет-магазине общества была утеряна часть мобильных контрольно-кассовых машин (ККМ). О факте утери ККМ в правоохранительные органы своевременно сообщено не было, поскольку ККМ постоянно находились в пользовании экспедиторов и определение даты, места пропажи ККМ и виновного лица не представлялось возможным. В процессе инвентаризации также было выявлено, что у общества отсутствуют учетные карточки и (или) технические паспорта утерянных ККМ. Утерянные ККМ включены в Государственный реестр используемых ККМ, начало их эксплуатации — 2010-2012 гг.

  1. Каковы налоговые риски общества, в том числе в части претензий проверяющих органов, если отсутствующие ККМ будут оставаться на учете в налоговых органах?
  2. Какие существуют варианты снятия с учета утерянных ККМ? Имеется ли практика обращения организаций в налоговые органы по снятию с регистрации ККМ в случае выявленных недостач ККМ и учетных карточек и (или) технических паспортов по ним по результатам инвентаризации? Может ли это в случае использования именно мобильных ККМ являться причиной снятия с учета?

1. Вопросы применения контрольно-кассовой техники (ККТ), ее регистрации, а также порядок взаимодействия налоговых органов с организациями изложены в Законе о ККТ[1], Регламенте[2] и Положении № 470[3].

Указанные акты не устанавливают обязанность общества по совершению действий, необходимых для снятия ККМ с учета в случае ее неиспользования (в том числе по причине утраты, утери, кражи и др.). Все обязательные требования в отношении ККМ относятся к вопросам эксплуатации, использования ККМ или неиспользования их в установленных законом случаях.

Административная ответственность за правонарушения в связи с использованием или неиспользованием ККМ определена п. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанная норма содержит исчерпывающий перечень оснований для привлечения к ответственности, а именно:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях ККМ;
  • применение ККМ, которая не соответствует установленным требованиям;
  • использование ККМ с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

Совершение любого из перечисленных деяний влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Таким образом, на наш взгляд, бездействие общества в отношении снятия утраченных ККМ с регистрации в налоговом органе не содержит признаков перечисленных правонарушений – а, следовательно, за такое деяние к обществу или ответственному лицу общества не должны быть применены какие-либо штрафные санкции.

Обратите внимание: нормативными актами установлено, что блок «электронной контрольной ленты защищенной» (ЭКЛЗ) подлежит обязательной замене каждые 12 месяцев вне зависимости от его заполнения (п. 2 раздела II Протокола заседания ГМЭК от 26 февраля 2003 г. № 1/73-2003, п. 1 письма Минэкономразвития России от 4 февраля 2011 г. № Д05-305). Однако действующим законодательством также не предусмотрена ответственность за несвоевременную замену ЭКЛЗ.

Каких-либо разъяснений налогового органа, а также судебной практики по привлечению к административной ответственности по указанным обстоятельствам авторами не выявлено. Полагаем, этот факт можно рассматривать как признак того, что налоговый орган, как правило, не предъявляет претензий по данным основаниям, в связи с чем споры отсутствуют.

Также не выявлено налоговых рисков общества в отношении нахождения утраченных ККМ на учете в налоговых органах (при условии отражения обществом в бухгалтерском учете утраты ККМ).

Вместе с тем при утрате ККМ существует риск ее использования иными лицами и выявления данного факта налоговым органом (см. письмо ФНС России от 5 июня 2013 г. № АС-4-2/10250 «О направлении арбитражной практики»). Полагаем, в такой ситуации операции, учтенные или проведенные через утерянную ККМ, могут быть рассмотрены налоговым органом как операции, осуществленные организацией, за которой зарегистрирована утерянная ККМ.

В связи с этим полагаем, что заявление в правоохранительные органы и в налоговый орган об утрате ККМ, выявленной в результате проведения инвентаризации, дает организации возможность ссылаться на то, что она не осуществляла какие-либо операции на данной ККМ в период как после подачи такого заявления, так и до этого момента (момент утери не определен конкретной датой, если нет иных доказательств).

2. Вопрос снятия ККМ с учета регламентирован Положением № 470 и Регламентом. Отметим, что какие-либо специальные положения относительно снятия с учета именно мобильных ККМ отсутствуют.

В соответствии с п. 16 Положения № 470, п. 26 и 82 Регламента для снятия ККМ с регистрации потребуется представить в налоговый орган:

  • заявление о снятии ККМ с регистрации; для этого используется та же форма, что и при регистрации ККМ (приложение № 1 к приказу ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152 @ );
  • паспорт ККМ;
  • карточку регистрации ККМ;
  • учетный талон ККМ;
  • книгу учета;
  • саму ККМ.

Если заявление о снятии ККМ с регистрации представляется заявителем по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств, приведших ККМ в неисправное состояние, либо в связи с хищением (утерей) ККМ, дополнительно должен быть представлен документ, подтверждающий факт возникновения данных обстоятельств (п. 86 Регламента).

Из практики, сложившейся в налоговых органах, следует, что в качестве подтверждения факта утраты (хищения) ККМ инспекции требуют предъявить соответствующую справку из правоохранительных органов, которая должна содержать информацию о количестве утерянных (похищенных) ККМ, моделях и заводских номерах ККМ.

Таким образом, следуя требованиям действующего законодательства, обществу для снятия утерянной ККМ с регистрации необходимо представить в налоговый орган все названные документы, включая подтверждающую справку из правоохранительных органов о заявлении обществом об утере (хищении) ККМ.

В отношении ситуации, когда документы на ККМ утрачены, отметим следующее.

Согласно ст. 5 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККМ.

Пунктом 13 Положения № 470 установлено, что функции по хранению документации возлагаются:

  • на поставщика или центр технического обслуживания — в отношении учетного талона, содержащего сведения о ККТ и отметки о ее регистрации, перерегистрации, снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке ее исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации этой техники;
  • поставщика — в отношении документации, связанной с производством, поставкой и технической поддержкой ККТ;
  • центр технического обслуживания — в отношении документации, связанной с технической поддержкой ККТ;
  • пользователя — в отношении документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ.

Паспорт ККМ и учетная карточка ККМ относятся к документам, связанным с вводом ее в эксплуатацию. Следовательно, их хранение должно осуществляться обществом.

Полученные в налоговых органах разъяснения относительно возможности снятия ККМ с регистрации при отсутствии учетных карточек и технических паспортов ККМ свидетельствуют о том, что представление документа, подтверждающего утерю (хищение) как самих ККМ, так и документов на них, обязательно.

Обратите внимание: на практике после рассмотрения заявления о снятии с учета утерянных (похищенных) ККМ налоговый орган принимает решение о внесении в базу, содержащую информацию о зарегистрированных ККТ, записи «утеря (хищение)». При этом утерянная ККМ снимается с учета только по истечении пяти лет после внесения данной записи.

В силу п. 19 Положения № 470 налоговый орган может самостоятельно снять с регистрации ККМ в случае истечения нормативного срока амортизации модели ККМ, исключенной из Государственного реестра.

Каких-либо актов или разъяснений налоговых и иных органов, а также судебной практики, в которых бы шла речь о выявлении недостач ККМ и документов на них в результате именно инвентаризации, выявлено не было.

В заключение еще раз отметим, что, не заявляя в правоохранительные органы об утрате ККМ и не снимая ККМ с регистрации в налоговом органе, общество может столкнуться с проблемой доказывания факта неиспользования им утраченных ККМ в своей деятельности в случае применения таких ККМ третьими лицами.

Для снятия утраченных ККМ с регистрационного учета в налоговом органе обществу необходимо представить в территориальный налоговый орган заявление о снятии ККМ с регистрации и выданную правоохранительными органами справку, подтверждающую заявление обществом об утрате как самих ККМ, так и учетных карточек, технических паспортов ККМ.


[1] Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

[2] Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержден приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.

[3] Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470.

Автор: М.А. Петрова, юрист «ФБК Право», Е.А. Даренина, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», А.С. Ермоленко, партнер ФБК, руководитель корпоративной практики «ФБК Право», канд. юрид. наук

Читайте также: