Введение новых налогов на владения помещичьими имениями

Опубликовано: 03.05.2024

6. Крестьянский вопрос в политике правительства

Крестьянский вопрос был одним из наиболее важных в политике правительства в первой половине XIX в. С одной стороны, само крестьянство напоминало о необходимости его решения возраставшим количеством бунтов. С другой - сохранение крепостнических отношений сдерживало развитие буржуазных отношений в России.

Намерение Александра I обнародовать осенью 1801 г., в день коронации "Жалованную грамоту российскому народу" было отложено, а решение крестьянского вопроса свелось к ряду частных мер, направленных главным образом на то, чтобы учесть интересы дворян и повысить производительность хозяйства.

Не решился на радикальное решение крестьянского вопроса и Николай I. Для обсуждения крестьянского вопроса им было создано в общей сложности девять секретных комитетов, но конкретные результаты их деятельности оказались весьма скромными: разрабатывались различные проекты и предположения, издавались отдельные указы, не затрагивавшие основ крепостнической системы. Всего в первой половине XIX в. было издано более ста различных указов, касавшихся положения крестьян, но они, как правило, носили паллиативный характер и находили ограниченное применение.

В данном разделе сборника помещены тексты ряда правительственных указов, подтверждающие попытки правительства приступить к реформированию жизни крестьян, а также данные статистики, характеризующие степень их результативности.

При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

Российское законодательство о положении крестьян

Ниже приводится своеобразная летопись основных законодательных актов, принятых правительством в 1801 - 1848 гг. и направленных на изменение положения российских крестьян. Они показывают, что правительства Александра I и Николая I проводили противоречивый курс в отношении крестьянского вопроса: наряду с продворянскими мерами они принимали указы, направленные на ослабление крепостного права и ограничение произвола помещиков.

(См.: Памятники истории крестьян XIV≈XIX вв. Издание Н. Н. Клочкова. М., 1910. С. 163 - 235; Полное собрание законов Российской империи. Т. ХХХV, с. 583, 653; Т. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / сост. П. П. Епифанов и О. П. Епифанова. М., 1987. С. 309 - 317, 360 - 361; Хрестоматия по истории СССР. Т. 2 / Сост. С. С. Дмитриев и М. В. Нечкина. М., 1949. С. 417 - 421, 494 - 510, 611 - 613, 633 - 636, 640 - 643; Сборник документов по истории СССР. Первая половина Х1Х века. М., 19 7 4. С. 57 - 82.)

1801 г., 28 мая - О непринимании для припечатанья в ведомостях объявлений о продаже людей без земли.

1801 г., 12 декабря - Указ о предоставлении купечеству, мещанству и казенным поселянам приобретать покупкою земли.

1802 г., 23 января - О правилах водворения поселенцев в полуденном краю Сибири.

1803 г., 20 февраля - Об отпуске помещиком крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных.

1803 г., 4 октября - О неотдавании крепостных людей, за казенные и частные с помещиков их взыскания, в работу.

1804, 20 февраля - Положение о лифляндских крестьянах 75 .

1804, 18 октября - О дозволении получившем из купцов осьми классные чины, покупать деревни и владеть оными на условиях, заключаемых с поселенными в оных крестьянами.

1804 г., 14 декабря - О запрещении помещикам отпускать по завещаниям родовых крестьян в вольные хлебопашцы.

1806 г., 3 августа - Указ о цене "ревизской души".

1807 г., 15 января - О распространении права зачета преступников в рекруты как на поселян казенного ведомства, так и на мещан.

1807 г., 31 января - О возвращении помещикам крестьян, наказанных, если окажутся в солдаты и в погонщики негодными.

1807 г., мая - О переселении из скуднейших землями селений крестьян в другие селения на излишние сверх 8 десятин пропорции земли.

1807 г., 14 декабря - О поступании при увольнении крестьян целыми селениями на волю не иначе, как на основании изданного о свободных хлебопашцах положения.

1808 г. - О запрещении продавать крестьян на ярмарках с угрозой освобождения проданных и наказания купивших.

1809 г., 10 марта - О поступании с крепостными людьми, представляемыми помещиками их для исправления худого поведения, на основании узаконений, состоявшихся после указа 1765.

1809 г., 20 июля - О пресечении бродяжничества (сыске беглых крестьян).

1810 г., 16 ноября - О разрешении допускать к торгам для содержания почтовых станций крестьян, как казенных, так и помещичьих, за которых должны ручаться помещики.

1810 г., 8 декабря - Указ о "торгующих крестьянах".

1812 г., 11 февраля - О преобразовании Комиссии погашения долгов. Положение о сборе с торгующих крестьян.

1812 Г., 22 мая - Об отсрочке торгующим крестьянам следующих с них податей по Манифесту 11 февраля.

1812 г., 11 июня - О продолжении срока на прием объявлений и выдачу свидетельств торгующим крестьянам в губерниях.

1812 г., 17 июня - Об определении переселяющимся в Новороссийский край казенным крестьянам и казакам льготы, с дачею им пособия; о возобновлении силы указа 1781 Июля 6, о платежах оставшимся на прежних жительствах крестьянам за переселенцев подати, и об остановлении переселения в прочие губернии.

1812 г., 20 июня - О допущении крестьян и ямщиков к торгам на содержание почтовых станций.

1812 г., 31 июня - О принимании мещан и казенного ведомства крестьян за дурное поведение в рекруты, и о ссылке, в случае негодности их к службе, на поселение, с зачетом за рекрут тех из них, кои будут иметь от роду 17 до 35 лет, а рост 2 аршина и 4 вершка.

1812 г., 30 сентября - Об отправлении к сосланным в Сибирь на поселение крестьянам жен их и детей по их желанию и дозволению обществ.

1812 г., 29 декабря - О дополнительных правилах для дозволения крестьянам производить разными товарами торговлю с получением на сие право свидетельства и с платежом определенных пошлин.

1814 г., 11 июня - О несовершении крепостных актов на покупку личными Дворянами крестьян и дворовых людей.

1815 г., 21 сентября - О законах, коими должно руководствоваться при решении дел о людях, отыскивающих свободу из помещичьего владения.

1816 г., 23 мая - Положение об эстляндских крестьянах. Учреждение для эстляндских крестьян.

1816 г., 23 октября - О запрещении совершать купчия на людей без земли по верющим письмам.

1818 г., 4 января - О средствах к охранению от упадка доходов с свидетельств, выдаваемых крестьянам, торговыми промыслами занимающимся.

1818 г., 30 сентября - О строжайшем наблюдении Губернским Начальствам о неупотреблении крестьян к господским работам в воскресные и праздничные дни.

1818 г., 28 декабря - О распространении права учреждать фабрики и заводы на всех казенных, удельных и помещичьих крестьян и "свободных хлебопашцев".

1819 г., 26 марта - Положение о лифляндских крестьянах.

1821 г., 30 ноября - О невозвращении помещичьих людей в крепостное владение, получивших свободу по отпускным ли от помещиков, или по распоряжению правительства.

1822 г., 3 марта - Об отсылке крепостных людей за дурные поступки в Сибирь на поселение.

1822 г., 29 сентября - Об остановлении публикации в Сенатских Объявлениях о продаже людей без земли.

1823 г., 27 июня - Об отсылке крестьян, представляемых помещиками для ссылки в Сибирь на поселение за дурные поступки.

1824 г., 29 февраля - О принятии представляемых помещиками крепостных людей к отсылке в Сибирь без ограничения лет.

1825 г., 16 июня - О запрещении помещикам отдавать принадлежащих им людей в заводские работы и заключать условия от собственного своего лица.

1826 г., 26 апреля - О помещичьих крестьянах, ссылаемых в Сибирь за бродяжничество.

1826 г., 12 мая - О возникшем в губерниях неповиновении крестьян

1827 г., 15 февраля - О распространении силы указа 20 ноября 1814 года на всех помещичьих крестьян, у коих за залогом, или продажею помещиками их земли, будет оставаться оной для прокормления себя менее 4 1 /2 десятин на душу.

1827 г., 14 июля - О воспрещении помещикам отдавать по условиям людей своих в горные заводские работы.

1827 г., 19 августа - О допущении в Университетах и других высших учебных Заведениях к слушанию лекций одних людей свободных состояний, а помещичьих людей к обучению только в приходских и уездных Училищах и в заведениях особенного рода, для усовершенствования промышленности учрежденных; и о распространении надзора Министерства Народного Просвещения на все без изъятия Училища, кроме Военных и Духовных.

1827 г., 30 августа - О помещичьих людях, ссылаемых по воле их помещиков, в Сибирь на поселение.

1827 г., 7 сентября - О запрещении помещикам отдавать в рекруты людей, отыскивающих свободу от владения их.

1827 г., 5 октября - О наказании помещиков, выдавших чужих беглых девок за своих крепостных людей

1827 г., 16 ноября - О наказании за предержательство военных дезертиров и беглых крепостных людей

1827 г., 31 декабря - О поселениях Вологодской губернии, именуемых половниками.

1828 г., 22 июня - О распределении людей, представляемых помещиками за дурное поведение, в распоряжение Правительства для удаления, и о возвращении по желанию помещиков в их владения.

1828 г., 25 октября - О распространении указа 6 февраля 1758 года на все без изъятия случаи по открытию владения крестьянами таких лиц, кои не имеют по законам на то права.

1829 г., 13 января - О безочередной отдаче в рекруты удельных крестьян дурного поведения.

1829 г., 27 августа - Об освобождении крестьян удельного ведомства от сбора денег на содержание комиссии народного продовольствия.

1831 г., 18 февраля - О ссылке в Сибирь на поселение по воле помещиков опороченных судом крестьян, имеющих от роду более 50 лет.

1831 г., 8 апреля - Об улучшении положения поселян Вологодской губернии, именуемых половниками.

1831 г., 29 апреля - О землях, какие могут однодворцы продавать или передавать в частные владения.

1832 г., 25 июня - О обязанностях Малороссийских казаков относительно военной службы и прочих повинностей.

1833 г., 2 мая - О запрещении принимать крепостных людей без земли в обеспечение и удовлетворение частных долгов, и отчуждать их по купчим и дарственным записям отдельно от семейства их.

1836 г. - Уставы Благочиния. Свод Устава о предупреждении и пресечении преступлений.

1837 г., 9 мая - О точном и повсеместном наблюдении правил о приеме в учебные заведения людей различных состояний.

1837 г., 15 мая - О разрешении владельцам переселять своих крестьян и дворовых людей в другие места с уплатой состоящих на сих крестьянах недоимок.

1838 г., 30 апреля - Проект учреждения о Управлении Государственными имуществами в губерниях.

1838 г., 7 июня - О разделе земли, при увольнении крестьян в свободные хлебопашцы.

1840 г., 12 июня - О запрещении помещикам отдавать евреям на откуп доходы с крестьян, долженствующие поступать в пользу помещиков.

1841 г., 2 января - О запрещении продавать крепостных людей отдельно от семейств.

1841 г., 8 марта - О воспрещении дворянам, по выходе в замужество за недворян, приобретать крепостных людей с землею и без земли.

1842 г., 2 апреля - О предоставлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условные повинности, с принятием крестьянами заключившими договор, названия обязанных крестьян.

1842 г., 4 ноября - О изменении узаконения, касательно удовлетворения за обиды крепостных людей.

1843 г., 12 июня - О дозволении помещикам увольнять своих дворовых людей без земли за условную повинность или оброк, платимый разом, или несколько лет, или по смерть помещика.

1844 г., 12 июня - О представлении помещикам отпускать дворовых людей на волю без земли, по обоюдным договорам в платеже последними за себя установленных сумм.

1844 г., 8 ноября - О праве помещиков отпускать дворовых людей на волю по договору.

1845 г., 5 января - О разрешении помещикам отдавать в рекруты людей, отыскивающих свободу от владения их.

1845 г., 15 августа - Высочайше утвержденное Уложение о Наказаниях Уголовных и Исправительных 76 .

1846 г., 24 июня - О порядке переселения в Сибирь крепостных людей, имеющих более 50 лет от роду.

1847 г., 8 ноября - О предоставлении крестьянам имений, продающихся с публичных торгов за долги, права выкупать себя с землею.

1847 г., 8 декабря - О удалении из помещичьих имений несовершеннолетних крепостных людей порочного поведения.

1848 г., 3 марта - О представлении крестьянам помещичьим и крепостным людям покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество 77 .

Вопрос о крепостном праве в "Негласном комитете"

На заседании Негласного комитета 18 ноября 1801 г. обсуждался вопрос о выкупе государством дворовых людей и о частичных мерах по ограничению полного произвола крепостников. Ниже даны рассуждения члена комитета графа П.А. Строганова (1774-1817) по этому предмету в переводе (записки гр. Строганова о заседаниях Негласного комитета написаны на французском языке).

(См.: Хрестоматия по истории СССР. Т. 2 / Сост. С. С. Дмитриев и М. В. Нечкина. М., 1949. С. 418-419.)

. Что может быть причиною опасного волнения? Или партии, или недовольные лица. Какие у нас к тому элементы? Народ и дворянство. Что такое это дворянство, каков состав его, каков его дух? Дворянство у нас составилось из множества людей, сделавшихся дворянами только службою, не получивших никакого воспитания, которых все мысли направлены к тому, чтобы не постигать ничего выше власти императора; ни право, ни закон, ничто не может породить в них идеи о самомалейшем сопротивлении. Это - сословие самое невежественное, самое ничтожное и в отношении к своему духу - наиболее тупое; вот приблизительная картина большей части нашего сельского дворянства. Те же, которые получили несколько тщательное воспитание, немногочисленны и по большей части проникнуты духом нисколько не склонным противодействовать каким бы то ни было мерам правительства. Дворяне, усвоившие настоящее понятие о справедливости, будут сочувствовать предложенной мере; прочие же, хотя в большинстве не подумают ни о чем, а только поболтают. Большая часть дворянства, состоящего на службе, к несчастью, ищет в исполнении распоряжений правительства свои личные выгоды, и очень часто служит, плутуя, но не сопротивляясь. И так - одна часть нашего дворянства живет по деревням, пребывая в грубейшем невежестве, а другая - на службе - проникнута духом вовсе неопасным. Значительных собственников нечего бояться. Что же остается после того, и где же элементы опасного неудовольствия?

И так, картина, представляемая нашим дворянством, показывает, что оно не может быть опасно. Обратимся к исследованию другой стороны.

Эта другая сторона - девять миллионов людей, размещенных в разных частях империи. По необходимости, они следуют различным обычаям и, сообразно их местопребыванию, проникнуты различным духом. А потому нельзя сказать, чтобы преобладающий дух этих людей был везде один и тот же; тем не менее они везде одинаково чувствуют тяжесть своего рабства; везде мысль о неимении собственности подавляет их способности и производит то, что промышленная деятельность этих девяти миллионов людей, для народного благоденствия ничтожна. Единственное различие между ними то. Что в одних местах они более вялы, более тупы, менее чувствуют нужду развить свою промышленность, а в других - деятельность их духа не позволяет им оставаться неподвижными, но им приходится на каждом шагу встречать препятствия; их способности не получают полного развития, остаются подавленными. Но дают им чувствовать вполне тягость бремени, их гнетущего. Все они обладают здравым смыслом, поражающим тех. Которые видели их вблизи. С самого детства они преисполняются ненавистью к помещикам, своим притеснителям. Народ всегда предан правительству; он верит, что император постоянно готов защищать его, и если является какая-либо стеснительная мера, то ее приписывают не государю. А его министрам, которые, по словам народа, употребляют во зло доверие императора, потому что они из дворян и тянут в пользу своих личных выгод. Если бы кто вздумал сделать малейшее покушение против прав верховной власти, они первые станут в защиту ее, считая ее опорою против своих естественных врагов. Во все времена у нас принимали участие в волнениях крестьяне, дворянство же никогда.

Указ о праве купцов, мещан и казенных крестьян покупать земли

Именной указ Александра I "О предоставлении купечеству, мещанству и казенным поселянам приобретать покупкою земли" был опубликован 12 декабря 1801 г. Этот указ давал право купцам, мещанам, духовенству и государственным крестьянам покупать в собственность земли и другую недвижимость. Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворянства на земельную собственность (ПСЗ. Т. XXVI. N 20 075).

(См.: Хрестоматия по истории СССР. Т. 2 / Сост. С. С. Дмитриев и М. В. Нечкина. М., 1949. С. 417.)

Желая дать новое поощрение земледелию и промышленности народной соразмерно способам, какие Россия по пространству и положению своему имеет, признали мы нужным право приобретения всяких под разными именами известных земель без крестьян и владения всем тем, что на поверхности и в недрах их находится распространить на всех российских подданных кроме тех, кои причислены к помещичьим владениям. - И вследствие того предоставляем не только купечеству, мещанству и всем городским правом пользующимся, но и казенным поселянам, к какому бы ведомству они ни принадлежали, равномерно и отпущенным на волю от помещиков приобретать покупкою земли от всех тех, кои имеют по законам право на продажу, и утверждать таковые приобретения за собою совершением купчих каждому от своего имени в учрежденных на то местах законным порядком, собственность их ненарушимо ограждающим. Правительствующий Сенат, сходственно сему, не оставит учинить надлежащие распоряжения.

Количество земли, приобретенное государственными крестьянами в собственность с 1801 по 1858 гг.

Приводимые ниже данные позволяют судить о результативности указа от 12 декабря 1801 г. о праве купцов, мещан и казенных крестьян покупать землю. Здесь приводятся сведения о численности государственных крестьян, приобретших земли в собственность с 1801 по 1858 гг. на основании данного указа, и о размере принадлежащей им земли по 33 российским губерниям на 1858 г. В целом к моменту отмены крепостного права лицами других сословий было приобретено менее 3 % дворянской земли.

(См.: В. Вешняков. Крестьяне-собственники в России. СПб., 1858. С. 10-11.)

Помещичьи хозяйства после реформы 1861 г. перестраивались на капиталистические методы, на наемный труд и в ходе этой перестройки помещики также испытывали своеобразное расслоение. Основой существования значительной части помещичьих хозяйств в то время служили отработки. Иногда крестьяне отрабатывали долг (например, ссуду, взятую для уплаты выкупных платежей), иногда расплачивались своим трудом за аренду помещичьей земли.

Но во всех случаях отработки имели общую черту, отличавшую их от капиталистического найма: крестьяне работали на земле помещика со своим рабочим скотом, своим инвентарем, а следовательно, помещик еще не выступал как капиталист — не вкладывал капитал в производство. Крестьянин работал со своими средствами производства, следовательно, не был отделен от них, не являлся наемным рабочим. В этом смысле отработки — продолжение феодального хозяйствования.

И участвовали в отработках средние крестьяне. Бедняк не мог отрабатывать, потому что у него не было рабочего скота. Кулак арендовал землю у помещика, мог заплатить за аренду деньгами. Отработки тормозили расслоение крестьянства. Когда крестьянское хозяйство оказывалось на грани разорения (например, пала лошадь или не осталось зерна для посева), крестьянин мог взять у помещика ссуду под отработки и остаться в составе среднего крестьянства.

Почему помещики стали широко практиковать отработки? Потому что, с одной стороны, еще не созрели условия для ведения капиталистического хозяйства: еще не сформировался достаточно большой контингент сельскохозяйственных наемных рабочих, сельскохозяйственное машиностроение в России только еще рождалось, а сами помещики еще не привыкли заниматься капиталистическим предпринимательством. С другой стороны, условия крестьянской реформы давали широкие возможности для отработок. Возможность отработок порождалась и отрезками, и выкупными платежами, и аппаратом Василия, который оставался под контролем помещиков.

К тому же отработки — даровой труд: помещику не надо платить за работу. А если рассматривать стоимость аренды или величину ссуды с процентами как заработную плату, то окажется, что эта плата намного ниже, чем при найме, потому что отработки — кабальная работа и здесь свою волю диктовал помещик. Арендовать землю под отработки можно было не у любого, а только у "своего" помещика, просить ссуду — тоже. Приходилось соглашаться на его условия. А если обязался отработать, то власти заставляли выполнить эту работу, даже если свой хлеб у крестьянина оставался неубранным.

Таким образом, труд крестьян при отработках — кабальный, почти принудительный. А производительность такого труда, как мы знаем, всегда бывает низкой. Технический уровень в большинстве помещичьих хозяйств оставался таким же низким, как и у крестьян. Примитивная техника и низкая производительность труда настолько понижали уровень производства, а следовательно, и рентабельность хозяйства, что понижение съедало не только экономию на заработной но и прибыль владельца.

Поэтому те выгоды дарового труда, на которые прельстились помещики, оказались иллюзией. Отработочные помещичьи хозяйства приходили в упадок, и помещики разор; После освобождения крестьян значительная часть помещиков залезала в долги, заложила имения, а затем эти имения пошли с молотка. В 80-х гг. в среднем за год продавалось 160 помещичьих имений, а в 90-х гг. — свыше 2000. Покупали имения лаки. К 1905 г. в руки этих новых землевладельцев, не перешло уже около половины бывших помещичьих земель

Следует подчеркнуть, что здесь речь идет именно о помещичьих владениях. После отмены крепостного права в руках помещиков осталась приблизительно четверть сельскохозяйственных угодий. Только 6—7% этих угодий находил» тогда в руках других частных собственников, третья часть общинной собственности крестьян, еще одна треть —в собственности государства.

Для помощи помещикам в 80-х гг. были основаны два банка; Дворянский земельный банк, который на льготных условиях давал помещикам ссуды под залог земли, и Крестьяне земельный банк, который принимал на комиссию землю от помещиков для продажи крестьянам и благодаря своей монополией поддерживал высокий уровень цен.

Но разорялась и теряла землю лишь половина помещик Другая половина вполне успешно перестраивала свои хозяйства в крупные капиталистические фермы. Эти помещики применяли научные достижения агротехники, машины, минеральные удобрения, разводили породистый скот. Вместо отработок они нанимали рабочих. Наем диктовал необходимость применения передовой техники. Наемный труд обходился дороже отработок, потому что рабочий имел возможность выбора и нанимался к наиболее щедрому хозяину

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • .

В феврале 1812 года, незадолго до вторжения Наполеона, в Российской Империи впервые был введен налог на доходы. Помочь казне решили в том числе за счет дворян, которые до этого государственные налоги официально не платили. Идея не внушала оптимизма, но обернулась примером фискальной дисциплины аристократов. Феномен успешной реформы изучила Елена Корчмина.

История умалчивает

Эпизод 200-летней давности тем интереснее, что мониторинг уплаты подоходного налога даже сегодня очень сложно осуществлять. В 1812-м к успеху привела инновационная система сбора платежей, но узнать ее подробности оказалось не так-то просто.

В международных исследованиях пример упоминается редко, несмотря на то, что Россия ввела подоходный налог одной из первых, причем с самой высокой на то время ставкой — 10%. В отечественной историографии закрепилось мнение, что дворяне массово уклонялись от уплаты, и значение реформы в целом очень скромное.

Эта точка зрения, уверена Елена Корчмина, результат недостаточного изучения вопроса и предвзятого отношения к дореволюционной элите. Реальность была иной: уровень налоговой дисциплины московского дворянства оказался высок, доля тех, кого можно назвать «налоговыми уклонистами», составила около 30% .

Расчеты основаны на комплексе уникальных архивных источников: индивидуальных налоговых декларациях около 4000 дворян, владевших недвижимостью в Московской губернии, материалах деловой и личной переписки, официальных банковских документах. Выборка охватывает почти 100% потомственных дворян губернии и 2,5% всего потомственного дворянского населения России.

Ставка на рост

Одной из проблем российского бюджета в начале XIX века было погашение внешнего государственного долга. Средства на его обслуживание госсекретарь Михаил Сперанский искал в том числе через повышение старых и введение новых налогов, поэтому 11 февраля 1812 года вышел манифест, вводивший временный сбор с доходов помещиков.

Налогом облагались все виды экономической деятельности, приносившие дворянину прибыль. Информацию о доходах он должен был предоставлять сам ежегодно. Суммы до 500 рублей от налога освобождались, далее, по мере их увеличения, ставка поэтапно росла от 1% до 10%.


Мировая практика подоходного налога только зарождалась. В 1799 году сбор с доходов ввела Великобритания. В английской версии необлагаемый минимум составлял 60 фунтов, годовые отчисления могли достигать 10%.

Таким образом, принципы налогообложения в двух странах были схожи. Но организации сбора платежей кардинально отличалась. Британский плательщик сдавал декларацию в государственные органы, где она проверялась. В России чиновники не имели отношения ни к собиранию сведений, ни к их проверке.

Самоуправление вместо бюрократии

Логичный, казалось бы, путь в казенную палату (представительство Министерства финансов) в этом случае не срабатывал. Сведения надлежало направлять в выборный сословный орган – дворянское депутатское собрание в губернии, состоявшее из предводителя дворянства (председателя) и депутатов от каждого из уездов.

«Правительство понимало, что у чиновников нет ресурсов для сбора и проверки налоговых деклараций дворянства. Чтобы выяснить его экономический потенциал, потребовались бы годы — госслужащие не знали и не могли узнать доходов помещиков, по большому счету они не представляли и численности дворян в губернии. Поэтому процесс сбора налогов, а по сути, вся трудоемкая черновая работа была передана самому дворянскому сообществу», — говорит автор исследования.

Депутатские собрания получили широкий круг обязанностей:


принимали декларации и регистрировали их в специальных протоколах (интересно, что сведения о доходах не должны были быть публичными, но на заседаниях собрания после получения очередной порции деклараций зачитывались фамилии дворян с указанием доходов, и эти сведения могли легко начать циркулировать в местном дворянском обществе на уровне «слухов»);

направляли в казенные палаты списки налогоплательщиков с указанием уплаченных сумм;
выявляли уклонистов (тех, кто не отправлял деклараций самостоятельно), оценивали их доходы и по результатам оценки платился двойной налог.

Государство при такой системе просто собирало деньги. Переложив нагрузку на сословное самоуправление, оно минимизировало затраты и получило необходимый эффект.

Доход по справедливости

Основной доход российская знать имела от поместий: собственно сельскохозяйственное производство, мукомольное, лесопильное, сдача в аренду пастбищ и земель, разведение лошадей и проч.

Для всего этого требовался труд крепостных крестьян, следовательно, именно они являлись ключевым элементом в определении уровня богатства и в расчетах налоговых выплат.

Для оценки прибыльности имения сами дворяне использовали такой параметр как «рублевый доход на одного крепостного» (количество денег, заработанных крестьянином для помещика). «Параметр не отражал максимальный возможный доход, скорее, его стоит расценивать как справедливый доход, то есть такой, который дворянин считал для себя приличным и достаточным», — поясняет Елена Корчмина.

Анализ всей совокупности источников показал, что «достаточным» в 1811–1812 годах было около 10 рублей на одного крепостного мужского пола. Цифру подтверждают разные документы — от бухгалтерских до писем и мемуаров. Князь Александр Голицын 21 апреля 1812 года сообщал своему приказчику: «С сею почтою препроводив подписанные мною объявления о доходах, я еще пользуясь сим случаем, нужным почитаю сказать тебе, что большая часть здешних помещиков как и приезжающих из Москвы сказывают, что они намерены доход объявлять по особливым своим ращетам, и именно не более как по 10 рублей с души. Есть ли таковых образцов будет довольно: то я не знаю, для чего бы и нам не поступить согласно со всеми…».

Богатые vs бедные

10 рублей на одного крепостного в декларациях 1812 года указали 14% дворян Московской губернии, 53% зафиксировали более 10 рублей, 34% — до 9 рублей.

Потенциально 34% и есть «группа риска», то есть те, кто занижал доход, чтобы не платить налог в полном объеме. На первый взгляд, это более чем очевидно: среди указавших меньше 10 рублей, высока доля богатых аристократов: 50% из задекларировавших 5 рублей с крепостного и 40% — 6–8 рублей.

Но судить только на основе налоговых заявлений неправильно по двум причинам:


доход на одного крепостного в крупных поместьях действительно был меньше, чем у мелких землевладельцев . Богатые эксплуатировали крестьян не так интенсивно просто в силу их (крестьян) большего количества, а территориальная рассредоточенность имений приводила к серьезным управленческим тратам. В частности, в 1805 году граф Владимир Орлов получил 216 000 рублей от имения в Пермской губернии, но 106 000 из них ушло на плату управляющим;


большинство дворян из «группы риска» были должниками, то есть тратили часть доходов на платежи по кредитам .
Так, граф Никита Панин израсходовал 100 000 рублей на выплаты в различные государственные и частные займы. Неудивительно, что для налогообложения он заявил лишь 45 000, тогда как по бухгалтерским книгам его доход составлял 145 000 (этот пример первоначально в своей работе привела студентка факультета гуманитарных наук ВШЭ Мария Аксенова).

Честные должники

Дворяне не использовали прямолинейные стратегии уклонения от налогов: не заявляли менее 500 рублей, чтобы не платить, либо 1999 рублей вместо 2001, чтобы платить меньше. Не злоупотребляли и правом на налоговый вычет (льготы).

Льготы полагались тем, кто имел кредитные обязательства. Выплачивающих кредиты, судя по декларациям, было много, однако декларации, напомним, не проверялись — все суммы вписывались без контроля и необходимости доказательств. Но честность победила. Сопоставление данных с официальными реестрами банков подтвердило достоверность заявленного в около 75% случаев.

«Учитывая, что дворяне не обманывали государство в отношении долговых обязательств, я не вижу оснований, почему они должны были скрывать сведения о своих доходах», — заключает исследовательница.

Страх и этика

Общая сумма дохода, объявленного дворянством Московской губернии в 1812 году, превысила 15 млн рублей, размер уплаченного налога — 1 миллион. Столичным регионом Россия не ограничивалась (ее европейская часть тогда состояла из 50 губерний), и свою цель — найти средства для погашения внешнего долга — правительство вероятно достигло.

Как и другую — заставить элиту поделиться доходами. 70-процентное соблюдение налоговых требований — высокий показатель. Особенно достигнутый в развивающейся стране со слабым административным ресурсом и через социальную группу, которая по закону имела привилегию освобождения от личных податей.

Возможно, знать приняла нововведение, поскольку нагрузка оказалась невысокой и адекватной финансовым возможностям. Но главными причинами успеха, по мнению Елены Корчминой, было две: организация сбора налога через местное сословное самоуправление и страх перед вторжением Наполеона (на решение аристократов могли повлиять слухи о последствиях его прихода — освобождении крестьян и увеличении налогов).

По всей видимости, огромную роль сыграла «групповая идентичность на основе индивидуальной этики». Элита была готова платить не только потому, что располагала деньгами. Работал механизм социальных санкций, дворянское сословие, с одной стороны, отличалось верностью государству, а с другой — дисциплинированностью и солидарностью в рамках своего круга, придерживалось «корпоративных» норм.

Сословные нормы действовали на всех уровнях. Даже высокопоставленные враги Михаила Сперанского, усилиями которых в марте 1812 года он был отправлен в отставку, легко могли бы, но не стали нарушать закон. Новые налоговые требования, например, выполнила семья историка Николая Карамзина — одного из главных противников Сперанского. А граф Федор Ростопчин прислал декларацию своевременно, указав доход на одного крепостного в 25 рублей — более чем в два раза выше «справедливой» нормы.

Первый прогрессивный налог в России просуществовал шесть лет (отменен в 1819-м). Закон «О государственном подоходном налоге» принят спустя почти век — 6 апреля 1916 года.
IQ

Инвента́рная рефо́рма — реформа, направленная на введение обязательных инвентарей в помещичьей деревне в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине, проводившаяся в 40-х годах XIX века в царствование императора Николая I.

Содержание

Проведение реформы

Подготовка к проведению

Инициатива проведения реформы с целью ограничения произвола помещиков первоначально исходила от витебского губернатора Львова, направившего докладную записку с предложением ввести обязательные инвентари министру государствеенных имуществ Павлу Дмитриевичу Киселёву. Киселёв предложил ввести обязательные инвентари только в имениях, взятых в опеку государством из-за злоупотребления помещиков. Предложение было представлено Николаю, который с мнением Киселёва не согласился и рекомендовал ввести обязательные инвентари во всех помещичьих имениях, но только на территории западных губерний. Подготовка правил введения инвентарей была поручена Комитетом западных губерний министру внутренних дел Льву Алексеевичу Перовскому.

13 августа 1840 года был издан первый акт об инвентарях — распоряжение о производстве люстрации и введении инвентарей в имениях, взятых в опеку за злоупотребление помещичьей властью в Белоруссии, Литве и Правобережной Украине. На местах помещики-злоупотребители полностью игнорировали распоряжение правительства. Первый инвентарь был утверждён только в 1845 году, в целом мероприятие было закончено к 1846 году.

Проведение по закону от 15 апреля 1844 года

Законом от 15 апреля 1844 года в было начато проведение инвентарной реформы в помешичьей деревне. В каждой из 9 западных губерний создавались губернские комитеты, называвшиеся «Комитетами для рассмотрения и составления инвентарей помещичьим имениям в Западных губерниях». В состав комитета входили гражданский губернатор в качестве председателя, пять местных помещиков, избираемых дворянами, и четыре чиновника. В законе подчёркивалось, что инвентари никак не урезают прав помещиков. Инвентари вводились не более как на 6 лет. В течение этого времени предполагалось выработать более совершенные правила для создания новых инвентарей. Указывалось приоритетное значение норм уже существующих инвентарей, а если их не было создание новых на основе реального положения.

В Виленском генерал-губернаторстве к 1848 году инвентари были введены в действие практически повсеместно. В Витебском — было введено всего около 10 % инвентарей [1] . Работы по введению инвентарей продолжались до 1857 года, когда были прекращены ввиду начала подготовки к реформе 1861 года [2] .

В Киевском генерал-губернаторстве реформа проводилась особенно активно. При личном участии генерал-губернатора Дмитрия Гавриловича Бибикова были составлены и приведены в действие довольно строгие по отношению к помещикам «Правила для управления имениями по утвержденным для оных инвентарям в Киевском генерал-губернаторстве». Первая редакция «Правил» была издана в 1847 году, вторая — годом позже [3] .

Цели реформы

Цели реформы не совсем ясны. Николай Николаевич Улащик считал, что целью реформы было улучшение положения крестьян ввиду общего кризиса феодальной системы. Причиной проведения реформы лишь в западных губерниях он называл сопротивление русских помещиков центральных губерний России. По мнению Улащика, нежелание властей портить отношения со «своими» помещиками не распространялось на западные губернии, где было мало русских помещиков, а «польские» не внушали властям доверия [1] . В советской историографии было также распространено мнение, что истинной целью проведения реформы было переманивание крестьян на сторону правительства перед возможностью «польского восстания» [4] .

Итоги и значение реформы

Итоги реформы оцениваются по разному. Большинство исследователей считают, что в результате реформы положение крестьян ухудшилось, так как в инвентарях повинности были завышены помещиками. Между тем, ряд исследователей указывают и на прогрессивность реформы. В случае превышения помещиками норм, закреплённых в инвентарях, частновладельческие крестьяне впервые получили возможность жаловаться. В источниках отмечается, что инвентари «поколебали уважение крестьян к помещику» [1] .

Читайте также: