Налоговая проверка по страховым взносам

Опубликовано: 16.05.2024

11 августа эксперт бухгалтерской программы БухСофт, руководитель направления Зарплата и кадры, Ивана Бобров, провел вебинар, который собрал более 5 000 бухгалтеров

В течение часа, эксперт БухСофта подробно рассказал о проверках и как на них реагировать. Вы можете прямо сейчас посмотреть запись вебинара. А в статье мы подготовили подробные пояснения на частые запросы инспекторов. Читайте прямо сейчас — как отвечать бухгалтеру, чтобы не было претензий.

Пояснения в ИФНС: как уточнить СНИЛС

Если ИФНС требует уточнить СНИЛС — эксперт БухСофт рекомендует ответить следующим образом:

«ООО „Ромашка“ 2 июля 2020 года направило в налоговую инспекцию по месту учета организации (ИФНС № 10 по г. Москве) расчет по страховым взносам за I полугодие 2020 года. Расчет направлен через программу спецоператора (электронный файл NO_RASCHSV_7710_7710_7710815980771001001_20180402_0A2368FA-9DBD-4B01-B4E6-5087D6346983.xml).

3 августа 2020 года из ИФНС № 10 по г. Москве поступило уведомление об уточнении расчета по взносам из-за некорректного номера СНИЛС. В квитанции о приеме расчета указано, что не найден СНИЛС по одному сотруднику — Марии Ивановне Ивановой.

Согласно страховому свидетельству из Пенсионного фонда страховой номер М.И. Ивановой Паспортные данные М.И. Ивановой: паспорт серии 46 02 № 545177, выдан УВД Одинцовского р-на Московской обл. 11.01.2002, адрес регистрации: 111111, г. Москва, Большая Новодмитровская, д. 123, кв 125

ООО „Ромашка“ указало в расчете по страховым взносам за I полугодие 2020 года верный СНИЛС М.И. Ивановой.

Также сообщаем, что ООО „Ромашка“ успешно представило сведения по форме СЗВ-М за январь—июнь 2020 года в Пенсионный фонд. Просим уточнить данные в базе ФНС.

  • копия страхового свидетельства М.И. Ивановой;
  • копия паспорта М.И. Ивановой;
  • копии успешно принятых органом ПФР отчетов СЗВ-М за январь—июнь 2020 года.»

Получите прямо сейчас бесплатную консультацию от экспертов программы БухСофт в онлайн-чате.

Пояснения в ИФНС о том, что число застрахованных в РСВ и СЗВ-М не совпадает из-за отличий в правилах заполнения

Ответ на требование о предоставлении пояснений:

13 мая 2020 года года ООО «Ромашка» получило требование предоставить пояснения о расхождениях в сведениях о застрахованных лицах в СЗВ-М и расчете по страховым взносам.

Расхождения возникли из-за выплат М.И. Ивановой и связаны с отличиями в порядке заполнения СЗВ-М и расчета по страховым взносам.

В марте 2020 года ООО «Ромашка» начислило М.И. Ивановой премию по итогам работы за 2019 год. М.И. Иванова уволилась из организации в декабре 2019 года. Премия назначена на основании положения о премировании. На сумму премии организация начислила страховые взносы.

В расчете по взносам за I квартал М.И. Иванова указана в числе застрахованных лиц и на нее заполнен раздел 3. В форме СЗВ-М за январь, февраль, март сведений о М.И. Ивановой нет. В этот период с М.И. Ивановой не действовал трудовой или гражданско-правовой договор. Копии подтверждающих документов прилагаем.

  • копия приказа об увольнении М.И. Ивановой от 15.12.2019 № 123;
  • копия положения о премировании сотрудников организации «Ромашка»;
  • копия приказа о назначении премии М.И. Ивановой за 2019 год от 27.01.2020 № 456.

Пояснения о расхождениях в РСВ и 6-НДФЛ из-за компенсации за задержку зарплаты

11 августа 2020 ООО «Ромашка» получило требование представить пояснения о причинах расхождений выплат в пользу сотрудников по данным расчета 6-НДФЛ за полугодие 2020 года с данными Расчета по страховым взносам за полугодие 2020 года.

15 июня 2020 года ООО «Ромашка» выплатило компенсацию за задержку заработной платы за апрель:

  • 180 руб. — И.И. Иванову;
  • 220 руб. — М.И. Ивановой;
  • 320 руб. — П.П. Петрову.

Итого выплатили компенсацию 720 руб. Компенсация не превышает 1/150 ключевой ставки, которая действует в период просрочки, от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Поэтому НДФЛ с компенсации ООО не удерживало. На сумму компенсации начислены страховые взносы (ст. 236 ТК, п. 1 ст. 217, п. 1 ст 420 НК).

  • бухгалтерская справка-расчет на выплату компенсации за задержку зарплаты.

Пояснения в ИФНС по зарплате ниже МРОТ

11 августа 2020 года ООО «Ромашка» получило из налоговой инспекции требование пояснить, почему средняя заработная плата отдельных сотрудников в организации ниже МРОТ.

В связи с получением вышеуказанного сообщения поясняем, что в ООО «Ромашка» есть сотрудники, которые заняты не на полную ставку, а именно:

секретарь Петрова Мария Александровна работает неполный день (4 часа в день), ее средняя зарплата за 2020 год составляет 9 130 руб. в месяц;

курьер Иванов Петр Петрович работает неполную неделю (2 дня в неделю), его средняя зарплата за 2020 год составляет 8 260 руб. в месяц.

Если бы эти сотрудники работали на полную ставку, их средняя зарплата превышала бы МРОТ.

  • расчет ФОТ, копии трудовых договоров, штатное расписание, зарплатные ведомости ООО «Ромашка»

Пояснения в ИФНС по зарплате ниже среднеотраслевого уровня

15 июля 2020 года ООО «Ромашка» получило из налоговой инспекции требование пояснить, почему средняя заработная плата в ООО ниже уровня среднемесячной зарплаты по виду экономической деятельности. В связи с получением вышеуказанного сообщения поясняем, что средняя зарплата в ООО «Ромашка» составляет 70 365 руб., что выше МРОТ, но ниже среднеотраслевого показателя 73 940 руб.

Контрольное соотношение, которое предусматривает сравнение средней зарплаты в ООО со среднеотраслевой, не выполняется из-за разницы в окладах обслуживающего персонала и высококвалифицированных специалистов. В частности существенно ниже среднеотраслевой зарплаты оклады следующих работников:

  • уборщиц (три штатные единицы) — средняя зарплата за 2020 год 20 000 руб.;
  • вахтеров (две штатные единицы) — средняя зарплата за 2020 год 22 000 руб.;
  • водителей (пять штатных единиц) — средняя зарплата за 2020 год 30 000 руб.

Зарплата указанных работников соответствует их квалификации и превышает уровень МРОТ.

Резервов для повышения заработной платы в настоящее время у ООО нет. Себестоимость продукции увеличилась, так как растет стоимость сырья и материалов. Кроме того, возросла стоимость арендной платы помещения. Поднять цены на продукцию организация не может, это приведет к падению спроса.

ООО проводит организационно-технические мероприятия, направленные на сокращение численности персонала с сохранением размера фонда оплаты труда. Эффект от проведения этих мероприятий (повышение средней зарплаты) ожидается в конце 2020 года.

  • расчет ФОТ, копии трудовых договоров, штатное расписание, зарплатные ведомости ООО «Ромашка».

Пояснения в ИФНС о том, что у организации нет расхождений в суммах выплаченных доходов, указанных в расчете 6-НДФЛ и Расчете по страховым взносам

10 августа 2020 года ООО «Ромашка» получила из налоговой инспекции сообщение о выявленных в расчете 6-НДФЛ ошибках и противоречиях с требованием дать пояснения или внести в нее изменения.

В сообщении налоговая инспекция указывает на расхождения в сумме выплаченных доходов, которые ООО отразило в расчете по форме 6-НДФЛ и расчете страховых взносов за полугодие 2020 года.

В связи с получением вышеуказанного сообщения поясняем, что ошибок в расчете 6-НДФЛ и расчете по страховым взносам за полугодие 2020 года нет.

Доходы в расчете 6-НДФЛ равны 34 572 000 руб. (строка 020 раздела 1 расчета 6-НДФЛ — строка 025 раздела 1 расчета 6-НДФЛ). Сумма выплат и иных вознаграждений,

исчисленных в пользу физических лиц, облагаемых страховыми взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в расчете по страховым взносам тоже равны 34 572 000 руб. Данные показатели отражены в графе 1 строки 030 подраздела 1.1 приложения 1 раздела 1, графе 1 строки 030 подраздела 1.2 приложения 1 раздела 1, графе 1 строки 030 подраздела 1.1 приложения 2 раздела 1 расчета по страховым взносам. Расхождений между 6-НДФЛ и расчетом по страховым взносам нет.

БухСофт — программа для бухгалтера малого и среднего предприятия. Прямо сейчас попробуйте БухСофт бесплатно. Вам будут доступны все возможности БухСофт.

Пояснения по снижению средней зарплаты в связи с увеличением числа работников

Пояснения о причинах снижения средней зарплаты

ООО «Ромашка» в ответ на требования о предоставлении пояснений по поводу снижения зарплаты при одновременном увеличении численности застрахованных лиц сообщает следующее.

В I квартале 2020 года ООО «Ромашка» наняло дополнительный персонал. Однако вопреки прогнозам отдела маркетинга продажи упали. Вследствие снижения объема реализации было принято решение о приостановке выплаты премий сотрудникам за выполнение плановых показателей. Поэтому средняя заработная плата сотрудников за полугодие 2020 года снизилась.

По указанным выше причинам за II квартал 2020 года снизилась сумма страховых взносов и НДФЛ.

Бизнес-план на II полугодие 2020 года, предусматривающий программу увеличения продаж ООО «Ромашка» и как следствие — возобновление выплаты премии сотрудникам, прилагается.

Пояснения по противоречиям в 6-НДФЛ, которые ошибкой не являются

10 августа 2020 года ООО «Ромашка» получила из налоговой инспекции сообщение о выявленных в расчете 6-НДФЛ ошибках и противоречиях с требованием дать пояснения или внести в нее изменения. В сообщении налоговая инспекция указывает на несоответствие суммы удержанного налога в расчете 6-НДФЛ за I полугодие 2020 года размеру налога, перечисленного в бюджет за отчетный период по данным КРСБ.

В связи с получением вышеуказанного сообщения поясняем, что ошибок в расчете 6-НДФЛ за I полугодие 2020 года нет.

Дело в том, что зарплата сотрудников за июнь была выплачена 30 июня 2020 года. В тот же день с этого дохода был исчислен и удержан НДФЛ. Однако срок уплаты этой суммы — 02 июля 2020 года, то есть уже во III квартале. Таким образом, сумма удержанного налога была отражена по строке 070 расчета 6-НДФЛ за I полугодие, а непосредственно перечисление в бюджет произошло за пределами отчетного периода.

В качестве подтверждающих документов к настоящим пояснениям прилагаем:

  • Выписку из регистров налогового учета по НДФЛ.
  • Копию платежного поручения на перечисление НДФЛ с зарплаты за июнь от 02 июля 2020 года.

Оставьте заявку — перезвоним сегодня, расскажем про БухСофт, откроем бесплатный доступ:

Контроль начисления и уплаты страховых взносов с 2017 года по большей части осуществляется ФНС. У ФСС также есть право администрировать часть платежей, исчисляемых с заработной платы работников. В каких случаях взносы могут быть доначислены и как отразить суммы по акту проверки в учете?

Вопрос: Какие действия должен предпринять налоговый орган для переквалификации договора ГПХ в трудовой договор для целей доначисления страховых взносов?
Посмотреть ответ

Кто проверяет?

Итак, правом осуществлять проверки законодатель наделяет налоговую службу и ФСС. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными.

Отказ принять к зачету суммы выплат — не повод для доначисления страховых взносов

Страховые взносы проверяются:

  • на обязательное пенсионное страхование – ФНС;
  • на обязательное медицинское страхование – ФНС;
  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством («больничные») – ФНС;
  • страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (взносы «на травматизм») – ФСС.

На заметку! Получатель и администратор взносов может не совпадать. Например, получатель взносов по ОПС – Пенсионный фонд, на случай временной нетрудоспособности – ФСС. Контроль полноты и срочности уплаты взносов осуществляет ФНС.

ВАЖНО! Жалоба в вышестоящий орган на решение налогового органа о доначислении страховых взносов от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Чаще всего проводятся плановые проверки по графику, соответствующему нормам федерального законодательства. Однако если фирма подвергается реорганизации, ликвидируется либо в контролирующий орган поступает жалоба от работника, проводится внеплановая проверка.

За периоды до 2017 года проверки проводят ФСС и ПФР.

Причины доначисления взносов

Доначисление взносов, как правило, является следствием занижения базы при расчетах.

На практике чаще всего возникают ошибки по следующим ниже причинам:

  1. Неверное применение ставок расчета. Так, на ОПС действующая ставка 22%, на ОМС – 5,1%, на обязательное соцстрахование — 2,9%, а взносы «на травматизм» зависят от вида деятельности компании. Их величина может составить от 0,2 до 8,5%.
  2. Неправильное использование предельных величин базы для исчисления страховых взносов на текущий год. Подобная ситуация может возникнуть, если фирма крупная, заработная плата работников достаточно высока и в какой-то момент может превысить установленные правительственным постановлением лимиты по отношению к одному работнику. В таких случаях по пенсионным взносам базовый тариф устанавливается на уровне 10%, а по взносам в ФСС начисление происходит только в пределах лимита (ст. 425 НК РФ). Ошибки затрагивают базу по ОПС и по ОСС.
  3. Ошибки включения выплат в базу по взносам. В общем смысле это доходы работника, облагаемые взносами. Перечень доходов приведен в ст. 420 НК РФ, а в ст. 422 содержится аналогичный перечень сумм, не включаемых в базу. К примеру, не облагается взносами материальная помощь только в размере до 4000 руб., может быть ошибочно не включена в базу компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении и пр.

Причиной доначисления могут стать также счетные ошибки, неверный перенос данных с предыдущих периодов, а то и умышленное уклонение от уплаты взносов.

На основании акта компания обязана исчислить дополнительную сумму в фонды, отразить ее в учете и произвести уплату либо решать вопрос в судебном порядке.

Как отразить доначисление в отчетности?

Доначисление необходимо отразить:

  • в расчете по страховым взносам, который сдается в ФНС;
  • в форме 4-ФСС, которая сдается в Фонд соцстрахования.

В обоих случаях сдается корректировочная отчетность, где в соответствующем поле указывается номер корректировки.

При уплате дополнительно начисленных взносов (соответственно «на травматизм» — в ФСС, остальные – в ФНС) и возможных пеней по ним важно обратить внимание на актуальные реквизиты платежа. Как правило, они указываются в акте проверки. Если произошла ошибка, платеж может быть отнесен к невыясненным и обязанность по доплате взносов исполнена не будет. Необходимо подать заявление об уточнении платежа.

Какие проводки нужно сделать?

В бухгалтерском учете исправление ошибок регулируется ПБУ 22/2010. Ошибка текущего года исправляется в том месяце, в котором она выявлена (п. 5). Если ошибка имеет отношение к отчетному периоду, ее исправляют проводкой Дт 20, 25, 44 и др. Кт 69 (по соответствующим субсчетам взносов).

Если речь идет о предшествующем отчетном годе, отчетность по которому уже подписана, то Дт 91 Кт 69 – при несущественной ошибке (п. 14 ПБУ). Если ошибка существенная, а отчетность за год уже подписана, применяют проводку Дт 84 Кт 69 (п. 9 ПБУ).

Вместе с тем право определять существенность ошибки остается за организацией (п. 3 ПБУ), в связи с чем многие, особенно небольшие фирмы, используют для доначисления проводку Дт 91 Кт 69 (в разрезе субсчетов, отражающих виды взносов).

Вопрос об отражении штрафов по акту до конца не отрегулирован. Многие специалисты относят штраф на сч. 91 как прочий расход, а пеню – на 99. Вместе с тем инструкция по применению плана счетов (Приказ №94н 31/10/2000), а также письма Минфина (см. №03-03-06/1/42 от 29/01/2007) позволяют говорить о том, что на счете 99 в течение года отражаются суммы причитающихся налоговых санкций. В связи с этим представляется возможным учитывать пени и штрафы проводкой Дт 99 Кт 69.

К примеру, если по акту проверки за прошлый период доначислены взносы в размере 300 рублей (несущественная ошибка), делается проводка Дт 91/2 Кт 69 — 300 руб. Штраф организации в размере 200 руб. и пени в размере 150 руб. будут учтены Дт 99 Кт 69 — 350 руб. Дт 69 Кт 51 – 650 руб. произведена доплата по акту проверки и погашены санкции.

По итогам отчетности за III квартал ПФР и ФСС формируют совместный план выездных проверок. Какими критериями руководствуются при этом фонды? И можно ли заранее сказать, попадет ли ваша компания в план проверок? Сервис «Эксперт» обрабатывает необходимые показатели и оценивает вероятность проверки за несколько секунд.

Нормативно-правовые основания

Выездная проверка плательщиков страховых взносов проводится ПФР и ФСС совместно. Как и налоговая проверка, проверка ПФР и ФСС — строго регламентированная процедура. Порядок ее проведения регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (гл. 5).

Проводится она инспекторами ПФР и ФСС совместно. Это закреплено в «Соглашении о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов» от 28.10.2009 № АД-30-33/10сог, № 02-43/07-2205П.

Критерии включения в план проверок

Включение той или иной организации в план-график проверок происходит на основании критериев, описанных в Письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Так, например, основанием для проверки может послужить недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд. Подозрения инспекторов вызовет и уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась.

Неблагоприятным фактором также считается неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам, а также несовпадение количества расчетов за 9 месяцев (РСВ-1 и 4-ФСС), представленных в ПФР и ФСС.

Однако если компания удовлетворяет одному из критериев — это еще значит, что проверка непременно состоится.

«Однако на практике, — отмечает аналитик сервиса «Эксперт» компании СКБ Контур Марина Гончарова, — решение принимается на основании совокупности факторов, причем больший вес имеют критерии, относящиеся к расчету и уплате страховых взносов. Если за организацией свыше двух отчетных периодов числится недоимка, если сумма начисленных страховых взносов уменьшилась по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности — организация, скорее всего, будет включена в план проверок».

Кроме того, организация может попасть в план проверок, если в ПФР и ФСС поступит информация об участии в схемах минимизации страховых взносов, например, выдача зарплаты «в конвертах».

Проверки ПФР и ФСС в «Эксперте»

Оценить «вес» каждого из критериев и понять, насколько высока вероятность плановой выездной проверки фондов, можно с помощью сервиса «Эксперт».

Вся процедура займет не больше 15 минут:

  • Вводите в простую форму данные из РСВ-1 (за I квартал, полугодие, 9 месяцев 2012 года) и 4-ФСС (за 9 месяцев 2012 года).
  • «Галочками» отмечаете, были ли все отчеты в фонды сданы вовремя, подавались ли корректировки, вовремя ли уплачивались страховые взносы и т д.
  • Нажимаете кнопку «Анализировать».

Сервис сам производит нужные расчеты и рассчитывает вероятность проверки ПФР и ФСС в процентном отношении — с учетом «веса» критериев, по которым ваша организация может быть включена в план проверок.

В итоговом отчете будет разъяснено, какие показатели характеризуют вас как дисциплинированного плательщика страховых взносов, а что гарантированно привлечет внимание инспекторов.

Внеплановые проверки

Напомним, что помимо плановых совместных проверок ПФР и ФСС существуют внеплановые проверки, которые фонды проводят в течение года независимо друг от друга. Это происходит в случае ликвидации или реорганизации предприятия. Поводом для внеплановой проверки могут стать и вновь обнаруженные обстоятельства, например, жалоба сотрудника на компанию. Мария Скобелева

  • Количество расчетов (форма РСВ-1 ПФР и форма-4 ФСС), которые страхователь представил в органы ПФР и ФСС РФ за 9 месяцев 2010 г., не совпадает.
  • У плательщика страховых взносов есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ.
  • Сведения индивидуального персонифицированного учета (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, АДВ-6-2) не были в срок представлены в органы ПФР.
  • Страхователь произвел выплаты в пользу физических лиц, не облагаемые страховыми взносами.
  • Применение пониженных тарифов взносов (в том числе одновременное применение общих и льготных ставок).
  • Несоответствия в расчетах (форма РСВ-1 ПФР и форма-4 ФСС), выявленные при проведении камеральных проверок (особенно если страхователь не представил объяснений).
  • Недоимка, которая числится за плательщиком взносов свыше двух отчетных периодов подряд.
  • Страхователь относится к числу крупнейших плательщиков.
  • Уменьшение сумм начисленных страховых взносов по сравнению с предыдущим периодом при условии, что численность застрахованных лиц не менялась.
  • Неоднократная корректировка и внесение изменений в отчетность по страховым взносам.
  • Проверки в отношении данного страхователя проводятся не чаще одного раза в три года (без учета проверок обособленных подразделений, которые уплачивают взносы самостоятельно).
  • Поступление информации от налоговых органов об участии страхователя в схемах минимизации сумм страховых взносов, подлежащих уплате.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Автор: Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 01.01.2017 ФНС осуществляет проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Все контрольные процедуры в отношении плательщиков страховых взносов производятся в соответствии с налоговым законодательством. Данный контроль ведется посредством проведения камеральных и выездных проверок. В публикации мы рассмотрим вопросы, связанные с проведением камеральных налоговых проверок.

В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов, у которых возникает обязанность их уплаты, должны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

по месту нахождения организации;

по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Таким образом, отчетность за 2018 год, представляемая по форме, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, должна быть представлена не позднее 30.01.2019.

Принятый налоговым органом расчет проходит камеральную проверку.

Как проводится камеральная проверка?

Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. Согласно п. 1 данной статьи контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. В силу норм п. 2 ст. 88 НК РФ проверку проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (см. Письмо ФНС РФ от 21.09.2016 № БС-4-11/17750@). С учетом того, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. При этом дата получения налоговым органом расчета и дата фактического начала камеральной налоговой проверки этого расчета могут не совпадать (см. Письмо Минфина РФ от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955).

В ходе камеральной проверки налоговый орган обращает внимание на контрольные соотношения, доведенные в Письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Отметим, что, руководствуясь указанным письмом, страхователи могут проверить заполнение отдельных строк и разделов.

Заметим, что при камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ФНС выявила нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если расчет прошел проверку и ошибок нет, то, соответственно, акт не формируется.

Об истребуемых при проверке документах

Нередко у учреждения-страхователя возникает вопрос: вправе ли налоговый орган затребовать от страхователя дополнительные документы, кроме представленного расчета по страховым взносам? По общему правилу объектом проверки является расчет по страховым взносам, форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-11/551@ (далее – Порядок № ММВ-7-11/551@).

Кроме того, объектом проверки могут быть и другие документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. ФНС вправе их истребовать при проведении налогового контроля (см. п. 8.6 ст. 88 НК РФ). Как видим, данное право законодательно утверждено в НК РФ.

К сведению: для всех случаев истребования пояснений или документов, а также внесения исправлений у налогоплательщика в рамках камеральной проверки ст. 88 НК РФ установлен единый срок представления – в течение пяти дней.

Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, должно письменно уведомить налоговый орган о невозможности представления в указанные сроки документов. В уведомлении следует отразить причины, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и сроки, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика ФНС установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. Однако необходимо учесть, что направление в адрес организации-страхователя требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам в расчете по страховым взносам, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, до составления акта налоговой проверки не свидетельствует о налоговом правонарушении. Такие разъяснения приведены в Письме ФНС РФ от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@.

В каких случаях расчет является непредставленным?

Напомним, что 01.01.2018 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, в частности, в ст. 431 НК РФ. Эти поправки расширили перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным. Итак, расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, если:

1) есть ошибки в части сведений о физическом лице:

в сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках установленной предельной величины;

в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для их начисления, не превышающей предельную величину;

в базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу;

в сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных по дополнительному тарифу;

2) есть ошибки в форме за расчетный (отчетный) период и (или) каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода;

3) в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов;

4) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

В любом из указанных выше случаев налоговая инспекция направит уведомление о наличии несоответствий в расчете (п. 7 ст. 431 НК РФ):

не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме;

не позднее 10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе.

О недостоверных персональных данных

Нередко страхователей волнует вопрос, связанный с недостоверными персональными данными, идентифицирующими застрахованных физических лиц, которые указываются в разд. 3 расчета по страховым взносам. Дело в том, что не всегда персональные данные бывают ошибочными: они могут быть правильными, но неактуальными на дату представления расчета (например, изменена фамилия или заменен паспорт работника). Будет ли в этом случае расчет принят?

В Письме от 16.01.2018 № ГД-4-11/574 чиновники ФНС отметили следующее. При приеме расчета по страховым взносам осуществляется сверка персонифицированных данных застрахованных лиц, отраженных в отчетной форме, с данными, имеющимися в информационных ресурсах налоговых органов. В случае если в представляемом расчете по страховым взносам отражены неактуальные персональные данные застрахованных физических лиц, у налоговых органов имеется возможность провести их идентификацию по сведениям, потерявшим свою актуальность на дату представления отчетной формы. В связи с этим указание в расчете по страховым взносам персональных данных, потерявших свою актуальность, не препятствует его приему налоговым органом.

В случае если налоговый орган при проведении камеральной проверки выявит несоответствия сведений о начисленных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в представленном плательщиком расчете сведениям об указанных суммах из расчетов за прошлые отчетные периоды, направленным налоговым органом в орган ПФР для отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, налоговый орган сообщает об этом плательщику с просьбой представить уточненные расчеты (Письмо Минфина РФ от 18.12.2017 № 03-15-06/84451).

Об ошибках, обнаруженных в расчете

Будет ли принят расчет по страховым взносам, если в нем допущена ошибка при исчислении страховых взносов, например на обязательное медицинское страхование (ОМС)? По общему правилу при обнаружении учреждением в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений налогоплательщик вправе:

внести необходимые изменения в расчет;

представить уточненный расчет в налоговый орган.

При этом уточненный расчет, представленный после истечения установленного срока его подачи, не считается представленным с нарушением срока (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка № ММВ-7-11/551@).

Как сказано в Письме ФНС РФ от 19.02.2018 № ГД-4-11/3209@, в силу п. 7 ст. 431 НК РФ наличие в представляемом плательщиком расчете ошибок при исчислении страховых взносов на ОМС не является основанием для отказа в приеме расчета.

Как было отмечено выше, при проведении камеральной налоговой проверки и выявлении ошибок в расчете налоговый орган на основании ст. 88 НК РФ сообщает об этом плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения либо подать в налоговый орган уточненный расчет.

Отметим, что организация обязана устранить ошибки и представить корректирующий отчет (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 431 НК РФ):

в течение пяти рабочих дней с даты отправки уведомления в электронной форме;

в течение 10 рабочих дней с даты отправки уведомления на бумаге.

Ответственность за непредставление расчета в срок

Непредставление расчета в установленный срок влечет наступление ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Нарушитель должен будет уплатить штраф в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Заметим, что в данном случае неуплаченная сумма страховых взносов определяется на 30-е число месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Штраф рассчитывается в размере 5% от неуплаченной суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании данного расчета, за каждый полный или неполный месяц (Письмо ФНС РФ от 09.11.2017 № ГД-4-11/22730@). Причем, если на указанную дату страховые взносы уплачены в полном объеме (в том числе в случае нарушения срока их уплаты до названной даты), сумма штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам устанавливается в размере 1 000 руб.

Кроме налоговой ответственности за нарушение сроков представления расчета, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

В Письме от 24.03.2017 № 03-15-07/17273 Минфин обратил внимание, что в случае отсутствия у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчетного (отчетного) периода плательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями. Если он этого не сделает, то может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс России;
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
  • Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 03 февраля 2011 г. № 34р;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов";
  • Письмо Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. № 1344-19;
  • Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.06.2012 г. по делу № А33-11220/2011.

    Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) выездная налоговая проверка осуществляется в помещениях проверяемого налогоплательщика, основанием которой является решение руководителя налоговой инспекции либо заместителя руководителя. Если же у проверяемого налогоплательщика не имеется возможности предоставить помещение для проведения выездной проверки, такая проверка может осуществляться по месту нахождения налоговой инспекции. Если налогоплательщик отнесен к крупнейшим налогоплательщикам, то решение о выездной проверке выносит налоговая инспекция, которая поставила этого налогоплательщика на учет.

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ № 212) контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов во внебюджетные государственные фонды выполняют:

    - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР) и его территориальные органы касаемо страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые подлежат оплате в Пенсионный фонд Российской Федерации и взносов, подлежащих оплате на обязательное медицинское страхование, которые подлежат оплате в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    - Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), а также его территориальные подразделения касаемо страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности, которые подлежат оплате в ФСС.

    Согласно Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ФСС и его территориальные подразделения выполняют также контроль за правильностью оплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности.

    Пенсионный фонд России и его территориальные подразделения выполняют обмен информацией с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и его территориальными органами обязательного медицинского страхования в электронной форме в установленной законом порядке.

    О том, каким образом должна осуществляться выездная проверка, указано в ст. 35 ФЗ № 212, согласно которой выездная проверка плательщика страховых взносов осуществляется в помещении (на территории) плательщика страховых взносов, основанием для которой является решение руководителя либо его заместителя органа контроля за уплатой страховых взносов. В том случае, если плательщик страховых взносов не имеет возможности предоставить для проверяющих помещение, то выездная проверка может быть проведена по месту нахождения органа контроля за оплатой страховых взносов. При этом если проверяется обособленное подразделение, которое имеет отдельный баланс, расчетный счет и который начисляет выплаты и другие вознаграждения в пользу физических лиц, то такая проверка осуществляется в соответствии с решением органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения данного обособленного подразделения.

    В соответствии с распоряжением Правления ПФР от 03 февраля 2011 г. № 34р, утверждены Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, которые осуществляют оплату и другие вознаграждения физическим лицам, которыми должны руководствоваться должностные лица территориальных подразделений ПФР (далее - Методические рекомендации). Данные Методические рекомендации применяются к правоотношениям при осуществлении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 г.

    Следует помнить, что, согласно п. 2.2.2 Методических рекомендаций, выездные проверки обособленных подразделений вправе проводиться как по инициативе территориального органа ПФР, так и в рамках выездной проверки всей организации.

    По результатам проверки составляется решение, форма (9-ПФР) которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".

    Согласно п. 3.5 Методических рекомендаций решение составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр выдается для ознакомления плательщику страховых взносов или его представителю на территории проверяемого либо в помещении территориального подразделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). Если плательщика знакомят с решением на территории подразделения ПФР, то представитель проверяемого плательщика страховых взносов вызывается посредством направления уведомления о вызове плательщика по форме № 7, утвержденной вышеуказанным № 957н. Второй экземпляр решения вкладывается к материалам выездной проверки.

    Согласно п. 3.7 Методических рекомендаций помимо ознакомления плательщика страховых взносов с решением органа контроля за оплатой страховых взносов, который проводит выездную проверку, этому плательщику вручается требование о предоставлении документов, которые необходимы для проведения такой проверки.

    Пунктом 4.2 Методических рекомендаций установлена форма № 14 установлено, по которому должно составляться требование о представлении документов, которое составляется должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего выездную проверку. Данное требование составляется в 2-х экземплярах, один экземпляр которого вручается под подпись руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю на его территории, либо в помещении территориального органа ПФР (в зависимости от места проведения проверки) (п. 4.4 Методических рекомендаций).

    Согласно ч. 9 п. 35 ФЗ № 212 при выездной проверке проверяющие могут проверить период, который не превышает З-х календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении данной выездной проверки.

    В соответствии с ч. 10, 11, 13 ст. 35 Федерального закона № 212-ФЗ выездная проверка плательщика страховых взносов осуществляется органом контроля за оплатой страховых взносов не чаще чем 1 раз в 3 года. Количество выездных проверок плательщика страховых взносов не зависит от количества проведенных выездных проверок его обособленных подразделений. Выездная проверка плательщика страховых взносов не может превышать двух месяцев. Если же проверяется обособленное подразделение плательщика взносов, то срок проверки не может быть воле 1 месяца.

    Согласно письму Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. № 1344-19, выездные проверки плательщиков страховых взносов территориальные подразделения Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России будут проводить вместе. Также сказано, что расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Согласно официальной позиции Минздравсоцразвития России, выездная проверка правильности начисления и оплаты страховых взносов, администрируемых согласно Федеральному закону № 212-ФЗ, органами контроля за уплатой страховых взносов может быть осуществлена не раньше 2011 г. (за расчетный период 2010 г.). При этом, проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, то она может проводиться независимо от времени проведения последней проверки. Поверяемый период при такой проверки также не может быть выше 3-х календарных лет, предшествующих календарному году, в котором и вынесено решение о проведении проверки (ч. 20 ст. 35 ФЗ № 212).

    В соответствии с ч. 7, 8 ст. 35 ФЗ № 212 и п. 2.2.6 Методических рекомендаций, по ходу выездной проверки органы контроля одновременно могут проверить правильность уплаты страховых взносов, расходов на выплату застрахованным лицам обеспечения в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (полномочия ФСС), а также документы, которые связаны с представлением сведений индивидуального учета застрахованных лиц (полномочия ПФР).

    Согласно ст. 36, 37 Федерального закона № 212-ФЗ плательщик страховых взносов должен обеспечить доступ должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов в свои помещения при наличии служебных удостоверений проверяющих и решения руководителя либо его заместителя органа контроля о проведении выездной проверки.

    Следует помнить, что при воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика руководитель проверяющего подразделения составляет акт по форме № 13, утвержденной вышеуказанным приказом Минздравсоцразвития России № 957н, который подписывается им и проверяемым лицом. На основании такого акта проверяющий орган по имеющимся у него данным может самостоятельно определить сумму страховых взносов, которая подлежит уплате проверяемым. Если проверяемое лицо отказывается подписать указанный акт, то в нем делается соответствующая запись.

    Согласно п. 4 ч. 2 ст. 28 и ч. 5 ст. 37 ФЗ № 212 документы, которые были запрошены в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования.

    Тот факт, что налоговые органы не вправе проверять правильность исчисления, своевременность, полноту оплату страховых взносов во внебюджетные фонды, обоснован также тем, что в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы РФ от 31.12.2009 г. № ММ-7-1/722@ с 01.01.2010 г. налоговые органы не являются администраторами страховых взносов в виде фиксированного платежа, сами налоговые органы признают это в суде (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2011 № КА-А41/6519-11 по делу № А41-25687/08).

    Действующим гражданским законодательством не предусмотрено проведение налоговыми органами выездных проверок за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, поскольку указанные функции выполняют: Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения в отношении тех страховых взносов, которые подлежат оплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также в отношении страховых взносов на обязательное медицинское страхование; Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные подразделения касаемо страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством, а также на случай временной нетрудоспособности.

    Таким образом, налоговые органы не вправе осуществлять выездную налоговую проверку за правильностью начисления, своевременностью и полнотой оплаты страховых взносов, поскольку это выходит за пределы должностных полномочий сотрудником налоговых органов.

    При проведении выездной проверки, следует помнить, что проверяющие имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, которые установлены государственными органами, служащие основаниями для начисления страховых взносов, в том числе документы, которые подтверждают правильность начисления страховых взносов; вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер; определять суммы страховых взносов, которые подлежат оплате расчетным путем согласно имеющейся у них информации о плательщике, в том числе данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц для проведения проверки.

    Также следует иметь в виду, что вышестоящие органы контроля за оплатой страховых взносов могут отменять и изменять решения своих нижестоящих органов контроля в том случае, если эти решения не соответствуют законодательству Российской Федерации о страховых взносах.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!

    Читайте также: