Что в бюджетной классификации понимается под налоговыми доходами

Опубликовано: 15.05.2024

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 6. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
6.2. Классификация доходов бюджета

6.2. Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами государственной власти возложенных своих задач. Доходы бюджета формируют не только материальную основу существования самого государства, базу покрытия потребностей в средствах для выполнения возложенных на государство функций. Они также выступают средством перераспределения денежных ресурсов в масштабах общества в пользу тех или иных групп населения, отраслей и территорий, являются одним из важнейших элементов государственного регулирования производственной деятельности, которое стимулирует либо стимулирует течение тех или иных социально-экономических процессов.

В Республике Беларусь доходы бюджета на законодательном уровне определены как поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами бюджетного законодательства источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд (ст. 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БК)).

В литературе отмечаются принципы организации не только бюджетной системы, но и принципы организации системы доходов, к которым, в частности, относятся:

- принцип достаточности (доходы должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления);

- принцип стабильности доходов бюджетов (нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования);

- принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла (установление такого соотношения налоговых и неналоговых, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно в конкретной экономической ситуации)[1].

Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т.е. их группировка по выбранному признаку (критерию).

Ст. 24 БК доходы бюджета классифицирует по следующим группам:

- взносы на государственное социальное страхование;

В рамках данной агрегированной группировки доходов проводится их детализация, в рамках которой:

- к налоговым доходам относятся: республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом;

- к неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; штрафы; другие неналоговые доходы;

- к безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от: иностранных государств; международных организаций; другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

К сожалению, законодатель не раскрыл сущность такого источника доходов, как взносы на государственные социальное страхование. Полагаем, что эти взносы ничем, кроме адреса поступления и зачисления, не отличаются от налогов. За их неуплату в срок или в неполном объеме наступает та же ответственность, что и за такие деяния в отношении налогов. Добавим, что в США они отнесены к налоговым платежам.

Решающую роль (наибольший удельный вес) в доходах бюджета играют налоговые доходы.

[1] Курочкин В.В. Характеристика доходов бюджетов разных уровней // Финансы: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М., 2006. – С. 344–345.

Статья 20 БК РФ. Классификация доходов бюджетов

Комментарий к статье 20 БК РФ:

Статья 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает классификацию доходов бюджетов.

Классификация доходов включает в себя доходы соответствующего бюджета. В соответствии с принципом полноты отражения доходов и расходов бюджетов классификация доходов должна включать в себя перечень всех без исключения доходов бюджета соответствующего уровня.

Классификация доходов бюджетов имеет свой код.

Код - это условное сокращенное обозначение в виде зашифрованных цифровых символов, используемое для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицита во взаимосвязи с субъектами бюджетных правоотношений.

Код классификации доходов бюджетов имеет свою структуру, которая состоит из нескольких кодов:

1. Код главного администратора доходов бюджета.

2. Код вида доходов.

3. Код подвида доходов.

4. Код классификации операции сектора государственного управления.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета устанавливаются законом (решением) о бюджете.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный администратор доходов - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Администраторами доходов бюджета являются орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отличительной чертой администраторов доходов является то, что они вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Виды и подвиды доходов отражают те источники, из которых эти доходы получены.

Операции сектора государственного управления представляют собой операции публично-правовых образований. При этом в классификации доходов учитываются только операции сектора государственного управления, относящиеся к доходам бюджетов, так как существуют и операции, относящиеся к расходам.

Коды главных администраторов доходов бюджета, виды и подвиды доходов взаимосвязаны между собой, так как за главными администраторами доходов бюджета закрепляются определенные виды и (или) подвиды доходов. Таким образом, главные администраторы доходов осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и закрепленных за ними.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Группа дохода - это наиболее укрупненная группировка доходов, отражающая виды доходов, которые установлены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, такие, как налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Подгруппа доходов детализирует группу доходов и раскрывает виды налоговых доходов, виды неналоговых доходов и виды безвозмездных поступлений.

Статьи, подстатьи и элементы доходов еще более подробно детализируют подгруппу доходов.

Группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы представляют собой уровни доходов бюджетов, где группа является первым уровнем, элемент вида дохода последним, низшим уровнем вида доходов бюджетов.

Например, группа дохода - это налоговые доходы, а подгруппа доходов - это налоги на прибыль, статья - налог на прибыль организаций, подстатья - налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, элемент - налоги на прибыль, зачисляемые в федеральный бюджет.

В части кода вида доходов Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации единую классификацию. При этом одни составные части кода вида доходов утверждаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а другие устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Группы и подгруппы доходов бюджетов устанавливаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации и включают:

1) налоговые и неналоговые доходы - это группа доходов, которая в свою очередь делится на следующие подгруппы:

- налоги на прибыль, доходы;

- налоги и взносы на социальные нужды;

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления - это вторая группа доходов, которая делится на следующие подгруппы:

- безвозмездные поступления от нерезидентов;

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

- безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

- безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

- прочие безвозмездные поступления.

Таким образом, код вида доходов делится на две группы, которые в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп. Бюджетный кодекс Российской Федерации не разделяет на разные группы налоговые доходы и неналоговые доходы, а предусматривает единую группу, включающую налоговые и неналоговые доходы.

В соответствии с уточнениями, сделанными в п. 4 ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к налоговым доходам относятся:

- налоги на прибыль, доходы;

- налоги и взносы на социальные нужды (в части единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов);

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

В свою очередь, к неналоговым доходам относятся:

- налоги и взносы на социальные нужды (за исключением единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов);

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- прочие неналоговые доходы.

Перечень статей и подстатей доходов бюджетов также является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В основе классификации элемента доходов лежит разграничение предметов ведения и полномочий между публично-правовыми образованиями.

Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям, и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Например, полномочия в отношении установления и регулирования налогов предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 12), Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 50, 56, 61).

В отношении собственности публично-правовые образования также обладают различными полномочиями. Распределение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями основано на разграничении собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Соответственно Российская Федерация обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению федеральной собственностью, субъекты Российской Федерации - полномочиями в отношении региональной собственности, а муниципальные образования - в части муниципальной собственности.

Элемент доходов используется для обозначения принадлежности источников доходов к соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Элементы доходов устанавливаются единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К элементам для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) бюджеты городских и сельских поселений;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Единые коды вида доходов, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются выражением принципа единства бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, единые коды вида доходов необходимы для осуществления расчетов, контроля, составления бюджетной отчетности, анализа бюджетных показателей.

Установление единых кодов видов доходов является финансово-правовым механизмом, обеспечивающим единство бюджетной системы Российской Федерации.

Однако такое единство не является абсолютным, так как субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обладают правом детализации доходов бюджетов.

Детализация доходов бюджетов по кодам бюджетной классификации производится с использованием кода подвида доходов.

Детализацию доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с разграничением своих полномочий.

На федеральном уровне процедура детализации кодов подвидов по видам доходов относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации, которое утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения. Таким образом, определяющим фактором является принадлежность вида доходов к администраторам доходов - федеральным органам государственной власти и другим федеральным учреждениям и организациям.

Процесс детализации доходов на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации, который определяется самим субъектом Российской Федерации. Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Процесс детализации доходов бюджетов муниципальных образований осуществляется финансовым органом муниципального образования, который утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Таким образом, процедура детализации кодов подвидов по видам доходов относится к компетенции финансовых органов соответствующего уровня власти, то есть перечень кодов подвидов по видам доходов устанавливается подзаконным нормативным правовым актом.

§1. Понятие доходов бюджета субъекта Российской Федерации и их виды

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет доходы бюджета как «денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (ст. 6 ).

Данное определение вряд ли можно признать удачным.

Как правильно, по нашему мнению, отмечает Ю. А. Крохина, во-первых, признаки безвозмездности и безвозвратности соответствуют не всем видам доходов бюджетов. Так, в доход бюджета поступают денежные средства, которые государство (а в соответствующих случаях и субъект Российской Федерации – авт.) обязано возвратить полностью и в определенный срок (государственные кредиты, займы и т. д.).

Во-вторых, вызывает сомнение установление доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы только законодательством Российской Федерации. Действие принципа федерализма в государственном устройстве России обусловливает правотворчество и субъектов Российской Федерации, в том числе в бюджетной сфере. Нормативные правовые акты, регулирующие определенные виды доходов местных бюджетов, принимаются и на муниципальном уровне.

В-третьих, законодатель неоправданно сузил сферу всеобщности доходов бюджета, определив их принадлежность органам власти. Доходы бюджета принадлежат публично-территориальному образованию в целом: Российской Федерации, её субъектам или муниципальным образованиям, а соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления только реализуют бюджетную компетенцию от имени этого публично-территориального образования [1] .

На основании изложенного доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно было бы определить следующим образом: это денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации.

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно классифицировать по различным основаниям.

Так, по социально-экономическому признаку, поступления в бюджет субъекта Российской Федерации можно подразделить на:

1) поступления от государственного сектора экономики, где источником поступления выступает деятельность государственных организаций (например, отчисления от прибыли государственных предприятий), а также имущество, находящееся в составе казны субъекта Российской Федерации. В данном случае движение денежных средств осуществляется в рамках собственности субъекта Российской Федерации;

2) поступления от негосударственных организаций и граждан, где поступления образуются за счет обращения частной собственности в государственную. Движение денежных средств от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации сопровождается сменой формы собственности.

В зависимости от метода бюджетной деятельности доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на: 1) принудительно-безвозвратные (например, налоги); 2) принудительно-возвратные; 3) добровольно-безвозвратные (например, пожертвования (гранты) юридических и физических лиц); 4) добровольно-возвратные (например, внутренние и внешние займы субъектов Российской Федерации).

К данной классификации примыкает деление доходов в зависимости от методов аккумуляции на обязательные и добровольные платежи. К первым относятся налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода, финансовые санкции и т. п. Ко вторым – средства организаций и граждан, привлекаемые в бюджет путем размещения государственных займов, проведения лотерей, выпуска акций, полученные в результате оказания финансовой помощи, грантов, дарения, пожертвований и т. д.

К этой же классификации относится традиционное деление доходов на налоговые и неналоговые. С теоретической точки зрения к налоговым доходам относятся собственно налоги. Однако к такого рода доходам Бюджетный кодекс Российской Федерации относит и государственные сборы, а также пени и штрафы. Все остальные поступления будут носить неналоговый характер.

В зависимости от признака экономической эквивалентности доходы бюджетов Российской Федерации подразделяются на возмездные и безвозмездные.

К возмездным доходам относятся всякого рода сборы, которые рассматриваются в качестве платы за определенные государственные услуги (например, сбор за государственную регистрацию юридических лиц), плата за пользование государственным имуществом, в том числе объектами, находящимися в собственности государства или субъекта Российской Федерации (например, арендная плата за землю или иную недвижимость), государственная пошлина.

Ряд доходов бюджета (например, государственные сборы, государственная пошлина) носят относительно возмездный характер. При названных платежах получаемая плательщиком государственная услуга не имеет точно выраженной стоимости, поэтому трудно говорить, получил ли плательщик эквивалент тем денежным суммам, которые были взысканы с него государством.

К безвозмездным доходам относятся, например, налоги – уплачивая налоги налогоплательщик ничего взамен не получает.

По способу движения денежных средств доходы бюджетов субъектов Российской Федерации подразделяются на безвозвратные и возвратные.

К безвозвратным доходам относятся налоги, средства, полученные в качестве финансовой помощи из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и т. п.), пожертвования граждан и юридических лиц.

К возвратным доходам относятся те поступления, которые образуют долг субъекта Российской Федерации, требующий своего погашения.

В зависимости от вида правового акта, лежащего в основании получения дохода доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на:

1)доходы, основанные на односторонне-властном велении, например, налоги;

2) доходы, основанные на соглашении органа, представляющего субъект Российской Федерации, с плательщиком. Примером такого рода доходов выступают, доходы, полученные в результате размещения государственного займа;

3) доходы, основанные на одностороннем акте плательщика. Примером такого рода доходов выступают денежные средства, поступившие из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи, пожертвования граждан, юридических лиц, международных организаций, применительно к которым в настоящее время обычно используется термин «грант», и т. п.

В зависимости от основания права на получение дохода они подразделяются на собственные и закрепленные.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за данными бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

К регулирующим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся те доходы, которые используются в качестве инструмента бюджетного регулирования данных бюджетов.

На вопросе бюджетного регулирования и делении в связи с этим доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на собственные и регулирующие мы остановимся ниже.

В зависимости от назначения платежа доходы бюджета субъекта Российской Федерации могут подразделяться на общие (универсальные) и целевые (специальные).

Большая часть платежей носит общий характер, т. е. поступая в бюджет, они обезличиваются, смешиваются с другими поступлениями и распределяются без всякой связи со своим источником. Однако могут существовать и целевые доходы. Они предназначены для финансирования строго определенных расходов субъекта Российской Федерации, определяемых конкретной его функцией. В качестве таковых обычно выступают доходы целевых бюджетных фондов.

Применительно к конкретному бюджету его доходы выстраиваются в соответствии с таким разделом Бюджетной классификации Российской Федерации, как «классификация доходов бюджетов Российской Федерации».

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники финансирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения» (ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно Классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» и применяемой в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», доходы бюджетов Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации, подразделяются на следующие группы:

1) налоговые доходы, включающей подгруппы: а) налоги на прибыль (доход). Прирост капитала; б) налоги на совокупный доход; в) налоги на имущество; г) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; д) прочие налоги, пошлины и сборы;

2) неналоговые доходы, включающей подгруппы: а) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций; б) доходы от продажи земли и нематериальных активов; в) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; г) административные платежи и сборы; д) штрафные санкции, возмещение ущерба; е) доходы от внешнеэкономической деятельности; ж) прочие неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления, включающей подгруппы: а) от нерезидентов; б) от бюджетов других уровней; в) от государственных внебюджетных фондов; г) от государственных организаций; д) от наднациональных организаций; е) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; ж) прочие безвозмездные поручения;

4) доходы целевых бюджетных фондов, включающей подгруппы: а) дорожные фонды; б) экологические фонды; в) фонд министерства Российской Федерации по атомной энергии; г) целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации (утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации);

5) доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.

next

Контрольные вопросы

1. Понятие дохода бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по социально-экономическому признаку.

3. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от метода бюджетной деятельности.

4. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от методов аккумуляции.

5. Налоговые и неналоговые доходы налогов субъектов Российской Федерации.

6. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от признака экономической эквивалентности.

6. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от способа движения денежных средств.

7. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от вида правового акта, лежащего в основании получения дохода.

8. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от основания права на получение дохода.

9. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от назначения платежа.

10. Структура Бюджетной классификации Российской Федерации в части доходов бюджетов Российской Федерации.

[1] См.: Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф. Н. И. Химичевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 335 – 336.

В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. Классификация доходов бюджетов — это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствующими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2. Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации — разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень — целевые статьи расходов федерального бюджета, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов, четвертый уровень — виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по целевым статьям.

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Рис.7.1. Бюджетная классификация

5. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным; распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов представляет собой группировку расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов.

Перечни главных распорядителей средств бюджетов субъектов РФ и распорядителей средств местных бюджетов утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация в части классификации доходов: бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов, экономической классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов едина для бюджетов всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом.

Законодательные или представительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

В бюджетной классификации приводится также перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Она включает целевые статьи расходов федерального бюджета, виды расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация утверждается в форме закона, в который вносятся изменения и дополнения одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной классификации позволит повысить эффективность мобилизации и использования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.

7.2. Бюджетная классификация доходов и расходов бюджета

В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.

I . Налоговые доходы:

  • налог на прибыль (доход) организаций;
  • налог на доходы от капитала;
  • подоходный налог с физических лиц;

1) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ;
  • федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы;
  • налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
  • налог с продаж;
  • единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства — вмененный налог на доходы;

2) налоги на имущество:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • налог на наследование или дарение;

3) платежи на пользование природными ресурсами:

  • платежи на пользование недрами;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • лесной налог; а водный налог;
  • экологический налог;
  • земельный налог;

4) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

  • таможенная пошлина;
  • таможенные сборы;
  • • прочие налоги, пошлины и сборы:
  • государственная пошлина;
  • взносы в государственные фонды;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на рекламу;

II . Неналоговые доходы:

6) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
  • доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности;
  • проценты, полученные от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета;
  • проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;
  • доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
  • перечисление прибыли Центрального банка РФ;
  • платежи от государственных и муниципальных организаций;
  • плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам;
  • прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

7) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

  • поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;
  • поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
  • доходы от продажи квартир;
  • доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, другого оборудования;
  • доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, кладов и другого имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • прочие неналоговые доходы;

8) безвозмездные перечисления:

  • от бюджетов других уровней;
  • от государственных внебюджетных фондов;
  • от государственных организаций;
  • от наднациональных организаций;
  • средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;

9) доходы целевых бюджетных фондов:

  • дорожные фонды;
  • экологические фонды;
  • фонд развития таможенной системы РФ;
  • государственный фонд борьбы с преступностью;
  • фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ;
  • целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ включает следующие разделы:

  • государственное управление и местное самоуправление;
  • судебная власть;
  • международная деятельность;
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • промышленность, энергетика и строительство;
  • сельское хозяйство и рыболовство;
  • охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
  • транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • образование;
  • культура, искусство и кинематография;
  • средства массовой информации;
  • здравоохранение и физическая культура;
  • социальная политика;
  • обслуживание государственного долга;
  • пополнение государственных запасов и резервов;
  • финансовая помощь бюджетам других уровней;
  • утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
  • мобилизационная подготовка;
  • прочие расходы;
  • целевые бюджетные фонды.

Экономическая классификация расходов бюджетов включает следующие статьи:

1) текущие расходы:

  • выплаты процентов;
  • субсидии и текущие трансферты;
  • оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом;

2) капитальные расходы:

  • капитальные вложения в основные фонды;
  • создание государственных запасов и резервов;
  • приобретение земли и нематериальных активов;
  • капитальные трансферты;

3) предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения:

  • предоставление кредитов (бюджетных ссуд);
  • предоставление государственных кредитов правительствам иностранных государств;
  • возврат государственных кредитов правительствами иностранных государств;
  • итого расходов.

7.3 . Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает следующие статьи:

1) финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

2) государственные ценные бумаги;

3) бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

4) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

5) прочие источники внутреннего финансирования.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита включает статьи, относящиеся только к федеральному бюджету:

1) кредиты международных финансовых организаций;

2) кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

3) кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

5) прочее внешнее финансирование.

7.4. Классификация видов государственных долгов

Огромное негативное воздействие на экономику России окатывает накопленный государственный долг. В бюджетной классификации выделен раздел классификации видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ. Раздел включает следующие статьи:

  • целевой заем 1990 г.;
  • целевые вклады и чеки на автомобили;
  • государственный внутренний заем РФ 1991 г.;
  • государственный внутренний долг РФ, принятый бывшего СССР;
  • государственный внутренний заем 1992 г.;
  • задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991—1994 гг., включая задолженность по процентам;
  • казначейские обязательства;
  • государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
  • государственные краткосрочные облигации;
  • государственные казначейские векселя;
  • переоформленные в вексель Минфина РФ задолженности: по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера; предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами; по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва;
  • государственные гарантии;
  • облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонным доходом;
  • государственный сберегательный заем;
  • государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств;
  • индексация вкладов населения;
  • задолженности: по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком РФ странам СНГ;

Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий; по внутреннему валютному долгу; по авалированным векселям Агропромбанку; предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности; облигации государственных нерыночных займов.

Классификация видов государственного внешнего долга РФ включает следующие статьи — государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от: правительств иностранных государств; иностранных коммерческих банков и фирм; международных финансовых организаций.

Письмо Минфина России

от 14.05.2015 № 02-05-11/27759

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 22.05.2015

Дата изменения: 22.05.2015

Прикрепленный файл: pdf, 3.77 МБ

Финансовые органы субъектов Российской Федерации

В целях обеспечения формирования проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов Министерство финансов Российской Федерации сообщает.

К правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), применяются изменения в статьи 18, 20, 21, 23 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), предусмотренные Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ (далее - Закон № 311-ФЗ), в части новой структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации (кодов классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) и нового порядка применения классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ).

В этой связи Министерством финансов Российской Федерации осуществляется подготовка проекта приказа об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов).

В целях реализации новых положений бюджетного законодательства предполагаются следующие изменения в структуру кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

1. Код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

В соответствии со статьей 19 Кодекса классификация операций публично-правовых образований (КОСГУ) является составной частью бюджетной классификации Российской Федерации, которая используется для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, Кодекс нормы по обязательному применению КОСГУ при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не содержит. При этом осуществление группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов реализуется согласно Кодексу путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Статьей 219.1 Кодекса (в редакции Закона № 311-ФЗ) установлено, что в порядке составления и ведения бюджетных росписей может устанавливаться право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых лимитов бюджетных обязательств только по подгруппам (подгруппам и элементам) видов расходов .

- кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов;

- а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления .

Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств в целях организации исполнения бюджета (бюджетной росписи) по расходам при распределении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (ПБС) может быть установлена на уровне бюджетных смет подведомственных ПБС дополнительная управленческая детализация по кодам КОСГУ - дополнительно (сверх) к двадцатизначному коду бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья расходов, вид расходов).

Указанная детализация по кодам КОСГУ основывается либо на перечне кодов КОСГУ, установленном Минфином России согласно Указаниям (базовый перечень КОСГУ), либо по расширенному перечню подстатей КОСГУ (дополнительно детализированному перечню операций сектора государственного управления), установленному финансовым органом соответствующего бюджета с учетом общих требований к порядку формирования указанного перечня, установленного согласно статье 23.1 Кодекса Министерством финансов Российской Федерации (далее - детализированный перечень КОСГУ).

В настоящее время в целях обеспечения гармонизации КОСГУ с требованиями международных стандартов по статистике государственных финансов (СГФ) Минфином России осуществляется уточнение перечня кодов КОСГУ и порядка их применения, а также общие требования к порядку формирования детализированного перечня КОСГУ.

В разрабатываемом в составе проекта Указаний Министерством финансов Российской Федерации проекте общих требований к порядку формирования детализированного перечня КОСГУ предусмотрено обязательное применение на уровне консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации единых правил детализации подстатей КОСГУ, устанавливаемых с учетом положений Указаний финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в целях обеспечения сопоставимости показателей расходов в рамках консолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации будет иметь возможность устанавливать с учетом общих требований Министерства финансов Российской Федерации обязательную к применению всеми бюджетами, входящими в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации необходимую дополнительную детализацию КОСГУ и (или) правила установления финансовыми органами муниципальных образований минимальной детализации подстатей КОСГУ.

Согласно статье 267.1 Кодекса под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 269.1 Кодекса к полномочиям Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств.

В связи с изменениями порядка применения КОСГУ Министерством финансов Российской Федерации вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов Минфина России, в том числе обеспечивающих порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджетов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с которым органы Федерального казначейства при проведении санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов будут осуществлять контроль, начиная с 2016 года, по коду вида расходов. Санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета также будет осуществляться по коду вида источников финансирования дефицита бюджета.

2. Код классификации доходов бюджетов.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов, является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривает следующие составные части:

код главного администратора доходов бюджета (1 - 3 разряды);

код вида доходов бюджетов (4 - 13 разряды);

код подвида доходов бюджетов (14 - 20 разряды).

Структура кода классификации доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджета

Читайте также: