Постановление министерства по налогам и сборам республики беларусь 25 апреля 2016 г no 15

Опубликовано: 18.05.2024

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

  • Главная »
  • Актуальная информация »
  • Архив »
  • Разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о применении положений законодательства, связанного с внедрением механизма электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость

Разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о применении положений законодательства, связанного с внедрением механизма электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость


С 1 июля 2016 г. на территории Республики Беларусь внедряется механизм функционирования электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость (далее – ЭСЧФ).

ЭСЧФ будет являться обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС), у которых возникает объект налогообложения НДС, включая обязанность исчисления НДС в соответствии с положениями статьи 92 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), либо обязанность выставления (направления) ЭСЧФ в соответствии с положениями статьи 106 НК, служащим основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС (пункт 1 статьи 106 НК в редакции, вступающей в силу с 01.07.2016).

Под плательщиками НДС понимаются указанные в абзацах втором-четвертом статьи 90 НК:

индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных статьей 91 НК;

доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное

управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей.

При этом ЭСЧФ не создается при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав вышеуказанной категорией плательщиков,

включая индивидуальных предпринимателей, которые в силу применения особых режимов налогообложения либо особенностей их налогообложения, установленных законодательством, не являются плательщиками НДС, либо в случае отсутствия объектов налогообложения НДС.

Таким образом, указанные категории плательщиков при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав без НДС не создают ЭСЧФ.

При этом необходимо учитыватъ следующее.

В собственности (в том числе посредством закрепления на праве хозяйственного ведения) указанной категории плательщиков может находиться имущество (капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, оборудование, транспортные средства), включая находящееся в государственной собственности, которое может сдаваться в аренду или передаваться в безвозмездное пользование в целях повышения эффективности его использования.

Возмещение арендодателю (ссудодателю) арендатором (ссудополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (передачей в безвозмездное пользование), при передаче имущества в аренду (безвозмездное пользование), при которой обязанность возмещения таких приобретенных расходов предусмотрена

законодательством или договором, объектом налогообложения НДС не признается (подпункты 2.12 и 2.21.2 пункта 2 статьи 93 НК).

Следовательно, такие обороты по возмещению не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС арендодателя (ссудодателя), а суммы НДС, предъявленные при приобретении работ (услуг), не признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с подпунктами 2.12 и 2.21.2 пункта 2 статьи 93 НК, не подлежат вычету у арендодателя (ссудодателя) (подпункт 19.9 пункта 19 статьи 107 НК).

Возмещаемые арендатором (ссудополучателем) арендодателю (ссудодателю) расходы, в своем большинстве, приобретаются арендодателем (ссудодателем) у соответствующих организаций и перевыставляются арендатору (ссудополучателю) (услуги электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, вывоз мусора, уборка помещений, охрана и иные приобретенные работы (услуги). Как правило, стоимость таких работ (услуг) приобретается с учетом предъявленного НДС.

Выделение арендодателем (ссудодателем) арендатору (ссудополучателю) сумм НДС при предъявлении к возмещению стоимости приобретенных работ (услуг), производится при указании арендатору (ссудодателю) этих сумм НДС продавцами таких работ (услуг) в первичных учетных документах (пункт 7 статьи 105 НК).

Применительно к операциям по сдаче в аренду (передаче в безвозмездное пользование), при которых арендодатель (ссудодатель) предъявляет к возмещению арендатору (ссудополучателю) стоимость приобретенных работ (услуг) с НДС, в рамках внедрения с 01.07.2016 механизма функционирования ЭСЧФ, арендодатель (ссудодатель), независимо от факта признания его не плательщиком НДС, в отношении перевыставляемых арендатору (ссудополучателю) сумм НДС по приобретенным работам (услугам), должен выставлять ЭСЧФ и направлять их арендатору (ссудополучателю) для осуществления последними возможности принятия к вычету сумм НДС по таким расходам.

Данная обязанность закреплена пунктом 14 статьи 106 НК. Справочно: при приобретении покупателями товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые при возмещении их стоимости не nризнаются объектом налогообложения НДС в соответствии с положениями подпункта 2.12 пункта 2 статьи 93 НК, выставление ЭСЧФ лицам, возмещающим стоимость таких приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляется покупателем на основании данных ЭСЧФ, выставленного покупателю продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, являющимся плательщиком НДС в Республике Беларусь. В этом случае сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отраженная в ЭСЧФ, выставленном согласно пункту 7 статьи 105 НК покупателем лицам, возмещающим стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, указывается из ЭСЧФ продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Механизм создания арендодателем (ссудодателем) и направления ЭСЧФ арендатору (ссудополучателю) в рассматриваемой ситуации изложен в подпунктах 52 и 53 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (размещена на официальном сайте МНС (www.nalog.gov.by) в разделе «Электронные счета-фактуры» (далее – Инструкция № 15).

Так, арендодатель (ссудодатель) при получении ЭСЧФ от продавца в части приобретенных работ (услуг), стоимость которых подлежит возмещению арендатором (ссудополучателем), в графе 12 «Дополнительные данные» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам» ЭСЧФ должен указать признак дополнительных данных «Не подлежит вычету». При невозможности определения сумм НДС, не подлежащих вычету, прямым счетом, определение таких сумм НДС допускается на основании данных удельного веса.

При передаче арендодателем (ссудодателем) арендатору (ссудополучателю) стоимости приобретенных работ (услуг), подлежащих возмещению арендатором (ссудополучателем), арендодатель (ссудодатель) при выставлении ЭСЧФ арендатору (ссудополучателю) указывает:

в строке 3 «Дата совершения операции» - дату совершения хозяйственной операции, которая соответствует дате передачи приобретенных работ (услуг);

в строке 4 «Тип ЭСЧФ» - тип ЭСЧФ «Исходный»;

в строке 6 «Статус поставщика» - статус поставщика «Посредник»;

в строке 12 «Номер ЭСЧФ продавца» - номер и дату выписки ЭСЧФ продавца, полученного арендодателем (ссудодателем);

в строке 15 «Статус получателя (по договору/контракту)» - статус получателя «Потребитель».

В строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» раздела 5 «Условия поставки» формы ЭСЧФ должен быть указан номер и дата договора, заключенного между арендодателем (ссудодателем) и арендатором (ссудополучателю) (подпункт 25.1 пункта 25 Инструкции № 15).

В разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам»:

в графе 2 «Наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав» указывается наименование приобретенных арендодателем (ссудодателем) и передаваемых арендатору (ссудополучателю) работ (услуг), аналогично наименованию, указанному в ЭСЧФ продавца таких работ (услуг). Например: «услуги по электроснабжению», «услуги водоснабжения», «индексация», «вывоз мусора» и т.п.;

графы 3.1 «ТН ВЭД ЕАЭС», 3.2 «ОКЭД», 4 «Единица измерения», 5 «Количество (объем)», 6 «Цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), имущественных прав без учета НДС, руб.», 8 «В том числе сумма акциза, руб.» могут не заполняться;

в графе 10 «НДС сумма, руб.» арендодатель (ссудодатель) должен указать арендатору (ссудополучателю) сумму НДС, предъявленную продавцом в ЭСЧФ, выставленном продавцом арендодателю (ссудодателю). В случае передачи стоимости приобретенных работ (услуг) арендодателем (ссудодателем) арендатору (ссудополучателю) частями или разным арендаторам (ссудополучателям) сумма показателей графы 10 «НДС сумма, руб.» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам» арендодателя (ссудодателя), выставляемых арендатору (арендаторам) (ссудополучателю (ссудополучателям», не должна превышать показателя строки «Всего по счету» графы 10 «НДС сумма, руб.» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам» ЭСЧФ продавца, ссылку на который делает арендодатель (ссудодатель) в строке 12 «Номер ЭСЧФ продавца» ЭСЧФ, выставляемого арендатору (арендаторам) (ссудополучателю (ссудополучателям).

Остальные строки и графы формы ЭСЧФ заполняются в зависимости от необходимости и особенностей их заполнения, установленных в главе 3 Инструкции № 15.

В случае предъявления арендодателем (ссудодателем) к возмещению стоимости приобретенных работ (услуг) потребителям, не являющимся плательщиками НДС в Республике Беларусь (например, физические лица, юридические лица или индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС), ЭСЧФ в адрес таких потребителей может не выставляться.

Выставление (направление) ЭСЧФ по приобретенным арендодателем (ссудодателем) (посредником) работам (услугам), оказанным продавцами в июле 2016 г., и предъявляемым к возмещению арендатору (ссудополучателю) (потребителю), должно будет осуществляться ссудодателем (посредником) по первому сроку не позднее 5-го августа 2016 г. Выставление ЭСЧФ осуществляется при условии их подписания арендодателем (ссудодателем) в установленном порядке электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП).

Исходя из положений пункта 5 статьи 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь по общему правилу ЭСЧФ выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями статьи 100 настоящего Кодекса, и не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в связи с чем все плательщики НДС не позднее 5 августа 2016 года в отношении отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) с 1 июля 2016 года товаров (работ, услуг, имущественных прав) должны формировать и направлять ЭСЧФ получателем объектов либо на Портал в общеустановленном порядке.

Для технической поддержки плательщиков создан единый контакт-центр с номером 110, который осуществляет свою работу 24 часа в сутки 7 дней в неделю. По вопросам методической поддержки в инспекциях МНС созданы и работают телефоны «горячих линий», а также закреплены соответствующие должностные лица. С информацией о контактных данных можно ознакомиться на сайте налогового ведомства в разделе «Электронные счета-фактуры» либо на региональных страницах инспекций МНС.

Справочно: авторизация каждого плательщика (пользователя) на Портале осуществляется по личному ключу (сертификат открытого ключа ЭЦП), выдаваемому удостоверяющими центрами:

РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» по областям и г. Минску;

Государственной системы управления открытыми ключами электронной цифровой подписи (ГосСУОК) РУП «Национальный центр электронных услуг».

Для плательщиков, подключенных к системе электронного декларирования МНС, представляющих в налоговые органы отчетность (декларации (расчеты) в виде электронных документов с использованием ключа ЭЦП, полученного в указанных удостоверяющих центрах, получение дополнительного ключа ЭЦП для работы с Порталом не потребуется.

Аналогичный механизм и правила выставления (направления), получения ЭСЧФ при меняются арендодателем (ссудодателем) (посредником) при передаче стоимости приобретенных работ (услуг) субарендатору в рамках исполнения условий договоров субаренды, исходя из особенностей совершаемых операций. В таком механизме выставления ЭСЧФ арендодатель (ссудодатель) при создании ЭСЧФ выступает в статусе «Посредник», субарендатор - в статусе «Потребитель».

Разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по применению нововведений в налоговом законодательстве

С 01.07.2016 вступает в силу новая редакция подпункта 5.7 пункта 5 статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), статей 9 и 10 Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон № 343-З) информирует о следующем.

Согласно подпункту 5.7 пункта 5 статьи 286 НК в редакции, вступающей в силу с 01.07.2016, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий республиканских государственно-общественных объединений), собственником имущества которых являются юридическое лицо, Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, а также коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит одной или в совокупности нескольким другим организациям, и коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам).

Согласно положениям статей 9 и 10 Закона № 343-З, относящимся к подпункту 5.7 пункта 5 статьи 286 НК, организации, применявшие в соответствии с законодательством до 01.07.2016 УСН и являющиеся по состоянию на 01.07.2016 унитарными предприятиями, собственником имущества которых являются Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, коммерческими организациями, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам), утрачивают право на применение УСН с 1 июля 2016 года и, соответственно, обязаны с указанной даты применять общий порядок налогообложения.

Учитывая вышеизложенное, запрет на применение с 01.07.2016 УСН, установленный подпунктом 5.7 пункта 5 статьи 286 НК (в редакции, действующей с 01.07.2016), распространяется, в частности, на республиканские и коммунальные унитарные предприятия, их дочерние унитарные предприятия, хозяйственные общества, у которых более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) принадлежат (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам).

Организациям, утрачивающим право на применение УСН с 1 июля 2016 года в связи со вступлением в силу новой редакции подпункта 5.7 пункта 5 статьи 286 НК, не требуется уведомлять налоговый орган по месту постановки на учет о переходе с УСН на общий порядок налогообложения.

Справочно: с 1 июля 2015 г. (исходя из положения подпункта 5.7 пункта 5 статьи 286 НК в редакции, действующей до 1 июля 2016 г.) запрет на применение УСН был установлен, в частности, в отношении коммерческих организаций, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых по состоянию на 1 июля 2015 г. принадлежало одной или в совокупности нескольким другим организациям. Следовательно, такие коммерческие организации, независимо от того, что при этом часть их акций (долей в уставном фонде) принадлежала Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам (и независимо от размера этой части) либо не принадлежала Республике Беларусь, ее административно-территориальным единицам, утратили право на применение УСН с 1 июля 2015 г.


Министерство здравоохранения Республики Беларусь


Специалисты Минздрава и МАРТа разъясняют:


Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами

В связи с возникающими вопросами по порядку исчисления налога на добавленную стоимость (НДС) по причине отмены налоговых льгот и увеличения ставок налога на лекарственные средства и медицинские изделия Министерство антимонопольного регулирования и торговли и Министерство здравоохранения на основании пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 1141 «О предоставлении права давать разъяснения о применении Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» разъясняют:

В связи с изменениями Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2021 г. произошло изменение законодательно установленного порядка взимания НДС по лекарственным средствам и медицинским изделиям, ранее освобожденным от указанного налога, а именно, при реализации на территории Республики Беларусь таких товаров, при их ввозе на территорию Республики Беларусь введена ставка НДС в размере 10%.

Цены на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику формируются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее – Указ).

В соответствии с частью второй подпункта 1.2 пункта 1 Указа расчетная отпускная цена формируется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка, установленному на дату выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (если такой товар подлежит таможенному декларированию) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (если такой товар не подлежит таможенному декларированию), таможенных платежей, НДС в соответствии с законодательством, транспортных расходов по доставке товара.

Таким образом к цене сформированной в соответствии с Указом применяется ставка НДС в соответствии с законодательством.

Вместе с тем полагаем, что с учетом выполнения индекса потребительских цен на социально значимые товары в размере 4,9 процентов в год, установленного Указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020 г. № 480 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 год», а также ограничения инфляции в размере 5 процентов в год, установленного Указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020 г. № 481 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2021 год», рост цен на лекарственные средства (с учетом количества, форм и дозировок) и медицинские изделия не должен превышать соответствующие установленные показатели.

В этой связи в целях недопущения роста цен полагаем целесообразным обеспечить предоставление скидок на лекарственные средства и медицинские изделия, а также произвести снижение оптовых и торговых надбавок.

В ином случае государственные органы, осуществляющие регулирование цен, могут вводить ценовое регулирование на лекарственные средства и медицинские изделия, в том числе посредством установления предельных (максимальных) розничных цен.

При этом обращаем внимание, что по общим вопросам, связанным с порядком исчисления НДС, приведением цен на остатки лекарственных средств и медицинских изделий в соответствие с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, вступившей в силу с 1 января 2021 г., следует руководствоваться соответствующими разъяснениями Министерства по налогам и сборам (письмо от 31.12.2020 № 2-1-9/02663), а также совместными разъяснениями Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов (письмо от 06.01.2021 № 5-1-8/3, № 2-1-9/00016).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23 мая 2017 г. № 12/11

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке расчета и оценке соответствия критериям, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357

(в редакции Постановления Министерства экономики Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 31)

На основании подпункта 5.41 пункта 5 Положения о Министерстве экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 «Вопросы Министерства экономики Республики Беларусь», и подпункта 3.4 пункта 3 Положения о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 282 «О Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь», Министерство экономики Республики Беларусь и Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации о порядке расчета и оценке соответствия критериям, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 (далее – Методические рекомендации).

2. Опубликовать Методические рекомендации на официальных сайтах Министерства экономики Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.

Обновление (актуализация) информации об уровне валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого в Европейском союзе производится Министерством экономики Республики Беларусь с периодичностью один раз в пять лет.

3. Рекомендовать республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, другим государственным органам и организациям при оценке соответствия инновационных проектов критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012г. №357, руководствоваться Методическими рекомендациями.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Министр экономики
Республики Беларусь
В.И.Зиновский

Председатель
Государственного комитета
по науке и технологиям
Республики Беларусь

А.Г.Шумилин

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства экономики
Республики Беларусь
и Государственного комитета
по науке и технологиям
Республики Беларусь
23.05.2017 № 12/11

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке расчета и оценке соответствия критериям, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357

1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, других государственных органов и организаций и разработаны в целях установления единообразного подхода к расчету и оценке соответствия критериям, установленным пунктом 4 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2016 г. № 431) (далее – Указ № 357).

В соответствии с Указом № 357 финансирование инновационных проектов за счет средств республиканского централизованного и местных инновационных фондов осуществляется при условии их соответствия следующим критериям:

  • организация технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный среднему уровню добавленной стоимости на одного работающего по соответствующему виду экономической деятельности в Европейском союзе (далее – ЕС) либо превышающий этот уровень;
  • экспортная ориентированность инновационного проекта (превышение экспорта над импортом);
  • создание и внедрение новых технологий и (или) производство новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции.

Для оценки соответствия инновационных проектов указанным критериям используются данные из бизнес-плана инвестиционного проекта, разработанного в соответствии с Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158 (далее – Правила), и данные бухгалтерского учета.

2. Расчет добавленной стоимости на одного среднесписочного работника (производительности труда по добавленной стоимости) на уровне инновационного проекта путем создания новой организации или филиала.

Добавленная стоимость на одного работника по проекту (производительность труда по добавленной стоимости) (ДСраб(н)):

среднесписочная численность работников

где добавленная стоимость – добавленная стоимость по проекту по данным строки 12.8 (используются данные столбца года, следующего за годом выхода на проектную мощность по проекту) таблицы 4–19 «Расчет чистого потока наличности и показателей эффективности проекта» (см. приложение 4 к Правилам).

В данном случае под показателем «добавленная стоимость» понимается объем производства продукции (работ, услуг) в отпускных ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки минус материальные затраты (без учета платы за природные ресурсы) и прочие затраты, состоящие из арендной платы, представительских расходов и услуг других организаций. При этом из прочих затрат исключаются вознаграждения за рационализаторские предложения и выплаты авторских гонораров, суточные и подъемные, начисленные налоги, сборы (пошлины), платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг). Классификация статей затрат осуществляется на основании данных бухгалтерского учета;

среднесписочная численность работников – среднесписочная численность работников по проекту, планируемому к реализации, по данным строки 7 (используются данные столбца года, следующего за годом выхода на проектную мощность по проекту) таблицы «Сводные показатели по проекту» (см. приложение 2 к Правилам).

3. Расчет добавленной стоимости на одного среднесписочного работника (производительности труда по добавленной стоимости) на уровне инновационного проекта, реализуемого в действующей организации (предприятии).

Добавленная стоимость на одного работника по проекту (производительность труда по добавленной стоимости) (ДСраб(д)):

расчетная численность работников

где добавленная стоимость – добавленная стоимость по инновационному проекту (соответствующая году, следующему за годом выхода на проектную мощность), реализуемому в действующей организации (предприятии), по данным строки 12.8 таблицы 4–19 «Расчет чистого потока наличности и показателей эффективности проекта» (см. приложение 4 к Правилам);

расчетная численность работников – среднесписочная численность работников, задействованных в создании добавленной стоимости по инновационному проекту.

Данный показатель определяется расчетным путем. Расчет и обоснование численности работников, задействованных в производственном процессе по проекту, планируемому к реализации, производится инициатором проекта, исходя из необходимой квалификации и численности специалистов (работников).

Как вариант, расчет можно произвести путем определения удельного веса принимающих участие в реализации проекта (задействованных в производственном процессе) по проекту от общего (списочного числа) по каждой категории специалистов (работников). При этом, в случае получения не целого числа, удельный вес по каждой категории специалистов (работников) округляется в большую сторону до целого числа.

При необходимости обосновывается введение многосменности в работе.

Оценка критерия «добавленная стоимость на одного работающего» производится в сравнении с пороговыми значениями валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого по основным видам экономической деятельности в Европейском союзе, приведенными в прилагаемой таблице.

Для обеспечения соответствия критерию уровень добавленной стоимости на одного работающего по инновационному проекту должен быть равен или больше значения валовой добавленной стоимости в расчете на одного занятого в Европейском союзе по соответствующему виду экономической деятельности согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям.

4. Критерий «экспортная ориентированность инновационного проекта (превышение экспорта над импортом)» представляет собой превышение экспортной выручки над импортной составляющей проекта.

Значение критерия «экспортная ориентированность инновационного проекта (превышение экспорта над импортом)» берется из строки 1.3 таблицы 4–21 «Расчет потока средств по экспортно-импортным операциям (валютоокупаемость проекта)» (используются данные столбца года, следующего за годом выхода на проектную мощность проекта) (см. приложение 4 к Правилам).

Проект признается экспортоориентированным при условии положительного сальдо потока денежных средств в свободно конвертируемой валюте от текущей (операционной) деятельности.

5. Оценка соответствия инновационных проектов критерию «создание и внедрение новых технологий и (или) производство новой для Республики Беларусь и (или) мировой экономики продукции» осуществляется в рамках ведомственной и государственной научно-технической экспертизы.

Проверка новизны технологий и (или) продукции проводится в отношении всей совокупности признаков соответствующих технологий и продукции, описание которых содержится в бизнес-планах.

Проверка новизны технологий и (или) продукции включает:

  • определение научно-технического уровня внедряемых технологий по сравнению с передовыми технологиями, используемыми в мире, и возможности их применения на соответствующем производстве;
  • определение наиболее близкого аналога используемой (выпускаемой) на территории Республики Беларусь и (или) в мире технологии и (или) продукции того же назначения;
  • выявление признаков, которыми технологии и (или) продукция отличаются от аналогов на территории Республики Беларусь и (или) в мире;
  • подтверждение обоснованности расходов по сравнению с аналогичными технологиями и (или) продукцией, применяемыми и (или) выпускаемой в Республике Беларусь и (или) в мире;
  • определение социальных, экономических и экологических последствий внедрения технологий и (или) выпуска продукции.

Научно-технический уровень внедряемых технологий может быть подтвержден наличием:

  • патентов на объекты права промышленной собственности, полученных в Республике Беларусь и за рубежом (решений патентных органов о выдаче патентов);
  • имущественных прав на секреты производства (ноу-хау), относящиеся к продукту и (или) к способу;
  • исключительных прав на программное обеспечение;
  • лицензионных договоров на предоставление права использования результатов интеллектуальной деятельности, договоров на передачу секретов производства (ноу-хау), относящихся к продукту и (или) к способу.

7. Разъяснения вопросов по применению настоящих Методических рекомендаций даются в пределах своей компетенции Министерством экономики Республики Беларусь (по пунктам 1–4) и Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь (по пункту 5).

Приложение
к Методическим рекомендациям
о порядке расчета и оценке соответствия
критериям, установленным Указом
Президента Республики Беларусь
от 7 августа 2012 г. № 357

Таблица
Производительность труда ЕС-28 – валовая добавленная стоимость в расчете на одного занятого, евро на занятого (Value added, gross (current prices)/Total employment domestic concept) согласно классификатору NACE, Rev.2 (Statistical Classification of Economic Activities in the European Community)

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

1. Указ № 140 «О выбытии имущества» и учетная политика

8 апреля 2021 года подписан Указ Президента № 140 «О выбытии имущества». Данный документ аналогичен Указу Президента Республики Беларусь от 15.08.2017 № 284 «О выбытии имущества».

В соответствии с «новым» документом по 31 декабря 2023 года устанавливается особый порядок учета имущества, при котором организации вправе списывать за счет добавочного капитала и нераспределенной прибыли убытки, возникающие при выбытии (безвозмездная передача, списание или продажа) имущества, а также принимать на бухгалтерский учет безвозмездно полученное имущество по стоимости, числящейся в учете передающей стороны, без проведения рыночной оценки.

Необходимо обратить внимание, что данный Указ распространяет свое отношение на хозяйственные операции, возникшие с 1 января 2021 года.

Подробнее можно ознакомиться с комментариями и самим документом по ссылке: president.gov.by

Справочно:

Подпунктом 1.2 п.1 Указа № 284 «О выбытии имущества» было установлено, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь») при выбытии имущества, указанного в п.2 Указа № 284, путем его безвозмездной передачи вправе по 31 декабря 2020 г. определять первоначальную стоимость безвозмездно полученного имущества по остаточной стоимости, числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны на 1-е число месяца, в котором произошла его передача в установленном законодательством порядке.

С 1 января 2021 выбытие и безвозмездное получение отдельных видов имущества уже осуществлялись в общеустановленном порядке, а не согласно норм Указа № 284, в связи с чем организации с учетной политики с 1.01.2021 года исключили нормы по применению Указа № 284.

С принятием Указа № 140 «О выбытии имущества» организации в случае необходимости и решения организации воспользоваться нормами данного документа следует внести изменения в учетную политику.

2. Изменения (уточнения) в порядке использования кассового оборудования при приеме платежей

Постановлением Совета Министров и Национального банка от 7 апреля 2021 г. № 203/4 внесены изменения в постановление от 6 июля 2011 г. № 924/16.

Так, юридические лица и ИП обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие, в том числе, прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, за исключением случаев, установленных законодательством.

Теперь такое оборудование теперь должно быть установлено также в:

  • объектах бытового обслуживания населения (за исключением объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену) (ранее – в объектах бытового обслуживания населения (за исключением объектов, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену, а также объектов бытового обслуживания населения с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более одного человека в смену);
  • кассах пассажирских терминалов, аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций (при обслуживании 50 пассажиров в сутки и наличии сотовой подвижной электросвязи) (ранее – при обслуживании более 250 пассажиров в сутки и наличии линий связи);
  • объектах оказания услуг, связанных с организацией охоты, временным проживанием охотников (дома охотника, агроусадьбы и другое), а также в которых осуществляется торговля пиломатериалами (ранее – положение касалось, в частности, проживания в домах охотника);
  • объектах оказания услуг, связанных с организацией рыболовства, осуществляемого рыболовами для удовлетворения потребности в активном отдыхе и (или) получения продукции рыболовства без цели извлечения дохода, включая подводную охоту.

Изменения вступили в силу с 10 апреля 2021 года.

3. Снова о транспортном налоге

На сайте МНС размещено Письмо МНС от 02.04.2021 № 2-2-11/00769 «О транспортном налоге».

Согласно данного письма организации могут самостоятельно выбрать один из способов включения транспортного налога, отраженного в бухгалтерском учете, в состав затрат по производству и реализации в целях налогообложения прибыли:

  1. ежеквартально в сумме исчисленного транспортного налога за отчетный квартал исходя из количества транспортных средств, подлежащих налогообложению транспортным налогом в каждом месяце квартала, и ставок налога (п. 1, 4, 5 статьи 307-7 НК);
  2. в I, II и III кварталах – в сумме авансовых платежей за I, II и III кварталы соответственно; в IV квартале – в сумме увеличения или уменьшения нарастающим итогом затрат по производству и реализации на сумму, определенной в виде разницы между годовой суммой транспортного налога, отраженной в налоговой декларации (расчете) по транспортному налогу за календарный год и суммой авансовых платежей за I-III кварталы (п. 8 статьи 307-7 и п. 4 статьи 307-8 НК).

В отношении транспортного налога по филиалам в письме отмечено, что если в свидетельстве о регистрации транспортного средства в качестве собственника транспортного средства указан филиал, удовлетворяющий нормам п. 3 статьи 14 НК, такой филиал исполняет налоговые обязательства юридического лица по транспортному налогу: исчисляет и уплачивает транспортный налог в бюджет, представляет налоговую декларацию (расчет) по транспортному налогу с организаций.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

4. МНС о курсовых разницах при расчете налога на прибыль и внесении изменений в учетную политику

На сайте МНС размещено совместное разъяснительное письмо Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам от 07.04.2021 № 15-1-20/25/2-2-10/00803 «Об учете курсовых разниц при исчислении налога на прибыль».

Указом № 51 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств», предусматривающие предоставление права коммерческим организациям суммы разниц, образующиеся с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь (далее – курсовые разницы), относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при исчислении налога на прибыль, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2022 г.

Так, коммерческими организациями, воспользовавшимися в 2021 году правом отнесения курсовых разниц на доходы (расходы) будущих периодов, в порядке, предоставленном Указом № 159:

  • вносятся изменения в положение об учетной политике (в части установления порядка и сроков включения курсовых разниц в состав внереализационых доходов (расходов), учитываемых при исчислении налога на прибыль) на дату вступления в силу Указа № 51 с распространением действия на отношения, возникшие с 1 января 2021 года;

Справочно: дата вступления в силу Указа № 51 — 20 февраля 2021 года

  • курсовые разницы, образовавшиеся с 1 января 2021 года, включаются в состав внереализационных доходов (расходов) при исчислении налога на прибыль на дату признания их в бухгалтерском учете в качестве доходов (расходов) по финансовой деятельности.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

5. О разъяснении норм законодательства по земельному налогу

На сайте МНС опубликовано совместное письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2021 №2-2-12/00751/5-1-26/85 «О разъяснении норм законодательства» в части разъяснения применения коэффициентов по земельному налогу.

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. установлена ставка земельного налога в размере 1,5 процента на земельные участки, относящиеся по функциональному использованию к общественно-деловой зоне, по которым налоговой базой является кадастровая стоимость, предоставленные для размещения:

  • торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;
  • торговых объектов, входящих в торговую сеть.

С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной собственности, исчисляется и уплачивается в размере, определенном с учетом коэффициента к кадастровой стоимости 0,015, независимо от наличия соглашения об изменении договора аренды земельного участка, предусматривающего изменение размера ежегодной арендной платы за этот земельный участок, предоставленный для размещения:

  1. торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти торговые центры;
  2. торговых объектов, входящих в торговую сеть.

Ставка земельного налога в размере 1,5 процента (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) подлежат применению по земельным участкам (их частям), относящихся к общественно-деловой зоне, на которых размещены:

  • торговые центры (включая торгово-развлекательные центры), в том числе автомобильные стоянки, обслуживающие эти торговые центры;
  • торговые объекты, входящие в торговую сеть (включая аптеки, автосалоны), в том числе при расположении таких торговых объектов в торгово-деловых центрах, административно-торговых центрах, жилых домах со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и т.д.).

Ставка земельного налога в размере 1,5 процента (коэффициент к кадастровой стоимости 0,015) не подлежит применению по земельным участкам (их частям), предоставленным (фактически используемым) для размещения:

  • интернет — магазинов;
  • пунктов выдачи товаров, не являющихся торговыми объектами

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

6. О применении коэффициента к ставке экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства.

Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.03.2021 № 2-2-14/00719 разъяснен порядок применения коэффициента 0,9 к ставке экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства.

С 1 января 2021 года НК установлено, что к ставкам экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброс сточных вод, хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь сертификат соответствия, удостоверяющий соответствие техническим требованиям системы управления (менеджмента) окружающей средой, продукции, являющихся объектами экологической сертификации, применяется коэффициент 0,9.

Ч. 2 подп. 2.2 п. 2 статьи 249 НК установлено, что коэффициент 0,9 применяется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата регистрации сертификата соответствия в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, по последнее число третьего месяца квартала, на который приходится дата окончания (прекращения) действия сертификата соответствия.

Так, с 1 января 2021 года коэффициент 0,9 применяется, в том числе плательщиками экологического налога, получившими сертификаты соответствия в связи с истечением срока действия предыдущего сертификата. При этом срок применения коэффициента 0,9 определяется в соответствии с ч. 2 подп. 2.2 п. 2 статьи 249 НК.

Пример

Плательщиком продлен сертификат соответствия, полученный в 2016 году, путем выдачи нового сертификата соответствия, зарегистрированного в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь 25 ноября 2019 года. Срок действия данного сертификата установлен по 23 декабря 2022 года.

С 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года необходимо применять коэффициент 0,9 к ставке экологического налога

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: nalog.gov.by

7. Предоставление 4-фонд

В соответствии с постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.02.2021 № 3, с 2021 года отчет 4-фонд должен предоставляться в Фонд:

  • в виде электронного документа в формате .zip, полученный путем его подписания ЭЦП в программном комплексе «Ввод ДПУ» либо в «личном кабинете плательщика» на портале Фонда (адрес: portal.ssf.gov.by);
  • в электронном виде с расширением .xml (с подтверждением на бумажном носителе).

8. Указ «О применение специальных мер» № 128 от 30.03.2021

Данный Указ вводит запрет на запрет на ввоз отдельных товаров и импорт работ (услуг)

  1. ввоз в нашу страну и реализацию отдельных групп товаров, страной происхождения которых является государство (объединение государств), принявшее специальные меры (санкции) в отношении белорусских юрлиц и/или физлиц;
  2. на импорт работ (услуг), которые выполняются юрлицами и физлицами государств (объединения государств), принявших специальные меры (санкции) в отношении белорусских юрлиц и/или физлиц.

Перечень таких товаров, работ (услуг) и сроки запретов будут установлены Совмином. При необходимости Совмин также установит перечень иностранных юрлиц и физлиц, в отношении которых будет применяться вышеназванный запрет.

Данный документ вступает в силу с 12.04.2021г.

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

С 22.04.2021 (кроме некоторых положений) Постановление МНС от 31.03.2021 N 8, вносит изменения в Инструкцию о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденную постановлением МНС от 25.04.2016 № 15.

  1. Уточнено, что ЭСЧФ создается и выставляется (направляется) покупателем — плательщиком налога на прибыль при приобретении объектов у резидента офшорной зоны, у взаимозависимого лица — иностранной организации, у взаимозависимого лица — иностранного гражданина, у иностранной организации и (или) иностранного гражданина стратегических товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, без ввоза приобретенных товаров в нашу республику (п. 5 Инструкции N 15).
  1. Уточнена дата, отражаемая в строке 3 «Дата совершения операции» ЭСЧФ, создаваемого по анализируемым сделкам, по которым НДС не исчисляется. В данной строке указывается:
  • для приобретенных (ввезенных) объектов — дата принятия их к бухучету;
  • для отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав — дата отражения выручки от их реализации согласно ст. 168 НК;
  • при совершении банками Республики Беларусь, небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь операций, указанных в подп. 1.37 ст. 118 НК, — последний календарный день истекшего месяца (подп. 21.3 Инструкции N 15).
  1. В личном кабинете АИС «Учет счетов-фактур» организации смогут также осуществлять следующие операции с ЭСЧФ:
  • формирование отчетов по реализованным формам;
  • формирование сводных аналитических данных на основании выставленных (направленных) и полученных ЭСЧФ;
  • ознакомление с информационными сообщениями, формируемыми Порталом;
  • ознакомление с нормативно-справочной информацией (п. 9 Инструкции N 15).
  1. При просмотре ЭСЧФ, а также в разделах «Личного кабинета» дополнительно отображаются графа «Источник ЭСЧФ», графа «Дата инициирования аннулирования», «Дата аннулирования» (п. 17 Инструкции N 15).
  1. В случае возврата (частичного возврата) товаров покупателем в ЭСЧФ «Дополнительный без ссылки на ЭСЧФ» указывается признак «Возврат товара», если в строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» ЭСЧФ указана ТН или ТТН, выписанная покупателем на возврат товара (подп. 25.1 Инструкции N 15).
  1. Коды ТН ВЭД ЕАЭС проставляются в графе 3.1 при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) в случае реализации на территории Республики Беларусь продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых по ставке НДС 10% и включенных в перечень согласно приложению 26 к НК.

Графа 3.1 раздела 6 ЭСЧФ заполняется обязательно:

  • при реализации произведенных (ввезенных) товаров, маркированных акцизными марками и (или) специальными марками, специальными знаками;
  • при реализации произведенных (ввезенных), приобретенных товаров, маркированных контрольными (идентификационными) знаками, унифицированными контрольными знаками (подп. 26.2.1 Инструкции N 15).

С 8 июля 2021 г. заполнение графы 3.1 раздела 6 ЭСЧФ обязательно при реализации произведенных (ввезенных), приобретенных товаров, маркированных средствами идентификации.

С 1 июля 2021 г. заполнение графы 3.1 раздела 6 ЭСЧФ обязательно при реализации товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами — членами ЕАЭС, и (или) перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости.

Поделитесь материалом:





Читайте также: