Путевки предпенсионерам за счет фсс налогообложение

Опубликовано: 02.05.2024

Можно ли стоимость путевок учесть в расходах в налоговом учете?

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Мельникова Елена

Организация применяет общую систему налогообложения и участвует в пилотном проекте ФСС РФ. В 3 квартале 2019 года организация получила разрешение на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, оплатила стоимость путевок. Путевки приобретены организацией непосредственно у санатория, не через туроператора (турагента).

В 4 квартале 2019 года сотрудники использовали путевки, отдали в бухгалтерию акты и талоны. Было написано заявление о возмещении расходов, средства в полном объеме поступили на расчетный счет. Облагается ли стоимость путевок страховыми взносами и НДФЛ? Можно ли стоимость путевок учесть в расходах в налоговом учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Суммы оплаты санаторно-курортной путевки работнику предпенсионного возраста целесообразно включить в облагаемую страховыми взносами базу. НДФЛ такие путевки не облагаются.

В сложившейся ситуации финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников возможно не учитывать в целях налогообложения ни в составе доходов, ни в составе расходов.

Обоснование позиции:

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры) осуществляется страхователями в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила).

Перечень возможных направлений расходования средств в целях обеспечения предупредительных мер, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, установлен п. 3 Правил. В их числе санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (пп."н" п. 3 Правил, данной нормой Правила дополнены с 2019 года). Смотрите также письма ГУ - Нижегородского регионального отделения ФСС РФ от 08.05.2019 N 14-08/07-3095 "О направлении методических рекомендаций по финансовому обеспечению предупредительных мер в 2019 году", Минтруда России от 21.03.2019 N 15-3/10/ФС-340.

Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утверждено постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС России произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС России на эти цели.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Нормами ст. 217 НК РФ закреплен закрытый перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождающихся от налогообложения) НДФЛ. На основании п. 9 ст. 217 НК РФ к таким доходам относятся, в частности, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые:

- за счет средств организаций, если расходы по такой компенсации (оплате) не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

- за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, в данном случае у физических лиц сотрудников предпенсионного возраста не возникает дохода, облагаемого НДФЛ (п. 1 письма Минфина России от 15.01.2019 N 03-04-06/1107, письма Минфина России от 06.08.2018 N 03-04-06/55270, от 18.12.2018 N 03-04-05/92054, от 07.08.2018 N 03-04-06/55660, от 12.04.2018 N 03-15-06/24316.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ для организаций объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, перечисленные в п.п. 4-8 ст. 420 НК РФ, не относятся к объекту обложения страховыми взносами.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, установлен ст. 422 НК РФ и является исчерпывающим. При отсутствии в ст. 422 НК РФ упоминаний о них выплаты (вознаграждения) включаются в базу для исчисления страховых взносов (п. 1 ст. 421 НК РФ).

По мнению контролирующих органов, независимо от источника финансирования оплаты путевок на санаторно-курортное лечение работников, их стоимость подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, поскольку в ст. 422 НК РФ подобные суммы не поименованы (письма Минфина России от 24.01.2019 N 03-03-06/1/3880, от 26.07.2018 N 03-15-07/52944, от 12.04.2018 N 03-15-06/24316, от 14.02.2017 N 03-15-06/8071, ФНС России от 14.09.2017 N БС-4-11/18312). Поэтому, если спор с налоговым органом не входит в интересы организации, стоимость санаторно-курортной путевки работнику включается в облагаемую страховыми взносами базу. Такой подход в отношении работников-предпенсионеров представлен в письме ФНС России от 07.10.2019 N БС-4-11/20417@.

В отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний применяются аналогичные положения (ст. 20.1, ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Нельзя не отметить, что вопрос начисления страховых взносов на стоимость санаторно-курортного лечения неоднозначен. Но на сегодняшний день (в силу новизны нормы) пока еще отсутствует судебная практика по применению положений главы 34 НК РФ в отношении расходов работодателя по направлению на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста.

Налог на прибыль

Сразу скажем, что вопрос о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов на предупредительные меры и средств полученного от ФСС возмещения относится к категории неоднозначных.

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организации признают доходы от реализации и внереализационные доходы (определяемые в порядке, установленном соответственно ст. 249 и ст. 250 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, приведены в ст. 251 НК РФ. Доходы в виде сумм возмещения ФСС РФ налогоплательщику (страхователю) затрат на предупредительные меры в данной статье не поименованы.

В этой связи можно сделать вывод, что рассматриваемые суммы финансирования должны учитываться в составе внереализационных доходов, поскольку их перечень является открытым. При этом произведенные организацией затраты, связанные с финансируемыми ФСС РФ предупредительными мерами, могут быть учтены в составе расходов в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

В рассматриваемом случае оплата предупредительных мер (покупка путевок) осуществляется организацией за счет собственных средств, а затем возмещается ФСС РФ в пределах согласованной заранее суммы. В связи с этим, на наш взгляд, в данном случае при принятии решения о порядке учета расходов на предупредительные меры и средств полученного возмещения было бы логично использовать именно этот подход. При таком способе отражения датой получения внереализационного дохода будет считаться дата поступления денежных средств от ФСС на расчетный счет организации (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Датой признания расходов, произведенных за счет финансирования, признается дата подписания санаторно-курортной организацией акта приемки-сдачи услуг (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Оба эти события, как мы поняли, в данном случае имели место в 4-м квартале.

Альтернативная точка зрения (ее мы рассмотрим ниже) заключается в том, что расходы на предупредительные меры не учитываются в составе налогооблагаемых затрат, при этом средства, полученные от ФСС в качестве возмещения этих расходов, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения.

Поскольку до момента принятия органом ФСС РФ решения о возмещении расходов существует неопределенность в их финансировании (ФСС может и отказать в возмещении всей суммы или ее части), то в случае отказа в возмещении у организации могла бы возникнуть необходимость в корректировке налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 54 НК РФ). Такая корректировка была бы нужна для возможности учета расходов на предупредительные меры, которые не были учтены в периоде их возникновения, в связи с ожиданием возмещения от ФСС.

Иными словами, в данном случае организации было бы удобнее сначала учесть расходы на предупредительные меры (в периоде их осуществления), а затем учесть внереализационный доход в виде средств возмещения, полученных из ФСС РФ (на дату их зачисления на расчетный счет - пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Аналогичное высказанному нами мнение можно увидеть в письмах Минфина России и налоговых органов, где были рассмотрены вопросы о налогообложении полученных налогоплательщиками (коммерческими организациями) бюджетных средств в виде разного рода субсидий (смотрите, например, письма Минфина России от 02.09.2015 N 03-04-07/50654, ФНС России от 30.06.2014 N ГД-4-3/12324@).

Однако в данном случае речь идет о такой предупредительной мере, как санаторно-курортное лечение работников.

Для целей налогообложения прибыли предусмотрено уменьшение полученных организацией доходов на сумму произведенных ей расходов, соответствующих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. В частности, расходы не должны быть поименованы в ст. 270 НК РФ.

Пунктом 29 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату, в частности, путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, если иное не предусмотрено п. 24.2 ст. 255 НК РФ. При этом не имеет значения, предусмотрены ли такие расходы, по сути носящие социальный характер, трудовым или коллективным договором.

Пункт 24.2 ст. 255 НК РФ, в свою очередь, закрепляет возможность включения в состав расходов на оплату труда стоимости услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России, оказанных работнику и членам его семьи. Однако услугами по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ признаются перечисленные в приведенном пункте услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом. Если же услуги оказываются по договорам с непосредственными исполнителями (гостиницами, перевозчиками, санаториями и т.д.), оплата услуг не учитывается в составе расходов на оплату труда (п. 24.2 ст. 255 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, письма Минфина России от 24.01.2019 N 03-03-06/1/3880, от 21.02.2019 N 03-03-07/11386, от 22.03.2019 N 03-03-07/19303, от 07.02.2019 N 03-03-07/7294, от 06.08.2018 N 03-04-06/55270, от 13.07.2018 N 03-03-06/1/48835).

В рассматриваемом случае организация приобретает путевки непосредственно у санатория, соответственно, возможность учета расходов на покупку этих путевок в целях исчисления налога на прибыль, с учетом сказанного выше, может быть оспорена проверяющими. Во всяком случае, ссылаясь на норму п. 29 ст. 270 НК РФ, Минфин России сообщал, что расходы на проведение мероприятий по развитию физической культуры и спорта, производимые в рамках ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, не уменьшают базу по налогу на прибыль (письма Минфина России от 19.02.2018 N 03-03-05/10144, от 17.07.2017 N 03-03-06/1/45234).

В связи с этим при принятии решения о порядке учета средств, полученных от ФСС в качестве возмещения рассматриваемых затрат, на наш взгляд, возможно руководствоваться следующим подходом.

Средства, поступающие в качестве возмещения, не следует признавать доходом, т.к. по своей сути (с учетом понесенных на оплату путевок расходов) они не являются экономической выгодой. Напомним, что на основании положений ст. 41 НК РФ доходом в целях налогообложения прибыли признается именно экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

Отметим, что, по мнению финансового ведомства, финансовое обеспечение предупредительных мер, осуществляемое в счет уплаты страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году, не влияет на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письма Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568).

В отношении страховых взносов, начисляемых на рассматриваемые выплаты, отметим, что ст. 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли организаций страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Соответственно, как верно отмечено в вопросе, расходы в виде страховых взносов, исчисленных в том числе с выплат и вознаграждений, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 05.02.2018 N 03-03-06/1/6290, от 28.06.2017 N 03-03-06/1/40670, от 21.10.2016 N 03-03-06/1/61454, от 14.10.2016 N 03-03-06/1/60067, от 23.09.2016 N 03-03-06/1/55599, от 01.09.2016 N 03-03-06/2/51105, от 25.04.2016 N 03-03-06/1/23678). Расходы в виде страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций, учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 03.09.2012 N 03-03-06/1/457).

В то же время нам не удалось найти разъяснений Минфина России и налоговых органов по ситуации, полностью совпадающей с рассматриваемой. Поэтому к представленной в ответе позиции следует относиться как к экспертному мнению. С целью уменьшения налоговых рисков мы рекомендуем организации воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за персональными письменными разъяснениями по рассматриваемому вопросу (пп. 1, 2 п.1 ст. 21 НК РФ).

Нет времени читать?

Представители Минфина РФ в Письме от 26.12.2019 № 02-05-10/102478 разъяснили особенности применения в 2020 г. кодов бюджетной классификации (КБК) в отношении отдельных расходов учреждений, участвующих в реализации пилотного проекта ФСС. Такие затраты впоследствии подлежат возмещению территориальными органами фонда. Расскажем, что это за расходы, каков порядок их возмещения и отражения в бюджетном учете.

Расходы, подлежащие возмещению из ФСС

Учреждения – участники пилотного проекта осуществляют некоторые расходы за счет собственных средств с их последующим возмещением из бюджета фонда. В частности, это расходы:

  • на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее – расходы на предупредительные меры) (п.3 Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 – 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утв. Постановлением № 294);
  • по выплате пособия на погребение (п.10 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утв. Постановлением № 294);
  • на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (п.11 Положения об особенностях назначения и выплаты страхового обеспечения и иных выплат).
  • на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному проведению работ, а также хранение результатов такой фиксации;
  • на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.

Порядок возмещения расходов

Соответствующее возмещение можно получить в территориальном органе ФСС по месту регистрации страхователя (учреждения) на основании документов, которые перечислены ниже в таблице 1.

Таблица 1. Возмещение расходов от ФСС

Расходы на предупредительные меры

1. Заявление по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.07.2011 № 709н.

2. Документы, подтверждающие произведенные расходы

П. 4 Положения об особенностях возмещения расходов на предупредительные меры, п. 3 и 4 Правил № 580н

Выплата пособия на погребение

1. Заявление по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 №578.

2. Справка о смерти застрахованного лица (или несовершеннолетнего члена семьи), выданная органами ЗАГСа

П.10 Положения об особенностях назначения и выплаты страхового обеспечения и иных выплат

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом

1. Заявление по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 №578.

2. Заверенная копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами

П.11 Положения об особенностях назначения и выплаты страхового обеспечения и иных выплат

Обращаться с необходимыми документами в территориальный орган ФСС за возмещением произведенных расходов на оплату предупредительных мер следует не позднее 15 декабря соответствующего года. Перечисление денег на расчетный счет страхователя осуществляется фондом в течение пяти рабочих дней со дня приема документов.

Стоит отметить, что объем средств, направляемых ФСС на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом следующих расходов, осуществленных в предшествующем календарном году (абз. 3 п. 2 Правил № 580н):

  • на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
  • на оплату отпуска работника (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период его лечения;
  • на оплату проезда работника к месту лечения и обратно.

Наряду с этим объем финансирования за счет средств ФСС может быть увеличен с 20 до 30% сумм уплаченных страховых взносов по травматизму, если эти дополнительные средства потрачены на приобретение путевок для «предпенсионеров» (абз. 4 п. 2 Правил № 580н).

Решение о возмещении расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение и оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами принимается ФСС в течение 10 рабочих дней со дня получения документов. После чего средства в течение двух рабочих дней поступают на расчетный счет страхователя.

Бюджетный учет

В 2020 г. правила отнесения рассматриваемых расходов на соответствующие коды видов расходов (КВР) и коды КОСГУ, а также отражения в учете поступлений от возмещения этих расходов территориальным органом ФСС регулируются нормами Порядков №85н, 209н и применяются с учетом разъяснений Минфина России, приведенных в Письме № 02-05-10/102478.

Расходы на предупредительные меры, связанные с закупкой товаров, работ и услуг, подлежат отражению:

  • по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;
  • по статьям (соответствующим подстатьям) 220 «Оплата работ, услуг», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» (в части расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников), 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Поступление от ФСС возмещения таких расходов в бюджеты бюджетной системы РФ следует отражать по соответствующим подстатьям и элементам доходов кода вида доходов бюджетов 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства», увязанного в целях бюджетного учета с подстатьей 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.

Обратите внимание: в Письме Минфина России № 02-05-10/102478 сообщается, что в скором времени для учета указанных доходов будет применяться новая подстатья 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации» КОСГУ. Соответствующие поправки планируется внести в Порядок № 209н.

В 2020 году в рамках предупредительных мер казенное учреждение оплатило расходы на обучение своих сотрудников. Стоимость обучения составила 50 000 руб.

В этом же году учреждению были возмещены средства из ФСС в сумме 7 000 руб. в счет произведенных в 2019 г. расходов на оплату предупредительных мер. Данные средства были перечислены территориальным отделением фонда напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение является участником пилотного проекта ФСС и наделено отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет.

В соответствии с Инструкцией № 162н в бюджетном учете учреждения будут сделаны следующие проводки, указанные в таблице 2.

Таблица 2. Проводки к примеру 1

Отражены расходы на обучение сотрудников в рамках предупредительных мер

Чиновники неоднократно разъясняли работодателям от необходимости начисления страховых взносов на стоимость турпутевок и путевок на санаторно-курортное лечение работников. Объяснение простое ─ такие выплаты не поименованы в ст. 422 НК РФ, содержащей перечень необлагаемых взносами выплат (Письма Минфина от 15.01.2019 N 03-04-06/1107, от 30.04.2019 N 03-04-05/32077 и др.).

По мнению ФНС тот же подход без всяких оговорок применяется и в том случае, если оплаченная работодателем путевка предназначена для сотрудника-предпенсионера ─ страховые взносы со стоимости такой путевки начисляются в общеустановленном порядке (Письмо ФНС от 07.10.2019 N БС-4-11/20417@).

Опасно игнорировать эти разъяснения и надеяться, что в случае спора судьи примут сторону работодателя, не начислившего с таких сумм страховые взносы. Раньше, в период действия Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, судьи в таких ситуациях поддерживали работодателей, признавая оплату путевок социальной выплатой, не подлежащей обложению взносами. Однако сейчас налоговики эту судебную практику во внимание не принимают.

Следует отметить, что за счет взносов на травматизм могут финансироваться расходы работодателя на санаторно-курортное лечение работников-предпенсионеров, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Чтобы этим воспользоваться необходимо до 1 августа текущего года подать в ФСС заявление и подтверждающие документы (пп. «н» п. 3, п. 4 Правил, утв. Приказом Минтруда от 10.12.2012 N 580н).

Если организация оплатила стоимость турпутевок и путевок на санаторно-курортное лечение работников-предпенсионеров, то это будет доход в натуральной форме. В этом случае следует создать новый вид расчета, в настройках которого в поле Назначение начисления указать Доход в натуральной форме , а на вкладке Налоги, взносы, бухучет для реквизита Вид дохода выбрать Доходы, целиком облагаемые страховыми взносами .

Похожие настройки можно посмотреть на примере Суточных сверх нормы в статье — Суточные сверх нормы в 1С 8.3 ЗУП

См. также:

  • Минфин напоминает: оплатили турпутевку сотруднику — начислите взносы и удержите НДФЛ
  • Обложение стоимости путевок и оплаты проезда к месту лечения НДФЛ и страховыми взносами

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. ФНС напомнила, кто в 2020 году вправе применять пониженные тарифы страховых взносовВ перечне «счастливчиков», которым в 2020 году можно законно сэкономить.
  2. ФНС ответила на вопросы о предоставлении отсрочки по уплате налогов и страховых взносовБизнес с нетерпением ждет информации, как будут реализованы меры поддержки.
  3. ФНС напомнила какие выплаты не увеличивают предельную сумму дохода, влияющую на предоставление детского вычетаПо нормам ст. 218 НК РФ родителям с детьми предоставляется.
  4. ФНС напомнила, когда с материальной выгоды НДФЛ уплачивать не требуетсяБлагодаря вступлению в силу Федерального закона от 03.07.2019 N 158-ФЗ.

Карточка публикации

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Ошибка выгрузки строки 30 статистической формы №1 исправляется патчем

Выпущен патч (исправление) по ошибке, что в статистическую форму №1 неверно включаются отпускные

Выпущена внешняя обработка для заполнения трудовых функций в позициях штатного расписания (для СЗВ-ТД с 01.07.2021 г.)

Как в ЗУП 3 учесть, что часть сотрудников организации в нерабочие дни мая 2021 года работает, а часть – нет

Настройки в 1С ЗУП 3 для нерабочих дней в мае 2021 года

[13.05.2021 запись] Как рассчитать зарплату за май 2021 с учетом нерабочих дней в 1С:8

Участвовала в эфире Учет для ЭТК и СЗВ-ТД. Елена Грянина как всегда преподносит качественную и актуальную информацию. Показывает возможные варианты как примеры в 1С, что очень помогает. Но для более качественного усвоения просматриваю в записи, так как информации много, для меня трудно все запомнить. Спасибо большое за помощь.

Заботливый работодатель может предусмотреть для своего персонала возможность бесплатного оздоровления во время отпуска, полностью или частично оплатив санаторно-курортное лечение. Иногда это доступно и для членов семей сотрудников. В каких случаях можно рассчитывать на бесплатную путевку, как это правильно оформить документально и отразить в бухгалтерском и налоговом учете, читайте в нашей статье.

Кто может дать льготную путевку

Предоставить трудящимся возможность оздоровиться в санатории бесплатно или с частичной компенсацией стоимости путевки могут:

  • сам работодатель;
  • профсоюзная организация, членом которой является сотрудник.

Такая возможность должна быть предусмотрена исполнительными органами организации и отражена в нормативной документации, например, в коллективном договоре.

Источники для финансирования курортного оздоровления

Путевка окажется бесплатной или частично оплаченной только для сотрудника, в отдельных случаях для членов его семьи. Оплата должна быть произведена из других источников, в качестве которых могут выступать:

    собственные деньги работодателя (в основном из прибыли организации или специальных резервных фондов, таких как фонд потребления);

Как учесть в расходах по налогу на прибыль оплату путевок и санаторно-курортного лечения в России работников и членов их семей?

  • профсоюзные взносы;
  • в оговоренных законом случаях – средства Фонда соцстраха Российской Федерации.
  • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Оплата путевок за счет средств ФСС для сотрудников и членов их семей, кроме детей, отменена в 2003 году. Детям предоставляются бесплатные путевки за счет ФСС, только если их родители застрахованы.

    Дети сотрудников могут рассчитывать на бесплатный отдых, оплаченный ФСС РФ, в случаях, регламентированных ст. 10 Федерального Закона № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года, а именно:

    • в санаториях и оздоровительных лагерях по всей территории России, отдыхать в которых можно детям от 4 до 14 лет круглый год в течение 21-24 дней;
    • в стационарных учреждениях за городом в каникулярный период на срок не меньше недели и не свыше 24 дней для детей от 4 до 15 лет.

    ВАЖНО! Путевка может быть оплачена полностью или частично, из расчета 400 руб. в сутки на отдыхающего ребенка. ФСС финансирует в размере 100% такие путевки для детей работников бюджетной сферы.

    Бухгалтерский учет предоставленных путевок

    Предоставление путевок можно отнести к социальным услугам, оказываемым работодателем персоналу и потребителям со стороны (членам семей или другим лицам, если это предусмотрено).

    Как облагается НДФЛ и страховыми взносами оплата дополнительного отпуска работнику на санаторно-курортное лечение?

    Согласно Плану счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 года № 94н, эти затраты относятся на счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». По его дебету нужно отражать все затраты на услуги социального характера.

    Средства, полученные объектом соцсферы в качестве выручки и, соответственно, затраченные предприятием, аккумулируются на кредитах счетов:

    • 10 «Материалы»;
    • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
    • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
    • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
    • 02 «Амортизация основных средств»;
    • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
    • 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и др.

    Отражение затрат на бланки путевок

    Для выдачи сотрудникам приходится заказывать печать бланков санаторно-курортных путевок или изготавливать их своими силами. Формально они являются бланками строгой отчетности. Их можно внести в состав общехозяйственных расходов предварительно либо сразу в затраты на обслуживание производств и хозяйств по факту оплаты. Пример проводки:

    • дебет 29 (25), кредит 60 – отражение оплаты поставщикам изготовления бланков санаторно-курортных путевок;
    • дебет 16, кредит 60 – выделение НДС, уплаченного поставщику бланков;
    • дебет 006 – оприходование полученных бланков путевок;
    • дебет 29, кредит 19 – отнесение НДС на расходы.

    Как отразить частичную компенсацию путевки

    Если фирма оплачивает сотруднику путевку не полностью, а лишь частично, остальная доля стоимости вносится им в кассу или удерживается из заработной платы. Это отражается такими проводками:

    • дебет 70, кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – удержание суммы за путевку из зарплаты сотрудника;
    • дебет 50 «Касса», кредит 73 – получение денег за путевку;
    • дебет 69, кредит 73 – отражение части суммы за путевку, компенсированной средствами ФСС (если путевка подпадает под требования, упомянутые выше).

    Момент признания доходов и расходов

    Продажа путевок (оплата их вместо работника) часто происходит в одном отчетном периоде, а оказание объектом социальной сферы (санаторием) услуг – уже в другом. ПБУ признает взаимосвязь таких расходов и доходов. Поэтому, если санаторий «ведомственный», то есть находящийся на балансе организации, то выручку за путевки нужно будет считать доходом будущих периодов, занося ее на доходы после оказания услуг.

    Налоговые нюансы

    Выданная на работе путевка с точки зрения налогообложения, как и заработная плата, признается доходом работника. Разница только в том, что доход этот – не в денежной, а в натуральной форме. Отсюда следует необходимость уплаты НДФЛ и отчисления страховых взносов с этих сумм. Следует учитывать предусмотренные законом льготы и послабления.

    Путевки и НДФЛ

    Обычно санаторно-курортная путевка должна облагаться НДФЛ как часть дохода, полученная в натуральной форме, как того требует подпункт 1 пункта 2 ст. 211 НК РФ. Но при соблюдении ряда условий можно получить налоговую льготу при компенсации стоимости санаторного лечения. Эти условия касаются особенностей места оздоровления, источника финансирования и лица, которому выдают путевку. Перечислим, когда можно не беспокоиться об уплате НДФЛ при получении бесплатной или частично компенсированной путевки:

    1. Условие места: сотрудник должен направляться на отдых и/или лечение в санаторно-курортное или оздоровительное учреждение на территории РФ, признанное таковым в его учредительной документации. То есть санаторий должен иметь специальную лицензию, согласно письму Минфина РФ от 21 февраля 2012 г. №03-04-06/6-40.
    2. Условие источника финансирования. Не удерживается НДФЛ, если организация предоставляет сотруднику путевку или льготу по ее приобретению за счет:
      • своей прибыли;
      • средств из бюджета;
      • денег, полученных от деятельности, облагаемой специальными налоговыми режимами;
      • членских взносов профсоюзной организации.
    3. Условие ограничения лиц. Получить льготную путевку, не оплачивая НДФЛ, могут не все граждане, а только те, в отношении которых это предусмотрено законом:
      • сотрудники предприятия;
      • их близкие (супруги, дети) – если это предусмотрено во внутренних нормативных актах;
      • инвалидов, даже если они уже не связаны трудовыми отношениями с данной организацией;
      • детей до 16 лет без связи с родительским трудоустройством (например, могут получить такие путевки дети бывших сотрудников, сироты подшефного детдома и т.п.).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если на тот момент, когда приобреталась путевка, работник принадлежал к одной из означенных категорий, а при использовании путевки уже перестал принадлежать (ребенку исполнилось 16, работник уволился), стоимость путевки подлежит обложению НДФЛ, уплатить который придется уже не через работодателя, а самостоятельно. Предприятие будет вынуждено уведомить налоговую о получении бывшим работником дохода в натуральной форме.

    Путевки и страховые отчисления

    Если фирма компенсирует работникам путевку полностью или частично, фактически это считается выплатами в их пользу, с которых по правилам удерживаются страховые взносы, как говорит Федеральный закон №212 «О страховых взносах в ПФР, ФСС и Фонд обязательного медицинского страхования» в ч. 1 ст. 5-7. Отчислять деньги в соцфонды не нужно, если путевка приобретается не для действующих сотрудников, а для:

    • оставивших должность;
    • инвалидов;
    • детей подшефных организаций;
    • членов семей и детей работающих сотрудников.

    ВНИМАНИЕ! Если работодатель не приобретает детскую путевку сам, а просто дает на нее деньги родителю ребенка, соцвзносов не избежать – ведь фактически плательщиком тогда окажется действующий сотрудник.

    Дополнительные особенности налогообложения путевок

    1. «Подарить» сотруднику путевку, то есть предоставить ее как безвозмездную передачу и не платить НДФЛ можно, только если стоимость ее не превышает 4000 руб., дозволенных законом для всех дополнительных выплат, при более дорогих путевках НДФЛ платится с разницы. При этом на подарки дороже 3000 руб. нужно заключать письменный договор.
    2. Стоимость льготных путевок не влияет на базу налога на прибыль для предприятия (п. 29 ст. 270 НК РФ). Эти расходы можно списать, только если:
    • в нормативных актах прописана возможность выдавать премии в виде путевок;
    • сумма натуральной «премии» не более пятой части оклада работника;
    • сотрудником написано заявление на получение части выплат в натуральной форме.

    ВАЖНО! Сэкономив таким образом на налоге на прибыль, предприятие вынуждено будет все равно перечислить со стоимости путевки социальные взносы. Поэтому следует просчитывать целесообразность данной схемы.

    Вы используете устаревшую версию браузера.

    Данная версия имеет проблемы с безопасностью и не соответствует современным стандартам веб-разработки, в результате чего Вы можете стать жертвой хакерских атак, а некоторые сайты могут отображаться некорректно.

    Так как поддержка MS Internet Explorer под Windows XP прекращена его разработчиками, для работы с нашим сайтом Вам необходимо перейти на любой другой браузер.

    Ниже Вы можете скачать любой браузер по Вашему выбору (все ссылки ведут на официальные страницы загрузки):

    С уважением,
    отдел информатизации ГУ ЛРО ФСС РФ

    пн-чт: c 8.30 до 17.15

    пт: с 8.30 до 16.00

    перерыв с 12.00 до 12.30




    пн-чт: c 8.30 до 17.15
    пт: с 8.30 до 16.00
    перерыв с 12.00 до 12.30
    -->
    Версия для слабовидящих


    Общественный контроль качества ТСР




    Работникам предпенсионного возраста доступно санаторно-курортное лечение за счет средств Фонда социального страхования

    В
    2019 году за счет средств Фонда социального страхования в рамках программы финансирования предупредительных мер страхователям доступно новое мероприятие – санаторное-курортное лечение работников предпенсионного возраста*.

    Согласно закону № 350-ФЗ от 3 октября 2018 г., предпенсионнымсчитается возраст в течение 5 лет до дня наступления возраста, дающего право на оформление страховой пенсии по старости, в том числе досрочной (например, по выслуге лет медработникам, учителям и т.д.). С 1 января 2019 года предпенсионерами считаются женщины 1964-1966 годов рождения, мужчины 1959-1961 годов рождения (так как до выхода на пенсию им остается менее 5 лет).

    Для подтверждения расходов на санаторно-курортное лечение работников-предпенсионеров в региональное отделение Фонда социального страхования необходимо предоставить:

    • заключительный акт врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
    • списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте;
    • копию лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации;
    • копии договоров с организацией, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников, и (или) счетов на приобретение путевок;
    • калькуляцию стоимости путевки.

    • копия справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме N 070у (при отсутствии заключительного акта);
    • списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в справке по форме N 070у, при отсутствии заключительного акта;
    • копия документа, удостоверяющего личность работника, направляемого на санаторно-курортное лечение;
    • письменное согласие работника, направляемого на санаторно-курортное лечение, на обработку его персональных данных.

    В случае, если работодатель будет направлять дополнительные средства на санаторно-курортное лечение работников-предпенсионеров объем финансирования может быть увеличен до 30%.

    *Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.12.2018 N 764н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н».

    Внимание! По вопросам санаторно-курортного лечения работников можно обратиться в Отдел страхования профессиональных рисков по тел. (812) 274-30-95.

    Читайте также: