Проверка отчетности налогоплательщика предоставленная в налоговый орган

Опубликовано: 15.05.2024

Мы живем в информационном веке, поэтому в связи с всеобщей компьютеризацией, странно не пользоваться возможностями глобальной сети для сдачи отчетности в контролирующие органы. Благо закон этому способствует.

Почему сдача отчетности через интернет лучше?

Вероятно потому, что интернет уже давно вытеснил традиционные способы обмена информацией (из рук в руки/ по почте/ на сменных носителях. ) Сейчас сложно представить работу любого более-менее успешного предприятия без доступа в глобальную сеть. Думаю бесспорен факт, что сдавать отчетность через интернет — намного удобнее, чем сдача отчетности традиционными способами. Не нужно специально куда-то ехать, платить за услуги почты, беспокоится за хранение бумажных отчетов и подтверждения их приема. Все можно сделать через интернет.

Как известно, сдать отчетность в контролирующие органы можно как минимум 3 способами:

  • Личный визит или визит представителя в каждый контролирующий орган с печатной формой отчета +, в большинстве случаев, с копией отчета на сменном носителе.
  • Отправка отчета по Почте
  • Интернет отчетность

Но учтите, законодательством установлена обязанность всю отчетность сдавать через интернет, если у предприятия численность сотрудников составляет более 100 человек. Более того, с 2014 года декларация по НДС может предоставляться только в электронном виде независимо от количества сотрудников.

Налоговая отчетность через интернет

Налоговые органы предоставляют возможность отчетность через интернет двумя способами: лично или через уполномоченного представителя.

Обязательным условием для представления отчета лично через интернет является:

  • наличие цифровой подписи на директора организации или самого ИП, выданной доверенным удостоверяющим центром.
  • наличие лицензии на ПО крипто зашиты передаваемой информации
  • должен быть заключен договор со специализированным оператором связи, который будет осуществлять саму передачу отчетности.

В Контур.Бухгалтерии есть возможность отчитываться в налоговую при помощи электронной подписи с любого устройства, которое имеет доступ в интернет. ЭЦП выпускается специально для вашей фирмы и не требует установки на компьютер, а значит не нужно приобретать лицензию на Крипто Про и настраивать его у себя на компьютере. Цифровая подпись в облаке будет хранится на нашем защищенном сервере, и вы сможете подписывать отчетность при помощи авторизации по смс-коду.

[motivation=Отчитывайтесь через интернет вместе с Контур.Бухгалтерией!]

Сдача отчетности через интернет может быть осуществлена представителем налогоплательщика. В таком случае, самому предприятию не нужно получать цифровую подпись, покупать лицензии и заключать договор со спецоператором. Ему достаточно выдать доверенность на представителя, а уже представитель позаботится о сдаче отчетности через интернет. Такая отчетность подписывается подписью представителя, который действует на основании доверенности.

Обратите внимание: в соответствии с письмом ФНС ИП должен иметь нотариально удостоверенную доверенность. Организациям достаточно поставить свою печать и подпись руководителя.

Обмен происходит специальными файлами установленного электронного формата отчета (ФУФ). Которые подписываются не обычной в нашем понимании подписью, а цифровой подписью. Цифровая подпись — это, можно сказать, файлик с определенным набором символов. Все документы подписанные электронными подписями имеют такую же юридическую значимость, что и бумажные.

Отчетность в ИФНС предусматривает несколько этапов документооборота:

Документооборот обычно занимает до 2х суток. Таким образом, сдача налоговой отчетности считается произведенной в установленный срок при выполнении одновременно 2х условий:

  • дата в подтверждении даты отправки меньше установленного законом срока сдачи отчетности
  • получена квитанция, отчету присвоен регистрационный номер.

Сдача налоговой отчетности через интернет освобождает от необходимости дублировать и представлять данные на бумаге.

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица ИФНС вправе исследовать любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. В свою очередь проверяемое лицо обязано предоставить для ознакомления истребованные документы. А вот обязан ли налогоплательщик в рамках налогового контроля представлять статистическую отчетность?

Основание спора

Налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки общества по НДПИ направил налогоплательщику требования о представлении документов. Указанными требованиями обществу предложено представить пакет документов, среди которых – копии форм государственной статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп, № 71-тп. Общество решило, что требования инспекции о представлении форм статотчетности были необоснованными и не соответствовали законодательству, поэтому оно обратилось в суд.

Позиция налогоплательщика

Общество ссылается на нормы Налогового кодекса, в частности на статьи 88 и 93, в которых сказано, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Налогоплательщик полагает, что в нарушение этих норм налоговая инспекция запросила документы (формы статотчетности), не связанные с исчислением и уплатой налогов.

Позиция налогового органа

Инспекция, также ссылаясь на Налоговый кодекс, подтверждает свое право истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ), при этом указывает, что оспариваемые запрошенные документы (формы статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп и № 71-тп) являются основаниями для начисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

Суд решил

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2016 г. № Ф05-5927/2016 по делу № А40-140056/2015

Суд рассмотрел направленные обществу требования о представлении документов. Указанными требованиями у общества запрашивались следующие документы:

  1. технические проекты разработки месторождений и рудников;
  2. технологические карты процесса по добыче полезного ископаемого месторождений, рудников;
  3. стандарты качества на добытые полезные ископаемые;
  4. календарный план развития горных работ;
  5. копии форм государственной статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп, № 71-тп.

Судами правильно указано, что налоговый орган при проведении проверки вправе затребовать у налогоплательщика документы, связанные с порядком исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых; к таким, например, относится технический проект разработки месторождения полезного ископаемого. Также, с учетом положений налогового законодательства, является правомерным истребование инспекцией календарного плана развития горных работ как документа, имеющего значение для принятия решения об обоснованности отнесения фактических потерь к нормативным и применения в отношении фактических потерь ставки 0%.

А стандарты качества на добытое полезное ископаемое подтверждают данные, отраженные по строке 010 раздела 2 налоговой декларации.

Судами установлено, что формы статотчетности не содержат сведений, которые налоговый орган мог бы использовать непосредственно для проверки данных налоговых деклараций общества за спорные налоговые периоды. Кроме того, государственная статистическая отчетность является годовой и представляется в специально уполномоченные органы, осуществляющие государственное регулирование в соответствующей сфере, в то время как налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ). Таким образом, для установления налоговым органом факта полного и своевременного исчисления обществом НДПИ необходимо наличие документации, содержащей информацию о выручке от реализации добытого полезного ископаемого, о количестве реализованного добытого полезного ископаемого, о фактических потерях полезного ископаемого, о сумме расходов по отгрузке и траспортировке потребителю, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДПИ.

Судьи также указали, что в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 921 «Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» не содержится требований к налогоплательщику о представлении форм государственной статистической отчетности.

Полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля при проведении камеральной налоговой проверки ограничены положениями статьи 88 Налогового кодекса. Данное ограничение касается как объема подлежащих проверке документов, так и возможных источников получения необходимой информации или документов (определение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2014 г. № 310-КГ14-2017).

ИФНС имела право истребовать технический проект разработки месторождения и календарный план развития горных работ, а также стандарты качества на добытое ископаемое, так как эти документы связаны с исчислением и уплатой налога. А вот в формах статотчетности нет сведений, которые можно использовать непосредственно для проверки деклараций. Таким образом, суд признал незаконными действия налогового органа по истребованию спорных документов и уточнил, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу формы государственной статистической отчетности.

Помогайте вашему бизнесу развиваться


Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Мы живем в информационном веке, поэтому в связи с всеобщей компьютеризацией, странно не пользоваться возможностями глобальной сети для сдачи отчетности в контролирующие органы. Благо закон этому способствует.

Почему сдача отчетности через интернет лучше?

Вероятно потому, что интернет уже давно вытеснил традиционные способы обмена информацией (из рук в руки/ по почте/ на сменных носителях. ) Сейчас сложно представить работу любого более-менее успешного предприятия без доступа в глобальную сеть. Думаю бесспорен факт, что сдавать отчетность через интернет — намного удобнее, чем сдача отчетности традиционными способами. Не нужно специально куда-то ехать, платить за услуги почты, беспокоится за хранение бумажных отчетов и подтверждения их приема. Все можно сделать через интернет.

Как известно, сдать отчетность в контролирующие органы можно как минимум 3 способами:

  • Личный визит или визит представителя в каждый контролирующий орган с печатной формой отчета +, в большинстве случаев, с копией отчета на сменном носителе.
  • Отправка отчета по Почте
  • Интернет отчетность

Но учтите, законодательством установлена обязанность всю отчетность сдавать через интернет, если у предприятия численность сотрудников составляет более 100 человек. Более того, с 2014 года декларация по НДС может предоставляться только в электронном виде независимо от количества сотрудников.

Налоговая отчетность через интернет

Налоговые органы предоставляют возможность отчетность через интернет двумя способами: лично или через уполномоченного представителя.

Обязательным условием для представления отчета лично через интернет является:

  • наличие цифровой подписи на директора организации или самого ИП, выданной доверенным удостоверяющим центром.
  • наличие лицензии на ПО крипто зашиты передаваемой информации
  • должен быть заключен договор со специализированным оператором связи, который будет осуществлять саму передачу отчетности.

В Контур.Бухгалтерии есть возможность отчитываться в налоговую при помощи электронной подписи с любого устройства, которое имеет доступ в интернет. ЭЦП выпускается специально для вашей фирмы и не требует установки на компьютер, а значит не нужно приобретать лицензию на Крипто Про и настраивать его у себя на компьютере. Цифровая подпись в облаке будет хранится на нашем защищенном сервере, и вы сможете подписывать отчетность при помощи авторизации по смс-коду.

[motivation=Отчитывайтесь через интернет вместе с Контур.Бухгалтерией!]

Сдача отчетности через интернет может быть осуществлена представителем налогоплательщика. В таком случае, самому предприятию не нужно получать цифровую подпись, покупать лицензии и заключать договор со спецоператором. Ему достаточно выдать доверенность на представителя, а уже представитель позаботится о сдаче отчетности через интернет. Такая отчетность подписывается подписью представителя, который действует на основании доверенности.

Обратите внимание: в соответствии с письмом ФНС ИП должен иметь нотариально удостоверенную доверенность. Организациям достаточно поставить свою печать и подпись руководителя.

Обмен происходит специальными файлами установленного электронного формата отчета (ФУФ). Которые подписываются не обычной в нашем понимании подписью, а цифровой подписью. Цифровая подпись — это, можно сказать, файлик с определенным набором символов. Все документы подписанные электронными подписями имеют такую же юридическую значимость, что и бумажные.

Отчетность в ИФНС предусматривает несколько этапов документооборота:

Документооборот обычно занимает до 2х суток. Таким образом, сдача налоговой отчетности считается произведенной в установленный срок при выполнении одновременно 2х условий:

  • дата в подтверждении даты отправки меньше установленного законом срока сдачи отчетности
  • получена квитанция, отчету присвоен регистрационный номер.

Сдача налоговой отчетности через интернет освобождает от необходимости дублировать и представлять данные на бумаге.


  • Способы налогового мониторинга
  • Новая программа налогового мониторинга отчетности
  • В каких случаях можно обратиться в ФНС для проведения мониторинга
  • Итоги

Способы налогового мониторинга

Анализ бухгалтерской и налоговой отчетности уже много лет является основным методом работы проверяющих органов для выявления ошибок и злоупотреблений, допускаемых предприятиями при ведении хозяйственной деятельности. Программа налогового мониторинга обеспечивает контроль отчетности: проверяется соответствие ее формы нормативным документам, осуществляется проверка заполнения каждого поля отчета. Данные, предоставленные организацией, проверяются с помощью системы контрольных соотношений, разработанных для каждого региона.

Для проведения мониторинга налогоплательщик предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает ее от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) обязательных платежей, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

Несколько лет назад налогоплательщикам было вменено в обязанность предоставлять в налоговые органы книги покупок и продаж в электронном виде, что дает возможность, сопоставляя данные продавцов и покупателей, быстро подтверждать правомерность вычетов по НДС без проведения сложных дополнительных мероприятий.

О нюансах и сроках проведения налогового мониторинга рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

Новая программа налогового мониторинга отчетности

Учитывая всё большую информированность контролеров о деятельности налогоплательщиков, некоторые из них на добровольной основе подключаются к программе налогового мониторинга. Уже более 20 крупнейших российских компаний, среди которых есть как представители добывающей отрасли, так и области информтехнологий, связи, предоставили налоговикам доступ к своей отчетности в режиме онлайн. Программа работает в России с 2016 года и базируется на опыте контролирующих служб других стран.

Участники новой программы мониторинга имеют возможность запросить мотивированное мнение налогового органа о правильности исчисления налогов по проводимым или планируемым хозоперациям. Такой инструмент называется налоговый руллинг. При этом компания сможет своевременно скорректировать ошибки, а кроме того, не будет подвергнута налоговым санкциям, если она четко придерживалась рекомендаций налоговиков. Даже если окажется, что эти рекомендации не совсем корректны.

Проверка отчетности ИФНС онлайн - мониторинг по-новому

Преимущества участия в программе онлайн-мониторинга:

  • Как показал опыт, затраты компаний, связанные с проведением проверок, сокращаются почти на 30%.
  • Быстрое решение спорных вопросов с налоговиками.
  • Проявляя лояльность к госорганам, предприятие вправе рассчитывать на соответствующую реакцию государства.

В каких случаях можно обратиться в ФНС для проведения мониторинга

Чтобы обратиться в ИФНС с заявлением о проведении налогового мониторинга, налогоплательщик должен соответствовать следующим критериям (до 30.06.2021):


С 01.07.2021 налогоплательщик должен соответствовать таким критериям:


Если все условия соблюдены, подайте в ИФНС заявление по форме из Приложения № 1 к Письму ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@. Скачайте бланк, кликнув по картинке ниже:

Образец заполнения этого заявления есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно:

Итоги

Электронные способы коммуникации позволяют контролерам быстро и качественно осуществлять мониторинг не только отчетности, но и финансового состояния организации. С 2016 года в России действует программа налогового мониторинга, имеющая несомненные преимущества.

Любовь Печерская

Чаще всего налогоплательщики сталкиваются с представителями налоговых органов в процессе сдачи отчетности. И данная, казалось бы, простая процедура, порой ставит налогоплательщика перед неожиданными и малоприятными проблемами. Самый оптимальный путь взаимоотношений с представителями налоговых органов – это точное и неукоснительное выполнение требований закона, корректный и аргументированный отказ от выполнения незаконных требований. Рассмотрим требования действующего законодательства Российской Федерации в отношении представления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Обязанность налогоплательщика по предоставлению отчетности

Отчетность, предоставляемая в налоговые органы, делится на два блока: налоговая отчетность (налоговые декларации и расчеты авансовых платежей по налогам (далее - расчет)) и бухгалтерская отчетность.

В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Также обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 28.11.2011 г.) «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ), за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Ответственность за непредставление налоговых деклараций установлена ст.119 НК РФ. Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

!Бухучет_Грамотный бухгалтер
!Бухучет_Грамотный бухгалтер

Состав, содержание и порядок предоставления бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность в соответствии с п. 2 ст.13 Закона № 129-ФЗ состоит из:

отчета о прибылях и убытках;

приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 г.) «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательному аудиту;

Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н (в ред. 05.10.2011 г.) «О формах бухгалтерской отчетности организаций». В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках предусмотрены отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств.

В соответствии с п. 86 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (в ред. от 24.12.2010 г.) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную - в течение 30 дней по окончании квартала.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи в налоговые органы. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый, следующий за ним рабочий день.

Состав и содержание налоговой отчетности

Налоговая отчетность представляет собой совокупность налоговых деклараций, которые налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы по месту налогового учета в установленные сроки.

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате.

Расчет авансового платежа представляет собой заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к конкретному налогу.

Налогоплательщик по одному или нескольким налогам, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющий по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, утверждены Федеральной налоговой службой по согласованию с Министерством финансов России отдельно для каждого налога.

Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту указанных в ней сведений.

Сроки сдачи в налоговые органы налоговых деклараций за налоговый период и расчетов авансовых платежей за отчетные периоды устанавливаются НК РФ отдельно для каждого налога.

Порядок предоставления налоговой отчетности

Налоговая декларация (расчет) представляется по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) только в электронном виде.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

В соответствии со ст. 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, а также направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной по установленной форме. Он обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (расчета) отметку о ее принятии и дату получения, при получении налоговой декларации на бумажном носителе, или передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи.

Читайте также: