Как узнать учетный номер нко в минюсте по инн

Опубликовано: 29.04.2024

Некоммерческие организации (НКО) работают на благо общества и развитие социальной сферы, а получение прибыли для них не является целью. Тем не менее, такие организации должны отчитываться о работе в различные государственные структуры.

Какую отчетность сдают НКО

НКО сдают бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. В отличие от коммерческих организаций НКО также отчитываются в Министерство юстиции.

Бухгалтерская отчетность НКО

Некоммерческие организации сдают бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.

У отдельных категорий НКО есть право сдавать упрощенную отчетность. НКО — иностранный агент не может отчитываться по упрощенным формам.

Составляя бухгалтерскую отчетность, бухгалтер НКО руководствуется ПБУ 4/99, Законом о бухгалтерском учете, Планом счетов, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Особенности формирования и раскрытия информации разъяснены в Информации Минюста ПЗ-1/2015.

Срок сдачи бухгалтерской отчетности — 31 марта.

При опубликовании отчетности НКО, подлежащей обязательному аудиту, следует также опубликовать аудиторское заключение.

Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды

Отчеты НКО в основном зависят от системы налогообложения.

НКО на ОСНО

Основные налоги, по которым придется отчитываться, — НДС, НДФЛ, налог на прибыль.

Каждый квартал некоммерческие предприятия формируют и сдают декларации по НДС и прибыли. Налог на прибыль считается нарастающим итогом. Например, во II квартале нужно сдать декларацию по итогам полугодия. Декларацию по НДС необходимо направлять в налоговую службу в январе, апреле, июле и октябре не позднее 25-го числа. Во многих случаях НКО могут быть освобождены от уплаты НДС.

Если по каким-то причинам у НКО в отчетном периоде не было операций и соответствующих объектов налогообложения, можно сократить количество отчетов и сдать единую упрощенную декларацию. Отчитываться по этой форме нужно также раз в квартал до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если была хотя бы одна операция с НДС или операция, облагаемая налогом на прибыль, упрощенная декларация не понадобится.

За сотрудников, получающих доходы по месту работы, НКО платит НДФЛ. По этому налогу предусмотрено два вида отчетности. Ежеквартально подается отчет по форме 6-НДФЛ: до 30 апреля, до 31 июля, до 30 октября, до 1 марта включительно. Данные в отчете формируются нарастающим итогом.

Раз в год до 1 марта нужно отчитываться по форме 2-НДФЛ. Если налог не получилось удержать у физического лица до конца отчетного года, НКО должна сообщить об этом в ИФНС, сдав 2-НДФЛ не позднее 1 марта. По итогам 2021 года и в последующие годы справка 2-НДФЛ не сдается.

Если у НКО есть недвижимость, раз в год нужно сдавать декларацию по налогу на имущество. Успеть отчитаться следует до 30 марта включительно.

Еще один важный и довольно объемный по содержанию отчет — расчет по страховым взносам. Сотрудники ИФНС ждут его раз в три месяца: до 30 апреля, до 30 июля, до 30 октября до 30 января. Взносы показываются в расчете нарастающим итогом.

НКО на УСН

Применяя упрощенную систему налогообложения, некоммерческие организации освобождаются от подачи декларации по НДС и налогу на прибыль. Причина проста — у упрощенцев отсутствуют объекты по данным налогам. Иногда НКО может выступать в качестве налогового агента по НДС, тогда придется сдать и соответствующую декларацию.

Отчет, характерный для упрощенцев, — декларация по УСН. Подать отчет нужно по итогам года в срок до 31 марта включительно. При этом авансы по налогу необходимо уплачивать раз в квартал.

Отчетность по работникам ничем не отличается от отчетности, представляемой на ОСНО. Также сдаются 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, расчет по страховым вносам.

При наличии имущества подается декларация по налогу на имущество.

Во внебюджетные фонды нужно отчитываться независимо от режима налогообложения. НКО как работодатель отчитывается в ПФР и ФСС.

Раз в месяц до 15 числа в ПФР необходимо представить форму СЗВ-М. В форме отражаются данные по работникам (ФИО, СНИЛС и ИНН). Также Пенсионный фонд ждет от работодателей до 1 марта форму СЗВ-СТАЖ. Если на предприятии происходят кадровые изменения (прием, увольнение и т.п.), нужно отчитаться по форме СЗВ-ТД. Сдать СЗВ-ТД нужно в день издания приказа или на следующий день.

В Фонд социального страхования нужно отчитываться ежеквартально. Для этого предусмотрена форма 4-ФСС. Сроки отчетности зависят от формы представления информации. Если отчитываетесь на бумаге, сдать 4-ФСС нужно четыре раза: 20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января. Отчитаться можно и раньше указанных сроков. Для тех, кто отчитывается электронно, сроки увеличиваются на пять дней и отчитаться нужно успеть до 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января включительно. Ежегодно нужно подтверждать вид экономической деятельности путем направления в ФСС соответствующего заявления и справки (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55). Документы нужно сдать в ФСС до 15 апреля.

Отчетность НКО в Минюст РФ

НКО сдают специальные отчеты о своей работе. Виды таких отчетов закреплены в Приказе Минюста РФ от 16.08.2018 № 170. До лета 2020 года НКО могли принимать во внимание методические рекомендации Минюста, но с 15.06.2020 рекомендации утратили силу (Приказ Минюста РФ от 15.06.2020 № 135).

Отдельные категории НКО имеют право не отчитываться по утвержденным формам в Минюст. Такие организации могут представлять информацию в произвольном виде (п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Не сдают специальную отчетность НКО при соблюдении трех критериев:

  • в составе нет иностранных учредителей и лиц без гражданства;
  • в текущем году не было поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников;
  • сумма полученных в отчетном году денежных средств и имущества составляет не более 3 млн рублей.

Для каждого вида НКО предусмотрен свой состав отчетности.

НКО, получившие имущество из отечественных источников, сдают формы ОН0001, ОН0002. Некоммерческие организации, получившие иностранный капитал или имущество, плюсом сдают форму ОН0003.

Казачьи общества сдают формы ОН0001, ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности, также нужно сдать форму ГРК003.

Религиозные организации заполняют отчет по форме ОР0001.

Структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации отчитываются по формам СП0001, СП0002, СП0003.

О порядке представления отчетности некоммерческими организациями

Бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО сдают по общим правилам.

Порядок и сроки сдачи специальной отчетности зафиксированы в Приказе Минюста от 26 мая 2020 № 122.

Отчеты ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 нужно сдавать раз в год до 15 апреля включительно.
Сроки отчетности по форме СП0001: 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 31 января. Срок отчетности по форме СП0002 — 15 апреля, а по форме СП0003 — 31 октября.

Отчеты о деятельности некоммерческих организаций с функцией иностранного агента, в объеме сведений, представляемых в Минюст России, подлежат обязательному размещению в интернете или предоставлению средствам массовой информации один раз в полгода (п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Способы передачи отчетов:

  • личный визит;
  • почтовое отправление;
  • через оператора электронного документооборота;
  • по электронной почте при наличии электронной цифровой подписи руководителя НКО и бухгалтера;
  • публикация отчетов и результатов деятельности на официальном сайте Минюста;
  • публикация отчетов в СМИ или на собственном сайте в интернете.

Ответственность НКО за непредставление отчетности

Некоммерческие организации несут ответственность согласно ст. 33 закона №7 «О некоммерческих организациях».

За непредставление отчетности НКО, как и любая коммерческая организация, несет ответственность. НКО с функцией иностранного агента за непредставление отчетности привлекается к административной ответственности (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). Наказания предусмотрены разные: от предупреждения до административного штрафа. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 10 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Административная ответственность также возможна при нарушении сроков сдачи отчетности.

Если филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации вовремя не представит информацию согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, то соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

Непредставление или несвоевременное представление статистической отчетности либо представление недостоверных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Неоднократное непредставление в установленный срок отчетов и информации в Минюст России (его территориальные органы) служит основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации НКО (пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

Описание услуги

О государственной услуге

Предназначена для получения информации о некоммерческих организациях, филиалах и представительствах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, сведения о которых содержатся в:

  • ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций;
  • реестре национально-культурных автономий;
  • реестре филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • реестре представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации;
  • государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации;
  • реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг;
  • реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Кто может обратиться

Информация предоставляется по запросу физического или юридического лица.

Куда обратиться

Минюст России (его территориальные органы) предоставляют государственную услугу в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, их отделений и иных структурных подразделений, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, централизованных религиозных организаций, религиозных организаций, созданных централизованными религиозными организациями, местных религиозных организаций, представительств иностранных религиозных организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, а также иных некоммерческих организаций

График работы:

Понедельник, вторник,среда, четверг 10.00 - 12.00, 14.00 - 17.00

Пятница 10.00 - 12.00, 13.00 - 15.00


Сведения о графике приема документов и месте нахождения подразделений сообщаются по телефону, размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, на Едином портале государственных и муниципальных услуг, на информационном стенде в местах предоставления государственной услуги.

Порядок получения государственной услуги

Получение услуги возможно в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (ознакомьтесь с особенностями получения услуги в электронном виде и инструкцией по порядку действий заявителя).

Для получения государственной услуги заявителем представляется лично или направляется почтовым отправлением заявление, содержащее следующие реквизиты:

  1. сведения о заявителе, в том числе:
    для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;для юридического лица - наименование юридического лица, дата его государственной регистрации, ОГРН, адрес места нахождения;сведения о документах, уполномочивающих представителя физического лица или юридического лица подавать от их имени заявление;
  2. наименование организации, в отношении которой запрашивается информация;
  3. подпись заявителя – физического лица либо руководителя юридического лица, иного уполномоченного лица.

Услуга предоставляется бесплатно.

Консультирование заявителей по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется по телефону и на личном приеме.
Заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления государственной услуги по телефону, электронной почте с использованием информационных ресурсов Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также Единого портала или на личном приеме.
Заявителю предоставляется информация о том, что:

  • заявление зарегистрировано в Минюсте России;
  • поступило в Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России (территориальный орган Минюста России);
  • направлен результат предоставления государственной услуги заявителю.

Срок предоставления

Срок предоставления государственной услуги и выдачи информации (уведомления об отказе в предоставлении информации) не может превышать 9 рабочих дней с даты поступления заявления.
Датой поступления заявления считается дата его регистрации.

Результаты оказания государственной услуги

Результатами предоставления государственной услуги являются:

  • предоставление информации о зарегистрированных организациях;
  • уведомление об отказе в предоставлении информации;
  • уведомление об отсутствии запрашиваемой информации.

Основания для отказа

В предоставлении информации может быть отказано, если:

  • в заявлении отсутствуют необходимые сведения;
  • информация, за предоставлением которой обратился заявитель, выдается иным государственным органом, органом местного самоуправления.

При отсутствии запрашиваемых сведений заявителю сообщается об отсутствии запрашиваемой информации.


Зачем вообще может понадобиться некоммерческая организация, что она из себя представляет, какие бывают НКО, в чем особенности учета и как сдать отчетность и ничего не забыть — рассказываем в сегодняшней статье.

Начнем с азов. Некоммерческими называются такие организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, а если в ходе деятельности и получают ее, то не распределяют ее между своими участниками (членами), в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью.

Информацию о регулировании деятельности НКО ищите в Гражданском кодексе и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Кроме того существуют и другие законодательные акты по конкретным формам организаций.

Главное для НКО — общественно полезная деятельность, направленная на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, а также на развитие физической культуры и спорта, оздоровление населения, удовлетворение духовных потребностей, защита прав и свобод и т.д.

Форм НКО довольно много и они перечисляются в статье 50 главы 4 ГК РФ:

  • Потребительские кооперативы. Из самых известных — жилищные, жилищно-строительные, гаражные и кредитные. Первые два могут впоследствии преобразовываться в товарищество собственников недвижимости. Например, вы сначала строите дом, объединяясь в кооператив, а затем, становясь собственниками готового жилья, превращаетесь в ТСЖ.
  • Общественные организации. Это профсоюзы, политические партии и даже самодеятельность. Отдельные общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) или преобразовываться в автономную некоммерческую организацию или фонд. Это объединение людей, которые сплотились благодаря общим интересам, стремлению к их защите и другим общим целям.
  • Общественное движение.
  • Ассоциации (союзы). К ним относится несколько подкатегорий — некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты. По крайней мере с понятием СРО вы должны быть знакомы. Эти организации имеют существенное влияние в строительстве, иногда без членства в СРО невозможно осуществлять деятельность или получить госконтракт.
  • Товарищества собственников недвижимости. Это ТСЖ, СНТ, ОНТ (огородное некоммерческое товарищество). Очень распространенный тип НКО. Если вы живете в многоэтажке, владеете дачей или земельным участком, то скорее всего уже получали членство в таких организациях. ТСН необходимо для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании.
  • Фонды . В том числе общественные и благотворительные. Согласно статье 123.17 ГК к ним относятся организации, не имеющая членства, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
  • Учреждения. Причем не только государственные или муниципальные, но и частные. Создаются для осуществления управленческих, социально-культурных и иных аналогичных функций.
  • Автономные некоммерческие организации. Ее определение похоже на определение фонда, создается она в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
  • Публично-правовые компании. Для них есть отдельный федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ. Создается на основании федерального закона или указа Президента РФ, а также путем реорганизации госкорпорации (за некоторым исключением).
  • Государственные корпорации (вот уж неожиданность). Они учреждаются Российской Федерацией. Например ,это Роскосмос или Агентство страхования вкладов.
  • Далее следуют более специфические — казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, религиозных организаций, адвокатские палаты и образования, нотариальные палаты.

Глаза разбегаются, да? Список и правда внушительный, а учитывая, что существуют еще и подформы, то и вовсе можно запутаться. И тем не менее НКО сейчас очень много. Хотя бы те же ТСЖ, садовые некоммерческие товарищества, строительные кооперативы появляются как грибы после дождя.

Некоммерческие организации могут претендовать на получение грантов. Чтобы выделить только те, что имеют на это законное право, придумали реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Его еще летом опубликовало Минэкономразвития.

Чтобы учитывать гранты нужно составлять сметы и не забывать отчитываться о целевом использовании средств. Используйте для ведения учета 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации .

Однако многие, включенные в него организации вызывают вопросы. Собственно и сам механизм отнесения организаций к некоммерческим сомнителен. Например, некоторые образовательные учреждения зарабатывают такие суммы, что возникает подозрение — верно ли, что они созданы не для извлечения прибыли? Вот университет «Синергия» включен в реестр, а меж тем его выручка в прошлом году составила 4 миллиарда рублей.

Если вы интересуетесь господдержкой и в дальнейшем надеетесь получить помощь от Фонда президентских грантов, то учтите какие НКО получать их не могут :

  • государственные организации, государственно-общественные и общественно-государственные (да,они разные) организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • СРО;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • ТСН;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • адвокатские образования;
  • микрофинансовые организации (как ни странно и они тоже НКО)

Остальные из числа претендентов не исключаются.

Но прежде, чем развивать бурную деятельность нужно зарегистрироваться.

Как зарегистрировать НКО

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.

Пошагово регистрация НКО выглядит так:

  1. Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
  2. Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
  3. С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.

Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.

  1. Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
  2. Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
  3. Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
  4. Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.

Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.

Отчетность НКО и особенности деятельности

Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.

Для целей налогообложения НКО выбирают обычно систему налогообложения попроще — УСН. И отчетности тут минимум (декларация раз в год), и если выбрать режим «доходы», то нет заморочек по учету расходов (с точки зрения налогов, конечно).

Кроме того не забудьте, что за 2020 год бухгалтерская отчетность абсолютно для всех становится электронной, а еще только в электронном виде сдается декларация по НДС и сведения о трудовой деятельности сотрудников СЗВ-ТД (эти данные придется сдавать очень быстро — в течение одного дня после кадрового события).

Расходовать средства по собственному усмотрению нельзя. Есть устав и положения, которые регулируют — на какие цели идут все поступления. Для того, чтобы рассчитать необходимую сумму расходов, требуются сметы. Для получения грантов они также нужны.

Отчетность у НКО обычная, но кроме общепризнанных отчетов придется дополнительно сдавать специальные формы в Минюст. Перед этим надо зарегистрироваться на портале (ничего сложного).

Виды отчетов в Минюст:

  • ОН0001 — Отчет о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов
  • ОН0002 — Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников
  • ОН0003 — Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании

Из названий в общем понятно о чем отчеты. Вести учет можно в любой бухгалтерской программе, но лучше, если это будет специализированная, уже настроенная под нужды НКО, платформа. Такая есть у SCloud — 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации. Она позволяет вести учет целевого финансирования, взносов, составлять сметы и знает как проводить основные средства именно в НКО (есть отличия от стандартного учета).

Хотите сразу начать работать правильно — подключайте 1С: Бухгалтерию НКО

В облачной 1С старт будет быстрым и легким, первые 14 дней — бесплатно!

Оставьте заявку на сайте или заполните форму ниже, и мы свяжемся с вами

Общее собрание утвердило решение об учреждении некоммерческой организации, следующий этап – регистрация НКО.

Этапы регистрации НКО

Этапы регистрации НКО

Какие законы регламентируют процесс государственной регистрации НКО

Государственную регистрацию новых некоммерческих организаций регламентируют:

закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,

приказ № 455 Минюста РФ «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».

Какие органы регистрируют НКО

Регистрирует НКО Минюст РФ или его территориальное отделение. Также он может отказать в регистрации. В органы Минюста подается пакет документов в соответствии со ст. 13.1 ФЗ-7 и административным регламентом № 455 о порядке регистрации.

После регистрации Федеральная налоговая служба ставит НКО на налоговый учет и вносит сведения о ней в единый государственный реестр юридических лиц – ЕГРЮЛ (если вновь созданная НКО не является организацией без образования юрлица).

Порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ регламентирует №129-ФЗ.

Список документов для регистрации

Список документов для государственной регистрации установлен п.5 ст. 13.1 № 7-ФЗ «О НКО»:

учредительные документы (3 экземпляра);

решение о создании и утверждении учредительных документов;

сведения об учредителях;

сведения о месте нахождения;

документ об оплате госпошлины;

документ, подтверждающий согласие правообладателя на использование его имени или символики, наименования иного юрлица как части своего названия;

документы, подтверждающие статус учредителя – иностранного лица (копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя – иностранного лица);

для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, нужно заявление о включении некоммерческой организации в соответствующий реестр (форма бланка утверждена приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223).

Собранный пакет документов в течение 3 месяцев после утверждения решения об учреждении НКО направляется в Минюст. Документы на нескольких страницах должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены подписью заявителя на месте прошивки.

Для регистрации НКО используется такая же форма заявления Р11001, которая подается при государственной регистрации обычных юридических лиц (это прописано в приказе Минюста №68 от 07.05.2012). Форма Р11001 утверждена Приказом Федеральной налоговой службой № ММВ – 7 от 25.01.2012.

Сведения об учредителях прописываются в приложении к заявлению Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.

Сведения о месте нахождения НКО указываются в бланке заявления Р11001 (п.28 Регламента принятия решения о регистрации). Указывать отдельно не нужно.

Заявление подписывается руководителем или учредителем НКО либо уполномоченным лицом.

Учредительные документы предоставляются в 3 экземплярах. В большинстве случаев это устав НКО. У некоммерческих ассоциаций и союзов это может быть устав или учредительный договор. У бюджетных, государственных, муниципальных учреждений может быть положение для казенного учреждения.

Решение об учреждении некоммерческой организации должно содержать информацию о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления и др. Оно подписывается учредителем единолично, либо председателем и секретарем учредительного собрания в форме протокола общего собрания учредителей, либо издается нормативный акт для создания государственного бюджетного или муниципального учреждения.

За государственную регистрацию НКО взимается госпошлина. Её размер устанавливает Федеральная налоговая служба (ФНС). В 2019 году за регистрацию юридических лиц взимается 4000 рублей, политической партии – 3500 рублей, обществ инвалидов – 1400 рублей.

Документы иностранной организации должны быть предоставлены на официальном языке своего государства вместе с удостоверенным переводом этого документа на русский язык.

Список документов, предоставляемых религиозными организациями, общественными объединениями и политическими партиями, установлен пп. 29–32 Регламента предоставления услуги по регистрации.

При сдаче пакета документов для регистрации НКО в Минюст все перечисленные документы регистрируются. Копия описи документов выдается заявителю.

Сдача документов для регистрации НКО

Сформированный пакет документов для регистрации передается заявителем в органы Минюста. Заявителем со стороны НКО может быть:

выбранный общим собранием учредителей и уполномоченный для этого член организации.

Пакет документов для регистрации, в зависимости от формы организации, направляется в одно из подразделений Минюста:

общероссийские общественные объединения, политические партии, централизованные религиозные организации подают документы в центральные органы Министерства юстиции;

остальные НКО передают документы в соответствующие территориальные подразделения Минюста.

Пакет документов можно передать в Минюст 3 способами:

личное обращение уполномоченного лица;

отправка ценного письма с описью вложения;

Принятие Минюстом решения о регистрации НКО и сроки регистрации

После регистрации поступивших документов Минюст или его территориальный орган обязан их рассмотреть и принять решение:

приостановить регистрацию некоммерческой организации (не дольше 3 месяцев);

продлить срок рассмотрения документов;

оставить заявление без рассмотрения (для религиозных организаций);

отказать в регистрации.

Решение Минюста оформляется виде распоряжения.

Пример приостановления процесса регистрации: ненадлежащее предоставление документов. За время приостановки заявитель должен внести соответствующие правки, тогда регистрация будет возобновлена, иначе – отказ в регистрации.

Минюст должен принять решение в течение определенного времени (п.22 гл. II Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций») с момента регистрации поступивших документов:

18 рабочих дней – для всех НКО;

30 дней – для политических партий;

33 дня – для религиозной организации (6 месяцев при проведении религиоведческой экспертизы) и общественных объединений.

Если Минюст принял решение и издал распоряжение о регистрации НКО, то сведения о новом НКО передаются в ФНС или его соответствующие территориальные органы для внесения в единый реестр. Минюст направляет в ФНС сопроводительное письмо и один экземпляр документов, предоставленных заявителем.

Внесение данных о регистрации в ЕГРЮЛ

В течение 5 дней после получения пакета документов из Минюста о регистрации новой некоммерческой организации ФНС или его территориальное подразделение вносит данные о ней в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п.3 ст.13.1 ФЗ-7).

На следующий рабочий день после внесения данных в реестр ФНС или его территориальное подразделение обязано передать информацию об этом в Минюст (или его территориальные структуры). Дополнительно ФНС передает выписку из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет, которые Минюст выдает заявителю (т.е. НКО) при получении свидетельства о регистрации.

Выдача свидетельства

После получения сообщения от ФНС о внесении НКО в ЕГРЮЛ Минюст или его территориальные органы завершают регистрацию организации. В течение 3 дней сведения об НКО вносят в ведомственный реестр некоммерческих организаций и готовят для выдачи заявителю свидетельство о регистрации НКО и пакет учредительных документов, заверенных руководителем регистрирующего органа.

Представителю НКО выдается свидетельство о регистрации, заверенные учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет.

Общая продолжительность государственной регистрации НКО, с учетов внесения сведений в реестры и с постановкой на налоговый учет, удлиняется на 8 рабочих дней по сравнению со сроком принятия решения Минюстом.

Причины возможных отказов в регистрации

Пакет документов, необходимых для регистрации, предоставлен не в тот территориальный регистрирующий орган, к которому относится НКО.

Документы, необходимые для регистрации, предоставлены не в полном объеме.

В сданных на регистрацию документах содержатся ошибки.

Недостоверные сведения в документах, предоставленных для регистрации.

Устав или учредительные документы НКО нарушают законодательство РФ.

Учредитель НКО не имеет права быть учредителем в соответствии с требованиями федеральных законов.

Наименование НКО оскорбляет нравственность, национальность или религиозные чувства граждан.

НКО с таким наименованием уже зарегистрировано на территории РФ.

Если некоммерческой организации отказали в регистрации, она может согласиться с этим решением, либо подать жалобу в вышестоящий орган или в суд, либо устранить замечания и подать документы на регистрацию повторно. Законодательно подавать документы на регистрацию повторно не запрещено. Обязательным условием для повторной подачи документов на регистрацию является устранение замечаний, вызвавших отказ.

И новым, и уже существующим НКО необходимо вести учет. При создании новой организации важно подумать об этом заранее и выбрать программу для автоматизации деятельности НКО. В программе, в которую встроена 1С: Бухгалтерия 8, можно вести бухгалтерский и налоговый учет.

Если у вас уже есть одна НКО и вы только что зарегистрировали новую, обратите внимание: программа 1С-Рарус: Бухгалтерия для некоммерческой организации позволяет вести учет одновременно по нескольким организациям с разными режимами налогообложения.

С помощью автоматизации учета можно быстро и без ошибок заполнить реквизиты контрагентов по ИНН или наименованию, рассчитать суммы налогов и взносов и оплатить их по актуальным реквизитам в федеральную налоговую службу. Также можно вести электронный документооборот, заполнять и сдавать отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Минюст онлайн. При этом есть возможность отслеживания доставки отчетности адресату.

Некоммерческие организации обязаны отчитываться не только перед налоговиками, но перед Минюстом. Для каждого учреждения в зависимости от направления деятельности предусмотрены разные варианты отчетов и сроки предоставления. Рассмотрим особенности сдачи отчетов НКО в Минюст и применения ответственности за отсутствие необходимой информации.

Общие правила предоставления НКО отчетности в Минюст

Отчеты в Минюст должны сдавать практически все некоммерческие организации. Исключение – потребительские кооперативы, а также товарищества садоводов, огородников и собственников жилья (п. 3 ст. 1 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Документы отправляются письмом с описью вложения, или путем размещения на информационных ресурсах, доступ к которым возможен через сайт ведомства (приказ Минюста от 07.10.2010 № 252). Если отчет отправлен в бумажном виде, дублировать его в электронном формате необязательно, а датой предоставления будет считаться дата отправки.

Отчетность НКО «на бумаге» нужно предоставлять в территориальное подразделение Минюста. Формы отчетов утверждены приказом Минюста от 16.08.2018 №170. Документы, не соответствующие формам, принимать не будут.

Представлять отчеты Минюст можно и в электронном формате, если у руководителя и главбуха НКО есть цифровые подписи.

Упрощенная форма отчетности НКО в Минюст

Упрощенный порядок предусмотрен п. 3.1 ст. 32 закона № 7-ФЗ. Он подразумевает предоставление заявления и информации о продолжении деятельности вместо стандартных отчетов.

Упрощенный отчет можно сдавать, если НКО одновременно соответствует нескольким условиям:

  1. Среди учредителей, участников, членов НКО нет граждан с гражданством другого государства или лиц без гражданства.
  2. В течение года не было поступления денег от иностранных источников.
  3. Объем поступлений за год не превышает 3 млн руб.

Заявление предоставляется ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным. Подтверждение продолжения работы размещается на портале Минюста в произвольной форме.

Стандартная отчетность НКО перед Минюстом

Любые НКО, получившие имущество или деньги от российских источников, должны сдавать стандартные отчеты:

  1. Форма №ОН0001: отчет о деятельности НКО и составе ее руководящих органов.
  2. Форма №ОН0002: отчет о целях расходования НКО имущества и финансов, в том числе и полученных от иностранных источников.

Если НКО получила деньги или имущество от зарубежного источника, нужно дополнительно сдать форму №ОН0003.

Кроме того, НКО должны ежегодно предоставлять отчет о своей деятельности для СМИ в объеме сведений, представленных в Минюст. Всю информацию нужно разместить на портале ведомства до 15 апреля.

Отчетность в Минюст для различных видов НКО

Состав и сроки сдачи отчетных документов зависят от того, чем занимается организация. Рассмотрим особенности для разных НКО:

Отдельно рассмотрим отчетность НКО, выполняющих функции иностранных агентов. К иноагентам относятся НКО, которые одновременно соответствуют следующим условиям (п. 6 ст. 2 закона № 7-ФЗ):

  1. Получают финансирование из-за границы, как напрямую, так и через посредников.
  2. Занимаются политической деятельностью.

Иноагенты должны отчитываться перед Минюстом с учетом следующих особенностей (приказ от 16.04.2013 № 50):

  1. Отчеты о деятельности и о составе руководящих органов нужно предоставлять каждые полгода, не позднее 15 января и 15 июля.
  2. Отчет о целях расходования денег и имущества необходимо сдавать ежеквартально не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября.
  3. Аудиторское заключение нужно сдавать ежегодно до 15 апреля.
  4. НКО-иноагенты обязаны каждые полгода размещать на портале Минюста сведения о своей деятельности для СМИ.

Ответственность за нарушение порядка сдачи отчетности НКО в Минюст

НКО, нарушившую порядок предоставления отчетности в Минюст, привлекут к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составит от 300 до 500 руб., для юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. Но при первом нарушении суд может вынести предупреждение.

НКО за систематическое нарушение сроков предоставления отчетности могут ликвидировать через суд по инициативе Минюста (п. 10 ст. 32 закона №7-ФЗ). На казенные и бюджетные учреждения эта мера не распространяется.

Перед тем, как обратиться в суд, Минюст направит организации письменное требование об устранении нарушений с указанием сроков.

Конкретная длительность и частота просрочки законом не установлены. Суд примет решение о ликвидации, если сочтет, что организация действительно допустила серьезные нарушения, после которых продолжать работать нельзя. Если же нарушения малозначительны или их последствия устранены, суд, скорее всего, откажет в закрытии НКО.

Вывод

Почти все НКО, кроме потребительских кооперативов и объединений, связанных с управлением жилыми домами и садоводствами, должны отчитываться перед Минюстом.

Состав отчетности и порядок ее предоставления зависит от вида организации, а также объема и источников финансирования. Наиболее часто и подробно должны отчитываться НКО, признанные иностранными агентами.

За нарушение порядка сдачи отчетов в Минюст предусмотрены административные штрафы. При систематическом нарушении возможна принудительная ликвидация НКО через суд.

Читайте также: