Публичная власть территория идеология суверенитет налоги

Опубликовано: 25.04.2024

ГОСУДАРСТВО - это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат управления и принуждения, взимающая налоги, издающая законы, выражающая волю собственников средств производства или всего народа.

Основные признаки:1)государственнаятерритория, 2) народ (институт гражданства и подданства), 3) публичная (государственная) власть, 4) государственный суверенитет. 5) неразрывная связь государства и права, 6) государство взимает налоги, 7) располагает специальным аппаратом.

Дополнительные признаки:Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.

Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции 1947 г. Японии запрещено иметь армию. Нет армии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию на вечные времена. Таким образом, отсутствие армии не дает оснований для непризнания их государствами.

1. НАЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации.

Государственной территорией принято считать такую территорию, которая «находится под суверенитетом определенного государства», т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство.

Государственная территория состоит из двух элементов фактической и юрисдикционной территории.

Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами и, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства. При этом законы государства действуют не только на фактической территории, но и на территории, в географическом смысле к государственной не относящейся (зарубежные дипломатические представительства, посольства, полярные станции на материке Антарктида, корабли и самолеты под государственным флагом).

В научной литературе нередко встречаются попытки обосновать вывод о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией (государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д.), однако представляется, что приведенные примеры, являясь исключениями из общего правила, лишь подтверждают объективность данного признака.

2.НАСЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА (ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА (ПОДДАНСТВА)

Сущность данного признака заключается в возникновении качественно нового (по сравнению с кровно-родственными либо товарообменным) типа социальных связей. В государстве людей объединяет отношение их к той или иной территории.

Индивиды при этом теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требования от государства защиты своих субъективных прав и свобод. Естественно, что одни люди проживают на территории государства постоянно, а другие временно. Постоянные жители приобретают статус гражданина государства (в государствах с монархической формой правления – подданного), непостоянные представлены иностранцами и лицами без гражданства.

При этом сам факт принадлежности индивида к государственной территории означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от принадлежности к гражданству государства, относятся: право избирать и быть избранными в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти.

3.ПУБЛИЧНАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ.

Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером.

Власть публичная потому, что выступает от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе. Но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и контрольно-надзорной сферах.

Таким образом, государственная власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

4.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ.

СУВЕРЕНИТЕТ как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Независимость и верховенство государственной власти получают свое конкретное выражение в следующих качественных принципах:

- публичность государственной власти – решения органов государственной власти распространяется на всю юрисдикционную территорию и действуют в отношении всех субъектов права, которые на этой территории находятся;

- высшая юридическая сила государственных властных предписаний - государство может оспорить, отменить или же, в установленном законом порядке, признать ничтожным (недействительным с момента принятия) решение любого субъекта, в том случае, если это решение противоречит правилам поведения, принятым самим государством;

- гарантированность и санкционированность норм публично-правового характера – только установленные от имени государства правила поведения признаются общезначимыми и общеобязательными, обеспечиваются системой юридических гарантий и предусматривают реализацию мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.

Наряду с государственным суверенитетом в юридической науке выделяются народный и национальный суверенитеты.

Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве. При этом народ осуществляет «право на власть» как непосредственным, так и представительным путем. Непосредственная форма демократии предполагает участие граждан в выборном процессе формирования представительных органов власти, а также принятие решений по наиболее важным вопросам на референдумах. Представительная форма означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи избранными в представительные органы затем осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).

Национальный суверенитет закрепляет право нации на самоопределение, вплоть до отделения. В отличие от народного суверенитета, предполагающего оценку народа как социально однородной категории, суверенитет нации предполагает дифференциацию гражданского населения страны по национальным признакам (единство языка, культурных, религиозных, этнических традиций). Крайней формой национального суверенитета является закрепление за нацией права на создание собственной государственности (путем выхода из состава государства и приобретения статуса независимого обладающего государственным суверенитетом территориального образования). В подобном виде национальный суверенитет в настоящее время не закреплен ни в одном из государств, так как его реализация предполагает нарушение принципа единства государственной территории и незыблемости государственных границ и, как следствие, посягательство на государственный суверенитет в целом.

5. НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Правотворчество является исключительной прерогативой государства.

Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА составляет один из признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

В литературе данный признак государства иногда именуется налогообложением и взиманием налогов. Однако налоги – это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Налоги, необходимы для выполнения задач и функций государства. Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, развития экономики, культуры, поддержания жизнедеятельности общества.

Налоги- это обязательные платежи, взимаемые с юридичес­ких и физических лиц в пользу государства. На их долю прихо­дится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Принято различать три основные вида налогов: прямые, кос­венные и целевые налоги.

1) Прямые налоги- это налоги, которыми обла­гаются доходы юридических (предприятия, фирмы) и физичес­ких (население) лиц, а также имущество налогоплательщиков. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный на­лог, налог на землю, налог на имущество предприятий и физичес­ких лиц, налог на сделки, изъятия в пользу государства (государс­твенная пошлина). В случае прямого налогообложения сумма на­лога вносится плательщиком непосредственно в казну.

2) Косвенные налоги- налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечис­ляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально - его покупа­тель. К косвенным налогам относятся (акцизы), таможенные пош­лины, фискальный монопольный налог.

3) Целевые- формируют в рамках всего государства фонды социального страхования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и др.

7. Государство– единственная в политической системе организация, которая располагает аппаратом принуждения.

В современном политическом лексиконе появилось такое определение аппарата принуждения, как «силовые структуры»:

- правоохранительные органы (карательные) – органы внутренних дел, прокуратура, аппарат судебных исполнителей, система исполнения наказания (тюрьмы, колонии и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;

- вооруженные силы и органы безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность – армия, ФСБ (федеральная служба безопасности), разведка, контрразведка, пограничная служба.

государство; государственная власть; государственное управление; суверенитет; государственный суверенитет; народный суверенитет; национальный суверенитет; территория; налоги; население; происхождение государства; теократия; общественный договор; форма государства; форма правления; монархия; республика; форма государственного устройства; унитарное государство; административно-территориальная единица; федерация; субъект федерации; конфедерация; политический режим; демократия; тоталитаризм; авторитарный режим.

Вопрос о сущности государства относится к числу наиболее сложных в общей теории государства и права. Это объясняется тем, что само понятие «сущность» как философская категория в общественных науках понимается по-разному. Термин «сущность» употребляли еще античные философы и противопоставляли его понятию «явление». Сущность есть начало понимания всех вещей, а явление – всего лишь видимый, иллюзорный образ всего существующего. Наиболее полно и последовательно такая методология познания была разработана в трудах Платона и многих его последователей, согласно которой задача чистого познания состоит в том, чтобы отыскивать и описывать подлинную природу вещей, т.е. их подлинную сущность или реальность. Именно эта задача побудила Платона к созданию теории идей, согласно которой существует «мир идей и мир вещей». Идеи – это и есть подлинные сущности явлений. Они не поддаются зрительному или иному чувственному восприятию и познаются только умом. Умопостижение дает нам истинное знание о природе (сущности) любых явлений, в том числе государства. По мнению Платона, все другие способы исследования имеют отношение к человеческим мнениям, а не знаниям. Наблюдая вещь, мы видим ее световое отражение, которое составляет мнение о ней, но не знание ее сущности. Такой тип философского мышления наиболее подробно раскрыт в одном из самых знаменитых диалогов Платона – «Государство».

Новый этап в понимании сущности связан с учением Канта, который, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в ее самобытном существовании. Явление, по мнению Канта, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление.

Во многих современных философских концепциях вообще отвергается понятие сущности и реальным признается только явление. При таком подходе изучение сущности государства становится занятием бесполезным, ибо нельзя изучать то, что не существует в действительности. Вместе с тем в различии категорий «сущность» и «явление» отражается тот очевидный факт, что существует нечто общее, главное, определяющее, что позволяет рассматривать различные явления как относящиеся к определенному классу вещей. Несмотря на многообразие эмпирических государств, их объединяет определенное внутреннее содержание, которое позволяет называть их именно государствами, даже если они так не назывались в исторической действительности.

Очевидным представляется и другое: государство в одно и то же время – это идея и факт, абстракция и реальность. Не существует государства вообще, были и есть исторически конкретные государства, которые характеризуются набором существенных признаков, независимых от места и времени.

Именно многообразие исторически известных государств заставляет ученых искать то главное, определяющее, устойчивое, закономерное, что позволяет относить их к особому виду политической реальности. В этих поисках можно выделить три главных направления:

формально-юридические определения сущности государства;

философско-метафизические подходы к определению государства;

идеологические определения государства и государственной власти.

Существует также множество теорий, согласно которым сущность государств различна, она определяется конкретными условиями жизни данного общества.

Формально-юридические определения государства построены по законам традиционной логики, согласно которой понятие должно определяться посредством своего родового понятия и видообразующего различия.

К таким видам обычно относят следующие элементы государства: публичная власть, территория, население, налоги, право, суверенитет и другие.

Все эти элементы могут определяться только юридически, т.е. как правовые категории. Поэтому в общей тории государства и права не всегда уместны определения, которыми оперируют философы, социологи, политологи и представители других социальных наук.

Государственная власть, несмотря на сущностное сходство с другими видами социальных властей, имеет свое строгое юридическое определение. То же самое можно сказать и о других признаках государства: территория, население, право, суверенитет, налоги.

Сама по себе территория не образует государства. Были и есть обширные территории, которые не являются частями какого-либо государства. Вместе с тем территория является необходимой предпосылкой и атрибутом государства. Как справедливо отмечает И.Н.Гомеров, государство не тождественно той территории, на которой оно возникает и существует. Территория – это лишь элемент государства как системы, определенная часть целого, но не сама система, не само целое, не само государство. Будучи неразрывно связано с определенной территорией, интегрировано с ней и зависимо от нее, всякое государство, тем не менее, не может быть сведено к этой территории.

Понятие «территория» широко используется представителями самых разных наук и в зависимости от контекста может означать пространство, окружающую среду, антропосферу, биосферу, этносферу и многое другое. В общей теории государства и права под территорией понимается государственная территория, которая характеризуется следующими признаками:

административно-территориальное устройство (деление);

Административно-территориальное устройство – разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов. Может быть двухзвенным (США), трехзвенным (Великобритания, Франция), четырехзвенным (ФРГ). В самых малых государствах (Мальта, Бахрейн) административно-территориального устройства нет.

Государственная граница – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия суверенитета данного государства. Государственные границы подразделяются на сухопутные, речные и озерные, а также морские.

К числу признаков государства относится население страны, которое в общей теории государства и права определяется формально юридически. Когда речь идет о населении как существенном признаке государства, то имеется в виду не простая совокупность индивидов, проживающих на определенной территории, не суммарная численность отдельных личностей, а определенное правовое состояние человека.

В формально юридических определениях гражданин – это лицо, принадлежащее на определенной правовой основе к определенному государству. По своему правовому положению гражданин конкретного государства отличается от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В государствах с монархической формой правления для обозначения гражданства применяется термин «подданный».

Предпосылкой образования любого государства является наличие одного или нескольких этносов. В научной литературе существуют различные определения этноса. Одни исследователи главными признаками этноса называют язык и культуру, другие добавляют к этому единство территории и этническое самосознание, некоторые указывают на характерные особенности психологического склада, менталитет и т.д. В контексте данной темы под этносом понимается особый, исторически возникший вид социальной группировки, вид социального общения и объединения людей, представленной племенем, народностью или народом. Возникновение и существование этноса основано на общности территории, языка, быта, материальной и духовной культуры, на осознании общности происхождения, отличия своего этноса от всех других.

Таким образом, формально-юридические определения государства указывают на такие существенные признаки, как территория, население и государственная (публичная) власть. Формально-юридические определения позволяют отграничить государство от других форм человеческого сосуществования, от других политических общностей.

Этот недостаток пытаются восполнить различные философские определения сущности государства. При всем многообразии философских подходов к определению сущности государства их объединяет одно общее свойство: государство определяется через такие метафизические категории, как общее благо, справедливость, свобода, нравственная идея и другие. При этом территория, население, публичная власть рассматривается всего лишь как материальный субстрат государства. Без них невозможно существование государства, однако, они не определяют его сущности.

Категории общего блага, справедливости использовали для определения сущности государства мыслители античности, средневековья, нового времени. Как отмечает В.С.Нерсесянц, понятие «общего блага» относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Сам термин «общее благо», утвердившийся в средние века, встречается впервые у Сенеки, однако данное понятие по существу разрабатывалось уже древнегреческими авторами (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), а затем Цицероном и римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделяли мыслители средневековья и нового времени (Фома Аквинский, Гроций и др.).[2] То же самое можно сказать и о понятии «справедливость», которое еще более широко использовалось философами всех времен и народов.

Начиная с Канта и Гегеля, для определения сущности государства используется понятие «свобода». Данное понятие сугубо метафизическое и относительное. Как отмечал И.Кант, свобода есть метафизическое понятие, которое разум должен присваивать самому себе, и это понятие свободы нельзя вывести из какого-либо опыта. Поэтому свобода есть лишь идея разума, объективная реальность, которая сама по себе вызывает сомнение.[3] Свобода в государстве понятие относительное. Как отметил еще в 18веке французский философ Ш.Монтескье: «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода». Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они наделили тиранической властью; другие – право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи – право носить оружие и совершать насилия; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время принимал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие».[4]

Вместе с тем начало свободы признается существенным признаком государства многими философами и правоведами. Как отмечал известный русский юрист Б.Н.Чичерин, свобода в государстве получает особый характер. Это свобода не частная, а общественная. Вследствие этого она подчиняется нормам не гражданского, а публичного права. Человек, становясь членом государства, располагает не только своими действиями и имуществом, а отчасти и судьбой других. Он делается участником общих

решений, касающихся всех. И это участие составляет неотъемлемую принадлежность его свободы как гражданина государства, ибо общие решения касаются и его самого. Отсюда вытекает двоякая форма свободы в государстве: частная, состоящая в праве располагать собой и своим имуществом, и общественная, состоящая в праве участвовать в принятии общих решениях.[5] Личная и общественная свобода в государстве – это две стороны одной медали. Где нет широкой свободы гражданской, там нет политической свободы.

Еще большие трудности в понимании сущности государства возникают тогда, когда используются такие туманные метафизические категории, как «нравственная идея», «нравственный дух», «народный дух» и другие. Так, Гегель определял государство как «действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает».[6] Такое определение государства даже при хорошей философской подготовке остается мало понятным для слушателя.

В результате столь сложных теоретических построений Гегель приходит к выводу, что не в каждом исторически известном государстве раскрывается его сущность. Такие государства он называет «несовершенными», «дурными», они не достигли своей зрелости, в них нравственная идея не воплотилась в действительность.

По мнению Гегеля, народ – это не столько материальная субстанция государства, сколько духовная. Эмпирически возможно существование народа, не организованного в государственное единство: «сначала народ не есть еще государство, но

ведь эмпирически возможен народ, живущий и вне состояния зрелой нравственности. Семья, орда, племя, множество людей, лишь развиваясь духовно, переходит в состояние государства. Как выражался Гегель, такой народ не сложившийся в образ государства и остающийся в виде нации как таковой, не имеет, собственно говоря, истории.

Нравственность, народный дух, что одно и то же, и государство по существу синонимы. Поэтому государственное устройство народа зависит от характера и развития его самосознания, и каждый народ имеет то устройство, которое соответствует его духу. Народный дух есть не что иное, как осуществленное в действительности государство. Известное выражение, что каждый народ достоин своего правительства в более простой форме выражает мысль Гегеля о том, что нард, не достигший своей духовной зрелости, создает соответствующее своему развитию государство.

Несмотря на архисложное изложение своих мыслей, Гегель, пожалуй, дальше всех продвинулся в философском понимании сущности идеального государства. Личная и общественная свобода, а также нравственность («народный дух») составляют подлинную сущность развитого государства. И если Гегель ошибался в том, что наиболее совершенной формой государства является конституционная монархия, то это объясняется исторической ограниченностью его взглядов. История не давала ему примеров государственного устройства, в котором личная свобода гармонично сочеталась бы со свободой общественной. Кроме того, в реальной жизни гражданское общество как основа личной свободы возникает и развивается в государстве, а не предшествует ему, как считал Гегель. Он лишь мысленно представлял общественное развитие как триаду: семья, гражданское общество, государство.

Идеологические определения сущности государства, хотя и базируются на определенных философских концепциях, наиболее просты и доступны для понимания, так как рассчитаны на массовое восприятие. Они существенно отличаются друг от друга в зависимости от того, какая философия и идеология положена в определение сущности государства. Как правило, идеологические определения государства имеют краткую форму изложения. Например, сущность монархического государства может быть выражена формулой Людовика XIV «Государство – это я», социалистического – «государство – это аппарат насилия», «машина для поддержания господства одного класса над другим» и т.д.

В более развернутом виде идеологические определения государства отражают сущность соответствующей идеологии. Например, основные постулаты марксистской идеологии содержат такое определение: «Государство – это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая политическая организация суверенной публичной власти, целью которой является защита общих интересов собственников основных средств производства и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества».

Таким образом, различные виды определений сущности государства выполняют разные функции. Формально-юридические определения позволяют отличать государство от других социальных общностей, от других форм единения людей. Философские определения в меру их разработанности раскрывают сущность государства. Однако, как правило, они акцентируют внимание на отдельных качественных характеристиках государства в зависимости от принадлежности ученых к той или иной философской школе. Идеологические определения выражают господствующие в данном обществе социально-политические предпочтения. И лишь в совокупности различные подходы к познанию государства дают достаточно полное представление о его сущности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по обществознанию для 10 класс с ответами. Олимпиада включает в себя задания разного характера: на соответствие, реши кроссворд, написать эссе, дать определение понятий, анализ диаграммы? соотнесите понятия и определения, допишите предложение, расположите в правильной последовательности, работа со схемой и т.д. Задания различного уровня сложности. Результат определяется по бальной системе.

Просмотр содержимого документа
«ОЛИМПИАДА»

Обществознание 10 класс

1.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для

приведенных ниже, объединяющее их. (10 баллов )

1. Вексель, облигация, акция, чек__________________________________________

2. Сырьевая, демографическая, энергетическая. _________________________________________

3.Публичная власть, территория, суверенитет, налоги и сборы. _____________________________________________

4. Авторитет, страх, сила, убеждение ______________________________

5. Либерализм, консерватизм, национализм. ________________________________________________

2.Заполните пропуск в ряду. (10 баллов )

1.Первобытно-общинная, рабовладельческая, ______________,капиталистическая,

2. Иисус, _________________ , Магомет

3. народная, массовая, _______________________, субкультура

4. Фетишизм, ____________________, анимизм, магия………….……….,

5. гипотеза, ____________________, санкция.

3.Установите соответствие характеристик экономических систем и их типов:

Характеристика экономических систем

Типы экономических систем

1) многообразие форм собственности

2) контроль за производством и за распределением со стороны государства

3) действие закона спроса и предложения

5) экономическая независимость товаропроизводителя

4.Верны ли следующие суждения? В таблице, напишите «да», если суждение верно и «нет», если суждение не верно (10 баллов):

1.Престиж - уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении

2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения

3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества

4.Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

5. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.

6.Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках

7.Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.

8.Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.

9.Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».

10.В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

5. Проанализируй ситуацию.

Один из молодых людей, беседуя с журналистом о роли изучения политологических знаний, откровенно ответил на ряд его вопросов. Высказывания молодого человека приводятся ниже. «Я не интересуюсь политикой, запутался в многочисленных понятиях и терминах…» « С моей точки зрения, демократия – это безграничная свобода, от которой устаешь… Думаю, что универсальный метод решения сложных политических проблем – подавление политических соперников…» «Роль избирателя! Скучная роь. Обычно я не хожу голосовать…» . Является ли политическая культура молодого человека демократической? Аргументируйте свой ответ.

6. Дополни схему.

Государственная власть РФ






3. Совет Федерации




7..Впишите правильно буквы вместо пропусков в обществоведческие термины.(30 баллов – 1 за каждый верно заполненный пропуск

3.Экз ( )ст( )нц ( )( )лизм

5. Д( )скр ( )м ( )нация

8.К( )нв( )ртируемость

10.Л( )б( )р( )л( )зация

8. Какие понятия выпадают из следующих логических рядов и почему?

А. экономика – культура – религия – политика

Б. мораль – искусство – политика – наука

В. Вера – добро – красота – истина

9. Решите кроссворд.

По вертикали.

Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, совершившему правонарушение.

Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.

4. Виновное общественно опасное, противоправное деяние, запрещенное Уголовным кодексом.

Предусмотренная законом возможность самому совершать какие-либо действия или предусмотренная законом возможность требовать совершения каких –либо действий.

Письменный документ, составленный надлежащим образом и содержащий распоряжение наследодателя о переходе его имущества после его смерти к родственникам.

Предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от обязательств.

По горизонтали.

Вознаграждение в размере, установленном сторонами в трудовом договоре, но не ниже минимального размера, установленного законом.

Лицо, выступающее от имени другого лица, на основании имеющихся у него прав.

Способ обеспечения выполнения обязательств, по которому лицо, обязанное перед другой стороной по договору (должник) , передает другой стороне определенную сумму денег или имущества.

Мера по обеспечению иска, применяющаяся при исполнении судебных решений.

То, что подают в суд, если нарушается право.

Тот, кто подает иск в суд.

10.Дать определение следующим понятиям

11. Расшифруйте.

12. Расположите в правильной последовательности стадии судебного разбирательства по гражданским делам:

А) подготовка дела к судебному разбирательству.

Б) Обращение заинтересованных лиц в суд.

В) судебные прения.

Г) Выполнение решения по делу.

Д) Изложение сторонами судебного разбирательства обстоятельств дела.

Е) Исследование доказательств.

Ж) Обжалование решения суда.

13. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите в тетрадь порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание : в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Мораль как форма духовной жизни и как______________возникла уже в __________. Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть_____________, там всегда есть место моральной оценке, Ее нормы , как правило, _____________, они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу__________. Как и право она имеет значение___________; в отличие от права – не ____________. В морали на первый план выходит____________, тогда как в праве с главным считается сам факт совершенного деяния.

3) создается государством;

4) общественное мнение;

5) отношения между людьми;

6) возникает стихийно;

7) регулятор поведения;

8) закреплены в законах;

9) законодательный акт;

11) внутренний мотив;

12) Древний Египет;

13) государственное принуждение;

Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные вывоы. Вы можете согласиться с каждым выводом или отвергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, - это страх перед наказанием.

Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.

Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.

Причины, удерживающие от совершения преступления (по данным опроса, % к числу опрошенных)



15 . Напишите эссе на одну из следующих тем:

1) Экономия состоит не в сбережении, а в отборе». (Э. Берн)

2) «Конкуренция – это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек)

3) «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство». (Б. Ауэрбах)

4) «Стремление к власти порождено страхом. Тот, кто не боится людей, не испытывает желания властвовать над ними». (Б. Рассел)

5) «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры». (Д. И. Фонвизин)

6) «Политический талант заключается в умении предсказать, что может произойти завтра, на следующей неделе, через месяц, через год. А потом объяснить, почему этого не произошло».(У. Черчилль)

7) «Политический язык нужен для того, чтобы ложь звучала правдиво». ( Дж. Оруэлл)

8) Мораль без политики бесполезна. Политика без морали бесславна». (А.П. Сумароков)

9) « Политика – искусство управлять людьми или заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества». (П. А. Гольбах)

Просмотр содержимого документа
«ОТВЕТЫ»

Обществознание 10 класс

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (10 баллов ) По 2 балла за каждый верный ответ.

1.1 ценные бумаги 1.2.глобальные проблемы 1.3.признаки государства 1.4.ресурсы (источники) власти

1.5. политические идеологии

2. Заполните пропуск в ряду. (10 баллов ) По 2 балла за каждый верно заполненный пропуск.

2.1. феодальная 2.2. Будда (Гаутама) 2.3.Элитарная 2.4. Тотемизм 2.5. Диспозиция

3. Установите соответствие 5 баллов

1) – б 2) – а 3) – б 4) – а 5) - б

4.Верны ли следующие суждения?10 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 10. Государство, его признаки и формы

Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.

Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.

1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.

2. Существование особой политической организации.

3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).

4. Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах.

5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

Все признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Признаки государства
ОсновныеДополнительные
1. Территориальная организация власти и населения.
2. Государственный суверенитет.
3. Аппарат управления (публичная власть).
4. Армия.
5. Правоохранительные органы, суды.
6. Налоговая служба.
7. Монополия государства на правотворчество (конституция и законы)
1. Единое экономическое пространство.
2. Столица.
3. Государственные символы (герб, гимн, флаг).
4. Государственный язык.
5. Единая денежная система.
6. Энергетическая и транспортная системы, связь.
7. Внешняя политика.
8. Единое информационное пространство

Охарактеризуем некоторые из этих признаков.

Государство не может существовать без территории, которая включает: сушу, недра, водное и воздушное пространство.

Государство защищает свою территорию от нападений врагов и осуществляет свою власть в её пределах.

Население государства (народ или народы) проживает на территории государства.

Аппарат управления — система государственных органов, осуществляющих публичную (государственную) власть.

Суверенитет государства — это его независимость, самостоятельность в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.

Всё, чем непосредственно занимается государство, выполняя задачи, стоящие перед ним, относится к функциям государства.

Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства для выполнения своей роли в обществе.

Функции государства разделяют на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная, информационная, транспортная, борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций и др.

Внешние функции включают: дипломатическую, по обороне страны, внешнеполитическую, внешнеэкономическую, по культурному сотрудничеству, экологическую, информационную, а также участие в разрешении глобальных проблем.

Государство всегда имеет определенную форму, которая зависит от особенностей формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть. Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике.


Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передаётся по наследству.

Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентарными (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.


Заседание английского парламента

Республика (лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства (§ 21 учнбника). Выделяют также конфедерации и содружества государств.


Политический режим – это способ властвования, совокупность:

• средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;

• уровня политического сознания;

• состояния политической культуры населения.

Режимы бывают демократическими, авторитарными, либеральными, антидемократическими.


К антидемократическим режимам относятся деспотический, тиранический, тоталитарный. Их примеры вы изучали в курсах истории Древнего мира, Средних веков и Новейшего времени.

Признаки тоталитарного режима: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и др. Таковы, например, германский фашизм 1930–1940-х гг., СССР сталинского периода, режим Мао Цзэдуна в Китае, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 1970-е гг.

При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т.д. Режим Франко в Испании; генерала X. Перона в 1960-е гг. в Аргентине; генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., – примеры авторитарных режимов.

Для либерального режима характерны: формальное равенство граждан, многопартийность, выборность госорганов, реализация принципа разделения властей и децентрализации. Существует в странах с высоким уровнем экономического, политического и социального развития, где основой являются рыночная экономика и частная собственность (Япония и некоторые страны Европы).

Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу. К демократическим странам относятся, например, Германия, Италия, США, Франция, Индия и др.


Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «государство».

2. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к пониманию сущности государства.

3. Классифицируйте признаки государства, выделив основные и дополнительные.

4. Составьте таблицу функций государства и дайте их краткую характеристику.

5. Сравните формы правления и приведите их примеры.

6. Классифицируйте формы государственного устройства, дайте их характеристику и проиллюстрируйте примерами государств.

7. Используя Интернет, приведите примеры видов политических режимов.

8*. Вспомните историю Древнего мира и Средних веков и расскажите о государствах с деспотическим и тираническим режимами. Существуют ли сейчас такие государства?

9. Сравните либеральный и демократический режимы, определите их сходство и различия.

10. Классифицируйте основные признаки демократии.

Исследуем документы и материалы

Как свидетельствует опыт истории, именно с правом связывается утверждение начал демократизма, равенства, свободы. И напротив, антидемократическим режимам, диктаторским государствам право всегда мешало, и поэтому, как правило, периоды реакции, подавления демократических прав и свобод характеризуются тенденцией на свертывание правовых форм регулирования общественных отношений, переносом центра тяжести на внеправовые методы государственной деятельности.

1) Признаки монархии и республики. В каком государстве, как вам кажется, комфортнее жить современному человеку? Своё мнение обоснуйте.

2) Какие функции государства наиболее важные? Почему?

Темы для проектов и рефератов

1) Сравнительные характеристики политических режимов (на примерах из истории).

2) Функции государства.

Признаки, функции государства и формы их осуществления

Цивилизационная типология

Эта типология связана с понятием "цивилизация". В самом общем виде понятие "цивилизации" можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживаемую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Цивилизационный подход подчеркивает, что государство определяется кроме экономических причин также духовно-культурными и нравственными факторами. Цивилизация, ее уровень, ее ценности (стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека, культура) влияют и на государственную организацию общества. Классическим примером может служить Европа, в которой протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания соответствующих ей государственно-правовых начал, а также современная Япония.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.

Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древне­египетская, шумерская, индская, эгейская и др.).

Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно­европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социополитических культур.

ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Древневосточные государства
Древнеафинское государство
Древнеримское государство
Средневековое государство
Современное государство

Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками, функциями и формами их реализации.

Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, вы­ступающая одновременно как средство обеспечения ин­тересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Признаками государства являются:

» наличие публичной власти;

» территория и административно-территориальное деление;

1. Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

Аппарат управления подразумевает органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли. Это:

· армия, полиция (милиция), органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

отделена от общества;

не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за вла­стью в догосударственный период);

осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности;

опирается на писаное формализованное право;

подкреплена принудительной силой государства.

2. Государственный суверенитет - независимость вла­сти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исклю­чительное право принимать законы.

Внешний суверенитет - полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства.

Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом. Народный суверенитет - исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суве­ренитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

3. Территория государства - то пространство, на кото­рое распространяется его юрисдикция.

Территория обычно имеет специальное деление, име­нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб­ства управления.

В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к оп­ределенной территории, а не к племени или роду.

4. Правовая система - юридический "скелет" государ­ства. Государство, его институты, власть закреплены в пра­ве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.

5. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

6. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся в го­сударстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

Государство обладает определенными свойствами и признаками и предстает перед каждым человеком, прежде всего, в качестве формы общества. Оно обеспечивает взаимодействие между собой людей, проживающих на определенной территории, в рамках конкретных границ. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе.




Государство особым, юридическим способом объединяет людей, посредством института гражданства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

Основная проблема заключается в определении «золотой середины» между обеспечением прав человека, предоставлении ему свободы для самореализации и творчества и, с другой стороны, в упорядочении деятельности каждого индивидуума в интересах сообщества. Государство не решает проблемы, как это может показаться на первый взгляд, а создает и поддерживает в работоспособном состоянии организационные и правовые условия для решения проблем.

| следующая лекция ==>
Социалистическое государство | Функции государства. Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: