Проверка налоговой отчетности коммерческих организаций

Опубликовано: 03.05.2024

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

adventure-1807524_1920.jpg

Оговоренные меры поддержки бизнеса постепенно облачаются в нормы закона. К сожалению, не обходится без коллизий, как по вопросам компетенции органов, принимающих соответствующие акты, так и по их частичному внутреннему противоречию. Вместе с тем, полагаю, что эти вопросы будет окончательно решены при принятии указанных ниже законопроектов.

В настоящее время очерчен круг субъектов, имеющих первостепенное право претендовать на государственные меры поддержки. Так, по состоянию на 05.04.2020 г. согласно данным Минэкономразвития РФ, к сферам деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки, относятся:

  • авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки (коды ОКВЭД 2: 49.3, 49.4, 51.1, 51.21, 52.23.1, 52.23.11, 52.23.12, 52.23.13, 52.23.19);
  • культура, организация досуга и развлечений (Код ОКВЭД 2 90);
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт (коды ОКВЭД 2: 93, 96.04, 86.90.4);
  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (код ОКВЭД 2: 79);
  • гостиничный бизнес (код ОКВЭД 2: 55);
  • общественное питание (код ОКВЭД 2: 56);
  • организация дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений (коды ОКВЭД 2: 85.41, 88.91);
  • организация конференций и выставок (код ОКВЭД 2: 82.3);
  • бытовые услуги населению (коды ОКВЭД 2: 95, 96.01, 96.02).

Все известные на сегодняшний момент (на 05.04.2020 г.) меры поддержки бизнеса от последствий эпидемии коронавируса изложены в таблице. Для удобства ориентации каждый блок мер начинается с уже принятых льгот, отсрочек и компенсаций, а заканчивается положениями норм законопроектов.

Срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год перенесен на 06.04.2020 г.**

* по мнению Минфин РФ данное правило распространяется только на те компании, которые не попали в список организаций, для которых нерабочая неделя осталась рабочей согласно Указу Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206

** согласно Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239 срок сдачи отчетности должен быть автоматически перенесен на 06.05.2020 (с учетом выходных и нерабочих праздничных дней). Однако таких разъяснений от фискального органа пока не было.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ (в части внесения изменений в п.7 ст.6.1 РФ)

Письмо ФНС РФ от 27.03.2020 №07-04-07/24096/ВД-4-1/5303*

Письмо Минфина от 31.03.2020 № 03-02-07/2/25589

На 3 месяца продлен установленный НК РФ срок представления налогоплательщиком налоговых деклараций (за исключением деклараций по НДС), расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок представления которых приходится на период март-май 2020 года.

Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

2. Сроки ответа на требования

На 20 рабочих дней продлен установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованию о представлении документов (информации, пояснений), при получении таких требований в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года.

Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

3. Налоговые проверки

До 01.05.2020 г. приостановлено вынесение решений о проведении выездных налоговых проверок, а также их фактическое проведение.

До 01.05.2020 г. приостановлено инициирование и проведение проверок по соблюдение требований валютного законодательства, законодательства о применении ККТ.

Проводимые мероприятия налогового контроля должны исключать непосредственный контакт с налогоплательщиком и иными лицами. Вынесение решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, а также производства по делам об административных и налоговых правонарушениях будет осуществляться по телекоммуникационным каналам связи, а также видеоконференц-связи.

Приказ ФНС России от 20.03.2020 №ЕД-7-2/181@

До 01.06.2020 г. в отношении налогоплательщиков приостановлено вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также проведение назначенных налоговых проверок.

До 01.06.2020 г. приостановлено течение сроков в отношении проверок, а также сроков, предусмотренных ст. 100, 101, 101.4 НК РФ.

До 01.06.2020 г. приостановлено инициирование и проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства.

Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

4. Взыскание налоговой задолженности

До 01.05.2020 г. приостанавливается применение мер взыскания:

Информация с сайта ФНС России (со ссылкой на поручение Президента и Правительства РФ)
Такой список опубликован на сайте Минэкономразвития РФ

До 1 июня 2020 г приостановлено вынесение налоговыми органами в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ решений о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банках и переводов их электронных денежных средств.

Налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 126 НК РФ, совершенных в период с 01.03.2020 по 01.06.2020, не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется.

Утверждены правила, устанавливающие дополнительные основании, порядок и условия предоставления налогоплательщику отсрочки или рассрочки по уплате налогов.

Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

5. Перенос сроков уплаты налогов

Для организаций, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, занятых в указанных сферах по основному виду деятельности переносятся сроки уплаты всех налогов, кроме НДС и НДФЛ:

  • на шесть месяцев для компаний и ИП, включенных в реестр МСП
  • на три месяца для остальных представителей бизнеса, не включенных в Реестр МСП

уплаты страховых взносов для организаций по перечню основных видов экономической деятельности:

  • на шесть месяцев для микропредприятий*

* по состоянию на 05.04.2020 г. информация о переносе сроков уплаты страховых взносов на сайте ФНС РФ удалена

Информация с сайта ФНС России (со ссылкой на поручение Президента и Правительства РФ)

Перечень сфер деятельности размещен на сайте Минэкономразвития РФ

На 6 мес. продлен срок уплаты налога на прибыль, налога уплачиваемого при применении УСН, ЕСХН за 2019 г. для:

  • организаций, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях экономики в наибольшей степени пострадавших от COVID-19

На 6 мес. продлен срок уплаты всех налогов (за исключением НДС), за отчетные периоды, приходящиеся на 1 квартал 2020 (на четыре месяца – за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (2 квартал) 2020 года) для:

  • организаций, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях экономики в наибольшей степени пострадавших от COVID-19

Для организаций включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях экономики в наибольшей степени пострадавших от COVID-19, сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу переносятся:

  • за первый квартал 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года;
  • за второй квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года.

На 6 мес. продлены сроки уплаты страховых взносов для организаций, ведущих деятельность в отраслях экономики в наибольшей степени пострадавших от COVID-19, и признаваемых микропредприятиями, исчисленных с выплат в пользу физических лиц за период март - май 2020 года.

И на 4 месяца, на этих же условиях, исчисленных с выплат в пользу физических лиц за период июнь и июль 2020 года, и страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года, исчисленных с суммы дохода плательщика, являющегося индивидуальным предпринимателем, превышающей 300 000 рублей.

Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

6. Новые ставки по страховым взносам

Для малых и средних предприятий начиная с 01.04.2020 г. вводится новая ставка 15%. Она будет взиматься с части зарплаты превышающую МРОТ. С зарплаты в приделах МРОТ будет взиматься, как и раньше, взносы по ставке 30%.

Структура новой ставки: ПФР – 10%, ФСС – 0%, ФОМС -5%

Законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» №862653-7 ФЗ

ЮК «Центральный округ»оказывает всю необходимую юридическую помощь бизнесу по вопросам, возникающим из-за эпидемии COVID-19. В частности, мы готовы:

  • представить ваши интересы перед налоговой и прочими надзорными органами;
  • сопроводить переговоры с контрагентом (банком, арендодателем, прочим кредитором и т.п.);
  • оказать содействие в получении сертификата ТПП РФ об обстоятельствах форс-мажора.

Закончился мораторий на выездной контроль, и шквал проверок буквально захлестнул многие регионы страны. И это понятно, поскольку необходимо выполнить все запланированные мероприятия, да и «прилично исхудавший» бюджет страны нужно пополнять. Расскажем, каковы требования ФНС к налогоплательщикам и с чем можно столкнуться в ходе фискального контроля и оперативных проверок.

Ох, уж эти требования!

Немногие компании могут похвастать редким получением требований о представлении документов (информации), как в рамках, так и вне проверок. Причем количество истребуемых документов порой просто шокирует.

Если вы получили требование о представлении документов, которое не в состоянии исполнить в срок, надо быстро действовать для получения «отсрочки». В течение 1 дня, следующего за днем получения требования необходимо письменно уведомить инспекцию о невозможности представления в указанные сроки документов и указать причину (например, большое количество документов) (п. 3 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Стоит отметить, что продление срока, это право, а не обязанность налогового органа, и не всегда инспекция идет на встречу налогоплательщикам.

В этом случае есть два варианта действий:

  • постараться предоставить все документы в срок,
  • представить своевременно часть документов, а остальную — позже.

Как показывает практика, при втором варианте действий есть существенный риск получить штраф по ст. 126 НК РФ — 200 руб. за каждый непредставленный документ. Например, у компании истребовали в ходе выездного контроля более 1 млн. документов, отведя на это 10 рабочих дней с даты получения требования, затем, не продлевая срок, привлекли к ответственности. Благо, что суды поддержали налогоплательщика, освободив от штрафа и признав непредставление большого количества документов в короткий срок уважительной причиной (Постановление Девятого ААС от 16.07.2020 № 09АП-9404/2020). Кстати, инспекция упорно настаивала на физической возможности подготовить копии документов в срок, если привлечь всех работников компании. Приятно, что суды умерили пыл налогового органа. Так что, если инспекция не идет на встречу, можно попытаться оспорить штраф в судебном порядке.

Не всегда из требований можно точно определить, какие именно документы компании следует предоставить, тем не менее ее могут оштрафовать за непредставление таковых. Иногда суды в таких ситуациях могут снизить сумму штрафа (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.03.2020 № Ф07-2209/2020).

Инспекторы могут допустить ошибки, в том числе в сроках представления документов. Например, в рамках выездной проверки компании было направлено требование о представлении документов, в котором инспекция, ссылаясь на ст. 93 НК РФ ошибочно указала срок представления не 10, а 20 рабочих дней со дня его получения. Поскольку в установленный НК РФ срок документы не были представлены, компанию оштрафовали. Суды освободили компанию от штрафа, указав, что налогоплательщик вправе руководствоваться информацией, указанной в требовании — 20 дней и в его действиях отсутствует вина в совершении налогового правонарушения. (Постановление Седьмого ААС от 26.06.2020 по делу № А03-13296/2019).

И еще популярная налоговая «фишка» текущего года —сравнить показатели деклараций по НДС и налогу на прибыль и попросить налогоплательщика пояснить причины расхождений налоговых баз по этим налогам. Знакомая ситуация, не правда ли? И никого не смущает, что правила исчисления налога на прибыль и НДС (включая порядок определения «дохода» для целей начисления налога на прибыль и порядок определения «отгрузки» для исчисления НДС) существенно различаются. Данные, содержащиеся в налоговых декларациях по налогу на прибыль и НДС несопоставимы и не находятся в зависимости друг от друга. Тем не менее в этой ситуации пояснения давать надо, даже в части «налоговых азов». Кстати, суды тоже считают различия между показателями налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС нельзя классифицировать в качестве ошибок (противоречий, несоответствий), упомянутых в п. 3 ст. 88 НК РФ, поэтому представление выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета или иных документов является правом, а не обязанностью налогоплательщика (например, Решение АС Липецкой области от 30.06.2020 № А36-2872/2020).

Несомненно, требования о представлении пояснений и документов будут приходить налогоплательщикам регулярно. Но если вы хотите сократить этот поток, не забывайте о своих правах, анализируйте каждый запрос на предмет его правомерности и возможности своевременного его исполнения.

Портрет добросовестного налогоплательщика

Несмотря на отсутствие в налоговом законодательстве понятия «добросовестный налогоплательщик», оно не первый год звучит в инспекциях и залах судов. Картину идеального налогоплательщика «рисуют» инспекторы по-своему и по-разному. Недавно на официальном сайте ФНС появился портрет добросовестного налогоплательщика. Отметим важные его черты:

  • средняя заработная плата сотрудников не ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  • имеется всё необходимое для достижения результатов соответствующей экономической деятельности: наличие технического или управленческого персонала, основных средств, производственных активов, транспортных средств, складских помещений;
  • совершенные сделки с контрагентами имеют логичную экономическую цель;
  • реальность осуществления операций производится с учетом времени, места нахождения имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • результат любой сделки — получение прибыли;
  • к оформлению финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентами подходит ответственно;
  • не осуществляет операции с компаниями, в отношении которых возбуждены уголовные, административные судопроизводства;
  • нет транзитных платежей с организациями-участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • присутствует осмотрительность (в том числе, с использованием сети Интернет, СМИ и официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента), сформированная в виде досье на каждого контрагента.

Многие черты перекликаются с положениями статьи 54.1 НК РФ, посвященной пределам осуществления прав налогоплательщиками по исчислению налоговой базы или, проще говоря, — основаниям для учета расходов и вычетов.

Так, что ориентиры фискального органа в целом понятны, для минимизации налоговых рисков стоит учитывать их в своей деятельности и надеяться на отсутствие формализма со стороны инспекторов при проведении поверок, который не поддерживается судами. Например, в делах, посвященных «налоговой реконструкции» указано на недопустимость формального подхода инспекторов в случаях исполнения обязательств по договору третьей стороной, а не заявленным контрагентом и необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика (учет реально понесенных расходов) (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.07.2020 № Ф04-611/2020, Постановление 7 ААС от 13.07.2020 № А27-14675/2019).

Разумная коммерческая осмотрительность

Одно упоминание об осмотрительности вызывает у многих налогоплательщиков массу негативных эмоций. Почти каждый налогоплательщик хоть раз сталкивался с недобросовестными контрагентами, которые не уплатили налоги или не отразили сделки с ним в своей налоговой отчетности, или оказалось, что у контрагента формально отсутствовали ресурсы (сотрудники, техника и т.п.) для выполнения договора (он не оформлял официально свои отношения с субподрядчиками). Претензии о неправомерных расходах и вычетах в такой ситуации получал налогоплательщик, поскольку именно он не проявил должную осмотрительность.

Да, деловая цель сделок, хозяйственных операций и должная осмотрительность продолжают оставаться критериями оценки действий налогоплательщика с позиции добросовестности. Проблема в том, что четких требований, в чем именно должна выражаться «должная осмотрительность» у налоговых органов нет. Суды указывают, что следует учитывать разумные пределы при проявлении коммерческой осмотрительности и не превращать «недостаточное проявление должной осмотрительности» по оценке инспекторов в безусловное основание для отказа в налоговых вычетах и учете расходов по сделкам с контрагентами.

При оценке обоснованности налоговой выгоды необходимо проверять преследовал ли налогоплательщик цель уклонения от налогов, либо в отсутствие такой цели знал (должен был знать) о «налоговой порочности» контрагента (Определения ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064).

То есть, налоговый орган должен учитывать:

Знал или должен был знать налогоплательщик о допущенных контрагентом нарушениях (в силу зависимости или аффилированности).

Данное требование закреплено в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и как бы инспекторы ни пытались забыть его, налогоплательщики и суды настойчиво напоминают о нем.

  • Проявлена ли разумная осмотрительность, характерная для подобных сделок (имел ли контрагент собственные ресурсы для исполнения сделки или привлекал третьих лиц, отчетность, наличие опыта, лицензий, соответствие рыночным ценам и пр.). Т.е. учитывается именно здравая коммерческая осмотрительность, присущая бизнесу при заключении определенных сделок, а не требуется чрезмерные, а порой и невозможные «проверочные мероприятия» от налогоплательщика при заключении сделок.
  • Безусловно, концепция осмотрительности будет применяться при проверке сделок сквозь призму ст. 54.1 НК РФ, особенно при «тесте стороны договора», поэтому рекомендуем пользоваться полезными сайтами для проверки контрагентов:

    Оперативные налоговые проверки

    Слухи о скором появлении неких оперативных проверок налоговых органов появились еще в 2019 году, но что под этим подразумевалось, оставалось только догадываться. И вот получен ответ на «загадку» — это проверки применения ККТ, только в новом обличии и с расширенными возможностями. Предлагается отменить Закон 54-ФЗ о применении ККТ и административные штрафы за «кассовые» нарушения (ст. 14.5 КоАП РФ) и перенести их в Налоговый кодекс (Законопроекты «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники» — ID проекта 02/04/07-20/00106012, «О внесении изменений в КоАП РФ» -ID проекта 02/04/07-20/00106036).

    Отметим важные изменения для бизнеса:

    • увеличат размеры штрафных санкций за неприменение ККТ и расширят основания для их применения. Например, расчет без ККТ будет грозить организации штрафом — в размере 100% суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 руб. (сейчас штраф может быть от 3/4 до 1 размера суммы расчета без применения ККТ), а за непредставление организацией всех положенных фискальных данных в налоговые органы введут штраф — 200 000 руб.
    • вводятся новые способы наказаний для компаний, неправильно применяющих ККТ. Например, блокировка автоматических устройств для расчетов, банковских счетов, сайтов, программных продуктов, мобильных приложений и страниц в соцсетях, через которые проводятся расчеты без ККТ, приостановление деятельности. Блокировку интернет-ресурсов будут производить с привлечением Роскомнадзора;
    • увеличится срок давности по нарушениям — вместо 1 года будет 3;
    • появятся новые термины. Например, «фиксация расчетов» — действия, совершаемые организацией или ИП с использованием средств автоматизации — ККТ или информационного ресурса на сайте ФНС (кабинет ККТ);
    • бланки строгой отчетности (БСО) исчезнут из делового оборота;
    • оперативные налоговые проверки, заменяющие привычные проверки ККТ, будут с более широкими полномочиями инспекторов. Инспекторы смогут привлекать сотрудников ФСБ. Длительность оперативной проверки увеличится до 20 рабочих дней, с возможностью ее продления до 40 рабочих дней, а акт проверки будет составляться только в электронном виде;
    • право на контрольные закупки инспекторами закрепят на законодательном уровне. Проводить их можно будет и при дистанционной торговле (услугах);
    • будет проводиться постоянный мониторинг — сбор, обобщение, систематизация информации о конкретном лице (например, данные о применении ККТ, поступающие в инспекцию, жалобы и данные любых открытых источников). О том, что проводился мониторинг, компания сможет узнать, получив через кабинет ККТ предписание об устранении нарушений.

    Следует констатировать, что ФНС активно расширяет полномочия и возможности для тотального онлайн-контроля за деятельностью налогоплательщиков, в том числе за всеми расчетами и выручкой компаний и ИП. При таком подходе и темпах вполне реально в самые короткие сроки исполнение намерения Минфина о собираемости налогов не менее 99% (Проект Плана деятельности Министерства финансов РФ на 2020-2025 годы).

    Как видим, налоговый контроль ежегодно усиливается, а значит, руководителям важно всерьез задуматься о налоговом порядке в своих компаниях и принять необходимые меры по снижению налоговых рисков.

    Оптимальным решением для исключения рисков налогового контроля и налоговых доначислений является проведение системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» со страховкой от налоговых претензий, юридической защитой проверенного периода и компенсацией штрафов и пени в случае доначисления налогов в течении 3 лет. Также налоговые юристы компании «Правовест Аудит» -при необходимости готовы представлять интересы в налоговых органах и судах, сопровождать и защищать ваши права при проведении допросов, выемке документов и осмотре территорий.

    Налоговые инспекции не проверяют соблюдение единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако они вправе проводить налоговые проверки, в ходе которых могут быть выявлены грубые нарушения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Минфин России сообщил о полномочиях налоговых инспекций при выявлении нарушения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Требования к бухгалтерской отчетности

    Единые требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены статьей 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402 ФЗ).

    Прежде всего, отчетность должна давать пользователям достоверное представление:

    • о финансовом положении организации на отчетную дату, то есть на последний календарный день отчетного периода (ч. 6 ст. 15 Закона № 402-ФЗ, п. п. 4, 12 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, далее – ПБУ 4/99);
    • о финансовом результате деятельности организации;
    • о движении денежных средств за отчетный период.

    Отчетность должна быть составлена на основе:

    • данных из регистров бухгалтерского учета;
    • информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

    Отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений организации независимо от их места нахождения. Отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

    Хранить бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение к ней (при его наличии) следует по правилам организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (ч. 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ). Фактически же минимальный срок хранения годовой бухгалтерской отчетности и аудиторских заключений о ней составляет 10 лет (ст. 351 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-13/2015).

    Права налоговых инспекций

    Налоговые инспекции не обязаны проверять соблюдение единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных Законом № 402-ФЗ. Однако инспекции вправе проводить налоговые проверки, в ходе которых могут быть выявлены грубые нарушения требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Понятие «грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» раскрыто в статье 15.11 КоАП РФ. Под «грубым нарушением» понимается:

    • искажение любого денежного показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%;
    • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
    • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
    • составление бухгалтерской отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
    • отсутствие у экономического субъекта регистров бухгалтерского учета, первичных учетных документов, бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (если проведение аудита бухгалтерской отчетности является обязательным) в течение установленных для них сроков хранения.

    Административная ответственность

    Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет административную ответственность руководителя или главного бухгалтера организации в виде штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей. Правонарушение, совершенное повторно, влечет наложение штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного до двух лет.


    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    *Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

    Организация и методика проведения налоговых проверок, налоги

    ID (номер) заказа

    Организация и методика проведения налоговых проверок, налоги

    Написать курсовую На тему «Проверка налоговой отчетности коммерческих организаций» на примере предприятия. (Предприятие на ваше усмотрение) Методическое пособие прикладываю.

    Закажите подобную или любую другую работу недорого

    city
    city
    bush
    bush

    Вы работаете с экспертами напрямую,
    не переплачивая посредникам, поэтому
    наши цены в 2-3 раза ниже

    Цены ниже – качество выше!
    Цены ниже – качество выше!

    Последние размещенные задания

    Магистерская диссертация, Анализ хозяйственной деятельности

    Срок сдачи к 30 сент.

    Обработка табличных данных с помощью электронных таблиц MS Excel

    Срок сдачи к 23 мая

    Сделать реферат по прикрепленным вопросам

    Реферат, Физическая культура и спорт

    Срок сдачи к 15 июня

    выполнить задание: найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм

    Решение задач, русский язык и культура речи

    Срок сдачи к 20 мая

    Разработка технологического процесса изготовления вала

    Курсовая, технология конструкционных материалов

    Срок сдачи к 26 мая

    Ответить на вопросы до 17:00

    Срок сдачи к 20 мая

    Решить задачи по заданию

    Контрольная, Финансовый учет

    Срок сдачи к 28 мая

    Установки отбензинивания углеводородных газов

    Контрольная, Технология выполнения работы по профессии оператор технологических установок

    Срок сдачи к 30 мая

    разработка финансовой стратегии для организации

    Лабораторная, Финансовый анализ

    Срок сдачи к 20 мая

    Подготовьте апелляционную, кассационную и надзорную жалобы

    Контрольная, гражданский процесс

    Срок сдачи к 21 мая

    Контрольная работа, с 9:00 до 11:30 (2,5 часа)

    Онлайн-помощь, Немецкий язык

    Срок сдачи к 21 мая

    3 задачи из мат. анализа 2 семестра университета

    Решение задач, Математический анализ

    Срок сдачи к 25 мая

    Система технического обслуживания и ремонта оборудования

    Контрольная, Технология выполнения работы по профессии оператор технологических установок

    Срок сдачи к 30 мая

    Диплом уже готов, надо сделать презентацию на 10 слайдов

    Срок сдачи к 23 мая

    Нужно сочинение 270-310 слов на тему "Что способно изменить человека

    Срок сдачи к 21 мая

    Диплом, Психология и педагогика

    Срок сдачи к 26 июня

    Курсовая, история государства и права

    Срок сдачи к 30 мая

    Решить задачу по образцу (см. присоединеный файл)

    Решение задач, уголовное право

    Срок сдачи к 20 мая

    47 710 оценок Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    close

    arrow

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    arrow

    close

    arrow

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    arrow

    close

    arrow

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    arrow

    close

    arrow

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    arrow

    обратились к нам
    за последний год

    работают с нашим сервисом

    заданий и консультаций

    заданий и консультаций

    выполнено и сдано
    за прошедший год

    Тысячи студентов доверяют нам
    Тысячи студентов доверяют нам

    Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
    А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
    искать кого-то в Интернете

    Размещаем задание

    Отклик экспертов с первых минут

    С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

    Цены ниже в 2-3 раза

    Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
    ниже, чем в агентствах

    Доработки и консультации
    – бесплатны

    Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
    и выполняются в максимально короткие сроки

    Гарантия возврата денег

    Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

    На связи 7 дней в неделю

    Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
    и в праздники

    placed_order

    Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
    Только не у нас!

    Безопастная сделка

    Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
    над заданием и гарантийного срока

    Гарантия возврата денег

    Гарантия возврата денег

    В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
    возврат полной уплаченой суммы

    line
    line
    line
    line
    line

    line
    line
    line
    line
    line

    Создание заказа

    Выбор эксперта

    Выполненное задание

    Написание отзыва


    Поможем вам со сложной задачкой

    С вами будут работать лучшие эксперты.
    Они знают и понимают, что работу доводят
    до конца

    ava
    executor

    С нами с 2014
    года

    Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
    Рейтинг: 88 317
    Среднее 4,99 из 5

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    1 034 оценки

    ava
    executor

    С нами с 2015
    года

    Помог студентам: 4 517 Сдано работ: 4 517
    Рейтинг: 74 192
    Среднее 4,7 из 5

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    2 001 оценка

    avatar
    executor_hover

    С нами с 2016
    года

    Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
    Рейтинг: 59 699
    Среднее 4,75 из 5

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    569 оценок

    line

    avatar
    executor_hover

    С нами с 2013
    года

    Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
    Рейтинг: 55 941
    Среднее 5 из 5

    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг
    Рейтинг

    1 027 оценок


    1. Сколько стоит помощь?

    Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

    Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

    3. Выполняете ли вы срочные заказы?

    Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

    4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

    Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

    5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

    Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

    6. Каким способом можно произвести оплату?

    Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

    7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

    На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

    8. Какой у вас режим работы?

    Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

    Читайте также: