Проведение проверки бухгалтерских отчетов и налоговых деклараций

Опубликовано: 30.04.2024

В целях обеспечения единообразия процедур налогового контроля Федеральная налоговая служба выпустила рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок (письмо от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Контроль за своевременным представлением налоговой и бухгалтерской отчетности

По истечении 10 рабочих дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций отдел работы с налогоплательщиками осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении и формирует список лиц, не представивших (по состоянию на момент составления списка) налоговые декларации.

В том же порядке отдельно формируются списки лиц, не представивших:

- расчеты финансового результата инвестиционного товарищества;

- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

- бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в том числе, если данная отчетность представлена не в полном объеме, а также если в составе годовой отчетности, представляемой за периоды до 2013 года, отсутствует обязательное аудиторское заключение).

Указанные списки распечатываются, подписываются начальником отдела работы с налогоплательщиками и не позднее следующего дня передаются в отдел камеральных проверок.

Приостановление операций по счетам

Отдел камеральных проверок в течение 5 рабочих дней после получения списков готовит решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в банках, а также переводов электронных денежных средств, которые подписываются руководителем налогового органа либо заместителем руководителя налогового органа, курирующим отдел камеральных проверок. Принятие указанных решений до истечения 10-дневного срока со дня, установленного Кодексом для представления конкретных налоговых деклараций, не допускается.

С 01.01.2015 принятие указанных решений возможно только в течение трех лет со дня истечения указанного срока.

Обратите внимание! Данное ограничение не применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), срок представления которых установлен до 01.01.2015. Если указанное решение было принято в установленный Налоговым кодексом срок, то истечение трехлетнего срока не является основанием для отмены приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Форма решения утверждена приказом ФНС России от 16.04.2012 № ММВ-7-8/238@. Обратите внимание! В тексте решения сумма, в пределах которой прекращаются расходные операции, не указывается.

Указанные решения принимаются в отношении всех известных налоговому органу счетов, электронных средств платежа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов), в том числе открытых обособленным подразделениям организаций:

- в виде отдельных решений по каждой не представленной налоговой декларации;

- (или) в виде одного решения по нескольким непредставленным налоговым декларациям.

Обратите внимание! Решения принимаются независимо от ранее принятых и действующих решений, предусмотренных статьей 76 НК РФ.

Налоговый орган направляет решение в банк в электронной форме и передает его копию на бумажном носителе налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения.

После поступления налоговой декларации налоговый орган:

1) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее получения, принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (форма утверждена приказом ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@);

2) направляет решение в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения;

3) одновременно передает копию решения налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения.

Обратите внимание! Если решение о приостановлении операций по счетам было принято в связи с непредставлением нескольких деклараций, то оно отменяется только после того, как в налоговый орган будут представлены все декларации.

Привлечение к ответственности за непредставление расчетов и сведений

На основании списков лиц, не представивших налоговые расчеты (расчеты авансовых платежей; налоговые расчеты, представляемые налоговыми агентами; расчеты сборов), сведения о среднесписочной численности работников, отдел камеральных проверок готовит материалы для привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ, независимо от проведения и реализации результатов камеральной налоговой проверки налогового расчета.

Должностное лицо налогоплательщика-организации привлекается за нарушение сроков представления налогового расчета либо сведений о среднесписочной численности работников к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

Привлечение к ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности

На основании списков лиц, не представивших бухгалтерскую (финансовую) отчетность, налоговый орган привлекает:

- налогоплательщиков (организации) к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со статьей 101.4 НК РФ;

- должностных лиц организаций – к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении.

Привлечение к ответственности за нарушение сроков представления деклараций

В случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного законодательством о налогах и сборах срока привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации.

По результатам данной проверки может быть подтверждена сумма налога (сумма по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (сумма по данным налогового органа).

В соответствии с п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Вышеуказанный порядок применяется также в тех случаях, если по результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации выявлено только правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ.

Должностное лицо налогоплательщика-организации привлекается за нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ.

Нарушение порядка представления деклараций

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет налоговую ответственность, предусмотренную статьей 119.1 НК РФ. Рассмотрение дела осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

В случае единовременного установления фактов представления налоговой декларации с нарушением законодательно установленного срока и с нарушением законодательно установленного способа ее представления, налоговый орган вправе рассмотреть дела о налоговых правонарушениях, предусмотренных статьями 119 и 119.1 НК РФ, в порядке, установленном статьей 101 НК РФ.

Подозрение в уклонении от уплаты налогов

Если в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговый инспектор установит факты, дающие основания полагать, что налогоплательщик уклонился от уплаты налогов, при этом в ходе камеральной налоговой проверки невозможно перепроверить эти факты в силу ограничений, установленных Налоговым кодексом, то сведения об этом в форме докладной записки за подписью начальника отдела направляются в отдел, в функции которого входит проведение анализа и планирования налоговых проверок, для решения вопроса о проведении выездной налоговой проверки. Указанные сведения также вносятся в информационные ресурсы налоговых органов.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В акте проверки датой начала камеральной налоговой проверки указывается дата поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.

При проведении камеральных налоговых проверок кроме документов, которые представлены налогоплательщиком с налоговой декларацией (расчетом), используются документы, имеющиеся у налогового органа:

- ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

- документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) - при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

- документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

- документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверок контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и т.д.);

- решения (постановления) налоговых органов;

- заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

- материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и т.д.;

- иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Камеральные налоговые проверки проводятся в следующем порядке:

1) принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС "Налог") данных всех налоговых деклараций (расчетов), представляемых на бумажных носителях и в электронном виде. Автоматизированный арифметический контроль на стадии ввода показателей осуществляется в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Ежедневно формируются протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, которые хранятся в базе данных и используются в работе отделом камеральных проверок;

2) автоматизированный камеральный контроль, осуществляемый отделом камеральных проверок, в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов).Работники отдела камеральных проверок ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов и информации, поступающей в налоговые органы, которые хранятся в базе данных и используются при проведении проверок;

3) дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется отделом камеральных проверок;

4) оформление результатов проверки актом налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ (при выявлении нарушений), а также иными документами в соответствии с главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов.

Елизавета Кобрина

Камеральная проверка по НДС

Что такое камеральная проверка НДС и когда она нужна

Камеральная проверка — это стандартная форма контроля от налоговой службы. Ее проводят в офисе ИФНС: к вам в компанию не придут, но могут потребовать дать пояснения и предоставить документы. О проведении проверки вы можете даже не узнать. Налоговая об этом, как правило, не сообщает, если у нее не возникает вопросов.

Таким способом проверяют большинство отчетов и деклараций на соблюдение сроков, наличие ошибок и расхождений с другой отчетностью. Задача проверяющих — убедиться, что вы правильно рассчитали налог, нигде не ошиблись и не обманули.

Камеральную проверку по НДС проводят по каждой представленной декларации с помощью системы АСК НДС. Внимательнее проверяют отчетность, в которой налогоплательщики заявляют налог к возмещению, — то есть хотят вернуть налог из бюджета или зачесть его в счет будущих платежей, а не заплатить еще больше. Так бывает, когда по итогам квартала сумма вычетов оказывается больше суммы рассчитанного налога. По декларациям с возмещением ФНС чаще истребует документы на вычеты, проводит допросы и осмотры помещений.

Сроки камеральной проверки НДС в 2021 году

Стандартный срок камеральной проверки — 3 месяца. Но для деклараций по НДС правила отличаются. Их налоговики должны проверять в течение 2 месяцев в стандартной ситуации, хотя проверку можно продлить или сократить.

Вот возможные сроки камералки по НДС:

  • один месяц с последнего дня срока, установленного для сдачи декларации, — сокращенный срок в рамках пилотного проекта, который применяется для добросовестных налогоплательщиков с 3 квартала 2020 года (письмо Минфина от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129);
  • два месяца со дня подачи декларации — стандартный срок проверки декларации по НДС;
  • три месяца со дня подачи декларации — продленный срок, к которому переходят, если находят признаки нарушения законодательства или противоречия с имеющимися сведениями;
  • шесть месяцев — для деклараций иностранных организаций.

Декларацию по НДС сдавайте ежеквартально — до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если во время камералки вы сдадите уточненную декларацию, инспекция прекратит проверку первичного отчета и начнет проверять новый. Получается, что отсчет нового срока начнется со следующего дня за днем подачи уточненки.

Как проходит проверка НДС

Первый этап камералки — внесение данных из декларации в систему АСК НДС. С ее помощью проверяют соблюдение контрольных соотношений в отчете. Скажем, чтобы данные текущего отчета соответствовали данным отчетов за предыдущий период, в том числе и по другим налогам. Также сравнивают показатели из ваших счетов-фактур с данными контрагентов. Так налоговики решают, есть ли основания для углубленной проверки. Если оснований нет, проверку можно считать законченной.

Углубленную проверку проводят, если:

  • находят противоречия и несоответствия в вашей внутренней отчетности;
  • находят противоречия и несоответствия с данными ФНС, например, когда у вас с контрагентом не сошлись суммы по сделкам или когда контрагент не отразил сделку в отчете совсем;
  • заявлен налог к возмещению;
  • в отчетности заявлены налоговые льготы.

Когда система находит несоответствия или ошибки, свидетельствующие о занижении налога к уплате или завышении НДС к возмещению, она автоматически формирует и направляет требование о представлении пояснений или сдаче уточненной декларации. К требованию приложат перечень операций с расхождениями и укажут код ошибки.

Как ответить на требование о даче пояснений

Если вы получили из налоговой требование о даче пояснений из-за обнаружения ошибок, противоречий или несоответствий в декларации, ответьте на него в установленный срок — 5 рабочих дней со дня, следующего за датой получения требования.

Если вы получаете требование по ТКС, сначала отправьте квитанцию о подтверждении. Сделайте это в течение шести дней с момента, когда требование вам пришло, иначе налоговая может заблокировать счет. В таком случае срок для ответа начнет течь с даты отправки квитанции.

Затем проверьте, правильно ли заполнили декларацию в тех местах, на которые указала налоговая. Для этого сверьте записи из отчета со счетами-фактурами. Причем обращайте внимание и на правильность заполнения реквизитов: даты, номера, суммы, расчет налога. Если счет-фактура принимался к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС к вычету по всем записям.

Далее представьте в налоговую пояснения и (или) уточненную декларацию. Декларацию надо сдать обязательно, если выявлены ошибки, которые привели к занижению налога. Когда ошибки на сумму НДС не влияют или вы их не нашли после проверки, достаточно будет пояснений. Чтобы подтвердить правильность, можете приложить к пояснениям подтверждающие документы.

Какие мероприятия налогового контроля применяются при камералке

В ходе углубленной камеральной проверки налоговая часто проводит дополнительные мероприятия:

  • Истребование документов и информации у вас и контрагентов. В общем случае это не предусмотрено, но их запрашивают при проверке деклараций с НДС к возмещению, подаче уточненки с уменьшенной суммой налога, заявлении льгот по НДС, есть вероятность занижения суммы налога к уплате.
  • Допрос свидетелей. Некоторые суды считают, что допросы не соответствуют природе камеральной проверки. Но в НК РФ запрета на допрос, на это указывает и Минфин, и ФНС.
  • Назначение экспертизы. Из ст. 95 НК РФ следует, что эксперта можно привлекать для любого налогового контроля, того же мнения придерживаются сами контроллеры и суды.
  • Осмотр помещений, территории, документов и предметов. Осмотр проводится в случае, если в деклараций по НДС заявлено право на возмещение или налоговики выявили в отчетности противоречие, которое указывает на возможное занижение НДС к уплате или завышение налога к возмещению. Осмотр проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа.

Отдельно стоит остановиться на истребовании документов, так как у налогоплательщиков возникает много вопросов по списку бумаг, которые могут запросить. По правилам это любые документы, подтверждающие правомерность вычетов и льгот: счета-фактуры, первичка, специальный реестр. Если в декларации будут расхождения с отчетами контрагентов или внутренние противоречия, могут запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета счетов-фактур.

Представить документы надо в течение 10 рабочих дней через ТКС, личный кабинет или лично в виде бумажных копий. За нарушение срока положен штраф 200 рублей за каждый документ.

Окончание налоговой проверки

Проверка заканчивается, когда работники налоговой получат все необходимые данные и проведут мероприятия по проверке, убедившись в отсутствии нарушений или их наличии.

Документ, который подтверждает завершение камералки — акт проверки. Но его составляют только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах. В ином случае акт не составят и об окончании проверки вам не сообщат. Исключение — проверка декларации по НДС с заявленным к возмещению налогом. Если в ней не будет нарушений, налоговики либо вынесут решение о возмещении сумм НДС, либо известят об окончании проверки и отсутствии нарушений.

Если же по итогам проверки контролеры нашли нарушения, акт обязателен. Его оформляют в течение 10 рабочих дней с даты окончания проверки и передают налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты его составления. Если у вас есть возражения по акту, запишите их и подайте в налоговую вместе с подтверждающими вашу позицию документами.

После того как инспекция рассмотрит акт и ваши возражения, руководитель налоговой вынесет решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности. Его примут в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на подачу возражений. Решение вам вручат в течение 5 дней после вынесения.

Сдавайте декларации по НДС через интернет вместе с Контур.Бухгалтерией. Проходите проверку по внутренним и междокументным контрольным соотношениям и вносите корректировки в отчеты еще до отправки в налоговую. Еще в Бухгалтерии можно вести бухучет, проводить расчеты с сотрудниками, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.

Фактическая деятельность по осуществлению налогового контроля реально воплощается в трех самостоятельных этапах (стадиях) его осуществления:

а) сбор информации о проверяемом субъекте (осуществляется в формах, установленных ст. 82 НК РФ);

б) оценка собранной информации (главным образом, в акте налоговой проверки);

в) реагирование на оцененную информацию (путем вынесения соответствующего решения) [5].

По степени осуществления выделяют непосредственный налоговый контроль и опосредованный. В первом случае контрольные мероприятия проводятся по месту нахождения налогоплательщика либо по месту ведения им предпринимательской деятельности.

Для опосредованного налогового контроля, напротив, характерно то, что проверяющие и проверяемый субъект не вступают в непосредственный контакт. Помимо этого, проверяющие имеют дело в основном с отчетной документацией [5].

И именно для целей проведения налогового контроля предприятие в соответствии с указаниями подп.4 п.1 статьи 23 НК РФ и письма Минфина России от 22.09.09 N 03-02-07/1-444 обязано, представлять бухгалтерскую отчетность по месту своего налогового учета.

Исследования работ ряда авторов, а именно Брызгалина А.В. в соавторстве с Берник В.Р., Фомичевой Л.П. [8], Бессоновой Е.А. [4], Столбова Е.П. [7] и др. позволили выделить предпроверочный этап процедур налогового контроля в виде проверки бухгалтерской отчетности предприятий работниками налоговых органов. При этом в рамках предпроверочного этапа по нашему мнению возможно выделение трех самостоятельных стадий:

  • начальная стадия - формальный уровень;
  • аналитическая стадия - сравнительный уровень;
  • контрольная стадия - сопоставительный уровень.

Начальная стадия или формальный уровень предпровероочного этапа налогового контроля осуществляется в момент представления предприятиями бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации принимают работники отдела работы с налогоплательщиками.

На стадии принятия бухгалтерской отчетности работник налоговых органов все представленные документы подвергает визуальному контролю и анализу по формальным признакам: правильность оформления, соответствие между данными, указанными в формах, правильность «арифметики» и др.

В общем случае осуществляется следующий порядок проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности при ее приеме:

1) Проверяется состав бухгалтерского (финансового) отчета на наличие всех форм, приложений и пояснительной записки. Основными документами, определяющими состав и формы бухгалтерской отчетности организаций, в настоящее время являются Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, а также приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с учетом приказа Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14.11.2003 N 475/102н, устанавливающим коды строк форм). В соответствии с указанными документами предприятие в общем случае представляет бухгалтерскую отчетность в полном ее составе: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложении к балансу (форма № 5). Промежуточная (месячная, квартальная) отчетность в соответствии с пунктом 49 ПБУ 4/99 состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

2) Проверяется наличие ряда обязательных реквизитов, оценивается правильность и идентичность заполнения во всех документах реквизитов организации: заголовочной части отчетных форм: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; полное наименование юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП); вид деятельности (ОКВЭД); организационно-правовая форма (форма собственности) (ОКОПФ); единица измерения; адрес; дата утверждения; дата отправки (принятия) бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности; расшифровка подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) или его представителя.

3) Проверяется заполнение всех других реквизитов и показателей в формах, в т.ч. приложения (справки). Такие, например, как «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах» в форме N 1 "Бухгалтерский баланс", «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" и др. В формах по статьям (показателям), по которым отсутствуют числовые значения показателей, должны быть проставлены прочерки.

Список литературы

  1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г., 23 ноября 2009 г.)
  2. «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99». Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (с изменениями от
    18 сентября 2006 г.)
  3. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н (с изменениями от 31 декабря 2004 г., 18 сентября 2006 г.)
  4. Бессонова Е. А. Как и для чего налоговики сравнивают декларацию по НДС с бухгалтерской отчетностью // «Главбух», № 19, октябрь 2006 г.
  5. Брызгалин А.В. Берник В.Р. Головкин А.Н. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях. Теория и практика применения гл. 14 Налогового кодекса РФ (с учетом Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ) февраль 2007 123с.
  6. Земская Т.П., Ответственность за непредоставление бухгалтерской отчетности // «Консультант бухгалтера», N 12, декабрь 2008 г.
  7. Лукиных Л. В., Истребование документов налоговыми органами // «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», № 4, февраль 2009 г.
  8. Столбов Е.П., Рекомендации по проверке годовой бухгалтерской отчетности // «Налоговый вестник», № 12, декабрь 2009 г.
  9. Фомичева Л.П. Взаимоувязка форм бухгалтерской отчетности // «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», № 18, сентябрь 2008 г.
  10. Шестакова С. Как налоговая "камералит" бухгалтерскую отчетность // «Практическая бухгалтерия», № 1, январь 2010 г.

1. Камеральная налоговая проверка является:
а) формой налогового контроля по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации;
б) основным средством целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
в) оба варианта верны.

2. Цель внедрения систем автоматизированной камеральной проверки:
а) контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах;
б) отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначисления;
в) оба варианта верны.

3. Камеральная налоговая проверка – это:
а) проверка, проводящаяся по месту нахождения налогоплательщика на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у самого налогоплательщика;
б) проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;
в) проверка, проводящаяся по месту жительства налогового инспектора на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового инспектора.

4. Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен:
а) 3 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком;
б) 2 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком;
в) 5 днями со дня представления декларации налогоплательщиком.

5. Срок на начисление в карточках лицевых счетов во время камеральной налоговой проверки сумм налогов «по данным налогоплательщикам» (исключая НДС и налог на землю) ограничен:
а) 10 дней по квартальной отчетности и 5 дней по годовой;
б) 5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой;
в) 15 дней по квартальной отчетности и 1 месяц по годовой.

6. Цель камеральной налоговой проверки является:
а) перераспределения ВНП между населением;
б) инвентаризация наличия денежных средств у налогоплательщика;
в) контроль соблюдения налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах.

7. Последствия нарушения налоговым органом срока камеральной налоговой проверки:
а) не установлены;
б) установлены Налоговым кодексом РФ;
в) установлены Таможенным кодексом РФ.

8. Налоговым правонарушением признается:
а) отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов;
б) непредоставление налогоплательщиком запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов в пятидневный срок;
в) оба варианта верны.

9. Штраф за отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов составляет:
а) 30 руб. за каждый документ;
б) 50 руб. за каждый документ;
в) 80 руб. за каждый документ.

10. В случае направления налогоплательщику требования о представлении документов заказным письмом, налоговые органы считают его полученным по истечении:
а) 5 дней после отправки;
б) 6 дней после отправки;
в) 7 дней после отправки.

11. Результатом камеральной налоговой проверки при обнаружении налогового правонарушения является:
а) Акт камеральной налоговой проверки;
б) Справка камеральной налоговой проверки;
в) Протокол камеральной налоговой проверки.

12. Результатом камеральной налоговой проверки в случае, если ошибки не обнаружены является:
а) Акт камеральной налоговой проверки;
б) Справка камеральной налоговой проверки;
в) Инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе.

И как сдать все вовремя и ничего не забыть

Этот материал обновлен 01.02.2021

Часть отчетов ООО одинакова для всех, например отчеты за сотрудников. А часть зависит от особенностей компании. Точный список налоговых отчетов можно назвать, только зная систему налогообложения и специфику работы компании.

Какие виды отчетности сдает ООО. Для простоты я условно делю все отчеты на четыре типа: налоговые, бухгалтерские, отчеты за сотрудников и статистические.

Начнем с общих моментов, а затем рассмотрим частные, но тоже довольно распространенные случаи.

Отчетность ООО по сотрудникам

Если в компании есть сотрудники и они оформлены по трудовому или гражданско-правовому договору, то компания-работодатель обязана выплачивать взносы. На каждый тип взносов — свой отчет.

Компании нужно платить за сотрудников несколько видов страховых взносов — отсюда возникает расчет по страховым взносам, расчет по форме 4-ФСС по взносам на травматизм и несколько отчетов в пенсионный фонд.

Сам сотрудник обязан платить со своего дохода налог на доход — НДФЛ, в большинстве случаев это 13%. Платит налог как бы сотрудник, но на деле его рассчитывает, удерживает и перечисляет в налоговую компания-работодатель. Отчеты за эти выплаты — тоже на ней.

Сроки сдачи отчетности. Некоторые отчеты по сотрудникам ООО сдает каждый месяц, другие — каждый квартал или год. Сроки зависят от формы отчета.

Отчеты ООО, каждый месяц, а иногда и чаще

Отчет СЗВ-М
Срок Не позднее 15 числа следующего месяца
Куда В пенсионный фонд

Отчеты ООО, каждый квартал

Расчет по страховым взносам
Срок Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом
Куда В налоговую
Расчет по форме 4-ФСС
Срок В месяц, следующий за кварталом:
до 20 числа — если на бумаге,
до 25 числа — если электронный
Куда В фонд социального страхования
6-НДФЛ
Срок Не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. За год — не позднее 1 марта следующего года
Куда В налоговую
Реестр ДСВ-3
Срок В течение 20 дней по окончании квартала
Куда В пенсионный фонд

ООО сдает этот отчет, если перечисляет дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию

Отчеты ООО, каждый год

СЗВ-СТАЖ
Срок Не позднее 1 марта следующего года
Куда В пенсионный фонд
Справки 2-НДФЛ
Срок Не позднее 1 марта следующего года. С 2021 года справки о доходах физических лиц включены в годовой отчет 6-НДФЛ
Куда В налоговую
Справка-подтверждение основного вида экономической деятельности:
заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности,
копия пояснительной записки к бухгалтерской отчетности
Срок До 15 апреля следующего года
Куда В ФСС

Справка 2-НДФЛ бывает двух видов: признак 1 и признак 2. Справка с признаком 2 подается, если компания не смогла удержать и перечислить НДФЛ за физлицо. Например, когда фирма провела розыгрыш в соцсетях и вручила победителю смартфон.

Если нет сотрудников кроме директора, а деятельность компании или еще не началась — и выплат сотрудникам нет, — или приостановлена, нужно сдавать нулевые отчеты.

Нулевые отчеты ООО, каждый месяц

СЗВ-М
Срок Не позднее 15 числа следующего месяца
Куда В пенсионный фонд

Нулевые отчеты ООО, каждый квартал

Расчет по страховым взносам
Срок Не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом
Куда В налоговую
Расчет по форме 4-ФСС
Срок В месяц, следующий за кварталом:
до 20 числа — если на бумаге,
до 25 числа — если электронный
Куда В фонд социального страхования

Подробно мы разбирали все отчеты ООО по сотрудникам в статье «Налоги, взносы и отчеты за сотрудника».

Бухгалтерская отчетность ООО

Бухгалтерский учет ведут и отчетность по нему сдают все компании. Даже если деятельности нет, раз в год ООО нужно представить как минимум баланс и отчет о финансовых результатах.

В бухотчетности рассказывают, что есть у компании на балансе, как она поработала. Налоговые инспекторы сравнивают бухгалтерскую отчетность с налоговой, например с годовой декларацией по налогу на прибыль, с декларацией по НДС. Анализируют доходы и расходы компании: туда ли все потрачено.

Сроки сдачи отчетности. ООО сдает бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию каждый год — до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2020 бухотчетность на бумаге могут сдать только субъекты малого бизнеса из реестра ФНС, а с 2021 года вся бухотчетность сдается только в электронном виде.

Малые и средние предприятия из реестра ФНС подают бухгалтерский баланс и ОФР — отчет о финансовых результатах упрощенного образца. Крупные компании сдают развернутые баланс и ОФР, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств плюс пояснения к отчетности.

Статистическая отчетность

Форм статистической отчетности очень много.

До 2020 года один экземпляр бухгалтерской отчетности нужно было сдавать и в статистику. Но сейчас такой обязанности нет — отчет представляют только в налоговую.

Формы, которые ООО должно сдать в Росстат, зависят от видов экономической деятельности, от наличия статуса малого предприятия и других критериев отбора, которые выбирает Росстат.

Кроме того, формы и количество отчетов достаточно часто меняются. Проверить список отчетов по организации можно на сайте статистики — нужен только ИНН.

Читайте также: